Внеклассное занятие «Что такое космос»
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Представлен конспект занятия по теме «Что такое космос «
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал к внеклассному занятию «Что такое космос» | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое космос»
1. Систематизировать и расширить представления детей о космонавтике;
- Познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека.
- Воспитывать интерес к природе, к происходящему в мире.
— Рисунки детей, посвящённые дню космонавтики;
— Портрет Ю.Гагарина, иллюстрации космической станции «Мир» и космического корабля «Восток», космонавта, искусственных спутников и т
— Выставка книг про космос;
— На отдельных листках даты: 12 апреля 1961 год, 108 минут = 1 час 48 минут, космический корабль «Восток» и космическая станция «Мир», 15 лет с 1986 года , 4 октября 1957 год; слова – скафандр, гермошлем космонавт, спутник.
Учитель: Ребята, кто догадается, чему будет посвящено наше мероприятие? Может кто-то скажет какой праздник недавно отмечала наша страна( 12 апреля – день космонавтики )
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ про космос
Что такое космос?
Абсолютно всё, что существует в мире, Земля, другие планеты, звёздные системы и галактики, чёрные дыры… Всё, что есть на каждой из этих звёзд и планет, всё, что есть между ними – всё это космос.
Космос включает в себя межпланетное, межзвездное, межгалактическое пространство со всеми находящимися в нем телами. Говоря о космосе (космическом пространстве), часто имеют в виду не всю Вселенную, а лишь межпланетную и околоземную среду, которая находится за пределами атмосферы Земли. В этом смысле термин «космос» получил широкое распространение после запуска в 1957 г. в СССР первого искусственного спутника Земли и начала исследования околоземной и межпланетной среды с помощью различных космических летательных аппаратов.
Солнечная система – это солнце и совокупность планет, которые находятся на одной орбите с солнцем и зависят от него. В нашей солнечной системе находятся 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Меркурий – самая ближайшая планета к солнцу, а наша Земля – третья по счету. Среди этих планет только на нашей есть жизнь. Она находится на самом благоприятном расстоянии от солнца. Если бы она находилась чуть ближе к нему – мы бы сгорели, чуть дальше – замерзли бы в ледниках.
Все девять планет вращаются вокруг своей оси и одновременно вокруг солнца. Солнце обладает гравитационной силой, то есть притяжением. Поэтому планеты вращаются вокруг него всегда на одинаковом расстоянии и не улетают в открытое пространство космоса. У некоторых планет есть спутники, которые вращаются вокруг них и вместе с ними вокруг солнца. Например, спутник нашей планеты – Луна.
Луна́ ( лат. Luna) — естественный спутник Земли . Самый близкий к Солнцу спутник планеты, так как у ближайших к Солнцу планет, Меркурия и Венеры , спутников нет. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планеты Солнечной системы . Среднее расстояние между центрами Земли и Луны — 384 467 км(0,002 57 а. е. ,
30 диаметров Земли). Луна является единственным астрономическим объектом вне Земли, на котором побывал человек .
Солнце, в свою очередь, тоже вращается вокруг центра галактики вместе с остальными небесными телами, а также вокруг своей оси.
Вселенная – это огромное пространство, заполненное планетами, звездами, галактиками, черными дырами, туманностями и т.д. Наша планета – это всего лишь песчинка в бесконечных просторах вселенной.
Скопления звезд с планетами образуют галактики. Галактики бывают большие и маленькие, а их количество бесконечно. К тому же, современные ученые высказывают теорию, что вселенная расширяется, то есть растет. А значит галактики, планеты и звезды постепенно отдаляются друг от друга, расширяя горизонты вселенной. Самое интересное то, что вселенная не имеет границ и мы никогда не узнаем, где ее начало и конец.
Галактика , в которой находится наша планета, называется млечный путь. Она вмещает в себе огромное количество звезд. Млечный путь мы можем увидеть в ночном небе в виде светлой туманной полосы.
Звезды в галактиках не стоят на месте, они все время перемещаются, а также умирают (то есть взрываются) и рождаются новые.
Солнце – это тоже звезда. Продолжительность жизни такой звезды примерно 10-15 миллиардов лет.
Самыми первые существа, побывавшие в космосе и выжившие, стали знаменитые собаки Белка и Стрелка. В начале 60-х не было в мире более популярных собак, чем эти советские дворняги. Ещё бы! Им впервые удалось в настоящем космическом корабле больше суток летать вокруг планеты и вернуться домой живыми и невредимыми!
После удачного полёта в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали Белка и Стрелка, в космос отправился человек. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной.
И первым человеком, которому суждено было совершить этот прорыв в космос, был гражданин СССР — Ю.А.Гагарин . 12 апреля 1961 года, в истории планеты произошло величайшее событие, сравнимое разве что с изобретением колеса или алфавита. Тысячелетняя мечта всех народов — преодолеть силу тяготения своей родной планеты — стала явью. Впервые было убедительно доказано, что человек может жить и работать в космическом пространстве. «Робкое» проникновение за атмосферу Земли , по идее Циолковского, должно было принести людям «горы хлеба и бездну могущества».
108 минут, один виток вокруг нашей планеты, предстояло сделать Юрию Алексеевичу Гагарину, который стартовал в корабле «Восток» с космодрома Байконор в Казахстане. Уже после полета это краткое космическое путешествие человека было названо «прыжком в неизвестность». А неизвестность была абсолютная. Что там, в космосе? Конечно, там те же самые созвездия и чернота, что видны с Земли. Но человек никогда не оказывался «лицом к лицу» с Вселенной. Выдержит ли его психика? Какие неожиданности может он встретить, защищенный не стокилометровой броней атмосферы, а броней стенок корабля толщиной меньше сантиметра, которые вибрируют при легком постукивании изнутри?
Итак — старт. Рев двигателей, перегрузки. Пятьсот секунд полета «на взрыве», как сказал однажды журналист, обозреватель космической темы Владимир Губарев. Но вот отработали двигатели, как будто легкий толчок в спину — и тишина. Это потом наступит мир звуков от работы приборов, разные поскрипывания, щелчки не всегда понятного происхождения.
А пока наступает знаменитая невесомость. В первые минуты, особенно после стартовых перегрузок, приходит ощущение удивительной легкости, радостное чувство полета, парения. Но парить особенно негде, да и некогда: надо напряженно работать — готовиться к коррекции траектории, сближению со станцией, стыковке.
Гагарин выдержал испытание. Единственное, от чего он не мог удержаться, это от поистине «космического» восторга при виде Земли из космоса, когда, словами Пушкина, «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». Восторг не покидал 27-летнего летчика и еще несколько десятков минут после приземления. После Гагарина люди летали в космос уже с запасом спокойствия и уверенности. «Он всем нам проложил дорогу в космос», — сказал о первом космонавте Земли человек, первым ступивший на поверхность Луны, Нейл Армстронг.
После удачного «покорения» космоса люди и космонавты стали более уверенны. 16 июня 1963 года совершён первый в мире полёт в космос женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой.
«Эй! Небо, сними шляпу», — произнесла Валентина Терешкова, перед тем как стать легендой. Эти слова стали частью истории, как и знаменитое гагаринское «Поехали!».
Первый шаг на пути освоения открытого космического пространства был сделан 18 марта 1965 года, когда лётчик – космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян вышел за пределы космического корабля.
Американский астронавт Нил Армстронг сделал первый шаг по поверхности естественного спутника Земли (21 июля 1969 года).
Светлана Евгеньевна Савицкая — вторая женщина-космонавт в мире и первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос.
Сегодня в космическом пространстве побывало множество человек.
На сегодняшнее время в космосе проходит большое количество различных опытов и экспериментов.
Итак, как располагаются планеты вокруг солнца?
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
— Давайте и мы с вами, ребята, отправимся в космическое путешествие. Поднимите руки, кто из вас хочет полететь в космос? (Все поднимают руки) Отлично! Только мы с вами будем путешествовать по необычным планетам.
— Ребята, а на какой планете мы с вами живем? ( Земля ).
— У нас с вами будет два экипажа, две команды. Экипаж звездолета «Юность» и экипаж звездолета «Мечта». ( Ставятся ракеты на столы экипажей ). Мы с вами будем прилетать на планеты, на которых нас ждут задания. И в конце мероприятия мы с вами увидим, чей экипаж знает о космосе больше, чей экипаж победит. Итак, отправляемся в путь.
1) — Первая планета, на которую мы с вами попали, это планета «Загадочная». Жители этой планеты предлагают нам ответить на загадки, которые они приготовили для вас. ( За каждый правильный ответ экипаж получает звездочку ).
- Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … ( телескоп ) - Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … ( астроном ) - Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … ( Луна ) - До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … ( Ракета ) - У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … ( Космонавт ) - Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете —
На орбите как назло
Появилось … ( НЛО ) - НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый … ( Гуманоид ) - Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость… ( Света )
- Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты -… ( Кометам ) - Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора —
Это черная … ( Дыра ) - В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный … ( Звездолёт ) - Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … ( Галактики ) - А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!
2), — Мы с вами отгадали все загадки и отправляемся дальше. Полетели. Следующая планета на которую мы приземляемся называется «Планета вопросов» Жители этой планеты приготовили для вас блиц опрос .
1. Что сказал Юрий Гагарин в момент старта? (A. Полетели, B. Поехали, C. Вперед, D. Пока)
2.Как называется город космонавтов? (A. Звездный, B. Солнечный, C. Космический, D. Цветочный)
3.Какой прибор является основным инструментом астрономов? (A. Микроскоп, B. Телескоп, C. Фильмоскоп, D. Калейдоскоп)
4.Как называется место старта космических кораблей? (A. Аэропорт, B. Аэродром, C. Космодром, D. Ракетодром)
5.В чем космонавты хранят пищу? (A. В кастрюлях, B. В банках, C. В термосах, D. В тюбиках)
6.На каком из этих устройств можно выйти в космос? (A. На воздушном шаре, B. На аэроплане, C. На самолете, D. На ракете)
7.Какая планета называется «голубой планетой»? (A. Венера, B. Земля, C. Юпитер, D. Марс)
8.Как называется камень, упавший с космоса на Землю? (A. Метеор, B. Болид, C. Астероид, D. Метеорит).
3). Разгадывание кроссворда
- Спутник Земли
- Самая большая планета Солнечной системы
- Источник жизни на Земле
- Гигантские пылающие шары
- Планета с кольцами
- Как назывался корабль Ю.А.Гагарина
- Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне
- Одежда космонавта
- Упавший на Землю камень из космоса
- Первая женщина космонавт
Источник
План-конспект внеурочного занятия «Космос»
План-конспект внеурочного занятия «Космос» в 4 классе
Просмотр содержимого документа
«План-конспект внеурочного занятия «Космос»»
государственное бюджетное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация «Педагогический колледж»
МДК.02.02 Основы организации внеурочной работы в области
Конспект внеурочного занятия (мероприятия)
Тема: «Путешествие в космос»
Возраст обучающихся: 10 -11 лет
Разработал: обучающийся 23-шк. группы
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Гейдебрехт Элина Леонардовна
Г. Черняховск, 2018г.
Тема: «Путешествие в космос»
Форма внеурочного занятия: Игра-путешествие.
Цель занятия: создать благоприятные условия для расширения знаний детей о космическом пространстве, космонавтах, планетах входящих в солнечную систему.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к Родине, чувства гордости за свою страну и ее героев, чувство патриотизма, желания поддерживать традиции и приумножать их; учить быть внимательными и заботливыми к планете Земля, сохранять и беречь её.
Развивающие: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, выработке позитивной самооценки, положительное отношение к занятиям;расширению знаний детей о космосе, известных космонавтах.
Образовательные:формирование способностей обучающихся к новому способу действия; учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с поставленной задачей.
Уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности: 3
Личностные: умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения, на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предложения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы, аргументировать своё предложение, находить общее решение, выражать свои мысли.
Предметные:формирование знаний у обучающихся о космосе, космонавтах, космическом пространстве.
Оборудование: ИКТ, презентация, раздаточный материал,плакаты,звезды, планеты, карточки.
1.Организация начала занятия.
У: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встречи с вами. Сегодня у нас пройдет необычное занятие, а начнём мы его с улыбки улыбнитесь друг другу, глубоко вдохните и выдохните. Желаю вам хорошего настроения.
2.Введение в тему занятия. Целеполагание
У:Ребята посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?
У: Какой сейчас месяц?
У: Какой праздник отмечает наша страна в апреле? Какого числа?
О: День космонавтики- 12 апреля
У:Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос? (ответы детей)
У: (Слайд)Правильно Юрий Алексеевич Гагарин12 апреля 1961 года в космос полетел гражданин СССР — Юрий Алексеевич Гагарин. Имя этого человека известно во всем мире. С детства Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. В 15 лет поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в военное авиационное училище. Человеком он был смелым, находчивым, веселым. Редко злился и очень не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически. 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» облетел вокруг нашей планеты за 108 минут (1 час 68 минут). Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.
Поэтому именно 12 апреля мы празднуем ‹‹День космонавтики››.
У: Этому празднику посвящается наше занятие.
У: Но сегодня у нас пройдет необычное занятие, сейчас вы разделитесь на две команды будете соревноваться в смелости, ловкости, сноровке и смекалки ведь это главные качества космонавтов. За победы в конкурсных заданиях вы будете получать звёзды, в конце мероприятия они понадобятся нам для создания картины «Волшебный космос».
3.Основная часть занятия.
У: Сегодня мы совершим путешествие в космическое пространство.Командиром отряда буду я, а членами экипажа – вы, дорогие ребята. Но для этого нам понадобиться ракета.
У: Ребята чтобы начать наше путешествие нам понадобится ракета, каждой команде дается конверт с частями ракеты. Задача — собрать ракету.
У: Итак, ребята наше путешествие начинается. В добрый путь!Пролетаем воздушную оболочку, выходим в открытый космос.
Планета Марс это одна из самых маленьких планет нашей Галактики. Марс — четвертая от Солнца. По мнению ученых, это единственное небесное тело, на котором могла бы существовать жизнь. Ведь в прошлом на поверхности планеты была вода. Такой вывод можно сделать на основании того, что на полюсах существуют большие ледяные шапки, а поверхность покрыта множеством борозд, которые могли быть высохшими руслами рек.
У: Ребята нам оставили письмо на этой планете! А в письме космические вопросы!Чтобы попасть на другие планеты, вамнеобходимо ответить на вопросы, быстрее, чем ваш соперник.
Задание №2. Космические вопросы.
1.Спутник земли? (Луна)
2.Как звали человека, который совершил первый полет в космос и благополучно вернулся? (Юрий Алексеевич Гагарин)
3.Сколько планет в солнечной системе? (8 планет)
4.Как назывался корабль, на котором Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос? («Восток — 1»)
5.Назовите клички собак, летавших в космос до людей и которые благополучно вернулись? (Лайка, Белка и Стрелка)
6.Как звали первую женщину космонавта, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)
7.Как космонавты принимают пищу? (с помощью тюбиков)
У: Молодцы! Продолжаем путь!
Юпитер пятая по счету планета является самой большой. В объем Юпитера поместилось бы 1300 Земель, а масса его в 317 раз больше земной. В основном эта планета состоит из газа, единственная твёрдая часть – каменное ядро.
У: Ребята, чтобы нам отправится с Юпитера на другую планету нам придётся найти потерянные слова.
Задание №3. Найди слова, спрятанные в буквах.
Задача команд найти 6 слов в таблице.
Командам раздаются карточки, на которых изображена следующая таблица.
(Космос, солнце, планета, земля, ракета, скафандр, орбита, луна)
У: Продолжаем путешествие.
Это второй по величине газовый гигант, названный в честь античного бога. Он состоит из водорода и гелия, но на его поверхности были обнаружены следы метана, аммиака и воды. Самая главная особенность Сатурна — это наличие ярких колец. Четыре кольца Сатурна — это самое удивительное явление в Солнечной системе. Необычно то, что внутренние кольца движутся быстрее, чем наружные.
У: Ребята, наше следующие задание отгадать загадки.
Задание №4. Загадки.
Задача команды как можно больше отгадать загадок.
1.В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (Комета)
2.Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)
3.Синие полотнище
Золотыми гвоздями приколочено. (Звезды на небе)
4.Самый первый в космосе,
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт … (Гагарин)
5.Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)
6.Шел я мимо, Видел чудо —
Висит в небе Круглое блюдо. (Луна)
7.Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко—голубой. (Небо)
8.Состоит из точек свет,
Полна горница планет. (Космос)
-Летим дальше!
Седьмая от Солнца планета — Уран. Она самая холодная из всех — температура опускается до -224 °С. Уран относят к отдельной категории ледяных гигантов. Удивительная особенность данного небесного тела в том, что вращается оно, лежа на боку. Как и у всех планет-гигантов, у Урана есть кольца и много спутников. Целых 13 колец вращается вокруг него, но они не такие яркие, как у Сатурна, планета удерживает 27 спутников.
У: Смотрите все буквы перепутаны. Вероятно, инопланетяне не знают русского языка. Вам надо поставить согласные и гласные буквы так. Чтобы получились слова.
Задание №5. Перевёртыши.
Задача команды составить слова.
Командам раздаются карточки со словами.
Словаперевёртыши:
СОСОМК — космос
АНАФКСДР — скафандр
ИДОНАМУГ — гуманоид
(1команда)
АТИОРБ — орбита
ОНАВТКОСМ — космонавт
ЦЕОЛСН — солнце
(2 команда)
У: Молодцы, навели порядок в буквах. Летим дальше.
(Слайд)Остановка №5. Нептун.
Нептун окружён яркими голубыми облаками. Отличается буйством сильнейших ураганов, скорость которых часто достигает за час величины в пару тысяч километров. Все ветры обдувают планету вдоль экватора, навстречу ее движению.
У: На этой планете мы будем разгадыватьслова. Ребята здесь вам надо будет немножко подумать, но кто был внимательным быстро с этим справится.
И только после этого мы сможем полететь на Землю, домой.
Задание №6. Допиши слово.
Задача команды разгадать слова.
Учитель раздаёт карточки, дети разгадывают слова.
(1.Космос. 2.Скафандр. 3.Самолёт. 4.Космонавт.)
У: Молодцы ребята! Ну что, наше путешествие подошло к концу возвращаемся на нашу планету Земля. В течение занятия вы собирали звезды, и необходимый материал для изготовления картины «Волшебный космос».
У: На партах у вас лежат ватманы, вам необходимо приклеить звездочки и украсить техникой квиллинг, на столах лежат полоски бумаги разных цветов. Вы сами решите, какого цвета будет ваша звезда. Ваши звёзды будут самыми яркими, самыми красивыми, будут светить долго, долго и все их будут видеть и знать.
У: Ребята какие вы молодцы, у вас получились очень космические плакаты, вы прекрасно прошли испытания и доказали, что много знаете, умеете. Но самое главное — в полете вы помогали друг другу, а чувство дружбы и взаимопомощи особенно важны в космосе.
Источник