Храм Солнца инков и Врата Бога: таинственный портал, ведущий в другие миры
Перу имеет богатую и загадочную историю. До сих пор сохранились древние народности Урос, Кечуа, Аймарра и Хиваро, известные своими методами мумификации головы; Вари и Чанкай, обладающие удивительными навыками изготовления масок. Эта страна — поистине мечта ученых-антропологов. Многие коренные народы с приходом инков были уничтожены, другие переселились на озеро Титикака, где и живут в уединении. Далее история страны напрямую связана с цивилизацией инков.
Давайте сегодня поговорим о некоторых памятных местах Перу, связанных именно с этой древней культурой.
Инки построили или добавили к уже существующим сооружениям большие архитектурные ансамбли, такие как Мачу-Пикчу, расположенный сразу за Куско, — axis mundi (ось мира) инков, и другие, не менее примечательные для туристов сейчас.
Монументальные достопримечательности Куско
Недалеко от Куско , поражающим своими величием и красотой, находятся другие удивительные места: это священное здание Уака в Тамбомачай, расположенное на священном естественном источнике, который инки использовали для ритуальных омовений, и крепость инков Саксайуаман. Туда можно добраться по узкой извилистой грунтовой дороге.
Объект построен из огромных известняковых, андезитовых и диоритовых каменных блоков, самый большой из которых весит 361 тонну. До сих пор неясно, как инки смогли перевозить такие блоки из карьеров почти в пяти милях (3,105 км) от нынешнего места расположения памятника.
Могучий Храм Солнца, Кориканча
Удивительный Храм Солнца Кориканча (Koricancha или Qoricancha), означающий «золотой двор», был первоначально посвящен богу Солнца Инти, и, как многие храмы, посвященные солнечным божествам, был украшен золотом. Первоначально храм назывался Инти Васи.
На пике своего могущества, храм был самым важным в империи инков. Для его строительства тоже были использованы большие камни. В каменные стены были вставлены золотые пластины, а сам храм украшен золотыми же статуями и вазами. Внутри храма располагались мумифицированные останки королей инков в царской одежде и с ритуальными предметами из золота. Жрицы Aclla Cuna (девственницы Солнца) заботились о них как о живых.
В храме находились и другие важные артефакты. Во внутреннем дворе стояли золотые статуи божеств и обожествленных предков в натуральную величину , а золотые алтари служили сценой, на которой Aclla Cuna готовили ритуальные блюда для подношения. Однако, среди всех священных артефактов, особенно почитался диск сделанный из чистого золота, так называемый солнечный диск.
Ключ от врат богов
Согласно легенде, этот диск был не просто декоративным или даже ритуальным предметом. Это был ключ к двери под названием La Puerta de Hayu Marca или Врата Богов. По легенде первый царь инков жрец Араму Муру взял этот золотой диск с собой на место древнего духовного города, в котором жители могли общаться с богами.
Легенда об Араму Муру
Согласно древней легенде инков, Араму Муру направился в священный город, расположенный вблизи озера Титикака. Он подошел к гигантскому дверному проему, вырезанному в склоне горы. На нем, в центре каменного углубления была выемка, в которую царь-жрец и поместил солнечный диск. Когда он это сделал, каменная дверь замерцала и стала аркой (порталом). Араму шагнул через портал, и исчез, а дверь снова превратилась в камень.
Больше Араму Муру никто не видел, а дверь никогда не открывалась. Считается, что солнечный диск все-таки нашелся и был возвращен в Куско. А впоследствии был похищен испанцами вместе с другими золотыми предметами храма.
Источник
Символика Врат Солнца
Фриз Врат Солнца четко делится по горизонтали на две части: верхняя часть – Бог Врат и его крылатые спутники, нижняя часть – меандровидный орнамент с солнцами.
Верхняя часть фриза
Композиция верхней части фриза имеет отчетливое деление по вертикали. Она распадается на центральную часть – изображение Бога Врат и две боковые части – изображение крылатых спутников.
1. Бог Врат
Верховное божество стоит на возвышении, которое, на мой взгляд, представляет собой усеченную ступенчатую пирамиду, окруженную рвом. Внутри пирамиды изображено сооружение с существом в его середине, которое мне не известно. Может быть, это рыба?
От прямоугольного центра внутреннего сооружения в боковых и нижнем направлениях отходят шесть голов хищных птиц на длинных шеях, – возможно, кондоров без гребешка (самок кондора?), ястребов или соколов. Скорее соколов или ястребов, поскольку изображения женских божеств для культуры Тиауанако не характерны. Однако сокол и ястреб в испанском языке часто обозначаются одним словом «halcón». Поэтому я буду называть этих птиц соколами. Кондор и сокол в андской религии считаются священными птицами, которые в системе ее символов являются связниками с верхним миром (ханан пача), где находятся царство богов, а также земля предков.
В верхнем направлении от прямоугольного центра исходят четыре головы пум, которые в андской религии относятся к кай паче – миру сейчас.
Если птицы безжизненно лежат на земле и символизируют смерть, то пумы яростно хотят вырваться наружу и символизируют рождение. Шеи у птиц неестественно изогнуты и, похоже, изображают трубы водоводов, как и шеи пум.
По всей вероятности, символика пирамиды Врат Солнца соответствует символике Акапаны, а композиция внутри пирамиды, как раз представляет то, что мы сейчас называем «дренажной системой» Акапаны.
Что за существо помещено слева и справа от пирамиды на фризе, очень хотелось бы узнать. Ведь им заканчивается самая большая «труба» пирамиды, причем находящаяся снаружи. Я назвала данную фигуру существом не случайно. На первый взгляд она похожа на цветок. Но по логике вещей цветы здесь неуместны.
Я повернула рисунок на 90 о и увидела голову в слезоточивой маске и короне. Корона состоит из неопознанного мной символа («колбы» – см. далее), а также отходящих от него влево и вправо двух кружочков-планет на изогнутых ножках. Голова принадлежит пуме. У нее такие же ушки, нос и рот, как и у всех других пум на фризе. Но хотя у изображения атрибуты пумы, все же хочется сказать, что это голова человека. Наверное, так оно и есть. Вспомните о человеке-пуме – Чачапуме, скульптура которого стояла у подножия парадной лестницы на Акапану. В результате подтверждается мое предположение о том, что на фризе изображена Акапана.
Таким образом, внутренняя часть пирамиды представляет собой изображение мира внутри земли, который является домом для смерти – тел умерших – и зарождающейся жизни – зародышей жизни. Снаружи пирамиды располагаются две головы царственных пум. Как я уже говорила, они символизируют кай пачу – здешний мир, или мир сейчас (мир людей, растений, животных, а также богов и духов). Над миром внутри земли и здешним миром, или священной горой возвышается в образе Бога Врат верхний мир, где обитают главные боги.
Для того чтобы легче прочесть символы плохо сохранившегося изображения головного убора Бога Врат, я сравнила его с очень похожим изображением на золотом изделии (рис. 3), принадлежащем, вероятнее всего, культуре Тиауанако–Уари. Скалящиеся пумы на конце лучей, исходящих из скругленных углов прямоугольника обвязки шлема, здесь весьма узнаваемы. Рядом с правым ухом божества находится голова сокола, а рядом с левым – голова верблюдового, по крайней мере, очень похоже. Остальные навершия лучей не ассоциируются ни с одним из известных мне наземных существ.
В центре верхней линии лучей надо лбом божества расположена фигура, напоминающая трезубец или морской полип. Ей придается, похоже, большое значение в андской религиозной символике. На многих артефактах она помещается в центр венца (короны) или сама является венцом на мелких изображениях. В данном случае фигура имеет вид круглодонной колбы с тремя параллельными горловинами, заткнутыми пробками-солнышками. «Колба» размещена на подставке из рапорта меандра. Здесь «колба» прозрачна и она наполнена жидкостью. Ну, конечно, может быть, это игра света и воображения. У Бога Врат «колба» представлена в виде пумы с венцом из трех лучей, которые в свою очередь также символизируют «колбу».
Лучи с навершиями из двух концентрических окружностей, которые я вслед за А. Познански назвала планетами, на золотой миниатюре (рис. 3) выглядят как что-то металлическое. В объемном варианте эти кружочки совсем не кажутся символами комет и планет. Луч-ножка у них не прямая, как шеи у пум, а изогнутая, но не слишком плавно, а скорее под углом, как шеи-трубы соколов в пирамиде. Впрочем, на венце божества со змеями (рис. 4) лучи с кругами на конце очень похожи на солнышки. Жаль, что остальные навершия не сохранились.
Я думаю, в тех элементах, которые не удается идентифицировать, а это не удается именно потому, что они уникальны, и содержатся главные ключи к пониманию послания Врат Солнца. Но, увы, эти ключи мне не дались. Вернее дались, но не для всех дверей.
Теперь о меандре[5], который присутствует на рельефе Бога Врат и двух золотых миниатюрах (рис. 3 и 4). У меня этот геометрический орнамент, который, несмотря на большое разнообразие вариантов, всегда имеет вид линии, ломанной под прямым углом, связывается, прежде всего, с Древней Грецией. У древних греков он ассоциировался с реально существующей необыкновенно извилистой рекой Меандр (ныне Большой Мендерес, Турция) в Малой Азии (Эфес). Ее имя греки и дали орнаменту. Меандр в Древней Греции использовался широко. Поэтому-то многие думают, что это исключительно греческий орнамент. На самом деле он был известен со времен неолита и являлся распространенным типом геометрического орнамента. Его часто изображали этруски, римляне, византийцы, индийцы.
В меандровой ленте орнамента люди видели глубокий символический смысл. Для них она отражала течение человеческой жизни. В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.
Сами ли индейцы изобрели меандр или он пришел к ним из Старого Света вместе с хитонами и фибулами, мы никогда не узнаем. Но индейцы, как и греки, придавали меандру символический смысл. Ведь, как известно, в изображении богов не может быть ничего случайного. На рельефе Бога Врат меандр образует кольцо вокруг его лица, таким образом усиливая символику вечности, поскольку кольцо также является символом вечности.
Я бы сказала, что вся центральная композиция верхней части фриза врат представляет собой космос андской религии. Здесь пирамида – это изображение мира внутри земли и здешнего мира, а Бог Врат – верхнего мира. В то же время Бог Врат и сам являет собой отражение сферы из трех миров в космическом пространстве: 1) головы, прикрепленные к поясу (духи умерших) – царство мертвых, 2) пумы на поясе – царство живых, 3) грудь божества с кружочками планет под подбородком, таинственный символ на центрально грудной пластине (скорее всего что-то техногенное) и также неизвестные символы на пластинах слева и справа, которые сверху заканчиваются головами соколов и ими как стрелками указывают на верховное божество, – царство богов. Голова Бога Врат изображает верховное божество, которое господствует над всеми тремя мирами-царствами и являет собой бога-солнце – источник жизни на земле и в небе.
Для непосвященных в тонкости андского космовидения жителей и гостей Тиауанако Бог Врат – бог солнце-человек – творец и господин всего сущего. В его власти находятся жизнь, смерть и рождение людей и животных, Земли и других небесных тел, а также богов.
2. Крылатые спутники
Лица крылатых спутников Бога Врат (рис. 5) также закрыты плачущими масками: одни – человеческими, а другие – птичьими. Поэтому последние и кажутся нам кондорами. Хотя у «кондоров» ноги птичьи. Значит это – человекокондоры.
И снова в каждой короне крылатых гениев мы видим изображение колбы с тремя параллельными горловинами (или морского полипа?). Сейчас это хочется назвать морской царевной. А рапорт меандра, на котором установлена «колба» на рис. 3, теперь находится на туловище спутников в человеческих масках и похож на нагрудный знак. У людей-кондоров «нагрудным знаком» служит символ сооружения внутри пирамиды, повторяющийся на центральной пластине и «подтяжках» доспеха Бога Врат.
Через одежду и тела спутников «просвечивают» кости скелета. Это впечатление усиливается, когда смотришь на голову человекокондора, где особенно четко виден курносый человеческий череп. Кондоры, как я уже говорила, символизируют царство мертвых, означают вестников, посланников – связников с миром наверху, где есть и земля богов, и земля предков. И действительно, вся символика крылатых гениев относится к царству смерти: хищные птицы, рыбы, ракушки. Если у многих символов андской религии может быть двоякое толкование, то ракушки всегда означают царство смерти. Впрочем, у существ в человеческих масках (нижний ряд на рис. 5) есть одно изображение пумы. Ее голова с длинной шеей прикрывает затылок.
Если композиция центральной части фриза представляет собой изображение всех трех миров андской религии с верховным богом над ними, то боковые части фриза с крылатыми спутники не что иное, как изображение царства смерти. И сам Бог Врат, хотя его голова-солнце возвышается над всеми фигурами, входит в композицию с крылатыми спутниками как ее центральная часть. Грозный Бог Врат крепко сжимает свое страшное оружие-жезлы с головами хищных птиц – символами смерти – на концах и как будто потрясает ими, призывая к себе крылатых спутников. И они спешат на его зов в своем стремительном беге.
Нижняя часть фриза
Нижняя часть фриза представляет собой меандровидный орнамент из усеченных ступенчатых пирамид с включенными в них изображениями солнца (рис. 7). Если принять, что пирамида означает мир внутри земли, который в андской религии является хранилищем тел умерших и зародышей, а хищные птицы, входящие в орнамент, символизируют царство мертвых, то получается, что меандровидный орнамент символизирует декабрьское солнцестояние, когда солнце вступает в царство мертвых и открывает им дорогу в царство живых. Об этом говорит и место орнамента: он является землей – основанием, низом для всей композиции фриза.
Однако композиция нижней части фриза завязана на меандре, который символизирует вечность через постоянное обновление, и солнце находится то внутри пирамиды, то снаружи (внутри перевернутой пирамиды). Это может означать бесконечную смену декабрьского солнцестояния июньским. В таком случае можно было бы трактовать всею композицию фриза действительно как каменный календарь, предназначенный, прежде всего, для определения двух солнцестояний. Но, как я уже говорила, все объекты Тиауанако как церемониального комплекса – это культовые объекты. Их культовое значение превалирует над астрономическим и астрологическим. Поэтому священные врата не могут быть просто календарем. Врата – это вход в храм, сиречь вход в определенную часть общей религиозной концепции. Другими словами, храм всегда посвящен кому-то или чему-то. И врата тем более.
Врата декабрьского солнца
Резюмируя, можно сказать следующее. Солнце, по андской религии, не может умереть. Поэтому на нижней части фриза и показано его постоянное возрождение. Однако солнце изображено в окружении хищных птиц – символов царства мертвых. И вся эта композиция размещена внизу космограммы – в царстве мертвых, которое есть и на Земле и в небе – в космосе. Следовательно, здесь солнце находится в земле мертвых и означает декабрьское солнцестояние. Только так можно объяснить положение солнца – главного божества – в нижней части всего фриза. Исходя из того, что и верхняя часть фриза пронизана символикой смерти, можно заключить, что Врата Солнца являлись входом в храм поминовения усопших. Точнее будет назвать его храмом почитания предков. Андцы верили в бессмертие души и воскресение тела, которое возвращало их сущности в телесной оболочке в мир сейчас. Но а пока духи предков находились в царстве мертвых, они могли возвращаться в мир сейчас только в определенное время – в декабрьское солнцестояние, во время которого живые общались со своими предками, оказывали им почести и просили совета и помощи. Это событие отмечалось как большой праздник. У инков он назывался Капак-Райми.
Но даже то, что, по моим предположениям, Врата Солнца вели в храм поминовения усопших, не объясняет слезы на лице грозного бога. Вряд ли на поминках в Андах плакали. Но, тем не менее, мне удалось найти золотую маску – почти полную копию головы Бога Врат (рис. 8). Если учесть, что, скорее всего, Врата Солнца были покрыты золотыми листами и инкрустированы бирюзой, то голова Бога Врат выглядела именно так.
Рис. 8[9]. Золотая маска, Тиауанако
Сохранились и другие золотые предметы с изображениями плачущей маски (рис. 9 – 12), которые относят к культуре Тиауанако.
Рис. 9[10]. Подвесной диск (disc pendant). Рис. 10[11]. Головное украшение
Рис. 11[12]. Маска. Рис. 12[13]. Головное украшение
На рис. 13 и 14 представлены золотые маски культуры Наски. На навершиях их лучей – один и тот же персонаж, но какой, я не знаю. На маске справа (размеры 18,4×21,8 см, Кливлендский музей искусств) также изображены слезы, но уже в виде спиралей. Ее плачущее лицо имеет бороду и густые брови.
Рис. 13[14] и 14[15]
О том, что на самом деле изображено на Вратах Солнца, читайте в исследовании «Послание Врат Солнца».
Источник