Вселенная бегущего по лезвию
«Даже с учетом того, что эмоциональный фон картины столь же холодный, как и его цветовая гама, «Бегущий по лезвию 2049″ — весьма запоминающийся проект. Он приближает мейнстримовый кинематограф к настоящему искусству», — Леа Гринблад, автор издания «Entertainment Weekly».
Так уж получилось, что такое явление в кино, как «научная фантастика» не нашло популярности среди современных зрителей. Взять хотя бы к примеру прошлогодний «Звездный путь», который хоть и снискал всяческие одобрения у кинокритиков, но с треском провалился в прокате. И новый фильм Дени Вильнева «Бегущий по лезвию 2049» может, к несчастью, повторить его судьбу, ибо достаточно только взглянуть на кассовые сборы, так сразу становится понятно, что много людей фильм не заинтересовал. Тем не менее, говорить, что фильм средний и уж тем более плохой, у меня просто язык не повернется!
Начнем с того, что сиквел отличается, а в некоторых моментах разительно отличается от оригинала. Отличия эти заключаются в незначительных, на первый взгляд, деталях, которые оказывают значительное влияние на восприятие происходящего.
Первая часть была атмосферным неонуаром в стилистике далекого будущего, атмосфера которого просто всасывала тебя и не отпускала до титров. И вот именно здесь и кроется одна из основных проблем фильма. Дело в том, что если взглянуть на предыдущую работу режиссёра, а это было «Прибытие», то можно понять, что Вильнев предпочитает широкие и просторные планы тесным и узким. Это свое видение он воплотил и в новом «Бегущем по лезвию», тем самым просто убив добрую часть атмосферы первого фильма. В оригинале будущее было изображено не только темным, холодным, мокрым и неприятным, а в сиквеле всего этого хватает, поэтому оно представало очень тесным. Отсутствие просторных локаций и кадры с большим количеством громоздких предметов и людей создавали у зрителя неприязнь к миру фильма. Сиквел всего этого лишился: здесь очень много панорам, камера часто парит в небе и демонстрирует зрителю огромные пустые пространства. Так же здесь гораздо большее количество локаций: и пустыня, и город, и свалка, и океан… И вот уже картинка не погружает и не вовлекает тебя так сильно в этот мир, как то делал оригинал. Но что уж точно увлекает сюжет.
Он хорош. Очень хорош. Ты смотришь на все происходящее и буквально чувствуешь этот мир. Он погружает в себя и заставляет переживать за героев, следить за их судьбами. Режиссёр мастерски вызывает у зрителя чувство, что он вместе с «К» идет по следу и раскрывает чрезвычайно запутанное дело. Детективная составляющая одна из самых сильных частей фильма, но она была бы абсолютно пуста, если бы не персонажи.
Мало того, что они сыграны просто блистательно, так еще и прописаны подобающе. Фильм не торопится с повествованием, он раскрывает каждого из героев, говорит об их взглядах и поступках, показывает с разных сторон и заставляет сопереживать. Тем не менее, здесь есть незначительные огрехи. Так, например, персонаж Джареда Летто, являющийся главным антагонистом, совершенно не впечатляет, а под конец вообще пропадает из сюжета. Вроде бы он и сыгран хорошо, вроде бы раскрыт, но не создает должного эффекта.
Еще одна проблема заключается в том, что фильм обманывает зрителей на этапе рекламной кампании. Прокатчики, судя по ТВ-спотам, позиционируют картину как боевик, вот дело только в том, что это может привлечь на сеансы совершенно не тех людей. Все экшн сцены, демонстрируемые в фильме, можно уместить в 5 минут. Остальную же часть составляют экспозиции и диалоги.
Так же лента может в некоторых местах показаться немного скучной и чересчур сложной, но это не от того, что есть какие-то проблемы с темпом или повествованием, а от того, что это серьезное философское размышление. Здесь не осталось место шуткам, комичным сценам или разного рода забавам. Фильм тяжел, сложен и неоднозначен, он заставляет напрягать мозги, а не просто сидеть в удобном креслице. Он заставляет думать, задумываться над каждым словом и впиваться взглядом в экран в ожидании новых поворотов.
Как итог, мы получили невероятно сильное и философское творение, к недостаткам которого совершенно не хочется обращаться. Дени Вильнев снял очень хорошее и крепкое кино, смотреть которое увлекательно и интересно. И вместе с этим, печально осознавать дальнейшую судьбу франшизы. Будем честны: создателям картина не принесет много денег, если вообще принесет, а значит, студия не запустит в производство третью часть, на которую фильм открытым текстом намекает. И мы, скорее всего, не узнаем, как переплетется судьба героев, как сложатся их жизни.
Тем не менее, надежда умирает последней, и возможно, еще через тридцать лет, мы увидим новый фильм во вселенной бегущего по лезвию.
Источник
Как расширялась вселенная «Бегущего по лезвию»
У «Бегущего по лезвию» непростая судьба. В истории его создания немало инцидентов, когда на проекте могли поставить крест. Филип Дик, автор исходной книги, совсем немного не дожил до премьеры, сама картина провалилась в прокате — и только со временем обрела статус культовой и заложила основы киберпанка.
Сегодня мы вспоминаем, как развивалась вселенная «Бегущего по лезвию» в последующие годы.
Игра 1997 года
Действия игры Blade Runner происходили параллельно событиям фильма — тоже в Лос-Анджелесе. Главным героем был детектив Рэй Маккой, которому было поручено выйти на группу андроидов. Герой фильма Рик Декард в игре не появлялся, но его неоднократно упоминают другие персонажи.
Игру тепло приняла как пресса, так и игроки. К 2006 году тираж превысил один миллион копий. Она также выиграла награду «Лучшая приключенческая игра года». А сейчас в разработке находится обновленная и усовершенствованная версия игры.
Бегущий по лезвию 2049
«Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева стал непрямым продолжением фильма Ридли Скотта. Картина серьезно расширила вселенную, поскольку показала мир далеко за пределами Лос-Анджелеса. Из рекламной вывески можно понять, что СССР до сих пор существует, а за пределами мегаполисов развернулись настоящие постапокалиптические пустоши. Такие подробности сделали мир живым, но в то же время создали отличную от оригинала атмосферу.
В центре истории агент Кей в исполнении Райана Гослинга — бегущий по лезвию, охотник на репликантов. Очередное задание приводит его к тайне, которая может перевернуть жизнь всего человечества. В поисках ответов он не только расследует дело, но и исследует себя.
А вот центральной темой все так же осталось сознание репликантов — пожалуй, на сей раз она была раскрыта даже детальнее и шире. Оказалось, например, что репликанты — не роботы, а генетически модифицированные клоны с человеческой ДНК. Искусственные воспоминания и тема репродукции тоже были поданы любопытно и небанально.
Комикс «Бегущий по лезвию 2019»
Серия комиксов Майкла Грина (сценариста «Бегущего по лезвию 2019») и Майка Джонсона также завоевала теплый прием поклонников. События берут начало в том же году, что и фильм Ридли Скотта. На сей раз главной героиней выступила охотница на репликантов Эш, которая расследует пропажу супруги и дочери промышленного магната Александра Селвина — близкого товарища Элдона Тайрелла.
Комиксы получились очень зрелищными и стильными, и пронизаны ретро-киберпанковской эстетикой. В обоих фильмах главные герои претерпевали серьезные метаморфозы — они меняли свое отношение и к репликантам, и к самим себе. И в этом плане с Эш все тоже происходит в традициях оригинала, однако никакого самокопирования здесь нет — охотницу на репликантов ждет своя непростая история.
Источник
Таймлайн «Бегущего по лезвию»: что было во вселенной до нового фильма
Компания Warner Bros. представила интерактивный таймлайн фильма «Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049), в котором все любопытствующие могут узнать о том, что же творилось в мире «Бегущего» после событий первой части.
- 2018 год: после кровавого бунта, учиненного репликантами модели Nexus 6, репликанты объявлены вне закона на Земле.
- 2019 год: репликант-прототип Рейчел и офицер полиции Рик Декард, «бегущий по лезвию», сбегают из Лос-Анджелеса вместе.
- 2020 год: после смерти Элдона Тайрелл, главы «Тайрелл Корпорейшен», компания начинает массовое производство репликантов модели Nexus 8, созданных для использования в колониях. Эти модели отличаются от предыдущих неограниченным сроком работы, а также ярко выраженными глазными имплантатами для легкой идентификации.
- 2022 год: «Блэкаут». ЭМИ-удар огромной мощности и неизвестного происхождения на Западном побережье США. Города «встали» на несколько недель, данные почти по всей стране повреждены или уничтожены. Рушится мировая торговая и финансовая системы. Еды стало мало. Появляется множество теорий катастрофы, большинство винит репликантов.
- 2023 год: правительство одобряет проект запрета производства репликантов. Модели Nexus 6 выводятся из эксплуатации из-за их четырехлетнего срока службы. Выжившие модели Nexus 8 оказываются в немилости. Те репликанты, которые могут, уходят в подполье.
- 2025 год: ученый-идеалист Найндер Уоллес стал пионером в генной модификации пищи, поделившись своей технологией со всем миром, закончив тем самым продовольственный кризис. Его компания стремительно расширилась на весь мир, а также на все внешние колонии.
- 2028 год: Уоллес покупает остатки того, что осталось после банкротства «Тайрелл Корпорейшен».
- 2030-е годы: Уоллес усовершенствовал генетическую инженерию Тайрелл и модифицировал методы имплантации памяти, что позволило сделать репликантов послушными и контролируемыми.
- 2036 год: запрет на создание репликантов снят. Уоллес презентует новых, совершенных репликантов — тип Nexus 9.
- Начало 2040х годов: командование полиции Лос-Анджелеса выделяет дополнительные ресурсы для программы «бегущих по лезвию», которые все так же должны настигать и возвращать нелегальных репликантов.
- 2048 год: …
- 2049 год: мы возвращаемся в Лос-Анджелес спустя 30 лет после событий оригинального фильма. Из-за климатических изменений резко поднялся уровень воды. Неподалеку от города выросла огромная Морская Стена, которая защищает город от затопления. Город стал еще более неприветливый, чем раньше, в нем бушуют нищета и эпидемии. Люди, у которых не хватило средств для того, чтобы улететь на внеземные колонии, брошены одни. Свежей еды не существует, и люди выживают только благодаря генно-модифицированной пище Уоллеса, которая продается в торговых автоматах на рынках.
Напомним, что в прокат картина режиссера Дени Вильнева выйдет 6 октября 2017 года.
Источник
Все, что нужно знать о «Бегущем по лезвию 2049»
«Бегущий по лезвию» известен не только своей нео-нуарной киберпанковской стилистикой, задавшей тон многим фильмам о будущем, но и скандальной историей создания — например, у фильма несколько официальных версий. Перечисляем все, что нужно знать об оригинальной картине Риддли Скотта, продолжение которой снял Дени Вильнев.
• Завязка оригинального «Бегущего по лезвию»
Действие происходит в антиутопическом будущем, где распад земных городов сочетается с прелестями высоких технологий, колонизацией космоса и наличием репликантов — чернорабочих андроидов, превосходящих человека по силе и интеллекту. Со временем, вопреки заложенным алгоритмам, андроиды поднимают кровавый бунт, который, однако, жестоко подавляется людьми. Чтобы не повторять ошибок, люди закладывают в механизм новой серии репликантов «срок годности» — андроиды самоуничтожаются через четыре года, до того, как у них успеет развиться эмоциональная составляющая. Но даже эти меры помогают далеко не всегда.
В центре сюжета — Рик Декард (Харрисон Форд) — отставной полицейский подразделения Bladerunner, которое занимается отловом и уничтожением репликантов, вышедших из-под контроля. Декарда возвращают на службу, чтобы он нашел банду репликантов, проникших на Землю в поисках своего создателя.
Дальше сюжет отличается в зависимости от того, какую версию фильма вы смотрите. Перечислим основные из них.
• Прокатная версия, 1982 год
Из-за давления спонсоров, Ридли Скотту пришлось внести в фильм несколько изменений, противоречащих его изначальной задумке. По сей день режиссер недолюбливает эту версию.
Сюжетное отличие: Декард — обычный человек, разведенный бывший коп, пренебрежительно относящийся к репликантам. Все меняется, когда он влюбляется в репликанта Рейчел.
Финал у этой версии своеобразный: в контраст мрачной атмосфере фильма Декард и Рейчел внезапно уезжают в закат. Чтобы сделать финал еще более счастливым, зрителям сообщают, что Рейчел, в отличие от остальных репликантов, особенная, в нее не встроен механизм самоуничтожения. Не хватает только фразы «и жили они долго и счастливо».
• Режиссерская версия (1992) / Финальная версия (2007)
Режиссерская версия сделана на основе чернового варианта фильма, который демонстрировался на тестовых показах во время съемок, с использованием сохранившегося съемочного материала. В 2007 году Скотт отреставрировал изображение, исправил некоторые ляпы и выпустил картину в прокат, уже именуя ее финальной версией.
Сюжетное отличие: в этой версии возвращена удаленная сцена сна с единорогом, в которой содержится прямой намек на то, что Декард — репликант, используемый полицией для уничтожения вышедших из-под контроля андроидов. Персонаж Харрисона Форда работает под началом хромающего блейдраннера Гаффа, ничего не подозревая о природе своего происхождения.
• Черновая версия (1982)
Черновая версия демонстрировалась на тестовых показах и, в целом, близка к режиссерской. Но в ней есть интересные нюансы.
Сюжетное отличие: Наличие шестого репликанта — няни-домохозяйки Мэри. Ее должна была играть актриса Стейси Нэлкин. С ней было снято несколько пробных сцен, но из-за бюджетных ограничений персонажа пришлось вырезать.
Намеков на то, что Декард — репликант еще больше, чем в режиссерской версии. В одной сцене у него светятся зрачки глаз (это особенность репликантов. — Esquire), а в другой Гафф говорит ему: «Но вы уверены, что сами — человек? Сейчас и не поймешь, кто тут ходит».
• Книги-продолжения «Бегущего по лезвию»
Вселенная, созданная в 1968 году Филипом Диком в романе «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», после выхода «Бегущего по лезвию» расширилась еще на три книги. Они написаны писателем Кевином У. Джеттером, неплохо знавшим Дика, и считаются официальным продолжением вселенной фильма.
«Блейдраннер 2: на грани человека»
Прямой сиквел «Бегущего по лезвию» 1982 года. Сара Тайрелл, племянница создателя репликантов Элдона Тайрелла, пытается присвоить себе его корпорацию. Тайна личности шестого репликанта, по ошибке упомянутого в прокатной версии, является ключевой сюжетной линией — на его поиски отправляется охотник за головами, внешность которого взяли за основу при создании репликанта Роя Бэтти.
Кстати, в этой книге объясняется, откуда взялся термин bladerunner — он происходит из словосочетания bleib ruhig, что в переводе с немецкого означатает «сохраняйте спокойствие».
Еще одна любопытная деталь: в начале 2000-х эта книга должна была стать основной для фильма-сиквела. Британский режиссер Стюарт Хэзелдайн даже написал сценарий под названием Blade Runner Down, однако проблемы с правами на фильм не позволили его планам осуществиться.
«Блейдраннер 3: Ночь репликанта»
Декард живет во внеземных колониях и служит консультантом на съемках документального фильма о трудовых буднях блейдраннеров. Он узнает о том, что появилась возможность сохранять сознание репликантов вне зависимости от состояния их тел. Тем временем выясняется, что Сара Тайрелл является первым репликантом, рожденным естественным путем, — дочерью двух андроидов с функцией биологической репродукции.
«Блейдраннер 4: Око и коготь»
Третья и последняя книга повествует об Ирис — женщине-блейдраннере, раскрывающей секрет основателя корпорации Тайрелл — Элдона Тайрелла. Оказывается, что незадолго до своей смерти он нашел способ безопасно переносить разум человека в тело репликанта и обеспечить ему вечную жизнь.
• Связь книг с «Бегущим по лезвию 2049»
Некоторые элементы из книг попали в фильм Дени Вильнева. Например, попытка корпораций наложить полный запрет на использование репликантов и тема достижения вечной жизни при помощи высоких технологий.
• О чем будет фильм Дени Вильнева
2049 год. Детектив Кэй (Райан Гослинг) из полиции Лос-Анджелеса должен найти исчезнувшего много лет назад Декарда, чтобы предотвратить заговор, угрожающий всему миру катастрофическими последствиями. В сиквеле ставки куда глобальнее, чем в первом фильме, где сюжет завязан на личной драме репликантов.
Персонаж Харрисона Форда заявлен как одно из главных действующих лиц. По словам Риддли Скотта (он исполнительный продюсер фильма. — Esquire), новый фильм ответит на загадку об истинном происхождении Декарда.
На вопрос о том, какая версия фильма будет взята за основу, Дени Вильнев ответил следующим образом: «Фильм будет самостоятельным, но в тоже время будет определенная связь (с оригинальным «Бегущим по лезвию». — Esquire). Единственное, что я могу сказать, это то, что я вырос на оригинальной версии, которая не нравится Ридли (подразумевается прокатная версия. — Esquire). Это «Бегущий по лезвию», которого я увидел впервые и которого я любил много лет. Но я также должен сказать, что высоко оцениваю финальную версию».
• Приквелы
К новому фильму снято три короткометражки-приквела. Из первого мини-фильма «2036: Nexus Dawn» (режиссером которого выступил сын Ридли Скотта Люк. — Esquire) становится ясно, что в какой-то момент производство репликантов было запрещено. Эксцентричный ученый Найндер Уоллас (Джаред Лето) разработал новый тип андроидов, которые запрограммированы на верность хозяину, даже если это несет им физический и эмоциональный ущерб, и пытается получить разрешение на их массовое производство.
Вторая короткометражка, тоже снятая Люком Скоттом, рассказывает о судьбе репликанта в исполнении Дэйва Батисты, на поиски которого в новом фильме отправляется персонаж Райана Гослинга.
Снятый в стиле аниме третий мини-фильм рассказывает о событиях, разворачивающихся после окончания оригинальной картины. Репликанты устроили восстание против людей, которое привело к «блэкауту» и запрету производства разумных андроидов.
Источник