Мантры для приветствия Солнцу(Сурья намаскар)
नमस्ते !
Сегодня я расскажу о том, какие санскритские мантры используются для выполнения йогической практики приветствия Солнцу «Сурья намаскар».
Само название «Сурья намаскар» (सूर्यनमस्कार) является санскритским словом, состоящим из двух частей:
सूर्य (sūrya, суурйа) — Солнце и
नमस्कार (namaskāra, намаскаара) — почитание.
Перед началом практики обычно прочитывают мантру на санскрите:
Образ Нараяна, описанный в мантре
ध्येयः सदा सवितृमण्डलमध्यवर्ती नारायणः सरसिजासनसंनिविष्टः।
केयूरवान्मकरकुण्डलवान् किरीटी हारी हिरण्मयवपुर्धृतशङ्खचक्रः ।।
dhyeyaḥ sadā savitṛmaṇḍalamadhyavartī nārāyaṇaḥ sarasijāsanasaṁniviṣṭaḥ
keyūravān makarakuṇḍalavān kirīṭī hārī hiraṇmayavapur dhṛtaśan̄khacakraḥ
дхйейах садаа савитрмандаламадхйавартии наараайана сарасидьжаа санасанни вишта
кейуураваан макаракундалаваан кириитии хаарии хиранмайавапур дхрташьанкха чьакрах
Должен почитаться всегда в центре солнечного диска находящийся Нараяна на лотосном месте расположившийся.
Обладающий кейуром, серьгами макары, украшенный диадемой и жемчужным ожерельем, с золотой фигурой, раковину и диск держащий.
Эта мантра посвящена Нараяне, как олицетворению духовного Солнца. При этом описан его образ. Кеюр — это наплечное украшение, которое носится между суставом плеча и бицепсом.
Источник
Все о мантрах солнцу
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Обращение к Сурья Намаскара представляет собой древний сакральный текст на санскрите, направленный на обретение гармонии, получение физических сил и энергии от Главного Светила. Эти практики особенно полезны для тех людей, на которых энергетика Солнца оказала негативное влияние при рождении. Обращение к звезде неизменно привносит в жизнь положительные изменения, посылает человеку перемены к лучшему.
Особенности
Мантры, обращенные к Солнцу, полезны абсолютно каждому. Произнося сакральные тексты, человек тем самым налаживает связь со Вселенной, с высшими силами и сообщает им о своей готовности измениться к лучшему. Дневное светило с древних времён занимало ведущую позицию в индуизме. Издревле считалось, что оно оказывает основное влияние на жизнь всех живущих. Солнечная энергия способствует зарождению новой жизни на планете, дает мощный стимул жизненной активности, дарит человеку как физическую силу, так и ментальную поддержку.
Энергия дневного божества пробуждает творческий потенциал, открывает возможности для самореализации, внушает уверенность в своих силах. Кроме того, солнечная энергия улучшает состояние физической оболочки тела. Солнце укрепляет иммунитет и улучшает защитные силы организма. В организме оно управляет работой сердца и кровеносной системы, укрепляет половую сферу и позволяет обзавестись потомством. Регулярное чтение мантры к Солнцу выводит из затяжной депрессии и снимает синдром хронической усталости. Солнце оказывает благотворное воздействие на органы зрения.
Повторение мантр, направленных к Солнцу, особенно исполняемых на восходе, дает энергию здоровья и долголетия, дарит жизненную силу и делает ауру сияющей.
Обзор мантр
Согласно ведическому учению, на протяжении года дневное светило проходит через 12 звездных скоплений, каждое из которых соответствует тому или иному зодиакальному знаку. Для каждой позиции характерны определенные слова и сочетания звуков, поэтому практики используют 12 мантр, направленных к Солнцу. Текст каждой из них имеет свою энергетику и свои вибрации, соответствует определенному положению дневной звезды на небосклоне.
Прочитав все 12 текстов, человек развивается духовно, обретает внутреннюю гармонию. Мантры Солнцу даруют силы на то, чтобы отказаться от излишеств и продвигаться по пути духовного самосовершенствования и просвещения.
- О-м-м-Митрайя-Нама-аха. Это первая приветственная мантра. Исполняя её, человек полностью посвящает себя Солнцу, демонстрирует ему готовность принять положительную энергию и блага. При исполнении этого сакрального текста в душу и тело практика проникает солнечная энергия, наполняя тёплыми лучами и светлой энергией.
- Ом-м-Равайя-Нама-аха я. Вторая мантра приветствия, позволяющая настроить контакт со Вселенной и высшими силами. Ее вибрации открывают тело и душу для впитывания солнечного потока свыше.
- Ом-м-Сурьйа-Нама-аха. Мантра позволяет практику вступить в контакт с высшими силами, подключиться к ним и предоставить им решать судьбу обратившегося с мольбой.
- Ом-м-Бханвэ-Нама-аха. Это мантра приветствия Солнцу. Обратным потоком человек получает избавление от волнений, страхов и заблуждений. При исполнении мантры приходит озарение и открывается дорога к свету. Читать этот текст нужно, глядя прямо на звезду. Эти слова символизируют окончание ночи и наступление рассвета.
- Ом-м Кхагайа-Нама-аха. Мантра символизирует текущее положение суток. Сквозь небеса она отсылает информацию о стремлениях человека небесному светилу.
- Ом-м Пушнэ-Нама-аха. Этот текст лучше всего читать, распластавшись на земле, прижавшись к ней всей поверхностью туловища. Подобно тому, как солнечные лучи падают на поверхность земной тверди, так и обращающегося они наполняют жизненной силой.
- Ом-м Хиранья-Гарбхая-Нама-аха. Мантра прямого обращения к могучей звезде, как к самой всемогущей из всех существующих. Эта молитва позволяет отыскать интересные идеи, ощутить вдохновение и максимально раскрыть свой потенциал в творчестве.
- Ом-м Маричайа-Нама-аха. Это слова прямой благодарности солнечным лучам. Устремленные к светилу, они находят отклик во Вселенной и открывают дорогу к счастью и успеху.
- Ом-м Адитяйя-Нама-аха. Эти звуки восхваляют небесное божество, славят его и его могущество.
- Ом-м Савиитри-Нама-аха. Слова стимулируют восстановление телесной оболочки, способствуют избавлению от недугов, заживлению ран и укреплению иммунитета.
- Ом-м-Аркайя-Нама-аха. Мантра напитывает человека жизненной силой и позитивной энергией. Даёт силы для поиска правильного пути.
- Ом-м-Храм! Ом-м-Хрим! Ом-м-Хрум! Ом-м-Храям! Ом-м-Храум! Ом-м-Храха! Это самая сильная заключительная мантра. Ее звуки порождают вибрации, которые можно ощутить на физическом уровне. Колебания энергетического поля озаряют сознание и расчищают путь для того, чтобы получить обратную энергию Солнца. Эта мантра обязательно должна включаться в ритуал обращения с дневным светилом, поскольку она символизируют уважительное отношение к звезде.
Как правильно читать?
Самым лучшим временем для выполнения практик, направленных к Солнцу, является раннее утро. Лучше всего начинать чтение незадолго до восхода. Некоторые учения даже прямо утверждают, что добиться положительного эффекта можно лишь в том случае, если исполнитель наладил канал со Вселенной. А сделать это можно лишь в предрассветные часы. Оптимальным местом для прочтения молитвы является открытая местность, например, на природе или просто на свежем воздухе. Если такая возможность отсутствует, для занятий подойдет любое другое место. Самое главное — обеспечить в него приток воздуха и встать лицом к востоку.
Перед занятием обязательно нужно провести утреннее омовение тела. Ни в коем случае нельзя завтракать, так как желудок во время обращения к светилу должен быть свободным. Одежду нужно подобрать из натуральных материалов (хлопок или лен). Она должна быть удобной, свободной и не сковывающей движений. Во время прочтения нужно обращаться к Солнцу по имени, визуализировать его и почувствовать всем телом, как вас согревает его тепловая энергия. Это светлый магический ритуал. Он позволяет избавиться от внутреннего негатива, страхов и сомнений, которые препятствуют самореализации человека и тем самым понижают качество его жизни.
Для достижения эффекта обращаться к Сурьи нужно 108 раз.
Рекомендации
В идеале исполнение мантр к Солнцу нужно сопровождать физическими упражнениями. Вот некоторые из них.
- Пранамасана. Встаньте прямо и сложите перед собой руки так, как это делают во время прочтения молитвы. Принимая такое положение, человек словно вверяет свою душу и тело на милость небесного светила и выражает надежду на его любовь, энергию и благословение. В древних учениях говорится, что эта асана помогает донести до Солнца обращение. Именно с неё нужно начинать практику.
- Ашва Санчаласана. Для принятия этой асаны необходимо согнуть колено правой ноги, а левую выдвинуть как можно дальше назад, спину также выгибают назад. Руки при этом направлены параллельно полу. В такой позе человек может просить светило развести сгустившийся над ним негатив.
- Поза собаки мордой вниз. На выдохе нужно подняться, а затем с прямыми ногами согнуться вперед и чуть коснуться руками пола. Тело, таким образом, должно образовать букву Л. В этой позе человек должен посылать Солнцу свою просьбу о понимании и возможности использовать дарованное ему лишь во благо.
- Аштанганамаскара. Для принятия этой позы необходимо лечь на пол лицом вниз так, чтобы соприкасаться с поверхностью земли подбородком, грудью, ладонями, коленями и ступнями.
В такой позе человек показывает свое желание слиться воедино с Землёй и тем самым выражает глубокую любовь к своему небесному покровителю.
Источник
Двенадцать солнечных мантр
К омплекс Приветствия Солнцу (Сурья Намаскара) — один из самых известных и широко используемых многими практиками.
Эта последовательность положений (асан) может сопровождаться различными дополнительными инструментами йоги — дыханием, замками (бандхами), а также мантрами.
В этой статье мы рассмотрим мантры, которые могут быть использованы в сочетании с этим комплексом.
Каждая из 12 мантр соотносится с одной из асан и произносится во время её выполнения.
В зависимости от скорости выполнения последовательности, мантры можно произносить с биджа-мантрами или без них.
Биджа-мантры представляют собой непереводимые звуковые сочетания, которые относятся к той Силе (шакти), к которой мы обращаемся в последующей мантре.
- горизонтальная черта над гласным звуком означает долготу. Эта гласная произносится в 2 раза дольше обычной.
Биджа-мантры используются для усиления последующего обращения. Например, мантра Ом является Маха̄-биджа-мантрой (Великой семенной мантрой), без которой обычно не произносятся ведические тексты.
В одном из вариантов практики комплекса Приветствия Солнцу (Сурья-Намаскара) можно использовать только биджа-мантры как дополнительный объект для концентрации на образе Солнца.
Каждая из 12 солнечных мантр по сути представляет собой обращение к разным аспектам Солнца, выделяя какие-то характерные качества этой энергии. К каким качествам обращена каждая из мантр, мы и рассмотрим.
Для этого мы будем опираться на этимологию (происхождение) имен Солнца, а также обратимся к ведическим текстам, в основном к Риг-веде (РВ), — самому древнему собранию гимнов, дошедшему до нас на санскрите.
Вообще в Риг-веде многие божества, к которым были обращены гимны, являли собой различные силы природы. И солярных (солнечных) божеств было много — Митра, Сурья, Пушан, Савитар. Людям издревле было чему поучиться у природы, поэтому и мы постараемся познать то, чему наши предки хотели научиться у сил природы и, в частности, у Солнца.
Митра
Митра (от ma — ‘мерить’, ‘наблюдать’) — это один из древнейших образов ведийского пантеона.
Это тот, кто наблюдает или следит за договоренностями между отдельными людьми, либо между социальными группами — народом и правительством, например. Митру издревле призывали в клятвах или договорах, его имя было синонимом дружественности, знамением отсутствия обмана.
Митра — это тот, кто поддерживает порядок вселенский (ṛtam) и между людьми, называемый законом дхармы.
Позже это имя употреблялось исключительно как нарицательное, в значении «друг». То есть это та сила, которая связывает, объединяет людей и делает их друзьями, в том числе посредством выполнения своих обязательств. Почему же Солнце наш друг? Потому что завтра утром точно наступит новый день: рассвет ознаменуется восходом солнца, и оно нас ещё ни разу не подводило.
Таким образом, Митра не только следит за выполнением обязательств между людьми, но и сам является примером выполнения своих обязанностей.
Прямой перевод слова «рави» (от ru — ‘идти’) — ‘солнце’. Мы увидим, что многие имена Солнца в целом переводятся как свет, солнце, луч света, потому что издавна употребляются в значениях, связанных с ним.
В хинди мы встретим день недели «равивар», что дословно означает ‘день солнца’. Согласно ведической науке о планетах Джьотишу, каждый день недели соотносится с какой-то планетой, и воскресенье — это день Солнца, когда благоприятно совершать духовную практику, обращаясь к этой энергии.
Рави — это тот, кто постоянно двигается, никогда не останавливается, благодаря чему и поддерживается космический закон (ṛtam). Но он не просто поддерживает этот закон, а своим движением создаёт его, задавая циклы дня и ночи, смену сезонов (лето – зима).
Сурья
Сурье посвящено большое количество гимнов в Риг-веде; это древняя сила, имя которого дошло и до наших дней.
Его колесница появляется на краю горизонта, запряжённая семью кобылицами, которые олицетворяют солнечные лучи.
Сурья — это хранитель всего, что движется. Он побуждает все существа к движению и исполнению повседневных дел. Своим появлением он пробуждает природу ото сна и напоминает о том, что наступило время приступить к выполнению своих обязанностей.
Часто в гимнах упоминается Око Сурьи — Всевидящий Сурья. Он благосклонен к людям.
Он отмеряет дни и продлевает жизнь.
Бхану
Бхану (пер.: ‘свет’, ‘луч света’, ‘блеск’, ‘великолепие’). Тот, кто имеет лучи, — это Солнце. Это имя соотносится с образом Солнца как с тем, кто вместо волос имеет лучи. Мы с детства привыкли изображать Солнце именно таким образом — окружность, от которой расходятся лучи.
Кхага
Кхага («кха» — ‘небо’, ‘пространство’; «га» — ‘идущий’) — идущий по небу. Это имя можно отнести к любым существам (птицам), предметам (стреле) или планетам, которые пребывают в небе. Но Солнце — это главный среди них, поэтому традиционно это имя соотносится с Солнцем. Он — предводитель небесных тел, он занимает особое положение среди них, выделяясь тем, что безустанно выполняет свои обязанности, давая свет, тепло и поддерживая вселенский закон.
Пушан
Пушан (от puṣ — ‘процветать’, ‘пышнеть’, ‘увеличиваться’) — благодетельный, дарующий благоденствие. Это древнее ведическое божество; полагают, что Пушан не только представляет собой того, кто даёт процветание, благоденствие, но и олицетворяет путеводный аспект Солнца. Он бог Солнца и путей. «Он рождён, чтобы шествовать по далёким путям, по дальней тропе небес и по дальней тропе земли» (Риг-веда 10.17.6). Он указывает путь людям, к нему взывают заблудившиеся. Он проводник также от этой реальности к божественной, он способен указать путь сквозь миры.
Хираньягарбха
Хираньягарбха («хиранья» — ‘золотой’; «гарбха» — ‘лоно’, ‘чрево’, ‘зародыш’).
Нередко в Риг-веде опору Вселенной символизируют лучи Солнца. И это имя — Хираньягарбха — из Ведийской космологии, которая связана с гимнами о происхождении Творения. Гимн 10.121 Риг-веды говорит о происхождении Вселенной из Золотого зародыша, под которым явно подразумевается Солнце.
Это имя в полной мере представляет женский аспект, связанный с рождением, дарением жизни и взращиванием. Без тепла и света Солнца ничего не могло бы существовать, расти и развиваться на Земле. Хотя это имя стоит в мужском роде, но обращается к женскому принципу созревания в чреве и рождения.
Маричи
Маричи (пер.: ‘луч света’, ‘частица света’) — это имя одного из семи древних мудрецов-провидцев (саптариши), которые произошли от Брахмы. Он является составителем гимнов Риг-веды и олицетворяет собой глубокую мудрость и знания.
Здесь мы видим определенную параллель: с одной стороны, это слово обозначает луч света, а с другой — имя мудреца. То есть посредством этого имени мы обращаемся к аспекту Солнца, который передаёт знание, мудрость и свет. Солнце — это божество, которое несёт свет не только буквально, но и метафорически, наделяя ясностью ума и мудростью. Как Учитель (гуру), который сам просветлён и способен поделиться этим светом с другими.
Адитья
Адитья (‘сын Адити’), это имя обозначает принадлежность к Адити — одной из самых древних форм Богинь, матери всех Богов.
Адити — ‘бесконечность’; по некоторым толкованиям, она представляет собой олицетворение неба.
И Солнце — это первый сын Адити, первый сын бесконечности. Отличительная характеристика бесконечности — это отсутствие ограничений. Так и Солнце способно показать нам бесконечность и раздвинуть границы привычного мировоззрения.
Савитар
Савитар (имя деятеля от глагола sū — ‘побуждать’, ‘оживлять’, ‘сотворять’) . Этот образ занимает заметное место в ведийском пантеоне. Имя его переводят как ‘Побудитель’, ‘Живитель’.
В отличие от Сурьи, который более конкретен и означает Солнце, видимое на небе, солнечный свет, Савитар олицетворяет солнечную природу вообще, независимо от того, видимо Солнце или нет.
Особым почитанием пользовалась мантра, обращённая к Савитару и по сей день известная нам под названием Гаятри- или Савитри-мантра. Она традиционно произносилась на рассвете: «Да обретём мы желанное сияние Савитара, бога, который оживляет наши мысли!» (Риг-веда 3.62.10)
Арка (от arc — ‘сиять’, ‘восхвалять’, ‘прославлять’, пер.: ‘луч’, ‘вспышка’, ‘свет сам по себе’).
Это свет, который сияет на листьях, деревьях, горах и в каплях воды. Это свет, который оживляет краски и делает то, на что он попадает, красивым и ярким. Это свет, который украшает Землю. Он восхваляет то, на что направлен, и с уважением относится ко всему вокруг, подавая и нам пример того, как нужно относиться к миру.
Бхаскара
Бхаскара (bhās — ‘свет’, kara — ‘делатель’) — это тот, кто даёт свет, осветитель. Это природа Солнца — давать свет. Это имя говорит о самом главном качестве и аспекте Солнца — его постоянном служении этому миру. Природа Солнца — свет, и часто в писаниях соотносят свет Солнца со светом души — нашего Истинного Я.
Обращаясь к Солнцу, стремясь познать его природу, мы фокусируем своё внимание на таких его аспектах, как служение, выполнение своих обязанностей, мудрость и знания, и эти качества начинаем культивировать в себе. Это даёт нам возможности для собственного развития и трансформации. Ом!
Источник