Меню

Волчья луна восставшая луна

Волчья луна восставшая луна

LUNA: MOON RISING

First published in 2019 by Gollancz London

Печатается с разрешения издательства Orion при содействии литературного агентства Синопсис

Перевод с английского: Наталия Осояну

В оформлении обложки использована иллюстрация Михаила Емельянова

Дизайн обложки: Марина Акинина

Copyright © 2017 by Ian McDonald

All rights reserved.

© Наталия Осояну, перевод, 2020

© Михаил Емельянов, иллюстрация, 2020

© ООО «Издательство АСТ», 2020

Что случилось ранее

Война между «Маккензи Металз» и «Корта Элиу» разрушила могущественную семью Корта и рассеяла выживших. Ариэль Корта, парализованная ниже пояса после покушения на убийство, скрывается в безвестности в Верхнем городе Меридиана со своей телохранительницей и верной подругой, Мариной Кальцаге, пока Джонатон Кайод, Орел Луны, не призывает ее обратно в лунное общество, предлагая стать единственной советницей в сонме врагов, замышляющих свергнуть Кайода. Вагнер Корта, волк, с трудом зарабатывает на жизнь, строя солнечный пояс компании «Тайян» – кольцо солнечных батарей по всему экватору Луны. Он то трудится вместе с членами своей бригады, то встречается с волчьей стаей, пока ему не приходится взять на себя опекунство и защиту Робсона Корты, которого держал в заложниках Брайс Маккензи, финансовый директор «Маккензи Металз». Вагнер вынужден делать выбор между волчьей природой и заботой об уязвимом Робсоне. Лукасинью и Луна Корта – в безопасности под защитой Асамоа в Тве, хоть Лукасинью и сердится из-за ограничения свободы. Его отец – Лукас – сделал самый смелый шаг из возможных. На Луне считают, что он умер, а на самом деле Лукас бежал на борт циклера ВТО и в течение года превратил себя в невероятное существо: человека, рожденного на Луне, но способного жить под воздействием земной силы тяжести. Недолго, но достаточно, чтобы укрепить сделки, которые он заключал, странствуя между Луной и Землей. Лукас формирует консорциум земных правительств, корпораций, капитальных фондов и с помощью Воронцовых и их электромагнитной катапульты в качестве смертоносного космического орудия стремится вернуть то, что было украдено у его семьи. Вместе с ним прилетает Алексия – первая за два поколения Корта, рожденная на Земле, отважившаяся бросить вызов блистательной и ужасной Луне.

Чтобы добиться успеха, Лукас сперва должен посеять смятение. Его мать Адриана, основательница «Корта Элиу», внедрила боевую программу в систему управления «Горнилом» – огромным поездом-плавильней Маккензи. Простая команда, отданная Алексией после того, как Лукас едва не умирает во время взлета с Земли, уничтожает «Горнило». Погибают многие, включая Роберта Маккензи, генерального директора «Маккензи Металз». Его сыновья, Дункан и Брайс, сражаются за контроль над компанией. Дункан берет на себя традиционную очистку металлов, Брайс – добычу гелия-3, отнятую у семьи Корта. Их жестокая гражданская война угрожает поглотить всю Луну и дестабилизировать жизненно важный рынок гелия-3, от которого зависит Земля. Лукас не упускает свой шанс и наносит удар. Луна – промышленная колония, а не государство; у нее нет систем защиты. Боевые подразделения десантируются с орбиты, штурмуют и занимают ключевые объекты инфраструктуры, а электромагнитная катапульта ВТО угрожает видимой стороне Луны. Драконы отбиваются, но, когда Тве, главный поставщик сельскохозяйственной продукции, оказывается в осаде, у них не остается другого выбора, кроме как сдаться перед лицом голода.

В воцарившемся хаосе Лукасинью и Луне удается бежать из осажденного Тве, но они оказываются в одиночестве на поверхности, и единственный путь к спасению лежит в опасной близости от полей сражений. Когда нарушается герметичность скафандра Луны, Лукасинью отдает ей последний воздух. Она приносит его в безопасное место, но сможет ли лунный бегун так долго прожить без кислорода?

Земные машины и наемники захватывают Меридиан. Джонатона Кайода выбрасывают из окна, а Лукас Корта, похожий на собственную тень, покалеченный путешествием на Землю, становится Орлом Луны с Алексией в качестве Железной Руки. Его первая задача – привлечь Ариэль на свою сторону, но она отказывается, хотя это и повергает ее в большую опасность. Каждый из четырех Драконов жаждет получить преимущество, и Корта выглядят предпочтительными заложниками. Брайс Маккензи пытается захватить Робсона Корту, но безуспешно: Вагнер и Робсон спасаются, бежав в относительно безопасный городок Теофил в Море Спокойствия.

Лукас Корта торжествует. Луна принадлежит ему: что он будет с ней делать?

Восемь фигур сопровождают гроб через Море Изобилия. Четыре его несут по одной на каждую ручку; четыре охраняют стороны света: север, юг, восток и запад. Одетые в тяжелые бронированные скафандры, они ступают тяжело. Из-под подошв их ботинок высоко поднимается пыль. Когда несешь гроб, координация движений важнее всего, а носильщики не владеют нужным ритмом. Они шатаются, дергаются, оставляют на реголите размытые, нечеткие следы; шагают так, словно не привыкли передвигаться по поверхности Луны и носить такие скафандры. Семь белых и один – алый с золотом. На каждом белом – эмблема, словно принадлежащая другому времени и месту: меч, топор, веер, зеркало, лук, полумесяц. Ведущий идет, опираясь на свернутый зонт с серебряным наконечником и рукоятью в виде человеческого лица, у которого одна половина живая, другая – голая кость. Наконечник зонта втыкается в реголит, оставляя четкие дырочки.

Читайте также:  Голубая луна что делать

Море Изобилия не знает, что такое дождь.

В гробу есть иллюминатор. Это странно; впрочем, то, что они несут, на самом деле не гроб. Это медицинская капсула жизнеобеспечения, предназначенная для защиты и сохранения раненых на поверхности Луны. За окошком виднеется лицо молодого человека: смуглое, с высокими сильными скулами, густыми черными волосами, полными губами. Его глаза закрыты. Это Лукасинью Корта. Он в коме уже десять дней; десять дней, заставивших Луну содрогнуться до самого ядра и загудеть, будто каменный колокол. Десять дней, на протяжении которых Орлы падали и возносились, посреди каменных океанов кто-то сражался в «мягкой войне» и терпел поражение, а старый порядок Луны был сметен новым порядком Земли.

Эти неуклюжие фигуры – сестры Владык Сего Часа, и они несут Лукасинью Корту в Меридиан. Семь сестер и еще кое-кто; она идет позади в неуместном ало-золотом скафандре. Луна Корта.

– Есть новости о корабле?

Майн-ди-санту Одунладе досадливо цокает языком и рассматривает метки на дисплее шлема, пытаясь определить, кто задал вопрос. Сестринство Владык Сего Часа, согласно своему учению, избегает сети. Научиться использовать интерфейс скафандра – серьезное отступление от правил. В конце концов майн-ди-санту определяет, что с ней заговорила мадринья Элис.

– Скоро, – говорит майн Одунладе и зонтиком указывает на восточный горизонт, где приземлится корабль из Меридиана.

Зонтик – эмблема Ошалы Созидателя. Как меч, топор, зеркало, лук, веер и полумесяц, он представляет собой инструмент ориша. Сестры несут не только спящего принца, но и священные символы. Все сантиньюс понимают, что это значит. Жуан-ди-Деус – больше не город святых.

«Корабль на подходе», – сообщает скафандр майн. В тот же миг горизонт словно подпрыгивает к небу. Роверы. Их десятки. Быстрые, неумолимые – мчатся навстречу. На внутренних дисплеях шлемов вспыхивают сотни красных меток.

– Будьте тверды, сестры мои! – кричит майн Одунладе. Кортеж марширует вперед, к линии сияющих фар. Огни слепят, но она не поднимает руки, чтобы прикрыть глаза.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Восставшая Луна

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Ian McDonald

LUNA: MOON RISING

First published in 2019 by Gollancz London

Печатается с разрешения издательства Orion при содействии литературного агентства Синопсис

Перевод с английского: Наталия Осояну

В оформлении обложки использована иллюстрация Михаила Емельянова

Дизайн обложки: Марина Акинина

Copyright © 2017 by Ian McDonald

All rights reserved.

© Наталия Осояну, перевод, 2020

© Михаил Емельянов, иллюстрация, 2020

© ООО «Издательство АСТ», 2020

Что случилось ранее

Война между «Маккензи Металз» и «Корта Элиу» разрушила могущественную семью Корта и рассеяла выживших. Ариэль Корта, парализованная ниже пояса после покушения на убийство, скрывается в безвестности в Верхнем городе Меридиана со своей телохранительницей и верной подругой, Мариной Кальцаге, пока Джонатон Кайод, Орел Луны, не призывает ее обратно в лунное общество, предлагая стать единственной советницей в сонме врагов, замышляющих свергнуть Кайода. Вагнер Корта, волк, с трудом зарабатывает на жизнь, строя солнечный пояс компании «Тайян» – кольцо солнечных батарей по всему экватору Луны. Он то трудится вместе с членами своей бригады, то встречается с волчьей стаей, пока ему не приходится взять на себя опекунство и защиту Робсона Корты, которого держал в заложниках Брайс Маккензи, финансовый директор «Маккензи Металз». Вагнер вынужден делать выбор между волчьей природой и заботой об уязвимом Робсоне. Лукасинью и Луна Корта – в безопасности под защитой Асамоа в Тве, хоть Лукасинью и сердится из-за ограничения свободы. Его отец – Лукас – сделал самый смелый шаг из возможных. На Луне считают, что он умер, а на самом деле Лукас бежал на борт циклера ВТО и в течение года превратил себя в невероятное существо: человека, рожденного на Луне, но способного жить под воздействием земной силы тяжести. Недолго, но достаточно, чтобы укрепить сделки, которые он заключал, странствуя между Луной и Землей. Лукас формирует консорциум земных правительств, корпораций, капитальных фондов и с помощью Воронцовых и их электромагнитной катапульты в качестве смертоносного космического орудия стремится вернуть то, что было украдено у его семьи. Вместе с ним прилетает Алексия – первая за два поколения Корта, рожденная на Земле, отважившаяся бросить вызов блистательной и ужасной Луне.

Чтобы добиться успеха, Лукас сперва должен посеять смятение. Его мать Адриана, основательница «Корта Элиу», внедрила боевую программу в систему управления «Горнилом» – огромным поездом-плавильней Маккензи. Простая команда, отданная Алексией после того, как Лукас едва не умирает во время взлета с Земли, уничтожает «Горнило». Погибают многие, включая Роберта Маккензи, генерального директора «Маккензи Металз». Его сыновья, Дункан и Брайс, сражаются за контроль над компанией. Дункан берет на себя традиционную очистку металлов, Брайс – добычу гелия-3, отнятую у семьи Корта. Их жестокая гражданская война угрожает поглотить всю Луну и дестабилизировать жизненно важный рынок гелия-3, от которого зависит Земля. Лукас не упускает свой шанс и наносит удар. Луна – промышленная колония, а не государство; у нее нет систем защиты. Боевые подразделения десантируются с орбиты, штурмуют и занимают ключевые объекты инфраструктуры, а электромагнитная катапульта ВТО угрожает видимой стороне Луны. Драконы отбиваются, но, когда Тве, главный поставщик сельскохозяйственной продукции, оказывается в осаде, у них не остается другого выбора, кроме как сдаться перед лицом голода.

Читайте также:  Как нарисовать небо луну карандашами

В воцарившемся хаосе Лукасинью и Луне удается бежать из осажденного Тве, но они оказываются в одиночестве на поверхности, и единственный путь к спасению лежит в опасной близости от полей сражений. Когда нарушается герметичность скафандра Луны, Лукасинью отдает ей последний воздух. Она приносит его в безопасное место, но сможет ли лунный бегун так долго прожить без кислорода?

Земные машины и наемники захватывают Меридиан. Джонатона Кайода выбрасывают из окна, а Лукас Корта, похожий на собственную тень, покалеченный путешествием на Землю, становится Орлом Луны с Алексией в качестве Железной Руки. Его первая задача – привлечь Ариэль на свою сторону, но она отказывается, хотя это и повергает ее в большую опасность. Каждый из четырех Драконов жаждет получить преимущество, и Корта выглядят предпочтительными заложниками. Брайс Маккензи пытается захватить Робсона Корту, но безуспешно: Вагнер и Робсон спасаются, бежав в относительно безопасный городок Теофил в Море Спокойствия.

Лукас Корта торжествует. Луна принадлежит ему: что он будет с ней делать?

Восемь фигур сопровождают гроб через Море Изобилия. Четыре его несут по одной на каждую ручку; четыре охраняют стороны света: север, юг, восток и запад. Одетые в тяжелые бронированные скафандры, они ступают тяжело. Из-под подошв их ботинок высоко поднимается пыль. Когда несешь гроб, координация движений важнее всего, а носильщики не владеют нужным ритмом. Они шатаются, дергаются, оставляют на реголите размытые, нечеткие следы; шагают так, словно не привыкли передвигаться по поверхности Луны и носить такие скафандры. Семь белых и один – алый с золотом. На каждом белом – эмблема, словно принадлежащая другому времени и месту: меч, топор, веер, зеркало, лук, полумесяц. Ведущий идет, опираясь на свернутый зонт с серебряным наконечником и рукоятью в виде человеческого лица, у которого одна половина живая, другая – голая кость. Наконечник зонта втыкается в реголит, оставляя четкие дырочки.

Море Изобилия не знает, что такое дождь.

В гробу есть иллюминатор. Это странно; впрочем, то, что они несут, на самом деле не гроб. Это медицинская капсула жизнеобеспечения, предназначенная для защиты и сохранения раненых на поверхности Луны. За окошком виднеется лицо молодого человека: смуглое, с высокими сильными скулами, густыми черными волосами, полными губами. Его глаза закрыты. Это Лукасинью Корта. Он в коме уже десять дней; десять дней, заставивших Луну содрогнуться до самого ядра и загудеть, будто каменный колокол. Десять дней, на протяжении которых Орлы падали и возносились, посреди каменных океанов кто-то сражался в «мягкой войне» и терпел поражение, а старый порядок Луны был сметен новым порядком Земли.

Эти неуклюжие фигуры – сестры Владык Сего Часа, и они несут Лукасинью Корту в Меридиан. Семь сестер и еще кое-кто; она идет позади в неуместном ало-золотом скафандре. Луна Корта.

Источник

Пять Великих Драконов в борьбе за власть и ресурсы: разбираем трилогию Йена Макдональда «Луна»

Книжный обозреватель Василий Владимирский подробно рассказывает о самом известном цикле британского фантаста ирландского происхождения Йена Макдональда — научно-фантастической трилогии «Луна», недавно переведенной на русский язык писательницей Наталией Осояну.

«Две равно уважаемых семьи / В Вероне, где встречают нас событья, / Ведут междоусобные бои / И не хотят унять кровопролитья…» Луна в трилогии Йена Макдональда не шекспировская Верона: число жителей земной колонии сопоставимо с населением российского города-миллионника вроде Екатеринбурга или Нижнего Новгорода. Но и «равно уважаемых семей» тут не две, побольше — Пять Великих Драконов, пять кланов, которые оседлали все естественные монополии, от добычи редкоземельных элементов, без которых задыхается планета-метрополия, до логистики и доставки грузов с Луны на Землю и обратно.

Они поневоле сотрудничают, обмениваются заложниками и послами, то и дело заключают междинастические браки — но в то же время в любой момент готовы нанести удар в спину зазевавшемуся партнеру. Все как у людей: ссоры и примирения, закулисные интриги и внезапные альянсы, предательство и беззаветная жертвенность, лицемерие и отвага — причем нередко эти качества одновременно демонстрирует одни и те же персонажи.

В трилогии «Луна» Макдональд обращается к образу большой, пестрой, неоднородной семьи не в первый раз. С этого он начинал в дебютном — лучшем! — романе «Дорога запустения». Вокруг семейных конфликтов во многом также построен сюжет посткиберпанковской «Реки Богов», в 2005 году отмеченной премией Британской ассоциации научной фантастики. Но на сей раз кланы предстают перед нами в новом свете, автор исследует их детально, по зернышку, в мельчайших подробностях.

Читайте также:  Заговоры во время убывающей луны

Сравнение цикла Макдональда с «Песней Льда и Огня» Джорджа Мартина уже стало банальностью, общим местом, но избежать этой параллели непросто. Клановая структура уходит корнями глубоко в прошлое, в доиндустриальную эпоху, даже не в Средневековье, а едва ли не в палеолит. Система, при которой власть в корпорации-государстве передается не самому эффективному, не самому компетентному, а самому близкому по крови, глубоко архаична. Да, Пять Драконов могут принять талантливого новичка, приблизить к себе, опутать паутиной обязательств и браков с мужчинами, женщинами или целыми группами — на Луне Макдональда это запросто. Но даже универсальному гению не видать места на вершине пирамиды как собственных ушей. Настоящую власть и право распоряжаться всеми ресурсами тут могут получить только кровные родственники; слабые, ленивые, безумные — не важно, главное, что свои.

Естественно, рано или поздно такая система не может не привести к катастрофе — и хорошо еще, что в трилогии дело ограничивается локальной мясорубкой. В конце первого тома один из Пяти Драконов, клан Корта, фактически уничтожен, стерт в порошок, ключевые фигуры сброшены с доски, а те, что выжили, рассеяны, деморализованы и лишены поддержки. Во второй книге ситуация усугубляется: Луна оккупирована войсками метрополии, попытки к сопротивлению подавлены, экономика перестраивается на новый лад. Но это еще не все: в третьей части, «Восставшей Луне», под угрозой поголовного истребления оказываются все лунные колонисты независимо от пола, возраста и клановой принадлежности. И тут авторская мысль делает внезапный кульбит, Макдональд резко переходит от частного к общему, от архаики к футурологии.

Ключевая фраза трилогии — «Луна жестока». И это не только пасхалка для знатоков и ценителей винтажной фантастики, отсылка к классическому роману Роберта Хайнлайна «Луна жестко стелет» (в другом переводе «Луна — суровая госпожа»). Луна действительно требует от своих обитателей совсем иных качеств, чем Земля: другого уровня внутренней собранности, скорости реакции, способности быстро принимать принципиальные решения под давлением, обостренной чувствительности и интуиции. Зазеваешься на секунду, расслабишься, отвлечешься — и Суровая Госпожа прикончит тебя одним из тысячи возможных способов. Далеко не каждый сумеет выжить в таких спартанских условиях, а тем более добиться успеха:

«Люди — земляне — все время спят. Ничего вокруг не замечают. А там, наверху, всегда знаешь, что тысячи вещей сохраняют тебе жизнь».

Лунные колонисты — передовой отряд человечества, люди будущего, живущие в условиях чудовищной физической и эмоциональной нагрузки. Люди кипучих страстей, вечно пылающие в огне подростковых гормональных бурь, но в то же время предельно рациональные, способные на точный расчет и долговременное планирование. Незаметно, исподволь Луна кует «нового человека», о котором мечтали визионеры и реформаторы XX века, — того самого, что проложит человечеству путь в труднопредставимое будущее.

Спрятавшись в лабиринте вложенных микросюжетов, угнездившись в центре сложной паутины сюжетных линий, автор проделывает хитрый трюк. Если в первом томе сочувствуешь преимущественно семейству Корта, униженному, раздавленному, но упрямо не желающему сдаваться, то ближе к финалу начинаешь симпатизировать их извечным врагам Маккензи, которые сохраняют самоубийственную верность принципам несмотря на угрозу полного уничтожения. Но Макдональд не Мартин, а «Луна» — не «Песнь Льда и Огня». Противостояние кланов, борьба амбиций, личная вендетта перерастают в нечто большее. Неважно, кто кому отомстит, кто кого переиграет, кто воссядет на Железный Трон. Речь идет о судьбе всего вида, о глобальной стратегии выживания и развития — на сотни и тысячи лет вперед.

Может показаться, что к финалу трилогии Йен Макдональд устал, перегорел, выдохся. Наверное, не без этого: такой накал эмоций, шекспировские страсти на полторы тысячи страниц выдержит не каждый. Но прежде всего он смещает акценты, вспоминает, что пишет не просто антуражную семейную сагу, а научно-фантастическую прозу со всеми необходимыми компонентами. В романе «Восставшая Луна» каждый из Пяти Драконов предстает носителем уникальной стратегии, своей собственной концепции будущего. Как с предельной четкостью формулирует одна из второстепенных героинь:

«Мы приносим жизнь. У Воронцовых ключи от Солнечной системы. Спроси любого Суня, и он тебе расскажет про постдефицитный коммунизм. У Маккензи тоже что-то есть, просто они об этом не говорят. Но точно есть. И это что-то крупное. А во что верят Корта. »

На Луне Йена Макдональда открывается портал в грядущее, и главная интрига третьей части сводится именно к вопросу о том, кто успеет протиснуться в эту узкую щель прежде, чем окно возможностей захлопнется. Меняется тональность повествования, меняются приоритеты писателя — борьба за власть и ресурсы превращается в столкновение идей, ветхозаветное противоборство за право считаться избранным народом.

В это будущее возьмут не всех. Нам, мягкотелым землянам, там определенно не место, автор отчетливо дает это понять. Обидно, досадно, но что поделаешь — такова жизнь. В конце концов, нас честно предупреждали: Луна жестко стелет.

Источник

Adblock
detector