Внеурочная деятельность «Удивительная Вселенная»
рабочая программа по географии (8 класс)
Программа внеурочной деятельности «Удивительная Вселенная» предназначена для учащихся 8 класса, которые проявляют особый интерес к науке о Вселенной. Он включает в себя избранные вопросы астрофизики, внегалактической астрономии и космологии.
Содержание факультативного курса непосредственно опирается на знания, полученные учащимися при изучении физики, географии, химии, биологии в основной школе и ориентировано на расширение представлений, учащихся о важнейших физических законах, по которым живет Вселенная, процессах, протекающих на планетах и их особенностей. Таким образом, курс является межпредметным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_udivitelnaya_vselennaya_8_klass.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Утверждена Введена в действие
педагогическим советом приказом директора
протокол №___ МАОУ СОШ№7
от ___.___.2018г. от ___.___.2018 г. № ____
Срок реализации – 1 год
Возрастная категория – 8 класс
Наливайкина Анастасия Евгеньевна
учителя биологии и географии
Программа внеурочной деятельности «Удивительная Вселенная» предназначена для учащихся 8 класса, которые проявляют особый интерес к науке о Вселенной. Он включает в себя избранные вопросы астрофизики, внегалактической астрономии и космологии.
Содержание факультативного курса непосредственно опирается на знания, полученные учащимися при изучении физики, географии, химии, биологии в основной школе и ориентировано на расширение представлений, учащихся о важнейших физических законах, по которым живет Вселенная, процессах, протекающих на планетах и их особенностей. Таким образом, курс является межпредметным.
Актуальность этого курса состоит в том, что в базисном учебном плане отсутствует предмет астрономия, а интерес к науке о Вселенной в настоящее время велик. В наши дни учёные по праву рассматривают Вселенную как уникальную природную физическую лабораторию, актуальность проводимых исследований в которой возрастает с каждым годом. Открытия в астрофизике и космологии – разделах астрономии, изучающих природу небесных тел и Вселенную в целом, сейчас буквально создают новую Астрономическую Картину Мира и имеют неоценимое мировоззренческое значение.
Программа курса рассчитана на 35 часов.
В ходе обучения, учащиеся будут проводить практические наблюдения, работать со справочной литературой, астрономическим календарем, осуществлять поиск материала в Интернете.
Цели курса : создание благоприятных условий для расширения и углубления уровня физических знаний и умений учащихся, знакомства с различными применениями законов физики на практике при изучении космического пространства, развития устойчивого познавательного интереса к изучению физики и астрономии. Данный курс ориентирован на широкое использование знаний, которые получены при изучении предметов естественнонаучного цикла, прежде всего физики; на объяснение явлений, наблюдаемых в космическом пространстве, природы небесных тел и их систем.
Основные задачи курса:
- Углубить знания основных курсов естественнонаучных предметов, повысить интерес к
их изучению для формирования более полной естественнонаучной картины
- Дать представление о методах физических и астрономических исследований как
важнейшей части методологии физики и астрономии;
- Сформировать у учащихся умения по применению физических законов, открытых на
- Земле, для объяснения явлений, происходящих в космосе, пространственные масштабы
которых превосходят земные; систематизировать обширные сведения о природе
небесных тел, объяснить существующие закономерности и раскрыть физическую
сущность наблюдаемых во Вселенной явлений;
- Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей, социальной
активности, интереса к исследовательской деятельности.
Личностными результатами обучения являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к
творцам науки и техники;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности
выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения являются:
- знание предмета изучения астрономии, астрономических приборов, строения Земли, строения
Солнечной системы, названия и расположения планет, условий их наблюдения, названия
основных спутников планет, строения Солнца, характеристик Солнца, физических условий на
Луне, основных созвездий и их положения на небе, Зодиакальных созвездий, строения галактик.
- умение пользоваться биноклем, картой звездного неба, находить положение звезд, планет,
созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить
причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд»,
отличать планеты от звезд на небе.
Предмет астрономии. Изучение спектров небесных тел. Спектры излучения и спектры поглощения. Спектральные линии. Спектроскоп. Спектрограф. Радиоастрономия. Радиотелескопы. Исследования Вселенной из космоса. Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Небесная сфера. Основные линии и точки на небесной сфере. Вид звездного неба на разных широтах. Зависимость высоты полюса мира от широты места наблюдения. Понятие о небесных координатах.
2.Строение Солнечной системы (5ч)
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы движения небесных тел. Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел.
3.Физическая природа тел Солнечной системы (10ч)
Планета Земля. Форма, размеры и движение Земли в пространстве. Внутреннее строение Земли. Атмосфера. Явления в атмосфере Земли (радуга, гало, миражи, полярные сияния). Магнитное
поле Земли. Луна – спутник Земли. Общие сведения о Луне. Видимое движение Луны и фазы Луны. Лунный рельеф и его происхождение. Физические условия на Луне. Методы исследования Луны в
настоящее время. Солнечные и лунные затмения. Планеты земной группы. Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов- Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (За пределами орбиты Нептуна; Плутон- один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты. Кометы и метеоры. Понятие об астероидно-кометной опасности.
4. Солнце и звезды (8ч)
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли. Общая характеристика звезд. Физическая природа звезд. Определение расстояний до звезд. Шкала звездных величин. Светимости звезд Размеры и масса звезд. Понятие о движении звезд. Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды.
5. Строение и эволюция Вселенной (6 ч)
Наша Галактика. Размеры Галактики. Количество и распределение звезд в Галактике. Звездные скопления. Место Солнечной системы в Галактике. Вращение Галактики. Пылевые туманности. Межзвездный газ. Диффузные и планетарные туманности. Другие галактики, их открытие и классификация. Линейные размеры галактик, вращение и массы. Радиогалактики, квазары. Скопления галактик. Группы галактик. Метагалактика. Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
Источник
Конспект по внеурочной деятельности на тему «Вселенная — таинственная книга природы»
НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон»
Занятие по внеурочной деятельности
по теме: «Вселенная – таинственная книга природы»
Подготовила: Тютчева И.В.
Тема: « Вселенная – таинственная книга природы».
Направление: расширение кругозора.
Участники: дети 3 «А» класса
Формировать представление детей о космосе, о планетах Солнечной системы.
Воспитывать интерес к познанию космоса.
Развивать зрительное внимание.
Оборудование: презентация, иллюстрации планет, заготовка макета солнечной системы, картинки с изображением планет солнечной системы.
Ожидаемый результат: ученики назовут планеты солнечной системы; изготовят макет солнечной системы.
-Ребята, в мире так много интересного, неизведанного и мы часто задаем вопрос: «почему?» На каждом занятии мы что-то узнаем, открываем для себя новое. Ищем ответы на интересующие нас вопросы. И сегодня мы будем открывать для себя что-то новое.
-С древнейших времен, когда человек смотрел на небо, у него возникало непреодолимое желание подняться ввысь. Узнать, что же там, высоко в небе? Что за тайны оно хранит?
Тема нашего занятия: «Вселенная – таинственная книга природы» Слайд 1
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (о Вселенной)
В начале нашего занятия давайте выясним:
1. Что такое Вселенная? (ответы ребят)
2. Почему ее называют таинственной? (хранит много неразгаданных тайн, на которые уже не одну сотню лет, люди пытаются найти ответы)
(потому, что многие знания человек получает благодаря книгам)
Сегодня мы откроем некоторые секреты о космосе. В космосе или во Вселенной бесчисленное множество звезд. Много небесных тел: комет, астероидов, метеоритов. Слайд
Все они обращаются вокруг .
(если затрудняются, показываю картинку Солнца)
— Что такое Солнце? Слайд
— Что еще вы знаете о Солнце? (Солнце — это звезда, имеет форму шара, дает свет и тепло) Слайд
— Правильно, ребята, солнце — это огромный раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным.
— Солнце – это самая близкая к нам звезда.
Итак: давайте обобщим наши знания о Солнце. (ответы детей)
(благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди).
— Ребята, Солнце не одиноко в космическом пространстве. У него есть семья. Семья солнца – это не мама и папа, не сыночки и дочки.
Отгадайте загадку и определите: о чём еще мы будем говорить на нашем занятии.
Восемь братьев и сестёр
Вокруг мамы ходят
Отражая свет её хороводы водят. (Это планеты)
— Как бы вы ответили, что такое планета? Слайд
— Что такое орбита? Слайд
— В загадке есть такая строчка: отражая свет ее хороводы водят.
— Чей свет отражают планеты?
(планеты не звезды. Они не умеют сами светить. Их освещает Солнце. А они лишь отражают солнечный свет) Слайд
По-другому «солнечную семью» называют «солнечная система».
— Прошло много лет, прежде чем люди смогли построить правильную модель солнечной системы. Планеты открывали постепенно. Свои названия планеты получили в честь Древнеримских богов. Каждая планета Солнечной системы может похвастаться своими космическими рекордами.
Итак: перед нами стоят следующие задачи: Слайд
1. Познакомиться с планетами Солнечной системы. Узнать как можно больше о планетах.
2. Попытаемся построить макет Солнечной системы.
3. Ответить на вопрос: Какими рекордами может похвастаться каждая планета.
Я предлагаю вам посмотреть фильм о планетах солнечной системы и познакомиться с порядком, который царит в солнечной системе.
Посмотрите, у вас на столах лежит карточка с вопросами одна на группу. Ответ на эти вопросы есть в фильме.
Ваша задача, не просто смотреть фильм , а найти ответы на предложенные вопросы.
Для записей ответов на столах лежат у каждого листочки, туда вы записываете важную информацию из фильма. А затем вы вместе всю информацию заносите в таблицу. И у вас получится рассказ о планетах. Выберите в своей группе ученика, который сможет оперативно, с вашей помощью заполнить таблицу.
Для начала ознакомьтесь с вопросами. Кому не понятны вопросы?
(Просмотр фильма о солнечной системе.)
Беседа по вопросам после просмотра для всего класса.
-Что такое солнечная система? (солнце и планеты)
-Сколько планет в нашей солнечной системе? (8)
-Какая по счету от Солнца планета Земля? (3)
— Названия, каких планет запомнили?
Теперь вам предстоит заполнить ваши таблицы по каждой планете, в помощь вам распечатки из электронной энциклопедии и фильм, который вы просмотрели.
Заполните таблицу в группах. (Показать готовность знаком вместе поднятых рук.)
— Ребята, давайте мы с вами создадим макет солнечной системы на доске. Из «черного ящика» выбираете на ощупь конверт с планетой.
(По одному человеку от группы. Вынимают планету. Называет ее)
— Какая группа готовила рассказ про эту планету? Как она называется? (рассказывают о планете)
— Теперь нужно присоединить ее к солнцу, но самое главное все планеты нужно будет распределить в правильном порядке. Помним о том, что мы создаем модель солнечной системе, а в модели не всегда отражены все признаки исходного объекта. В нашей модели не будет отражен такой признак, как размер.
(Дети выходят по очереди к доске и крепят планету, с помощью таблицы дают описание этой планеты.)
Вы сегодня все активно работали. Наше путешествие подходит к концу.
Давайте вернемся к теме нашего занятия и к задачам, которые мы ставили перед собой.
Тема: Вселенная – таинственная книга природы.
1.Что такое Вселенная?
2. Почему ее называют таинственной ? (хранит много неразгаданных тайн, на которые уже не одну сотню лет, люди пытаются найти ответы)
3. Почему книга? Как вы думаете?
(Вселенная или космос хранит в себе много удивительного и неразгаданного. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища, в виде знаний, об окружающем нас Космосе.)
4. Познакомиться с планетами Солнечной системы. Узнать как можно больше о планетах.
5. Попытаемся построить макет Солнечной системы.
— Что нового для себя вы открыли на уроке?
— Что было интересным на уроке?
— О чем дома расскажете родителям?
Нашим «домом» является Солнечная система. Солнечная система состоит из большой яркой звезды – Солнца, которое силами гравитации удерживает вокруг себя все вокруг: планеты, их спутники, кометы, астероиды, космический газ и пыль.
На протяжении тысячелетий человечество читает эту книгу, находя в ней несметные сокровища – знания об окружающем мире, радость и вдохновение от общения с загадочным и прекрасным.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник