Меню

Вода солнце природа родина

10 цитат из произведений Михаила Пришвина

Охранять природу — значит охранять родину

Михаил Михайлович Пришвин (1873 — 1954) — выдающийся русский писатель и публицист. В своем творчестве он исследовал важнейшие вопросы бытия и рассуждал о смысле жизни, религии, взаимоотношениях между людьми и связи человека с природой. Самыми известными его произведениями стали «Кладовая солнца», «Лесная капель», «За волшебным колобком» и «Осударева дорога».

Мы отобрали 10 цитат из книг писателя:

Зло ходит всегда на костылях добродетели. «Кладовая солнца»

Вся беда людей состоит в том, что они привыкают ко всему и успокаиваются. «Лесная капель»

Мы так устроены, что видим только свое. «Лесная капель»

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину. «Моя родина»

Препятствия делают жизнь. «Лесная капель»

Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание. «Зеленый шум»

Бывают моменты у человека, когда природа является ему как зеркало собственной жизни и он видит себя не таким, как о себе думает, а таким, какой он есть. «Осударева дорога»

Не о том я говорю, чтобы мы, взрослые, сложные люди, возвращались к детству, а к тому, чтобы в себе самих хранили каждый своего младенца, не забывали о нём никогда и строили жизнь свою, как дерево: эта младенческая первая мутовка у дерева всегда наверху, на свету, а ствол — это его сила, это мы, взрослые. «Зеленый шум»

Чем успокаивает шум моря, когда стоишь на берегу? Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земли, прибой — это как часы самой планеты, и когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек, звезд и ежей, то начинается большое раздумье о всей жизни, и твоя маленькая личная скорбь замирает, и чувствуешь ее глухо и где-то далеко. «Женьшень»

Что значит — талант? Однажды весной я подумал об этом, и вот вижу, на высокой ёлке, на самом верхнем её пальчике, сидит маленький птичик. Я догадался, что птичик этот поёт, потому что клювик его маленький то откроется, то закроется. Но такой он маленький, птичик, что песенка его до земли не доходит и остаётся вся там, наверху. Птичик этот крохотный пел, чтобы славить зарю, но не для того пел, чтобы песенка славила птичку. Так я тогда в этом птичике и нашёл себе ответ на вопрос что такое талант. Это, по-моему, есть способность делать больше, чем нужно только себе, это способность славить зарю, но не самому славиться. «Зеленый шум»

Источник

Беседа «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Алена Викторовна Пущина
Беседа «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

1. Расширять представления о важных компонентах здоровья – солнце, воздухе и воде, и что природа является источником здоровья.

2. Способствовать формированию основ здорового образа жизни.

Материалы и оборудование: презентация, картинки, дидактические игры, аудиозапись «Если хочешь быть здоров», цветная бумага, клей

Ход проведения беседы:

(Дети заходят в зал под песню (В. Соловьёв -Седой-В. Лебедев-Кумач «Если хочешь быть здоров».)

Педагог: Ребята, сегодня речь пойдет о здоровье и как его сохранить.

Ребята, скажите, что такое здоровье? И что, нужно делать, чтобы сохранять и укреплять своё здоровье? (ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение

Хорошо здоровым быть!

Соков надо больше пить!

Гамбургер забросить в урну,

И купаться в речке бурной!

Спортом разным заниматься!

И болезней не боясь,

В тёплом доме не таясь,

По Земле гулять свободно,

Красоте дивясь природной!

Вот тогда начнете жить!

Здорово здоровым быть!

Педагог: Ребята, а вспомните пословицы о здоровье.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Здоровье в порядке – (спасибо зарядке)

Чистота – (залог здоровья)

Здоровье – дороже (золота)

Курить – (здоровью вредить)

Чеснок да лук — (от семи недуг)

Береги платье снову, а (здоровье смолоду).

Солнце, воздух и вода – (наши верные друзья)

— Ребята, подумайте и найдите объяснение. Почему солнце, воздух и вода – наши верные друзья? (Ответы детей)

Воспитатель показывает картинку с изображением загорающих детей

— Скажите, что изображено на картинке? Что дает нам солнце? (Ответы детей) Правильно ребята, солнце даёт свет и тепло. Солнце полезно для нашего здоровья. Для детей полезно загорать, потому, что солнышко посылает в своих лучах нам витамин «Д», который делает наши руки и ноги крепкими и сильными. В сильную жару обязательно необходимо носить головной убор и долго не загорать на солнце. Как вы думаете, что такое солнечные ванны? (Ответы детей)

Солнечные ванны – это и прекрасное закаливание. Но нужно соблюдать определённые правила, чтобы не навредить себе. Ребята, давайте назовем правила. (Ответы детей)

Стихотворение о солнце

(дети выполняют релаксационные упражнения согласно тексту).

Солнце спит и небо спит,

(ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит.

Читайте также:  Чем можно накрыть огурцы от солнца

(качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало,

(подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало.

(качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок,

(помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок.

(закрыли руками лицо)

И деревья раскачал.

(качание туловища влево — вправо)

Дождь по крышам застучал,

(прыжки на месте)

Барабанит дождь по крышам

(хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик.

(встали, спрятали руки за спину)

— Как вы думаете, чем полезны воздушные ванны и прогулки на свежем воздухе? (демонстрирует картинку)

-Когда мы дышим свежим воздухом, в лёгких происходим активная циркуляция воздуха и газообмен. Вдыхая кислород полной грудью, учащается наше дыхание, наше сердце начинает биться чаще, и кровеносная система начинает функционировать так, как ей это положено. Отчего мы чувствуем бодрость и лёгкость в теле. Кроме того, прогулки на свежем воздухе помогают нам закаливаться и не болеть.

Но, конечно же, воздух, которым мы дышим, должен быть чистым.

Как вы думаете, что может быть, если мы будем дышать грязным воздухом?

Всё верно, грязный воздух может засорить наш организм, вызвать аллергию и даже отравить.

Стихотворение о воздухе

(дети выполняют дыхательное упражнение).

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

(Глубокий спокойный вдох – выдох через нос)

Он окутывает нас.

(Глубокий спокойный вдох – выдох через рот)

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

(дыхание через левую ноздрю, прикрыв вторую)

Пахнет дубом и сосной.

(дыхание через правую ноздрю, прикрыв вторую)

Летом он бывает тёплым,

(прикрыть ладонями нос и рот, дышать через рот, ощутить тёплый воздух)

Веет холодом зимой,

(ладони раскрыть, длинный выдох через рот, как бы сдувая с ладоней что-то)

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

(3 глубоких вдоха-выдоха через нос)

Мы о нём не говорим.

(задержать дыхание до окончания стихотворения)

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Дыхательная гимнастика «Подуй в бутылочку»

Скажите, для чего нам нужна вода? (Ответы детей)

Педагог: правильно, воду мы пьём и используем в приготовлении пищи, и она, так же как и воздух, должна быть чистой. Ведь в нашем организме большое количество жидкости, и, если она будет грязной, организм будет болеть или просто не сможет жить.

Ещё водапомогает поддерживать нам чистоту: мы моем руки, умываемся, принимаем душ (смываем с себя грязь, вредных микробов). Вода помогает нам убирать своё жилище, мыть полы, посуду — всё это делает наш дом и нас чистыми и здоровыми.

Педагог: А кто из вас любит купаться в реке, море, озере? (Ответы детей)

Купание – это огромное удовольствие и хороший способ закаливания.

Запомните,ребята важные правила купания:

Всегда купайтесь под присмотром взрослых.

Не купайтесь в незнакомых местах, где на дне могут быть осколки стекла и ржавые железки.

Не ныряйте в незнакомом месте.

Если вы купаетесь группой, не хватайте друг друга за руки, за ноги. Это опасно для жизни!

Не купайтесь сразу после еды, только через час-полтора после приёма пищи можно искупаться.

Не заходите сразу в воду, если вы вспотели, чувствуете себя распаренным. Медленно походите по берегу. Сделайте лёгкую разминку, войдите в воду сначала по щиколотку. Постойте в воде, походите. После этого начинайте купание.

Стихотворение о воде

(дети выполняют пальчиковую гимнастику согласно тексту).

Вода — это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

(пальцы сцеплены в «замок» — сжимать и разжимать пальцы)

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.

(расцепить пальцы, ладони врозь, пошевелить пальцами)

Где водится грязь, там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

(поочерёдное сжимание и разжимание кулачков)

Для нас же вода должна чистою быть,

Что б мы не боялись и мыться, и пить.

(пальцы сцеплены в «замок», локти разведены в стороны, волнообразные движения руками)

Не менее, впрочем, полезна вода

Которая в виде замерзшего льда.

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарит.

(постукивание кулачком об кулачок)

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

(сложить из ладошек «домик»)

Иначе закончится может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

(сложить кулачок в кулачок)

— Скажите, ребята, что нового вы узнали о солнце, воздухе и воде?

— Правильно и солнце, и воздух, и вода помогают нам быть здоровыми, сильными, закалёнными бодрыми и весёлыми.Именно поэтому так и говорят: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья

Затем воспитатель предлагает сделать аппликацию «Солнышко»

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Конспект НОД по валеологии для старшего дошкольного возраста. Задачи: — дать детям понятие о закаливании, о его значении для формирования,.

Фотоотчёт о мероприятии в ДОУ «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» В нашем детском саду сегодня прошло музыкально-спортивное мероприятие «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», в котором принимали.

Читайте также:  Пришвин кладовая солнца смысл названия сказки были кладовая солнца

Фотоотчет о тематической неделе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Лето — удивительное время года, когда детям позволительно практически все. Прошедшая неделя была посвящена этой теме. То, что солнце, воздух.

Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» «Счастливый ребенок — это, прежде всего, ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке». Евгений Комаровский.

Консультация «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» Закаливание детей в летний период Вот и наступила пора жаркого солнца и необыкновенно радостного настроения. Но лето – это еще и самое подходящее.

Летний семейный спортивный праздник «Наши лучшие друзья — солнце, воздух и вода!» (старшая, подготовительная группы) Цель: Формировать интерес к физкультуре и спорту; доставить детям радость. Задачи: — Развивать интерес к совместным двигательным движениям.

Музыкально-спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Цель развлечения: создать у детей доброе и радостное настроение от участии в веселом мероприятии. Способствовать созданию благоприятной.

Рекомендации для родителей «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию атмосферных температур воздуха и предотвратить частые.

Сценарий летнего спортивного развлечения в детском саду «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Сценарий летнего спортивного развлечения в детском саду «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» Цель: Приобщать детей к здоровому.

Спортивный досуг для детей дошкольного возраста «Девочка чумазая. Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Девочка «Чумазая», солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни. Задачи: — Создавать.

Источник

Вода солнце природа родина

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 273 456
  • КНИГИ 642 134
  • СЕРИИ 24 460
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 593

Михаил Михайлович Пришвин

В природе рождается человек, и потому мы часто говорим: мать-природа. В природе человек умирает от нападения на него видимых и невидимых врагов. Значит, природа человеку и мать, и злая мачеха.

С этого начались все наши сказки.

У края дороги, среди лиловых колокольчиков цвел кустик мяты. Я хотел сорвать цветок и понюхать, но небольшая бабочка, сложив крылышки, сидела на цветах. Не хотелось расстраивать бабочку из-за своего удовольствия, и я решил подождать немного и стал записывать, стоя у цветка, одну свою мысль в книжку.

Вышло так, что я забыл о бабочке и долго писал, а когда кончил, опомнился – оказалось, что бабочка все сидела на цветке мяты в том же положении.

Но так не бывает! – и чуть-чуть кончиком ноги я толкнул стебелек мяты. Бабочка сильно качнулась, но все-таки не слетела Неужели она умерла на цветке?

Осторожно я взял бабочку за сложенные крылышки. Бабочка не рвалась, не билась в пальцах, не двигала усиками. Она была мертва.

А когда я стал ее тянуть с цветка, вместе с ней оттянулся скрытый в цветке светло-желтый паук с большим зеленоватым шариком. Он всеми своими ножками обнимал брюшко бабочки и высасывал ее. А мимо проходили дачники и говорили: «Какая природа, какой день, какой воздух, какая гармония!»

Не ясно ли, что природа никак не гармонична, но в душе человека рождается чувство гармонии, радости, счастья.

В природе то, что у человека считается постыдным борьба за существование, пол, бешеная злоба и все прочие прелести бытия – обнажены. Спрашивается, почему же мы, входя в природу, чувствуем радость?

Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нем, присоединяя к природе прирожденное нам чувство гармонии. Все это – какое-то чистое и единственное человеческое чувство и мысль, соприкасаясь с природой, – вспыхивает, оживает; сам человек встает весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии.

Итак, милые люди, усталые горожане и дачники, вы правы тем, что не хотите видеть в природе ту самую борьбу, от которой так устали в городе.

В природе вода лежит, и ее зеркало отражает небо, горы и лес. Человек, мало того что сам стал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало, и увидел себя, и стал всматриваться в свое изображение.

Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.

Понять себя самого в зеркальном изображении скорее всего может только человек.

Вся история культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и все будущее наше в том, что еще в этом зеркале он увидит.

Человек, организуясь в веках, захватывает в состав своего тела всю природу, во всем ее составе, как вселенную, и так, что части, более близкие к животным и растениям, называются телом, а части, более близкие к самому человеку или к тому, что нет в природе остальной и присуще только ему, называются душой.

Многие силы природы, обращаясь у человека в его душу неузнаваемо преображаются. Так, например, ветер, способствующий перенесению пыльцы с мужского пестика на женское рыльце, называют половой страстью в телесном определении, а в душевном – любовью.

Читайте также:  Люди позади солнца 2 лаборатория дьявола

Во свидетельство такого преображения любви поэты с незапамятных времен говорят о любовных бурях.

Человек делает машину по образу своему и подобию и части ее называет по-человечески: пальчики, спинка, головка, шейка. Но вот перед ним не машина, а природа, где все само собой делалось и откуда вышел сам человек, – какие имена давать существам природы? В природе нет слова, кроме слов человека, вот почему человек и природу называет своими словами: есть «незабудки», есть даже «анютины глазки».

Дело человека – высказать то, что молчаливо переживается миром. От этого высказывания, впрочем, изменяется и самый мир.

В природе нам дорого, что жизнь одолевает смерть, и человек в природе подсказывает существование бессмертия и на том торжествует.

В природе осенью все замирает, а у человека в это время рожь зеленеет. В природе жук простой жундит о бессмертии, а у человека – Моцарт и Бетховен.

Счастье везде одинаково: и в природе, и в человеческом обществе. Это неведомая нам рука бросает тысячи семян, чтобы одно проросло, и когда оно прорастает – это счастье.

Так елки сеют своими шишками, осинки, одуванчики. Так тысячи тысяч людей берутся за кисть, за перо, за смычок, чтобы один вырос и дал новый посев.

Даже лишь созерцающий природу мысленно вносит в нее свой порядок. Вот в том-то и дело, что человек, в большинстве сам того не зная, переделывает природу с каждым шагом своим, и сама сущность его революционна. Обижаться на человека нельзя. Потому что наша мера жизни коротка. Мера берется на веру.

Небо безоблачное, травы достигли высоты, дошли до своего предела и зацвели, кипит жизнь пчел, шмелей, шиповник цветет. Но я, все зная, не смотрю на меру, я царь природы и делаю больше, чем все они.

Не надо смотреть туда, в сторону умирания, – надо создавать, надо рождать царя природы, не подчиненного законам умирания: он существует в нашей душе, а воплощать его – значит творить.

Встречал на лавочке зарю наступающего дня, «равнодушная» природа охватила наш человеческий мир. Это не равнодушие, а большая жизнь, великий путь, предоставленный муравью: иди этим путем – и ты, муравей, станешь тем же самым царем природы, каким показал себя человек.

Долго смотрел я туда, и душа моя. расширяясь, восходила, как на гору, и внизу открывался человеческий муравейник жизни людей «промеж себя».

Это не равнодушие, а большой широкий путь человека.

Природа для меня, огонь, вода, ветер, камни, растения, животные – все это части разбитого единого существа. А человек в природе – это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство.

Когда глядишь на цветок в природе, то думаешь – не может такого живого прекрасного цветка создать человек. Когда глядишь на венецианскую люстру, то думаешь – не может природа создать такого бессмертно-прекрасного.

Значит, творчество природы и творчество человека различаются отношением ко времени: природа создает настоящее, человек создает будущее.

Природа раскрывается в наших желаниях: полетел бы! – и видишь летающую птицу, и ей удивляешься; лег бы отдохнуть, – и вот тебе мягкий луг, покрытый цветами.

Но планов человеческих нет в природе: планы человеческие составляют природу самого человека.

Душа человека похожа на море: вечные бури на поверхности, и в глубине тишина. Как бы я рад был уйти от бурь в тишину, но там, в глубине, и темно, и воздуху нет. Нечего делать! Приходится бурю принять.

Говорят, из моря вышло все, на земле живущее, и море всем мать. Люблю море с берега, но плавать по морю мне скучно: вечно тот же круг горизонта, обнимающий голубое.

Да, я вышел когда-то из моря и обратно туда не хочу. Но с берега я все люблю на море – и бурю и тишину. Люблю на камне сидеть на берегу и думать, глядя в море, о жизни на земле.

Поля пустеют, и по мере этого короче дни и раньше спать ложатся в деревне, зато ярче звезды на небе.

Выйдешь на крылечко, – такой покой! – и вдруг падучая звезда: обрезано все небо на два полунеба, метеор, мчащийся во вселенной, коснулся нашей атмосферы и открыл нам, каким сумасшедшим движением дается этот деревенский покой.

Все недаром! Какая масса людей проходит даром, как тени, и кажется, все это не настоящие, не интересные люди. Между тем в действительности все они настоящие, все интересные. Стоит только попасть с любым из них на одну тропинку, как откроется неизбежно их природа в ужасающей силе, и тогда понимаешь действительность, все равно как, глядя на мелькнувшую падучую звезду, догадываешься о действительной, мчащейся природе неба, а не спокойной, как кажется нам.

Источник

Adblock
detector