Меню

Волны моря высоко поднимают белые головы кланяются солнцу средства выразительности

Утро. Максим Горький.Художник Панич Владимир

Утро. Максим Горький.Художник Панич Владимир

Утро.
Максим Горький.
Художник Панич Владимир

Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день!
В небе вспыхнул первый луч солнца — ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой росою, а вершины горы улыбаются ласковой улыбкой — точно говорят мягким теням ночи:
— Не бойтесь — это солнце!

Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:

— Приветствуем вас, владыка мира!
Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.
— Добрый день! — говорит солнце, поднимаясь над морем. — Добрый день, красавицы! Но – довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?

Из трещин камней выбегают зелёные ящерицы и, мигая сонными глазками, говорят друг дружке:
— Сегодня будет жарко!
В жаркий день — мухи летают лениво, ящерицам легко ловить и есть их, а съесть хорошую муху — это так приятно! Ящерицы — отчаянные лакомки.
Отягощённые росою, шаловливо покачиваются цветы, точно дразнят и говорят:
— Напишите-ка, сударь, о том, как мы красивы утром, в уборе росы! Напишите-ка словами маленькие портреты цветов. Попробуйте, это легко — мы такие простые.

Хитрые штучки они! Превосходно знают, что невозможно человеку описать словами их милую красоту, и — смеются!
Сняв почтительно шляпу, я говорю им:
— Вы очень любезны! Благодарю вас за честь, но — у меня сегодня нет времени. Потом, может быть.
Они гордо улыбаются, потягиваясь к солнцу, его лучи горят в каплях росы, осыпая лепестки и листья блеском бриллиантов.
А над ними уже кружатся золотые пчёлы и осы, кружатся, жадно пьют сладкий мёд, и в тёплом воздухе льётся их густая песня:
Благословенно солнце –
Радостный источник жизни!
Благословенна работа –
Для красоты земли!

Проснулись красногрудые малиновки; стоят, покачиваясь на тонких ножках, и тоже поют свою песню тихой радости — птицы лучше людей знают, как это хорошо — жить на земле! Малиновки всегда первые встречают солнце; в далёкой холодной России их называют «зарянками» за то, что перья на грудках этих птичек окрашены в цвет утренней зари. В кустах прыгают весёлые чижи, — серенькие с жёлтым, они похожи на уличных детей, такие же озорники и так же неустанно кричат.

Гоняясь за мошками, мелькают ласточки и стрижи, точно чёрные стрелы, и звенят радостно и счастливо, — хорошо иметь быстрые, лёгкие крылья!

Вздрагивают ветви пиний — пинии похожи на огромные чаши, и кажется, что они налиты светом солнца, как золотистым вином.

Просыпаются люди, те, для которых вся жизнь — труд; просыпаются те, кто всю жизнь украшают, обогащают землю, но — от рождения до смерти остаются бедняками.
Почему?
Ты узнаешь об этом потом, когда будешь большой, если, конечно, захочешь узнать, а пока — умей любить солнце, источник всех радостей и сил, и будь весел, добр, как для всех одинаково доброе солнце.
Проснулись люди, и вот они идут на свои поля, к своему труду, — солнце смотрит на них и улыбается: оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле, оно, когда-то, видело её пустынной, а ныне вся земля покрыта великой работой людей — наших отцов, дедов, прадедов, — между серьёзным и, покуда, непонятным для детей они сделали также и все игрушки, все приятные вещи на земле — синематограф, между прочим.
Ах, они превосходно работали, наши предки, есть за что любить и уважать великую работу, сделанную ими всюду вокруг нас!

Над этим не мешает подумать, дети, — сказка о том, как люди работали на земле, — самая интересная сказка мира.
На изгородях полей рдеют розы, и всюду смеются цветы, многие из них уже увядают, но все смотрят в синее небо, на золотое солнце; шелестят их бархатные лепестки, источая сладкий запах, и в воздухе, голубом, тёплом, полном благоуханий, тихо несётся ласковая песня:
То, что красиво, — красиво,
Даже когда увядает;
То, что мы любим, — мы любим,
Даже когда умираем.

Читайте также:  По японский знак солнце

День пришёл!
Добрый день, дети, и пусть в жизни вашей будет множество добрых дней!
Я скучно написал это?
Ничего не поделаешь: когда ребёнку минет сорок лет — он становится немножко скучен.

УТРО ( с к а з к а)

Впервые напечатано в книге: «Описание рукописей М.Горького», вып. I, изд. Академии наук СССР, М.-Л. 1936.
Произведение написано М.Горьким в конце 1910 года для одного из его корреспондентов — семилетнего мальчика — и послано ему вместе с письмом, в котором М.Горький называет «Утро» сказкой.
В собрания сочинений не включалось.
Печатается по тексту машинописной копии, исправленной и подписанной автором (Архив А.М.Горького).

Источник

Волны моря высоко поднимают белые головы кланяются солнцу средства выразительности

1.Проверка домашнего задания.
Конструирование и анализ текста художественного стиля.
(Задание выполняется по вариантам).
1 Вариант.
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

Запишите его в соответствии с нормами построения текста. Определить стиль. Свой ответ обоснуйте, приведя примеры слов, относящихся к данному стилю, и средств художественной выразительности, используемых автором.

А.Доброе солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся теперь вокруг.

Б.Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю.

В.Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день.

Г.В небе вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор, в кружевах травы, окрашенной росой.

1)В,Г,Б,А; 2)А,В,Г,Б; 3)Г,В,А,Б; 4)В,А,Г,Б.
2Вариант.
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

Запишите его в соответствии с нормами построения текста. Определить стиль. Свой ответ обоснуйте, приведя примеры слов, относящихся к данному стилю, и средств художественной выразительности, используемых автором.

А.Здесь начали делать знаменитые валдайские колокольчики.
Б.Издавна этот край славился мастерами кузнечного и литейного дела.
В.Среди хвойных лесов, на берегу живописного озера, раскинулся старинный город Валдай.
Г.А на местном колокольном заводе отливали колокола, которые потом отправляли в разные города России.
1)В,Б,А,Г; 2)Б,В,Г,А; 3)В,А,Б,Г; 4)Б,В,А,Г.
Ответьте на вопрос: В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?
1)Б; 2)В; 3)А; 4)Г.
2.Повторение орфографии
на материале задания А9 ЕГЭ.(Написание гласных в суффиксах глаголов)
Запишите слова, вставьте пропущенные гласные, объясните их выбор.
Скучн…ватый,доверч…вый,совет…вал,потреб…вал,потч…вать,
ноч…вал,устойч…ва,отрасл…вой,воспит…вал,посе…нный,
учит…вать,загляд…вающий.

Комментарий учителя.

Вспомним, что суффиксы —ова-(-ева-) употребляются в тех глаголах, в которых в 1-м лице единственного числа настоящего (будущего) времени этого суффикса не будет: горевать — 1 лицо — я горюю.
Если же в 1 лице единственного числа настоящего времени глагол оканчивается на -ываю(-иваю),то и в остальных формах этот суффикс сохраняется. Следовательно, предложенные в этом задании глаголы нужно поставить в 1 лицо: я налаживаю(суффикс -ива- есть, значит, он будет и в предложенной в задании неопределённой форме)-налаживать.
Главная сложность при определении гласной в суффиксе глагола состоит в том, что глагольные суффиксы -ова-(-ева-),-ива НЕЛЬЗЯ ПУТАТЬ с суффиксом -ва-! В глаголах преодолевать, одолевать как раз и употребляется суффикс -ва-,а гласный после Л проверяется ударением:одолеть.

3.Слово учителя по теме урока. Составление учащимися тезисов по материалам сообщения учителя.

В литературе язык занимает особое положение. Он является той воспринимаемой на слух и зрением материей, без которой не может быть создано художественное произведение. По словам Л.Н. Толстого, поэты, писатели способны находить то единственное размещение различных слов, которое способно образно выразить мысль автора, передать характер, помочь читателю войти в мир, созданный авторским воображением, сопереживать литературным героям. Так как всё это доступно лишь языку художественной литературы, именно он считается вершиной литературного языка. Язык художественной литературы неизмеримо богаче литературного языка. Практически нет таких слов и языковых форм, которые не могли бы стать материалом для художественного образа. Всё дело, как писал А.С. Пушкин, «в чувстве соразмерности и сообразности».
Когда мы говорим о языке литературы, то имеем в виду использование языка в ситуации общения людей через посредничество текста, а литературу понимаем как множество существующих текстов.
Литература возникла после появления письменности. А назначение письма — сохранять информацию от забвения. Письменность помогла закрепит и распространить языковую норму, а через литературу норма возвратилась в устную речь. Именно так сложно и неразрывно связаны между собой язык и литература.
В развитии языка с возникновением художественной литературы начался новый этап. Каково назначение художественной литературы? В чём её практическая польза? Какая сила позволяет ей преодолевать сопротивление времени, непонимания, равнодушия? Литература — это искусство слова, именно слово и стало той главной силой, с помощью которой человек познаёт самого себя. Слово не просто передаёт мысли, оно создаёт одухотворённый вариант мира, а не его механическую копию. Язык выдающегося художественного произведения сам оказывается произведением искусства. «Мёртвых слов нет — все они оживают в известных сочетаниях»,- писал А.Н. Толстой. Задача художника слова в том и состоит, чтобы «оживить слова»,т.е. путём сопоставления, столкновения, переклички слов наилучшим способом выразить волнующие его, художника, идеи и чувства. При этом слова не просто фиксируют готовые, уже найденные мысли, а участвуют в их рождении. Если не найдено нужное слово, не родился и образ, а сама писательская мысль ещё не сформировалась, не смогла зажечь читателя, оставшегося равнодушным. Это личностное переживание и составляет основу словесного образа.

Читайте также:  Во сколько раз радиус земли меньше радиуса солнца

4.Закрепление изученного.Анализ текста, записанного под диктовку.

В обычных ситуациях при свободном владении языком человек не задумывается над словесной формой выражения своей мысли — она выстраивается автоматически. Совсем не так с речью художественной. Она для нас не только носитель информации, но и сама информация. Подбор слов, грамматических форм и конструкций, даже звуков не менее важен, чем тема разговора. В литературе мы ищем не столько содержания речи, сколько саму речь. Художника ведёт чутьё. Он напряжённо ищет такие созвучия, слова, предложения, которые точно выражают именно то, что он думает и чувствует. В художественном тексте основное творческое усилия переносится с того, что сказано, на то, как сказано, глубину, неповторимость и силу. Читая художественное произведение, ощущаешь себя соавтором.

Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Обоснуйте свой ответ, соглашаясь или не соглашаясь с автором. Запишите ваше мнение в виде сочинения — рассуждения .Приведите не менее 3 — 4 аргументов.

Источник

Волны моря высоко поднимают белые головы кланяются солнцу средства выразительности

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 273 433
  • КНИГИ 642 011
  • СЕРИИ 24 459
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 550

Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца – ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой росою, а вершины горы улыбаются ласковой улыбкой – точно говорят мягким теням ночи:

– Не бойтесь – это солнце!

Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:

– Приветствуем вас, владыка мира!

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

– Добрый день! – говорит солнце, поднимаясь над морем. – Добрый день, красавицы! Но довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?

Из трещин камней выбегают зелёные ящерицы и, мигая сонными глазками, говорят друг дружке:

– Сегодня будет жарко!

В жаркий день – мухи летают лениво, ящерицам легко ловить и есть их, а съесть хорошую муху – это так приятно! Ящерицы – отчаянные лакомки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Источник

Урок русского языка по теме «Язык художественной литературы»

Цель: обобщение и систематизация сведений о языке художественной литературы.

Задачи урока:

  • разграничить понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»;
  • углубить знания о художественном стиле речи, его особенностях;
  • развивать умение анализа литературно-художественного текста;
  • развивать умение определять и обосновывать принадлежность текста к художественному стилю речи.
  • формировать эстетический вкус, чувства прекрасного, любви к природе.

Форма проведения урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Конструирование и анализ текста художественного стиля

(Задание выполняется по вариантам.)

1 вариант

Читайте также:  Солнце обогревает поверхность земли

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
Запишите его в соответствии с нормами построения тек­ста. Определите стиль. Свой ответ обоснуйте, приведя приме­ры слов, относящихся к данному стилю, и средств художест­венной выразительности, используемых автором.

А. Доброе солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся теперь вокруг.

Б. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю.

В. Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день.

Г. В небе вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор, в кружевах травы, окрашенной росой.

2 вариант

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

Запишите его в соответствии с нормами построения текста. Определите стиль. Свой ответ обоснуйте, приведя примеры слов, относящихся к данному стилю, и средств художественной выразительности, используемых автором.

А. Здесь начали делать знаменитые валдайские колокольчики.

Б. Издавна этот край славился мастерами кузнечного и литейного дела.

В. Среди хвойных лесов, на берегу живописного озера, раскинулся старинный город Валдай.

Г. А на местном колокольном заводе отливали колокола, которые потом отправляли в разные города России.

2. Повторение орфографии

Запишите слова, вставьте пропущенные гласные, объясните их выбор.
Скучн..ватый, доверч..вый, совет..вал, потреб..вал, потч..вать, ноч..вал, устойч..ва, отрасл..вой, воспит..вал, посе..нный, учит..вать, загляд..вающий.

3. Теория

Суффиксы -ова-(-ева-) употребляются в тех глаголах, в которых в 1-м лице единственного числа настоя­щего (будущего) времени этого суффикса не будет: горевать — 1 лицо—я горюю.

Если же в 1 лице единственного числа настоящего вре­мени глагол оканчивается на
-ываю(-иваю), то и в остальных формах этот суффикс сохраняется. Следовательно, предложенные в этом задании глаголы нужно поставить в 1лицо; я налаживаю (суффикс
-ива- есть, значит, он будет и в предложенной в задании неопределённой форме) — налаживать.

Главная сложность при определении гласной в суффиксе состоит в том, что глагольные суффиксы -ова-(-ева-),-ива нельзя путать с суффиксом -ва-! В глаголах преодолеть, одолевать как раз и употребляется суффикс -ва-, а гласный после л проверяется ударением: одолеть.

III. Сообщение темы, постановка её цели

4. Особенности художественного стиля

Сфера общения: словесно-художественное творчество.

  • образность,
  • широкое использование изобразительно — выразительных средств языка,
  • использование средств всех стилей,
  • все средства подчиняются ЭСТЕТИЧЕСКОЙ функции,
  • использование лексики публицистического стиля

5. «Литературный язык» и «язык художественной литературы»

Используя материал учебника, запишите в таблицу, в чём, по-вашему, различия между понятиями «литературный язык» и «язык художественной литературы»?

Язык художественной литературы

1. Это образцовый, нормированный язык, прошедший длительную обработку в текстах авторитетных мастеров слова.

1. Характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств.

2. Сложился постепенно, в течение нескольких столетий. Особенности: устойчивость, стабильность, высокая социальная престижность (обслуживает все сферы человеческой деятельности).

2. Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка художественной литературы одни и те же, но в языке художественной литературы используются и элементы диалектной и профессиональной речи, и просторечие, и жаргонизмы.

3. Нормы литературного языка — это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. Они закреплены в грамматиках, словарях, справочниках и охраняются законом.

3. Язык художественной литературы предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия.

6. Закрепление изученного материала. Анализ текста

В обычных ситуациях при свободном владении языком человек не задумывается над словесной формой выражения своей мысли — она выстраивается автоматически. Совсем не так с речью художественной. Она для нас не только носитель информации но и сама информация. Подбор слов грамматических форм и конструкций даже звуков не менее важен чем тема разговора. В литературе мы ищем не столько содержания речи сколько саму речь. Художника ведёт чутьё. Он напряжённо ищет такие созвучия слова предложения которые точно выражают именно то что он думает и чувствует. В художественном тексте основное творческое усилие переносится с того что сказано на то как сказано глубину неповторимость и силу. Читая художественное произведение ощущаешь себя соавтором.

Задание:

1. Спишите текст, расставьте знаки препинания.

2. Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Обоснуйте свой ответ, соглашаясь или не соглашаясь с автором. Запишите ваше мнение в виде сочинения-рассуждения. Приведите не менее 3–4 аргументов.

IV. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание

1) Проанализировать произведения поэтов и писателей и найти примеры образной речи.

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
Литературный язык