Интеллектуальный поединок «Что?Где?Когда» (посвященный Дню космонавтики)
занимательные факты по астрономии (6, 7, 8, 9 класс) на тему
Хотелось бы процитировать Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планете. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_gde_kogda.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ « Что? Где? Когда?».
Здравствуйте уважаемые знатоки, гости нашего интеллектуального клуба! Всем известен день 12 апреля, отмечаемый в нашей стране как день космонавтики. Это день полета первого космического корабля, пилотируемого человеком. Всем известно имя первого космонавта мира и нашей страны Юрия Алексеевича Гагарина. В этом году отмечается 55-летний юбилей его полета в космос. Наша игра это своеобразное поздравление вас с этим выдающимся событием.
Хотелось бы процитировать Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планете. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»
Дорогие участники — знатоки космического пространства, до игры мы попросили вас выбрать две команды и капитанов команд, третья команда – это команда учителей. Названия командам мы придумали сами: «Ракета», «Звезда», «Космонавты».
Вы должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте познакомимся с командами и их капитанами.
Правила игры просты: на слайде презентации капитан команды выбирает номер письма с вопросом, и команда ровно через 30 секунд обсуждений дает на него ответ. Команды получают право на вопрос по очереди. Каждый верный ответ приносит 1балл команде. После обсуждения отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.
Если ответ дан неверный, то право заработать балл получает команда-соперница, поднявшая первой руку. Если знатоки не нашли верного ответа на вопрос, то балл присуждается команде учителей. Выигрывает команда, набравшая больше баллов. Условия игры знатокам понятны? Следить за ходом сегодняшней игры будут (представление жюри).
Итак, мы начинаем игру. Первой вопрос выбирает команда…
Ведущий. Внимание! Уважаемые знатоки! Письмо № …
Вопрос1 . Какую массу на Луне и на Солнце покажут весы Незнайке, если на Земле его масса 36 кг. На Луне притяжение в 6 раз меньше, а на Солнце в 28 раз больше по сравнению с Землей.
Ответ :на Луне наш килограмм становится легче приблизительно в 6 раз, а на Солнце «утяжеляется» в 28 раз. Поэтому на Луне Незнайка будет весить 6 кг, а на Солнце 1008 килограмм.
Вопрос2. Вставьте в слова пропущенные буквы.
- Ск…ф…ндр к…см…навта
- …рб…тальная станц…я
- Ме…пл…нетная станц..я
- К…смический . рат
- К…см…дром «……йк…нур»
- Трансп…ртер
- …бсерватория
- Скафандр космонавта
- Орбитальная станция
- Межпланетная станция
- Космический аппарат
- Космодром «Байконур»
- Транспортер
- Обсерватория
Вопрос 3 . Черный ящик. То что лежит в черном ящике появилось в I столетии до н.э. в древнем Риме. Это изобретение впервые было предложено Юлию Цезарю александрийским астрономом по имени Созиген. Римский император изобретение принял с радостью и восторгом. Это устраивало всех в большинстве европейских государств вплоть до XIV столетия.
В 1582 году римский папа Григорий XIII изобрел это еще раз. Его изобретение было удобнее и практичнее старого. Без него мы сейчас не можем жить.
Вопрос : что в чёрном ящике?
В переводе с древнегреческого этот объект называется «блуждающая звезда». С древнейших времен было известно семь таких «блуждающих звезд». О каком объекте идет речь? Сколько их вы знаете? Назовите их.
Ответ: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Вопрос 5 . В Европе этот цветок появился, как и многие цветы, из Китая. В переводе на русский его название означает «звезда». Это одно из древнейших растений. В Крыму в царских гробницах двухтысячелетней давности были найдены изображения этого цветка. У древних греков он был амулетом. В настоящее время существует более 4 000 его сортов. Что это за растение?
Вопрос 6. Имеется ли на земном шаре самая северная, самая южная, самая западная и самая восточная точка?
Ответ: Посмотрите внимательно на глобус и убедитесь, что есть Северный полюс, Южный полюс, а самой западной и самой восточной точки нет.
Вопрос7 — Музыкальный вопрос. Звучит песня «Знаете, каким он парнем был» Назовите семейную пару поэта и композитора, которые являются авторами этой песни?
Ответ: Поэт — Николай Добронравов и композитор — Александра Пахмутова.
Вопрос 8: Что такое парад планет?
«Парад планет» Такое название с легкой руки американских астрофизиков С. Плейджмена и Дж. Гриббина получило явление расположения планет Солнечной системы, когда они в своем движении по орбитам оказываются в какой-то момент на одной линии. При этом «парад планет» имеет несколько разновидностей. Так, «видимый парад планет» подразумевает построение в одну прямую пять наиболее ярких планет Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Такой парад астрономы наблюдали августе 2010 г. Периодичность таких «видимых парадов» происходит не более одного раза в двадцать лет. Мини-парады в которых участвуют четыре планеты происходят чаще, а с участием трёх планет — наблюдаются ежегодно.
Вопрос 9: Я слышал о звездах красных, желтых, белых. Они на самом деле цветные?
Ответ: Звезды цветными не бывают. Цвет звезды астрономам указывает на её температуру. Голубые и белые звезды – самые горячие. Их температура на поверхности от 10 000°С до30 000°С (Сириус, Вега и Денеб).
Жёлтые звезды – менее горячие с температурой 6000°С (Солнце, Капелла в созвездии Возничего). Красные – холодные звезды с температурой около 3000°С(Антарес, Бетельгейзе). Если наполнить чайную ложку веществом, из которого состоят звезды, то вес ложки будет примерно 110 миллион тонн! Подсчитано, что в состав Галактики входит более ста двадцати миллиардов звезд. Каждый год в нашей галактике появляется около сорока новых звезд.
Вопрос 10. За две недели до полета первого человека в космос стартовала собака-«космонавт» полностью повторившая предстоящий путь Юрия Гагарина: взлет, виток вокруг Земли и посадка. После ее приземления было принято окончательное решение о полете человека в космос. Какая кличка была у собаки?
Ответ: Звездочка. Памятник собаке — «первооткрывателю» Звездочке был открыт в Ижевске в марте 2006 года, спустя 45 лет после ее полета. В нашей стране также увековечили самую первую собаку-«космонавта» — Лайку — в 1997 году на здании лаборатории Института авиационной и космической медицины, где готовили Лайку к полету, была открыта мемориальная доска, а в 2008 году ей был поставлен памятник в Москве возле станции метро Петровская — Разумовская.
Как известно, в период испытаний, в космос летало множество животных, в частности собак. Кроме знаменитых Белки и Стрелки в космосе оказались Мушка, Пчелка, Чернушка и Звездочка. Что интересно, только одна из собак была породистой — Лайка, остальные были обычными дворняжками.
Блиц — вопрос 11: 1) Отгадайте загадку: По небу ходит маляр без кистей. Краской коричневой красит людей. Ответ: Солнце.
2) Кто первым вышел в открытый космос? Ответ: Алексей Архипович Леонов.
3) Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? Ответ: Нил Армстронг.
Вопрос 12: С 1962 по 2009 год в космосе работали 52 женщины, в том числе из СССР и РФ – три, США – 43, Канады – две, Великобритании, Франции, Японии и Кореи – по одной. 16 июня 1963 года в открытый космос полетела первая женщина космонавт — Валентина Терешкова. На советском космическом корабле “Восток”, Терешкова 48 раз обогнула Землю. Продолжительность полета Терешковой 2 суток 22 часа 50 минут. А кто еще из женщин нашей страны побывал в космосе?
Ответ: Светлана Евгеньевна Савицкая. Первая женщина, осуществившая выход в открытый космос. Совершила два полета в 1982 и 1984 годах общей продолжительностью 19 суток 17 часов 7 минут (из которых выход в космос занял 3 часа 35 минут).
Елена Владимировна Кондакова. Дважды побывала в космосе в 1994 и 1997 годах общей продолжительностью 178 суток 10 часов 42 минуты 23 секунды.
Вопрос 13: У каждого космонавта для связи с Землей были свои радиопозывные. В качестве позывного используется красивое, звучное, хорошо произносимое слово.
Отгадайте, кому из космонавтов принадлежали следующие позывные:
1)Юрий Гагарин 1)Чайка
2)Герман Титов 2)Кедр
3)Алексей Леонов 3)Орел
4)Валентина Терешкова 4) Алмаз-2
Юрий Гагарин — Кедр
Валентина Терешкова — Чайка
Алексей Леонов — Алмаз-2
Герман Титов — Орел.
Вопрос 14: Как вы думаете, отличается ли меню космонавтов на орбите и на Земле?
Ответ: Нет. Кстати, от использования тюбиков специалисты по космической пище в последние годы практически полностью отказались. Уже 25 лет продукты помещаются в пластиковые пакеты, из которых их можно есть специальными удлиненными ложками. В эти пакеты перед едой заливают горячую воду, и блюда приобретают земной вид. Как выяснили специалисты, самый полезный продукт в космосе это клубника. Именно эта ягода нейтрализует вредное воздействие космических лучей на космонавтов. Причём, ученые до сих пор не могут объяснить этих свойств, а космонавтом остаётся с удовольствием съедать полкилограмма клубники в день.
Вопрос 15: 4 октября 1957 года с советского космодрома Байконур стартовал первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Спутник представлял собой шар из алюминиевых сплавов диаметром 58 см и массой 84 кг, с четырьмя двухметровыми усами-антеннами. Радиопередатчики передали на Землю первую научную информацию о космическом пространстве, окружающем Землю. Сколько времени на Земле получали сигналы со спутника? Выбери правильный ответ.
Ответ: Начало полёта спутника — 4 октября 1957 в 19:28:34
Окончание полёта — 4 января 1958г. 3 месяца.
Кстати, за 10 минут космический корабль может сфотографировать до 1 млн кв. километров земной поверхности. В то время как с самолета такую поверхность снимают за 4 года, а географам и геологам потребовалось бы для этого не менее 80 лет.
Вопрос 16: Черный ящик. Это — является образцом твёрдого вещества внеземного происхождения. Оно может иметь вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Крупнейший из найденных на Земле этих предметов составил около 60 тонн. В Российской академии наук сейчас есть специальный комитет, который руководит сбором, изучением и хранением этого. Это очень ценный материал для исследований. Можно заняться поиском этого, тем более, что это имеет высокую стоимость и нашедшему этого полагается вознаграждение. Что в чёрном ящике?
Ответ: Метеорит. Каждые сутки на Землю из космоса падает порядка 200 тысяч метеоритов. Также около 27 тонн космической пыли падает на Землю каждый день.
Вопрос 17: Какое астрономическое явление описал А.С. Пушкин «… не пуская тьму ночную, на голубые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»?
Ответ: Явление «белых ночей».
Вопрос 18: Сколько времени будет гореть спичка на Луне?
Ответ: Нисколько (отсутствие кислорода).
Вопрос 19: В переводе с древнегреческого этот объект называется «блуждающая звезда». С древнейших времен было известно семь таких «блуждающих звезд». О каком объекте идет речь? Сколько их вы знаете? Назовите их.
Ответ: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Земля — единственная планета, названная не в честь бога. Кстати, все планеты солнечной системы могли бы поместиться внутри планеты Юпитер.
Наша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями своих удивительных друзей. Молодцы! Давайте подведем итоги игры и узнаем победителей «Что? Где? Когда?». Награждаются победители: все команды игроков, самый лучший игрок, вручается приз за самый лучший вопрос.
Нам приятно было общение с интеллектуалами МБОУ «Кольцовская средняя школа»
Вам, кому сегодня 12-15 лет, уже скоро предстоит определять свой жизненный выбор. Хорошо бы, что бы этот выбор стал космическим. Нам есть на кого равняться. Спасибо людям, расширившим земные горизонты.
Источник
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Большое путешествие в мир космонавтики»
Аннотация: Это новая оригинальная форма работы с детьми, в которой сохраняются правила телевизионной версии интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», где дети учатся в команде обсуждать, принимать решение в условиях ограниченного времени, выбирать один правильный ответ из нескольких предложенных, дать возможность выступить каждому участнику команды, брать ответственность за успех команды при ответе на вопрос соперника.
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
по теме «Большое путешествие в мир космонавтики»
для детей подготовительной к школе группе с ОВЗ
Актуальность
День космонавтики для Самары и Самарской области весьма значимый праздник. Самара заслужено носит титул космической столицы. Таковой её сделали жители Куйбышева, а ныне Самары, которые трудятся на заводах города. Но не они одни вершили космическую историю нашей страны, вклад очень многих людей позволил занять лидирующие позиции нашей Родины в освоении космоса.
Вопросы космического будущего человечества предстоит решать нашему подрастающему поколению, продолжить дело, начатое нашими великими предшественниками, такими как К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, внесших огромный вклад в изучение и освоение космоса. Работа в этом направление есть часть патриотического воспитания: формирование чувства гордости за свою страну, достижения ученых и космонавтов.
Один из этапов познавательного развития старших дошкольников – знакомство с понятием «планета Земля». На данном этапе важно вызвать у детей интерес к планете, на которой мы живем, желание узнать больше о ее месте в космосе, сформировать представления детей о роли человека в изучении и освоении космоса.
Ежегодно в преддверии празднования Дня Космонавтики дети просматривают фильмы и мультфильмы, которые заставляют их задуматься о том, что такое космос, зачем его изучают, кто этим занимается. Нами был разработан и реализован краткосрочный проект «Первое путешествие в космос».
Итогом проведенной работы является интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».
Это новая оригинальная форма работы с детьми, в которой сохраняются правила телевизионной версии интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», где дети учатся в команде обсуждать, принимать решение в условиях ограниченного времени, выбирать один правильный ответ из нескольких предложенных, дать возможность выступить каждому участнику команды, брать ответственность за успех команды при ответе на вопрос соперника.
Сценарий мероприятия соответствует требованиям ФГОС ДО. Следует отметить, что использовать данную методическую разработку могут педагоги любых дошкольных учреждений с детьми 6-7 лет общеобразовательных групп и групп компенсирующей направленности.
Продолжительность мероприятия 35 минут. В методическую разработку включен: сценарий; приложение — правила игры, вопросы решающего раунда; аудиоматериалы: фонограмма из телепередачи «Что? Где? Когда?» («Начало игры», «Волчок», «Чёрный ящик», «Вручение призов»), фонограмма «Я со спортом подружусь» автор слов А. И. Пилецкая, автор музыки. Д. Трубачев, В. Трубачева, исполнитель — детская вокальная группа «Мультяшки»; листы с заданиями, карточки к игре «Собери картинку».
Сценарий состоит из шести вопросов для детей.
1 вопрос.
Ребята, чтобы полететь в космос, люди сначала конструируют ракету, оснащают ее оборудованием, запасами пищи и воды, так как современные космонавты летают много дней и даже месяцев. Назовите профессии людей, которые: 1. конструируют ракеты; 2. оснащают их оборудованием, запасами пищи и воды; 3. летают в космос. Расшифруйте три слова.
1. 4 2 9 3 6 8 1 5 7 11 10 (конструктор)
1 – у 3 — с 5 – к 7- т 9 –н 11 — о
2 — о 4 — к 6 – т 8 – р 10 -р
2. 5 2 4 7 3 6 1 9 10 8 11 (авиамеханик)
1- х 4 – и 7 – а 10 — н
2 – в 5 – а 8 — и 11 — к
3 – м 6 –е 9 – а
3. 2 4 7 3 6 1 5 9 8 (космонавт)
1 – н 3 – м 5 – а 7 – с 9 – в
2 – к 4 – о 6 – о 8 – т
2 вопрос.
«Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд!». При запуске ракеты шесть слов раскололись надвое. Нужно, за одну минуту, линией соединить половинки вместе, чтобы получились эти слова.
Слова: пла — нета, звез – да, спут – ник, воз – дух, Зем – ля, астро – ном.
3 вопрос.
«Космонавтом хочешь стать – должен много-много знать!». «Блиц-опрос. Это несколько простых вопросов, на которые нужно отвечать быстро и по очереди.
1. Какого числа отмечается день космонавтики? (12 апреля)
2. Какие животные побывали в космосе? (обезьяны, крысы, собаки)
3. Кто был первым космонавтом земли? ( Ю.А. Гагарин)
4. Как звали первую женщину, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)
5. Как называется место, с которого запускаются ракеты? (космодром)
6. Как называется одежда космонавтов? (скафандр)
7. Какая страна первой отправила космонавта в космос? (Россия)
8. Кто занимается разработкой и строительством ракет? (Конструкторы)
9. Кто изучает звезды? (Астроном)
10. Сколько планет в солнечной системе? (9)
11. Почему Земля – голубая планета? (Потому что, на Земле много воды).
4 вопрос.
Решите грамматический пример.
ПАЛУБА – ПА – БА + НА = …
Какое слово спряталось в примере? (Луна)
5 вопрос.
Перед тем, как отправиться в полёт, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытание на сообразительность. Предлагаю такое испытание вам. Из четырех слов нужно выбрать одно лишнее и объяснить свой ответ.
1. Агроном, конструктор, логопед, библиотекарь.
2. Земля, Марс, Большая Медведица, Юпитер.
3. Смелый, храбрый, решительный, злой.
6 вопрос. Черный ящик.
Чем моются космонавты во время полёта? (влажные салфетки)
Практическая часть
Цель: Закрепление представлений детей о космосе и профессиях, связанных с космосом.
1. Актуализировать и уточнить имеющиеся у детей знания о земле, космосе, космонавтах (Речевое развитие).
2. Совершенствовать умение грамматически верно оформлять свои рассуждения (Речевое развитие).
3. Поддерживать в детях интерес к миру взрослых и их разнообразной деятельности (Познавательное развитие).
4. Развивать умение детей работать в команде, соблюдая игровые правила (Социально-коммуникативное развитие).
Материалы и оборудование.
Круглый стол (разлинован не шесть секторов), шесть стульев, волчок со стрелкой, шесть конвертов с заданиями, музыкальный центр, скрипичный ключ, поднос, листы с заданиями, черный ящик, влажные салфетки (влажное полотенце), лист с изображением ракеты, маркер, карандаши, медали.
Фонограмма из телепередачи «Что? Где? Когда?»: «Начало игры», «Волчок», «Чёрный ящик»; фонограмма «Я со спортом подружусь» автор слов А. И. Пилецкая, автор музыки. Д. Трубачев, В. Трубачева, исполнитель — детская вокальная группа «Мультяшки».
Ход игры «Что? Где? Когда?»
— Здравствуйте! Сегодня (педагог озвучивает дату и время проведение игры) и мы начинаем заключительную серию весенних игр «Что? Где? Когда?» 201… года. Против сборной команды детского сада сегодня играют (педагог называет имена детей и приглашает занять места за игровым столом под музыкальное сопровождение «Начало игры»).
— Ребята, я предлагаю вам поговорить о космосе. Напоминаю правила игры. Команда из шести игроков ищет в течение одной минуты правильный ответ на любой заданный соперниками вопрос. За правильный ответ, очко получает команда знатоков, за неправильный ответ очко получают их соперники. Побеждает команда, первой набравшая шесть очков. Если команда знатоков по итогам всей игры не добирает шести очков, но хотела бы повысить результат игры до счёта 6:0 в их пользу, то команда может взять решающий раунд. За столом остаётся наиболее сильный знаток, который должен ответить на вопрос без чьей-либо помощи.
На игровом столе в центре находится волчок со стрелкой, а по кругу в шести секторах расположены конверты с вопросами от соперников. Вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Если выпавший вопрос уже сыграл, то выбирается следующий за ним по часовой стрелке ещё не сыгравший вопрос. Обсуждение ведётся одну минуту. В конце обсуждения капитан команды должен назвать знатока, который даст ответ.
Против команды знатоков сегодня играет сборная команда детского сада. Тема игры: «Большое путешествие в мир космонавтики».
— Счёт 0:0. Предлагаю определить капитана команды и по очереди крутить волчок.
Дети выбирают капитана.
— Капитан, заводите первым волчок (музыкальное сопровождение «Волчок»).
— На игровом столе выпал сектор №1. Против «знатоков» играют дети из другого детского сада. Я прочитаю задание.
Ребята, чтобы полететь в космос, люди сначала конструируют ракету, оснащают ее оборудованием, запасами пищи и воды, так как современные космонавты летают много дней и даже месяцев.
Внимание, вопрос! Назовите профессии людей, которые: 1. конструируют ракеты; 2. оснащают их оборудованием, запасами пищи и воды; 3. летают в космос. Расшифруйте три слова.
Педагог кладет на стол три листа. Буквы в словах (конструктор, авиамеханик, космонавт) зашифрованы цифрами. Дети вписывают буквы, соответствующие данной цифре. Читают названия профессий.
1. 4 2 9 3 6 8 1 5 7 11 10 (конструктор)
1 – у 3 — с 5 – к 7- т 9 –н 11 — о
2 — о 4 — к 6 – т 8 – р 10 -р
2. 5 2 4 7 3 6 1 9 10 8 11 (авиамеханик)
1- х 4 – и 7 – а 10 — н
2 – в 5 – а 8 — и 11 — к
3 – м 6 –е 9 – а
3. 2 4 7 3 6 1 5 9 8 (космонавт)
1 – н 3 – м 5 – а 7 – с 9 — в
3 – к 4 – о 6 – о 8 – т
— Молодцы, ребята! С первым заданием вы отлично справились. Счёт 1:0 в пользу «знатоков».
Волчок заводится второй раз (музыкальное сопровождение «Волчок»)
На игровом столе выпал сектор №2.
— Ребята, против вас играет воспитатель группы №11.
Педагог показывает детям изображение ракеты с написанными частями слов и читает задание в конверте.
«Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд!». При запуске ракеты шесть слов раскололись надвое. Нужно, за одну минуту, линией соединить половинки вместе, чтобы получились эти слова.
После объяснения задания педагог размещает ракету на магнитную доску, а команде дает маркер.
Слова: пла — нета, звез – да, спут – ник, воз – дух, Зем – ля, астро – ном.
Дети выполняют задание и произносят получившиеся слова.
— Отлично справились с заданием.
— Счёт 2:0 в пользу «знатоков». Сейчас музыкальная пауза (педагог ставит на стол скрипичный ключ под музыкальное сопровождение). Предлагаю всем игрокам выйти на ковёр. Поиграем в игру «Собери картинку».
Заранее приготовлены 6 разрезанных картинок (изображение целого предмета разрезается на 7 частей) и расположены в хаотичном порядке на ковре.
— Под музыку соберите части одной картинки и сложите ее на ковре так, чтоб получилась целая картинка.
Дети собирают картинку и называют изображение (Земля, Ю.А.Гагарин, С.П. Королёв, космонавт, запуск (старт) ракеты с космодрома, ракета в космосе).
— Отдохнули. Продолжим игру.
Волчок крутится в третий раз (музыкальное сопровождение «Волчок»)
— Выпал сектор №3. Против вас играет «Знайка».
Педагог показывает картинку с изображением «Знайки» и зачитывает задание.
«Космонавтом хочешь стать – должен много-много знать!». «Блиц-опрос. Это несколько простых вопросов, на которые нужно отвечать быстро и по очереди.
1. Какого числа отмечается день космонавтики? (12 апреля)
2. Какие животные побывали в космосе? (обезьяны, крысы, собаки)
3. Кто был первым космонавтом земли? ( Ю.А. Гагарин)
4. Как звали первую женщину, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)
5. Как называется место, с которого запускаются ракеты? (космодром)
6. Как называется одежда космонавтов? (скафандр)
7. Какая страна первой отправила космонавта в космос? (Россия)
8. Кто занимается разработкой и строительством ракет? (Конструкторы)
9. Кто изучает звезды? (Астроном)
10. Сколько планет в солнечной системе? (9)
11. Почему Земля – голубая планета? (Потому что, на Земле много воды).
— Вы очень постарались! Счёт 3:0 в пользу команды «знатоков». Продолжим игру. Раунд четвёртый. Крутим волчок (музыкальное сопровождение «Волчок»). Выпал сектор №4. Внимание! Черный ящик (музыкальное сопровождение «Черный ящик»). Против Вас играет учитель-логопед. Послушайте вопрос.
Чем моются космонавты во время полёта? Внимание! Что в чёрном ящике?
Ответ детей (в чёрном ящике влажные салфетки (влажные полотенца)).
— Команда получает очко. Счёт 4:0 в пользу «знатоков».
— Музыкальная пауза. «Очень дружно мы живём, в космос скучных не возьмём!». Предлагаю поиграть в игру «Космонавты». Расставим стульчики по кругу на ковре. Под музыку (фонограмма «Я со спортом подружусь» автор слов А. И. Пилецкая, автор музыки. Д. Трубачев, В. Трубачева, исполнитель — детская вокальная группа «Мультяшки») вам нужно бегатьпо залу. Как только услышите «Заняли свои места!», садитесь на стулья. Выигрывает тот, кто сядет на стульчик. Я уберу два стула и прочитаю стихотворение.
Будьте внимательными.
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим-
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
— Отдохнули. Продолжим игру. Пятый раунд. Выпал сектор №5. Против вас играют дети группы №4 из детского сада.
Педагог читает задание из конверта.
Перед тем, как отправиться в полёт, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытание на сообразительность. Я предлагаю такое испытание вам. Из четырех слов нужно выбрать одно лишнее и объяснить свой ответ.
1. Агроном, конструктор, логопед, библиотекарь.
2. Земля, Марс, Большая Медведица, Юпитер.
3. Смелый, храбрый, решительный, злой.
— Счет 5:0 в пользу команды «знатоков». Шестой раунд. Крутим волчок (музыкальное сопровождение «Волчок»). Выпал сектор №6. Против вас играют дети из группы №8.Посмотрите на лист и послушайте, что нужно сделать.
Педагог читает задание.
Предлагаем вам решить грамматический пример.
ПАЛУБА – ПА – БА + НА = …
Какое слово спряталось в примере?
Педагог кладет на стол лист с заданием и карандаш.
Дети решают пример.
Ответ детей (Луна).
Счет 6:0 в пользу «знатоков».
— Ребята, наша игра заканчивается. Посмотрите на табло. Как вы думаете, кто победил: «знатоки» или соперники?
Ответ детей (победили мы – «знатоки»).
— Испытания юных космонавтов проведены успешно! Команда показали свою быстроту, ловкость, собранность в играх, хорошие знания в области космонавтики.
Под музыкальное сопровождение педагог вручает медали «Знаток космонавтики».
— Ребята! Отличная игра!
На игровом столе в центре находится волчок со стрелкой, а по кругу в шести секторах расположены конверты с вопросами от соперников. Вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Если выпавший вопрос уже сыграл, то выбирается следующий за ним по часовой стрелке ещё не сыгравший вопрос. Обсуждение ведётся одну минуту. В конце обсуждения капитан команды должен назвать знатока, который даст ответ. За правильный ответ, очко получает команда знатоков, за неправильный ответ очко получают их соперники.
Побеждает команда, первой набравшая шесть очков. Если команда знатоков по итогам всей игры не добирает шести очков, но хотела бы повысить результат игры до счёта 6:0 в их пользу, то команда может взять решающий раунд. За столом остаётся наиболее сильный знаток, который должен ответить на вопрос без чьей-либо помощи.
Вопросы решающего раунда.
1. Найди и справь ошибки в словах (КОЗМОС, ЛАКЕТА, КОЗМОТРОМ).
2. Как называют упавший на Землю камень из космоса?
3. Планета солнечной системы, которую в древности называли «планетой войны» за ее красный цвет?
Заключение.
Участвуя в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» дети закрепят навык игры в команде (обсуждать, принимать решение, выбирать один правильный ответ, дать возможность выступить каждому участнику команды, брать ответственность за успех команды при ответе на вопросы).
Данная игра поможет расширить словарь по теме «Большое путешествие в мир космонавтики», совершенствовать умение грамматически верно оформлять рассуждения, поддерживать в детях интерес к миру взрослых и их разнообразной деятельности.
Литература.
1. Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96с.
2. Шорыгина Т.А. Беседы об изобретениях и открытиях. М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
3. Э. Емельянова Расскажите детям о космонавтике. Наглядно-методическое пособие. – М.: Издательство «Мозаика – синтез», 2011.
1) Метелева Вера Олеговна,
учитель-логопед
2) Грачёва Татьяна Васильевна,
учитель-логопед
Источник