Меню

Вселенная dungeon and dragons

Dungeons & Dragons: что нужно знать и в какие игры стоит сыграть

Уже 22 июня у всех поклонников эпического фэнтези и ролевых экшенов появится возможность опробовать Dungeons & Dragons: Dark Alliance . Упоминание подземелий и драконов в названии много скажет знатокам: D&D — один из самых уважаемых, проверенных временем брендов развлекательной индустрии.

Система D&D оказала сильнейшее влияние на массовую культуру вообще и на видеоигры в частности. И если вы привыкли называть себя фанатом мира игр, то просто обязаны владеть темой. Иначе в большой компании вас могут поднять на смех. Давайте приоткроем пыльный фолиант истории.

Преданья старины седой

Первая настолка по миру D&D появилась еще в 1974 году. Видеоигры в привычном нам виде в те годы попросту не существовали. За старт «Подземелий и драконов» отвечали всего два человека: Гэри Гайгэкс (Gary Gygax) и Дейв Арнесон (David Arneson). Они выдали, по сути, не просто набор механик, а целый новый мир, куда вскоре устремились мечтатели и поклонники игр. Причём название, вошедшее в историю, придумала жена Гайгэкса — система могла быть названа Ruins and Goblins или ещё хуже.

Злые языки окрестят Гэри и Дейва безнадёжными эскапистами, ну, а мы скажем, что это люди с неуёмной фантазией. Так или иначе, D&D набрала популярность довольно быстро.

Суть игры описать несложно, хотя глубины здесь было много уже в первые годы её существования. Компания собиралась за столом, в качестве инструментов применялись бумажное игровой поле, кубики, миниатюры приключенцев и монстров — ну и блокноты для важных записей, вроде изменения статуса персонажей. Кроме собственно игроков в процессе участвовал так называемый Dungeon Master — он выступал в качестве рассказчика, режиссёра и постановщика всего приключения. Именно этот участник игры обычно с хриплым хохотом орал что-то вроде «А вот именно в этом коридоре вас поджидает голодный предводитель упырей!». В общем, получилось эдакое развлечение для настоящих гиков. И популярность быстро росла, игра стала ветвиться и обзаводиться новыми редакциями.

Нет, идеи Гайгэкса и Арнесона не изменили поп-культуру в один миг. Но без них мир наших увлечений был бы уже не тем. Влияние D&D на массовую культуру можно оценить по частым отсылкам к этой настольной RPG. Например, одно из лучших DLC во франшизе BorderlandsTiny Tina’s Assault on Dragon Keep рассказывает о путешествии в мир очень похожей настолки. Ну а юные герои популярного сериала «Очень странные дела» играют в D&D часто и с удовольствием. При желании можно отыскать неплохой многосерийный мультфильм из 1980-х и пару полнометражных кино в мире «Подземелий и драконов». Но с качеством у фильмов не все гладко.

А ещё по вселенной написана масса приключенческой фэнтези-литературы. Такие повести и романы активно переводились и издавались на русском языке в начале 1990-х, когда постсоветское пространство охватил книжный бум. Что характерно, многие читатели, к примеру, цикла Dragonlance, не слышали ни о настольных играх по D&D, ни о компьютерных.

Выбирайте мир — их здесь много

Если в британской настолке Warhammer есть два сеттинга — научно-фантастический и фэнтезийный, то в D&D вымышленных миров добрый десяток.

Среди вселенных выделяется настоящая экзотика, такая как мир Тёмного Солнца (Dark Sun). Эти земли пережили экологическую катастрофу, и теперь здесь только песок и летающие над ним медузы со скатами. Воды почти нет, металла тоже. Зато псионикой владеет каждый первый, не исключая монстров и животных. По этому миру было разработано несколько видеоигр, правда все они датированы 90-ми годами прошлого века и для современного игрока интереса не представляют. Мы обозначим те миры D&D, по которым сделаны актуальные, действительно крутые интерактивные развлечения.

Мир Забытых королевств — самый, пожалуй, известный в сообществе геймеров. В первом приближении эти земли похожи на классическое фэнтези, эпическое и героическое. Но королевства столь детально проработаны, что вскоре открывается масса колоритных нюансов. Тут живут представители уникального бестиария — взять хотя бы иллитидов. Эти твари явно находятся в родстве с Ктулху, а их сила заключается в могучей телепатии. Иллитиды могут лишать воли и разума, их общество основано на рабском труде. Местные жители по привычке называют их разрывателями разума.

Также в Забытых королевствах есть действительно интересные локации. Как вам бесконечное Подземье, обширная система пещер, что тянется чуть ли не под целым континентом? Это настоящий подземный мир со своими государствами, флорой и фауной; именно там тёмные эльфы живут и увлечённо режут друг друга по старой недоброй традиции. Или вот — города лесных эльфов на ветвях гигантских деревьев. Именно в Forgotten Realms происходит действие большинства хитовых видеоигр по D&D, в этом же мире развернутся приключения авантюристов из Dungeons & Dragons: Dark Alliance.

Сеттинг Грейхок (Greyhawk) отличается сложным политическим устройством и тем, что абстрактное Зло здесь чувствует себя особо вольготно. В Эберроне (Eberron) мрачные тона, которыми описан мир, дополнены такими достижениями инженерной мысли, как железные дороги, перманентное освещение улиц в городах и летающие под облаками корабли и суда. Мир Планов (Planescape) — самая масштабная и причудливая вселенная D&D: здесь среди эфира пересекаются и наслаиваются друг на друга десятки самых разных измерений-планов. Обитатели Planescape нередко путешествуют по неизведанным землям, порой вопреки собственному желанию. А Сигил, город дверей, вообще изрыт порталами, будто кусок хорошего сыра — дырками.

Читайте также:  Можно ли долететь до края вселенной

Есть ещё готический вампирский Рейвенлофт (Ravenloft) и другие незаурядные места, но разработчики видеоигр давно туда не заглядывали.

От настолки до видеоигры и обратно

Когда компьютерные игры стали набирать вес и получать широкое распространение, сообщество геймеров быстро обратило внимание на «Подземелья и драконов».

С начала 1980-х годов разработчики всерьез взялись за цифровые версии D&D — стали появляться такие проекты, как D&D: Computer Fantasy Game, и экспансия настолки в мир компьютеров свершилась быстро и уверенно.

Поклонники настольных развлечений вовсе необязательно близки к геймерской братии — взять хотя бы фанатов «Монополии». Но в случае с D&D всё было предопределено — общие интересы обозначились мгновенно. Дух приключений, набор опыта, возня с магическими книгами и снаряжением, причудливый бестиарий и проработка «лора» — всё это высоко ценилось и поклонниками настольной D&D, и почитателями компьютерных развлечений по лицензии. «Настольщиков» даже стоит признать более хардкорными гиками, ведь им чаще приходится полагаться на силу собственного воображения, им не спешат на помощь графика и анимация, статистика не ведётся автоматически, у них нет сохранения и загрузки, а фоновая музыка не заиграет, если не включить заранее подготовленную пластинку.

Даже по механике настольные приключения удивительно похожи на многие CRPG. Сидя возле экрана, мы не бросаем кубики (а в D&D кроме привычных нам шестигранников есть монстры по 12 граней и больше), но компьютер или консоль совершает броски по умолчанию, хотя игральные кости обычно в кадр не попадают. Выпало высокое число на грани — ваш герой увернулся от стрелы или смог больно пнуть гоблина. Процессор мгновенно обсчитывает все условия — уровень персонажа, его статус, ранг противника, показатели снаряжения и так далее. Поэтому правила D&D прижились в электронном виде быстро и, похоже, надолго.

Эпические RPG на движке Infinity Engine

Выходившая с 1990-го на протяжении первой половины десятилетия серия Eye of the Beholder уже стала культовой. Это RPG с видом от первого лица, где мы двигаемся по условным клеткам и изучаем таинственные подземелья. Действие происходило в Забытых королевствах. Игра отличилась огромным количеством секретов и загадок. Разработала её студия Westwood (чуть позднее она прославилась стратегией Dune 2 ).

И если серия о глазе бехолдера сегодня интересна лишь самым упёртым любителям жанра, то на рубеже веков стали выходить RPG на движке Infinity, которые обладали такой мощью и размахом, что могут похитить покой и у современного геймера. Все эти игры были переизданы в обновлённом виде и продаются в цифровых сервисах.

Две части эпической Baldur’s Gate считаются не просто одними из величайших RPG двухмерной эпохи — это бессмертная классика. История борьбы отпрысков бога Баала за отцовское наследие развернулась в многострадальных Забытых королевствах, и от уровня свободы, от обилия интересных мест на карте кружилась голова. Можно было просто сунуть любопытный нос в шикарный столичный особняк, чтобы надолго влипнуть в историю с голодными оборотнями и доппельгангерами — злодеи приглашали на обед гостей, чтобы, собственно, этими же гостями отобедать.

Боевая система с активной паузой сочетала динамику и тактическую глубину: никакой суеты в духе Diablo здесь не было, но и зевать не хотелось. Дух авантюризма, колоритные сопартийцы, роскошная музыка — в Baldur’s Gate есть, пожалуй, всё, за что мы по сей день ценим хорошую RPG. Ну, а упомянутый движок Infinity в умелых руках выдавал фантастическую детализацию: если присмотреться, то можно увидеть, как над лотком мясника кружат мухи.

Дилогия Icewind Dale была не так хороша в плане сюжета и свободы, но богатство боевой системы поклонники жанра оценили по достоинству: счёт заклинаниям, воровским трюкам, молитвам и бардовским песням шёл на сотни.

Planescape: Torment стала триумфом серьёзного сценария и гимном нелинейности в диалогах. Здесь неправильная реплика — а на выбор даётся до десятка фраз вместо привычных двух или трёх — может сделать из союзника врага и наоборот. Planescape получила духовную наследницу — Torment: Tides of Numenera спустя целых 18 лет после выхода оригинала.

В разных подземельях живут разные драконы

Жанр RPG в рамках сеттинга D&D представлен особо щедро. Troika Games (авторы небезызвестной Vampire: The Masquerade — Bloodlines ) в 2003 году выдала очень симпатичную, но сыроватую The Temple of Elemental Evil по миру Greyhawk. Трёхмерная Neverwinter Nights с продолжением и полудюжиной классных дополнений дала геймерам гибкий редактор для создания любительских модулей. Ну, а совсем свежая Solasta: Crown of the Magister показала редакцию D&D 5.1, где в режиме создания персонажа можно буквально утонуть на часов.

Но не только RPG всех видов и оттенков доступны геймерам при знакомстве с D&D — можно отыскать и неплохие экшены. Например, в 2004-м состоялся релиз Forgotten Realms: Demon Stone . Этот слэшер не блистает технологичностью, но содержит несколько блестящих геймплейных эпизодов. В одной из сцен мы управляем знаменитым по книжному циклу писателя Роберта Сальваторе (R. A. Salvatore) тёмным эльфом Дриццтом (есть ещё варианты произношения имени Drizzt, но на них отвлекаться не станем). Нужно отбить нападение ледяных троллей, а эти твари в D&D постоянно регенерируют, мерзавцы. Приходится сбивать монстров с ног и прижигать их огнём костра — получилось очень живо и необычно. А в 2013-м на всех популярных платформах того времени вышел beat ’em up Dungeons & Dragons: Chronicles of Mystara, удачный «трибьют» аркадным игровым автоматам.

Читайте также:  Самые сильные супергерои всех вселенных

Любители RTS также могут посетить мир драконов. Dragonshard вышла в далёком 2005 году и довольно умело смешала стратегию с ролевой игрой в симпатичном 3D, и поэтому имеет все шансы привлечь внимание современного пользователя.

Надеюсь, этот текст достигнет изначальной цели: молодые люди, только начинающие свой путь в мире массовой культуры, поймут, что D&D — это всерьёз и надолго. И пускай эта настольная система появилась задолго до вашего рождения — время, похоже, не властно ни над подземельями, ни над драконами.

Источник

Миры и сеттинги Dungeons & Dragons

Добро пожаловать в наш межпространственный экскурсионный автобус! Мы отправляемся в тур по мирам Dungeons & Dragons!

Сеттинг — это, если говорить простым языком, мир, в котором происходит действие того или иного художественного произведения или настольной ролевой игры. И Dungeons & Dragons, как самая популярная ролевая игра в мире, может похвастаться множеством сеттингов, некоторые из которых настолько обширны, что ознакомиться с ними полностью не выйдет и за несколько месяцев. Но мы постараемся хотя бы вкратце рассказать, какие бывают сеттинги D&D, какая между ними разница и с чего стоит начинать, если вы решили впервые попробовать настольные ролевые игры.

Основные сеттинги D&D – базовые понятия

Так как настольная ролевая игра Dungeons & Dragons существует уже практически 50 лет, за это время для неё были написаны тысячи приключений, и более того — на основе этой НРИ были созданы сотни различных художественных произведений. Это и книги, и фильмы, и видеоигры. И каждый новый продукт так или иначе расширял один из существующих сеттингов или же создавал новые.

Поэтому, в первую очередь, прежде чем рассматривать сами сеттинги, стоит понять, чем отличаются официальные миры от неофициальных. К первым относятся произведения, сделанные по лицензии компании TSR и, впоследствии, нынешнего правообладателя франшизы Wizards of the Coast. В официальных произведениях уделяется большое внимание целостности сеттинга: в новых книгах, играх и приключениях ничего не должно противоречить уже существующей информации, и поэтому они развивают и наполняют историю мира.

Неофициальными сеттингами можно считать как те, что уже не соответствуют актуальной редакции Dungeons & Dragons и потеряли официальную поддержку правообладателя, так и те, которые по тем или иным причинам никогда и не получали её. Например, сейчас есть тысячи авторских приключений, созданных именно для D&D, которые можно найти на просторах Интернета, и которые порадуют игроков новыми мирами и интереснейшими событиями.

Решать, в каких из сеттингов стоит играть, за вас мы не будем. Ведь как официальные, так и неофициальные миры имеют и свои преимущества, и недостатки для мастера и игроков. Но мы постараемся рассказать вам о самых известных мирах Dungeons & Dragons, чтобы вам было легче найти самый привлекательный именно вам, даже если вы никогда не играли в НРИ или просто не обращали внимания на сам D&D.

На момент 5 редакции официальными и поддерживаемыми самими «Визардами» сеттингами считаются всего два — и о них мы постараемся рассказать вам в первую очередь.

Forgotten Realms

Сейчас «Забытые королевства» — это самый главный и основной сеттинг Dungeons & Dragons, по которому существует больше всего информации. Он же рассматривается в «Книге Игрока» и других базовых материалах игры. И вы, скорее всего, могли о нём слышать. Именно в сеттинге «Забытых королевств» проходят события таких компьютерных игр, как “Neverwinter Nights” и “Baldur’s Gate”. Этот сеттинг также стал основой для главной космологической модели основной Мультивселенной Dungeons & Dragons — Великого Колеса, которое объединяет собой самые разнообразные миры и обеспечивает возможность взаимодействия и развития персонажей не только в одном из сеттингов.

Забытые Королевства представляют собой классический мир героического фентези эпохи Средневековья. Здесь живут представители множества рас, и многими из них вы можете сразу начать игру — как обычным (или совсем необычным) человеком, так эльфом, дварфом, или, например, драконорожденным, которые выглядят в D&D как прямоходящие рептилии.

Основное действие большинства приключений в мире Забытых Королевств проходит на континенте Фаэрун. Сейчас имеются настолько детальные карты Фаэруна, что вам вовсе не придётся придумывать что-то новое: сотни деревень, десятки крупных городов и мегаполисов, в каждом из которых есть множество интересных и уже описанных авторами мест для посещения, важных персонажей и возможностей заняться чем угодно, что только может потребоваться приключенцам.

Учитывая, что Forgotten Realms сейчас считается базовым сеттингом для D&D, именно с этого мира и сами создатели игры, и множество опытных ролевиков советуют начинать ознакомление с настольными ролевыми играми или просто с Dungeons & Dragons. Конечно, поначалу такое разнообразие и детализация мира могут показаться пугающими, но это не так. Ведь если ваше приключение начинается как простая прогулка по пещере близ безымянной деревни, то, извольте, не так уж и важно, в каком мире эта пещера находится. Ведь главное для игроков — что находится внутри той самой пещеры!

Читайте также:  Фанфик вселенная звездных войн

Eberron

Это второй из поддерживаемых сейчас правообладаетелями сеттингов для D&D 5. Здесь есть все те же знакомые расы, всё та же знакомая магия, только мир больше напоминает эпоху Ренессанса, а не Средневековья. И этот мир куда более «серый» в моральных вопросах. Многие «злые» в мире Забытых Королевств существа здесь оказываются простыми горожанами, а на первый взгляд «добрые» организации и объединения — хранят немало скелетов в шкафу.

Этот мир чудесное сочетание магии и технологии. Причем, с одной стороны, доступ к небольшим проявлениям магии здесь намного проще, чем в Забытых Королевствах, но, с другой, — слишком сильные заклинания, такие как воскрешение мертвых, встречаются намного реже и очень строго контролируются.

Эберрон подойдет не для приключений в стиле героического фентези, где персонажи храбро очищают подземелья, выполняют задания королей или захватывают их престолы, а для более приземленного, но при этом глубокого и драматичного погружения в мир. Здесь не так легко отличить добро от зла, хорошие поступки от плохих, и над действиями может потребоваться хорошенько задуматься.

В Эберроне есть и новые игромеханические нововведения: так, учитывая высокий в сравнении с магическим средневековьем уровень развития, здесь присутствуют воздушные корабли, волшебные молниевые поезда и разумные механизмы. И поэтому главной визитной карточкой Эберрона во всех официальных редакциях D&D является класс Изобретателя — мага, который умеет создавать особые, наделенные сверхъестественной силой предметы.

С точки зрения космологии, Эберрон не находится в единой Мультивселенной с Забытыми Королевствами, а имеет собственные планы, верования и принципы мироздания.

Другие известные сеттинги D&D

Отдельно стоит рассказать и о самых известных сеттингах, каждый из которых входит в «Великое Колесо» и так или иначе, связан чем-то с Забытыми Королевствами

Planescape

Известный многим любителями видеоигр по игре Planescape: Torment, этот сеттинг послужил во многом основой для создания самого Великого Колеса и существующих в нём разнообразных планов, между которыми и предлагается путешествовать игровым персонажам. Причудливые миры, заставляющие напрячь воображение, такие как город Сигилл, философские вопросы и постоянное ощущение неизведанного, странного и чего-то нового, приправленное атмосферой стимпанка и викторианской эпохи — вот что ждёт тех, кто решит попробовать использовать этот сеттинг для своих игр.

Несмотря на то, что поддержка сеттинга прекратилась в 1996 году, до сих пор существует много энтузиастов, которые давно адаптировали его под реалии D&D 5 и продолжают развивать коллективными усилиями фанатов. Кроме этого, многие принципы Planescape легли в основу космологии и мироздания пятой редакции Dungeons & Dragons.

Ravenloft

Это самый яркий (ха-ха!) представитель тёмного фэнтези в линейке Dungeons & Dragons. Представьте себе, что ваш мир — это небольшая страна или область, окруженная мрачными туманами. И правит ей заключенное здесь за свои грехи в прошлой жизни существо, владыка Домена. Здесь тусклый день сменяется страшной ночью, здесь ощущение страха и безысходности постоянно, а радость — безвкусна и мимолётна.

В каком-то смысле, Рейвенлофт является своеобразной преисподней или чистилищем по отношению к Забытым Королевствам и другим сеттингам, откуда в этот мир попадают некоторые важные персонажи. Если вы любите мрачную и готическую атмосферу — обязательно познакомьтесь с миром Ravenloft и проведите в нём не один десяток игр.

Dark Sun

Мир Ахаса — это практически выжженная дотла магической войной пустыня, где среди песков и камней в редких оазисах кипит жизнь. Здесь городами правят бессмертные короли-чародеи, рабство повсеместно, а привычные эльфы и дварфы предстают в совсем новом, и далеко не самом приятном виде. Несмотря на то, что этот сеттинг просуществовал в качестве официального всего пять лет — с 1991 по 1996 год, — его самобытность и при этом узнаваемость в сравнении с нашей реальностью обеспечили определенную популярность и по сегодняшний день. И если вам интересен восточный колорит — то обязательно обратите свой взгляд на этот мир.

А ведь среди самых известных и в прошлом официальных миром можно вспомнить раздираемый войной Greyhawk, героический и более известный по книжкам DragonLance, напоминающий Европу высокого средневековья и полый внутри Mystara и Birthright, в котором игроки становились божественными правителями государств.

Вне зависимости от того, какой сеттинг вам нравится больше всего — не стесняйтесь экспериментировать и пробовать что-то новое! К тому же сейчас это будет сделать намного легче, ведь теперь вы можете заказать Dungeons & Dragons 5 редакции на русском языке — благодаря первому официальному переводу от CrowdRepublic!

Ролевик, автор канала «Grighammer» в Telegram. Люблю всё, что связано с настольными ролевыми играми и вселенной Warhammer 40.000! Хотите поиграть? Пишите!

Источник

Adblock
detector