Меню

Враг мой фантастика про космос

Гибель фильма «Враг мой»

У одного из самых известных голливудских фильмов восьмидесятых в нашей стране, достаточно сложная судьба. Трудности, которые ему пришлось преодолеть в итоге раздули бюджет проекта до огромных по тем временам цифр, что и привело картину к провалу.

После того, как студия 20th Century Fox осталась без прав на вселенную « Звездных войн », которые она по глупости вернула Джорджу Лукасу, совершенно не веря в будущий успех звёздной саги, боссы очень хотели повторить её успех, но уже с полностью своим фильмом.

Студийные боссы стали перебирать различные фантастические романы, которые они бы могли взять в оборот. Выбор пал на повесть Барри Лонгиера, которая в начале восьмидесятых получила несколько престижных премий.

После этого студия стала искать режиссера. Большинство именитых постановщиков сразу отказывали студии. Дольше всех к проекту присматривался Дэвид Линч, но и он в итоге отказал, ибо его требования, касающиеся творческого контроля, никто не хотел удовлетворять.

В итоге режиссером подписали мало кому известного Ричарда Лонкрэйна, за плечами которого была пара небольших фильмов. Лонкрэйн был начинающим постановщиком и от возможности поработать над большим студийным фильмом не отказался.

На съёмки были выделены 17 миллионов долларов. Для 1984 года это были не какие-то сумасшедшие цифры, но бюджет считался весьма солидным. К примеру, « Роман с камнем » вышедший в том году обошёлся всего в 10 миллионов, а « Терминатор » Джеймса Кэмерона в 7. « Назад в будущее » попавшее в кинотеатры вместе с « Враг мой » обошлось в 19 миллионов.

На главные роли подписали Дэнниса Куэйда и Луиса Госсета младшего. Съёмки решили провести в Исландии, куда и отправились актеры и вся съёмочная группа.

Первоначально никаких проблем на съёмках не было. Гром грянул тогда, когда отснятый материал отправился на студию и из него собрали черновой вариант будущего фильма. Поговаривают, что на студии были в шоке от увиденного. Фильм был слишком мрачным, слишком жестоким и выглядел нарезкой каких-то бессвязных эпизодов.

Разразился большой скандал. Ричарду Лонкрэйну приказали переделывать уже отснятые эпизоды и приставили к нему смотрителя, который должен был направлять режиссера в необходимое для студии русло.

Лонкрэйн всячески сопротивлялся и игнорировал требования студии. В результате 20th Century Fox приняла решение уволить режиссера и закрыть фильм. Весь отснятый материал хотели выкинуть в урну и забыть о его существовании.

Спасли «Врага моего» от полного исчезновения произошедшие перестановки в верхушке студии 20th Century Fox . Новый руководитель студии Барри Диллер и назначенный на место управляющего производством киноподразделения Фокс Лоуренс Гордон, решили вернуться к производству ленты, на которую уже было потрачено почти 20 миллионов долларов.

Поговаривают, что произошло это из-за того, что внушительные гонорары Дэнниса Куэйда и Луиса Госсета младшего должны были оплачиваться независимо от того, выйдет фильм в прокат или нет.

В этот момент в американских кинотеатрах как раз шел фильм немецкого режиссера Вольфганга Петерсена « Бесконечная история ». Обратившись к режиссеру с предложением и услышав согласие, студия подписала контракт, передала Петерсену актеров Дэнниса Куэйда, Луиса Госсета младшего, весь отснятый материал и попросила все это привести в удобоваримый вид.

Петерсен ознакомившись с материалом сообщил, что все необходимо переделывать и он сможет это сделать на студии в Мюнхене, что позволит здорово сэкономить. Студия дала добро.

Сэкономить в итоге не вышло. Разве что самую малость. Сказалась необходимость снимать фильм в самые сжатые сроки. Петерсен использовал для фильма декорации из своих предыдущих фильмов « Подводная лодка » и « Бесконечная история ».

Закончив съёмки, Петерсен передал материал студии, и он студийных боссов уже полностью устроил. Потратил режиссер на производство 16 миллионов. Ещё 4 пришлось заплатить Куэйду и Госсету. Плюс к бюджету фильма приписали и 20 миллионов, которых в фильме нет. Петерсен переснял все сцены и из материала Лонкрэйна в итоговом фильме не осталось ничего.

Бюджет вышедшего рядом « Возвращения джедая » составил 32 миллиона долларов.

Из-за всех проблем с производством картины и несколько раз заново начинавшейся рекламной кампании фильма, в кинотеатрах Америки её ждал мощный провал. Сборы составили всего 12 миллионов, при бюджете в 40.

Читайте также:  Конкурс космос глазами детей победители

Но в прокате СССР лента стала огромным хитом. Её посмотрело 25 миллионов человек. В кинотеатрах США зрителей побывало в 9 раз меньше. Если бы раньше система проката была схожа с нынешними реалиями, то, скорее всего, только прокат в СССР вернул бы студии Fox все затраты и ещё бы сверху добавил. Но в те времена СССР покупал фильмы для проката за фиксированную сумму. И за провальную в Америке ленту платили по минимальной ставке.

Однако ленту не забыли и на Западе. Судя по количеству оценок на американских сайтах, лента и там очень известна. Жаль, что провал в прокате уничтожил все надежды зрителя на продолжение.

Источник

Враг Мой | трогательная фантастика 80-ых на все времена

Всем привет, дорогие любители фантастики. Сегодня мы поговорим о классике мировой фантастики и вспомним картину 1985-ого года «Враг Мой», по одноименной повести писателя-фантаста Барри Лонгиера.

А прежде чем мы начнем, как обычно, для придания статье необходимого настроения я подобрал для Вас ассоциирующийся с жанром музыкальный трек.

Синопсис сюжета гласит, что в 21-ом веке Земля стала миролюбивой планетой, где прекратились постоянные войны и конфликты, а человечество стало активно исследовать космическое пространство и колонизировать другие планеты, пока не вступило в первый контакт с инопланетной цивилизацией под названием драки — расой разумных гуманоидных рептилий. Позже разгорелась вoйнa за богатые ресурсами планеты и господство в космосе.

В центре сюжета находится пилот Уиллис Дэвидж. Совершая очередной боевой вылет ему удается подбить истребитель драков, но из-за повреждений Девиджу самому приходится совершить вынужденную посадку на неисследованной планете Файрин-4. Однако Дэвидж не единственный, кто оказался на необитаемой планете, так как выжить удалось и пилоту неприятеля.

Планета Файрин-4 оказалась довольно негостеприимным местом, так как помимо суровых условий она населена опасными хищниками, а кроме того, часто подвергается метеоритным дождям.

С этого момента двум непримиримым врагам остается только два пути. Либо продолжить сражаться, либо же найти общий язык и постараться выжить вместе.

Экранизация повести Барри Лонгиера «Вар Мой», хоть и провалилась в прокате, но стала классикой мировой фантастики.

«Враги, потому что научены быть ими. Союзники, потому что пришлось стать ими. Братья, потому что осмелились быть ими»

Это слоган фильма, который отлично подчеркивает главный посыл картины, актуальный во все времена. Конфликты за ресурсы и территории, пропагандистская демонизация противника и воспитание ненависти. Но картина показывает, что даже те, кого воспитали ненавидеть друг друга, в конечном итоге могут стать друзьями или даже более того, братьями. (Кстати схожий сюжет через полтора десятка лет Вы могли видеть в фильме Кукушка).

Источник

Классика кино: Враг мой (1985)

6 минут на чтение

Есть картины, по которым нетрудно догадаться, откуда родом их создатели. Таковы во многом ранние фильмы немца Вольфганга Петерсена. За ними виден не стереотипный бюргер с кружкой пива, а человек, выросший в послевоенной Германии. В стране, где люди недавно верили, что сражаются с мировым злом, и вдруг осознали, что для всего мира чудовищами были они сами. Может быть, поэтому многие фильмы Петерсена — «Подводная лодка», «Враг мой», «Троя» — говорят, в сущности, об одном: на любой войне с обеих сторон сражаются простые люди, у которых не было другого выбора.

А может, это шалит наш синдром поиска глубинного смысла. Ведь «Враг мой» обязан своей философией не столько Петерсену, сколько автору первоисточника Барри Лонгиеру. И нашему времени мораль фильма подходит ничуть не хуже.

О чём?

Enemy Mine
Жанр: космическая фантастика
Режиссёр: Вольфганг Петерсен
Сценарист: Эдвард Хмара
В ролях: Деннис Куэйд, Луис Госсет младший
Мировая премьера: 12 декабря 1985 года
Возрастной рейтинг: 12+

Звёздная война. Человечество схлестнулось с расой драков («драконов» в другом переводе). Враг беспощаден и отталкивающе уродлив: драки похожи на ящериц, с которых заживо содрали кожу. К тому же они однополые гермафродиты (вот срамота!). В одном бою офицер земного космофлота Уиллис Дэвидж сбивает истребитель драка, но и сам теряет корабль и весь экипаж. Два звездолёта падают на неизведанную планету. Теперь землянин и яростный космический монстр — один на один среди опасностей дикой природы…

Читайте также:  Рассказы про космос для детей 5 лет

К чему подобные завязки обычно приводят в голливудском кино? В лучшем случае — к «Хищнику», в худшем — к «После нашей эры». Герой-землянин должен схватиться с тварюгой в неравном бою и показать, чего стоят белые англо-саксонские протестанты. Но «Враг мой» не об этом. Он о том, как два непохожих существа, не умеющих даже говорить на одном языке, из врагов превращаются в братьев.

Дэвидж и его товарищ по робинзонаде Джериба Шиган (землянин зовёт его Джерри) вынуждены вместе выживать, бороться со стихией и хищниками, строить дом. Поначалу они смеются над обычаями друг друга, но постепенно презрение сменяется уважением к чужой культуре. Оказывается, ужасные на лицо драки — утончённые философы, а на их грубом языке можно петь красивые ритуальные гимны. Дэвидж становится для сына Джерри, Заммиса, приёмным отцом, и защищает малыша от других землян, для которых драки — это по-прежнему унтерменши, достойные рабства или смерти.

Неблагодарная роль для Луи Госсета (слева): весь фильм ходить в гриме, скрывающем всё лицо, ворчать неузнаваемым голосом и при этом играть беременную ящерицу

Аллегория Второй мировой с точки зрения немца? По идее, нет: этот сюжет сочинил не немец Петерсен, а американец Барри Лонгиер. Фильм поставлен по первой книге из его одноимённой трилогии. Так что в людях и драках он точно так же мог видеть СССР и США, американцев и вьетнамцев… Скорее всего, на уме у Лонгиера были японцы: уж очень его повесть напоминает фильм 1968 года «Ад в Тихом океане», где на одном острове застряли американский и японский лётчики. Петерсен только оживил историю, показал её через призму своего восприятия и дал повод для ещё одной трактовки.

Дракский разговорник

Война с драками происходит в 2092 году, до которого, учитывая прогресс медицины, кое-кто из наших читателей может и дожить. И не исключено, что случай оставит вас самих на одной планете с разъярённым драком. А он, в отличие от вас, фильма «Враг мой» не смотрел и понятия не имеет, что земляне под уродливой оболочкой скрывают добрые сердца. Несколько совершенно необходимых слов из дракского словаря Барри Лонгиера позволят вам объясниться с врагом своим:

  • Акава — жечь
  • Вул — извращенец
  • Гавей — понимать
  • Гефх — умирать; смерть
  • Ну гефх — ты умрешь
    Иркмаан — землянин (искажённое английское earthman)
  • Йаа — А-а-а!
  • Кизз — отвратительный зверь с Драко и его экскременты
  • Кизлод ва ну дутшаат — ты происходишь из рода дерьмоголовых
  • Ко сон ваа? — как тебя зовут?
  • Корум су — я тебя убью
  • Магазьенна — не верю!
  • Микки Маус — великий пророк иркмаанов (так почему-то думают драки, не переубеждайте их)
  • Нефанген ви — враг мой
  • Пурзхаб — сумасшедший
  • Талман — дракская Библия
  • Шаадсаад — сексуально неполноценный
  • Шизумаат — наиболее почитаемый у драков философ
  • Кизз да йуомиин Шизумаат — Шизумаат питается экскрементами киззов

Star One — Inseparable Enemies

Прогрессив-металлическая песня главного музыкального фантаста Арьена Лукассена, посвящённая фильму «Враг мой». На три голоса — Дэвидж, Джериба и рассказчик — вокалисты групп Symphony X, Threshold и After Forever за четыре минуты передают суть стоминутной картины.

Как снимали?

Будь это кадр из аниме, у следующей сцены был бы строжайший рейтинг 18+

У каждого драка один биологический родитель. В финале «Врага моего» Дэвиджа объявляют вторым отцом Заммиса — редчайший случай для драков. У картины, где это происходит, в какой-то мере тоже два «отца». Сложись всё иначе, фильм мог появиться на свет без Петерсена и был бы совсем иным.

Изначальным режиссёром «Врага» был Ричард Лонкрейн, который провёл пре-продакшн и начал съёмки на натуре в Исландии. По Сети ходит легенда, будто Локрейн успел снять свою версию «Врага моего», которая теперь пылится на полке, дожидаясь, когда мир будет готов к шедевру. Но Деннис Куэйд, исполнивший роль Дэвиджа, вспоминает иное: Локрейн отснял лишь несколько сцен и сразу же выбился из отведённого бюджета. За это режиссёра и уволили (хотя для прессы всё списали на «творческие разногласия»). Спасителем погибающей картины был выбран Петерсен — не столько потому, что недавно получил «Оскар» за «Подводную лодку», сколько за его связи в Германии, где аренда помещений и рабочая сила были дешевле.

Читайте также:  Современный космос для детей 1 класса

Надежды 20th Century Fox на «блокбастер по дешёвке» не оправдались: Петерсен для этого был слишком амбициозным творцом. Он выкинул наброски Локрейна и заставил художников перерисовывать образы драков. Вольфганг перенёс съёмки с натуры в павильон, где, казалось бы, работать дешевле, но и на этом умудрился потратить денег не меньше, чем Локрейн. Ради одной сцены он велел вырыть на площадке настоящее озеро, полить воду бензином и поджечь.

Бюджет картины снова раздулся почти до 30 миллионов. Окупить такие деньги мог развлекательный боевик вроде «Звёздных войн», но Петерсен-то снял драму-притчу о преодолении расизма и предрассудков. А на одних идеях редко удаётся заработать.

Зрелища же из «Врага моего» не вышло: спецэффекты в нём средние даже по меркам восьмидесятых, да их и немного. Основная часть фильма — это театр двух актёров в ограниченном пространстве. Космос показан только в паре сцен, декорации — в основном унылые бурые скалы, экшена — необходимый минимум. Разве что обновлённый грим Джерри был действительно хорош.

Мрачный корабль пиратов-работорговцев и изящные звездолёты драков. Сразу видно, кто в этом фильме настоящий злодей

К тому же из-за частых переписываний сценарий затёрли ластиками до дыр. Нравоучительной притче можно простить лёгкую наигранность и эпизод с явным «богом из машины» — всё это работает на центральную идею. Но часть сюжетных недостатков связана не с замыслом, а с неуклюжим вмешательством студии, опасавшейся за свои деньги.

Знаменитый перл начальственного идиотизма: сценариста Эдварда Хмару заставили вписать в сюжет… шахту, чтобы тупые зрители, способные прочитать «Enemy Mine» как «Вражеская шахта», получили ожидаемое. К чести Хмары и Петерсена, они и шахту неплохо обыграли, поместив в неё драматичную финальную схватку. Этот случай хорошо показывает, как к своему зрителю относились создатели фильма и те, кто надеялся на нём заработать.

Русский враг

«Враг мой» стал одной из первых западных НФ-картин, попавших в советский прокат. При этом ему здорово досталось от цензоров: ножницы прошлись по «жестоким» экшен-сценам (которые теперь кажутся невинными), по перепалкам героев, а пуще всего — по эпизодам, где Джериба говорит о религии драков. Сейчас фильм доступен в полной версии, и трудно представить, как воспринимал картину советский зритель, ведь без вырезанных сцен она теряет немалую часть и философии, и атмосферы.

Зато советский дубляж оказался традиционно на высоте. Дэвиджа озвучил Вадим Ледогоров, до этого игравший в фантастических фильмах «Отроки во вселенной» и «Через тернии к звёздам», а Джерри — мастер дубляжа Борис Быстров, перечисление чьих работ не влезет на страницу. С их голосами «Враг мой» смотрится почти как отечественный фильм. Почти, потому что у нас такого не снимали ни тогда, ни сейчас.

Разумеется, «Враг мой» провалился в прокате. Как и многие его современники — «Дюна», «Бегущий по лезвию» и «Трон», не принятые тогдашним массовым зрителем (немассовый «Врага» встретил хорошо — фантастическое сообщество номинировало фильм на «Сатурн» и «Хьюго»; впрочем, обе премии у Петерсена увёл Земекис с блестящим «Назад в будущее»). И, как и они, со временем фильм стал считаться примером «правильной», уважаемой научной фантастики.

За тридцать лет спецэффекты устарели даже у лучших образцов тогдашнего кино, а идея «твой враг на самом деле такой же, как ты» не теряет актуальности. Мораль не оригинальная, конечно, на ту же тему снято много драм о реальных войнах — «Кукушка», «Счастливого Рождества», «Ничья земля». «Враг мой» отличается от них тем, что не привязан к конкретным временам и событиям. Он предлагает архетип, схему, в которую легко подставить любую пару непримиримых врагов. И в нашем 2014-м каждый увидит в фильме своё: арабов и евреев, северных и южных корейцев, западных и восточных украинцев… Меняются имена и причины для ненависти, а история всё та же.

Источник

Adblock
detector