Меню

Вот уже два дня не выглядывало солнце

Сочинения на тему «Весна»

Школьные сочинения на тему «Весна» / «Наступила весна». Приведенные ниже тексты служат лишь в качестве примера.

«Весна пришла»

Вот она и пришла, долгожданная весна. Наконец-то после долгой зимы весело зажурчали весенние ручьи, в лесу запели птицы, лужи во дворе моего дома разлились в одно большое море. Солнечные лучи стали заметно теплее и установилась по-настоящему весенняя погода. Сидеть дома в такие деньки совсем не хочется, ведь на улице так прекрасно!

Весной очень интересно гулять в лесу или парке, наблюдать, как с каждым днем деревья всё сильнее окутываются зелёной дымкой. Буквально с каждым днем ощущается, как зима сдает свои позиции, снег постепенно уходит. Его становится все меньше и меньше. Вот скоро царство Снежной королевы совсем исчезнет.

А видели ли вы какое небо весной! Оно необычайно красиво. Голубое, прямо пропитанное солнцем… День становится всё длиннее, и от этого чувствуешь радость на душе. Приходит не только новое время года, но и вокруг появляется новая жизнь. Очень красиво. Я люблю весну!

Сочинение «Весна»

Весна – замечательное время года! С приходом весны все вокруг преображается. Каждый день наполнен переменами, которые происходят на наших глазах. Первые признаки весны – солнце начинает греть сильнее, воздух становится теплее, дни длиннее, а ночи короче. Взрослые и дети чаще и больше времени стараются проводить на улице.

Сочинение «Пришла весна»

Пришла весна. Не будет больше низко нависших туч и снегопадов. На чистом голубом небе сияет яркое солнышко. Дни стали заметно длиннее. По утрам еще стоит небольшой мороз, но чем выше поднимается солнце, тем становится теплее и быстрее тает снег. Днем весеннее солнце греет все сильнее, всюду текут ручьи.

Сочинение «Весна пришла»

Весна пришла и все кругом ожило. Солнечные лучи пробиваются сквозь тучи, прогоняя холод. Снег сходит с пригорков веселыми ручейками. Отовсюду слышится их журчание. Весна пришла и принесла новую жизнь. Зима пытается еще удержаться на своем троне, однако с каждым днем силы ее тают, она не может противостоять весне.

Сочинение «Весна в лесу»

Ранней весенней порой хорошо прогуляться по просыпающемуся лесу. После долгой, суровой, холодной зимы радуют первые признаки начинающейся весны. Там, где ясное солнце не прогрело землю, еще лежит серый снег. Появляются первые проталины. Скоро они сольются вместе, сойдет лед с рек. В чистом воздухе чувствуется пробуждение природы.

Сочинение «Весна»

Вот и пришла весна. Это такое замечательное время года! Все вокруг меняется. Небо делается голубее. Солнышко светит ярче , снег тает, появляются лужи, а с крыш нависают сосульки. Воздух стал прозрачнее и свежее. Птицы стали суетливее и очень шумными.

Сочинение «Весна»

Мне очень нравится весна. Лед тает. Зима ходит. Прилетают птички из далёких стран. Становится теплей, выглядывает солнышко. Оно еще не греет. Появляются разные цветочки. Мне нравятся цветы, а особенно ландыши.

Сочинение «Весна пришла»

Наступила весна. Солнце теплее стало. Птицы прилетают. Погода хорошая. Ветер ещё холодный. Небо чистое. Снега больше нет. На деревьях появились почки. Цветы расцветают. Бабочки летают. Настроение отличное.

Сочинение «Весна»

Весной на деревьях появляются зеленые листочки. Сквозь землю пробивается свежая трава. Расцветают первые весенние цветы. Прилетают из теплых краев птицы. Они садятся на ветви и поют. Птицы радуются теплу и солнышку.

Сочинение «Приход весны»

Пришла весна. Греет солнышко. Снег уже почти весь растаял. Птицы весело щебечут на ветках. Они радуются весне. Сквозь мокрую землю пробивается весенняя трава. На деревьях набухли почки. Скоро они превратятся в зеленые листочки.

Сочинение «Пришла весна»

Наступила весна. Все ожило после длительной зимы. Прилетели птички из теплых краев. Теперь каждое утро мы просыпаемся под их веселые трели. Зацвели деревья. Их осели радостные пчелы и шмели. Они жужжат и трудятся.

Сочинение «Приход весны»

Весна пришла и все кругом ожило. Солнечные лучи пробиваются сквозь тучи, прогоняя холод. Снег сходит с пригорков веселыми ручейками. Отовсюду слышится их журчание. Весна пришла и принесла новую жизнь.

Сочинение «Весна»

Весна – это пора пробуждения природы. После глубокого зимнего сна под снежным покровом оттаивает замерзшая земля. Согревшись под теплыми лучами солнца, оживают деревья. Из-под снега проглядывают первые цветы весны – белые подснежники.

Сочинение «Весенняя природа»

Весной природа цветет. Ярко-зеленая травка покрывает землю, словно шелковый ковер. На этом ковре разбросаны яркие шарики. Это одуванчики! Они желтые и пушистые словно маленькие цыплята.

Сочинение «Пришла весна»

Вот и пришла, наконец-то, долгожданная весна. Как же приятно слушать журчание ручейков и веселое щебетание пташек! Лучи солнца стали гораздо ласковее и теплее. В такое время совсем не хочется быть дома, тянет на улицу, в парк, поближе к природе.

Сочинение «Весна пришла»

Пришла весна. Пригрело солнышко и растопило снег. Зацвели белые подснежники и синие пролески. На ветках деревьев набухли почки. Скоро появятся первые листочки, а под деревьями вырастет трава. Весной становится тепло. Мне нравится гулять на улице и дышать свежим воздухом.

Сочинение «Весна»

Пришла волшебная весна и принесла с собой тепло. Зима была серой и унылой. Всюду было темно, мокро, холодно. Весна-красавица же нарядила деревья в зелень. Теперь природа выглядит по-новому. Зацвели деревья, зазеленели травы, прилетели птички. Природа ожила. Дни стали более длинными, светлыми и теплыми.

Сочинение «Моё любимое время года – весна»

Моё любимое время года – весна! Такое впечатление, что все оживает и приходит в движение: зашумели воробьи, капель капает, распускаются первые листочки, появляется травка. Дни становятся длиннее и светлее. Небо голубое и чистое, а солнце светит ярче.

Сочинение «Весна»

Весна – это то время года, которого все ждут, устав от зимы. Весну часто называют долгожданной. Первые признаки весны, бывает, проявляются еще зимой, в феврале: чуть посильнее посветит солнышко — и начинают таять сосульки, звенит веселая капель, напоминая о приближении весны.

Читайте также:  Пленка для оконного стекла от солнца

Сочинение «Весна в моём городе»

После долгой зимы, в наш город наконец пришла долгожданная весна. Снег растаял, и только местами на асфальте блестели лужи талой воды. На тонких, потрепанных зимними морозами ветках, расселись синицы, оглашая округу своими звонкими голосами, весну приветствуя.

Сочинение «Наступила весна»

Наступила весна. Сквозь низко нависшие тучи стало проглядывать голубое чистое небо. Таким прозрачно-синим оно может быть только весной. По земле побежали звонкие ручейки. Сначала их было мало, но с каждым днем они все чаще и чаще прорезали лед своими струйками.

Сочинение «Весна»

Весна – обновление природы. Для большинства людей, весна – это любимое время года. Весна ассоциируется со свежестью, обновлением, пробуждением и любовью. Когда тает снег, появляются первые подснежники, первые почки на деревьях, кажется что весь мир вокруг молодеет.

Сочинение «Весна»

С земли еще не сошел снег, а в душу просится весна. На ясном небе сияет ослепительное солнце. Сосульки на домах начали хныкать, плакать: они не хотят покидать свои уютные места. Зажурчали веселые ручейки. Они серебрятся от солнечных лучей.

Сочинение «Весна»

Больше других времен года я люблю весну. И это неудивительно. Весна дарит мне чувство радости, грядущих перемен, особое весеннее настроение. Первые лучи весеннего солнца говорят, что прошла долгая и трудная зима, не будет больше трескучих морозов, метелей и снежных заносов, настало новое удивительное и радостное время.

Сочинение «Приход весны»

Когда приходит весна, то душа начинает петь совершенно по-другому. Приятное тепло разливается по всему телу. Тебе хочется петь и танцевать. Солнце начинает светить всё ярче, старясь быстрее пробудить заспавшийся мир. Мир начинает играть в других красках. Даже воздух начинает пахнуть по-другому. Вместе с теплом весны приходит неизмеримое ощущение радости. Чувство беззаботности и чего-то абсолютно нового перехватывают дыхание.

Сочинение «Весенний лес»

Нет ничего прекраснее весеннего леса. Он светлый и радостный. Весной лесные деревья и кусты надевают новый наряд. Свежая зеленая листва снова шелестит на ветвях. Земля под деревьями покрывается травкой и мягким мхом. Все в лесу обновляется весной. Белые березки, например, украшаются пахучими «сережками». Даже вечнозеленые сосны и ели в мрачном бору не остаются в стороне от весны. Они меняют свою темную хвою на новую, светлую и нежную.

Сочинение «Весна»

Весна — моё самое любимое время года. Это время, когда всё вокруг расцветает, солнце начинает сильнее греть землю, погода становится теплее, и с юга прилетают перелётные птицы. Когда приходит долгожданная весна, природа оживляется.

Источник

Вот уже два дня не выглядывало солнце

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Туч на небе не было и солнце не выглядывало.

2) Видеть её можно было ежедневно то с бидоном то с сумкой то с сумкой и бидоном вместе.

3) Жёлтые листья и утренние туманы напоминали об ушедшем лете.

4) Весь день идёт снег либо дождь со снегом.

5) Надежда с упреком взглянула прямо на Курочкина и тот замолчал.

Пояснение (см. также Правило ниже).

1) Туч на небе не было, и солнце не выглядывало.(ССП)

2) Видеть её можно было ежедневно то с бидоном, то с сумкой, то с сумкой и бидоном вместе.

3) Жёлтые листья и утренние туманы напоминали об ушедшем лете.

4) Весь день идёт снег либо дождь со снегом.

5) Надежда с упреком взглянула прямо на Курочкина, и тот замолчал.(ССП)

Правильный ответ указан под номером 1 и 5.

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель: найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

ОЧ — однородные члены.

ССП — сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

Читайте также:  Евгения рудашевского город солнца

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема: О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема: О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема: О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема: О , и О , и О .

Общая схема: и О , и О , и О .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры:

Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4: Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Пример 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , или О , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не толь­ко не, а, скорее. чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде.

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

Читайте также:  Какое было вчерашнее солнце

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни . ни; тоже; также; не толь­ко . но и; как . так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [ О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния : [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся —это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий— значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть —запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения, а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2: К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1: На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина. В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого— своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Источник

Adblock
detector