Занятие по внеурочной деятельности «Путешествие в космос». 1-й класс
Класс: 1
- Познавательные и регулятивные умения: развитие зрительной памяти, внимания, мышления, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать и опровергать.
- Личностные и коммуникативные умения: воспитание взаимопонимания, дружеского отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать, умение договариваться через организацию совместной деятельности (групповую работу).
1. Введение в тему урока.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
– Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, я предлагаю вам выполнить следующее задание: прочитайте слова, записанные на доске:
Звезда, буква, пример, планета, Солнце, минус, ударение, Луна, звук, сумма, плюс, Марс, слово.
– На какие группы можем разделить данные слова?
звезда | буква | пример |
планета | ударение | минус |
Солнце | звук | сумма |
Луна | слово | плюс |
Марс |
– Каким словом мы объединим каждую группу? (Космос, обучение грамоте, математика).
– Как вы думаете, с какой из этих групп будет связано наше занятие? Почему?
– Чтобы наше занятие прошло интересно, мы отправимся в фантастическое космическое путешествие, в котором нас ждут интересные и увлекательные задания. Наша задача – расшифровать название звезды. После выполнения задания будет открываться 1 буква.
– На чём летают космонавты в космос? (На ракете). На одной ракете мы все не поместимся, разделимся на экипажи. В путешествии вы будете получать фишки за правильные ответы. Какая команда наберёт больше всего фишек, первая достигнет Земли.
– Как вы думаете, какими качествами должны обладать космонавты?
– Ваша победа зависит не только от ваших знаний, но и от того, как вы умеете слаженно и дружно работать в командах.
– Итак, чтобы полететь в космос, нужна ракета. Сейчас каждый экипаж сделает свою ракету и выберет своего капитана.
– А сейчас я предлагаю вам поприветствовать друг друга. Давайте поиграем в игру. 1 из вас кладёт руку на парту ладонью вниз и называет своё имя. Другой член команды кладёт свою руку на руку первого и так же называет своё имя. И так далее до последнего члена команды.
– Когда ваша команда будет готова к ответу, вы поднимаете руки вверх и берётесь за руки.
– Начнём предстартовую подготовку. Чтобы быть сильным и ловким, космонавты должны уметь прыгать с парашюта. Для этого нужно правильно ответить на вопросы разминки.
Кем (чем) они были раньше?
Цыплёнок – … (яйцом)
Лошадь – … (жеребёнком)
Корова – … (телёнком)
Дуб – … (жёлудем)
Рыба – … (икринкой)
Лёд – … (водой)
Мужчина – … (мальчиком)
(Открывается буква Р).
3. Развитие логического мышления
– Перед полётом нужно подкрепиться. В этом нам поможет задание №1 на с. 42
Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Укажи, какая рыба поймана раньше всех? (Щука)
– Раскрасьте эту рыбу. (Каждая команда по очереди называют свои ответы).
– Как вы выполнили это задание? Покажем на прямой.
– Кто же был прав?
(Открывается буква А).
4. Решение анаграмм
Итак! Внимание! Взлёт!
И наша ракета помчалась вперёд!
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.
– Космос – это неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное, фантастическое. С чем мы встретимся? Ещё неизвестно. Главное в космосе дисциплина и правильная посадка. В иллюминаторе нашего корабля видна планета. Это планета Туманности. Почему она так названа? Её жители не могут справиться с заданием №5.
– Вам нужно отгадать зашифрованное слово.
дождь – (идёт)
ствол – (стебель)
месяц – (июнь)
(Открывается буква Г).
– Ребята, а вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку, даже в полёте они находят время для спортивных упражнений. И мы с вами сейчас проведём физ. минутку, чтобы снять усталость.
Полетаем на ракете
На носочки тихо встанем
Потолок сейчас достанем.
Мы наклонимся вперёд
В правый бок и в левый бок.
А потом ещё присядем,
Встанем все и тихо сядем.
6. Логически – поисковое задание
– Пока мы отдыхали, на борт корабля поступили сигналы о помощи. Необходимо помочь 1 планете. На этой планете воздух непригоден для дыхания, кругом масса мелкой пыли. Что случилось? Оказывается, на планете поселился космический пират, он стал пиратом потому, что не может выполнить задание №7.
Бабочка, стрекоза и божья коровка сели на разные цветы: ромашку, колокольчик и василёк. Стрекоза села не на василёк, бабочка не на ромашку и не на василёк. Напиши названия цветов, на которые сели насекомые.
(Дети выполняют задание в группе, затем читают правильные ответы).
– Такие задачи удобнее всего решать с помощью таблицы:
бабочка | стрекоза | божья коровка | |
ромашка | — | + | — |
колокольчик | + | — | — |
василёк | — | — | + |
– Молодцы! Планету очистили от разной пыли и пират покинул эту планету.
(Открывается буква И).
7. Тренировка зрительной памяти
-По дороге нас застал метеоритный дождь. Но он нам не страшен. Для того, чтобы спастись от дождя, выполним задание: прочитать 3 раза слова, записанные на доске:
УТКА, ЛЕТО, САЛАТ, ТРАВА, ОСИНА.
– Постарайтесь их запомнить. Теперь я закрою слова, а вы попытайтесь ответить на мои вопросы:
- Сколько букв в последнем слове? (5)
- Какие 2 слова начинались с гласной буквы? (утка, осина)
- Назовите слово, которое заканчивается на “о” (лето)
- Сколько слов заканчивалось на “а”? (3)
- Встречалась ли в словах буква “к”? (Да, в слове утка)
- Было ли среди слов название дерева? (Да, осина)
(Открывается буква А).
8. “Магический квадрат”
– Космос – это дорога без конца. Но пора возвращаться домой. Надо брать курс на Землю. Для этого нужно выполнить вычисления. Найдите задание №6. Что это за фигура? Кто вспомнит, почему его так назвали? (В магическом квадрате надо расставить числа так, чтобы суммы чисел по всем направлениям были равными).
(Открывается буква Г).
– Какую же звезду мы сегодня с вами открыли ? (Гагарин)
– О чём вам говорит эта фамилия?
– Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт нашей планеты. Почти 50 лет назад, 12 апреля 1961 года Гагарин облетел нашу Землю на космическом корабле “Восток” за 108 минут. Этот год объявлен в нашей стране годом космонавтики. Почему его называют звездой? (потому что он знаменитый, его знает весь мир). Если вы интересуетесь темой космоса, в интернете вы можете найти много интересного.
Из полёта возвратились
Мы на Землю приземлились.
– Какое задание больше всего понравилось?
– Какое было самое интересное?
– Давайте подведём итог: какая команда набрала сегодня больше фишек.
– А сейчас, как обычно оцените свою работу на уроке: раскрасьте звёздочку в нужный цвет и отправьте её на небо.
– Мне сегодня очень понравилось, как вы работали в группах. Все молодцы. Спасибо за урок!
Источник
Внеурочное занятие в 1 классе «День космонавтики»
Открытый урок в 1 классе
- систематизировать и расширить представления детей о космонавтике;
- расширить словарный запас учащихся;
- воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Дорогие ребята, посмотрите на слайд и скажите, что вы видите и можно ли эти предметы объединить одной фразой? (Ответы детей)
Вы правы, это Летательные аппараты. Но, вас ничего не смущает? Можно ли их поделить на группы? Подумайте! Готовы?
Действительно, я хотела вас запутать, но мне это не удалось. Молодцы! Эти летательные аппараты можно поделить на 2 группы: сказочные или выдуманные и настоящие, созданные руками человека.
Люди всегда мечтали летать как птицы. И даже когда они построили, воздушные шары, дирижабли, самолеты и стали летать в атмосфере (воздушной оболочке Земли), люди не переставали мечтать о космосе. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
Кстати, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.
С тех пор прошли сотни лет. Люди построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля — шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца. У людей появилась мечта, преодолеть земное притяжение и побывать в космосе.
И только начало 20 века! ознаменовалось появлением основоположников космонавтики — Константина Эдуардовича Циолковского и Сергея Павловича Королева. Эти два человека положили начало освоению космоса.
В своих работах Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, эта мечта Циолковского послужила основанием для разработки ракетно-космической техники. Кстати, имя Циолковского носит одна из улиц г. Новокузнецка.
Королёв является одним из основных создателей советской ракетно-космической техники, сделавшей Союз Советских Социалистических Республик передовой ракетно-космической державой.
Под руководством Сергея Павловича Королева 4 октября 1957 года с космодрома «Байконур» на ракете-носителе «Спутник» был запущен первый искусственный спутник Земли.
Космодром – это территория пуска и контроля полёта ракет космического назначения.
19 августа 1960 года на корабле «Спутник-5» в космос были отправлены Белка и Стрелка — собаки-космонавты. Основной целью полёта было исследование влияния на организм животных перегрузки, длительной невесомости, изучение действия космической радиации на животных, безопасность полёта и благополучное возвращение на Землю. Полёт продолжался более 25 часов. За это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Белка и Стрелка стали первыми животными, которые совершили орбитальный космический полёт и успешно вернулись на Землю.
А 12 апреля 1961 года, на ракете «Восток» в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин. Он облетел нашу планету за 108 минут (1 час 68 минут) и благополучно вернулся на Землю. Это был первый полет человека в космос!
А как вы думаете, ребята, космонавт — это мужская профессия? Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины-космонавта известно всему миру. Это — Валентина Николаевна Терешкова первая в мире женщина-космонавт. Свой космический полёт Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток.
А 19 марта 1965 года известный космонавт, наш земляк, Алексей Архипович Леонов совершил полёт в космос на космическом корабле «Восход-2». Он впервые в истории космонавтики вышел в открытое космическое пространство и 12 минут находился в состоянии невесомости. Кстати, именем Алексея Архиповича Леонова назван аэропорт г. Кемерово.
После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Ракеты уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. И работают в космосе теперь подолгу. Например, самый длительный космический полет принадлежит российскому космонавту Валерию Полякову. Отправившись в космос в январе 1994 года, космонавт провел на борту орбитальной станции «Мир» больше года, а именно 437 суток и 18 часов.
Сегодня работа в космосе — это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос летают и международные экипажи.
Ребята, 12 апреля наша страна отмечает праздник — День космонавтики. Как вы думаете, почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики? (Ответы детей)
Ребята, чтобы полететь в космос, надо быть сильными, ловкими, находчивыми. Знаете ли вы, с чего начинается день космонавта? (с зарядки).
Ну-ка, посмотрим, как вы ее делаете. (Физминутка)
Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)
А сейчас, мы с вами будем мастерить ракеты. Обратите внимание на ваших столах лежат все необходимые материалы, чтобы сделать самый быстрый вид транспорта на Земле, ракета развивает космическую скорость — 26724 км/ч или 7, 4 км/с.
На слайде вы видите итоговые вопросы урока. Как только мы закончим мастерить ракеты, я попрошу ответить на эти вопросы. Мне станет понятно, как вы усвоили информацию.
Слушаю ответы ребят. Проверяем.
Вы все молодцы! Понравился вам урок? Я очень рада! В конце урока я хочу вам пожелать:
Вы спешите, ребята, в свой класс,
Без учебы дела не пойдут.
Космонавты растут среди нас.
Но без знаний на Марс не возьмут.
Ребята! Готовьтесь к полету.
Скоро, скоро настанет тот час,
Когда будут дороги открыты
На Луну, на Венеру, на Марс!
Домашнее задание: приготовить загадки о космосе.
До новых встреч!
1. Как называется костюм у космонавта? (Скафандр.)
2. Как называется место старта космического корабля? (Космодром.)
3. Почему космонавты не едят ложкой? (Им мешает невесомость.)
4. Какой самый быстрый вид транспорта? (Ракета.)
Источник