Меню

Врата бога солнца фон

Храм Солнца инков и Врата Бога: таинственный портал, ведущий в другие миры

Перу имеет богатую и загадочную историю. До сих пор сохранились древние народности Урос, Кечуа, Аймарра и Хиваро, известные своими методами мумификации головы; Вари и Чанкай, обладающие удивительными навыками изготовления масок. Эта страна — поистине мечта ученых-антропологов. Многие коренные народы с приходом инков были уничтожены, другие переселились на озеро Титикака, где и живут в уединении. Далее история страны напрямую связана с цивилизацией инков.

Давайте сегодня поговорим о некоторых памятных местах Перу, связанных именно с этой древней культурой.

Инки построили или добавили к уже существующим сооружениям большие архитектурные ансамбли, такие как Мачу-Пикчу, расположенный сразу за Куско, — axis mundi (ось мира) инков, и другие, не менее примечательные для туристов сейчас.

Монументальные достопримечательности Куско

Недалеко от Куско , поражающим своими величием и красотой, находятся другие удивительные места: это священное здание Уака в Тамбомачай, расположенное на священном естественном источнике, который инки использовали для ритуальных омовений, и крепость инков Саксайуаман. Туда можно добраться по узкой извилистой грунтовой дороге.

Объект построен из огромных известняковых, андезитовых и диоритовых каменных блоков, самый большой из которых весит 361 тонну. До сих пор неясно, как инки смогли перевозить такие блоки из карьеров почти в пяти милях (3,105 км) от нынешнего места расположения памятника.

Могучий Храм Солнца, Кориканча

Удивительный Храм Солнца Кориканча (Koricancha или Qoricancha), означающий «золотой двор», был первоначально посвящен богу Солнца Инти, и, как многие храмы, посвященные солнечным божествам, был украшен золотом. Первоначально храм назывался Инти Васи.

На пике своего могущества, храм был самым важным в империи инков. Для его строительства тоже были использованы большие камни. В каменные стены были вставлены золотые пластины, а сам храм украшен золотыми же статуями и вазами. Внутри храма располагались мумифицированные останки королей инков в царской одежде и с ритуальными предметами из золота. Жрицы Aclla Cuna (девственницы Солнца) заботились о них как о живых.

В храме находились и другие важные артефакты. Во внутреннем дворе стояли золотые статуи божеств и обожествленных предков в натуральную величину , а золотые алтари служили сценой, на которой Aclla Cuna готовили ритуальные блюда для подношения. Однако, среди всех священных артефактов, особенно почитался диск сделанный из чистого золота, так называемый солнечный диск.

Ключ от врат богов

Согласно легенде, этот диск был не просто декоративным или даже ритуальным предметом. Это был ключ к двери под названием La Puerta de Hayu Marca или Врата Богов. По легенде первый царь инков жрец Араму Муру взял этот золотой диск с собой на место древнего духовного города, в котором жители могли общаться с богами.

Легенда об Араму Муру

Согласно древней легенде инков, Араму Муру направился в священный город, расположенный вблизи озера Титикака. Он подошел к гигантскому дверному проему, вырезанному в склоне горы. На нем, в центре каменного углубления была выемка, в которую царь-жрец и поместил солнечный диск. Когда он это сделал, каменная дверь замерцала и стала аркой (порталом). Араму шагнул через портал, и исчез, а дверь снова превратилась в камень.

Больше Араму Муру никто не видел, а дверь никогда не открывалась. Считается, что солнечный диск все-таки нашелся и был возвращен в Куско. А впоследствии был похищен испанцами вместе с другими золотыми предметами храма.

Источник

Символика Врат Солнца

Фриз Врат Солнца четко делится по гори­зон­тали на две части: верх­няя часть – Бог Врат и его кры­ла­тые спут­ники, ниж­няя часть – меанд­ро­вид­ный орна­мент с солнцами.

Верх­няя часть фриза

Ком­по­зи­ция верх­ней части фриза имеет отчет­ли­вое деле­ние по вер­ти­кали. Она рас­па­да­ется на цен­траль­ную часть – изоб­ра­же­ние Бога Врат и две боко­вые части – изоб­ра­же­ние кры­ла­тых спутников.

1. Бог Врат

Вер­хов­ное боже­ство стоит на воз­вы­ше­нии, кото­рое, на мой взгляд, пред­став­ляет собой усе­чен­ную сту­пен­ча­тую пира­миду, окру­жен­ную рвом. Внутри пира­миды изоб­ра­жено соору­же­ние с суще­ством в его сере­дине, кото­рое мне не известно. Может быть, это рыба?

От пря­мо­уголь­ного цен­тра внут­рен­него соору­же­ния в боко­вых и ниж­нем направ­ле­ниях отхо­дят шесть голов хищ­ных птиц на длин­ных шеях, – воз­можно, кон­до­ров без гре­бешка (самок кон­дора?), яст­ре­бов или соко­лов. Ско­рее соко­лов или яст­ре­бов, поскольку изоб­ра­же­ния жен­ских божеств для куль­туры Тиа­у­а­нако не харак­терны. Однако сокол и яст­реб в испан­ском языке часто обо­зна­ча­ются одним сло­вом «halcón». Поэтому я буду назы­вать этих птиц соко­лами. Кон­дор и сокол в анд­ской рели­гии счи­та­ются свя­щен­ными пти­цами, кото­рые в системе ее сим­во­лов явля­ются связ­ни­ками с верх­ним миром (ханан пача), где нахо­дятся цар­ство богов, а также земля предков.

Читайте также:  Между нами солнце цитаты

В верх­нем направ­ле­нии от пря­мо­уголь­ного цен­тра исхо­дят четыре головы пум, кото­рые в анд­ской рели­гии отно­сятся к кай паче – миру сей­час.

Если птицы без­жиз­ненно лежат на земле и сим­во­ли­зи­руют смерть, то пумы яростно хотят вырваться наружу и сим­во­ли­зи­руют рож­де­ние. Шеи у птиц неесте­ственно изо­гнуты и, похоже, изоб­ра­жают трубы водо­во­дов, как и шеи пум.

По всей веро­ят­но­сти, сим­во­лика пира­миды Врат Солнца соот­вет­ствует сим­во­лике Ака­паны, а ком­по­зи­ция внутри пира­миды, как раз пред­став­ляет то, что мы сей­час назы­ваем «дре­наж­ной систе­мой» Акапаны.

Что за суще­ство поме­щено слева и справа от пира­миды на фризе, очень хоте­лось бы узнать. Ведь им закан­чи­ва­ется самая боль­шая «труба» пира­миды, при­чем нахо­дя­ща­яся сна­ружи. Я назвала дан­ную фигуру суще­ством не слу­чайно. На пер­вый взгляд она похожа на цве­ток. Но по логике вещей цветы здесь неуместны.

Я повер­нула рису­нок на 90 о и уви­дела голову в сле­зо­то­чи­вой маске и короне. Корона состоит из неопо­знан­ного мной сим­вола («колбы» – см. далее), а также отхо­дя­щих от него влево и вправо двух кружочков-планет на изо­гну­тых нож­ках. Голова при­над­ле­жит пуме. У нее такие же ушки, нос и рот, как и у всех дру­гих пум на фризе. Но хотя у изоб­ра­же­ния атри­буты пумы, все же хочется ска­зать, что это голова чело­века. Навер­ное, так оно и есть. Вспом­ните о человеке-пуме – Чача­пуме, скульп­тура кото­рого сто­яла у под­но­жия парад­ной лест­ницы на Ака­пану. В резуль­тате под­твер­жда­ется мое пред­по­ло­же­ние о том, что на фризе изоб­ра­жена Акапана.

Таким обра­зом, внут­рен­няя часть пира­миды пред­став­ляет собой изоб­ра­же­ние мира внутри земли, кото­рый явля­ется домом для смерти – тел умер­ших – и зарож­да­ю­щейся жизни – заро­ды­шей жизни. Сна­ружи пира­миды рас­по­ла­га­ются две головы цар­ствен­ных пум. Как я уже гово­рила, они сим­во­ли­зи­руют кай пачу – здеш­ний мир, или мир сей­час (мир людей, рас­те­ний, живот­ных, а также богов и духов). Над миром внутри земли и здеш­ним миром, или свя­щен­ной горой воз­вы­ша­ется в образе Бога Врат верх­ний мир, где оби­тают глав­ные боги.

Для того чтобы легче про­честь сим­волы плохо сохра­нив­ше­гося изоб­ра­же­ния голов­ного убора Бога Врат, я срав­нила его с очень похо­жим изоб­ра­же­нием на золо­том изде­лии (рис. 3), при­над­ле­жа­щем, веро­ят­нее всего, куль­туре Тиауанако–Уари. Ска­ля­щи­еся пумы на конце лучей, исхо­дя­щих из скруг­лен­ных углов пря­мо­уголь­ника обвязки шлема, здесь весьма узна­ва­емы. Рядом с пра­вым ухом боже­ства нахо­дится голова сокола, а рядом с левым – голова вер­блю­до­вого, по край­ней мере, очень похоже. Осталь­ные навер­шия лучей не ассо­ци­и­ру­ются ни с одним из извест­ных мне назем­ных существ.

В цен­тре верх­ней линии лучей надо лбом боже­ства рас­по­ло­жена фигура, напо­ми­на­ю­щая трезу­бец или мор­ской полип. Ей при­да­ется, похоже, боль­шое зна­че­ние в анд­ской рели­ги­оз­ной сим­во­лике. На мно­гих арте­фак­тах она поме­ща­ется в центр венца (короны) или сама явля­ется вен­цом на мел­ких изоб­ра­же­ниях. В дан­ном слу­чае фигура имеет вид круг­ло­дон­ной колбы с тремя парал­лель­ными гор­ло­ви­нами, заткну­тыми пробками-солнышками. «Колба» раз­ме­щена на под­ставке из рапорта меандра. Здесь «колба» про­зрачна и она напол­нена жид­ко­стью. Ну, конечно, может быть, это игра света и вооб­ра­же­ния. У Бога Врат «колба» пред­став­лена в виде пумы с вен­цом из трех лучей, кото­рые в свою оче­редь также сим­во­ли­зи­руют «колбу».

Лучи с навер­ши­ями из двух кон­цен­три­че­ских окруж­но­стей, кото­рые я вслед за А. Познан­ски назвала пла­не­тами, на золо­той мини­а­тюре (рис. 3) выгля­дят как что-то метал­ли­че­ское. В объ­ем­ном вари­анте эти кру­жочки совсем не кажутся сим­во­лами комет и пла­нет. Луч-ножка у них не пря­мая, как шеи у пум, а изо­гну­тая, но не слиш­ком плавно, а ско­рее под углом, как шеи-трубы соко­лов в пира­миде. Впро­чем, на венце боже­ства со зме­ями (рис. 4) лучи с кру­гами на конце очень похожи на сол­нышки. Жаль, что осталь­ные навер­шия не сохранились.

Я думаю, в тех эле­мен­тах, кото­рые не уда­ется иден­ти­фи­ци­ро­вать, а это не уда­ется именно потому, что они уни­кальны, и содер­жатся глав­ные ключи к пони­ма­нию посла­ния Врат Солнца. Но, увы, эти ключи мне не дались. Вер­нее дались, но не для всех дверей.

Читайте также:  Кто еще пел звезда по имени солнце

Теперь о меандре[5], кото­рый при­сут­ствует на рельефе Бога Врат и двух золо­тых мини­а­тю­рах (рис. 3 и 4). У меня этот гео­мет­ри­че­ский орна­мент, кото­рый, несмотря на боль­шое раз­но­об­ра­зие вари­ан­тов, все­гда имеет вид линии, ломан­ной под пря­мым углом, свя­зы­ва­ется, прежде всего, с Древ­ней Гре­цией. У древ­них гре­ков он ассо­ци­и­ро­вался с реально суще­ству­ю­щей необык­но­венно изви­ли­стой рекой Меандр (ныне Боль­шой Мен­де­рес, Тур­ция) в Малой Азии (Эфес). Ее имя греки и дали орна­менту. Меандр в Древ­ней Гре­ции исполь­зо­вался широко. Поэтому-то мно­гие думают, что это исклю­чи­тельно гре­че­ский орна­мент. На самом деле он был изве­стен со вре­мен нео­лита и являлся рас­про­стра­нен­ным типом гео­мет­ри­че­ского орна­мента. Его часто изоб­ра­жали этруски, рим­ляне, визан­тийцы, индийцы.

В меанд­ро­вой ленте орна­мента люди видели глу­бо­кий сим­во­ли­че­ский смысл. Для них она отра­жала тече­ние чело­ве­че­ской жизни. В Древ­ней Гре­ции меандр сим­во­ли­зи­ро­вал веч­ность, дости­га­е­мую вос­про­из­вод­ством: ста­ре­ю­щее суще­ство, сме­ня­е­мое моло­дым, ста­но­вится тем самым бес­смерт­ным; ста­рая сущ­ность сжи­ма­ется, а новая разворачивается.

Сами ли индейцы изоб­рели меандр или он при­шел к ним из Ста­рого Света вме­сте с хито­нами и фибу­лами, мы нико­гда не узнаем. Но индейцы, как и греки, при­да­вали меандру сим­во­ли­че­ский смысл. Ведь, как известно, в изоб­ра­же­нии богов не может быть ничего слу­чай­ного. На рельефе Бога Врат меандр обра­зует кольцо вокруг его лица, таким обра­зом уси­ли­вая сим­во­лику веч­но­сти, поскольку кольцо также явля­ется сим­во­лом вечности.

Я бы ска­зала, что вся цен­траль­ная ком­по­зи­ция верх­ней части фриза врат пред­став­ляет собой кос­мос анд­ской рели­гии. Здесь пира­мида – это изоб­ра­же­ние мира внутри земли и здеш­него мира, а Бог Врат – верх­него мира. В то же время Бог Врат и сам являет собой отра­же­ние сферы из трех миров в кос­ми­че­ском про­стран­стве: 1) головы, при­креп­лен­ные к поясу (духи умер­ших) – цар­ство мерт­вых, 2) пумы на поясе – цар­ство живых, 3) грудь боже­ства с кру­жоч­ками пла­нет под под­бо­род­ком, таин­ствен­ный сим­вол на цен­трально груд­ной пла­стине (ско­рее всего что-то тех­но­ген­ное) и также неиз­вест­ные сим­волы на пла­сти­нах слева и справа, кото­рые сверху закан­чи­ва­ются голо­вами соко­лов и ими как стрел­ками ука­зы­вают на вер­хов­ное боже­ство, – цар­ство богов. Голова Бога Врат изоб­ра­жает вер­хов­ное боже­ство, кото­рое гос­под­ствует над всеми тремя мирами-царствами и являет собой бога-солнце – источ­ник жизни на земле и в небе.

Для непо­свя­щен­ных в тон­ко­сти анд­ского кос­мо­ви­де­ния жите­лей и гостей Тиа­у­а­нако Бог Врат – бог солнце-человек – тво­рец и гос­по­дин всего сущего. В его вла­сти нахо­дятся жизнь, смерть и рож­де­ние людей и живот­ных, Земли и дру­гих небес­ных тел, а также богов.

2. Кры­ла­тые спутники

Лица кры­ла­тых спут­ни­ков Бога Врат (рис. 5) также закрыты пла­чу­щими мас­ками: одни – чело­ве­че­скими, а дру­гие – пти­чьими. Поэтому послед­ние и кажутся нам кон­до­рами. Хотя у «кон­до­ров» ноги пти­чьи. Зна­чит это – человекокондоры.

И снова в каж­дой короне кры­ла­тых гениев мы видим изоб­ра­же­ние колбы с тремя парал­лель­ными гор­ло­ви­нами (или мор­ского полипа?). Сей­час это хочется назвать мор­ской царев­ной. А рапорт меандра, на кото­ром уста­нов­лена «колба» на рис. 3, теперь нахо­дится на туло­вище спут­ни­ков в чело­ве­че­ских мас­ках и похож на нагруд­ный знак. У людей-кондоров «нагруд­ным зна­ком» слу­жит сим­вол соору­же­ния внутри пира­миды, повто­ря­ю­щийся на цен­траль­ной пла­стине и «под­тяж­ках» доспеха Бога Врат.

Через одежду и тела спут­ни­ков «про­све­чи­вают» кости ске­лета. Это впе­чат­ле­ние уси­ли­ва­ется, когда смот­ришь на голову чело­ве­ко­кон­дора, где осо­бенно четко виден кур­но­сый чело­ве­че­ский череп. Кон­доры, как я уже гово­рила, сим­во­ли­зи­руют цар­ство мерт­вых, озна­чают вест­ни­ков, послан­ни­ков – связ­ни­ков с миром наверху, где есть и земля богов, и земля пред­ков. И дей­стви­тельно, вся сим­во­лика кры­ла­тых гениев отно­сится к цар­ству смерти: хищ­ные птицы, рыбы, ракушки. Если у мно­гих сим­во­лов анд­ской рели­гии может быть дво­я­кое тол­ко­ва­ние, то ракушки все­гда озна­чают цар­ство смерти. Впро­чем, у существ в чело­ве­че­ских мас­ках (ниж­ний ряд на рис. 5) есть одно изоб­ра­же­ние пумы. Ее голова с длин­ной шеей при­кры­вает затылок.

Если ком­по­зи­ция цен­траль­ной части фриза пред­став­ляет собой изоб­ра­же­ние всех трех миров анд­ской рели­гии с вер­хов­ным богом над ними, то боко­вые части фриза с кры­ла­тыми спут­ники не что иное, как изоб­ра­же­ние цар­ства смерти. И сам Бог Врат, хотя его голова-солнце воз­вы­ша­ется над всеми фигу­рами, вхо­дит в ком­по­зи­цию с кры­ла­тыми спут­ни­ками как ее цен­траль­ная часть. Гроз­ный Бог Врат крепко сжи­мает свое страш­ное оружие-жезлы с голо­вами хищ­ных птиц – сим­во­лами смерти – на кон­цах и как будто потря­сает ими, при­зы­вая к себе кры­ла­тых спут­ни­ков. И они спе­шат на его зов в своем стре­ми­тель­ном беге.

Читайте также:  Что сделать с кожей от ожога солнцем

Ниж­няя часть фриза

Ниж­няя часть фриза пред­став­ляет собой меанд­ро­вид­ный орна­мент из усе­чен­ных сту­пен­ча­тых пира­мид с вклю­чен­ными в них изоб­ра­же­ни­ями солнца (рис. 7). Если при­нять, что пира­мида озна­чает мир внутри земли, кото­рый в анд­ской рели­гии явля­ется хра­ни­ли­щем тел умер­ших и заро­ды­шей, а хищ­ные птицы, вхо­дя­щие в орна­мент, сим­во­ли­зи­руют цар­ство мерт­вых, то полу­ча­ется, что меанд­ро­вид­ный орна­мент сим­во­ли­зи­рует декабрь­ское солн­це­сто­я­ние, когда солнце всту­пает в цар­ство мерт­вых и откры­вает им дорогу в цар­ство живых. Об этом гово­рит и место орна­мента: он явля­ется зем­лей – осно­ва­нием, низом для всей ком­по­зи­ции фриза.

Однако ком­по­зи­ция ниж­ней части фриза завя­зана на меандре, кото­рый сим­во­ли­зи­рует веч­ность через посто­ян­ное обнов­ле­ние, и солнце нахо­дится то внутри пира­миды, то сна­ружи (внутри пере­вер­ну­той пира­миды). Это может озна­чать бес­ко­неч­ную смену декабрь­ского солн­це­сто­я­ния июнь­ским. В таком слу­чае можно было бы трак­то­вать всею ком­по­зи­цию фриза дей­стви­тельно как камен­ный кален­дарь, пред­на­зна­чен­ный, прежде всего, для опре­де­ле­ния двух солн­це­сто­я­ний. Но, как я уже гово­рила, все объ­екты Тиа­у­а­нако как цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса – это куль­то­вые объ­екты. Их куль­то­вое зна­че­ние пре­ва­ли­рует над аст­ро­но­ми­че­ским и аст­ро­ло­ги­че­ским. Поэтому свя­щен­ные врата не могут быть про­сто кален­да­рем. Врата – это вход в храм, сиречь вход в опре­де­лен­ную часть общей рели­ги­оз­ной кон­цеп­ции. Дру­гими сло­вами, храм все­гда посвя­щен кому-то или чему-то. И врата тем более.

Врата декабрь­ского солнца

Резю­ми­руя, можно ска­зать сле­ду­ю­щее. Солнце, по анд­ской рели­гии, не может уме­реть. Поэтому на ниж­ней части фриза и пока­зано его посто­ян­ное воз­рож­де­ние. Однако солнце изоб­ра­жено в окру­же­нии хищ­ных птиц – сим­во­лов цар­ства мерт­вых. И вся эта ком­по­зи­ция раз­ме­щена внизу кос­мо­граммы – в цар­стве мерт­вых, кото­рое есть и на Земле и в небе – в кос­мосе. Сле­до­ва­тельно, здесь солнце нахо­дится в земле мерт­вых и озна­чает декабрь­ское солн­це­сто­я­ние. Только так можно объ­яс­нить поло­же­ние солнца – глав­ного боже­ства – в ниж­ней части всего фриза. Исходя из того, что и верх­няя часть фриза про­ни­зана сим­во­ли­кой смерти, можно заклю­чить, что Врата Солнца явля­лись вхо­дом в храм поми­но­ве­ния усоп­ших. Точ­нее будет назвать его хра­мом почи­та­ния пред­ков. Андцы верили в бес­смер­тие души и вос­кре­се­ние тела, кото­рое воз­вра­щало их сущ­но­сти в телес­ной обо­лочке в мир сей­час. Но а пока духи пред­ков нахо­ди­лись в цар­стве мерт­вых, они могли воз­вра­щаться в мир сей­час только в опре­де­лен­ное время – в декабрь­ское солн­це­сто­я­ние, во время кото­рого живые обща­лись со сво­ими пред­ками, ока­зы­вали им поче­сти и про­сили совета и помощи. Это собы­тие отме­ча­лось как боль­шой празд­ник. У инков он назы­вался Капак-Райми.

Но даже то, что, по моим пред­по­ло­же­ниям, Врата Солнца вели в храм поми­но­ве­ния усоп­ших, не объ­яс­няет слезы на лице гроз­ного бога. Вряд ли на помин­ках в Андах пла­кали. Но, тем не менее, мне уда­лось найти золо­тую маску – почти пол­ную копию головы Бога Врат (рис. 8). Если учесть, что, ско­рее всего, Врата Солнца были покрыты золо­тыми листами и инкру­сти­ро­ваны бирю­зой, то голова Бога Врат выгля­дела именно так.

Рис. 8[9]. Золо­тая маска, Тиауанако

Сохра­ни­лись и дру­гие золо­тые пред­меты с изоб­ра­же­ни­ями пла­чу­щей маски (рис. 9 – 12), кото­рые отно­сят к куль­туре Тиауанако.

Рис. 9[10]. Под­вес­ной диск (disc pendant). Рис. 10[11]. Голов­ное украшение

Рис. 11[12]. Маска. Рис. 12[13]. Голов­ное украшение

На рис. 13 и 14 пред­став­лены золо­тые маски куль­туры Наски. На навер­шиях их лучей – один и тот же пер­со­наж, но какой, я не знаю. На маске справа (раз­меры 18,4×21,8 см, Клив­ленд­ский музей искусств) также изоб­ра­жены слезы, но уже в виде спи­ра­лей. Ее пла­чу­щее лицо имеет бороду и густые брови.

Рис. 13[14] и 14[15]

О том, что на самом деле изоб­ра­жено на Вра­тах Солнца, читайте в иссле­до­ва­нии «Посла­ние Врат Солнца».

Источник

Adblock
detector