Почему Земля вращается — объяснение для детей
Астрономия для детей > Ответы на частые вопросы > Как долго длится день на других планетах
Вращение Земли – описание для детей: почему планеты вращаются вокруг оси, направление вращения Земли, рождение Солнечной системы, влияние Солнца и взрыва.
Расскажем о том, Почему Земля вращается на доступном для детей языке. Данная информация будет полезна детям и их родителям. Вращение Земли кажется обычным и совершенно привычным делом, хотя не все могут объяснить почему планеты вращаются и не останавливаются и как это влияет на Землю и миры Солнечной системы.
То, что Земля вращается, не является секретом даже для самых маленьких. В конце концов, это показывают в каждом художественном фильме или же на видео, снятые космонавтами. Однако она делает это так медленно, что мы этого не замечаем. Интересно не только то, что она вращается против часовой стрелки, но и то, что практически все планеты повторяют это направление.
Чтобы объяснить детям, почему Земля вращается, нужно отмотать время назад и посмотреть, как создавалась Солнечная система. Родители или учителя в школе могут начать с того, что в глубоком космическом пространстве существуют облака пыли и газа, которые объединяются в туманности. Это место, где рождаются звезды. Когда они вращаются, пыль собирается, а давление нарастает. Лучшее наглядное объяснение для детей – встряхнуть банку с газировкой: из-за давления она выплеснется при открытии фонтаном. А вот туманность в таком случае формирует звезды. Также полагают, что для этого должно произойти какое-то событие, например, взрыв другой звезды. Это приведет к вращению звезды, а также пыли и грязи. И здесь самое главное в том, что направление вращения будет повторять направление взрыва.
Дети могут представить себе, как много там образуется пыли. Она начинает врезаться друг в друга, превращаясь в астероиды, которые притягиваются силой тяжести звезды. Весь этот процесс сталкивания и разрушения может продолжаться миллиарды лет. За это время появляются огромнейшие куски, вращающиеся в одном направлении.
Помните звезду, которая была создана? Именно она притягивает все и заставляет сталкиваться. Они накапливают материал до тех пор, пока не превращаются в планеты. Почти во всех случаях даже удары не изменяют изначального направления вращения, так как взрыв был очень сильным. Звезда, расположенная в центре всего этого хаоса, становится будущим солнцем. Но на этом объяснение для детей не заканчивается.
Планеты продолжают вращаться вокруг будущего солнца, но весь процесс пока лишен стабильности. Во время выравнивания они могут продолжать сталкиваться, превращаясь в еще более крупные планеты, а оторвавшиеся обломки становятся спутниками. Сила притяжения солнца будет воздействовать еще миллиард лет, пока планеты не успокоятся и не обретут постоянное место.
Если бы мы проследили этот процесс на космическом корабле, то заметили, что планеты до сих пор не изменили направление вращения. У некоторых скорость больше, у других меньше. Мы также заметим множество спутников, которые могут повторять направление вращения планеты, или же делать это в противоположном.
Если вы ходите объяснить детям, почему Земля вращается, то все дело во взрыве, создавшем наше Солнце и всю систему. Он был настолько сильным, что заставляет все вращаться до сих пор. Прибавим также тот факт, что существует ось вращения Земли, двигающая планету вокруг собственной оси. Теперь вращение Земли не будет для вас загадкой. Но на нашем сайте вы узнаете о Солнечной системе и ее планетах гораздо больше. Обязательно воспользуйтесь 3D-моделью, чтобы наблюдать вращение в режиме реального времени. Или загляните на онлайн трансляцию с камер МКС (орбитальная станция).
Источник
Конспект занятия в подготовительной группе «Вращение Земли вокруг Солнца» 2019г.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект ООД.
«Вращения Земли вокруг Солнца».
Цель: Формировать представление о смене дня и ночи, о смене времен года.
Задачи:
Познакомить детей с планетой Земля и звездой Солнце.
Воспитывать желание обогащать кругозор.
Формировать бережное отношение к планете Земля.
Материалы: карта с графической моделью солнечной системы,
Глобус, пластилиновый человечек, настольная лампа.
ХОД ООД:
— Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие! Но сначала нужно отгадать загадку:
Мы все обязаны ему, оно дарует жизнь всему!
На букву «С» оно зовется, Вы догадались это …(Солнце).
-Ребята, а что такое солнце? (Это огромная звезда, раскаленный газовый шар).
Температура на поверхности солнца-6000 градусов, а внутри солнца-15млн. градусов. Еще солнце – это большая, просто огромная звезда, которая находится далеко от нашей планеты Земля. Что нам дает солнце? (Солнце дает нам тепло и свет) А без тепла и света возможна жизнь на Земле? (Дети отвечают: мы бы замерзли, а еще плохо бы себя чувствовали т.к. без света нельзя быть здоровым).
— А что было бы, если не было Солнца?
-Дети: если бы не было солнца, то на Земле всегда была бы ночь.
Не росли бы деревья, не пели птицы, потому что они не могут расти без света. Без света и солнца было бы всем плохо.
— А Солнца на небе бывает всегда?
-Дети: нет, только днем.
— Как это выяснить?
-Ребята, я прочитала интересную книгу, и мы из нее сделаем опыт и узнаем «Куда уходит солнце».
-Послушайте стихотворение: В темном небе звезды светят, Космонавт летит в ракете,
День летит, и ночь летит, И на землю вниз глядит.
-Вы поняли, что разглядывает космонавт, нашу любимую планету Земля. А что мы знаем про нашу планету?
Наша планета – это огромный шар. Для того чтобы представить себе форму и поверхность Земли ученые изобрели модель нашей планеты — глобус.
Если внимательно посмотреть на него, то мы увидим, что преобладают какие цвета? (голубой и коричневый) Значит, наша планета из космоса выглядит, как голубой шар.
2 часть:
—Ребята ,задумывались ли вы, почему день сменяется ночью, а потом опять приходит день?( Солнце утром встает, а вечером садится)
-Правильно, так мы видим находясь в одном месте Земли.
-А на самом деле т.к. наша планета находится в постоянном движении и вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. В результате чего на Земле сменяются части суток и времена года. — Как это можно проверить?
-Возьмем глобус и настольную лампу, к глобусу прикреплен флажок, там где находится Москва. Зажигаем лампу — это Солнце. Солнце светит на флажок-это день. Вращаем глобус вокруг своей оси. Видим, что флажок удаляется от «Солнца» и становится менее освещенной, а затем вообще исчезает и оказывается на противоположной стороне от Солнца , значит у нас наступила ночь. Как происходит смена дня и ночи, почему то светло, то темно? Теперь мы поставим пластилинового человечка на тоже место и проследим, когда наступит в городе день , а когда ночь. Узнаем когда человечку надо ложится спать , а когда просыпаться.
— А если человечек переедет в другой город например Торонто, может там не происходит смены дня и ночи?
-Смотрим на глобусе где Москва и где Торонто.
— Когда в Москве день, в Торонто ночь, и наоборот. Понаблюдаем за вращением глобуса.
Вывод: Везде, на Земле день сменяется ночь. Это происходит потому что. Планета Земля вращается вокруг своей оси и поворачивается к Солнцу то одной, то другой стороной.
Физкультминутка: Мы цепочкой друг за другом, взявшись за руки пойдем.
Повернувшись внутрь круга, медленно кольцо замкнем, Вот колечко , то есть круг, наши руки, приподнявшись, лучиками стали вдруг. Мы сомкнулись, повернулись. Раз! И солнцем обернулись. Чтоб нас лучше разглядели, раз-присели, два – присели. Вдаль сейчас ракета мчится, прямо к звездной тишине, И звездою обратившись, ярко свети в темноте.
3 часть:
— А еще Земля, как и все планеты солнечной системы вращается вокруг Солнца. Полный круг делает за 365 дней, то есть за один год. И за это время сменяются все времена года (зима, весна, лето и осень).
Даю вам такое задание: Когда вы сегодня пойдете домой, обратите внимание, если Солнце зашло, у нас наступает ночь, а у детей в Торонто утро. И наоборот ,когда завтра наступит утро , в Торонто будет ночь.
— Сегодня мы с вами узнали много нового о Земле и о Солнце , об их взаимодействиях с друг другом, о том, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси ,что благодаря этому происходит смена дня и ночи и смена времен года. И пока Солнце греет Землю мы живем на нашей планете.
Источник
Урок окружающий мир. Движение Земли вокруг Солнца.
Движение Земли вокруг Солнца
Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения особенностей движения Земли вокруг Солнца, для понимания того, что смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца; способствовать развитию умения объяснять причину смены времен года.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся наблюдать с помощью глобуса, как происходит смена дня и ночи, анализировать схему движения Земли вокруг Солнца, объяснять, почему происходит смена времен года.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Регулятивные : высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Коммуникативные : слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, вступать в беседу на уроке.
Личностные: осознают значимость смены времен года для живых организмов.
Оборудование : иллюстрации с изображением времен года, солнечных лучей.
I. Актуализация знаний.
– Вспомните имя каждой планеты. Сколько их?
Без него плачемся,
От него прячемся.
– Что произойдет с нашей планетой, если Солнце станет холодным? (На з емле будет темно и холодно.)
– Какое ваше самое любимое время года? Хотелось бы вам, чтобы лето длилось круглый год? Но так бывает только на экваторе. После жаркого лета что наступает?
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
– Что приходит на смену снегу и метелям?
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет.
– Какое время года наступает после весны? (Опять лето.) И так происходит из года в год.
II. Формирование новых знаний.
– За какое время Земля делает полный оборот вокруг своей оси? (За 24 часа.)
– Земля вращается с запада на восток и подставляет солнечным лучам то одну сторону, то другую. Что происходит на Земле? (На стороне, освещенной Солнцем, – день; на стороне, которая находится в тени, – ночь.)
– Вращаясь вокруг своей оси, Земля совершает в то же время и движение вокруг Солнца. Путь этот Земля проходит за год. Сколько дней в году? (365 дней). Его называют земной год.
– Что происходит за земной год? (Происходит смена времен года.)
– Рассмотрите иллюстрацию «Солнечные лучи». В равных ли количествах Земля получает тепло в течение года? Почему летом Солнце поднимается выше и греет сильнее, чем осенью и зимой? (В разное время года Земля получает тепло в разных количествах.)
– От чего это зависит? (Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, а она наклонена по отношению к орбите Земли.)
– Что бы произошло, если бы ось располагалась под прямым углом к орбите? (На Земле не было бы никаких времен года, а во все дни года было бы одинаково тепло и светло.)
– Двигаясь вокруг Солнца, земной шар подставляет солнечным лучам большую часть площади то Северного полушария, то Южного. В том полушарии, которое больше освещено Солнцем, солнечные лучи падают более отвесно и дают больше тепла. Там стоит лето. В это же время в другом полушарии – зима.
III. Применение новых знаний.
– Проведем опыт. Возьмем лампу и глобус. Начертим на столе вытянутый круг. Он будет изображать путь Земли вокруг Солнца. В центре его поставим лампу, которая изображает Солнце. Выберем на потолке точку. Это будет Полярная звезда. И нацелим на нее северный конец земной оси. Передвигайте глобус по кругу так, чтобы земная ось все время была наклонена в одну сторону. (Не забывайте, что на самом деле у земного шара нет ни оси, ни подставки.)
Куда наклонена ось Земли? (На север, значит, на Полярную звезду.)
– Какая часть Земли получает самое большое количество тепла? (Самое большое количество солнечного тепла получает экватор. Солнечные лучи здесь падают прямо и сильно прогревают поверхность Земли.)
– Какая погода на экваторе? (На протяжении всего года жарко, снег никогда не выпадает.)
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какое время года вы любите? Почему?
– Одинаково ли солнечные лучи согревают село Мирное весной, летом, осенью, зимой? Почему?
– От чего зависит смена времен года?
– Найдите правильный ответ:
1) Земля вращается вокруг…
а) оси ; б) полюса; в) экватора.
а) разрисованный мяч; б) модель Земли ; в) модель Луны.
3) Экватор делит земной шар:
а) на 3 полушария; б) на 2 полушария ; в) на 4 полушария.
а) звезда ; б) планета; в) спутник.
5) Звезда, которую можно увидеть днем, – это…
а) Венера; б) Луна; в) Солнце.
6) Земной год – это…
а) 360 дней; б) 300 дней; в) 365 дней.
7) Солнце восходит…
а) на юге; б) на востоке ; в) на севере.
8) Смена времен года происходит…
а) если Земля сделает оборот вокруг своей оси;
б) если Земля сделает оборот вокруг Солнца ;
Источник