Наши любимые советские фильмы, мультики, музыка из кино, плакаты и фото
Просмотров: 10 232 / Комментариев: 0 | ||||
Жанр: детский фильм, приключения Актеры: Вячеслав Илющенко, Наталья Гусева, Андрей Бабошкин, Денис Германов, Игорь Жигалов, Сергей Савчук, Диана Красницкая, Александр Денисов, Виктор Ильичёв Школьнику Димке предрекают неотвратимую гибель в аварии. А уже в выходные дни сосед — пилот зовет мальчишку слетать в Ленинград и обратно вместе с собой. Димка пишет письмо Лене и вопреки всему и «воле Вселенной» решается на полёт. Источник Воля Вселенной (СССР, 1988)
Таким нехитрым бородатым анекдотом, можно кратко выразить фабулу картины «Воля Вселенной», вышедшей на студии «Беларусьфильм» в 1988 году. У семиклассника Димки Коноплёва (Коноплёв — это «пять») никак не выходит сочинение на тему «Кем я хочу стать», правда, главного героя картины это не то что бы сильно печалит. Больше это расстраивает его маму и бригаду бабушек, усиленную младшей сестрой. «Ни одна профессия тебя всерьез не интересует», — сетуют они. При этом, кто они сами по профессии, как-то остается за кадром. Судя по всему не физицы-ядерщицы, однако всё туда же: «Мы в твои годы!». Нам дают понять, что мать работает на некоем «заводе» но и только. Об отце вообще ни слова, есть он или нет, остается неясным. Но что Димку расстраивает, так это то, что его одноклассница Лена (она же Наташа, она же Алиса) не обращает на него особого внимания, тем более возле неё отирается классная звезда — Марик. У Марика есть мотоцикл, усы, острый язык и какой-то мутный гуру, практикующий все формы духовного совершенствования: от йоги до портвейна в подворотне. Впрочем, он действительно по-своему учит Марика «жизни». Причем, именно той «жизни», которая скоро предстанет перед этим (нашим) поколением во всей красе. — Школьники, герои этого фильма — фактически наши ровесники. Это ж вроде как 7-й класс в сентябре 1987 года (примерное время действия и съёмок; хотя Наташе Гусевой на тот момент уже 15 лет исполнилось). Меня тоже меньше всего тогда интересовала проблема выбора будущей профессии, да и предмет «профориентация» с экскурсиями в ПТУ был годом позже, так что с выносом мозга на тему «Кем быть» здесь небольшая нестыковочка. И что мешало перенести действие в 8 класс? Пацаны что ли мелковаты. А вот с чем создатели фильма попали в точку, так это с приметами эпохи — это ж самое начало повального увлечения экстрасенсорикой и эзотерикой. Совсем скоро на ТВ проникнут шарлатаны вроде Чумака и Кашпировского и завладеют умами сограждан. Даже учительница литературы вместо доброго и вечного начинает впаривать и нагнетать. А публика-то разная: кто-то смехом воспринимает, а кто и всерьёз, в меру мнительности, как тот же Димка Коноплёв. А есть и те, кто сразу прочухал, что на этом можно вполне нагреться. Как Марик со своим гуру, что больше по части мошенничества. И, пожалуй, правильно сделал режиссёр, что не стал устраивать показательную порку этой мутной компашке, без лишнего морализаторства предоставив возможность юным зрителям делать выводы самим. Но главным достоинством этой киноработы я считаю то, как ловко, но с лёгкой иронией и чувством меры, авторам удаётся с каждым разом увеличивать внутреннее напряжение, когда «карты» одна за другой будто так и падают в одну колоду («всё к одному»). И как замечательно сыграла суеверную и заботливую бабулю Мария Виноградова! — Соглашусь. Что касается «взрослых» актерских работ фильм может похвастаться очень добротной подборкой вплоть до совсем эпизодических ролей, вроде старушки, продающей букетики возле рынка «а если вам на могилку цветочки, так долго лежать будут». И конечно не могу не отметить небольшую роль Виктора Ильичева, сыгравшего классного руководителя. Она вроде не слишком важна по сюжету (могли бы и своими силами обойтись школьники), но Ильичев относился к тем актерам, которые одним своим, даже кратким появлением на экране, могли добавить фильму «плюсов в карму». Нас тут некоторые ревнители советского кинематографа уже записали в школоту непонятливую, так вот школотой мы были как раз в то время. Правда, тогда этот фильм не видели. Тогда уже считались актуальными куда более конфликтные и драматические фильмы о подростках, вроде вышедших в том же году «Шута» и «Дорогой Елены Сергеевны». А здесь, несмотря на «зловещее предсказание орфографического словаря», авторы картины куда более мягко, можно даже сказать «старомодно» подходят к теме взросления. — Что касается Гусевой. Очевидно, что на неё была сделана главная ставка — именно её имя первым появляется в начальных титрах. Прям как в Голливуде! Опять же упоминание «гостей из будущего», просто так, мимоходом — то ли хохма, то ли трюк. И не известно, удалось ли достигнуть белорусским кинематографистам поставленной цели. Фильм-то долгое время оставался неизвестным. В кинотеатрах я его не припоминаю, по ТВ тоже. Справилась юная кинозвезда довольно хорошо, но с эксплуатацией «няшности» явно пора уже было заканчивать — в драматической части своей роли она смотрелась интересней. Впрочем, как известно, вскоре её выбор пал в пользу совсем другой профессии. — Можно попробовать мысленно убрать её роль, или заменить на другую «одноклассницу», тогда фильм конечно пропадет из обзоров «алисоманов», но в целом изменится мало. Только зачем мы будем ставить такие бесчеловечные опыты, хотя бы и мысленные? Она здесь хороша и придает картине шарм, правда, для своего поколения. (4/5) Общая оценка kin0guru (с) Роман Ужасов и Albert Magnus для kin0guru Источник Воля ВселеннойНаташа Гусева | ||||
«Воля Вселенной» — советский детский художественный фильм философской направленности, снятый в 1988 году на киностудии «Беларусьфильм».
Содержание
Сюжет
СССР, конец 1980-х годов. Обычная советская школа, седьмой класс. Главный герой — Дима Коноплёв (Вячеслав Илющенко), семиклассник без каких-либо особых талантов, влюблённый в одноклассницу Лену Лукашевич (Наташа Гусева). Отношения с Леной дружеские, но она, кажется, не особенно выделяет его среди прочих друзей-одноклассников. За всё лето Дима так и не смог написать домашнее сочинение на банальную тему «Кем я хочу стать» — он не знает, кем хочет быть, и ждёт, полагая, что какой-то внутренний голос должен подсказать ему это. Как раз в то время многие школьники в той или иной степени подвержены влиянию моды на оккультные науки, йогу, магию и прочее. Эту же моду поддерживает и учительница (Любовь Германова), рассказывая ребятам на уроке удивительную историю про совпадения в судьбе американских президентов.
Президент США Линкольн был избран в 1860 году.
Президент США Кеннеди был избран в 1960 году.
Разница 100 лет.
Оба погибли в пятницу, оба погибли в присутствии своих жён.
(Хотя на самом деле, Линкольну выстрелили в голову в пятницу, но скончался он в субботу утром)
Преемником Линкольна стал Джонсон, родившийся в 1808 году.
Преемником Кеннеди тоже стал Джонсон, родившийся в 1908 году.
Разница 100 лет.
Убийца Линкольна родился в 1839 году.
Убийца Кеннеди родился в 1939 году.
Разница 100 лет.
(Хотя на самом деле 101 год, так как убийца Линкольна родился всё же в 1838, а не 1839 году).
И хотя делает она это вроде бы в шутку и с иронией, но сама из сумочки достаёт фотоотпечатки гороскопов — примету того времени. Но на Диму эта история производит сильное впечатление. Для большинства школьников эта мода — лишь развлечение, но Дима очень серьёзно относится к судьбе и предсказаниям будущего. Может быть отчасти тому виной одна из его бабушек (Дима называет её бабулей), верящая в приметы и вещие сны. Эту веру в приметы заметно не одобряют его мать Нина Ивановна (Е.Нестерович) и другая бабушка (Александра Климова), которую он называет бабушкой. Интерес Димы подогревает Марик Утёночкин (кстати, тоже явно неравнодушный к Лене). Он демонстрирует одноклассникам «чудеса йоги», рассуждает о предопределённости, судьбе, «воле Вселенной», предвидении и предсказаниях, а также уверяет, что точно знает от кого и сколько будет у него детей (и при этом подмигивает Лене). Марик учится всему этому у некоего «гуру» (Сергей Векслер) — не то дяди, не то просто знакомого, под видом дяди живущего (и скрывающегося от милиции) у него в квартире, пока родители в отъезде. «Гуру» — самый обыкновенный мошенник, зарабатывающий с помощью «эзотерики» деньги (и обучающий Марика тому же), а при случае не брезгующий и прямым мошенничеством, вроде игры в напёрстки (забавно, что он при этом ссылается на теорию вероятностей, и говорит, что даже по-честному «у тебя 66 % шансов выиграть»). Также Марик рассказывает Диме, Лене и другим ребятам, присутствующим на «сеансе» «гуру», про работу К. Э. Циолковского «Воля Вселенной».
Однажды Марик приносит в школу «Книгу Судьбы», которую взял на время у своего учителя с обязательством поделиться «заработком». С её помощью якобы можно узнать, в каком возрасте и по какой причине умрёт человек. С помощью книги, микрокалькулятора «Электроника МК 37А» и двоих приятелей Марик на перемене устраивает сеанс гадания для всех желающих, беря оплату по 50 копеек с человека. Результат гадания для Димы оказывается неприятным — по их расчётам он должен погибнуть в аварии в ближайшее воскресенье. Но «гадатели» не решаются сказать это Диме, им это строго запретил Марик. Они говорят ему, что не успели посчитать (как раз в это время закончилась перемена), но Дима случайно слышит их разговор между собой в умывальнике и всё же узнаёт о предсказании. Он склонен верить в предсказанное и ему совсем не хочется умирать. Как раз в это воскресенье он должен ехать с семьёй за грибами, так что причина смерти — авария, представляется ему вполне реальной. В конце концов, поговорив с другом Вовкой, Дима решает рассматривать происходящее как некий эксперимент: если он погибнет, Вовка точно будет знать, что предсказания сбываются и Судьба существует.
Кажется, судьба на стороне Димы: из-за ненаписанного сочинения мать отказывается брать сына в лес и запрещает ему в воскресенье выходить из дома. Но тут сосед-лётчик предлагает Диме в воскресенье слетать за лекарствами для бабули (устаревшее лекарство уже снято с производства и его нет в аптеках их города) в Ленинград в кабине пилотов пассажирского самолёта. Мать соглашается, надеясь пробудить в сыне интерес хоть к какой-то профессии. Дима с Вовкой подбрасывает розу на балкон к Лене Лукашевич, а в ошейник её собаки закладывает записку. Он решает лететь. В воскресное утро его ждёт ещё одно страшное предзнаменование: бабуля видела «очень плохой сон» про него (во сне она пришивала пуговицу к рубашке на лежащем Диме) и категорически отказывается отпускать внука из дома, особенно после того, как посмотрела по телевизору передачу об авиакатастрофах. Она запирает его в ванной комнате. Но Дима, назло стечению обстоятельств, предсказанию, снам и «воле Вселенной», ломает задвижку двери и отправляется в полёт.
Лена, найдя воскресным утром записку от Димы, кидается сначала к Вовке, потом вместе с ним к классному руководителю Ростиславу Васильевичу (Виктор Ильичёв), потом к Марику, от которого они все и узнают, что «Книга Судьбы» — обёрнутый в цветастую обложку орфографический словарь, а гадание — просто шутка, которую сам Марик и не думал воспринимать всерьёз. Лена очень беспокоится за Диму — зная о его впечатлительности, она боится, что внушённая парню уверенность в неизбежной смерти может стать причиной реального несчастья. С классным руководителем она мчит на автомобиле в аэропорт, чтобы рассказать Диме о всём том, что узнала (по дороге они видят «аварию», оказавшуюся при ближайшем рассмотрении съёмкой кинофильма), но не успевает — его самолёт уже в небе. Лена остаётся ждать Диму в аэропорту. Он должен вернуться почти в полночь.
Полёт в Ленинград даётся Диме нелегко. Они вылетают в плохую погоду при сильном боковом ветре. Дима в постоянном напряжении. Он ждёт, что вот вот сейчас что-то произойдёт и самолёт провалится вниз. Он засыпает, ему снится кошмар. Но до Ленинграда они добираются без происшествий. До вечернего рейса в обратную сторону есть почти целый день, и мальчик в компании экипажа самолёта ездит по Ленинграду, сидит в кафе, слушает их истории, рассуждения о судьбе человека и её зависимости от других людей, покупает в аптеке таблетки для бабули. Психологический барьер преодолён — он уже не боится лететь назад. На обратном пути Диме приходится успокаивать пожилого пассажира, у которого случился сердечный приступ: мужчина и так боится летать самолётами, а тут ещё и чёрная кошка по пути в аэропорт перебежала ему дорогу, и место в самолёте досталось 13-е… . Уже совсем в другом настроении Дима благополучно возвращается в родной аэропорт, встречающий их дождём. Там его нетерпеливо дожидается волнующаяся Лена. Она встречает Диму взглядом, полным теплоты и нежности… Лена, Дима и его сосед-пилот едут домой на автомобиле. Вдруг дорогу им перебегает чёрный кот. Сосед успевает затормозить. На вопрос соседа «Ну, что будем делать дальше?» Дима уверенно отвечает «Как что? Вперёд, дядя Коля!» Тем временем наступает полночь — заканчивается день, когда Диме было предсказано погибнуть. К этому моменту он уже почти забыл о предсказании.
Источник