Меню

Волк это сын луны

Волк это сын луны

В скандинавской мифологии два волка, один из которых (Хати, сын Хродвитнира, иначе сын Фенрира) бежит впереди Солнца и преследует Луну, а другой (Сколл) бежит впереди Луны и преследует Солнце. В день Рагнарёка оба волка догонят своих жерт и проглотят их.

Был бы я с подпалинами волком
Грыз бы солнечные сладкие бока
Был бы я полночной вислоухой гончей
Лаял бы на хвост и яйца
Дикого поджарого лунного быка
Аий Оршуо

В богатой на волчьи мотивы скандинавской мифологии есть пара образов откровенно эсхатологического характера. Это два брата, два волка, которые в день северного Апокалипсиса, называемого Рагнарёк, пожрут светила — Солнце и Луну — тем самым дав сигнал к освобождению Фенриру и началу битвы с богами-асами. Волков, что сделают это, зовут Сколль и Хати. Считается, что они дети Фенрира, от которого их родила ведьма-великанша в Железном лесу. Помимо их она дала жизнь еще целому сонму волков, называемых «фенрира род». В Эддах ее имя не упоминается, но говорят, что это была или Ангрбода или Ярнвидур.

В свое время было предсказано, что Сколль ежедневно будет гнать по небу Соль-Солнце, а Хати по ночам станет преследовать Мани-Луну:

Сколль имя Волка,
за солнцем бежит он
до самого леса;
а Хати другой,
Хродвитнира сын,
предшествует солнцу.
«Речи Гримнира», ст.39 (532)

Говорят, в этом и польза есть, так как светила обычно любопытны и любят наблюдать за тем, что происходит на земле. А это самым негативным образом сказывается на графике появления Солнца и Луны на небосводе. И вот чтобы этот график не нарушался, чтобы светила следовали раз и навсегда установленному порядку — за ними следят волки. И если либо Солнце, либо Луна забывают о своем пути, волки начинают стремительно их нагонять — и люди видят солнечные и лунные затмения.

Читайте также:  Луна убывающая или прибавляется

На долю Хати выпало следить за Мани-луной, гнать Мани-луну по небосводу. Потому Хати, чье имя обозначает «тот, кто ненавидит» (532), еще называют Манагарм (Managarm, Managarmr), что переводится как «Лунный пес» или «Гончая Луны». По той причине, что имя «Хати» в германо-скандинавской мифологии оказывается достаточно распространенным, волка часто зовут по «отчеству» — Хродвитниссон (от такого наименования Фенрира как Hróðvitnir — «прославленный волк»).

Считается, что из пары братьев Хати более экспансивный, более эмоциональный, легко переходящий от веселья к ярости и обратно. Заклятие Одина, обязующее его и Сколля до конца времен контролировать светила, просто выводит Хати из себя. Потому Хати с нетерпением ожидает Рагнарёка, чтобы наконец-то добраться до Мани-Луны и разорвать его, чтобы разрушить заклинание Одина и освободить отца своего Фенрира.

Исследователи говорят, что образ братьев-волков восходит ко времени древнейшего индоевропейского единства и может быть связан, с одной стороны, с псами-братьями Шарбарами, стражами мира предков (Питрилока — мир предков, царство мертвых) и вестниками бога смерти, с другой стороны — с демоническими персонажами (например, с демоном Раху), которые время от времени устраивают солнечные затмения, проглатывая небесное светило. Забавно, но вот это вот смешение луноядства, адских стражей и псов-братьев привело к тому, что у некоторых исследователей путаются образы Хати и Гарма (457).

Однако все эти построения не выходят за рамки гипотез, а сам образ Хати остается в большинстве случаев достоянием знания небольшого круга тех, кто интересуется скандинавской мифологии. Правда, развитие игровых миров способствует распространению как минимум мифологических имен. Эта тенденция играет в пользу роста известности Хати, который уже «засветился» в таких играх как RuneScape и Ruins of the Lost Kingdom Online. Известно его имя и в культуре оборотней-вервольфов из мира Аниты Блейк:
Силовики назывались Сколль и Гати по имени волков, которые в норвежской мифологии гоняются за Солнцем и Луной. Когда догонят, тогда и наступит конец мира. Это кое-что говорит об обществе вервольфов — назвать помощников вожака по именам созданий, которые должны принести конец всему.
Лорел Гамильтон «Голубая луна» (569)

Читайте также:  Сияние вокруг луны 5 букв

P.S. Информация о Хати будет неполной без знакомства с его братом Сколлем.
P.P.S. И да, как и в случае с братом, в честь Хати назван один из спутников Сатурна.

У каждого народа свое небо, в каждой мифологии свои Солнце и Луна, и судьбы светил неисповедимы.
Вот и скандинавское небо с тамошними Солнцем-Соль и Луной-Мани — не исключение. Оказывается, очень уж они были в свое время любопытны и даже местами ленивы. Из-за этого дни и ночи далеко не всегда приходили в срок. И вот старик Один со свойственной ему практичностью придумал для этих светил чудную мотивацию — забросил им на небо двух чудовищных волков по имени Сколль и Хати, сыновей самого Фенрира. И от страшных монстров избавился (равно как от Хель с Ёрмунгандом), и светила получили клыкастые стимулы быстро и четко следовать по своим орбитам. Потому что если не быстро и не четко, то волки, которые до того могут быть и на земле, вдруг возникают за спинами светил и начинают стремительно их нагонять — и случаются затмения. Как напоминания о том, что случится в конечном итоге. Когда волки поглотят светила: Солнце Соль окажется в пасти у Сколля, а Мани-Луна — у его брата Хати.
Сколль и Хати действительно братья. По доминирующей версии их происхождения отцом обоих является демонический волк Фенрир (*). Относительно их матери известно лишь то, что она была ведьма. Предполагают, что это могла быть и Ангрбода. Или Ярнвидур (Jarnvidur) (**). Впрочем, в «Старшей Эдде» ее имя не называется:

Сидела старуха
в Железном Лесу
и породила там
Фенрира род;
из этого рода
станет один
мерзостный тролль
похитителем солнца.

Читайте также:  Угловые размеры земли при наблюдениях с луны

«Прорицание Вёльвы», ст.40 (532)

«Мерзостный тролль, похититель солнца» — это, ясное дело, Сколль. Именно ему предназначено судьбой (в день Рагнарёка) и Одином (до того дня) гоняться за Арваком (ранний) и Альсвидом (быстрый) — лошадями скандинавской богини Солнца по имени Соль.
Само имя «Сколль» (Skoll) переводится как «обман, предательство». Потому по некоторым интерпретациям он предстает не самостоятельным персонажем, а эпитетом или иносказательным наименованием (хейти) для Фенрира. Такая версия не представляется состоятельной, так как в «Речах Гримнира» четко говорится, что есть два волка, преследующих светила:

Сколль имя Волка,
за солнцем бежит он
до самого леса;
а Хати другой,
Хродвитнира сын,
предшествует солнцу.

«Речи Гримнира», ст.39 (532)

«Предшествует солнцу» — это значит бежит перед ним, то есть фактически за другим светилом, за Луной. Это уже о Хати.
Считается, что из пары братьев Сколль более тихий и спокойный. Он понимает, что его доля предпочтительнее той, которая выпала его отцу. Можно сказать, что погоня за Солнцем даже доставляет ему некоторое удовольствие, хотя он конечно не в восторге от ее принудительного характера. Потому он ждет своего часа — часа Рагнарёка.
В современной массовой культуре образ Сколля не является ни весьма популярным, ни даже особо известным. Однако те, кто интересуется германо-скандинавской мифологией, его знают. В вымышленных культурах (литературных, игровых) его имя используется в качестве, скажем, имен героев или обозначения статусных позиций:

Они были телохранителями Ричарда, его Сколь и Гати. Имена эти из норвежской мифологии — волки, преследующие луну и солнце. Когда они их поймают, наступит конец света. В сообществе оборотней они — охранники, которые оберегают Ульфрика, Царя волков.

Источник

Adblock
detector