Конспект НОД по окружающему миру «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья»
валерия дьячкова
Конспект НОД по окружающему миру «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья»
Цель: Расширить представления о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле.
Дидактические задачи: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха, воды и солнца, их роли для растений, животных и человека; содействовать формированию понимания, что для здоровья необходим свежий воздух, чистая вода и достаточно света.
Развивающие задачи: способствовать развитию мышления, воображения, памяти, внимания, умения проводить простые эксперименты; содействовать расширению словарного запаса детей.
Воспитательные задачи: создать условия для воспитания бережного отношения к воде и воздуху; воспитания интереса к простым экспериментам; воспитания дружеского отношения в группе.
Оборудование: картинки с изображениями грязного глобуса, письмо, воздушный шарик, стаканчики с водой, трубочки, глобус, карточка с загадкой, «билетики».
Демонстрационный материал: посылка,в которой лежат: письмо от Незнайки, загадка с изображением солнца с обратной стороны, воздушный шарик, пластиковая бутылка с водой, картинки с изображением черного дыма из заводских труб, выхлопного газа из автомобиля.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, нам в группу пришло письмо. Оно от Незнайки. Давайте прочтем его. (Читаю письмо) «Дорогие друзья! Недавно, я со своим другом Пончиком летал на Луну. Нам так вначале хотелось остаться жить на Луне, никто тебя не учит, никто не дразнит, гуляй себе, сколько хочешь. Но вскоре нам стало скучно. Ходить можно только в скафандрах, есть из тюбиков. И даже семена растений, которые мы привезли на Луну, нельзя вырастить. Нет, жить на Земле приятней.
Я прислал вам загадку. Если отгадаете, то станете членами клуба Юные Знайки. Загадка даст понять, без чего мы не сможем жить на Земле».
Ну что, отгадаем загадку?
Воспитатель: Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все.
Дети: Солнце.
Воспитатель: Правильно! Ребята, а для чего необходимо солнце?
Дети: Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло.
Воспитатель: А кому оно дает свое тепло?
Дети: Животным, растениям, людям.
Воспитатель: Правильно Ребята, недавно мы сажали с вами лук. Давайте посмотрим на него. Мы сравним лук с подоконника и лук, который оставили в шкафу. Что с ним произошло?
Дети: Тот лук, который стоял на солнышке, пророс и дал толстенькие ростки зелёного цвета. А тот, что был в шкафу, только начинает прорастать и кончики его ростков желтого цвета.
Воспитатель: Как вы думаете, почему такая разница?
Дети: Потому что один стоял на свету, а другой в темноте.
Воспитатель: Верно! Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло, чтобы они смогли жить. А мы сможем прожить без света и солнечного тепла? Что с нами произойдет?
Дети: Станет холодно, мы замёрзнем и заболеем. Будет всегда темно.
Воспитатель: Да, конечно! Скажите, что мы любим делать летом на солнышке?
Дети: Загорать, греться, играть.
Воспитатель: Да. От солнышка всем светло, весело и тепло. Вот и сейчас к нам приходит лето. А летом солнце какое?
Дети: Высокое, яркое, жаркое.
Воспитатель: Верно! Летом солнечные лучики под прямым углом падают на Землю, поэтому летом всегда ярко и тепло. А теперь давайте встанем и немного разомнемся.
Физминутка «Солнце»
Воспитатель: Во дворе растет подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на стульчики. Не забываем сидеть ровно и держать спинки прямо. Ребята, как вы думаете, что находится внутри воздушного шарика?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Да. Зачем нам нужен воздух?
Дети: Мы им дышим.
Воспитатель: Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха?
Воспитатель: Верно! И как вы правильно сказали, чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом. А кому ещё для жизни нужен воздух?
Дети: Растениям, животным.
Воспитатель: Правильно! Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди, животные и растения. Скажите, ребята, а можно ли увидеть воздух, услышать его или потрогать?
Воспитатель: А когда мы можем увидеть воздух?
Дети: Когда он в шарике или на улице в мороз, когда выдыхаем тёплый воздух ртом, мы видим пар.
Воспитатель: Верно, молодцы! У каждого из вас на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Да. Значит, сам воздухмы может увидеть только с помощью чего-то: шарика, или когда дуем из трубочки в воду. А как мы можем почувствовать воздух? Поднесите ладошку ко рту и подуйте на них. Чувствуете воздух?
Воспитатель: А как мы можем почувствовать воздух на улице?
Дети: Да, когда дует ветер.
Воспитатель: Правильно. Ветер – это тоже воздух, который движется.Делаем вывод: воздух мы можем почувствовать, когда дует ветер, или когда мы дуем на ладошки. А сейчас давайте попробуем услышать воздух. Для этого я надую шарик и буду потихоньку выпускать из него воздух. Что мы слышим?
Дети: Шипение, свист.
Воспитатель: Верно. Значит, и услышать мы его можем.
Давайте подведем итоги. Сам по себе воздух мы не можем почувствовать, увидеть или услышать. Но мы все это можем сделать с помощью разных предметов, как мы сделали это сейчас. А теперь скажите как воздух влияет на наше здоровье?
Дети: Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный вредит здоровью.
Воспитатель: Умницы! А где мы можем увидеть грязный воздух?
Дети: Чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин (сопровождаю ответы детей картинками).
Воспитатель: Что произойдет людьми и животными, если будем дышать грязным воздухом?
Дети: Можно заболеть.
Воспитатель: Да. Лучший лекарь для воздуха – это деревья. Они очищают воздух, поэтому в лесу всегда легко дышится. Человек сажает вокруг домов деревья, создает парки, рощи, скверы – все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.
А теперь давайте немного поиграем с шариком.
(Дети стоят по кругу, произносят стих про шарик и передают его. На ком закончится стихотворение, тот называет свое имя). Ты катись, веселый шарик, быстро-быстро по рукам. У кого веселый шарик, назовет тот имя нам.
Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на стульчики. Спинки держим ровно. Посмотрите, у Незнайки еще бутылочка в руках. А что внутри?
Дети: Вода.
Воспитатель: Да, это вода. Как вы считаете, человек сможет жить без воды?
Воспитатель: Верно, не сможет. А кому ещё нужна вода?
Дети: Растениям и животным.
Воспитатель: Да. Можно ли пить воду из моря или океана?
Дети: Она очень соленая и грязная.
Воспитатель: Какую воду можно пить?
Дети: Чистую, не имеющую вкуса и запаха.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А откуда берется пресная вода?
Дети: Из рек, ручьев и подземных источников.
Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нем много голубого цвета. Это обозначена вода! На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Очень много солёной, а вот пресной мало. Если её мало, что нужно делать?
Воспитатель: Да, воду нужно экономить. Как мы можем ее экономить?
Дети: Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её.
Воспитатель: А от чего оберегать?
Дети: От загрязнений.
Воспитатель: Да, верно. Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать различные химикаты. Вода будет отравлена. А если она отравлена, погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.
Воспитатель: Итак, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни. Это – солнце, воздух и вода. Без них не будет жизни на земле.
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
И вместе с нами всюду рядом
Наши лучшие друзья:
Солнце, воздух и вода!
Воспитатель: Вы сегодня очень активно отвечали на вопросы, давали правильные ответы. И я с гордостью могу вручить вам билеты участников клуба «Юные Знайки», которые прислал Незнайка (достаю билеты и вручаю ребенку).
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Конспект НОД по валеологии для старшего дошкольного возраста. Задачи: — дать детям понятие о закаливании, о его значении для формирования,.
Фотоотчёт о мероприятии в ДОУ «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» В нашем детском саду сегодня прошло музыкально-спортивное мероприятие «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», в котором принимали.
Фотоотчет о тематической неделе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Лето — удивительное время года, когда детям позволительно практически все. Прошедшая неделя была посвящена этой теме. То, что солнце, воздух.
Источник
Принципы здоровья: солнце, воздух и вода
Основной принцип здоровья заключается в изменении образа жизни с учетом всех факторов влияющих на здоровье человека. Факторы: солнце, воздух и вода
Солнечный свет заряжает энергией. Солнечные лучи — это мощное средство для повышения иммунитета, поэтому не пренебрегайте отдыхом на залитом солнцем пляже или на газоне в парке. Солнце одно из лучших средств борьбы с депрессией. Психологи советуют зимой посещать солярий и окружить себя яркими вещами желтого и оранжевого цвета — все это поможет пережить тяжелые времена без солнца.
Под действием солнечных лучей в коже образуется витамин D, регулирующий обмен фосфора и кальция в организме. Витамин D необходим для усвоения организмом кальция, нормального свертывания крови, нормального роста костей и тканей, работы сердца, регуляции возбудимости нервной системы. С помощью этого витамина излечивают глазные болезни и некоторые виды артрита.
Однако при стольких плюсах нужно нс забывать о мере. Передозировка солнечной энергии действует на организм очень плохо: могут подняться температура, появиться чувство тошноты; поверхностный слой кожи может сгореть и начать облезать.
Следует начинать солнечное облучение постепенно, понемногу увеличивая продолжительность солнечных ванн. Лучшее время для загара – раннее утро, и первое пребывание под солнцем надо ограничить 10-15 минутами. Можно принимать солнечные ванны и после обеда, но не забывайте о креме для защиты от солнца.
Свежий воздух, поступающий в легкие человека, проникает в каждую клетку тела, насыщая его кислородом и энергией, и затем уносит углекислый газ, создающий в организме кислую среду. Люди, отказывающиеся чаще бывать на свежем воздухе, дышат поверхностно, и количество поступающего кислорода не равно количеству выделенной углекислоты. А это способствует отравлению организма и может стать причиной многих заболеваний.
Вдыхание должно быть глубоким. Недостаток кислорода в легких приводит к его дефициту в крови, омывающей органы. Если мозг ощущает нехватку кислорода, то у человека ухудшается память, замедляются нервные реакции.
Однако вдыхаемый воздух должен быть по возможности чистым. С каждым годом в городском воздухе содержится все больше гари, пыли, автомобильных выхлопов, и чем дальше, тем ситуация ухудшается. Поэтому так важно как можно чаще выезжать туда, где воздух еще остается чистым, и вдыхать его полной грудью. Только достаточное количество кислорода способно сохранить ваше здоровье и предупредить преждевременное старение.
Чистая вода — залог вашего здоровья. Она составляет около 70 % человеческого тела, и оно постоянно нуждается в пополнении ее запасов. После кислорода вода — наиболее важный фактор в жизни человека и животных. Без пищи человек может прожить около пяти недель, а без воды — лишь несколько дней.
Человеческий организм постоянно испытывает в воде потребность, которую нужно удовлетворять. Вода поддерживает все процессы жизнедеятельности, и при обезвоживании провоцируется развитие целого ряда заболеваний.
Следствием хронического дефицита воды в организме могут стать бронхиальная астма, аллергия, депрессия, колиты, гипертония, избыточный вес, мигрени, боли в суставах и т. д.
Вода необходима организму для выполнения всех его функций. С возрастом содержание воды в клетках уменьшается, что отрицательно сказывается на их активности. Тогда и начинается развитие болезни.
Повышенное артериальное давление — тоже реакция организма на дефицит воды. При длительном обезвоживании мелкие капилляры сердца и мозга могут закрыться, что приведет к повреждению их клеток. Следствием этих процессов может быть инсульт или инфаркт.
О сильном обезвоживании организма дает знать боль в той или иной части тела. Та же мигрень вызывается повышенным уровнем гистамина из-за дефицита воды.
В здоровом организме при движении в суставных щелях периодически создается вакуум, притягивающий воду к суставам через кость, костный мозг и хрящ. Вода выступает в качестве смазки, способствующей тому, что поверхности соприкасающихся хрящей свободно трутся друг о друга. При обезвоживании часть жидкости поступает в сустав из кровеносных сосудов, питающих капсулу сустава. Специальные механизмы, перераспределяющие кровоток, посылают сигналы боли. Если начать пить воду в достаточном количестве, кровь будет циркулировать лучше и обезвоженные хрящи восстановят свои функции.
Головная боль, тошнота, головокружение – все это также признаки обезвоживания средней тяжести. При постоянном обезвоживании соляная кислота, попадая на слизистую оболочку желудка, вызывает боль при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Стрессы и депрессии — это своеобразная реакция мозга на дефицит воды. Когда воды не хватает, многие функции мозга снижаются, поэтому могут возникнуть психоэмоциональные проблемы.
Если человек в течение долгого времени пьет недостаточно воды, это приводит к обезвоживанию организма, и клетки должны отдавать накопленную в них энергию. В свою очередь, это приводит к тому, что они в большей степени начинают зависеть от энергии, поступающей с пищей, нежели от энергии, которую поставляет вода. Организм начинает заниматься вынужденным накоплением жира и использовать собственные запасы белка и крахмала, расщепить которые ему легче, чем накопленный жир. Поэтому обезвоживание можно назвать причиной ожирения.
Вода обладает высокой теплоемкостью, теплопроводностью, хорошо растворяет различные соли и газы, оказывает механическое, температурное и химическое воздействие на организм, раздражая нервные рецепторы. Водные процедуры – прекрасное тонизирующее или успокаивающее и расслабляющее средство, все зависит только от температуры воды. Можно использовать обливания, принимать лечебные ванны.
Плавание в море или бассейне — один из лучших способов тренировать свое тело, не перегружая сердце. Плавание представляет собой сочетание физической деятельности с умеренными холодовыми нагрузками. Оно рекомендуется при заболеваниях спины и сердечнососудистых заболеваний, а также излишнем весе. С его помощью вы станете более сильными и выносливыми.
Людям с избыточным весом рекомендуется заниматься аквааэробикой. Это сочетание плавания и гимнастики в воде подходит для людей с различным уровнем физической подготовки. В воде тело человека весит в несколько paз меньше, чем на суше, поэтому занятия в воде особенно полезны пожилым людям, у которых часто возникают проблемы с суставами.
Рекомендуется принимать горячие ванны с солью в течение нескольких недель по 5-10 минут, не более. Такие ванны будут стимулировать деятельность желудочно-кишечного тракта, работу выделительной системы организма. В сочетании с голоданием они могут стать частью вашей программы естественного образа жизни.
Помните: нельзя принимать эти ванны во время голодания.
Источник