Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Смена времен года»
Оксана Суворова(Рекина)
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Смена времен года»
Конспект НОД по познавательному развитию.
Ребенок и окружающий мир
Тема. «Смена времен года»
Интеграция ОО: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая деятельность.
Формы работы: игровые моменты, проблемная ситуация, дидактические игры, физкультминутка, эксперимент, просмотр видеоролика, прохождение лабиринта.
Цель: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы;устанавливать причинно-следственные связи: почему происходит смена времен года.
1. Опытным путем сделать вывод о смене времен года.
2. В ходе эксперимента показать детям зависимость смены времен года от вращения Земли вокруг Солнца.
3. Закрепить представления о временах года и их характерных признаках.
4. Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
5. Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Глобус, светильник, видеоролик «Смена времен года», таблички-указатели
Раздаточный материал. Настольная игра «Круглый год».
Ход НОД.
I часть. 1. Мотивационный этап
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
-Ребята, мы пришли в научную лабораторию по изучению смены времен года. У нас в гостях коллеги ученые они, будут наблюдать за ходом нашего исследования. На столах у вас приготовлено оборудование для экспериментальной деятельности. Но, для того, чтобы приступить к работе мы должны узнать, что мы сегодня будем изучать (исследовать, а для этого послушайте внимательно загадки.
1) Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле (весна).
2) Посмотрите. Что за сказка?
Всё вокруг в цветах и в красках.
Сколько сказочного света!
Ну конечно, это — (лето).
3) Серые тучи по небу плывут.
Клин журавлей улетает на юг.
В небо взметнулись верхушки сосен.
Бродит уныло за окнами. (Осень).
4) Снег танцует и кружится.
На санях, а с ней сама
— Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)
2. Постановка детьми цели деятельности
-Теперь вы можете сказать, что мы сегодня будем исследоваться? (да, времена года)
–В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Все эти изменения в природе называются природными явлениями, или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов, поэтому они и называются сезонными.
II часть. Основной этап
–Как руководитель нашей научной лаборатории, предлагаю разбиться на четыре подгруппы. Каждая группа будет описывать одно из времен года. Для того чтобы ваша деятельность имела научное подтверждение в исследовании вам помогут эти карточки. Каждая подгруппа должна составить картину к выбранному времени года, а по картине описательный рассказ
Выслушиваются выступления всех групп. Подводится итог работы групп.
-Все научные группы прекрасно справились с ответственным заданием.
-Странно, звонит незнакомый номер. Здравствуйте! Да, это лаборатория группы «Знайки». Подождите, пожалуйста, я включу громкую связь.
-Добрый день! Это детский сад «Радуга»? Вам звонят из Московской академии наук.Вашей лаборатории поручается очень важное задание: опытным путем объясните смену времен года в вашем городе. Когда проведете эксперимент, академик Знаев свяжется с вами по видеомосту. До свидания.
Как вы думаете, ребята, мы справимся с заданием академии наук? Коллеги, а кто из вас знает, почему происходит смена времен года? (заслушиваются все варианты).
Что нам понадобится для опытного подтверждения ваших версий?
-Предлагаю для дальнейшего решения проблемы пройти в зал для опытно-экспериментальной деятельности (рассаживаемся за столом, на котором расположен глобус и светильник).
— Используя, предоставленное оборудование попробуйте объяснить смену времен года. (заслушиваются все варианты, по ходу воспитатель наводящими вопросами помогает детям найти правильное решение).
-А сейчас, подведем итог всему сказанному (если был правильный ответ, дети показывают и рассказывают, в ином случае воспитатель, побуждая детей повторить опыт самостоятельно)
Почему происходит смена времен года?
-Это происходит потому, что Земля, обращаясь вокруг Солнца, совершает полный оборот вокруг него за год. Земля освещается Солнцем по-разному. Когда к Солнцу обращено северное полушарие, оно больше получает тепла и света — здесь лето. В Южном полушарии в это время — зима.
Через полгода южное полушарие будет больше освещено Солнцем, и теперь здесь лето, а в северном полушарии — зима. Если оба полушария освещены одинаково, то наступает весна или осень. Но всегда в обоих полушариях разные времена года.
-А теперь пройдем в нашу обсерваторию на видео мост с Московской академией наук (видеоролик о смене времен года)
-Академик Знаев очень подробно рассказал, почему происходит смена времен года. Как вы считаете, мы правильно провели опыт? Молодцы!
III часть. Итоговый этап. Рефлексия
— Коллеги, что из нашей исследовательской деятельности понравилось вам особенно?
— Спасибо всем за успешное сотрудничество! Предлагаю отдохнуть и поиграть.
В каждое времени года люди придумали интересные занятия – забавы.
Назовите, какие зимние детские забавы вы знаете?
Ребята, покажите мимикой и жестами любимые свои забавы
Зима — катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки. Весна — пускание корабликов, игра в классики. Лето — плавание, игра в футбол. Осень — сбор осенних листьев.
«В гостях у времен года» Конспект НОД в средней группе «В гостях у времен года». Подготовила воспитатель высшей категории Зубко Г. Ф. Программное содержание: 1. Закреплять.
Игровой макет «Времена года». Пособие для дидактических игр по изучению времен года .
Игровой макет «Времена года». Пособие для дидактических игр по изучению времен года У многих из нас возникает вопрос, как можно познакомить детей со всеми временами года за короткий промежуток времени? И так как детки у.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП «По следам времен года» «По следам времен года» Конспект составлен с учетом пяти образовательных областей, определенных Федеральным Государственным Стандартом.
Конспект образовательной деятельности по закреплению представлений детей старшей группы об основных признаках времен года Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Из опыта работы. Образовательная область: познание. Цель: закреплять представления.
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «День защитника Отечества» Цель: продолжать формировать основы национального самосознания, любви к Отечеству и интеллектуального развития дошкольников, подытожить.
Конспект занятия «Ребенок и окружающий мир» в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 г. Хвалынска. Воспитатель 1 квалификационной категории: Гусева Галина.
Методическая разработка НОД «Ребенок и окружающий мир» по теме: «Воздух — невидимка» Фаррахова Альмира Хуснулловна. Воспитатель. «ЛГ МАДОУ «ДСКВ №8 «Рябинка», г. Лангепас, ХМАО, Тюменская область. 1. Методическая разработка.
Ребенок и окружающий мир. Конспект непосредственно образовательной деятельности «Моя семья» Ребенок и окружающий мир Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Моя семья» ВОСПИТАТЕЛЬ МДОБУ № 5 Тузова.
Источник
Конспект НОД «Смена времен года» по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД «Смена времен года» по окружающему миру в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_vremena_goda.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной группе
«Смена времен года»
Показать детям зависимость смены времен года от вращения Земли вокруг Солнца, используя деятельность поискового характера.
Развивать логическое мышление, умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.
Закрепить представления о последовательности времен года и их характерных признаках, названия месяцев.
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом
Материал и оборудование: письмо от Снеговика, видеосюжет «Движение Земли вокруг Солнца» , д/игра «Времена года» (цветные круги обозначающие времена года, картинки, изображающие разные времена года, и приметы к ним) , глобус, светильник, красный кружок на двухстороннем скотче, цветные карандаши, блокноты для зарисовки эксперимента, раскраски.
Словарная работа: траектория, ось Земли
Давайте, друзья, поздороваемся!
(Идут по кругу, держась за руки)
И скажем друг другу «Привет!»
(Здороваемся за руки)
Пусть яркое светит нам солнышко,
(Идут по кругу, держась за руки)
А мы ему: «Хей! Хей!» в ответ!
Воспитатель обращает внимание детей на лужу, возле которой лежит письмо.
— Что это за лужа, откуда она взялась. И что это за письмо?
— Давайте прочитаем это письмо, может оно подскажет нам, что это такое
Воспитатель читает письмо:
— Дорогие ребята, я всю зиму я простоял во дворе и чувствовал себя прекрасно, а сейчас почему – то начал таять, не пойму что же случилось?
Я спросил у сороки, но она надо мной посмеялась и сказала, что я ничего не знаю про времена года. Мне очень хочется узнать, почему происходит смена времен года. Может вы, мне поможете разобраться в этом?
— Ребята, как же мы можем помочь снеговику?
— Как вы думаете, почему происходит смена времен года?
Может, кто-то из вас знает? (заслушиваются все варианты) .
— Что бы разгадать эту тайну (убедиться в правильности рассуждений), я предлагаю пройти в нашу лабораторию и стать экспериментаторами.
Пройдут туда те, кто назовет месяцы по временам года.
Дети проходят, называя месяца.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наша планета Земля движется вокруг Солнца?
Показ слайда/видеосюжета «Движение Земли вокруг Солнца»
— Наша планета Земля перемещается по траектории вокруг Солнца, совершая полный оборот в течение 1 года.
Главную роль играет угол наклона оси Земли.
Подвести детей к столу, на котором стоят глобус и лампа.
— Вы уже, наверное, догадались, что у нас будет обозначать лампа? Правильно лампа — это Солнце. Давайте на глобусе поставим метку, за передвижением которой будем наблюдать (Отметить красным кружочком)
По продвижению глобуса предложить детям порассуждать.
-Как вы думаете, какое время года с той стороной, которая обращена к Солнцу? Почему вы так думаете?
Что с противоположной стороны? Какое время года?
Можно предложить детям потрогать рукой одну сторону глобуса, затем противоположную.
— Земля постепенно вращается вокруг Солнца. Поэтому меняются времена года.
Ребята, а сколько месяцев длится каждое время года?
Так происходит смена времен года, за год Земли делает один оборот вокруг солнца.
— Какое время у нас сейчас?
— Давайте, найдем на глобусе наш город. (поставили фишку)
— Как освещает Солнце ту часть земли, где находится наш город.
— Значит, почему наступает смена времен года?
-Сколько оборотов делает Земля вокруг солнца за год?
Молодцы ребята. Мне кажется, нам пора отдохнуть. Давайте покинем нашу лабораторию и отдохнем.
Физкультминутка «Времена года».
В году четыре времени (показать 4 пальца правой руки)
И все они дружны (ладони обхватывают друг друга).
И эти четыре времени (обхватывают 4 пальца левой руки).
Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу).
Зимой год начинается, все снегом покрывается
(присесть, развести руки в стороны).
Весною продолжается, листочки появляются.
(изобразить руками листья).
Летом солнце греет, (руки вытянуть вверх)
А листья зеленеют (слегка покачивать ладонями).
Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее
(руки опустить вниз, качать из стороны и сторону)
И по полям развеет.
А после осени опять зима год будет продолжать.
(ходьба на месте).
Д/игра «Времена года»
— Ребята я хочу вам предложить одну интересную игру.
— у нас есть волшебные круги, которое обозначают определенное время года и карточки.
— давайте определим, какое время года соответствует белому кругу, зеленому, красному, желтому?
Дети по очереди крутят волчок и выполняют задания.
— Анализ правильности выполнения задания.
— Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.
— Как вы думаете, нам удалось помочь снеговику?
— Где мы сегодня с вами побывали?
— Что мы можем посоветовать Снеговику, чтобы он окончательно не растаял?
Но, а мы с вами очень рады весеннему солнышку. Давайте вспомнить игру
Пальчиковая игра «Солнечный зайчик»
Солнечный мой заинька,
(вытягивать вперед ладошку)
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька,
(ставить на ладонь указательный палец другой руки)
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать.
(следить взглядом за движением пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)
Вот закрыли мы глаза,
(закрыть глаза ладонями)
А солнышко играет:
Щечки теплые лучами
-Мы сегодня очень хорошо потрудились, а чтобы снеговик лучше запомнил, когда и как происходит смена времен года, я предлагаю вам раскрасить для него картинки «Времена года» и мы отправим письмо Снеговику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Уточняют представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов.
Данное занятие расширяет знания детей о птицах, живущих в городе, их питании. Закрепляет умение различать птиц по внешнему виду. Воспитывает заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Уточнить и расширить представления о весенних цветах на клумбе (тюльпан, гиацинт, нарцисс, фиалка, цикламен, подснежник)Расширять словарь детей через речевые игры.Учить видеть красоту цветущих р.
Интересное занятие для дошкольников подготовительной группы. Оно позволит показать знания дошкольников в разной области, научит рассуждать и уметь заглядывать в будущее. А герой, пришедший в гости к р.
Программное содержание: уточнять и обобщать знания детей о Российской армии, воспитывать патриотические чувства, уважение к солдатам и офицерам; приучать чтить память павших бойцов. Матер.
Конспект.по ознакомлению с окружающим миром для детей .
Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.Задачи: закреплять знания детей о родственных отношениях; развивать умение называть ближайших р.
Источник