конспект урока тема:» Вселенная»
план-конспект урока по астрономии (5 класс) по теме
конспект обобщающего урока тема: » Вселенная»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.doc | 84 КБ |
kartochki_k_uroku.doc | 30.5 КБ |
urok.ppt | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« средняя общеобразовательная школа №85» им. Н.Д. Пахотищева
города Тайшета Иркутской области
Конспект урока по природоведению
в 5 классе
« Вселенная »
Куденко Светлана Анатольевна
Открытого урока по предмету «Природоведение»
ТЕМА УРОКА : Вселенная.
ТИП УРОКА : Обобщение и систематизация знаний.
ФОРМИРУЕМЫЕ И РАЗВИВАЕМЫЕ ПОНЯТИЯ :
Вселенная, Солнечная система, её состав; Солнце – звезда, планета Земля, её положение в Солнечной системе, планеты Солнечной системы, астероиды, кометы, метеоры, метеориты.
ЗАДАЧИ УРОКА (обучающие, развивающие, воспитательные):
Систематизировать и обобщить представления учащихся о строении Вселенной, Солнечной системы, о звездном небе и созвездиях.
Начать формировать навыки обобщения знаний: учить детей пользоваться планом и сравнивать изучаемые объекты.
Создать на уроке ситуацию, способствующую развитию умения следить за ходом общего разговора, участвовать в общем деле, умения оказывать друг другу помощь и принимать её.
Развивающие задачи реализуются на основе выполнения системы творч е ских заданий дифференцированного характера типа «Соедините линиями».
Развивать у учащихся творческое понимание процесса обучения
Закрепить знания и произносительные навыки терминологии по теме Вселенная.
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
1. Составление модели Солнечной системы (задание способствует запоминанию порядка следования планет в Солнечной системе, учит применению мнемонических приемов для облегчения запоминания);
2. Обучение умению сравнивать понятия;
3. Обучение умению работать по плану;
4. Организация проверки знаний с использованием заданий с выборочным ответом.
· Слайды с изображением звездного неба. Солнца и планет Солнечной системы
· Наборы карточек с вопросами и ответами для проверки усвоения знаний.
· Таблички: Звезды и Планеты.
ВСЕЛЕННАЯ — это космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.
АСТЕРОИДЫ – это малые планеты.
МЕТЕОРЫ – это вспышки света, возникающие при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли.
МЕТЕОРИТЫ — это космические тела, упавшие на землю.
ЗВЕЗДЫ – это гигантские пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты.
СОЗВЕЗДИЯ – это участки звездного неба.
План обобщения темы:
1. Что такое Вселенная?
2. Небесные тела.
3. Звезды. Звезда Солнце:
4. Планеты. Планета Земля:
а. Место в Солнечной системе,
б. Форма и размеры.
мы отправляемся сегодня в путешествие по вселенной. Для того чтобы перейти на следующий этап путешествия вы должны будите сделать задания.
Ход урока : на компьютере изображение Вселенной
Знакомство с планом, беседа по вопросам плана.
Мы сегодня отправимся в путешествие по Вселенной, но для этого нам нужен скафандр. Давайте сошьем его! Решение задачи.
СЛАЙД №1 – ЗАДАЧА.
1. Что такое Вселенная?
ВСЕЛЕННАЯ — это космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.
2. Назови небесные тела.
3. Мозговой штурм : о чем говорят цифры : 15 млн. градусов, 88, 54, 16, 30, 18, 8.
15 млн. градусов – температура внутри Солнца.
88 – звездное небо поделено на созвездия.
54 – можно видеть созвездий на территории нашей страны.
16 – спутников у Юпитера.
30 – спутников у Сатурна.
18 – спутников у Урана.
8 – спутников у Нептуна.
4. Планеты Солнечной системы. СЛАЙД № 3 ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.
На какие две группы делятся планеты (ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ, ПЛАНЕТЫ ГИГАНТЫ)
Перечислите планеты земной группы.
СЛАЙД №4 ЦВЕТОВОЕ ОЩУЩЕНИЕ ПЛАНЕТ
Планета Марс, с каким цветом ассоциируется, (ребята поднимают цветную табличку, какие ощущения вызывает этот цвет)
5. Отметьте, какие из перечисленных ниже особенностей подходят для планет земной группы: (работа с карточками) №1
— большое расстояние от Солнца
— небольшое расстояние от Солнца
— мало или нет спутников
ПРОВЕРКА СЛАЙД №5 ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ.
Вопросы: 1. На каких планетах, кроме Земли, есть атмосфера? ( Венера, Марс.)
2. Каково главное отличие планеты Земля от других планет?
3. Самая маленькая планета из этой группы (Меркурий)
4. Ближайшая к Солнцу планета (Меркурий)
5. Самая дальняя планета (Марс)
6. У какой планеты этой группы самая плотная атмосфера (Венера)
7. Какие планеты этой группы имеют спутники (Земля, Марс)
6. Выбери планеты-гиганты (зачеркни лишнее): карточка №2
Меркурий, Юпитер, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Уран, Нептун.
7. Отметьте, какие из перечисленных ниже особенностей относятся к планетам – гигантам: (работа с карточками) №3
— большое расстояние от Солнца
— небольшое расстояние от Солнца
— мало или нет спутников
— отсутствие твердых поверхностей
ПРОВЕРКА СЛАЙД №6 ПЛАНЕТЫ ГИГАНТЫ
ВОПРОСЫ : характеристика планет.
Самая большая планета, названа в честь главного римского бога-царя богов. Юпитер имеет 16 спутников. Гигантский быстро вращающийся шар, в его атмосфере расположены длинные слои облаков, из-за которых он выглядит полосатым.
Назван в честь бога земледелия. Эта самая необычная по внешнему виду планета. Ее окружают яркие кольца, имеет рекордное число спутников – 30.
Получила название в честь бога олицетворявшего небо. Стал первой планетой открытой с помощью телескопа. 18 спутников.
Назван в честь бога моря. Вначале его местоположение было рассчитано учеными и лишь, затем обнаружен с помощью телескопа в 1846 г. 8 спутников.
8. Пронумеруйте планеты в порядке их удаления от Солнца. (карточка№4)
СЛАЙД №7 – ПОРЯДОК ПЛАНЕТ
Дать определение 1. что такое астероид?
4. В какой части солнечной системы движется большинство астероидов?
9. Соедините линиями (работа с карточкой №5) 2 человека
Это природное явление издавна внушало
Людям страх, считалось предвестником
Эпидемий, голода, войн. Астероиды
Крупнейшие из этих небесных тел, падая
На Землю, вызывают сильный взрыв, после
Которого остается большой кратер. Кометы
Обнаружено более 5 тысяч этих небесных
Тел. Они небольшие, неправильной формы,
обращаются вокруг Солнца. Метеоры
В ясную темную ночь можно до 6 раз в час
Наблюдать на небе это явление. Многие люди
Думают, что это падающие звезды. Метеориты
10. Что такое звезды? Созвездия?
Во фронтальной беседе, а затем в индивидуальных ответах дети перечисляют признаки звезд.
Солнце желтая звезда ( цветоощущение ребят )
11. Закончите составление схемы (работа с карточкой №6)
Сверхгиганты ___________ _____________
12. Солнце – ближайшая к нам звезда.
Слайд №10 вопросы
1. Шарообразная форма.
2. Источник света и тепла.
3. Не излучает собственного света.
5. Раскаленное небесное тело.
6. Находится в центре Солнечной системы.
7. Вращается вокруг своей оси.
8. Движется вокруг центра Солнечной системы
9. Здесь наблюдается смена времен года.
11. Здесь происходит смена дня и ночи.
А теперь мы возвращаемся из бесконечной Вселенной на свою родную планету.
Давайте пофантазируем мы с вами работники конструкторского бюро. Из набора геометрических фигур нужно собрать инопланетянина. (1 ученик у доски).
Ø Подведение итогов урока. Ребята комментируют урок по плану:
1. Тема урока. ( Вселенная).
2. Задача урока. (Обобщить знания по теме).
5. Что усвоили на уроке?
6. Что больше всего понравилось?
7. Какие получили оценки?
Ø Домашнее задание:
Подготовиться к пересказу текстов о звездах и планетах.
- написать сказку о планете.
- придумать название неизвестной звезде (вырезать эту звезду)
- написать рассказ о встрече с инопланетянами.
Источник
Презентация по географии на тему «Вселенная»( 5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: ВСЕЛЕННАЯ Вопросы темы: Звезды на небе Солнечная система Земля – наш дом
Посмотрите на звездное небо. Невооруженным глазом можно увидеть примерно 6 тысяч звезд, в бинокль или телескоп – гораздо больше. Многие звезды образуют на небе фигуры, скопления, которые мы называем –созвездия.
Созвездия Созвездия — группы звезд, выделенные условно. Названия созвездий представляют фигуры животных (Голубь, Лев, Скорпион, Рак), героев мифологии (Единорог, Кентавр) или какие-либо предметы (Весы, Микроскоп, Телескоп). В настоящее время на небесной сфере выделено 88 созвездий.
А какие вам известны мифы и легенды о созвездиях?
Небесные тела Небесные тела Небесные тела
Звезды — раскаленные газообразные тела шарообразной формы. Яркость звезды зависит от ее температуры и расстояния до нее. Самые горячие звезды белого цвета или бледно-голубого, более холодные – желтого или оранжевого цветов, самые холодные — красные
Наше Солнце — ближайшая к нам звезда. Это гигантский пылающий шар с температурой внутри до 15 млн. градусов. Солнце – это центр нашей Солнечной системы.
Строение Солнечной системы Юпитер Сатурн Нептун Уран
Планеты земной группы Меркурий Венера Земля Марс
Планеты земной группы отличаются меньшими размерами и меньшей массой, однако они более плотные, так как состоят из твердого вещества. Эти планеты медленнее вращаются, имеют более разреженные атмосферы и малое число спутников или же спутников не имеют совсем.
Планеты — гиганты Юпитер Сатурн Уран Нептун
Планеты-гиганты во много раз больше любой из планет земной группы. Они состоят преимущественно из газов и не имеют твердых поверхностей. Все эти планеты окружены атмосферами, состоящими в основном из водорода, обладают большим количеством спутников и имеют кольца.
Сравнительные размеры Солнца, планет и их спутников
Кроме планет в Солнечной системе находятся также астероиды – небольшие неправильной формы небесные тела, диаметром от одного до нескольких десятков километров. кометы – небесные тела размером от одного до десяти километров, движутся по вытянутым орбитам, оставляя за собой длинный светящийся «хвост». метеоры – космические «частички» проносятся по черному небу яркой светящейся черточкой: кажется, что падает звезда.
Вопросы для закрепления: Какие вы знаете небесные тела? Что вы знаете о звездах? Что такое созвездие? Перечислите планеты Солнечной системы. Какое небесное тело называют «хвостатой странницей»? Чем метеор отличается от метеорита?
Мы рассмотрели с вами один из разделов курса До новых встреч! ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 класс
Номер материала: ДБ-475091
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Петербургская школьница набрала 300 баллов на ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Второе высшее образование в творческих вузах станет бесплатным
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки рекомендовало своим организациям вакцинировать сотрудников
Время чтения: 1 минута
В Московских школах могут ввести службы примирения
Время чтения: 1 минута
Школьники в Бийске пересдадут ЕГЭ по информатике из-за проблем с ПО
Время чтения: 2 минуты
Путин рассказал о разовых выплатах на подготовку детей к школе
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок № 5 по географии 5 класс Тема урока: «Мы во Вселенной»
Солнечная система составляет очень малую часть Вселенной. Вселенная состоит из множества звездных систем — галактик. Одна из них наша, ее так и называют – Галактика или Млечный Путь
Просмотр содержимого документа
«Урок № 5 по географии 5 класс Тема урока: «Мы во Вселенной»»
Урок № 5 по географии 5 класс
Тема урока: «Мы во Вселенной»
Предметные —познакомить учащихся со строением Солнечной системы , устройством нашей планеты и особенностями ее вращения.
Метапредметные —развивать умение оперировать информацией, выделять главное в содержании изучаемого материала;
Личностные — повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование физическая карта полушарий(настенная), атласы для учащихся.
3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Как устроена Солнечная система?
1.Какие космические тела вы знаете?
Солнечная система составляет очень малую часть Вселенной. Вселенная состоит из множества звездных систем — галактик. Одна из них наша, ее так и называют – Галактика или Млечный Путь.
В Галактике более 100 млрд. звезд. Солнце — одна из них. Вокруг Солнце обращается 9 планет. Одна из них наша Земля. Планеты со своими спутниками, кометы, астероиды, метеориты и межпланетная среда образуют Солнечную систему. Все они удерживаются гравитационным притяжением Солнца. Земля – третья по удаленности от Солнца планета. Планеты, которые находятся ближе к Солнцу, меньше по размерам и обращаются вокруг него быстрее.
Что такое Солнечная система? Стр. 20( записать)
Солненая система – Солнце, планеты со своими спутниками и другие космические тела.
Что является центром Солнечной системы?
Николай Коперник в 16 веке предложил модель устройства мира.
Меркурий почти втрое меньше Земли. Юпитер в11 раз больше Земли. Близка к Земле по размерам Венера. Вокруг Земли обращается ее единственный спутник Луна.
Между Землей и Луной , как и всеми космическими телами существует, притяжение. Благодаря этому мы можем наблюдать приливы и отливы.
Вывод: Земля – планета Солнечной системы. Солнечная система – часть Галактики. Галактика – часть вселенной.
Как устроена наша планета?
Вопросы к классу.
1.Что представляет собой поверхность Земли?
Из каких частей она состоит?
2.Сколько материков на Земле?
3.На каком материке мы живем?
4.На каком материке нет постоянных жителей?
5.Какую форму имеет наша планета?
Большую часть земного шара покрыто водой. Над водой выступает шесть материков. Самый большой из них Евразия, самый маленький Австралия.
Сушу земного шара с давних времен делят на части света. (Рассмотрим рис.12)
Из космоса Земля выглядит как голубой шар в легкой дымке. На самом деле «шар» слегка сплюснут. Подобная форма Земли называется геоидом.
Площадь Земли 510 млн кв.км.
1.Скажите из каких оболочек состоит земной шар?(стр.21 атмосфера, биосфера, гидросфера, литосфера)
2.Как вы думаете, оболочки земного шара существуют обособленно или взаимодействуют друг с другом?
Географическая оболочка – оболочка, которую образуют все оболочки Земли, взаимодействуя между собой. Стр. 21
3.Приведите примеры взаимодействия.
Давайте сформируем понятие «географическая оболочка».
Взаимодействуя между собой, все оболочки образуют сложный природный комплекс – географическую оболочку.
Вывод: Земные оболочки взаимодействуют между собой и образуют географическую оболочку Земли.
Какие утверждения верны?
а) Солнце – центр Солнечной системы.
б) Оболочки Земли существуют обособленно друг от друга?
в) Земля имеет форму шара.
г) Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.
Источник