Меню

Вопросы по произведению пришвина кладовая солнца с ответами

Тест с ответами: М.Пришвин “Кладовая солнца”

I вариант.

1. Каков жанр данного произведения:
а) рассказ;
б) повесть;
в) сказка;
г) сказка-быль.+

2. На сколько по возрасту Настя старше своего брата Митраши?
а) на 2 года +
б) на 3 года
в) на 5 лет
г) на 7 лет

3. Почему Травка не могла выносить плач сплетенных навеки деревьев?
а) ей было их жалко;
б) собаке было страшно;
в) они напоминали ей о ее собственном горе; +
г) деревья посадил Антипыч.

4. Почему Настя не вспомнила о брате?
а) она была за него спокойна;
б) Настя забыла обо всём из-за обилия клюквы;+
в) Настя знала, что у Митраши есть ружьё;
г) Настя знала, что Митраша взял с собой компас

5. Какую ягоду хотят найти Настя и Митраша?
а) брусника
б) голубика
в) клюква +
г) черника

6. Кто старик Антипыч по профессии?
а) столяром
б) лесником +
в) летчиком
г) сапером

7. От чьего лица ведется повествование в произведении?
а) Насти;
б)Митраши;
в) геологов; +
г) жителей деревни.

8. Что умеет делать юный Митраша?
а) Он делает деревянную посуду +
б) Он шьет сапоги
в) Он плетет веники
г) Он чинит часы

9. Для чего писатель включил историю ели и сосны в своё повествование?
а) чтобы рассказать о несчастной жизни деревьев;
б) чтобы предупредить детей и нас, читателей, о грозящей беде;+
в) чтобы объяснить стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;
г) чтобы сделать пребывание в лесу детей более сказочным и таинственным.

10. Как учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:
а) «Мужичок в мешочке»; +
б) «Мальчик с пальчик»;
в) «Золотой петушок»;
г) «Носик-курносик».

11. Кого в лесу убивает Митраша?
а) кабана
б) медведя
в) шакала
г) волка +

12. Когда происходит действие произведения?
а) до Великой Отечественной войны;
б) во время Великой Отечественной войны; +
в) сразу после войны;
г) в 50-е годы.

13. Кому Настя отдает всю свою ягоду, которую они собрали в походе?
а) соседям по селу
б) больным детям из Ленинграда +
в) начальнику колхоза
г) местному доктору

14. Кого из крупных животных видит Настя в лесу?
а) медведь
б) лось +
в) конь
г) зубр

15. Как называют в лесу отменно-приятное место?
а) полянка,
б) палестинка, +
в) кудринка,
г) грибница

16. Какое полное имя у собаки Травки?
а) Златотравка
б) Милотравка
в) Затравка +
г) Краснотравка

17. С кем рассказчик сравнивает Настю?
а)с золотой веснушкой;
б) с золотой курочкой; +
в)с Золушкой;
г) с Дюймовочкой;

18. Что Митраша берет с собой в поход по совету отца?
а) карту местности
б) рацию
в) свисток
г) компас +

19. Кто спас Митрашу из болота?
а) Антипыч
б) Настя
в) собака Травка +
г) дровосеки

20. Из-за чего поссорились дети в лесу ?
а) каждый хотел идти по выбранной тропе; +
б) Митраша не хотел брать с собой еду;
в) Митраша не хотел нести корзину;
г) Настя не разрешала брату стрелять из ружья

II вариант.

1. Как хотел идти Митраша?
а) по карте,
б) прямиком на Север по компасу, +
в) широкой проторенной дорогой,
г) лишь бы не с Настей

2. Что такое Елань?
а) непроходимый еловый лес;
б) место, где растёт много клюквы;
в) место, где растёт трава-белоус;
г) самое топкое место в болоте.+

3. Правда Антипыча заключалась в вековечной суровой борьбы людей:
а) за выживание,
б) за здоровье,
в) за любовь, +
г) за полезные ископаемые.

4. Какое из данных значений подходит для объяснения названия произведения «Кладовая солнца»:
а) болото с залежами горючего торфа,
б) обилие целебной клюквы в Блудовом болоте,
в) деревья, травы, цветы, животные;
г) все природные богатства, включая и людей с добрым сердцем.+

5. Какова тема «Кладовой солнца»?
а) трудности военного времени;
б) природа выше человека и человеческих страстей;
в) главное в жизни – взаимоотношения между людьми;
г) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.+

6. Кто является повествователем в произведении?
а) Митраши
б) Насти
в) геологи, разведывающие богатства болота+
г) жителей села

7. Вспомните, почему Травка не выносила плач, сплетенных навеки деревьев:
а) ей было их жалко;
б) собаке было страшно;
в) они напоминали ей о ее собственном горе; +
г) деревья посадил Антипыч.

8. Кого описывают в данном отрывке: «Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые».
а) Митраша
б) Настя+
в) мать Митраши и Насти
г) соседка-подружка

9. Отметьте, что умеет Митраша в свои 10 лет:
а) бондарство: научился у отца делать деревянную посуду+
б) печное дело: умел класть кирпичные печи
в) гончарство: мастерил глиняные горшки
г) сапожное дело: умел чинить обувь

10. Вспомните, кто является самым надежным помощником в лесу, по словам отца Митраши и Насти?
а) верный друг;
б) ружьё;
в) пёс;
г) компас.+

11. Как называется отменно-приятное место в лесу?
а) полянка,
б) палестинка,+
в) кудринка,
г) грибница

12. Определите, с кем сравнивает рассказчик Настю?
а) с золотой веснушкой;
б) с золотой курочкой; +
в) с Золушкой;
г) с Дюймовочкой;

13. Выберите, кто спас Митраше жизнь?
а) Настя
б) собака Травка+
в) односельчане
г) ему самому удалось спастись

14. Вспомните, что, по словам рассказчиков, было самым важным в отношениях Митраши и Насти?
а) прекрасное равенство+
б) главенство Насти
в) главенство Митраши
г) равнодушие друг к другу

15. Определите, как учителя называли Митрашу:
а) «Мужичок в мешочке»; +
б) «Мальчик с пальчик»;
в) «Золотой петушок»;
г) «Носик-курносик».

16. Вспомните, что не нравится автору в Насте?
а) страх, который она испытала, увидев лося
б) эгоизм, потому что она, не думая о брате, забрала с собой всю еду
в) равнодушие к судьбе брата
г) жадность, из-за которой она забыла о своем брате+

17. Определите, в каком из предложений использовано олицетворение?
а) После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
б) Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.
в) Белая Куропатка, как будто ведьма, хохочет.+
г) Только слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой.

18. Вспомните, что такое Елань?
а) непроходимый еловый лес;
б) место, где растёт много клюквы;
в) место, где растёт трава-белоус;
г) самое топкое место в болоте.+

19. Выберите, какова правда Антипыча, которую он перешепнул своей собаке?
а) в вековечной суровой борьбе людей за любовь+
б) в постоянном превосходстве людей над природой
в) в милосердном отношении людей к природе
г) в непрестанной связи человека и природы

20. Где точнее всего описывается смысл данного произведения?
а) В этом произведении говорится о болоте с богатыми залежами торфа.
б) Под «кладовой солнца» понимается весь растительный и животный мир леса.
в) Возле Блудова болота геологи нашли залежи золота.
г) «Кладовая солнца» – это добрые, любящие сердца людей, их душевное богатство.+

Источник

Тест с ответами: М.Пришвин «Кладовая солнца»

1. Жанр произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»:
1) рассказ
2) сказка
3) сказка-быль+
4) баллада

Читайте также:  При солнце или солнци

2. В каком городе происходит действие в «Кладовой солнца»?
1) в городе Переславль-Залесском
2) в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского+
3) в районе Блудова болота в Белоруссии
4) в районе Блудова болота Харьковской области

3. Кто является повествователем?
1) Митраши
2) Насти
3) геологи, разведывающие богатства болота+
4) жителей села

4. Почему Травка не выносила плач, сплетенных навеки деревьев?
1) ей было их жалко;
2) собаке было страшно;
3) они напоминали ей о ее собственном горе; +
4)деревья посадил Антипыч.

5. Кто описывается в данном отрывке: «Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые».
1) Митраша
2) Настя+
3) мать Митраши и Насти
4) соседка-подружка

6. Что умеет Митраша в свои 10 лет?
1) бондарство: научился у отца делать деревянную посуду+
2) печное дело: умел класть кирпичные печи
3) гончарство: мастерил глиняные горшки
4) сапожное дело: умел чинить обувь

7. Кто является самым надежным помощником в лесу, по словам отца Митраши и Насти?
1) верный друг;
2) ружьё;
3) пёс;
4) компас.+

8. Отменно-приятное место в лесу:
1) полянка,
2) палестинка,+
3) кудринка,
4) грибница

9. С кем сравнивает рассказчик Настю?
1) с золотой веснушкой;
2) с золотой курочкой; +
3) с Золушкой;
4) с Дюймовочкой;

10. Кто спас Митраше жизнь?
1) Настя
2) собака Травка+
3) односельчане
4) ему самому удалось спастись

11. Что, по словам рассказчиков, было самым важным в отношениях Митраши и Насти?
1) прекрасное равенство+
2) главенство Насти
3) главенство Митраши
4) равнодушие друг к другу

12. Как учителя называли Митрашу:
1) «Мужичок в мешочке»; +
2) «Мальчик с пальчик»;
3) «Золотой петушок»;
4) «Носик-курносик».

13. Что не нравится автору в Насте?
1) страх, который она испытала, увидев лося
2) эгоизм, потому что она, не думая о брате, забрала с собой всю еду
3) равнодушие к судьбе брата
4) жадность, из-за которой она забыла о своем брате+

14. В каком из предложений использовано олицетворение?
1) После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
2) Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.
3) Белая Куропатка, как будто ведьма, хохочет.+
4) Только слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой.

15. Что такое Елань?
1) непроходимый еловый лес;
2) место, где растёт много клюквы;
3) место, где растёт трава-белоус;
4) самое топкое место в болоте.+

16. Какова правда Антипыча, которую он перешепнул своей собаке?
1) в вековечной суровой борьбе людей за любовь+
2) в постоянном превосходстве людей над природой
3) в милосердном отношении людей к природе
4) в непрестанной связи человека и природы

17. Выберите вариант, в котором наиболее точно описывается смысл данного произведения?
1) В этом произведении говорится о болоте с богатыми залежами торфа.
2) Под «кладовой солнца» понимается весь растительный и животный мир леса.
3) Возле Блудова болота геологи нашли залежи золота.
4) «Кладовая солнца» – это добрые, любящие сердца людей, их душевное богатство.+

Источник

Пришвин «Кладовая солнца». Викторина с ответами

Игра викторина с ответами по произведению Михаила Михайловичи Пришвина «Кладовая солнца»

1-й тур.

1. Кто раньше всех догадался, почему про Настю говорили, что она была «как Золотая Курочка на высоких ножках»? («Волосы у нее . отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».)

2. Как учителя называли между собой Митрашу? Почему?

(«Мужичок в мешочке». «Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный».)

3. Как звали раньше собаку Травку? (Затравка.)

4. Какое прозвище дали жители деревни волку? Как возникло это прозвище? (Серый помещик.)

5. Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши? (Корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, петух Петя, поросёнок Хрен.)

6. Почему болото называли Блудовым? (В нём можно было заблудиться.)

7. Что такое елань и почему она слепая?

(Елань — топкое место. В обыкновенной елани всегда бывает видна хоть чуть-чуть водица, прикрытая белыми прекрасными купавами, водяными лилиями. Вот за то эта елань называлась Слепою, что по виду ее невозможно было узнать.)

2-й тур.

1. Какие деревья селятся в приболотце, какие — на сухих островах в болотном море?

(Кустарнички в приболотце; ели, сосны на сухих островах.)

2. Почему острова называются боринами? (Песчаные холмы, покрытые высоким бором.)

3. Какие ягоды и цветы вырастают на лесной просеке? (Брусника, подснежники, волчье лыко.)

4. Где и как растут клюква, черника, брусника, голубика? (В лесу, на болоте.)

5. Как цветёт волчье лыко? (Мелкими лиловыми цветочками.)

6. Каких зверей и птиц встречаем мы, читая сказку-быль? (Глухарь, селезень, утка, кулик, тетерев, куропатка, журавль, вороны, совы.)

3-й тур.

1. Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? (Не было доверия к людям.)

2. Когда произошло настоящее чудо, в понимании Травки? (Маленький Антипыч сказал: «Затравка».)

3. Почему почти одичавшая Травка пришла на помощь человеку? (Она увидела в Митраше Антипыча.)

4. Какую правду перешёптывал Антипыч и собакам, и людям? («Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».)

4-й тур. «Знаете ли вы?»

1. Кто оставил детям всё их крестьянское хозяйство? (Родители.)

2. Как автор называет мальчика, шедшего между сказочных старушек-ёлок? (Смельчак.)

3. Что случилось в жизни Травки два года назад? (Несчастье: умер обожаемый ею лесник Антипыч.)

4. Кто отдал целебную ягоду ленинградским детям? (Настя.)

5. Как звали Митрашу между собой учителя? («Мужичок в мешочке».)

6. Всех животных, которых выгоняла Настя с хворостинкой в руке в предрассветный час? (Стадо.)

7. Как называется топкое место в болоте, похожее на прорубь во льду? (Елань.)

8. Кто утром заревел на дворе так, что соседи пришли посмотреть, не случилось ли беды с детьми? (Скотина.)

9. Что хранилось в яме около сторожки Антипыча? (Картофель.)

10. Как называется повозка, на которой привезли мёртвого Серого помещика? (Санки.)

Источник

Ответы на вопросы по сказке Пришвина «Кладовая солнца»

Михаил Михайлович ПРИШВИН, сказка – быль «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА». Ответы на вопросы.

Где и когда происходит действие ? ОТВЕТ. Настя и Митраша жили в деревне возле Блудова болота недалеко от города Переславль -Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте. (См. учебник-хрестоматия под ред. В. Я. Коровиной, в 4-х частях, см. часть 3-ью, М. ОАО»Московские учебники», 2007г., 160 с., сказка – быль на стр. 38-72; см. стр. 38-ую.В школьной «Хрестоматии» для 6 класса сказочная повесть напечатана с сокращениями.)

Художественные образы и отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Их роль в произведении . ОТВЕТ. В сказках обычно наряду с людьми действуют растения и животные. В сказке-были «Кладовая солнца» природные явления помогают или мешают людям: «. ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился»(см. в «Хрестоматии» с. 49). Словно живые, «очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика. (с.52) Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждёшь — вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах…» Так и представляешь себе заблудившегося, напуганного мальчика с тяжёлым ружьём, пробирающегося по извилистым тропинкам сказочного заколдованного леса.

Читайте также:  Как восстановить кожу обгорел солнце

Пришвин использовал приём, характерный для волшебных сказок : тот, кто нарушил запрет, подвергается испытаниям, из которых с честью выходит сказочный герой. В сказке-были Пришвина тоже есть запрет – не ходить в Слепую Елань; дети нарушили запрет и поэтому вынуждены были потом преодолевать испытания. В сказке «Кладовая солнца» есть сказочные мотивы : «на распутье», «зловещее «КРА в о рона», эпизод о Косаче, Лежачий камень, говорящие лесные жители.

Дети, как сказочные герои, оказываются перед волшебным камнем, т. е . в ситуации выбора . На Лежачем камне НЕ написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь, налево пойдёшь — сам собственного пути , и пропадёшь». Но именно во время отдыха на камне встаёт перед детьми проблема выбора пути. С первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

Быль в сказке «Кладовая солнца». ОТВЕТ. « Кладовая солнца» — это сказка- БЫЛЬ, потому что указаны конкретное место действия и историческое время.

Разберёмся в прочитанном.

I — 1. Автор о детях. НАСТЯ заменила братцу мать. Она трудолюбивая, деловитая (умелая в работе): как мать, вставала далеко до солнца…; выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хозяйственная : хлопотала по хозяйству до ночи, топила печь, чистила картошку, варила обед; уступчивая и благоразумная : мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку; любит родителей. Ей 12 лет, у неё волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Настя – добрая, щедрая: когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились за помощью больным детям, она отдала им всю собранную ею ягоду. пишет: «Тут-то вот мы, войдя в доверие к девочке, узнали от неё, как мучилась она про себя за свою жадность».

МИТРАША трудолюбивый : выучился у отца делать деревянную посуду – бочонки, шайки, лохани; хозяйственный : на нём лежит всё мужское хозяйство. Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх. Митраша упрямый — строптивый. Учител я между собой называли 10-летнего Митрашу « мужичок в мешочке». Что же это значит? Во-первых, это значит маленький мужчина , но который ещё не стал настоящим хозяином в доме, как бы «не доварился» (как недоваренные яйца бывают » в мешочек «). Во-вторых, “ мужичком” его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. ( См. хрестоматию для 6 класса, часть 3, стр. 39-ую.) М.Пришвин называет его «маленьким человеком» (эпитет). Он восхищается мальчиком, его мужеством, решительностью, знанием и умением пользоваться компасом.

I – 2. Сравнения и эпитеты как авторское отношение к детям. ОТВЕТ. Авторское отношение к Насте подчёркивается сравнением (как золотая курочка,- то есть заботливая и трудолюбивая) и метафорой (катилась в избу, волосы отливали золотом, веснушки золотые, носик глядел вверх). Отношение автора к Митраше подчёркивается двумя художественными приёмами: 1) метафорами: мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки; 2) гиперболой: есть ладило длиной больше чем в два его роста . Олицетворением называется такое изображение, когда неодушевлённый предмет наделяется признаками живого существа: «Очень волновались старушки-ёлки. »; «Ветер поиграл с домиком»; «Ветер-сеятель принёс два семечка» и т. д.

I — 3. Удивительное в жизни детей. ОТВЕТ. Удивительно, что дети смогли жить без родителей дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, тёлушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.

I – 4. Авторское отношение к спору детей. ОТВЕТ. Автор относится к ссоре детей отрицательно, с горечью и показывает это с помощью психологического параллел и зма — через описание природы : ссора детей предваряется ссорой т е терева-косач а с в о роном.

I – 5. Авторское отношение к тому, что Митраша попал в беду; почему он попал в беду? ОТВЕТ. Митраша хотел найти чудесную палестинку во что бы то ни стало. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным лесником. Он не боится неизведанного. Но при этом он упрям и самоуверен. Симпатии автора на стороне брата. Мужичок слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок — это еще не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.

I – 6. Почему Настя забыла о брате, как она себя вела? ОТВЕТ. Настя забыла о брате и думала только о клюкве. Автор называет её «прежней золотой курочкой», так как в начале рассказа автор описывает её как хорошую хозяюшку, помогающую своему брату, любящую и заботящуюся о нём. А тут, на болоте, она забыла о Митраше. Глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни. Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. А человеку всё мало, он от жадности забывает себя. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Сравним Настю и пень. Настя собирает клюкву, а пень – солнечное тепло; Настя – для себя, пень – для других — отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце. Поэтому на пень вползла змея. Есть ли сходство между девочкой и змеёй? Да, девочка ползает по земле, боится, что клюква достанется кому-то ещё, быстро-быстро собирает её. Змея на пне «стережёт тепло».Настя потянула за ниточку, обвивавшую пень. Потревоженная змея с угрожающим шипением «приподнялась». Девочка испугалась; вскочила на ноги, теперь лось признал в ней человека и убежал; Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была этой змеёй; вспомнила о брате, закричала, начала звать Митрашу и заплакала (см. в хрестоматии стр. 59-60) . Кто же заставил Настю встать на ноги? Змея, пень, лось. Значит, на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком.

Читайте также:  Зажечь белое солнце аудиокнига

I – 7. В чём смысл рассказа о ели и сосне в сказке «Кладовая солнца»? ОТВЕТ. В пришвинской «Кладовой солнца» живут ель и сосна, о которых автор рассказывает так: «Ветер-сеятель принёс два семечка. Оба семечка легли в одну ямку. С тех пор. ель и сосна вместе растут. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья. стонали и выли на всё Блудово болото». И мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу» искалеченных деревьев и сочувствуем этим жителям «кладовой солнца». Ведь Пришвин рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей — ветер — прилетает мучить этих несчастных. Чем внимательнее вчитываешься в строки этой пришвинской сказки, тем больше находишь на её страницах примеров жизни обитателей «кладовой солнца». Они живут, радуются солнцу, горюют так, как если бы это были люди с их проблемами, страстями, слабостями, достоинствами и недостатками.

I – 8. Описание Блудова болота. Смыл словосочетания «кладовая солнца».

ОТВЕТ. Автор описывает Блудово болото, с одной стороны, как сказочное место, где под ногами трясина, растут елочки-старушки, летает ворон, говорящий на своем языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото «со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Пришвин призывает беречь природное богатство.

I – 9. Описание природы «Тогда серая хмарь плотно надвинулась…» Авторское отношение к происходящему.

ОТВЕТ. Хмарь – это мгла, полоса тумана. Серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними (как и автор) . Ещё не возник спор между детьми, но всё вокруг охватывает тревожная напряжённость, как бы предвещая драматические события: горячее солнце пересекла пополам холодная синяя стрелка случившегося в небе облака; ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.

I – 10. Как Травка пришла на помощь человеку? ОТВЕТ. Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни гончей собаки Травки: умер обожаемый ею хозяин — лесник, старый охотник Антипыч. Живущая в лесу собака не могла выносить жалобного плача «сплетённых навеки деревьев». Она почуяла беду и помогла детям: нашла Настю, помогла Митраше выбраться из болота. Её погоня за зайцем привела волка к кусту можжевельника, где притаился юный охотник, мальчик не растерялся и застрелил волка. Настя услышала выстрел и закричала, а Митраша, узнав её голос, ответил. О чём думала Травка, глядя на маленького человека в болоте? Она очень обрадовалась, но её сначала остановили «тусклые и мёртвые» глаза человека. У Антипыча, наверное, всегда были весёлые и добрые глаза. А для Травки все люди делились на хороших и плохих, на Антипыча и врага Антипыча. Вот она и подумала: не враг ли это? Но когда в глазах у Митраши «загорелся огонёк», Травка поняла, что это Антипыч. Когда же мальчишка позвал её, то у Травки не осталось никакого сомнения. Митраша назвал её «умница», «милая Затравушка», «голубушка» и этим напомнил доброго хозяина. Выбравшись из болота, он «властно приказал» ей подойти. Травка привыкла подчиняться хозяину и поняла, что это «прежний прекрасный Антипыч». «С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши».

II – 1. Почему автор не назвал сказку «Друг человека»? ОТВЕТ. М. М. Пришвин сначала назвал своё произведение «Друг человека», но потом отказался от него потому что человек, по мнению автора, ещё не готов на равных общаться с природой. Ему надо ещё многому у неё учиться. Пришвин писал : «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Именно для нас она открывает и показывает эти сокровища, мы должны научиться охранять их».

Пришвин рассказал о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт свое тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на Земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы. Кладовая солнца — это Блудово болото, которое хранит запасы торфа и горючего. Природа — тоже кладовая солнца, т.к. она рождена солнцем и живёт благодаря его теплу. Люди, с которыми мы встретились в повести, добры, мудры, щедры, трудолюбивы. Это тоже богатство земли. Человек – вершина природы. По мнению автора, человек должен относиться к природным богатствам бережно. Если бы Пришвин назвал произведение «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества.

II – 2. Смысл выражения «сказка-быль» в авторском понимании.

В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов: 1) быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы; 2) сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.

Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли. обычная история кончилась и начинается сказка. С первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

II – 3 «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы за любовь» — значение выражения ? ОТВЕТ. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью. Ч тобы постигнуть правду «вековечной суровой борьбы людей за любовь», нужно учиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Для этого надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, эгоизмом. Эта борьба суровая и трудная.

1. Система уроков по сказке – были Пришвина «Кладовая солнца». ( 6 класс)

Источник

Adblock
detector