Методы изучения Вселенной
Современная наука значительно расширила возможности познания Вселенной, существенно увеличилась и техническая оснащенность, что позволяет комплексно изучать космическое пространство.
Изучение метеоритов. Метеориты являются великолепным материалом для изучения Вселенной, так как по их составу можно судить об ее веществе. Исследование метеоритов показало, что они состоят из тех же самых элементов, что и Земля. Этот факт служит ярким подтверждением единства материи во Вселенной.
Изучение метеоритов раздвигает границы наших познаний о внутреннем строении Земли, поскольку они являются обломками разных частей космических тел. Метеориты несут весьма ценную» информацию об истории возникновения планет Солнечной системы. По данным ядерной хронологии, их возраст, равный примерно 4,5—4,6 млрд. лет, почти совпадает с возрастом Земли.
Изучение космического пространства с помощью телескопов и радиотелескопов. Мощные телескопы дают возможность фотографировать космиче-
ские тела и отдельные участки неба, в комплексе с различными приборами позволяют определять светимость, температуру, рельеф космических тел и т. п. С помощью телескопов изучают спектры светил, их изменение, а по характеру спектра делают выводы о движении космических тел, химическом составе их вещества, типе реакций, протекающих на них. Значительно расширило возможности познания Вселенной применение радиотелескопов.
Изучение космического пространства с помощью искусственных спутников, космических станций и кораблей. Начало этому виду изучения космического пространства было положено 4 октября 1957 г., когда в Советском Союзе впервые в мире на околоземную орбиту был выведен искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. гражданин Советского Союза Ю. Гагарин первым совершил космический полет вокруг Земли на пилотируемом корабле «Восток». Еще через несколько лет советский космонавт А. Леонов впервые вышел в открытый космос.
В Советском Союзе впервые в мировой практике были успешно осуществлены полет автоматического космического аппарата «Луна-16» на другое небесное тело и возвращение его на Землю. Долгое время на Луне работал автоматический аппарат «Луноход-1», который позволил установить общий тип пород, слагающих поверхность лунного моря, исследовать характер распространенности мелких кратеров и камней. В результате успешной работы автоматической станции «Луна-20» решена задача взятия грунта из труднодоступного материкового района Луны.
С помощью советских автоматических станций получены ценные сведения об атмосфере Венеры. Впервые осуществлена мягкая посадка космического аппарата на поверхность Марса, а станции «Марс-2» и «Марс-3» стали искусственными спутниками Марса. За время полета по орбитам они передали большой объем информации о физических особенностях планеты и окружающего ее космического пространства.
Особо ценную информацию дал лунный грунт, доставленный на Землю советскими автоматическими станциями и американскими космонавтами. Материал поверхности Луны несет на себе отпечатки как первичных процессов, приведших к образованию материнских горных пород, так и последующих воздействий, многие из которых отсутствуют на поверхности Земли. Однако вследствие своих особенностей Луна во многих отношениях оказалась «законсервированной» в течение длительного геологического времени, поэтому можно ожидать, что на Луне найдут отражение процессы, сходные с процессами, происходившими на ранних этапах формирования Земли.
Новой страницей в изучении Космоса и Земли явились беспримерные исследования советских космонавтов на космических станциях типа «Салют». Фотографирование различных районов нашей страны с помощью многофокусных аппаратов позволило
внести коррективы в тектоническое районирование, наметить перспективные участки для поисков полезных ископаемых, изучить с помощью снимков характер созревания хлебов, сохранность лесонасаждений и т. п. Наши космонавты проводили исследования по выращиванию кристаллов, характеризующихся уникальными свойствами; проводили эксперименты по пайке материалов, не поддающихся этому процессу в земных условиях; вели наблюдения за жизнедеятельностью организмов в условиях невесомости; осуществляли с помощью специальных аппаратов астрономические наблюдения и т. п. Стыковка с «Салютом-6» транспортных кораблей, дозаправка его двигателей и своевременная коррекция орбиты позволили создать на орбите прототип космической станции по изучению Космоса.
Гипотеза образования планет Солнечной системы
С давних пор проблема образования Земли и Солнечной системы в целом привлекала к себе внимание выдающихся ученых. Решением ее занимались И. Кант, П. Лаплас, Д. Джине, советские ученые —- академики О. Ю. Шмидт, В. Г. Фесенков, А. П. Виноградов и др. Предложенные ими гипотезы отражали достигнутый к тому времени уровень знаний, однако окончательного решения этой проблемы не получено до сих пор. В свете современных научных достижений гипотеза образования Солнечной системы сводится к следующему.
В пределах нашей Галактики, вблизи ее экваториальной плоскости, располагался неоднородный газо-пылевой диск, состоящий из медленно вращающихся газо-пылевых облаков. В состав облаков входили преимущественно атомы водорода, за счет увеличения плотности которых и могло происходить их образование. Плотность атомов водорода в таком облаке достигает 1000 атом/см 3 , что в 10 000 раз превышает их плотность в нормальном межзвездном пространстве Галактики. Наряду с водородом в состав облака могли входить углерод, азот, кислород, микронные пылевидные частицы. Внутри облаков происходит хаотическое, турбулентное движение вещества.
С увеличением размера и плотности облако под действием сил тяготения начинает сжиматься. Гравитационное сжатие почти всей массы первично холодного облака (—220 °С) ведет к уплотнению его до состояния Протосолнца. В центре последнего становятся возможными термоядерные реакции, сопровождающиеся выделением в виде взрыва огромного количества энергии и вещества. По мнению акад. А. П. Виноградова, из выброшенного около 5,5 млрд. лет назад взрывами вещества вокруг Протосолнца образовалось горячее плазменное облако (протопланетное облако). На первом этапе формирования планет происходило охлаждение протопланетного облака, потеря газов в космическое пространство и конденсация части его вещества в твердые частицы. Первыми конденсировались наиболее тугоплавкие химические элементы: 10
вольфрам, титан, молибден, платина и др., а также их окислы. Таким образом, раскаленное газовое вещество вновь превращалось в холодное газо-пылевое облако. Протопланетное облако с течением времени теряло энергию в результате столкновения «пылинок». Происходило его уплощение, движение вещества в нем упорядочивалось, становилось близким к круговому. Постепенно вокруг молодого Солнца в результате конденсации пылевидного вещества образовался широкий кольцеобразный диск, который распадался на отдельные холодные кучности вещества — рои твердых частиц газа. Они взаимодействовали друг с другом, смешивались, соударялись, сращивались, подвергаясь космическому облучению. Происходило образование отдельных фаз вещества, главным образом силикатов, железо-никелевого металлического сплава, сульфидов и т. п. В результате агломерации этих фаз возникли каменные и другие метеориты. Этот же процесс стяжения холодного вещества протопланетного облака привел к образованию и протопланет Солнечной системы около 5 млрд. лет назад, Сформировавшись как геологическое тело, Протоземля еще не стала планетой. Она являлась холодным скоплением космического вещества, однако именно с этого времени начинается ее догеологическая эволюция.
Под влиянием таких факторов, как удары метеоритных тел, гравитационное уплотнение и выделение тепла радиоактивными элементами, начался разогрев верхних частей Протоземли. Сначала плавилось железо, затем силикаты. Это привело к возникновению здесь пояса жидкого железа. Вследствие дифференциации вещества более легкий силикатный материал должен был всплыть наверх, а тяжелый металл сконцентрироваться в центре планеты. Вязкие, преимущественно силикатные массы образовали первичную мантию Земли, а металлические массы — ее ядро. Так, по-видимому, около 4,6 млрд. лет назад сформировалась планета Земля.
Внутренние планеты, расположенные ближе к Солнцу, образовались путем конденсации высокотемпературной фракции, богатой железом. Чем дальше от Солнца, тем меньше у планет содержание металлического материала. Так, Меркурий на 2 /3 состоит из металлического железа, а Марс — на ‘/4. В астероидальном кольце формировались преимущественно хондритовые астероиды, в которых возрастало содержание низкотемпературной фракции. И, наконец, главной составной частью внешних планет являются газы, почти целиком состоящие из неразделенного солнечного вещества.
Источник
Методы изучения Вселенной
Современная наука значительно расширила возможности познания Вселенной, существенно увеличилась и техническая оснащенность, что позволяет комплексно изучать космическое пространство.
Изучение метеоритов. Метеориты являются великолепным материалом для изучения Вселенной, так как по их составу можно судить об ее веществе. Исследование метеоритов показало, что они состоят из тех же самых элементов, что и Земля. Этот факт служит ярким подтверждением единства материи во Вселенной.
Изучение метеоритов раздвигает границы наших познаний о внутреннем строении Земли, поскольку они являются обломками разных частей космических тел. Метеориты несут весьма ценную» информацию об истории возникновения планет Солнечной системы. По данным ядерной хронологии, их возраст, равный примерно 4,5—4,6 млрд. лет, почти совпадает с возрастом Земли.
Изучение космического пространства с помощью телескопов и радиотелескопов. Мощные телескопы дают возможность фотографировать космиче-
ские тела и отдельные участки неба, в комплексе с различными приборами позволяют определять светимость, температуру, рельеф космических тел и т. п. С помощью телескопов изучают спектры светил, их изменение, а по характеру спектра делают выводы о движении космических тел, химическом составе их вещества, типе реакций, протекающих на них. Значительно расширило возможности познания Вселенной применение радиотелескопов.
Изучение космического пространства с помощью искусственных спутников, космических станций и кораблей. Начало этому виду изучения космического пространства было положено 4 октября 1957 г., когда в Советском Союзе впервые в мире на околоземную орбиту был выведен искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. гражданин Советского Союза Ю. Гагарин первым совершил космический полет вокруг Земли на пилотируемом корабле «Восток». Еще через несколько лет советский космонавт А. Леонов впервые вышел в открытый космос.
В Советском Союзе впервые в мировой практике были успешно осуществлены полет автоматического космического аппарата «Луна-16» на другое небесное тело и возвращение его на Землю. Долгое время на Луне работал автоматический аппарат «Луноход-1», который позволил установить общий тип пород, слагающих поверхность лунного моря, исследовать характер распространенности мелких кратеров и камней. В результате успешной работы автоматической станции «Луна-20» решена задача взятия грунта из труднодоступного материкового района Луны.
С помощью советских автоматических станций получены ценные сведения об атмосфере Венеры. Впервые осуществлена мягкая посадка космического аппарата на поверхность Марса, а станции «Марс-2» и «Марс-3» стали искусственными спутниками Марса. За время полета по орбитам они передали большой объем информации о физических особенностях планеты и окружающего ее космического пространства.
Особо ценную информацию дал лунный грунт, доставленный на Землю советскими автоматическими станциями и американскими космонавтами. Материал поверхности Луны несет на себе отпечатки как первичных процессов, приведших к образованию материнских горных пород, так и последующих воздействий, многие из которых отсутствуют на поверхности Земли. Однако вследствие своих особенностей Луна во многих отношениях оказалась «законсервированной» в течение длительного геологического времени, поэтому можно ожидать, что на Луне найдут отражение процессы, сходные с процессами, происходившими на ранних этапах формирования Земли.
Новой страницей в изучении Космоса и Земли явились беспримерные исследования советских космонавтов на космических станциях типа «Салют». Фотографирование различных районов нашей страны с помощью многофокусных аппаратов позволило
внести коррективы в тектоническое районирование, наметить перспективные участки для поисков полезных ископаемых, изучить с помощью снимков характер созревания хлебов, сохранность лесонасаждений и т. п. Наши космонавты проводили исследования по выращиванию кристаллов, характеризующихся уникальными свойствами; проводили эксперименты по пайке материалов, не поддающихся этому процессу в земных условиях; вели наблюдения за жизнедеятельностью организмов в условиях невесомости; осуществляли с помощью специальных аппаратов астрономические наблюдения и т. п. Стыковка с «Салютом-6» транспортных кораблей, дозаправка его двигателей и своевременная коррекция орбиты позволили создать на орбите прототип космической станции по изучению Космоса.
Гипотеза образования планет Солнечной системы
С давних пор проблема образования Земли и Солнечной системы в целом привлекала к себе внимание выдающихся ученых. Решением ее занимались И. Кант, П. Лаплас, Д. Джине, советские ученые —- академики О. Ю. Шмидт, В. Г. Фесенков, А. П. Виноградов и др. Предложенные ими гипотезы отражали достигнутый к тому времени уровень знаний, однако окончательного решения этой проблемы не получено до сих пор. В свете современных научных достижений гипотеза образования Солнечной системы сводится к следующему.
В пределах нашей Галактики, вблизи ее экваториальной плоскости, располагался неоднородный газо-пылевой диск, состоящий из медленно вращающихся газо-пылевых облаков. В состав облаков входили преимущественно атомы водорода, за счет увеличения плотности которых и могло происходить их образование. Плотность атомов водорода в таком облаке достигает 1000 атом/см 3 , что в 10 000 раз превышает их плотность в нормальном межзвездном пространстве Галактики. Наряду с водородом в состав облака могли входить углерод, азот, кислород, микронные пылевидные частицы. Внутри облаков происходит хаотическое, турбулентное движение вещества.
С увеличением размера и плотности облако под действием сил тяготения начинает сжиматься. Гравитационное сжатие почти всей массы первично холодного облака (—220 °С) ведет к уплотнению его до состояния Протосолнца. В центре последнего становятся возможными термоядерные реакции, сопровождающиеся выделением в виде взрыва огромного количества энергии и вещества. По мнению акад. А. П. Виноградова, из выброшенного около 5,5 млрд. лет назад взрывами вещества вокруг Протосолнца образовалось горячее плазменное облако (протопланетное облако). На первом этапе формирования планет происходило охлаждение протопланетного облака, потеря газов в космическое пространство и конденсация части его вещества в твердые частицы. Первыми конденсировались наиболее тугоплавкие химические элементы: 10
вольфрам, титан, молибден, платина и др., а также их окислы. Таким образом, раскаленное газовое вещество вновь превращалось в холодное газо-пылевое облако. Протопланетное облако с течением времени теряло энергию в результате столкновения «пылинок». Происходило его уплощение, движение вещества в нем упорядочивалось, становилось близким к круговому. Постепенно вокруг молодого Солнца в результате конденсации пылевидного вещества образовался широкий кольцеобразный диск, который распадался на отдельные холодные кучности вещества — рои твердых частиц газа. Они взаимодействовали друг с другом, смешивались, соударялись, сращивались, подвергаясь космическому облучению. Происходило образование отдельных фаз вещества, главным образом силикатов, железо-никелевого металлического сплава, сульфидов и т. п. В результате агломерации этих фаз возникли каменные и другие метеориты. Этот же процесс стяжения холодного вещества протопланетного облака привел к образованию и протопланет Солнечной системы около 5 млрд. лет назад, Сформировавшись как геологическое тело, Протоземля еще не стала планетой. Она являлась холодным скоплением космического вещества, однако именно с этого времени начинается ее догеологическая эволюция.
Под влиянием таких факторов, как удары метеоритных тел, гравитационное уплотнение и выделение тепла радиоактивными элементами, начался разогрев верхних частей Протоземли. Сначала плавилось железо, затем силикаты. Это привело к возникновению здесь пояса жидкого железа. Вследствие дифференциации вещества более легкий силикатный материал должен был всплыть наверх, а тяжелый металл сконцентрироваться в центре планеты. Вязкие, преимущественно силикатные массы образовали первичную мантию Земли, а металлические массы — ее ядро. Так, по-видимому, около 4,6 млрд. лет назад сформировалась планета Земля.
Внутренние планеты, расположенные ближе к Солнцу, образовались путем конденсации высокотемпературной фракции, богатой железом. Чем дальше от Солнца, тем меньше у планет содержание металлического материала. Так, Меркурий на 2 /3 состоит из металлического железа, а Марс — на ‘/4. В астероидальном кольце формировались преимущественно хондритовые астероиды, в которых возрастало содержание низкотемпературной фракции. И, наконец, главной составной частью внешних планет являются газы, почти целиком состоящие из неразделенного солнечного вещества.
Источник