Меню

Влади мир его рович мако вский девушки освещенные солнцем

Дореволюционная Россия в картинах Владимира Егоровича Маковского.

Владимир Маковский – один из ярких представителей московской школы художников, признанный мастер «малого жанра», создатель яркого короткого рассказа в живописи. Его искусству в целом свойственны спокойные интонации без надрыва, задушевный юмор, ясные лаконичные композиции, точные наблюдения.

В своих живописных и графических произведениях он «не выносит приговора» и не осуждает. Его точка зрения на мир благодушна, терпима, снисходительна. По образному выражению современника он «из самого тенденциозного сюжета умел сделать нетенденциозную картину».

Художник двигался в направлении, заданным в 1860-е годы московскими живописцами Юшановым, Шмельковым, отчасти Невревым. Однако, внутренне тяготея к традиции бытописательства, он все чаще отказывался от обличения и критики, характерной для московского жанра 1860-х в лице Перова, Прянишникова, Неврева. Его критика носила иной характер. Между тем, современники воспринимали его как продолжателя традиций Федотова и Перова.

Образ жизни художника, большая популярность, и конечно же, происхождение, сильно выделяли его из среды передвижников. Если Ярошенко был вынужден работать на военном заводе, Савицкий жил впроголодь, как впрочем, и Мясоедов, который с трудом продавал свои картины, то Владимир Маковский пользовался большой популярностью у московской публики, его картины хорошо продавались всегда.

По воспоминаниям современников «жил Маковский богато, имел по сравнению с другими художниками значительный капитал … выработанный упорным трудом, постоянной систематической работой … Картины Маковского были очень дороги: сотни и тысячи рублей. Покупателями являлись, конечно, только лица, обладавшие большим капиталом, аристократы, двор, иногда музеи».

Маковский – коренной москвич, его отец Егор Иванович – родоначальник большой художественной династии, человек широко образованный, знаток и любитель искусства, коллекционер, один из видных общественных деятелей художественной Москвы. Он стоял у истоков Московского училища живописи и ваяния, противостоявшего демократичностью своего устава и системы образования Академии художеств в С.-Петербурге. Братья Владимира Маковского Константин и Николай, сестра Александра и старший сын Александр были художниками, племянник Сергей Маковский – известным критиком.

В 1870-е годы Маковский выступил с серией бытовых картин, раскрывших в полной мере талант жанриста. Его жанры забавны и смешны, иногда комичны, порой доходят до иронии, редко – до трагедии, и никогда – до карикатуры. Он подмечал на первый взгляд как бы случайное и не существенное, словно выхватывая фрагмент из будничной «вялотекущей» жизни, чаще городской, поскольку она была ему более понятна и близка. Однако в его художественной интерпретации всякий раз «малоинтересное» оказывалось достойным изображения и приятным для глаза.

Маковского всякий раз привлекали люди «средней руки», мещане, поглощенные обыденными интересами. По большей части, его герои – люди простодушные, наивные, сочувствующие ближнему и почти всегда – безобидные и скромные. Своей незадачливостью они пробуждают чувства симпатии и сострадания.

1880-е годы – период наивысшего творческого успеха. Маковский предстал крупным мастером-рассказчиком. По выразительности и меткости созданных им художественных образов не мог сравниться, пожалуй, никто из современников. В эти годы он создал наиболее весомые произведения, завоевавшие большую популярность у русской публики и названные критикой «картинами – новеллами». В скромных по размеру полотнах художник развернул пронзительные «внутренние драмы», посвященные судьбе бедного и бесправного, маленького и несчастного человека.

Грусть, умиление, печаль в позе и глазах матери, пришедшей из деревни навестить отданного «в люди» сына – в картине «Свидание». Томительное ожидание приема земского врача – в картине «За лекарством». Тонкие по эмоциональному звучанию образы посвящены непростым отношениям мужчины и женщины в картинах «На бульваре» и «Объяснение».

Отдельную линию в творчестве художника представили работы бытописательского свойства, в которых он интересовался нравами, традициями и бытовыми подробностями. Мемуаристы не раз свидетельствовали о том, как хорошо Маковский знал Москву: «Он посещает все богадельни…Он знает все захолустья Москвы, все трущобы, его встретите на рынках, на народных гуляниях, на всех толкучках и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульваре…».

В 1880-90-е годы Вл.Маковский, являясь представителем старшего поколения передвижников, примкнул к консервативному крылу Товарищества, открыто заявив о своем неприятии новых проявлений художественной жизни. Он отрицательно отнесся к приобретению П.М.Третьяковым картины В.А.Серова «Девушка с персиками», не принимал он и творчество М.А.Врубеля и тд.

В 1894 г. художник покинул родную Москву и отправился в Петербург, где тогда в Академии художеств проходила реформа преподавания. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи. Несмотря на большую занятость в академических классах, Маковский продолжал и активную творческую работу.

В 1896 г. он совершил поездку но Волге, в результате которой появилась серия картин, изображающих народные типы — грузчиков, бурлаков, босяков (во многом они перекликаются с литературными образами рассказов молодого М. Горького).

Читайте также:  Солнце не может завидовать свечке

В том же году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском ноле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка», которая долгое время была запрещена цензурой. Революционная ситуация в России нашла отражение и в произведениях «Допрос революционерки» и «Девятое января 1905 года на Васильевском острове» .

Однако, жанрист по природе, Маковский не смог подняться в этих картинах до больших исторических обобщений. Лучшими в его творчестве продолжают оставаться незатейливые и правдивые бытовые сценки.

Источник

Владимир
Егорович Маковский

Владимир Егорович Маковский (26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград) – русский художник, яркий представитель и один из руководителей Товарищества передвижных выставок. Преподавал в натурном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, вел живописную мастерскую в Императорской Академии художеств.

Особенности творчества Владимира Маковского: Лучше всего Маковскому удавались небольшие жанровые картины, идеально – с двумя персонажами. Он – признанный мастер «малого жанра». Сюжеты работ Владимира Маковского, как правило, литературны, глядя на них, зритель видит целую историю, включающую не только изображенный момент, но и предшествующие, и последующие события. Эпизоды повседневной жизни – любимая тема художника. Как видно из биографии Владимира Маковского, при жизни он был весьма успешным, а тот факт, что главные персонажи его картин – бедняки, не препятствовал установке достаточно высокой цены на его работы.

Владимир и Константин Маковские: два брата, два мира и кое-что общее

Художник Владимир Маковский: происхождение и образование

Семья Маковских в свое время была одним из культурных центров Москвы. Мать обладала прекрасным голосом, преподавала в Московской консерватории. Отец – художник, коллекционер, музыкант Егор Маковский – один из основателей Московского «натурного класса», хорошо известного как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там начинали свое обучение и Владимир, и Константин. Также у них был брат, художник-архитектор Николай и две сестры – художница Александра и артистка Мария. Владимир, как и Константин, называл своим первым учителем отца. По некоторым сведениям, его в детстве также обучал Тропинин. А официально учебу оба начали в Московском училище. С передвижниками Владимир Маковский связался в 1872 году, через два года стал одним из организаторов их выставок.

В 70-80-е годы написаны самые лучшие его произведения. Большинство из них так или иначе связаны с жизнью бедных. Максимально талант Владимира Маковского проявился в изображении жанровых сцен, его называли художником-новеллистом. Глядя на его картины, мы «считываем» с каждой целую повесть, знаем, что было с героями до этого момента, предполагаем, что будет с ними после. Причем если бедные люди на картинах Константина Маковского иногда при смене наряда могли показаться завсегдатаями аристократического салона, то Владимир Маковский весьма убедителен в изображении низов – похождения по дешевым районам и ночлежкам не прошли даром. «Он посещает все богадельни…Он знает все захолустья Москвы, все трущобы, его встретите на рынках, на народных гуляниях, на всех толкучках и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульваре» , – вот что о нем писали современники.

Его малые истории, небольшие картины на бытовые темы отличаются удивительной теплотой и человечностью. При этом нередко им свойственна тонкая ирония, которая никогда не доходит до уровня сатиры (1, 2).

Маковский вёл в Московском училище живописи, ваяния и зодчества натурный класс, а в 1894 году его пригласили преподавать в Академию художеств, ради чего он переехал в Петербург. Идеолог передвижников критик Владимир Стасов считал это решение большой ошибкой, уверяя, что в отрыве от московских корней Маковский превратился в салонного живописца.

Личная жизнь, художественные взгляды и «скрипка Маковского»

Владимир Маковский в 22 года женился на Анне Герасимовой, певице, дочери архитектора Московской дворцовой конторы. Их сын Александр стал художником-пейзажистом, а второй, Константин – архитектором.
Маковский – плодовитый художник. Известно около полутора тысяч его картин. Некоторые современники считали, что столь активно он работал для того, чтобы обеспечивать супруге образ жизни, к которому она стремилась. Это тоже верно, однако его финансовое положение хотя и не было столь блестящим, как у старшего брата, нельзя было сравнить его, например, с плачевным положением дел Ивана Крамского, который оказался практически в портретном рабстве. Похоже, Маковскому просто самому нравилось быть в гуще событий, постоянно учиться, схватывать на лету, немедленно воплощать свои впечатления на холсте. Впрочем, не только на холсте – применительно к Владимиру Маковскому нередко поминают и «скрипку Энгра» ( см. биографию Энгра) .

Читайте также:  Параллель солнца с ураном

Русский художник был большим поклонником музыки и даже приобрел весьма дорогостоящую скрипку работы Гварнери. Если верить воспоминаниям передвижника Якова Минченкова, музыкальные таланты Маковского предстают весьма сомнительными (потому и скрипка Энгра вспоминается!), а сам Маковский – человеком чрезвычайно меркантильным, холодным, лишенным увлеченности и подразумевающим лишь выгоду. Однако не будем забывать обстоятельства их знакомства: Минченков провалился при поступлении в Училище живописи, искал протекции бывшего тогда старшим преподавателем Владимира Маковского, но не добился ее. Училище он позже окончил и в Товариществе передвижников состоял, но, похоже, злые чувства к Маковскому затаил. По крайней мере, в его мемуарах добрых слов в адрес художника мы не найдем. А вот Поленов с удовольствием вспоминал музицирование Владимира Маковского. Впрочем, Минченков не пощадил и преподавательской деятельности Маковского, заявляя, что тот не мог ничему научить учащихся. Между тем, его учениками были такие представители Союза русских художников как Архипов, Головин, Бакшеев, Мешков, Аладжалов. А вот к новым веяниям в искусстве Владимир Маковский оказался категорически нетерпим. Хорошо известно его высказывание о картине Серова «Девушка, освещенная солнцем» . Он возмущенно спросил Павла Третьякова: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис»?

Революцию Маковский принял, но после нее прожил всего лишь два года, получая, кстати, пенсию от советского правительства.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • =ОБЩИЙ ОТДЕЛ= (31537)
  • =Ж З Л= (8663)
  • =П И С Ь М А= (57)
  • =И С Т О Р И Я= (7018)
  • =С Т И Х И= (6557)
  • =В И Д Е О= (5261)
  • =Моё видео= (6)
  • =И С К У С С Т В О= (4714)
  • =МУЗЕИ= (5)
  • =ИЗ ПЕСКА= (1)
  • =М У З Ы К А= (3103)
  • =КАРТИНЫ, ЖИВОПИСЬ= (2988)
  • =К И Н О= (2715)
  • Документальное кино (768)
  • =И З Р А И Л Ь= (еврейские темы) (2344)
  • =СМЕЯТЬСЯ РАЗРЕШАЕТСЯ= (2216)
  • =КАРТИНА ДНЯ= (2171)
  • =ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ= (1902)
  • =К У Л И Н А Р И Я= (1667)
  • =ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ= (10)
  • =МЕДИЦИНА, ЗДОРОВЬЕ= (1558)
  • =Женская энциклопедия= (245)
  • =Ц В Е Т Ы= (1429)
  • =П Е Й З А Ж И. ФАУНА= (1328)
  • =К У Р О Р Т= (1)
  • =Н А Т Ю Р М О Р Т Ы= (1201)
  • =Н О В О С Т И= (1117)
  • =Д Е Т И= (970)
  • =Мультфильмы= (37)
  • =С Т А Т Ь И= (885)
  • =афоризмы= (390)
  • =Г О Р О Д= (885)
  • =ГОРОДА И СТРАНЫ= (237)
  • =П О Р Т Р Е Т= (851)
  • =КОФЕЙНОЕ= (789)
  • =Чайная= (70)
  • =Шоколадное= (30)
  • =П Р И Т Ч И, ЛЕГЕНДЫ= (769)
  • =УХОДЯТ КУМИРЫ..= (521)
  • =Ф О Т О= (501)
  • =ОТКРЫТКИ= (2)
  • =НОВЫЕ ИМЕНА= (469)
  • =ПАМЯТНИКИ,СКУЛЬПТУРЫ,ФОНТАНЫ= (433)
  • =К Н И Г И= (426)
  • =ВОЙНА. ДЕНЬ ПОБЕДЫ= (425)
  • =РАССКАЗ= (418)
  • =ПРОСТО И КРАСИВО.ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО== (403)
  • =К У К Л Ы= (29)
  • =Ч А С Ы= (2)
  • =Д У Х И= (2)
  • =О Д А= (396)
  • =А Р Х И Т Е К Т У Р А= (345)
  • =С К А З К И= (301)
  • =Т Е А Т Р= (259)
  • СПЕКТАКЛЬ (6)
  • =Т А Н Ц Ы= (230)
  • =БА Л Е Т= (52)
  • =М О Д А= (217)
  • =МОИ РАБОТЫ= (187)
  • =МОЯ СЕМЬЯ= (137)
  • =ФАРФОРОВАЯ НЕЖНОСТЬ= (183)
  • =Р А М О Ч К И= (86)
  • =О Т Н О Ш Е Н И Я= (71)
  • =ИЗ Д Е Р Е В А.. (71)
  • =ИЗ БУМАГИ= (2)
  • =ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ. = (64)
  • =Праздники= (63)
  • =ДЕНЬГИ, МОНЕТЫ= (60)
  • =Н А У К А= (49)
  • =Р Е Т Р О= (49)
  • =Ё Ж И К= (45)
  • =ТВОРЧЕСТВО МОИХ ДРУЗЕЙ= (42)
  • =Б А Т И К= (37)
  • =НЕЦКЭ.СЛОНОВАЯ КОСТЬ= (31)
  • =Холодное оружие= (2)
  • =НА ФОНЕ ЗАКАТА= (31)
  • =С П О Р Т= (28)
  • =М Е Б Е Л Ь= (28)
  • =ИНТЕРЬЕР= (18)
  • =ЭДУАРД АСАДОВ= (27)
  • =Ц В Е Т= (26)
  • =СТЕКЛЯНАЯ СИМФОНИЯ= (26)
  • Техническая (20)
  • =МИНИ МИР= (17)
  • =С П Л Е Т Н И= (15)
  • =МИНИ МИР= (11)
  • =И Г Р Ы= (10)
  • =ИГРУШКИ= (8)
  • =Г Ж Е Л Ь= (10)
  • =Р А Д И О= (8)
  • =В И Т Р А Ж И= (8)
  • =ПОД ОДНИМ ЗОНТОМ= (8)
  • =ПРАВИЛА ЖИЗНИ= (7)
  • =ЗАПОВЕДИ= (7)
  • =СВАРОВСКИ= (7)
  • =ГЕОМЕТРИЯ ОКОН= (7)
  • =З А К О Н Ы= (6)
  • =МАГИЯ. ФЭН-ШУЙ (6)
  • =ИНТЕРВЬЮ= (5)
  • =РУССКИЙ ЯЗЫК= (Загадки,поговорки,правила) (3)
  • =М а р к и= (3)
  • =НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО= (2)
  • =КАРВИНГ= (2)
  • =Т Е С Т = (2)
  • =ЧЕКАНКА= (1)
  • =ОРИГАМИ= (1)
  • =ЗНАЧЕНИЕ ИМЕН= (1)
  • =МОРЕ, РЕКИ, ВОДОПАДЫ= (1)
  • =Г О Р О С К О П= (1)
  • =АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ= (1)
  • =Т Ю Р Ь М А= (1)
  • (0)
  • (0)
Читайте также:  Солнце светит пахнет хлебом лес шумит река трава

Метки

Музыка

Я — фотограф

Художник Елена Вавилина. Акварельные цветы

Настольные игры онлайн

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

♥ღ♥Художник Владимир Егорович Маковский (1846 — 1920)♥ღ♥


Автопортрет

Честное слово, удивительно талантливый художник. Ему одновременно повезло и не повезло родиться в семье известных живописцев – все творили в одно время и публика просто… терялась. Это какой Маковский?

А с годами всё стало ещё хуже – есть фамилия Маковский, и удивление, что, оказывается, Маковский не один. И даже не два Маковских. А целых пять и все художники! Вы пройдите по сайтам посвященным живописи и попробуйте разобраться, какие картины написаны Егором Ивановичем, а что писали его дети. Путаница ужасная.

Хотя у каждого художника Маковского свой уникальный почерк, своё видение, свой талант, свой след в мировой (действительно в мировой) живописи.

Художник Владимир Егорович Маковский родился в январе 1846 года, в Москве, в семье известного живописца и основателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Маковского Егора Ивановича.

Мама Владимира – Любовь Корнилиевна (урожденная Моленгауэр).

В семье было 5 детей: Александра, Константин, Николай, Владимир, Мария. Младшая сестра художника, Мария, стала певицей. Все остальные дети известны истории, как художники. И художники совсем не рядовые — действительно великие живописцы.

Семья проживала в квартире с видом на Кремль на берегу Москва-реки. В доме часто бывали известные люди – Гоголь, Глинка, Брюллов, Тропинин, Щепкин и т.д. Любовь Корнилиевна организовывала музыкальные, рисовальные и литературные вечера, которые были известны всей Москве.

От мамы Владимир Егорович унаследовал красивый голос, брал уроки игры на гитаре и скрипке, с раннего детства начал рисовать – первым учителем рисования у мальчика был В.А. Тропинин. В возрасте 15 лет Владимир Егорович написал первую настоящую картину «Мальчик продающий квас».

С 1861 по 1866 год Владимир Маковский учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, получает звание классного художника III степени и серебряную медаль за картину «Литературное чтение» (картина есть в галерее и вы имеете возможность оценить силу таланта двадцатилетнего художника).

Через три года Владимир Маковский получает звание классного художника I степени и золотую медаль. В этом же году в семье Владимира Егоровича рождается первенец и художник увлекается темой детства – он пишет целую серию картин на детскую тематику. Картину «Игра в бабки» покупает для своей галереи П.М. Третьяков. Можно говорить о том, что в 1869 году к художнику пришло всероссийское признание – в Третьяковскую галерею приобретались только лучшие картины.

В 1873 году за картину «Любители соловьев» Владимиру Маковскому присваивается звание академика, а сама картина выставляется на Всемирной выставке в Вене. Вот что написал о этой картине Фёдор Достоевский:

…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще.

В 1872 году Владимир Маковский становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, а через два года его избирают членом правления Товарищества.

С 1882 года по 1894 год Владимир Егорович преподает живопись в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1892 году художнику присвоили звание профессора.

В 1895 году Владимир Егорович Маковский назначается ректором Петербургской Академии художеств. Он возглавлял академию до 1918 года.

Умер художник в феврале 1920 года, похоронен на Смоленском православном кладбище в Петербурге.

Я очень долго подбирал картины для своей галереи. Тяжелый выбор. Владимир Егорович много работал и после него осталось щедрое творческое наследие. И все работы просто неразумно «втискивать» в одну галерею – глаз «замыливается», пропадает радость обретения, если так можно сказать. Я выбрал, для начала, 25 работ. Может быть не самых лучших из того, что было написано художником. Но я намерен продолжить тему и опубликовать на сайте если не все, то максимально возможное количество работ этого живописца.

Источник

Adblock
detector