«Викторина ко дню космонавтики»
методическая разработка по физике по теме
Занимательная викторина , которую можно использовать на классном часу, внеклассном мероприятии , посвященном Дню космонавтики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина ко дню космонавтики | 1020 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Идем дорогой… в космос…» Викторина
5 9 1 13 6 10 2 14 7 11 3 15 8 12 4 16
1 Назовите автора закона всемирного тяготения, объяснившего движение небесных тел (планет, их спутников, комет)… Галилео Галилей Исаак Ньютон Константин Эдуардович Циолковский Сергей Павлович Королев
2 Минимальная скорость, которую необходимо сообщить телу у поверхности Земли, чтобы превратить его в искусственный спутник? 11.2 км/с 300000 км/с 7,9 км/с 16.7 км/с
3 По какой траектории на околоземной орбите будет двигаться тело , имеющее скорость 7.9 км/ч? По окружности По эллипсу По параболе
4 Российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики, впервые обосновавший возможность использования ракет для межпланетных сообщений… Кибальчич Циолковский Королев Ньютон
5 Когда был запущен первый искусственный спутник? 4 октября 1957 г. 3 ноября 1957 г. 2 января 1957 г. 12 апреля 1961 г.
6 Назовите имя первого космонавта Земли? Валентина Терешкова Сергей Королев Георгий Титов Юрий Гагарин
7 Когда был запущен космический корабль-спутник «Восток» с первым человеком на борту поднявшимся в космос и, совершившим полёт вокруг земного шара?
8 Как назывался первый космический корабль с первым человеком на борту ? «Восход» «Союз» «Восток» «Салют»
9 Назовите имя первой в мире женщины-космонавта? В каком году состоялся ее полет ? Валентина Терешкова – 1963 г. Валентина Николаева — 1963 г. Валерия Быковская — 1965 г. Лариса Демина — 1970 г.
10 Как звали первую собаку, посетившую космос? Белка Стрелка Лайка
11 Кто автор известных научно — фантастических произведений , в которых он увлекательно рассказывал о полете к Луне его героев в пушечном пустотелом ядре? Герберт Уэллс Жюль Верн Алексей Толстой Мюнхаузен
12 Сколько длился полет первого космонавта Земли? 1 час 100 минут 108 минут Три дня пять месяцев
13 Назовите главного конструктора, под чьим руководством производились запуски первых космических аппаратов? Курчатов Циолковский Королев Кибальчич
14 Как называется космодром, с которого производятся запуски космических кораблей? Плесецк Байконур Капустин Яр Свободный Космодромы
В.М. Комаров 15 Назовите космонавта трагически погибшего при испытаниях нового транспортного корабля «Союз»…
16 Назовите как можно больше применений спутников…
О первой собаке-космонавте «После старта Лайка жила от 4,5 до 5 часов, и скончалась от перегрева где-то на четвертом витке по орбите, а не от удушья, как теперь пишут — запасов кислорода на борту было на неделю. Дело в том, что «Спутник-2» был выведен на весьма длинную эллиптическую орбиту, и подолгу находился на солнечной стороне. Он перегрелся, и собака умерла раньше, чем рассчитывали биологи — ведь на борту была предусмотрена кормушка из расчета на семь суток полета животного и ассенизационная система», — рассказал руководитель биологических программ российского Института медико-биологических проблем (ИМБП), профессор Евгений Ильин.
Сергей Павлович Королев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данной презентации представлена викторина для учащихся 5 классов, которую можно использовать на тематическом классном часе.
Вопросы викторины, задания командам по теме: «Знаки Зодиака», задания по теме: «Карта Звёздного неба», Презентация по теме: «История развития Космонавтики».
Викторина ко Дню космонавтики.
24 вопроса про космос.
По данной презентации можно провести занятие , посвященное дню космонавтики в 7 и 8 классах. Урок идет в режиме диалога с учащимися. Отвечают дети. От себя- рассказы по каждому вопросу. За.
Представлены вопросы, посвящённые дню космонавтики.
Приближается значимая для нашей страны дата — 55-летие первого полета в космос. Много ли наши дети знают о космонавтике? Данная викторина поможет ребятам не только узнать новые и интересные факты о ко.
Источник
Тест с ответами: “Космонавтика”
1. Как называется самая близкая к Земле звезда:
а) Солнце +
б) Альфа Центавра
в) Сириус
2. Как называется самая большая планета Солнечной системы:
а) Сатурн
б) Юпитер +
в) Марс
3. Вблизи какой звезды проходит ось земного вращения:
а) Антареса
б) Сириусу
в) Полярной +
4. Что означает слово космос:
а) Вселенная +
б) Млечный путь
в) Галактика
5. Какая самая ближайшая к Солнцу планета:
а) Венера
б) Юпитер
в) Меркурий +
6. Сколько раз Гагарин облетел вокруг Земли:
а) 2
б) 1 +
в) 3
7. Когда состоялся первый полет человека в космос:
а) 4 октября 1957 года
б) 20 июля 1969 года
в) 12 апреля 1961 года +
8. Какое слово произнёс Гагарин во время старта космического корабля:
а) “Поехали” +
б) “До свидания”
в) “Вперед”
9. В каком направлении вращается наша Земля:
а) по часовой стрелки
б) с севера на юг
в) против часовой стрелки +
10. Именно там находился первый в СССР Центр дальней космической связи:
а) Королев
б) Крым +
в) Звездный городок
11. Какой позывной был у Терешковой:
а) Чайка +
б) Алмаз
в) Стрела
12. Во время первого полета многоместного корабля этого типа, космонавты впервые были без скафандров:
а) Салют
б) Восход +
в) Союз
13. Кто является изобретателем первых советских космических кораблей:
а) Королев +
б) Хруничев
в) Циолковский
14. Именно такое название получила орбитальная станция «Салют-8»:
а) Буран
б) Звезда
в) Мир +
15. Какой позывной был у Гагарина:
а) Кедр +
б) Орел
в) Сокол
16. Пермская часть Казанского тракта в 1965 году была переименована в шоссе Космонавтов в честь полета:
а) Г. Титова
б) П. Беляева и А. Леонова +
в) Ю. Гагарина
17. Что означает слово «планета»:
а) вращающаяся
б) холодная
в) блуждающая +
18. На месте посадки Гагарину за его полет в космос была вручена медаль:
а) «Золотая звезда»
б) «За освоение целинных земель» +
в) «За освоение космического океана»
19. Как называют систему мира, созданную Коперником:
а) Геоцентрическая
б) Планетарная
в) Гелиоцентрическая +
20. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики:
а) Королев
б) Циолковский +
в) Тихонравов
21. В какой галактике мы живем:
а) Млечный Путь +
б) Туманность Андромеды
в) Галактика Треугольника
22. Кто первым вышел в открытый космос:
а) Герман Титов
б) Алексей Леонов +
в) Георгий Береговой
23. Как назывался корабль Гагарина:
а) Союз
б) Восход
в) Восток +
24. Какое небесное тело исключили из списка планет Солнечной системы:
а) Уран
б) Плутон +
в) Меркурий
25. В каком году был построен космодром Байконур:
а) 1960
б) 1965
в) 1957 +
26. Сколько длился полет Гагарина:
а) 178 мин.
б) 108 мин. +
в) 148 мин.
27. Как называлась первая долговременная орбитальная станция:
а) Салют +
б) Союз
в) Мир
28. Когда был произведен запуск первого искусственного спутника Земли:
а) 12 апреля 1961 года
б) 20 июля 1969 года
в) 4 октября 1957 года +
29. Сколько всего существует зодиакальных созвездий:
а) 12 +
б) 24
в) 40
30. Как звали собаку, которая полетела в космос самой первой:
а) Шарик
б) Лайка +
в) Барбос
Источник
Внеклассное мероприятие по физике ко Дню космонавтики для 7-11 класса
Описание материала: внеклассное мероприятие для учащихся 7- 11 классов
— Интеллектуальный марафон «По тропинкам физики», качественные задачи можно использовать при проведении мероприятий, посвящённых Дню Космонавтики.
Цели занятия:
Расширить знания учащихся по предмету – физика, способствовать развитию мышления, познавательной и творческой активности учащихся.
Способствовать развитию научного мировоззрения. Развивать умение приме-нять знания в жизни. Показать важность знания физики для изучения космоса.
Способствовать формированию чувства ответственности за свою команду.
Воспитывать здоровую атмосферу соперничества.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, слайды.
Презентация «Физика и космос».
Игла, булавка, легкая пуговица, копейка, мелкие плоские металлические предметы, лёд, нитка, поваренная соль,медные проволоки,картофелина,стакан с водой,свечи,батарейки.
Принимают участие две команды (по 6 человек), болельщики.
Ведущие и члены жюри-учащиеся старших классов.
Оценивается: правильность и полнота ответа.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Приветствие.
Физика для нас не просто слово.
Физика для нас не просто звук.
Физика для нас – опора и основа
всех без исключения наук.
Задание первое.
1.Почему, спускаясь по канату, опасно быстро скользить?
Ответ. Вследствие большого трения можно обжечь руки и ноги.
2.Почему человек, идя по льду, старается не сгибать ноги?
Ответ. Если человек идёт не сгибая ног, то вес тела передаётся нормально по-верхности стопы. При согнутых ногах появляется тангенциальная составляю-щая силы тяжести, приложенная к ногам. Так как трение на льду не большое, то эта составляющая вызывает скольжение. Поэтому на согнутых ногах человек будет больше скользить и может быстрее упасть.
3.Почему вода поднимается вверх, когда её втягивают через соломинку?
Ответ. При втягивании воды грудная клетка расширяется, и в полости рта создаётся разрежённое пространство. На поверхность воды действует атмосферное давление, разность давлений заставляет воду подниматься по соломинке.
4.Почему идти в гору трудно?
Ответ. При подъёме в гору мы тратим силу не только на преодоление трения и сопротивление воздуха, но и на преодоление части собственного веса.
5.Почему в лесу довольно трудно определить, откуда идёт звук?
Ответ. Человек слышит не только звуки, пришедшие от источника, но и звуки, отражённые от деревьев.
6.При проверке качества батарейки иногда прикасаются языком к металличе-ским пластинам. Если язык ощущает горьковатый привкус, то батарейка хорошая.
Почему же электричество батарейки горьковато на вкус?
Ответ. Слюна человека содержит незначительные органические соли ( натрия, кальция, калия и др.) Когда через слюну проходит электрический ток, происходит электролиз. На полюсах батарейки выделяются составные части соли, и язык ощущает горьковатый вкус.
7.Почему глазам больно, когда ночью включают свет?
Ответ. Чтобы пропустить больше света, зрачок глаза в темноте сильно расширяется. При мгновенном включении света в глаз попадает большое количество световой энергии, что и вызывает болевые ощущения.
8.Почему в медицинских термометрах используется ртуть, а не спирт или вода?
Ответ. У ртути по сравнению с водой и спиртом больше теплопроводность и меньше удельная теплоёмкость, поэтому сокращается время измерения температуры.
9.Почему пыль, представляющая частицы твёрдого вещества, довольно долго удерживается в воздухе во взвешенном состоянии?
Ответ. Пылинки испытывают непрерывные удары со стороны хаотически дви-жущихся молекул воздуха.
10.Почему баллоны со сжатым газом взрывоопасны, а трубы с водой под большим давлением нет?
Ответ. Сжимаемость воды мала, поэтому при разрыве трубы её объём практически не изменится, и она растекается, не вызывая значительного разлёта осколков. При взрыве газового баллона объём газа значительно увеличивается практически мгновенно из-за понижения давления, осколки оболочки приобретают большие скорости и производят значительные разрушения.
Задание второе.
1. Можно ли для межпланетных полётов использовать двигатель внутреннего сгорания?
Ответ. Нет, так как для его работы требуется воздух, которого нет в космическом пространстве?
2. Запуск ИСЗ показал, что температура воздуха на высоте 1000 км достигает нескольких тысяч градусов. Почему же не расплавился спутник, двигаясь на указанной орбите? (Температура плавления железа 1520 градусов С).
Ответ. Вследствие большой разрежённости воздух на высоте не может передать спутнику то количество теплоты, которое необходимо для его плавления.
3. Смогут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос переговариваться обычным способом?
Ответ. Нет, так как в открытом космосе нет воздушной среды, передающей звуковые колебания.
4. Почему внутри летящего по орбите корабля-спутника можно передвигаться только притягиваясь к неподвижно укреплённым предметам или отталкиваясь от них?
Ответ. В условиях невесомости отсутствует трение, необходимое для передвижения обычным способом.
5. Будет ли выдавливаться зубная паста из тюбика в условиях невесомости?
Да, будет. Закон Паскаля для жидкостей и газов справедлив и в невесомости. Создаваемое на тюбик с пастой дополнительное давление будет передаваться зубной пастой во все точки без изменения.
6. Можно ли взвешивать тела на космической станции обычными весами?
Ответ. В космосе существует невесомость. Невесомость — состояние, при кото-ром сила взаимодействия тела с опорой отсутствует. Из-за отсутствия веса и силы притяжения мы не можем положить тело на весы. Поэтому измерить массу любого тела в условиях невесомости с помощью обычных весов невозможно.
7. Первый в мире выход из космического корабля в космическое пространство совершил А.Леонов. Давление в скафандре космонавта составляло 0,4 от нормального атмосферного давления. Определите числовое значение этого давления (нормальное атмосферное давление принять равным 101300 Па).
Ответ.Давление приближённо равно 40,5 кПа.
8. Существует ли выталкивающая сила в космосе?
Ответ: По закону Архимеда на тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости (или газа). Сила называется силой Архимеда. В отсутствие гравитационного поля, то есть в состоянии невесомости, закон Архимеда не работает. В космосе нет веса и нет выталкивающей силы.
9. Почему на космической орбите масса есть, а веса нет?
Ответ. Вес и масса- это разные понятия. Масса-это мера инертности. Каждое тело имеет свою массу. Вес-это сила, с которой тело действует на горизонтальную опору в условиях гравитации. В условиях невесомости вес всех тел равен нулю.
10. Одинаковы ли внутри космического корабля ускорения, сообщаемые телам массами 200 грамм и 50 кг при одинаковом воздействии на них?
Ответ. Нет, не одинаковы. По второму закону Ньютона, телу с большей массой будет сообщено меньшее ускорение.
11. Если надуть шарик и отпустить его, то он начнёт с большой скоростью летать по комнате. В чём сходство летающего шарика и ракеты, летящей вверх?
Ответ. В соответствии с законом сохранения энергии продукты сгорания топлива выбрасываются из сопла ракеты с огромной скоростью, сообщая импульс, направленный в противоположном направлении.
12. Если космонавт, перемещаясь по кабине корабля, ударится о предмет. Испытывает ли он при этом боль?
Ответ. Да. Действует третий закон Ньютона.
13. Работают ли в состоянии невесомости маятниковые часы?
Ответ. Нет, не работают. Причина- отсутствие веса.
14. Если в земных условиях на небольшую горизонтальную поверхность положить теннисный шарик, то он скатывается с него. Почему в корабле он продолжает прямолинейное равномерное движение?
Ответ. В соответствии с первым законом Ньютона: прямолинейное равномерное движение, как и покой — естественные состояния тел, к которым не приложены силы.
Задание третье.
Назвать приборы и объяснить, для определения каких величин они используются?
Вольтметр- напряжение, амперметр- сила тока, ареометр- плотность жидкости,
Манометр- давление, психрометр- влажность воздуха, динамометр—сила, термометр-температура, мензурка- объём.
Задание четвёртое.
Учитывается правильная демонстрация и объяснение опыта.
Опыты:
1. Заставить плавать на воде иглу, булавку, легкую пуговицу, копейку, мелкие плоские металлические предметы.
Ответ. Причина плавания этих металлических предметов та, что вода плохо смачивает металл, побывавший в наших руках и потому покрытый тончайшим слоем жира. Оттого вокруг плавающей иглы на поверхности воды образуется вдавленность, ее можно даже видеть. Поверхностная пленка жидкости, стремясь распрямиться, оказывает давление вверх на иглу и тем поддерживает ее. Поддерживает иглу также и выталкивающая сила жидкости, согласно закону плавания: игла выталкивается снизу с силой, равной весу вытесненной ею воды. Всего проще добиться плавания иглы, если смазать ее маслом; такую иглу можно прямо класть на поверхность воды, и она не потонет.
2.Небольшой кусочек льда поместить в стакан с водой. Вытащить лёд из воды с помощью с помощью нитки и щепотки поваренной соли, не прикасаясь к воде рукой?
Ответ. Положить лёд на нитку и присыпать поваренной солью. Можно вытащить потянув за нитку, когда она примёрзнет к льдинке. Лёд посыпают солью для того, чтобы понизить температуру. При растворении соли расходуется энергия, при этом температура понижается
3.Зажжённый клочок бумаги опускаем в бутылку. Очищенное варёное яйцо ставим на горлышко бутылки. Бумага сгорает, яйцо опускается в бутылку. Почему?
Ответ. Тёплый воздух, расширяясь, выходит наружу, и под действием атмосферного давления яйцо проникает в бутылку.
4.В посуду из бумаги наливаем воду. Подогреваем воду с помощью свечи. Через некоторое время вода закипит, а бумага не загорается. Почему?
Ответ. Так как вода обладает большой удельной теплоёмкостью, вся теплота поглощается водой.
5.Определить знаки полюсов батареи элементов имея: два проводника и стакан с водой.
Ответ. Соединить проводники с полюсами батареи элементов, свободные концы опустить в стакан с водой. В стакане начнётся электролиз. Водорода при этом выделиться больше, так как вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. На том электроде, где больше пузырьков, там выделяется газообразный водород. Так как ионы водорода имеют положительный заряд, то он выделяется на отрицательном полюсе батареи.
6.Определить знаки полюсов батареи элементов с помощью двух медных проволок и сырую картофелину?
Ответ. Медные проволоки соединим с полюсами батареи, а свободные концы воткнём в картофелину. Электрический ток вызовет электролиз содержащейся в картофелине воды. Где картофелина окрасится в голубовато-зелёный цвет, там выделяется кислород. Это означает положительный полюс источника. Голубовато-зелёный цвет объясняется тем, что кислород, взаимодействуя с медью, образует окислы и гидроокислы, ионы которых окрашивают картофелину около соответствующего проводника. А вблизи проводника, соединённого с отрицательным полюсом выделяется водород.
Пока жюри подводит итоги, проводится конкурс болельщиков.
Задания.
1Какое поле нельзя засеять?
Ответ. Электрические и магнитные поля
2. Какой проводник не принесёт вам чая в поезде?
Ответ. Электрический проводник.
3. Какие кольца нельзя надеть на палец?
Ответ. Кольца Ньютона.
4.За какую решётку нельзя упрятать?
Ответ. За дифракционную решётку.
5.Какой кулон нельзя повесить на шею?
Ответ. Единицу измерения электрического заряда — кулон.
6.Какая моль не проедает одежду?
Единица измерения количества вещества — моль.
Подведение итогов. Заключительно слово жюри.
Поздравление команды победительницы.
Источник