Меню

Все было ничего не меняется под солнцем

Ничто не вечно под луной

(значение фразеологизма) — 1) всё проходит, нет ничего постоянного; 2) все что происходит (наблюдается) сейчас, уже происходило (наблюдалось) когда-то.

Nil novi sub luna (ниль нови суб луна), латынь — Ничего нового под луной.

Выражение в словарях

Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова , «Луна»:

(шутл.) — всё проходит, нет ничего постоянного.

Происхождение выражения

Слова из стихотворения «Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклезиаста» (1797 г.) русского историка, писателя и поэта Карамзина Николая Михайловича (1766 – 1826). Эта фраза основана на библейском выражении «Нет ничего нового под солнцем».

Николай Карамзин применил выражение в варианте — «Ничто не ново под луною», которое, со временем, изменилось до «Ничто не вечно под луной».

Фраза встречается и в одном из переводов 11-го сонета английского драматурга Уильяма Шекспира (1564 – 1616). Но сам Шекспир эту фразу не использовал, ее применил в русском переводе сонета неизвестный переводчик.

Что есть, то было, будет ввек.

И прежде кровь лилась рекою,

И прежде плакал человек,

И прежде был он жертвой рока,

Надежды, слабости, порока.»

Карамзин Н.М. привел мысль из Библии, из книги Екклезиаста , гл. 1, ст. 9, 14, где она указана как «нет ничего нового под солнцем» (гл. 1):

«1 Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.

2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!

3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?

4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.

5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.

6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.

7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.

8 Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

10 Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.

11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.»

12 Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;

13 и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.

14 Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!

15 Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.

16 Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.

17 И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа;

18 потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

Уильям Шекспир и «Ничто не вечно под луной»

Многие ошибочно считают, что это цитата английского драматурга Уильяма Шекспира (1564 – 1616). Эта фраза действительно встречается в одном из переводов 11-го сонета Уильяма Шекспира:

«Ничто не вечно под луной. Но жизнь

Бессмертна эстафетой поколений.»

Но в тексте оригинала на английском языке, про луну ничего нет: As fast as thou shalt wane, so fast thou grow’st (анг.). Например, известный советский писатель и переводчик Самуил Яковлевич Маршак перевел эту строку так: «Мы вянем быстро — так же, как растем», что соответствует буквальному значению этих строк Шекспира.

Приведем полность текст 11-го Сонета Шекспира в переводе с фразой «Ничто не вечно под луной».

Русский перевод (неизвестный переводчик):

«Ничто не вечно под луной. Но жизнь

Бессмертна эстафетой поколений.

Коль этим даром, друг мой, дорожишь,

Оставь свой след, отбросив яд сомнений.

Пусть красота живительной струёй

В преемнике, как Феникс, возродится,

А бездарь обойдёт вас стороной.

И злу чтоб не дано было свершиться.

Иначе человечеству конец

и жить ему лишь шесть десятилетий.

Хвала природе, ты – её венец,

За сохраненье рода ты в ответе.

Да не иссякнет мудрости печать,

Что ты сумел потомкам передать!»

As fast as thou shalt wane, so fast thou grow’st

In one of thine, from that which thou departest,

And that fresh blood which youngly thou bestow’st

Thou mayst call thine, when thou from youth convertest:

Herein lives wisdom, beauty, and increase,

Without this, folly, age, and cold decay:

If all were minded so, the times should cease,

And threescore year would make the world away.

Let those whom Nature hath not made for store,

Harsh, featureless, and rude, barrenly perish:

Look whom she best endowed she gave the more;

Which bounteous gift thou shouldst in bounty cherish:

She carved thee for her seal, and meant thereby,

Thou shouldst print more, not let that copy die.

Выражение «Ничто не вечно под луной» на иностранных языках:

Nil novi sub luna (ниль нови суб луна), латынь — Ничего нового под луной.

Nothing new under the sun (английский язык), буквальный перевод — Нет ничего нового под солнцем.

Выражение указано в Американском словаре «American Heritage Dictionary of Idioms» Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992 . Отмечается, что эта фраза впервые встречается в переводе Библии 1382 годаJohn Wycliffe — «No thing under the sun is new» (Ecclesiastes 1:9).

Читайте также:  Белое отражает ли солнце

✍ Примеры

Виталий Пуханов

«Плоды смаковницы» (2003 г.):

Сходился с миром мир иной.

И говорил я: Да, конечно,

Ничто не вечно под луной,

Стивен Кинг

«Зелёная миля» (1996 г.), перевод – Виктор Вебер, Дмитрий Вебер, Предисловие-письмо 27 октября 1995 г.:

«. а что будет, если в наши дни возобновить публикацию большого романа отдельными брошюрами? Каждый, разумеется, знал, что такое уже имело место (ничто не ново под луной) по крайней мере дважды.»

Эрих Мария Ремарк (1898 – 1970)

«Тени в раю» (опубликовано в 1971 г.):

«Через сто лет» (1925 г.):

«Говорят: ничто не вечно под луной. Явно врут. Отдел жалоб будет вечно.»

«Нo ничтo нe вeчнo пoд лyнoю!.. A xopoшee ocoбeннo cкopo пpoxoдит. И в Apтeли нaчaлиcь кaкиe-тo нeдopaзyмeния.»

Сочинения Константина Масальского :

«Давно известная истина: ничто не ново под луною — ничем так не подтверждается, как отрастаю стариков хвалить все старое и бранить все новое.»

Европейский капитал и самодержавие, Полное собрание сочинений , т. 9, с. 372:

«. французские буржуа ссудили самодержавному правительству маленькую сумму миллиардов в десять франков (до 4000 миллионов рублей). Но . ничто не вечно под луной! Война с Японией, разоблачив всю гнилость самодержавия, подорвала наконец и его кредит даже у «дружественной и союзной» французской буржуазии.»

«Верный Трезор» (1885 г.):

«Тем не менее купец Воротилов был прав, утверждая, что ничто под луною не вечно. Однажды утром воротиловский приказчик, проходя мимо собачьей конуры в амбар, застал Трезорку спящим. Никогда этого с ним не бывало.»

«Обойденные» 3, 10:

«Ничто, мой друг, не вечно под луною, — внушительно рассказывает Долинскому долговязый шейх. «

Писемский Алексей Феофилактович (1821 – 1881)

«Но ты, однако ж, очень переменился. совсем поседел. похудел. «В природе все меняется: таков ее закон!» — сказал Бегушев.»

«Отверженные» (1862 г.), в переводе Виноградова А. К. (1888 – 1946), глава 8, книга 3, часть 1:

«Увы! Все старо, и ничего нет нового под луной. Ничего не осталось неизданного из произведений Творца! «Нет ничего нового под солнцем«*, — сказал Соломон. «Любовь у всех одна и та же», — говорит Виргилий.»

* знаменитая, многократно повторяемая фраза в книге Экклезиаст Ветхого Завета, авторство которой приписывается Соломону.

Стихотворение «Усы» (1816 г.) посвящено тленности жизни. В нем есть фраза:

«Гусар! всё тленно под луною«.

С близким значением

Все проходит

Надпись на перстне царя Соломона (10 век до н.э.).

Все течет, все изменяется

Главная мысль учения древнегреческого философа Гераклита из Эфеса (ок. 554 – 483 гг. до н.э.), которая означает изменчивость всего.

Мы не замечаем, как все меняется

Цитата из романа «Пикник на обочине» (1972 г.) братьев Стругацких (Стругацкий Аркадий Натанович (1925 – 1991), Стругацкий Борис Натанович (1933 – 2012)), слова Нунана.

Нельзя дважды войти в одну и ту же реку

Слова древнегреческого философа Гераклита из Эфеса (ок. 554 – 483 гг. до н.э.).

Так проходит мирская слава (Sic transit gloria mundi)

Старинная поговорка от цитаты из книги немецкого философа-мистика Фомы Кемпийского (XV в.) «О подражании Христу» (I, 3, 6).

Источник

Православная Жизнь

Книгу Екклесиаста называют депрессивной. Но для христианина в ней – лишь обличение сути мира, абсолютно пустого и заблудившегося, ослепленного и отрёкшегося от Бога. Как тягостные мысли ветхозаветного Проповедника помогут нам спокойнее смотреть на вещи, поговорим сегодня.

«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета!» (Еккл. 1:2). Наверняка вы не раз слышали эту фразу. Навеяло депрессию? Но от чего же? Автор в очередной раз срывает маску с ряженого в ветхие одежды мира. Жизнь человека здесь имеет ограниченный лимит, и глупо думать, что вся соль существования в том, чтобы «прожить на все 100 и умереть молодым».

Любопытство и страх, эффект толпы и чувство собственной важности выступают главными инструментами князя мира сего и его приспешников в человеческом обличии. Задачей дьявола всегда была гибель людей. Вечная, а не физическая. Именно поэтому он успешно обманывает миллиарды ежесекундно, подкидывая им внешние события в качестве приманки. Тренды и знаменитости, новые философские течения и жуткие новости, политические потрясения и бесконечные ток-шоу лишь заставляют людей испытывать эмоции и отравлять себе душу ошибочными выводами и последующими действиями.

На наших глазах за последние 30-50 лет произошло такое количество исторических событий! И каждый раз мы с замиранием сердца думаем: «Что же дальше…». А дальше все как-то утихает и жизнь продолжается. Да, потрясения, безусловно, могут уносить людские жизни и сеять горе. Важно, как в этих обстоятельствах поведем себя мы, будучи либо непосредственными участниками, либо далекими зрителями.

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9). История идет по спирали. Каждое поколение переживает по природе примерно одни и те же испытания, в которых человек и делает свой свободный выбор в сторону добра или зла. Круг символичен для христианства. Утро сменяется днем, день вечером, а затем ночью. Недели, месяцы, времена года и 365 дней, которые вновь повторяются в своем круговороте. Человек лишь наполняет творческой энергией содержание, но время циклично. Вспомните, может быть, то, с чем вы уже сталкивались 10-15 лет назад, имеет свое повторение в личной жизни или жизни всего общества?

Пусть события дня сегодняшнего не беспокоят излишне. У нас есть время, которое мы должны потратить на подготовку к вечности. А мы… часто стремимся к тому, чтобы стать наследниками земного царства, а не Небесного. Но вот слова Екклесиаста могут помочь нам, дать мудрость, «приземлить» от излишних мирских стремлений: «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа!» (Еккл. 1:12–14).

Читайте также:  Все планеты по порядку от солнца до конца с названиями

Эти слова написаны царем, человеком, который имел максимум (ну, почти) из возможного. Слава, богатство, истинное и лицемерное уважение людей сопровождали правителя Израиля на всем жизненном пути. И что же? Он счастлив? Нет. Имея все, Проповедник понял, что оно обратится в прах, стоит ему навсегда закрыть глаза. И даже больше: еще будучи в силах, царь израильский тяготится тем, что имеет.

А мы сжигаем тонны нервов в погоне за наживой и лучшей жизнью, тратим время молитвы, духовного самообразования и дел милосердия на службу миру, теряем связь с Богом и удивляемся, почему в один момент наша жизнь-гонка внезапно летит под откос. Давайте остановимся, перестанем грустить из-за происходящего и поблагодарим Бога за все, прекратим вестись на манипуляции и СМИ, начнем молиться о мире во всем мире и выдохнем. Все будет хорошо, если мы будем с Богом. И чем больше нас, людей, будет с Богом, тем будет лучше. Для всех. Остальное – суета сует.

Источник

В поисках Истины.

Родилось рано наше поколение,
Чужда чужбина нам, и скучен дом.
Расформированное поколение
Мы в одиночку к истине бредем.

А.Вознесенский (Юнона и Авось)

Зона свободной мысли

Кто ищет смыслы в жизни,
Кто не может расстаться с логикой,
Кому есть что сказать,
Кто не боится быть осмеянным,
приходите к нам.

Мы не судим, но говорим, что думаем.
Приветствуем любое суждение, согласное с Евангелием,
Если вы не согласны, мы вас тоже выслушаем.
Если вы не уверены в себе, приходите за поддержкой.
Если уверены — приходите поддержать других.

У нас нет готовых рецептов.
Мы ищем, каждый, свой путь к Богу
Пытаясь организовать связку из единомышленников.

«и нет ничего нового под солнцем». (27)

2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!
3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
4 Род приходит и род уходит, а земля пребывает вовек.
5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
8 Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

Соломон описал цикл. В мире все зарождается, живет, стареет, умирает. Относится это ко всему творению: человек ли это, община, империя или мир. На каком этапе находится человечество: на заре? юности? старости? Есть предположение, что человечество проходит середину цикла. И есть все основания предполагать что человек вскоре будет видоизменен. Как цветок накапливая соки, затем в одночасье распускаясь изменяется, так и человек должен преобразиться. Любое преображение или зарождение чего-то нового сопровождается ломкой старых систем жизнеобеспечения и приобретением новых. Это очень болезненный процесс.
Как мы видим, в основе нашей системы лежит модель потребления. Она выкристаллизовывалась долгое время в борьбе за выживание, но теперь пришла к своему логическому завершению, и хотя неохотно, но сдаёт позиции. Эта модель, обращая все наши силы на конкурентную борьбу, закрывает Небеса, а вместе и пресекает стремления, направляя внимание на земные блага, низводя нас в область эмоций.
Эта структура начинает пожирать себя изнутри. Мы видим как на наших глазах обесценивается буквально все. Курсы валют скачут, телевидение исчерпало себя, утешение от предоставляемых благ не приходит, методы мошенничества стремительно развиваются, в технику закладывается преждевременное старение, что приводит к быстрому её износу, обостряются противоречия и возникают все новые конфликты за ресурсы и рынки сбыта. Человеку показано, что если он не вкладывает в приобретение материальных благ, то легко может оказаться на обочине жизни, а если вкладывает, то должен кормить помимо себя и тех, кто стоит над ним, на вершине пирамиды.
Устройство пирамиды таково, что финансы перетекают снизу вверх, порождая пропасть разделяющую людей. Технологический скачек ускорил это разделение.
Расслоение в обществе набирает катастрофическую глубину. И оно прослеживается на всех уровнях: и в материальной сфере, и в образовательной и душевной и духовной.
Каков же механизм этого расслоения и что лежит в его основе?
Как было сказано в прошлой главе, еврейский народ, получил заповеди, позволяющие ему выжить в агрессивной среде. Ведь чтобы стать проводником воли Божией, надо прежде научиться выживать в суровых условиях.
Поэтому, Бог, выводя избранный народ из Египта, дает закон для выживания, из которого наибольший интерес для нас представляет Второзаконие 23:19 «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего либо другого, что можно отдавать в рост; Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею».
То есть, персонажи «пьесы» меняются местами. Теперь избранный народ будет править, а чтобы никто не посмел думать иначе, 28 гл Второзакония закрепляет сказанное благословениями и многочисленными проклятьями ослушавшимся. Это самая большая глава, состоящая из 60 пунктов, а значит, сюжет обещает быть захватывающим.
И действительно, мы знаем, как работает ссудный процент, — процветающие страны держат в рабстве целые народы с помощью этого механизма. С помощью ссудного процента процветает банковский сектор, делая труд рабочего класса с ничтожными заработками, рабским. Этот механизм называется ростовщичеством. Именно он явился движущей силой расслоения на супер богатых и нищих. О том как работает ссудный процент рассказывает В. Ефимов. Он является одним из тех, кто вскрыл механизм порабощения народов с помощью судного процента. Во время работы ректором, он читал студентам лекции по надгосударственному управлению и занимался продвижением идеологии КПЕ (курсом правды и единения). Он убеждал посетителей своих лекций в существовании мирового заговора, который организован за 13 столетий до нашей эры древнеегипетскими жрецами, чьи потомки правят миром и по нынешний день. По словам Ефимова, подобные лекции он читал офицерам управления ФСБ по Санкт-Петербургу. На ярких примерах он объяснял, что ростовщичество является одним из элементов управления народами. Оно осуществляется через ссудный процент:

Читайте также:  Храм солнца ла либертад

«Четвёртый приоритет – экономический
«Дайте мне управлять деньгами страны, и мне нет дела, кто будет устанавливать там законы»
Майкл Ротшильд». «Для глобализаторов полностью уничтожать народы нет смысла, кто-то из рабов должен остаться. Поэтому можно подчинить своим узко-клановым интересам их экономику, да так, чтобы народ даже не понимал, что на самом деле происходит. Это можно сделать через мировые деньги и институт кредита, с помощью ростовщического ссудного процента, когда кланы банкиров, не производя ничего ценного для общества, получают бешеные доходы по кредитным процентам, и люди, семьи, целые народы долгое время работают на их погашение, становясь по сути своей рабами».
Сторонники КПЕ (по другому КОБ – концепция общественной безопасности) называют порабощение через ссудный процент доктриной Второзакония ( Доктриной Исаии).

Но как же так, Бог через Библию благословляет один народ порабощать другой?

«… и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать.]» (Второзаконие. 28:12),
«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их — служить тебе …, народ и царства, которые не захотят служить тебе — погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (Исаия, 60:10 — 12).

Таковы обетования. Что же удивительного в том, что богоизбранный народ крепко держится их, сметая все что встаёт на пути? Мы можем критиковать сторонников КОБ потому что они пытаются трактовать Библию с материалистических позиций, но они уловили тот крен, который образовался в силу материалистического понимания фарисеями приведённых отрывков.
Мы должны признать эти заповеди Второзакония не совершенными, направленными лишь на временное использование для укрепления народа, вышедшего из рабства и имеющего связь с истинным Богом через пророков. Этот народ, выстояв в конкурентной борьбе, должен был стать светильником, распространяющим свет истины другим народам. Но фарисеи увидели в этих заповедях залог своего благополучия и власти данной от Бога. То есть, иными словами, из двух путей, они выбрали путь благополучия, а не путь принесении себя в жертву ради любви и святости. Первое было понятно и желанно и вполне согласовывалось с заповедями, если рассматривать их в материалистической плоскости. Что же тут удивительного, ведь расслоение на многочисленное стадо, идущее широкой дорогой и на малую часть идущую тесным путем происходит естественным образом на основе того, кто и что видит в Библии.

«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» Мф 24:9
Многие ли готовы последовать этим путем?

Контраст с Второзаконием, очевиден.

И если мы посмотрим на мироустройство и мировой порядок, то станет очевидно, что Христа распяли именно за то, что его учение вошло в противоречие со взглядами фарисеев и книжников понимающих Ветхий завет как путь, ведущий к успеху и благополучию.
Христос даёт совершенно иные обетования, те, которые ветхий человек, в основной своей массе, не мог принять по причине своей незрелости. Не могли их принять и фарисеи. В этом видится главная причина конфликта фарисеев со Христом.
Но как в таком случае можно объяснить слова Христа о том что не нарушить он пришёл закон, но исполнить, ведь мы видим как он переворачивает все устоявшееся мировоззрение, основанное на Ветхом Завете.
Мы можем найти объяснение этому, памятуя о той формуле Антония Великого, о которой было сказано в отдельной главе: «Бог благ и Бесстрастен и ннеизменен…» Бог неизменен а человек изменяем. По этой причине, как будет показано впоследствии, человек трактует волю Бога в соответствии с уровнем своего духовного развития, опираясь на прежние стереотипы и опыт. И даже ветхозаветные пророки понимали, что они не способны ухватить и сказать о Боге нечто главное, поэтому и указывали в пророчествах на того, кто откроет о Боге максимум из того, что человек сможет вместить: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте» (Втор. 18:15). От человека зависит, найдёт ли он путь к восприятию благодати или нет, о чем ясно говорит апостол: «… дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» Деян 17:27 Мы видим, что ап. Павел ясно показывает необходимость поиска Бога, который всегда присутствует рядом. Но как получается, что несмотря на повсеместное Божественное присутствие в энергиях, Бог очень трудно находим и почему читая одну книгу, происходит разделение? Об этом поговорим в следующей главе.

Источник

Adblock
detector