Меню

Время первых про космос

Время первых

Сюжет

Увлекательный художественный фильм «Время первых» повествует историю настоящего мужества, в центре которой находятся военные летчики Алексей Леонов и Павел Беляев. Сюжет разворачивается в шестидесятые годы, когда две могущественные державы, СССР и США, столкнулись в битве за первенство в космической гонке. Это было время подвигов и сверхлюдей, воплощением которых и стали знаменитые космонавты.

Соединенные Штаты Америки были готовы отправить своего первого человека на Луну, поэтому, узнав об этом, Советский Союз незамедлительно, пытаясь вырваться вперед, отправляет своего в открытый космос. Подготовка к его выходу четко шла по плану, рассматривая все мельчайшие подробности, но за две недели до запланированного старта, происходит тестовый корабль. На выяснения причины этого взрыва, времени совсем не остается, поэтому, несмотря на весь риск, космонавты должны будут совершить полет.

Рискуя своими жизнями, сделать шаг в бездну готовы Павел Беляев, военный летчик с огромным опытом, и его молодой напарник, мечтающий совершить настоящий подвиг, Алексей Леонов. Однако, никто даже и представить не мог, с чем космонавтам придется столкнуться в полете. Все пошло совсем не так, как было запланировано…

Источник

Время первых (2017)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

последнее обновление информации: 11.04.21

Премия «Золотой орёл» (2017):
Лучший актер (Евгений Миронов)
Лучший актер второго плана (Владимир Ильин)
Лучшая музыка (Юрий Потеенко)
Лучшие визуальные эффекты

Номинация на премию «Золотой орёл» (2017):
Лучший фильм
Лучший звукорежиссер

трейлер >>

критика

О съёмках этого фильма было известно давно. Говорилось, что за кинопроект взялись такие «тяжеловесы» как Тимур Бекмамбетов и Евгений Миронов. Правда, жизнь не раз доказывала, что грандиозность замысла и прожженные профи – ещё не гарантия хорошего кино. А выбранная тема, как легко догадаться, таила множество подводных камней: начиная с задачи технической – создание эффекта невесомости, до задачи художественной – перевод документального материала на язык кино. Дополнительную сложность придавало то обстоятельство, что главный герой фильма – космонавт Алексей Леонов – не просто жив и здоров, а ещё и выступает консультантом проекта. Постановщикам предстояло быль превратить в легенду.

Первая сцена подарила сильный аргумент в пользу авторов фильма, в частности, что режиссёр Дмитрий Киселёв (режиссёр фильма «Ёлки-1914» и сорежиссёр «Чёрной молнии») умеет мыслить крупной метафорой. Начинается фильм с красиво снятой сцены – с поэтического образа, из мира детства. Пятилетний Алёша Леонов бежит по ночному полю среди трав и светлячков, но вот земля опрокидывается, пацанёнок отрывается от тверди, зависает в пространстве между земной колыбелью и звёздным космосом. Эта тема с разными вариациями не раз повторится в фильме.
Главный сюрприз фильма – актёр Владимир Ильин в роли генерального конструктора. Зритель давно привык к Сергею Королёву как к монументальному историческому лицу из кинохроники: крупный, с большой головой и широкой грудью человек. В облике Королёва виделось что-то исконно богатырское – и это соответствовало грандиозности задач, которые решал его организаторский гений. В сыгранном Ильине генеральном конструкторе остались покатые плечи, но фигура стала приземлённой, будто земная гравитация давит на него сильнее, чем на окружающих. Красные от недосыпа глаза на усталом, почти сером лице, говорят всё время об одном – «надо успеть, надо успеть». Собственно, уже первое появление Королёва в фильме пронизано этой мыслью: конструктор приезжает в цех сборки ракеты, шагает к стенду с графиками, там он зачёркивает намеченные даты «1966» и «1967» и жирно обводит новую – «1965». Нельзя позволить американцам нас опередить, первый выход человека в открытый космос должен быть наш!

У Владимира Ильина бывали разноплановые, пёстрые роли: жулики, милиционеры, частные сыщики, врачи, пациенты, военноначальники, включая полководца Кутузова. Но все они сливались с естественной органикой актёра – с округлостью фигуры и живостью характера. Конструктор Королёв в его исполнении потребовал эту самую органику усмирить, примерить пиджак со своего богатырского плеча. Присущая актёру суетность движений испарилась, взамен появилась замедленность, даже застылость, которая говорит о возложенном на героя пудовом грузе ответственности. Артист сыграл блестяще, но меня не покидало чувство, что вижу я не Королёва, а переодетого актёра Ильина. Эффекта полного перевоплощения не произошло – слишком очевидна разница между человеком из кинохроники и актёром.

Евгений Миронов лет двадцать как вышел из возраста своего героя. Это обстоятельство недовольные зрители успели поставить в минус, дескать, а почему снова Миронов? Дорогу молодым! Тем не менее, в роли тридцатилетнего Алексея Леонова он вполне органичен. У актёра и его прототипа действительно есть нечто общее не только в лице, но и в характере – какая-то озорная хитринка, не дающая спокойно жить ни себе, ни окружающим. Оба – подвижные натуры, умеют расположить к себе, быстро сойтись с людьми. И то, что прототип и актёр нашли друг друга, по-моему, удача фильма. Другой вопрос, что чисто актёрского открытия на этот раз у Евгения Миронова не случилось – где-то мы уже видели его таким. Что-то он взял от наивного романтика-простака из фильма «Космос как предчувствие», что-то от находчивого контрразведчика из фильма «В августе 1944-го…» и так далее.

На контрасте напарник главного героя – космонавт Павел Беляев, вечно смурной и всем недовольный, каким его играет Константин Хабенский. Тут тоже без открытий, иногда кажется, что он перебарщивает с «плохим настроением» своего персонажа – ну невозможно всё время скрипеть зубами: «Сделаю, как прикажут».

По законам драматургии эти разные потенциалы сталкиваясь, рождают постоянные конфликты и курьёзы. Неплохой актёрский тандем, в котором всё же мне чего-то не хватило, чтобы безоговорочно поверить в дружбу не разлей вода.

Разумеется, фильм про космос обязан радовать глаз красивыми ракетными стартами и поражающим воображение падением спускаемого аппарата. Всё это в наличии. Ракета, как ей и положено, поднимается в небо вся в дыму, а железный шарик падает, объятый пламенем. Главное блюдо – выход в открытый космос – приготовлено со всем тщанием, демонстрируется как «космическая одиссея» 1965 года. Перед постановщиками стояла интересная инженерная задача – снять центральный эпизод фильма как можно эффектней и в то же время ни на миллиметр не уклониться от реальной партитуры, того как было на самом деле, ведь «кувыркания» Леонова от и до фиксировала кинокамера.
После «Звёздных войн» и «Гравитации» удивить чем-то сложно, тут авторам фильма пришлось идти между Сциллой и Харибдой, и документальность соблюсти и увлекательность не растерять. Поэтому заношу в рапорт: с заданием справились на «хорошо».

Фильм «Время первых» я смотрел с удовольствием – ставлю «общий зачёт», но слишком заметны в фильме родимые пятна современного российского кино, которые до боли напоминают недостатки.

Начнём с того, что произносимые актёрами реплики не всегда легко расслышать. Проблема эта не новая и является следствием комплекса причин.
Во-первых, это актёрская дикция. Увы, старой школы уже почти нет, а современные артисты полагают, что «и так сойдёт» — они же звёзды и зритель может потрудиться за них, напрячь слух. К сожалению, усилий зрителя бывает недостаточно, так как звук в ряде сцен писали вживую. Нелегко понять, о чём бубнят в скафандрах космонавты, приходится угадывать слова. Игра в натуральный звук простительна какому-нибудь «арт-хаусу», но в жанровом кино подобное техническое упрощение оставляет впечатление как от неряшливой, грязной работы.

Другой заметный недостаток это общее мельтешение образов, деталей, сюжетных поворотов, мизансцен и т.п. Иначе говоря, проблема киноязыка. Картина не сумела выделиться из среднего кинопотока оригинальным авторским взглядом. Фильму недостаёт художественной значительности. Вряд ли «Время первых» станет классикой, сомневаюсь, что фильм растащат на цитаты. Наоборот, детали иногда заимствованы из конструкторов разных стилей: смешной Брежнев взят из скетч-шоу, бытовые сцены с космонавтами – из мыльных сериалов, пафос – из советского кино большого стиля. Увы, но даже такая яркая метафора с зависанием маленького Алёши Леонова над ночным полем не рассеивает впечатления некоторой суетности картины.

Общим камертоном могла стать музыка, яркая запоминающаяся мелодия, а лучше всего песня. Её мотив логично было провести рефреном сквозь фильм – вполне в духе 1960-х годов. Музыка – прекрасный выразитель времени, она придаёт времени форму. Это же касается и времени самого фильма – тут музыка исполняет служебную роль, структурирует действие, расставляя собственные акценты в сюжете. Увы, саундтрек фильма «Время первых» грешит обычным для современного российского кино недостатком – он не запоминается. А это значит, что потеряна часть души фильма.

Не стану подробно разбирать мизансцены, которые могли быть выстроены иначе, драматургически острее и ярче по высказыванию. Например, в эпизоде, когда герой Евгения Миронова бежит наперерез чёрной «Волге». В этот момент решается судьба экипажа, но эпизод показан второпях. И, наоборот, репетиция проводов космонавтов, разыгранная для кинохроники, из-за своей невнятности и скомканности производит впечатление аппендикса, который можно удалить.
Все эти недостатки, мне кажется, результат того, что режиссёр Киселёв не нашёл своего авторского ключа к фильму. Многое в фильме «Время первых» смотрится вторичным, где-то уже виденным, повтором без переосмысления. Возможно, указанные в титрах шесть сценаристов просто утонули в биографическом и документальном материале, боясь расстаться с фактами. А в итоге – скороговорка.

Тем не менее, «Время первых» — фильм неплохой. И смотреть его нужно не только тем, кто ищет исторические несоответствия, технические ляпы и проколы драматургии. И не только убеждённым романтикам космоса. Он адресован всем, кто интересуется, как реальные герои истории превращаются в легенду. Жаль, конечно, что этот фильм не стал вровень с легендарной советской лентой «Укрощение огня». И не дотянулся до псевдо-документального фильма-мистификации «Первые на луне» (хоть и затянутого, но остроумного и необычайно выразительного). Ждём новых попыток…

Источник

«Время первых»: что правда, а что вымысел

7 минут на чтение

Надо признать, зрелище получилось эффектное. Но удалось ли авторам фильма достоверно показать один из ярчайших эпизодов в истории советской космонавтики? Давайте разбираться.

Фильм начинается с происшествия из лётной практики Леонова. Якобы именно после случая с аварийной посадкой генерал-лейтенант Николай Каманин выбрал его в отряд космонавтов за умение принимать нестандартные решения в экстремальных ситуациях: «Сумасшедшие нам нужны». Это правда?

Будь Леонов таким недисциплинированным, как показано в фильме, он бы не попал в космонавты

По рассказам Леонова, эпизод с экстремальной посадкой действительно был. Впрочем, реальная посадка вряд ли выглядела так лихо, как в фильме, поскольку настоящий самолёт на подобных скоростях разрушился бы. В интервью Леонов рассказывал, что проблема возникла не в двигателе, как показано в фильме, а при выпуске шасси, что, конечно, смотрится не столь эффектно.

Генерал Каманин, курировавший отряд космонавтов, не мог присутствовать при этом эпизоде, поскольку поисками будущих космонавтов сам не занимался. Авиаполк, где служил Леонов, посетил Евгений Карпов — первый начальник Центра подготовки космонавтов (ЦПК). На молодого лётчика он обратил внимание не из-за аварийной посадки, а из-за его таланта художника. Благодаря Карпову Леонов был направлен на обследование для отбора в отряд космонавтов. К слову, «нагрузочные пробы» давались Леонову тяжело, и он подумывал попроситься обратно в полк, но его отговорил Юрий Гагарин.

Кстати, о Гагарине. В фильме совсем нет первого космонавта. Неужели он был занят более важными делами, чем подготовка экспедиции на орбиту?

Отсутствие в фильме Гагарина объяснить трудно. В действительности он не только участвовал в подготовке полёта «Восхода-2» как начальник отдела лётно-космической подготовки и заместитель начальника ЦПК, но и фактически руководил действиями экипажа с наземного пункта во время полёта. Если бы авторы фильма соблюдали историческую достоверность, Гагарин бы постоянно находился в кадре.

Именно Гагарин, а не Брежнев, на самом деле говорил с космонавтами с Земли

Основным сюжетным конфликтом в фильме стало противостояние между генерал-лейтенантом Каманиным и главным конструктором Королёвым. При этом Каманин показан беспощадным чиновником, который готов пожертвовать космонавтами ради достижения рекорда, а Королёв — осторожным и ответственным человеком, озабоченным безопасностью полётов. Это правда?

Всё было с точностью до наоборот. Инициатором создания кораблей «Восход» на основе одноместных «Востоков» стал как раз Сергей Королёв. Он был обеспокоен тем, что руководство страны теряет интерес к ракетно-космической программе и сокращает финансирование, поэтому предложил срочно поставить несколько рекордов, обогнав американских конкурентов. На «Восходе-1» в космос должны были отправиться сразу трое космонавтов; на «Восходе-2» предполагалось осуществить первый выход в открытый космос.

Затея была настолько рискованной, что от неё поначалу отказались даже сотрудники, подчинённые непосредственно Королёву. Скептически был настроен и Каманин, который полагал, что работу по созданию военно-космических сил нельзя приносить в жертву рекордам. Однако Королёв использовал своё влияние и связи с Хрущёвым, чтобы продавить проект.

Чтобы подчеркнуть положительность Королёва, создатели очернили генерала Каманина, героического лётчика. Конечно, в жизни он не предлагал «угробить» космонавтов

Разумеется, главный конструктор тоже заботился о безопасности (например, на корабли «Восход» был установлен второй тормозной двигатель, хотя на «Востоках» стоял всего один), но не испытывал тех колебаний, которые столь драматично показаны в фильме. К примеру, он планировал осуществить полёт «Восхода-2» в ноябре 1964 года, и именно Каманин настоял на более поздней дате — февраль-март 1965-го. Причём главным аргументом генерал-лейтенанта была как раз безопасность.

В фильме Каманин зачем-то показан злодеем, который готов принести космонавтов в жертву. Но подобного никогда не было — они с Королёвым несли персональную ответственность за успех полётов и понимали, что авария с гибелью людей недопустима.

Насколько достоверно показан экипаж «Восхода-2»? Действительно ли Леонов был «хулиганом», а Беляев — «мизантропом»?

Образы Алексея Леонова и Павла Беляева упрощены до условности: Леонов представлен наглецом, которому почему-то всё прощают, а Беляев — мрачным меланхоликом, который не очень-то хочет лететь в космос. В реальности и Леонов, и Беляев были опытными членами отряда космонавтов из «гагаринского» набора 1960 года. Они прекрасно знали, что отчисление обернётся для них жизненным крахом (примеры были перед глазами), поэтому боролись за право участвовать в космических проектах.

Характеры Леонова и Беляева в фильме упрощённо-условные

Одной из причин, почему Беляев не может лететь в космос, в фильме назван перелом ноги, полученный Павлом Ивановичем якобы по вине «хулигана» Леонова. Действительно, Беляев получил серьёзную травму при парашютных прыжках. Но было это ещё в августе 1961 года, задолго до начала работы над проектом «Восход». Леонов никак не был связан с травмой и не мог испытывать по этому поводу чувство вины.

К сожалению, в фильме почти не нашлось места дублирующему экипажу. Помимо Леонова и Беляева, к полёту на «Восходе-2» готовились Евгений Хрунов, Виктор Горбатко и Дмитрий Заикин. Все они проходили тренировки на корабле в монтажном цеху и осваивали невесомость в самолёте-лаборатории «Ту-104». В фильме показан только Хрунов, и то мельком.

Реконструкция полёта «Восхода-2» в фильме производит сильное впечатление. Правда ли, что космонавтам пришлось пережить столько приключений на грани выживания?

Реконструкция полёта, особенно старта и выхода на орбиту, более или менее соответствует реальной истории. Технические сбои действительно угрожали жизни экипажа, но ситуации не были столь безнадёжны, как показано на экране.

Возможное раздутие скафандра было предусмотрено заранее, и Леонов, обнаружив, что не может влезть в шлюзовую камеру, не импровизировал, а воспользовался разработанной процедурой снижения давления. И от дефицита дыхательной смеси он не страдал, поскольку она поступала не только из баллонов, но и по шлангу с корабля (запас позволял оставаться в безвоздушном пространстве до четырех часов). Самой трудной операцией стал разворот в узком пространстве камеры, что считалось почти невозможным, но, как мы знаем, Леонов справился.

Космический полёт снят очень зрелищно, но не без преувеличений

Позже космонавты действительно обнаружили, что внутренняя атмосфера быстро насыщается кислородом. В фильме они вручную вскрывают одну из панелей и под угрозой пожара героически отсоединяют какие-то проводки. Но эта сцена придумана от начала до конца. На самом деле космонавты не смогли установить причину проблемы и по совету с Земли снизили температуру и влажность воздуха в кабине, однако эффекта это не произвело.

Что тогда произошло, никто по сей день точно сказать не может. Наиболее популярна версия, что из-за разницы температур внешний корпус корабля деформировался, и на срезе выходного люка образовалась щель. Через неё утекал воздух, а система жизнеобеспечения восприняла процесс как аварийный и стала нагнетать в кабину кислород. Только через семь часов полёта сработал аварийный клапан перепуска, корабль тряхнуло вибрационным толчком, и крышка плотно «села» на место, закрыв щель.

Проблема с автоматическим спуском, красочно показанная в фильме, была в реальности, но и тут авторы «Времени первых» заметно переборщили с ужасами. Беляев был хорошо подготовлен к операции ручного спуска и сориентировал корабль за несколько секунд. Если бы он ошибся и корабль вместо схода с орбиты поднялся бы на более высокую, у Беляева оставался бы ещё один шанс исправить ситуацию — резервный тормозной двигатель. Однако пользоваться им, как мы знаем, не пришлось.

Что касается угрозы «отскока» спускаемого аппарата от атмосферы, эта безграмотная коллизия придумана авторами фильма. Они, видимо, ориентировались на фильм «Аполлон-13», но не учли, что корабли типа «Восход» двигались по орбите со скоростью ниже второй космической и «отскок» им, в отличие от «Аполлонов», не грозил.

ЦУП, показанный в фильме, взят скорее из картины «Аполлон-13», чем из истории

Создатели не сумели избежать ошибок и при показе Центра управления полётами. В том виде, как на экране, он никогда не существовал. Вообще ЦУП, похожий на американский, появился только в 1970-е годы. Большие антенны Центра дальней космической связи в Евпатории, которые якобы обеспечивали связь с «Восходом-2», на самом деле используются для других целей. Выход Леонова в открытый космос несколько минут демонстрировался в прямом телеэфире, но в то время не было технической возможности транслировать весь полёт. И переговоры космонавта с главой государства, Леонидом Брежневым, тоже выдуманы.

В финале космонавты едва не замерзают насмерть в тайге, вслух прощаются с жизнью, а руководство уже готовит им некрологи. Всё и вправду было так драматично?

Действительно, из-за неудачного расположения кресел в «Восходе-2» для ручного спуска космонавтам пришлось подняться, что сыграло свою роль при посадке. При работе тормозного двигателя возник нерасчётный эксцентриситет, и это привело к перелёту корабля от «точки прицеливания» на 165 км. Космонавты приземлились в глухой тайге, где мороз по ночам достигал −25 °С.

Но их положение было не столь бедственным, как показано в фильме. На поиски отправилось сразу несколько групп, сигналы радиомаяка перехватил радиолюбитель в Ташкенте (в фильме почему-то упоминается Сахалин), а космонавты грелись у костра. Место посадки «Восхода-2» обнаружили за четыре часа, и с того момента над ним посменно барражировали самолёты. Космонавтам сбрасывали тёплую одежду, продукты и коньяк. На следующий день спасатели нашли в двух километрах от них площадку для посадки вертолёта, высадились там и на лыжах добрались до «Восхода-2». Экспедиция завершилась в рабочем порядке, без экранного драматизма.

«Зимовка» в тайге в реальности была не такой драматичной

«Время первых» снято на достойном визуальном уровне и даёт общее представление о проблемах советской космонавтики «героико-романтического» периода. Однако, к сожалению, ради сюжетной динамики и красивых спецэффектов создатели пожертвовали исторической и, главное, психологической достоверностью. Мы, конечно, понимаем, что художественная условность кино допускает некоторые вольности. Но, право слово, история «Восхода-2», сама по себе захватывающая, не нуждалась в «творческой доработке».

Источник

Читайте также:  Что означает когда тебя называют космосом

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
Год: 2017
Страна: Россия
Жанр: драма, история
Рейтинг: КиноПоиск: 7.5 IMDB: 7.3
Режиссер: Дмитрий Киселёв
Актеры: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин, Анатолий Котенёв, Александра Урсуляк, Елена Панова, Александр Новин
Возраст: