ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильмы про моряков и подводников?
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните творчество Дмитрия Харатьяна?
ТЕСТ: Угадайте фильмы с «женскими» названиями по одному кадру!
ТЕСТ: Хорошо ли вы помните фильм «Приключения Электроника»?
Журнал
Как снималась космическая драма «Время первых»
Кто был главным консультантом фильма, как создавали невесомость и почему Юрия Быкова отстранили от съёмок…
Идея снять фильм о выходе человека в открытый космос принадлежит актёру Евгению Миронову. Он посмотрел документальный фильм про космонавта Алексея Леонова и захотел лично познакомиться с легендой. В 1965 году Алексей Леонов стал первым человеком в истории, который шагнул за борт корабля «Восход-2» в неизведанное космическое пространство… Миронов взял с собой сценариста Юрия Короткова, и они поехали в гости. В результате встречи Алексей Леонов одобрил затею и согласился стать главным консультантом будущего фильма. Евгений Миронов был не только продюсером масштабного проекта, но и сыграл главную роль.
Подробности первого выхода человека в открытый космос долгое время были засекречены. За успешным покорением Советским Союзом космического пространства скрывалась череда нештатных ситуаций. Чтобы обогнать американцев, полёт корабля «Восход-2» перенесли с запланированного 1967 года на 1965-й, и у конструкторов осталось минимальное количество времени на расчеты и испытания…
Одна накладка случилась непосредственно при выходе в космос — скафандр Алексея Леонова раздулся так, что космонавт с трудом смог вернуться в шлюз. При возвращении на землю автоматика не смогла «отстрелить» камеру с космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым, и им пришлось садиться в ручном режиме. Они оказались посреди тайги в -25 мороза и подали сигнал бедствия. Через четыре часа их нашли спасатели, но не смогли забрать, так как вертолёту просто было негде сесть. Космонавтам сбросили продукты и тёплую одежду, и ночь они провели в тайге. Спасатели на лыжах добрались до них только на следующий день.
Снимать фильм «Время первых» начал режиссёр социальных драм Юрий Быков, но на двух третях фильма продюсеры отстранили его от работы. По официальной версии — не устроило режиссёрское видение космоса, по кулуарной — Быков вёл кино в сторону человеческой драмы, а продюсеры хотели зрелищный фильм-катастрофу, наш ответ голливудской «Гравитации». Так как сцены на земле почти все закончили, нового режиссёра Дмитрия Киселёва пригласили заняться космическими эпизодами и финалом фильма.
Юрий Быков подробно снимал историю становления Первого отряда — в фильме был и Гагарин, и Терешкова, и другие известные космонавты, а сам полёт был уже ближе к концу фильма. Новый режиссёр решил, что появление Гагарина сразу оттянет внимание зрителей от главного героя фильма, и вырезал все сцены с его участием. В целом в корзину отправилось минут 40 экранного времени — почти всё, что не относилось непосредственно к полёту. Сценарий практически весь переписали, а то, что уцелело от первоначальной версии фильма, было перемонтировано.
Помимо Алексея Леонова над фильмом работали и другие люди, знающие о космосе не понаслышке. Съёмки консультировал и Виктор Благов, который принимал участие ещё в подготовке гагаринского старта, а позже руководил запуском «Восхода-2». Одного из героев второго плана озвучил действующий космонавт Фёдор Юрчихин. Художникам фильма дали доступ к информации о внешних данных космических приборов, но посмотреть на них вживую не пустили — все устройства до сих пор засекречены. Зато создатели фильма и актёры провели немало времени в Центре подготовки космонавтов, правда снимать там тоже не разрешили.
Роль напарника Алексея Леонова — космонавта Павла Беляева — сыграл Константин Хабенский. Его утвердили без проб, так как продюсеры фильма хотели, чтобы именно он сыграл этого героя. К съёмкам Хабенский и Миронов готовились в спортзале — им предстояло сниматься в скафандрах, которые весили 30 килограмм. Это были облегчённые версии настоящих скафандров 60-х — их делали специально для съёмок, но из материалов, которые используются в космонавтике.
Одними из самых сложных были сцены в невесомости — Евгений Миронов вспоминал, что два дня на тросах ему дались очень тяжело. Постановщик трюков придумал систему подвесов, которая балансировала вес актёров. В расслабленном состоянии они действительно чувствовали невесомость, зато для движений в пространстве надо было сильно напрягаться, сохраняя при этом невозмутимое выражение лица…
Для съёмок разработали систему дополненной реальности, которая позволяла режиссёру и оператору видеть на экранах актёров не на зелёном фоне, а непосредственно «в космосе». Некоторые кадры снимали в перевёрнутых декорациях, правда, при этом актёрам приходилось висеть вниз головой. Именно так снимали сцену в шлюзе, где Евгений Миронов безуспешно пытался повторить трюк Алексея Леонова — кувырок в узком пространстве.
Основная часть съёмок проходила в Москве. В одном из ангаров бывшего завода ЗИЛ художники выстроили три макета «Восхода-2» почти в натуральную величину. В одном из них снимали интерьеры корабля, второй использовали для «космических» эпизодов, а третий — для сцен в тайге. Саму тайгу снимали около посёлка Усьва в Пермском крае, где несколько лет назад работала съёмочная группа фильма «Географ глобус пропил». До этой съёмочной площадки добираться приходилось с помощью альпинистского снаряжения.
Фильм планировали выпустить в прокат в 2016 году, но из-за смены режиссёра в сроки не уложились и перенесли премьеру на апрель 2017 году. Оказалось, что на эти даты в планах уже стоит другая космическая драма — «Салют-7». Уступать, конечно, никто не хотел и к конфликту подключили Министерство культуры. Там создали экспертный совет, в который вошли продюсеры, режиссёры и кинопрокатчики, посмотревшие оба фильма. После споров было вынесено решение — «Салют-7» переносится на осень, к юбилею запуска первого искусственного спутника Земли, а «Время первых» триумфально выходит ко Дню космонавтики.
Источник
Фильм «Время первых»: у космонавтов ничего, кроме ракетницы
140,3 миллиона рублей, 28 519 сеансов, 490,7 тысячи зрителей – таковы цифры проката фильма режиссера Дмитрия Киселева «Время первых» по данным на 11 апреля 2017 года. Картина пока не делает рекордно больших сборов, несмотря на то, что ради нее была отодвинута на более позднюю дату премьера фильма «Форсаж 8», а крупные сети кинотеатров согласились отдать ей 35 процентов сеансов. Тем не менее, очевидно, что сопоставить «Время первых», например, с лентами-миллиардерами «Викинг» и «Притяжение» по кассовости не получится.
«Время первых» — не только об истории освоения космоса, и даже не о человеке в безвоздушном пространстве, а обо всем нам нечуждом человеческом, живом и настоящем, что стоит за любым свершением. Картина Дмитрия Киселева получилась неожиданно трогательной, в меру героической и местами весьма напряженной эмоционально (девушка на соседнем кресле рыдала в особо грустные моменты, и не только она). Но, если отбросить психологическую составляющую и прекрасную игру актеров (состав «звездный»: Константин Хабенский, Евгений Миронов, Владимир Ильин и другие), то заметнее становятся фактические огрехи в картине.
Валерий Поташов нашел погрешности в фильме. Фото Михаила Пермина
Идет холодная война между США и Советским Союзом – непростое время гонки освоения космического пространства. Соединенные Штаты собирались первыми осуществить выход человека в открытый космос. Стало известно, что старт американского корабля запланирован на 28 апреля 1965 года. Однако руководство СССР решило опередить их: старт «Восхода-2» назначен на 18 марта. Идет подбор экипажа корабля.
В первом же эпизоде допущена неточность. У самолета летчика-испытателя Алексея Леонова (Евгений Миронов) горит один из двигателей. Пилот связывается с «землей» и по форме запрашивает разрешение на тушение пожара. Приказ – не тушить. Самолет нужно направить в поля и катапультироваться. Катапульта не срабатывает, и Леонов самовольно гасит пламя, почти у самой земли запускает мотор. По сюжету все эти действия укладываются в несколько долгих минут.
– Леонов должен был действовать сам, – летчик-испытатель Валерий Поташов, посмотревший фильм в Новосибирске одним из первых. – У него не могло быть этих минут: максимум 20-40 секунд на принятие решения, или он погиб. Пока он спрашивал разрешения и ждал ответа, мог уже сгореть.
Итак, экипаж выбран: командир – подполковник Павел Беляев (Константин Хабенский), второй пилот – майор Алексей Леонов. Беляев изображен в фильме второстепенным героем с минимумом биографических данных. Далеко не сразу было понятно, что Татьяна (Елена Панова), постоянно присутствующая в квартире главного героя, не просто подруга Светланы Леоновой (Александра Урсуляк), а жена Павла.
Скафандры и летательный аппарат показаны максимально реалистично. Кадр из фильма «Время первых»
Герой Евгения Миронова по фильму веселый, неунывающий, мечтательный, геройски храбрый. Но им, конечно же, движет не желание отличиться: он с детства грезил космосом. «Я звезды вижу сквозь потолок», – признается он жене. Постоянно шутит, подбадривает своего друга. Именно он убеждает Беляева, несмотря на серьезную травму последнего, лететь с ним в космос.
Подготовка и взлет, скафандры и сам летательный аппарат были показаны в фильме максимально реалистично. Кстати, скафандры для съемок шились из настоящих «космических» материалов, поэтому из-за синтетического состава ткани Константину Хабенскому и Евгению Миронову пришлось изрядно попотеть. Известно, что и подготовка актеров к полету тоже была нешуточной: актеры провели в спортзале множество часов, тренируя свою выносливость.
Если знаешь фактический материал, то можно заметить пару несоответствий. Первое – на корабле были установлены две камеры, еще на одну снимал видео сам космонавт, а в фильме показана только одна у входа в шлюз. И еще: со слов самого космонавта Леонова, свет Солнца, который он увидел при выходе из люка, «был сильнее электросварки», и поэтому он опустил защитный фильтр на глаза. Киношный же Леонов, наоборот, открывает его полностью. Но с точки зрения сюжета эти неточности не имеют большого значения. И без двух недостающих камер кадры изобилуют множеством других технических подробностей устройства корабля, а также потрясающими видами Земли и космоса.
Режиссер на протяжении всего фильма возвращает нас в детские воспоминания главного героя, показывая, что именно оттуда родом его мечта о космосе. Даже во время аварийной ситуации внутри капсулы от переизбытка кислорода Алексею мерещится «гнездышко» той самой птички, ради которой он рисковал жизнью в детстве. Показано с юмором, а за героя тревожно: вдруг не получится открутить нужную трубку.
В самом конце фильма герои, пройдя закалку космосом и попав в суровую уральскую тайгу, практически замерзают насмерть в ожидании спасения. Немного непонятно, почему они не поддерживали разведенный огонь и не пытались согреться или поесть. В реальности же космонавты и костер жгли, и внутренней обивкой со стен корабля утеплились, набив ею скафандры.
– Мне не ясно, почему в фильме у Леонова и Беляева, кроме ракетницы, ничего нет. Должны быть запасы, одежда. Летчики-испытатели проходят специальную подготовку, и в состоянии двое-трое суток продержаться в любой ситуации. Они могли бы подать сигнал огнем, например. Ребята слишком быстро морально сломались, – удивляется летчик Валерий Поташов.
Непонятно, кому в действительности нужно адресовать свои сомнения Валерию Серпионовичу — режиссеру и сценаристам или людям из далекого прошлого, понадеявшимся на русский авось.
Окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков (1967 — 1971 гг.), после чего работал там же инструктором выпускного курса. С 1978 года служил в 132-й авиадивизии в Калининградской области. Почетный выпускник Центра подготовки летчиков-испытателей ВВС. С 1980 года — летчик-испытатель Новосибирского авиационного завода имени Чкалова.
Валерий Поташов учился на одном курсе в авиационном училище с вице-президентом России и экс-губернатором Курской области Александром Руцким и летал с ним в одном экипаже.
Источник
Время первых кадры космоса
Московские киноделы в очередной раз выбрали леса Пермского края местом для работы. Суровые пейзажи заставили «попотеть» создателей фильма «Время первых» ради нескольких кадров. Набравшись впечатлений, съемочная группа рассказала журналистам о том, каково снимать фильм о легендарных космонавтах Алексее Леонове и Павле Беляеве, история которых по воле судьбы затрагивает Пермский край.
Вчера, 4 марта, закончились съемки эпизода фильма «Время первых», проходившие в Пермском крае. Как говорит режиссер картины Дмитрий Киселев (снимал фильм «Елки», сериал «Лондонград». – Прим. авт.), мастера кино всегда выбирают место исходя из практичности, а не из соображений «географической достоверности». Однако для своей картины он перевез часть съемочной группы в леса Прикамья на три дня. «То, что мы приехали сюда – это, скорее, исключение из правил – в основном это заслуга оператора (Владимир Башта. – Прим. авт.), который раньше уже снимал здесь фильм «Географ глобус пропил» и сказал, что знает место, которое нам идеально подойдет», – рассказал Дмитрий Киселев.
В этот раз команде удалось работать недалеко от территории, где более полувека назад успешно приземлились советские космонавты Леонов и Беляев. А именно – вблизи поселка Усьва.
Помогал столичным киноделам в поездке по Пермскому краю представитель туристической компании Евгений Пугин, который ранее консультировал съемочную группу «Географа». Помощь местных жителей москвичи оценили. К слову, Дмитрий Киселев, как и его коллега Владимир Башта, уже не в первый раз работает в Пермском крае. В частности, он приезжал в краевой центр, чтобы снять эпизод новогодней комедии «Елки-2». «Мне очень нравится этот край. Здесь очень открытые и доброжелательные люди. Но самое главное, что им очень интересно – так, что глаза горят», – говорит Дмитрий Киселев.
Выбор места оправдал ожидание создателей картины – природа понравилось им в любом ее проявлении. «Всего мы здесь находились пять дней, а снимали – три, и все это время состояние тайги было разное, – рассказал режиссер. – Она могла быть снежной, или суровой, или очень гостеприимной и так далее. И продержаться в таких трудных условиях было довольно тяжело».
Камере необходимо было запечатлеть, как вертолет, искавший космонавтов в таежных лесах, «высматривает» место посадки Леонова и Беляева. «По истории, он сел в девяти километрах от космонавтов и им пришлось на лыжах добраться до спасателей», – рассказывает Владимир Башта. На роли героев СССР взяли местных актеров, которые должны были ходить по глубокому снегу по пояс, стрелять из ракетницы, а также кричать и «ругаться на Москву». А вот реальных исполнители Леонова и Беляева в леса не повезли. «Хотя Евгений (Евгений Миронов – исполнитель роли Леонова. – Прим. авт.)» очень хотел, но особого смысла в этом не было – мы здесь снимали пейзажи и красоту», – говорит Дмитрий Киселев.
Подъем у съемочной группы начинался в 6:00. Команда брала снаряжение и поднималась в гору, чтобы лучше снять полет вертолета. Особых форс-мажоров не было, говорят создатели. Но ранняя весна в лесу встречает гостей неприветливо, и работать в условиях суровой уральской красоты – испытание для многих. «Для неподготовленного человека это физически сложная зарядка, – признается режиссер. – На третий день я уже начал настраиваться на то состояние, что чувствовали герои фильма. Не было того комфортного павильонного состояния, когда ты сидишь и управляешь процессом. Здесь все пришлось почувствовать и пережить, так сказать, на своей шкуре. Это главная сложность и в то же время главное достоинство фильма».
При съемках посадить вертолет оказалось так же сложно, однако с пилотами была организована хорошая связь. «Мы стояли на «карнизе», на скале и снимали, а рядом параллельно летал восьмипропеллерный квадракоптер (летательный аппарат с камерой. – Прим. авт.) и фиксировал картинку», – рассказал режиссер.
О космосе по-русски
Со слов создателей, технической составляющей в фильме будет не меньше, чем человеческой. Так, сама сцена приземления «Востока-2» будет позже воссоздана на компьютере при помощи самых современных визуальных технологий. В кинотеатрах картину хотят выпустить не только в 3D, но и специальную версию – так называемое 4D, где зритель будет ощущать тряску, горячий и холодный ветер.
«Фильм про космос, и самый главный спецэффект – это невесомость, – говорит Дмитрий Киселев. – Нарисовать красивый корабль в наши дни – не такая уж и сложная задача, а вот сделать достоверную невесомость с артистами, которые находятся в условиях маленькой капсулы в скафандрах почти в 30 кг (создатели использовали настоящую «спецодежду» космонавтов. – Прим. авт.) – это сложно. Я общался с космонавтами, которые живут на МКС годами, и они рассказывают, что, впервые сталкиваясь с этим явлением, ощущаешь, как будто тебя уносит море. В нашем фильме артист во всем этом снаряжении висит на тросах порядка восьми часов, еще и выполняет команды режиссера. Так что за спецэффекты у нас отвечают больше даже актеры».
Корреспондент 59.ru поинтересовался у режиссера, не будет ли «Время первых» ответом западным космическим драмам «Интерстеллар», «Гравитация» и «Марсианин». На это Дмитрий Киселев заметил, что все-таки отличие от западных картин состоит в том, что «Время первых» основано на реальных событиях. Правда, компромисс между художественностью и достоверностью искать все-таки пришлось – участники происходивших событий требовали реального отображения истории.
«Снять кино об этой истории стало возможно только из-за того, что раскрыты все архивы, – рассказал режиссер картины «Время первых». – Это не первая экранизация подвига команды экипажа «Восход-2», однако из-за недостатка информации режиссерам все время приходилось «додумывать» некоторые детали. Сейчас мы знаем столько подробностей, сколько никто никогда о фильме не знал. У нас будет доступ, в том числе, к эксклюзивным переговорам между Королевым, Беляевым и Леоновым до потери связи с космонавтами и разговоры с Брежневым. Нас консультирует конструктор корабля «Восток-2». В разговоре с ним меня поразило, каких инженерных высот удавалось достигать людям того времени в кратчайшие сроки. И на это мне бы хотелось акцентировать внимание на изобретениях в фильме».
События в картине будут рассказаны от лица главного героя – Алексея Леонова. До того момента, когда он окажется в космосе, зрителю поведают о ситуации в стране на тот момент, подготовке к полету. Однако непосредственно за подвигом Леонова и Беляева еще стоит подвиг большого количества людей. «Если бы один винтик, один переключатель не сработал бы, то ничего бы не было, – говорит режиссер. – Поэтому фильм называется «Время первых» – все были первым, а не кто-то один. Нельзя было подвести команду. Космонавты, которые принимали решения не в пользу своей жизни, а, скажем, в интересах страны, на самом деле старались на благо команды – просто стыдно было подвести людей, ведь до тебя все выигрывали, а почему ты должен проиграть?»
В мае создатели будут снимать всю «космическую» часть – для этого уже построен целый корабль. А сам фильм хотят успеть выпустить ко Дню космонавтики в 2017 году.
19 марта 1965 года благополучно приземлился космический корабль «Восход-2» с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым на борту. Изначально посадка корабля «Восход-2» должна была проходить в автоматическом режиме, но оборудование отказало, и командиру экипажа Павлу Беляеву впервые в истории пришлось сажать космический корабль вручную. В результате внештатной ситуации корабль «Восход-2» приземлился в нерасчетной точке, которая находилась приблизительно в 75 километрах северо-западнее Березников. Посадка произошла в заснеженной тайге в 200 км от Перми, далеко от населенных пунктов. Космонавты пробыли в лесу двое суток, пока их не обнаружили спасатели. Это произошло из-за того, что вертолет не мог приземлиться поблизости. Место посадки для вертолета было оборудовано на следующий день в 9 км от места, где приземлились космонавты. Космонавты и спасатели добирались до вертолета на лыжах. С помощью Ми-6 космонавты были доставлены в Большое Савино. Дорога, ведущая от аэропорта в город, позже была переименована в «шоссе Космонавтов».
Источник