Явления природы
Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.
Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.
Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.
Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.
Природа, как известно, бывает неживая и живая.
К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.
К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.
В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.
Зимние явления природы
Примеры зимних явления в неживой природе | Примеры зимних явления в живой природе |
---|---|
|
|
Весенние явления природы
Названия весенних явлений в неживой природе | Названия весенних явлений в живой природе |
---|---|
|
|
Летние явления природы
Летние явления природы в неживой природе | Летние явления природы в живой природе |
---|---|
|
|
Осенние явления природы
Осенние явления в неживой природе | Осенние явления в живой природе |
|
|
Необычные явления природы
Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.
- Паводком называют кратковременный внезапный подъем уровня воды в реке. Этот резкий подъем может быть следствием обильных дождей, таяния большого количества снега, сброса внушительного объема воды из водохранилища, схода ледников.
- Северное сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, из-за их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
- Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование.
- Мираж — оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.
- «Падающая звезда» — атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли
- Ураган — чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха
- Смерч — восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
- Приливы и отливы — это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана.
- Цунами — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоеме.
- Землетрясение — представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли
- Торнадо — атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров
- Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
- Наводнения — затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.
Источник
Познавательно-исследовательский проект «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
Елена Инкина
Познавательно-исследовательский проект «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
Участники проекта: воспитатели, дети младшего дошкольного возраста, родители.
Вид проекта: познавательно — исследовательский.
Тип проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Исследовательская деятельность — одно из самых интересных занятий у детей дошкольного возраста. Они знакомятся со свойствами объектов неживой природы.
Экспериментальные опыты, помогают ребёнку приобрести новые знания о признаках предметов, веществ (вода, песок, воздух и др.). Непосредственно воспринимаемые органами чувств (цвет, величина, запах, форма) и скрытыми восприятию (хрупкость, переход из одного состояния в другое). Опыты с песком, почвой, помогают определить скрытые свойства веществ, глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребёнка развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы, воспитывается самостоятельность.
Цель проекта: способствовать обогащению представлений детей об объектах неживой природы, развивать познавательную способность детей к экспериментированию. Развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность. Способствовать физическому и психическому укреплению здоровья детей.
• расширять представления о свойствах неживой природы (солнце, воздух, вода);
• развивать общую координацию и мелкую моторику рук;
• развитие познавательного интереса: способствование накоплению у детей представлений об окружающем мире (предметном, социальном, мире природы);
• расширять сенсорные формы контакта с природой, предметной и социальной средой;
• воспитывать у детей уважение к окружающей среде;
• повышение компетенции родителей в вопросах организации летнего отдыха детей и привлечение их к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества.
У дошкольников формируется начальное представление о здоровом образе жизни.
Совершенствуются двигательная активность детей, и повышается общий тонус организма.
Расширяются знания детей о свойствах воды, воздуха, и солнца.
Детско-родительские отношения носят партнёрский характер в совместной творческой деятельности.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
Определение цели и задач проектной деятельности.
Проведение предварительной работы с родителями и детьми.
Выбор необходимого для проекта оборудования и материалов.
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Разработка плана реализации проекта.
Разработка дидактических игр, пособий.
Подборка иллюстративного материала.
Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок по теме.
Подборка подвижных и дидактических игр по теме.
Подготовка материала для изобразительной деятельности.
Создание условий для опытов и игр с водой, воздухом и солнцем.
2 этап: Практический.
Образовательные области и формы работы
Рассказ воспитателя «Вода источник жизни на Земле».
Цель: расширять знания детей о значении воды для жизни человека; прививать бережное отношение к водным ресурсам; уточнять представления об изменениях, происходящих в природе (бывают ливневые дожди, грозы, радуга).
Беседа «Зачем нужно солнце?».
Цель: формировать систему представлений о солнце, о его влиянии на живую и неживую природу.
Цель: способствовать расширению знаний о воздухе; развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования; активизировать речь детей; воспитывать умение добиваться результатов.
Цель: развитие представления о необходимых витаминах человеку, привычки к здоровому образу жизни.
Разговор «Где живет Солнце».
Цель: расширение представлений детей о многообразии природных явлений.
Беседа «О том, что в солнечную погоду нужно носить панаму» (безопасность).
Цель: обобщить и расширить представления детей об окружающем мире, представления о важных компонентах здоровья – солнце, воздухе и воде.
Беседа «Значение солнца в жизни природы и человека» (здоровье).
Цель: формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Беседа «Влияние воды на организм человека» (здоровье).
Цель: донесение информации о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности экологического сознания.
Чтение К. Чуковского «Краденое солнце».
Цель: развитие усидчивости, внимания, умения правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Разучивание потешки «Ай, лады, лады, не боимся мы воды».
Цель: расширять и обогащать активный словарь у дошкольников на основе знаний поговорок, стихов, сказок, рассказов.
Чтение стихотворения «Что такое вода?».
Цель: расширять и обогащать активный словарь у дошкольников на основе знаний поговорок, стихов, сказок, рассказов.
«Солнце, солнце ты откуда?» О. Высоцкая.
Цель: расширять и обогащать активный словарь у дошкольников на основе знаний поговорок, стихов, сказок, рассказов.
Беседа «Как вести себя в жару на участке».
Цель: формировать умение детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др., закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.
Чтение, заучивание «Солнышко», «Солнечный зайчик»
Зайчик солнечный резвится.
Забрался на потолок,
Заглянул в кроватку к нам
И запрыгал скок да скок.
Цель: развитие внимания, памяти, желания к воспроизведению текста.
Тучка прячется за лес
Смотрит солнышко с небес.
Если б мы его достали,
Мы его расцеловали.
Викторина «Загадывание загадок».
Цель: поддерживать интерес дошкольников к интеллектуальной деятельности.
Наблюдение за солнцем (экспериментирование).
Во время прогулки привлечь внимание детей на то, как влияет солнце на растения, птиц, людей.
Беседа: с рассматриванием иллюстраций «Явления природы».
Цель: познакомить детей с природными явлениями (заря, роса, туман, втер, облака, солнце, формировать интерес к познанию природы; учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду.
Просмотр презентации «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».
Цель: расширять представления о свойствах неживой природы (солнце, воздух, вода); способствовать накоплению у дошкольников представлений об окружающем мире.
Наблюдение за солнцем, небом, кучевыми, перистыми облаками, за ветром, дождём.
Цель: развивать наблюдательность; разобрать понятие «облако»; закреплять знания о явлениях неживой природы.
Рассматривание иллюстраций художников на тему «Лето».
Цель: обеспечение целостного восприятия картин; повышение речевой активности детей, формирование умения отвечать на вопросы по картине, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Лето», развитие творческого воображения; воспитание бережного отношения к природе.
Дидактическая игра «Выложи солнышко».
Цель: развитие мелкой моторики, способности ориентации в пространстве.
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Цель: создавать условия для формирования познавательной активности дошкольников.
морской транспорт (кораблик, пароход).
Цель: развивать стремление к творчеству; развивать мелкую моторику рук; тренировать внимание и зрительную память; закрепить общие понятия о водном виде транспорта.
Опыт «Свойства воздуха».
Цель: Цель: формировать у дошкольников знания о свойствах воздуха, воды и солнца на основе проводимых опытов и экспериментов.
Опыты с песком, водой, почвой.
Цель: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе совместной исследовательской деятельности.
Экспериментальная деятельность с зеркалом, стеклом (солнечный зайчик).
Цель: развитие познавательного интереса у детей.
Экспериментирование «Тёплая и холодная вода».
Цель: формировать у дошкольников знания о свойствах воздуха, воды и солнца на основе проводимых опытов и экспериментов.
Экспериментирование «Путешествие капельки».
Цель: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе совместной исследовательской деятельности.
Экспериментирование «Потребность растения в воде».
Цель: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе совместной исследовательской деятельности.
Опыт «Свойства воды в природе».
Цель: закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита.
Игровая ситуация «Путешествие на пароходе».
Цель: продолжать формировать у дошкольников умение объединяться в игре; совместно с воспитателем распределить роли, формировать умение выполнять взятую на себя роль; побуждать детей отражать в игре деятельность людей, работающих на пароходе.
Игровая ситуация «Покажем Петрушке фокусы с водой».
Цель: развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения общих задач; воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.
Игровая ситуация «Магазин «Продукты».
Цель: формирование социального опыта дошкольников средствами игровой деятельности; способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений; формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
Просмотр мультфильмов: «Капитошка», «По морям, по волнам», «Краденое солнце», «Солнечный зайчик». Цель: создание положительного настроя у дошкольников.
КГН в режимных моментах.
Цель: продолжать воспитывать у дошкольников опрятность, привычку следить за своим внешним видом, воспитывать самостоятельность.
Игры с водой, с песком.
Цель: создать у детей радостное настроение, повышать жизненный тонус, дать детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Игровые упражнения «Вымоем посуду», «Игрушки любят купаться», «Цветочек тоже хочет пить», «Зачем корешкам нужен воздух». Цель: закреплять представления о солнце, воздухе и воде через различные виды детской деятельности.
Трудовая деятельность: полив цветов в группе.
Цель: формировать умение дошкольников правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями.
Трудовая деятельность: мытьё игрушек после игр. Цель: продолжать развивать трудовые умения и навыки; воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия с использованием природных факторов.
Цель: формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека.
Гимнастика после сна «Тропа здоровья». Цель: тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.
Пальчиковая гимнастика: «Солнечные зайчики».
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Цель: воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.
Подвижная игра «Кто быстрей соберёт Цветик — семицветик?».
Цель: закрепление знаний о системе цветов, последовательности их расположения в спектре.
Подвижная игра «Ручеек». Цель: способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Подвижная игра «Найди, где спрятано».
Цель: развивать пространственную ориентировку.
Подвижная игра «Пузырь». Цель: формировать у дошкольников умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его; упражнять детей в умении слышать сигнал воспитателя, развивать внимание.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Цель: формировать умение выполнять бег, не наталкиваясь друг на друга с согласованием движения рук и ног; формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку; совершенствовать знания по соединению попарно в одну линию, круг; развивать быстроту и ловкость.
Подвижная игра «Море волнуется».
Цель: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно-исследoвательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей; выполнять имитационные движения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.
Эстафеты с воздушными шарами и водой. Цель: укреплять здоровье; развивать ловкость, слаженность действий, внимание; совершенствовать навыки бега; воспитывать чувство коллективизма.
Закаливающие процедуры – загораем! Цель: знакомство детей с частями тела и с органами чувств.
Аппликация «Разноцветное солнышко».
Цель: развитие интереса к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
Рисование «В гостях у солнышка» (на мокром песке).
Цель: продолжать знакомить дошкольников с искусством песочного рисования, развитие мелкой моторики рук, тактильного восприятия.
Рисование мелом на асфальте «Солнышко лучистое».
Цель: формирование умения рисовать отдельные предметы, закреплять представления о форме.
Слушание песен про солнышко: «Солнышко лучистое» из м/ф. «Львенок и черепаха»; «Светит солнышко для всех»; «Выглянуло солнышко».
Цель: продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
Разучивание песни «Какого цвета лето?». Цель: содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен.
Прослушивание аудиозаписей (из серии «Звуки природы»).
Цель: показать дошкольникам явления природы с помощью музыки.
Показ театрализованной деятельности «Как друзья за солнышком ходили».
Цель: доставить детям радость от встречи с кукольным театром.
3 этап: Заключительный.
Праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по данному проекту позволила расширить знания детей о свойствах воды, воздуха и солнца. Удалось научить детей самостоятельно проводить простейшие опыты. У дошкольников сформировалось начальное представление о здоровом образе жизни, двигательная активность детей и общий тонус организма повысились. Дети получили огромное удовольствие, исследуя тему «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Список использованной литературы.
Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях».
Кравченко И. В. «Прогулки в детском саду».
Картотеки стихов, загадок, пословиц о воздухе, воде и солнце.
Хрестоматия для дошкольников.
Т. И. Данилова «Обучение детей дошкольного возраста ПДД».
Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд. : Москва Линка – Пресс 2009 г.
Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд. : ЦГЛ Москва 2003 г.
Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд. : Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
Гурец И. И. «Прогулки в детском саду».
Праздник «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Солнышко» Праздник на тему: «Солнце, воздух и вода.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Цель: расширять представления о важных компонентах здорового образа жизни – солнце, воздухе и воде. Задачи: расширять представления детей.
Конспект УГГ в рамках ФГОС «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Цель: Развивать двигательную активность детей через музыкальную разминку, подвижные игры Задачи: 1. Создать у детей положительный эмоциональный.
Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Многие дети-дошкольники все еще часто страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье.
Познавательно-творческий проект «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Проблемное поле проекта: выяснить для чего нам нужны солнце, воздух и вода. Цель: дать понятие на простом уровне о солнце, воздухе и воде,.
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Исследовательско-творческий проект Выполнили: Емельянова Е. О. Андреева Н. И. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» 1. Тип проекта По доминирующей в проекте деятельности:.
Сценарий праздника «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» в подготовительной группы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»Цель: Приобщать детей к здоровому образу жизни. Сохранять и укреплять здоровье детей. Задачи:.
Сценарий спортивно-музыкального развлечения «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Оборудование и инвентарь: Музыкальный центр, диски с фонограммой, тазы с водой -2 шт, ведра большие -2 шт, ведра маленькие -2 шт, детские.
Фотоотчет «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Вода – первая стихия, с которой ребенок знакомится еще до своего рождения. Может, именно поэтому дети так любят «мокрые» игры в любом возрасте.
Тематическая неделя «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Тематическая неделя «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Сроки: 4 неделя июня Итоговое мероприятие: развлечение: «Солнце, воздух.
Источник