Бог Митра появляется в самых разных культурах, но исследователи считают его индоиранским божеством. Его имя в древности связывалось с согласием и доверием, дружбой и светом солнца. Нередко Митра выступал в качестве бога, скрепляющего клятвы, нарушить которые было нельзя.
Религию, связанную с почитанием Митры, называют митраизмом. Зародилась она в далёкой древности, однако в самом боге очень ярко заметны черты, знакомые многим приверженцам христианской веры. Какие тайны хранит древнеиранское божество, носящее имя Митры?
Расцвет культа Митры
Митра в древнеиранских верованиях выступает божеством клятв и посредничества. На это же указывает его имя. Как утверждают языковеды, приставка “ми-” происходит от индоевропейского корня, который означает “обмен”, “мера”. Именно эти аспекты и защищал Митра.
К богу взывали во время обмена обещаниями – ослушавшегося человека Митра сурово наказывал. Помимо этого, божество выступает хранителем законов, гармонии и умеренности. Как считают историки, почитание Митры зародилось около IV века до нашей эры, этот бог появляется даже в ведических ритуалах. В древнеиранских верованиях Митра – это также божество солнца.
Митра — бог дружбы, согласия, договора, изображенный на скальном рельефе Шапура II в Так-э-Бустане, Иран, 309-79 год до н. э
На первый план его культ выходит приблизительно в I веке. Тогда начинается процесс распространения религии митраизма на запад, вплоть до Северной Италии. В Римской империи воины, служившие на границах своего государства, считали Митру своим покровителем. В легендах рассказывается, что он приносит успех в отражении атак противника.
Рядом с римскими лагерными стоянками часто воздвигали митреумы, где оставляли надпись “Непобедимому богу солнца Митре”. В таким местах легионеры совершали свои подношения, прося божество о защите.
С Митрой действительно не мог сравниться ни один другой бог. Лишь этот солнечный покровитель был способен сдвинуть небосвод. Его облик мог быть самым разным, но в преданиях говорится, что тысяча ушей и десять тысяч глаз Митры никогда ничего не упустят.
На мой взгляд, именно поэтому бога связывали с клятвами и договорами. Митра следил за всем, что происходило на Земле, за каждым словом любого из людей и, конечно, за данными человеком обещаниями. Символом Митры и его служителей был крест в солнечном круге. Четыре стороны креста в этом знаке отождествляются с четырьмя точками движения солнца по небосводу.
Интересно, что связь Митры с солнцем в мифах описана не совсем обычно. Согласно преданиям, бог сам породил себя, после чего вступил в бой со светилом. Солнце было повержено Митрой, однако в знак примирения герой пожал ему руку, после чего стал властителем солнечного света.
В дальнейшем бог совершил немало подвигов, помогая людям избавиться от жутких чудовищ, даже помог народам Земли спастись от потопа. Однажды Солнце отправило приказ богу убить быка. Гонцом стал ворон, что сообщил Митре о воле светила. Герой одержал победу над могучим быком, после чего сцена заклания животного стала изображаться в святилищах Митры.
Вскоре после этого бог понял, что настал конец его земной жизни. Он вскочил на солнечную колесницу и вознёсся в небо, где присоединился к богам. Как считают учёные, подобная сцена из сюжета мифов может быть символом смены “эры Тельца” на “эру Овна”.
Митра убивает быка, III век Фреска из митреума в Марино, Италия
Митраизм – особая религия
В римской интерпретации митраизма солнечный бог выступает ещё и покровителем войн. Не стоит сравнивать его с воинственными божествами, поскольку Митра воплощает справедливое сражение, бой, что происходит в соответствии с принципами чести и благородных законов.
Римские полководцы нередко приписывали свои победы именно ему, считая его своим верным помощником. Приверженцами почитания Митры были знаменитые императоры – Нерон, Комод, Аврелиан.
Митраизм был связан с системой сложных обрядов и религиозных ритуалов. В храмах Митры проводились церемонии и обряды, во время которых участники проходили испытания, приносили жертвы богу.
В Персии, где зародилось почитание этого бога, священным являлось число семь. Вероятно, именно поэтому предания митраистов гласят, что душа человека должна пройти семь ступеней своего становления. После завершения жизни физической оболочки душа человека освобождается от тела. Чтобы обрести небесное блаженство, она проходит семь сфер-испытаний на пути к абсолютному совершенству.
Среди исследователей бытует мнение, что образ Митры в дальнейшем был использован для описания жизни и истории Иисуса Христа. В некоторых преданиях Митра выступает воплощением верховного бога, говорится, что рождён он был небесной девой.
Маленького бога и его мать нашли пастухи. В дальнейшем Митра стал рассказывать свои проповеди людям. Он приобрёл двенадцать учеников, а в финале жизни был распят, после чего вознёсся на небо.
Конечно, подобные сведения о жизни бога противоречивы, поскольку встречаются далеко не во всех легендах, но нечто общее у Митры и Христа есть однозначно: они были спасителями человечества, теми, кто нёс в мир свет и добро.
Митра — бог, который являлся одним из главнейших в пантеоне небожителей Персии. В индоиранских верованиях он занимает место посредника, скрепляющего клятвы, покровителя обещаний и всевидящего божества. Благодаря невольникам и купцам культ Митры распространился в европейские страны, а особого расцвета достиг в Римской империи, где бог стал ассоциироваться не только с договорами и клятвами, но и с победами и успешными военными походами.
Источник
Митра (божество)
Ми́тра (др.-инд. Mitrá- , авест. Miθra- «дружба, договор, согласие») — божество индоиранского происхождения, связанное с дружественностью, договором, согласием и солнечным светом.
Как божество Митра упоминается в трёх аспектах:
Ми́тра́ индоариев, как ведийское божество;
Ми́тра древних иранцев, как божество зороастризма;
Ми́траэллинистического периода, как главное божество митраизма.
Содержание
Митра в Индии
Веды представляют Митру́ постоянным спутником верховного бога Варуны, стоящего во главе семи великих богов — Адитьев. Обоим божествам вместе посвящены многие гимны Ригведы и не более пяти — Митре, как отдельному божеству. Поэтому нет ни одного эпитета, который исключительно характеризовал бы Митру и отличал его от его спутника. Адитьи, с Варуной и Митрой во главе, являются верховными мироправителями, блюстителями космического и нравственного порядка. Они называются царями, дающими ненарушимые уставы. С вершины неба обозревают Варуна и Митра все мироздание и восходят на престол с восходом солнца, которое называется иногда их оком. В гимнах, однако, существует представление, что Митра владычествует над днем и солнцем, а Варуна — над ночью; но вообще первоначальный солярный характер Митры значительно побледнел у индийцев сравнительно с иранцами, видевшими в Митре световое божество. Как бог солнца Митра уступил своё место богу Сурье, и принял более отвлеченный характер верховного блюстителя нравственного света — правды и добродетели.
Однако следы солярного значения Митры сохранились как в ведийских гимнах, так и в религиозно-философских произведениях брахманического периода, в которых повторяется представление о том, что Митре принадлежит день, а Варуне ночь, или что Митра создал день, а Варуна ночь, согласно с чем и предписывается Митре приносить в жертву плоды (не животное) светлого цвета, а Варуне — темноцветные плоды. Уже в ведийском периоде культ Варуны и Митры и вообще богов Адитьев отступает на второй план сравнительно с чествованием более доступных и популярных богов — громовника Индры и бога огня Агни.
Митра в Иране
Исследователи индоиранской мифологии уже давно указывали на соответствие индийских Адитьев семи иранским верховным духам Амешаспентам (Амшаспандам). Глава Адитьев, Варуна, близко напоминает иранского Ахурамазду; спутник Варуны — Митра соответствует иранскому солнечному богу Мифре; отвлеченные имена амешаспентов, олицетворяющих нравственно-религиозные понятия, представляют до некоторой степени параллель отвлеченным именам индийских Адитьев: так, Митра собственно значит дружественный, друг, имя другого из Адитьев, Арьямана, имеет тоже значение «лучший друг». Высказано было предположение, что индоиранские представления о семи верховных богах сложились под влиянием семитического (вавилоно-ассирийского) культа планет, к числу которых причислялись солнце и луна, что составляло семерицу верховных божеств. Однако до сих пор эта гипотеза ещё не имеет прочного основания.
В честь Митры в Иране отмечаются праздники Мехреган (именной день Митры) и Ялда (День Рождения Митры).
Михр (Митра) в Армении
В Древней Армении Митра был известен как Михр (Mihr, арм. Միհր ) или Мгер (Mher, арм. Մհեր ) — бог Солнца, небесного света и справедливости. Михру, в частности, посвящён Храм Солнца I в. н. э. в Гарни, выстроенный в эллинистическом стиле, а также жертвенник Мхери Дур («дверь Мхера») в скале Агравакар (Вороньий камень) близ древнеармянского города Ван. Храмы Михра были разбросаны по всей Великой Армении. В дохристианскую эпоху при этих храмах проводился праздник Мехекан (25 декабря), символизировавший рожденье Михра из скалы.
Один из армянских дворянских родов — жреческий род Мехнуни, согласно родовым преданиям, вёл свое происхождение от дица (бога) Михра. Имена Мигран, Мгер происходят от имени бога Михра (Мигра) и означают солнечный, озарённый лик.
Митра у античных авторов
Большую дискуссию вызвало упоминание Геродотом Митры как женского божества, не имеющее чёткого объяснения. Он пишет: «…от ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию (ассирийцы называют Афродиту Милиттой, арабы — Алилат, а персы — Митра)» [1] . Страбон исправляет его данные, указывая, что персы называют Митрой Гелиоса, то есть солнце [2] . Милитта — это Мулиссу, жена Ашшура [3] .
Все гипотезы, включая остроумные объяснения оговорок переводчика Геродота, де Йонг характеризует как сомнительные [4] . Предполагалось также, что Геродот исходил из отождествления с планетой Венера. Чаще всего считают, что с Афродитой должна отождествляться Анахита [5] .
Э. А. Грантовский вслед за В. В. Струве видит в сообщении указание на андрогинную сущность Митры [6] . Гипотеза о женской сущности Митры может подтверждаться нахождением богини Миоро на кушанских монетах [4] .
В произведении Ксенофонта «Домострой» Митрой клянется Кир Младший [7] , а также перс Артабаз [8] . По Курцию, Дарий III перед битвой при Гавгамелах призывал Солнце, Митру и священный огонь [9] . В передаче Плутарха Дарий клянётся «великим светом Митры» [10] . Армянский царь Тиридат, обращаясь к Нерону, упоминал, что почитает Митру [11] .
В надписи из Ксанфа Аполлон назван xšaθrapati (Митрой), а также Сараписом [12] . В псевдо-Клементинах Митра также отождествляется с Аполлоном [13] .
По изложению Плутарха, Митра занимает середину между Ормаздом и Ариманом, и потому его называют посредником [14] . Де Йонг предлагает оригинальный перевод этого места: «Вот почему персы называют посредника Митрой», ссылаясь на пехлевийское migāncīg («посредник») — эпитет Митры [15] . Та же функция посредничества с Друдж в яштах приписывается Сраоше [16] . По Бенвенисту, она первоначально принадлежала Митре [17] . В парфянских и согдийских текстах Третий Посланец манихейской религии также носит имя Митры [18] .
Армянский автор Езник Колбский приводит такой рассказ: Ареман пригласил Ормазда на праздник, Ормазд отказался, пока их сыновья не сразятся. Сын Аремана победил, духи искали посредника и не находили, и тогда создали Солнце, чтобы оно судило их [19] .
Юлиан, ссылаясь на гипотезы мистерий, упоминает о мнении, по которому Гелиос движется в области выше неподвижных звёзд, посредине между тремя мирами [20] , причем срединность Солнца у Юлиана восходит к персидской доктрине, равно как и мнение о его астрономическом положении [21] , хотя и использует аристотелевский термин «месотес» [22] .
Дионисий Ареопагит, рассуждая об упомянутом в Библии дне остановки Солнца при царе Езекии, ссылается на персидские священные рассказы и празднования, которые маги совершают тройному Митре [23] .
Лукиан упоминает золотую статую Митры [24] , а Нонн отмечает почитание Митры в Бактрии [25] и Вавилоне [26] .
В известном своими мистификациями сочинении Псевдо-Плутарха «О реках» приведен рассказ о том, как Митра, желая иметь сына, но ненавидя женщин, совокупился со скалой, которая породила сына Диорфа, а тот, когда вырос, был убит Аресом и превратился в гору, на которой выросло необычное дерево [27] . Де Йонг приводит к сюжету ряд параллелей: хеттскую «Песнь об Улликумми», Армилле из еврейского фольклора, рассказ об Агдистис, эпос нартов и рассказ об Амирани, и считает, что упоминание может отражать существовавший мотив [28] .
Митраизм
В последние века до н. э. возникла особая религия с культом Митры — митраизм, получившая распространение в эллинистическом мире, с I в. н. э. — в Риме, со II в. — по всей Римской империи; особой популярностью пользовалась в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами культа Митры, считавшегося богом, приносящим победу; сохранились остатки многочисленных святилищ — митреумов (вблизи римских лагерных стоянок). Значительную роль в распространении митраизма сыграли социальные низы, которых он привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти.
В митреумах совершались особые мистерии, доступные только посвященным мужчинам; они состояли из жертвоприношений, культовых трапез и пр. Сведения о мистериях дают представление об их общем характере, причём уже христианские апологеты отмечали их некоторое сходство с христианством, однако это сходство до сего дня остаётся предметом споров.
Как пишет Плутарх, распространение таинств Митры по Средиземноморью связано с активностью киликийских пиратов в 60-е годы до н. э., которые совершали их первоначально в ликийском городе Олимп [29] .
В мистериях и надписях Митра ассоциируется с орфическим божеством Фанетом [30] . Мирча Элиаде считает, что легендарные детали биографии Митридата VI Евпатора (а отчасти также Кира Великого) отражают представления митраизма [31] .
Во время мистерий говорится, что Митра родился от камня, а место совершения мистерий называют пещерой [32] . Иустин указывает, что диавол сообщил жрецам Митры это название, ибо Христос родился в пещере [33] . Согласно Стацию, Аполлона ахеменийцы называют Титаном, а в пещере Персея его зовут Митрою, гнущим рога [34] .
Порфирий, ссылаясь на некоего Евбула [35] , отмечает, что пещеру в горах, цветущую и богатую источниками, впервые посвятил Митре Зороастр, причём эта пещера — образ космоса, созданного Митрой, а находившееся внутри — символы космических стихий и сторон света [36] (аналогично, по Порфирию, космос сравнивали с пещерой пифагорейцы и Платон). Митра носит меч Овна (знака Ареса) и едет на быке Афродиты [37] .
Христианский автор Иустин Философ называл предложение хлеба и чаши с водой вступающим в таинства Митры подражанием злых демонов христианству [38] . Использование в них мёда отмечает Порфирий [39] . Степени посвящения в мистерии Митры известны из надписей и письма Иеронима [40] . При посвящении в таинства Митры проводились истязания и испытания через огонь [41]
По Тертуллиану, в этих таинствах совершалось приношение хлеба и представлялся образ воскресения [42] . Цельс рассказывает, что в мистериях даются символы движения звезд и планет в небе и прохождения душ через них, причем этим символом служит семивратная лестница (семь врат связаны с семью металлами и семью божествами), и утверждает, что христиане многое заимствовали из этого учения (под христианами он понимает прежде всего секту офитов) [43] . У Клавдиана Митра назван вращающим звезды [44] , а Юлиан упоминает тайное халдейское учение о семилучном [45] .
С конца II в. римские императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан) покровительствовали культу Митры. Во II—IV вв. митраизм был одним из главных соперников христианства.
Юлиан говорит о почитании Митры и справлении игр в честь Солнца раз в 4 года [46] . В 303 году волшебник Феотокл, скрывшись в пещере, сделал Галерию прорицание, возбуждая к гонению на христиан [47] .
Согласно историографам Августов, император Коммод запятнал священнодействия Митры убийством человека, хотя обычно страшное в них лишь говорится или изображается [48] .
Пещеру Митры, которую Констанций II передал александрийской церкви, в 362 году Георгий Александрийский приказал очистить, и там нашлось множество черепов (по утверждению христиан, человеческих), которые по указанию Георгия Александрийского носили по городу как доказательство совершавшихся там якобы человеческих жертвоприношений и гаданий по внутренностям. Тогда в городе произошли беспорядки, и Георгий и некоторые другие христиане были убиты язычниками [49] .
Одно из распространённых изображений на митраитских барельефах и росписях — тавроктония (заклание быка Митрой). Митра, отвернув лицо, вонзает нож в бок жертвы. Когда бык умирает, извергнув семя (причем фаллос быка отгрызается скорпионом), из его мозга произрастает зерно, дающее хлеб, а из крови — виноградная лоза. Деяния Митры созерцают одетые подобно ему Кауто и Каупопат, держащие в руках факелы. Хотя Митра отождествлялся с Солнцем, на некоторых изображениях Sol и Митра показаны параллельно: либо Sol преклоняет перед Митрой колени, либо приказывает ему принести быка в жертву, либо пожимают друг другу руки и вместе едят мясо быка, причем им прислуживают слуги в звериных масках. [50]
Также есть изображения испытаний при инициации. Обнажённый мист сидит с повязкой на глазах, а перед ним жрец с мечом [51] . В сюжетах так называемого «митраитского объятия» Митра в виде льва покрывает быка (или другое парнокопытное животное), схватив его передними лапами; на фреске в капуанском митреуме на месте быка изображён обнаженный юноша, которого мистагог валит на землю, обняв сзади, в чём некоторые авторы видят гомоэротическое содержание такого ритуала, включающее ритуальную кастрацию неофита и излитие в него семени [52] .
Происхождение римского митраизма
В 1899 году Франц Кюмон в своей работе обосновал вывод, что митраизм произошел от иранского культа Митры — бога договора и согласия, а имя Митрас — это греческий и латинский вариант имени древнего иранского божества Митры. Долгое время выводы Кюмона не подвергались сомнению, несмотря на то, что основная сцена, изображенная на стенах римских митреумов, где Митрас убивает быка, не имеет непосредственной основы в древнеиранской мифологии.
В 1971 году в Манчестерском университете состоялся первый международный конгресс, на котором собрались исследователи митраизма. На этом конгрессе многие ученые поставили под сомнение иранское происхождение античного митраизма. Р. Гордон и Джон Хиннелс высказали предположение, что античный митраизм — это новый культ, не связанный с иранским, а имя Митры было позаимствовано им для придания авторитета и духа древности [53] (первоначально гипотеза о неиранском происхождении культа была развита С. Викандером в работе 1950 года).
Как указывает М. Дрезден, иранские элементы в мистериях слишком значительны, чтобы отрицать их происхождение, однако сцены убийства Митрой быка на рельефах нельзя полностью свести к описанию убийства первобыка Ахриманом из пехлевийских сочинений [54] . Согласно М. Элиаде, убийство быка скорее следует сопоставить с совершаемым Саошьянтом эсхатологическим жертвоприношением быка Хатайоша, с использованием жира которого и белого хома будет изготовлен напиток бессмертия, который дадут всем людям [55] . В. Н. Топоров сравнивает этот мотив с участием индийского бога Митры в убийстве Сомы [56] .
По одной из версий, Митра был рождён из камня в пещере. Епифаний Кипрский же говорит о рождении от богини-девы Коры бога Эона, которое отмечалось в Александрии 6 января (а Эон мог отождествляться с Фанетом и тем самым с Митрой) [57] .