Воздух, вода, еда, сон
Есть у человека первоочередные потребности, без которых он не может прожить. И речь идет не о новомодных гаджетах, Интернете или о чем-то подобном. Речь о том, от чего действительно зависит здоровье и жизнь людей – возможности дышать чистым воздухом, доступ к экологически чистой воде и еде, полноценный сон.
Если человек на какое-то время не сможет удовлетворить хотя бы одну из этих потребностей, это обернется для него серьезными проблемами. Воздух, вода, пища и сон – вот то, что для человека является первоочередным. И уже затем – все остальное.
Воздух
Без воздуха человек может прожить всего несколько минут. Каждой клеточке организма постоянно требуется кислород. Кислородное голодание очень опасно. Правда, далеко не всегда мы дышим чистым воздухом. Уровень его загрязненности в городах, особенно в мегаполисах, просто зашкаливает.
Вода – это вторая по важности потребность. Человек может прожить без нее не более пяти дней. А в условиях жаркого и засушливого климата ему не продержаться даже и такого срока.
Ежедневно каждому человеку нужно выпивать 1-2 литра чистой воды. Систематический недостаток жидкости приведет к обезвоживанию, ухудшению самочувствия и серьезным проблемам.
Если не употреблять пищу в течение 1-2 дней, то это не принесет серьезного вреда, хотя чувство голода и может быть непреодолимым. Для полностью здорового организма краткое голодание может быть даже полезно. Известно, например, что римский император Веспасиан раз в неделю обходился без пищи и при этом не снижал умственных и физических нагрузок. Сейчас такие дни принято называть «разгрузочными». Существуют различные мнения о пользе (или вреде?) длительного лечебного голодания. Одно ясно, что такое голодание должно проводится, как и всякое серьёзное лечение, под наблюдением врача.
Отсутствие пищи в течение недели может повлечь нежелательные для здоровья последствия. В это время в организме происходят изменения, после которых восстановление организма потребует какое-то время. Вообще без пищи человек способен продержаться чуть более месяца. Всё зависит от индивидуальных особенностей, телосложения, состояния здоровья и пр. Этот срок может быть короче или длиннее, но результат такого длительного голодания часто разрушителен для организма.
Качество питания. К счастью, в большинстве случаев человек может повлиять на качество пищи. Еда должна быть натуральной, без ГМО, красителей и консервантов. Хорошо, если это будет простая, приготовленная в домашних условиях пища. Для того, чтобы получать все ценные макро- и микроэлементы, витамины и питательные вещества, достаточно обычного, лишенного изысков рациона.
Без сна человек может продержаться еще меньше, чем без пищи. 48 часов без сна — вот максимальный срок, который не приведёт к серьёзным последствиям. При увеличении периода бодрствования появляются такие симптомы, как замедленная реакция, затрудненная концентрация внимания. Ухудшается настроение, возникают симптомы депрессии. С 5-го по 7-ой день вынужденной бессонницы обычно появляются галлюцинации, что говорит о начале процесса разрушения нервных клеток мозга.
Но в мире есть люди, готовые ставить на себе рискованные эксперименты. Зафиксирован даже мировой рекорд по отсутствию сна – 11 дней. Его установил 17-летний американский юноша Рэнди Гарднер.
Что нужно для комфортного сна
Конечно, чтобы снять сильную усталость и кое-как восстановить силы, спать можно даже в самых неожиданных местах и условиях. Однако, в таком случае на полноценный отдых рассчитывать не приходится.
Современному человеку, живущему в бешеном ритме мегаполиса и постоянных стрессах, вынужденному много трудиться, нужно нормально отдыхать. А главная составляющая отдыха — это сон. И наша задача обеспечить все условия для максимального комфорта во время сна:
- удобные кровать, матрас и подушка;
- одеяло, подобранное под определенный температурный режим: теплое для зимы и легкое для лета;
- качественное постельное белье с хорошими тактильными свойствами, с привлекательным дизайном — ведь положительные эмоции тоже способствуют хорошему настроению и легкому безмятежному сну;
- наматрасники, пледы, покрывала — функциональные и качественные.
И конечно же, не будем забывать о свежем воздухе в спальне. Эти простые правила позволят как можно дольше сохранять молодость, красоту, бодрость и хорошее самочувствие.
Источник
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста: «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья!»
Анна Котовчихина
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста: «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья!»
Цель: познакомить детей с такими природными факторами как солнце, воздух и вода и их влиянием на здоровье и жизнь человека.
Оборудование: набор картинок «Советы о здоровье», набор фотографий или картинок «Солнце, воздух, вода».
Предварительная работа: беседы: «Что такое здоровье?», «Помощники здоровья», рассматривание картинок «Советы о здоровье», разучивание пословиц и поговорок о здоровье, самомассаж, дыхательное упражнение, пальчиковую гимнастику.
Литература: «Беседы о здоровье» Т. А. Шорыгина.
(дети сидят на стульчиках полукругом)
Воспитатель: (стихотворение о здоровье)
Человек на свет родился,
Встал на ножки и пошел.
С ветром, солнцем подружился,
Чтоб дышалось хорошо.
Приучал себя к порядку:
Рано утром он вставал.
Бодро делал он зарядку,
Душ холодный принимал.
Каждый день он бегал, прыгал,
Много плавал, в мяч играл.
Набирал для жизни силы,
И не ныл, и не хворал.
Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? (о том, что помогает поддерживать наше здоровье) Да. И в прошлый раз мы говорили с вами об этом. Давайте немного вспомним.
? Итак, что же нужно делать, чтобы сохранять и укреплять своё здоровье?
* Ответы детей. В конце воспитатель подводит итог сказанному, выставляя набор картинок «Советы о здоровье» (уже знакомых детям).
Воспитатель: Молодцы! Вы всё запомнили и правильно сказали. Здоровье – это наше богатство, его нужно беречь, заботиться о нём и укреплять. Оно очень важно для человека, его жизни. Об этом знают все. Знают и знали раньше. И немало пословиц и поговорок сложили о здоровье. Давайте вспомним некоторые из них (дети вспоминают разученные ранее поговорки и пословицы): «Здоровье – дороже золота», «Здоровье ни за какие деньги не купишь», «Здоровому всё здорово», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».
Есть и такая – «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»
? Давайте подумаем, о чём эта поговорка и что означает?
* Ответы детей. Воспитатель помогает размышлять детям, поощряет их активность. Затем продолжает сам.
Воспитатель: (показ фотографии или картинки с изображением Солнца)
Солнце даёт свет и тепло. Солнечные лучи полезны для нашего здоровья. Они радуют нас, поднимают нам настроение, им хочется подставлять лицо. И детям для роста очень нужен солнечный свет. (витамин Д)
Поэтому солнечные ванны полезны как детям, так и взрослым. Солнечные ванны – это и прекрасное закаливание, которое дарит нам сама природа. Но нужно соблюдать определённые правила, чтобы не навредить себе. Вначале на солнце проводят 5-10 минут, причём голову обязательно нужно прикрыть панамкой. Когда организм привыкнет к солнечным лучам, можно подольше быть на солнце. В том месте, где мы с вами живём, загорать лучше всего до 11 часов утра и с 16 часов вечера.
* Стихотворение о солнце (дети выполняют релаксационные упражнения с элементами самомассажа согласно тексту).
Очень ярко светит солнце,
(поднять руки вверх, потянуться)
Греет ласково и нежно.
(поглаживание себя по голове)
Рано утром мне в оконце
(руками «нарисовать» в воздухе «оконце»)
(Руки «полочкой» под подбородком)
Осветило все кругом.
(поглаживание лба, висков)
Луч — сожму в руке.
(сложить ладони вместе)
Я его не отпущу,
Пусть ладонь мне греет.
(ощутить тепло в ладонях)
В нем я лето отыщу,
Не всякий так сумеет.
(раскрыть ладони, даря тепло всем вокруг).
Воспитатель: (показ фотографии или картинки с изображением неба, воздуха)
Не менее полезны и воздушные ванны и прогулки на свежем воздухе. Когда мы дышим свежим воздухом, в лёгких происходим активная циркуляция воздуха и газообмен. Кровь обогащается кислородом, и он разносится ко всем органам и тканям нашего организма. Отчего мы чувствуем бодрость и лёгкость в теле. Особенно полезный воздух в хвойных, сосновых лесах. Этот воздух – настоящий целительный настой, благоухающий ароматами смолы и хвои. И в лиственных лесах, и в борах в воздухе содержится много фитонцитов – особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Кроме того, прогулки на свежем воздухе помогают нам закаливаться и потом не болеть. Когда мы выходим из помещения на улицу и ощущаем разницу температур (в помещении тепло, на улице прохладно, то тренируются наши сосуды. А любая тренировка всегда помогает сделаться сильней и крепче. И поэтому люди, которые гуляют на свежем воздухе, занимаются спортом (совершают пробежки, прогулки на велосипеде, играют в футбол, зимой катаются на лыжах, санках, коньках) меньше болеют, и защита их организма (иммунитет) крепче.
Но, конечно же, воздух, которым мы дышим, должен быть чистым.
? Если мы будем дышать грязным воздухом, что может быть? (ответы детей).
Всё верно, грязный воздух может засорить наш организм, вызвать аллергию и даже отравить.
* Стихотворение о воздухе (дети выполняют дыхательное упражнение).
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
(Глубокий спокойный вдох – выдох через нос)
Он окутывает нас.
(Глубокий спокойный вдох – выдох через рот)
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
(дыхание через левую ноздрю, прикрыв вторую)
Пахнет дубом и сосной.
(дыхание через правую ноздрю, прикрыв вторую)
Летом он бывает тёплым,
(прикрыть ладонями нос и рот, дышать через рот, ощутить тёплый воздух)
Веет холодом зимой,
(ладони раскрыть, длинный выдох через рот, как бы сдувая с ладоней что-то)
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
(3 глубоких вдоха-выдоха через нос)
Мы о нём не говорим.
(задержать дыхание до окончания стихотворения)
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Воспитатель: А теперь поговорим о воде (показ фотографии или картинки с изображением воды, реки).
Во-первых, воду мы пьём и используем в приготовлении пищи, и она, также как и воздух, должна быть чистой. Ведь в нашем организме большое количество жидкости, и, если она будет грязной, организм будет болеть или просто не сможет жить.
Ещё вода помогает поддерживать нам чистоту: мы моем руки, умываемся, принимаем душ (смываем с себя грязь, вредных микробов). Мы убираем своё жилище, моем полы, посуду, вытираем пыль, листочки комнатных растений — всё это делает наш дом и нас чистыми и здоровыми.
? А кто из вас любит купаться (в реке, море, озере? (ответы детей).
Купание – это огромное удовольствие и хороший способ закаливания. Начинать купаться лучше, когда температура воздуха не ниже 23-24°С, а воды – не ниже 20°С. В воде можно находиться 5-10 минут, при этом всё время двигаться: плавать, плескаться, играть в мяч. Постарайтесь запомнить несколько важных правил купания:
1. Всегда купайтесь под присмотром взрослых.
2. Не купайтесь в незнакомых местах, где на дне могут быть осколки стекла и ржавые железки.
3. Не ныряйте в незнакомом месте.
4. Если вы купаетесь группой, не хватайте друг друга за руки, за ноги. Это опасно для жизни!
5. Не купайтесь сразу после еды, только через час-полтора после приёма пищи можно искупаться.
6. Не заходите сразу в воду, если вы вспотели, чувствуете себя распаренным. Медленно походите по берегу. Сделайте лёгкую разминку, войдите в воду сначала по щиколотку. Постойте в воде, походите. После этого начинайте купание.
* Стихотворение о воде (дети выполняют пальчиковую гимнастику согласно тексту).
Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
(пальцы сцеплены в «замок» — сжимать и разжимать пальцы)
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
(расцепить пальцы, ладони врозь, пошевелить пальцами)
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
(поочерёдное сжимание и разжимание кулачков)
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
(пальцы сцеплены в «замок», локти разведены в стороны, волнообразные движения руками)
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
(постукивание кулачком об кулачок)
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
(сложить из ладошек «домик»)
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
(сложить кулачок в кулачок)
Воспитатель: Итак, сегодня мы узнали что-то новое о солнце, воздухе и воде. Как мы видим, и солнце и воздух, и вода помогают нам быть здоровыми, сильными, закалёнными бодрыми и весёлыми. Именно поэтому так и говорят: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»
Солнце, воздух и вода —
Наши лучшие друзья.
С ними будем мы дружить,
Чтоб здоровыми нам быть.
В следующий раз мы поговорим о том, какое влияние оказывают солнце, воздух и вода на жизнь всех живых существ, а не только человека.
(Кстати, из фотографий или картинок можно сделать презентацию «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!» и в ходе беседы демонстрировать её детям).
План проведения тематических декад в летний оздоровительный период в средней группе. ЗАДАЧИ: 1. Воспитывать бережное отношение к своему и чужому здоровью. 2. Развивать двигательную активность детей. 3. Создавать психологический.
Закаливание детей Закаливание имеет огромную роль в формировании здоровья детей. Сделать организм человека стойким, выносливым, обладающим высокой способностью.
Источник