Все мы испытываем чувство радости при наступлении весны под прямыми лучами солнца тает снег
1. Выбери из перечисленных слов глаголы, стоящие в неопределенной форме и подчеркни их.
Ходит, смеётся, светит, капает, ходить , спит, прогуливается, смеяться, думать, читает.
2. Выбери из предложенного списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола и подчеркни их.
Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: Что делал? Что делать? Что делает? Что сделать? Что сделал?
3. Найди в тексте и подчеркни глаголы, стоящие в неопределенной форме.
Была в их стае одна маленькая ласточка, такая проворная: никак ее догнать нельзя было – от всех увертывается. Погонится за ней пятнашка, а она – сюда, туда, вверх, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь – только крылышки мелькают.
4. Поставь глаголы в неопределенную форму.
Скучали — скучать. Прячут — прятать.
Бегает — бегать. Гуляла — гулять.
Поглядел —поглядеть. Любит — любить.
5. Выбери правильный ответ и обведи его кружком.
Спряжение – это…
а) изменение глагола по числам и лицам;
б) изменение глагола по временам;
в) изменение глагола по числам;
г) изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
6. Выбери глаголы из списка и запиши их на нужную строчку:
Iспряжение_ мечтать ___ изменять _____ стрелять __________________________________________________________________________
IIспряжение_ __ дарить ___ хотеть __ служить ___ дышать ____________________________________________________________________
7. В окончаниях каких глаголов пишется И?Подчеркни
8. Укажите предложение с глаголом 2 лица единственного числа
А) В наш дом приходят гости.
Б) А вы делаете зарядку?
В) Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
9. В каком предложении глагол употреблен в будущем времени?
А) Вылетела на солнышко первая бабочка.
Б) По вечерам у костров звучат песни.
В) Мы будем строить новый дом.
10. Найти глаголы 1 спряжения, подчеркните их
Дышать, думать, увидеть, полоть, строить
11. Найти глаголы II спряжения, подчеркните их
12. Разбери глаголы по составу:
у-беж-ал-и, на-рис-у-ешь, при-скак-ал-а.
13. Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А ты как думаешь, в форме какого времени эти глаголы?
2) Будущего времени.
3) Настоящего времени.
14. Вставь пропущенные буквы
Все мы испытыва е м чувство радости при наступлении весны. Под прямыми лучами солнца та е т снег. Ве е т теплом. Мартовское равноденствие буд и т природу. Ему втор и т ручей. Скоро высоко в небе повисн е т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов и т. Смотр и шь на прозрачный лёд и вид и шь, как под этим льдом ручей гон и т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня е т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп и тся согнать их в одно место.
15. Найди ошибки и исправь их прямо в тексте.
1) «Ты не хоч и(е) шь пойти гулять?» — спросила мама у Маши.
2) Лес руб ю (я) т – щепки летят.
3) Мы с большим удовольствием гуля и (е) м в лесу.
Источник
Презентация по русскому языку на тему «Правописание личных окончаний глаголов» 4 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
плыв_т, мечта_шь, мелька_т, леж_те, беле_т, по_т
1 группа плывёт, поёт, лежите 2 группа мечтаешь, мелькает, белеет
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов Цели: Повторить… Научиться….
Вспомним стихотворение-подсказку Ко II же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на –ить, Исключая брить, стелить. А ещё: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья: Их на –е спрягать нельзя.
Образец: изуча?шь-изучать-1 спр-изучаешь приход?м, (он) принос?т, чита?те, (он) дыш?т
Физминутка «Танец бабочки»
Спасибо за внимание!
Вставить безударные гласные: Жела_м, смотр_шь. Слыш_т, гре_шься. Лета_м, вер_т. Рису_т, чита_шь. Игра_м, барабан_т. Кол_т, бега_м.
1 группа: 1.Желаем, смотришь. 2 группа: 2.Слышит, греешься. 3 группа: 3.Летаем, верит. 4 группа: 4.Рисует, читаешь. Самостоятельная проверка: 5.Играем, барабанит. 6.Колет, бегаем.
Задание № 1 Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Задание № 2 Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Задание № 3 ______________ весна. Ярче ______________ солнце. ______________ тёплый ветер.
Задание № 1 Все мы (испытывать) испытываем чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбегает с полей. Солнце (обливать) обливает весенний лес светом. Задание № 2 Под прямыми лучами солнца тает снег. Веет теплом. Мартовское равноденствие будит природу. Задание № 3 Наступила весна. Ярче светит солнце. Дует тёплый ветер.
Урок полезен, всё понятно. ( ! ) Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. ( !? ) Ещё придётся потрудиться. ( ? ) Да, трудно всё-таки учиться! ( … )
Домашнее задание Выполнить задания разные по уровню сложности. с. 22 упр.4 ( по выбору)
Номер материала: ДВ-241088
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы
Время чтения: 1 минута
График ЕГЭ сохраняется на всей территории страны
Время чтения: 1 минута
Ростовская школа набрала 19 первых классов
Время чтения: 1 минута
Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования
Время чтения: 2 минуты
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО ПРОШУ.
1)Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.
2)Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.
3)День прибавля. тся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп… снег. Вскро…тся река. Прилет…т первый вестник весны: грач.
Я люблю это время года и жду его. Ты ид… по полю, с радостью слыш…шь песни ручейков, любу…ся ярким синим небом.
Под прямыми лучами солнца тает снег.Веет теплом . Мартовское равноденствие будит природу.Ему вторит ручей.Скоро высоко в небе повиснет жаворонок.Его сразу не заметишь, но песня его любого остановит
Смотришь на прозрачный лед и видишь, как под этим льдом ручей гонит огромное стадо пузырей.Вот он выгоняют их на открытую воду и мчит вперёд, торопится согнать их в одно место.
3)День прибавляется. Ярче светит солнце. Оно скоро растоптает снег. Вскроется река. Прилетит первый вестник весны: грач.
Я люблю это время года и жду его. Ты иди по полю, с радостью слышишь песни ручейков, любуется ярким синим небом.
Две картины — картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и полотно С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли» посвящены одной теме — изображению здания Храма на Нерли. Предмет изображения один, но видение его, безусловно, у каждого художника свое.
В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшой зеленый холм, на котором воздвигнут Храм. Он стоит в окружении деревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении природы, чтобы подчеркнуть его величие, величие освященного места, где было воздвигнуто здание Храма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на картине — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками.
В центре полотна Баулина — сам Храм. Он изображает холм, на котором высится здание Храма. Мы можем рассмотреть его в малейших подробностях — от ворот до колокольни, венчающейся куполом. Баулин изображает Храм в более темных красках, живописец писал его скорее всего в начале осени. Здание выглядит величественно, благодаря тому, что художник подчеркнул особенности его архитектуры путем игры света и цветовых оттенков.
Картины двух художников отличаются не только тем, что были написаны с разных планов: один сконцентрировал свое внимание только на здании Храма, а другой — на Храме в окружении природы. Но и тем, что каждый из живописцев писал Храм в разное время года: Герасимов весной, а Баулин ранней осенью, что обусловило выбор красок картин. Однако главным отличием, конечно, является субъективное восприятие предмета. С другой стороны, обе картины как бы дополняют друг друга. Как зрителю мне интереснее видеть одновременно две картины, посвященные одной те ме. Это дает возможность сравнить разные точки зрения на один предмет и решить для себя, чья авторская позиция мне ближе. В данном случае мне ближе картина С. А. Баулина.
Источник
Анализ стихотворения А. Н. Плещеева «Весна»
Весна и связанные с ней преображения всегда были излюбленной темой для многих поэтов. Одним из самых ярких литературных произведений на «весеннюю» тематику является стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна». Предлагаем краткий анализ «Весна» по плану, с помощью которого можно лучше разобраться в произведении и подготовиться к уроку по литературе в 5 классе.
Полный текст стихотворения А. Н. Плещеева «Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
“Весна!”- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!
Краткий анализ стиха «Весна» А. Н. Плещеев
Вариант 1
В стихотворении Алексея Николаевича Плещеева «Весна» описывается приход весны. Весна — это образ праздничный, молодой, радостный, веселый. Он связан с пробуждением жизненных сил. В нем обозначено нечто большее, чем весна – как время года. Природа изображена не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но и как часть его души.. .
Чтение этого стихотворения вызывает у нас чувство радостного ожидания, предчувствия счастья.
Мы все ждем, когда придет весна. Потому, что после долгой и снежной зимы, после сильных морозов приятно выйти во двор и вдохнуть запах теплого ветра, увидеть первых весенних птиц. Хорошо, когда тает снег и бегут ручейки. Еще не успевает сойти последний снег, а сквозь прошлогоднюю траву пробивается молодая зелень.
Тоненькие росточки тянутся к солнцу. Вскоре все покрывается зеленым ковром. Почки на тополях и березах набухают, в воздухе чувствуется едва уловимый запах клейких листочков. Постепенно деревья покрываются нежной зеленью. Это все показано в стихотворении
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.. .
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Небо весной ярко голубое. По-особенному светит солнце: как-то ярко, радостно и празднично. С каждым днем становится все теплее. Появляется надежда, что все будет хорошо.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Хочется ходить по улице и улыбаться всем подряд. Не только природа наряжается в яркие краски. Люди тоже скидывают с себя теплые шубы и пальто. Одевают красивую и нарядную одежду. Все рады приходу весны!
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Стихотворение оставляет на душе доброе, радостное впечатление.
Вариант 2
Знаменитые стихотворения Алексея Плещеева «Осень наступила» и «Весна» написано в лучших российских традициях. Оно передает радость от прихода весны, и все вокруг представляется как обновление природы. Начал таять снег, собираясь в ручейки, еще только начало весны, но все говорит о том, что тепло не за горами.
Поэт представляет, как скоро зазвучат соловьиные трели и «лес оденется листвою», и это явственно чувствуется по самому настрою стихотворения. Человек радуется, что зима позади с ее студеными морозами, а впереди – радость и тепло, потому что «унесла зима заботы»!
Плещеев затрагивает тяжкий труд крестьян, впереди у них страда, но даже эти люди рады весне, потому что невозможно не радоваться такому великолепию, и «все лица весело глядят». Поэт говорит о весне, как о великом чуде, которого ждут всю долгую зиму.
И все же рассуждая о трудностях зимы и радостном весеннем шествии, автор стихотворения подчеркивает, что все это – явления природы, вполне естественные и понятные. Их надо принимать и жить в гармонии с ними, только так возможно настоящее счастье.
И это состояние счастья очень хорошо прослеживается в строках стихотворения. Плещеев замечает и звонкий смех детей, и оживление птичек. В природе все радуется и ждет разгара весенней поры. Каждое существо подвластно веяниям природы, а потому находится с ней в тесной связи.
Все стихотворение наполнено теплотой авторского позитивного мироощущения: «чиста небесная лазурь» – так просто и проникновенно сказано о весеннем небосклоне. Всего три слова, но как точно они выражают мысль поэта о том, что пора вьюг и затянутого неба миновала, наступает великое обновление.
Яркий и самобытный поэт, талантливый мастер слова Алексей Плещеев небольшими набросками, маленькими деталями создает великолепную картину наступающей весны. Он подобно художнику, прописывает каждую деталь, даже самую маленькую.
Из этих небольших набросков складывается целостная радужная картина приближающейся весны. Простая фраза «в окно повеяло весною» четко обозначила замечательный миг наступления тепла и счастья.
Вариант 3
Весенняя тематика очень распространена в мировой литературе. Поэты разных эпох описывали это время года, не остался в стороне и А. Плещеев. Стихотворение «Весна» относится к позднему периоду творчества поэта. В нем автор мастерски переплел пейзажные и психологические зарисовки.
Тема анализируемого стихотворения – весеннее пробуждение природы, радость людей, вызванная весенними переменами. Автор показывает, что все в природе циклично: после холодов обязательно наступают теплые деньки, а горе и уныние сменяется радостью. А. Плещеев утверждает, что человеку нужно научиться разделять радость, царящую в природе, чтобы быть счастливым.
В начальных строфах поэт описывает наступление теплого времени года. В пейзажах важную роль играют не только визуальные образы, но и звуковые, помогая выразительно передать весеннюю атмосферу. За переменами в природе с восторгом наблюдает лирический герой. Первые вестники весны – теплый ветерок и веселые ручейки. Они подсказывают, что лес скоро облачится в новый наряд и наполнится свистом соловья. Герой радуется чистому, высокому небу и яркому солнышку, ведь «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала».
После пейзажной зарисовки автор описывает внутреннее состояние лирического «Я». Герой замечает, что его сердце начало стучать сильнее, ожидая чего-то. Мужчине кажется, что впереди ждет только счастье, а все заботы унесла зима. В последних двух катренах психологическая зарисовка обобщается. А. Плещеев рассказывает, что весне рады все, даже те, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Завершается стихотворение своеобразным выводом. Автор утверждает, что больше всего весеннему пробуждению радуются дети и птицы. Это слышно по их голосах.
Композиция стихотворения А. Плещеева простая. По смыслу оно делится на две части: пейзажная зарисовка, описание внутреннего состояния лирического героя и людей в общем. Формально «Весна» состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Строки в четверостишиях объединены перекрестной рифмовкой. Написаны строфы четырехстопным ямбом.
Инструментом для создания пейзажа и передачи эмоций служат средства выразительности. В наборе тропов отобразились как традиционные представления о весне, так и авторские ассоциации. Главную роль в произведении играют метафоры: «в окно повеяло весною», «лес оденется листвою», «пора метелей злых и бурь», «унесла зима заботы», «все лица радостно глядят». Эпитеты – вспомогательное средство: «метели злые», «теплее и ярче солнце», «тяжкий труд», «звонкий смех», «беззаботные птички».
Радость лирического героя, людей и природы выражается посредством восклицательных предложений. В некоторых строчках автор использовал аллитерацию. Например, свист соловья воспроизводится при помощи слов с согласными «с», «щ»: «засвищут скоро соловьи», невеселый оттенок придают согласные «ж», «з», «ш», «ч»: «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе».
Стихотворение «Весна» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
Произведение «Весна» было написано Алексеем Николаевичем в 1872 году. Тема весеннего пробуждения природы и ее преображения была близка многим русским поэтам. Не стал исключением и Плещеев, которому удалось написать одно из самых прекрасных стихотворений, посвященных этому времени года.
Центральная тема – приход весны и изменения, которые она вызывает в природе и людях. Лирический герой не скрывает свой радости по поводу окончания лютой и безжалостной зимы.
Под первыми лучами весеннего солнца природы будто оживает: тает снег, деревья готовятся примерить зеленый наряд, птицы радуются теплу. Но с весной пробуждается не только природа: душа человека также очищается от накопившихся забот и проблем.
Даже простые крестьяне, вынужденные много и тяжело работать, радуются приходу весны. Что же говорить о птицах и детях, которые встречают долгожданное тепло звонким пением и радостным смехом!
Главная мысль произведения – ощущение счастья, которое дарит весна каждому человеку. С ее приходом в душе зарождаются самые смелые надежды и весны, чувствуется прилив сил, все печали и горести забываются, уступая место радости и светлым грезам.
Композиция
Произведение условно можно разделить на три части. В первой части автор раскрывает всю прелесть природы, пробуждающейся после зимнего сна. Тает снег, бегут ручьи, еще совсем немного – и деревья наденут свое зеленое убранство, а соловьи будут разливаться звонкими трелями. Весна только вступает в свои владения, но уже понятно, что злые метели и снежные бури позади, впереди – солнце, цветущие луга и пение птиц.
Во второй части лирический герой делится своими переживаниями, которые возникают у него с приходом весны. В каждом человеке, будь то труженик или беззаботный ребенок, с приходом весны просыпаются надежды и светлые мечты, возникает чувство неподдельной радости и счастья, предвкушение прекрасных перемен. Кажется, будто вместе с зимой ушли все беды и проблемы, и впереди ждет лишь безоблачное счастье.
В финальной части произведения звучит радостная весть – «Весна!», знаменующая собой слияние природного и человеческого торжества.
Произведение написано в жанре пейзажной лирики, состоит из пяти четверостиший. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.
Средства выразительности
Для придания стихотворению образности, лиричности и эмоционального накала поэт мастерски использует самые разнообразные средства художественной выразительности.
Красочные эпитеты («небесная», «звонкий», «беззаботных») создают ощущение праздника, которое несет с собой весна. При описании пробуждающейся природы автор использует олицетворения («лес оденется листвою», «бегут ручьи», «зима унесла») и метафоры («небесная лазурь», «пора метелей злых и бурь»).
Также в произведении встречаются инверсии («тает снег», «засвищут соловьи») и сравнения («стучит, как будто ждет чего-то»).
Впечатление в значительной мере усиливается благодаря противопоставлению «злых метелей» «небесной лазури» и радостному восклицанию «Весна!».
Вариант 2
История создания. Произведение «Весна» было написано Плещеевым в 1872 г. К теме весеннего пробуждения природы обращались многие русские поэты. Рассматриваемое стихотворение принадлежит к наиболее удачным произведениям, посвященным весне.
Жанр произведения – лирическое стихотворение.
Основная тема – весеннее обновление природы и чувства, которые оно пробуждает в каждом человеке. Автор бесконечно рад тому, что миновала злая и холодная зима. Природа оживает под лучами весеннего солнца. Вместе с природой от забот очищается душа, в ней просыпаются новые надежды и мечты. Важным моментом стихотворения является упоминание о людях, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Автор не забывает о простых крестьянах. Он считает, что их тяжелое положение также скрашивается наступлением весны. Главными же глашатаями весны являются птицы и дети. Их «звонкий смех» и «пенье» — торжественный гимн, посвященный очередному сказочному преображению природы.
Композиция. Стихотворение делится на три части. Оно открывается изображением оживающей весенней природы. Во второй части автор описывает человеческие чувства, возникающие в это время. В финале происходит слияние человеческого и природного торжества.
Размер произведения – четырехстопный ямб.
Выразительные средства. Автор применяет яркие эпитеты («ярче», «резвых», «звонкий»), которые создают ощущение праздника. Описывая природные явления, Плещеев использует олицетворение («лес оденется», «бегут ручьи»). Значительно усиливает впечатление противопоставление «злых метелей» «яркому солнцу».
Основная мысль произведения – неизбежное наступление счастья. Плещеев показывает, что приход весны способен оживить не только природу, но и душу человека, которая забудет все свои печали и горести.
Вариант 3
Стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна» — хрестоматийный образец детской поэзии конца XIX века. Прибегнув к анализу произведения, можно представить замысел поэта во всей полноте, понять его стиль и технику стихосложения.
История создания, жанр и размер
Стихотворение написано в 1872 году. Поэту 47 лет, он сотрудник журнала «Отечественные записки», переводчик, и его поэзия все чаще обращается к детям и теме детства. «Весна» написана в жанре пейзажной лирики, четырехстопным ямбом с перекрестной рифмой.
Основная тема, мысль и композиция
В произведении 5 четверостиший, по композиции его принято делить на 3 части. Первая часть посвящена пробуждению природы после долгой зимы. Пока еще март, но скоро весна вступит в свои права как полновластная хозяйка.
Во второй части появляется лирический герой и его переживания. Он радостно ждет обновления не только природы, но и собственной жизни, гонит прочь воспоминания о невзгодах зимы, надеется на лучшее, как и бедные труженики, крестьяне, которых он видит вокруг.
В третьей части поэта охватывает восторг от общего ликования людей и природы, нежность к детям и птицам, приветствующим весну.
Выразительные средства
Стихотворение построено на противопоставлении зимы и весны, насыщено простыми, близкими к фольклорным, эпитетами: метелей злых, тяжкий труд, резвых деток, беззаботных птичек. Согласуются с фольклорной традицией и уменьшительно-ласкательные суффиксы: деток, птичек.
В «Весне» встречается инверсия: засвищут скоро соловьи. Олицетворения также привычны и просты: бегут ручьи, лес оденется, унесла зима. Как перифраз, за которым скрывается время года, употребляется выражение: пора метелей и бурь. Стук сердца сравнивается с ожиданием, а восклицание «Весна!» становится риторическим. Значение некоторых слов может быть не совсем понятным: миновала, взор.
Стихотворение отличается реализмом, герои его и чувства узнаваемы и понятны любому читателю. Для поэта весна — символ надежды, объединения всего живого, преображения человека. В стихотворении автор соединяет пейзажную лирику с гражданской, время года с временем перемен.
Стихотворение Плещеева А. Н. «Весна» — классическое произведение отечественной поэзии XIX века, одна из вершин русской пейзажной лирики. Оно прочно вошло в круг детского чтения, стало источником вдохновения для П. И. Чайковского, который положил его на музыку для своего цикла «Шестнадцать песен для детей».
Анализ стихотворения А. Н. Плещеева «Весна»
Вариант 1
Образ весны описан не только в литературных произведениях, но и у великих художников, к примеру, картина Боттичелли “Весна”, где три неразрывных друг от друга направления нашли свое место. В русской литературе образ весны тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное.
Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.
В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что «засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою». Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала».
И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то». Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.
Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной. Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.
Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением. Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех».
И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.
Вариант 2
Это стихотворение оригинально сочетает в своих строках пейзажную, психологическую и социальную лирику.
Рассказчик находится в той точке стихотворения и времени, когда уже ручьи бегут, тает снег, но ещё не поют соловьи, деревья ещё без листьев. Но поэт точно знает, что уже скоро весна полностью вступит в свои права.
В момент стихотворения небо уже по-весеннему чисто, солнце светит теплей и ярче. Можно радоваться, что злые бури надолго ушли. Весна, теплая погода, солнечный свет всегда ассоциируются у людей с добротой, молодостью, свежестью.
Автор приходит от описания внешнего к своим ощущениям. Человек также вместе со всей природой возрождается, чувствует прилив оптимизма: сердце бьется радостно. Кажется, что все заботы унесла зима, а впереди лишь счастье.
И у всех вокруг похожего ощущения: весёлые лица, счастливые взгляды. Особенно рады окончанию зимы те, у кого больше нет повода для радости – бедняки, трудяги. Несмотря на свой тяжкий труд, они радуются весне, как празднику. Также радуются весне беззаботные птички и дети – для них это абсолютно естественно.
Конечно, поэт использует такие устаревшие сейчас слова как «лазурь», «взор». Написано это произведение в конце девятнадцатого века, когда социальный вопрос стоял особенно остро в России.
Пожалуй, это самое известное стихотворение Плещеева о весне, но поэт создал ещё несколько произведений с аналогичным названием.
Например, одно описывает старый сад в разгар весны. Здесь уже всё зелёное, всё цветёт – сад возродился. Он полон ароматов, бабочек, пчёл, птиц. Восхищенный рассказчик почти плачет от восторга, он ощущает высшую силу во всём. В стихотворении много описаний и восклицаний.
Другое произведение начинается с песни жаворонка. Она снова предвещает приход весны. Её, как милую и долгожданную гостью, рады поприветствовать все. Даже старики, даже несчастные – все, хоть на мгновение, но улыбнутся.
Третье раскрывает окно в весенний сад. В нём всё прекрасно, радостно и вольно. На его весенние просторы хочется сбежать автору из душных комнат, от продажных и подлых людей. Русскую природу он называет стыдливой, а народ – воскресшим. Несколько раз поэт восклицает: «В поля!»
У Алексея Плещеева ещё множество стихотворений, посвященных этому прекрасному времени года, хотя они уже и под другим названием. Видно, что именно весна вдохновляла Алексея Николаевича. Теперь его стихи вдохновляют читателей.
Вариант 3
Весна – это прекрасная пор года, когда хочется жить и быть счастливым, несмотря ни на какие проблемы в нашей жизни. Недаром многие поеты-романтики, и не только романтики, но даже реалисты, описывали природу весной и чувств, которые вызывает у нас весна и природа, а также – нежное солнце и воздух.
Плещеев — русский поет, который написал произведение «Весна» в 1872 году. Это стихотворение стало после считаться самым знаменитым из всех его произведений.
Это произведение может по праву называться самым лучшим, ведь в этом стихе описываются все красивые и приятные проявления весной в природе.
В первом куплете стиха сразу же начинает чувствоваться какие-то изменения в природе. Пусть даже небольшие, но все же какие-то. Весна – самое красивое и приятное время года, когда кажется, нет никаких проблем. Автор произведения выражает надежду, что снег, который немного перележал свои сроки – скоро станет мягким и в конце-концов – растает.
Невозможно скрыть радость и надежду, которая выражается автором, что солнце скоро выйдет окончательно, и засияет сильнее обычного. И тогда уже запоют птицы – соловьи.
Вообще, на всем процессе чтения стихотворения Плещеева «Весна» — ощущается, что автор, когда писал стих, радовался и ощущал пробуждения к жизни после долгой и холодной зимы. В стихотворении писателя есть строки, в которых он описывает радость простых людей, которые только и знают, чтобы трудиться и как-то прокормить себя и своих детей. Обычные крестьяне – ведь они очень много работают в земле и на ней. А потому они должны радоваться, что идет весна – теплая и радостная, так как еще это означает, что новый этот год будет лучше предыдущего. И есть возможность изменить все к лучшему.
Прекрасный поет, Плещеев, смог передать на протяжении всего произведения хорошие воспоминания и впечатлении от этой поры года. Ведь весна – всегда делала нас, людей, в чуточку раз больше счастливее. Весна дарит всем тепло и радость, а потому нужно относиться и к ней также хорошо, да и к людям тоже, ведь тогда все будет намного раз больше.
Поет в каждой строчке стихотворения «Весна» смог передать прекрасные ощущения свободы, счастья, наполненной радости. Эта пора года наполнена только хорошими впечатлениями и настроем. Потому никак нельзя грустить, передавая плохое настроение другим. Плещеев хорошо выразил и передал свои чувства в своем произведении «Весна».
Строчки куплетов – хорошо и качественно рифмуются, а потому читать намного удобнее и декламировать еще лучше.
Источник