Викторина на тему «Вселенная»
Викторина на тему «Вселенная»
Образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся о строении Вселенной, Солнечной системы, о звездном небе и созвездиях, о галактиках.
Развивающие: совершенствование умения работать с картами, рисунками, текстом.
Воспитательные: развитие умения работать в группах, оказывать помощь товарищам, распределять обязанности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, карточки, конверты с заданиями.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Мы с вами изучили тему «Вселенная», при знакомстве с которой узнали много нового о звездах, планетах, галактиках. И сегодня я предлагаю вам поучаствовать в игре, которая так и называется «Вселенная». Для начала я предлагаю вам разделиться на две команды. Пожалуйста, в течение нескольких минут придумайте своей команде название и выберите капитана. Хорошо, первая команда выбрала себе название «Млечный путь», а вторая «Галактика». Итак, начинаем нашу игру, первый конкурс которой называется «Разминка».
Первый конкурс «Разминка»
Ребята, вам будут предложены утверждения, из которых некоторые верные, а некоторые нет. Если вы считаете, что прочитанное мной утверждение верно, говорите «да» , если неверно, говорите «нет». Вопросы будут чередоваться. Начинает команда «Млечный путь». Итак, начинаем.
1. Вселенная – это Солнце с обращающимися вокруг него планетами. (нет)
2. В представлении древних народов центром Вселенной была Земля. (да)
3. Птолемей создал модель Вселенной, в центр которой поместил Землю. (да)
4. Аристотель предложил систему мира, по которой в центре вселенной находится Солнце. (нет)
5. Н. Коперник утверждал, что Земля – одна из планет, которые обращаются вокруг Солнца. (да)
6. Г. Галилей открыл спутники Юпитера. (да)
7. Марс – самая маленькая планета земной группы. (нет)
8. Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий. ( да)
9. На Венере плотная облачная атмосфера. (да)
10. Луна – единственный естественный спутник Земли. (да)
11. Нептун – самая маленькая планета Солнечной системы. (да)
12. Самая большая планета – Сатурн. (нет)
13. Плутон – самая дальняя планета Солнечной системы. (да)
14. Большое красное пятно находится на Юпитере. (да)
15. Астероиды – это малые планеты. (да)
16. Кометы состоят из ядра, газовой оболочки и хвоста. (да)
17. Метеориты – упавшие на Землю космические тела. (да)
18. Метеор – это световое явление, возникающее при сгорании частичек космической пыли в атмосфере Земли. (да)
19. Солнце по размерам почти такое же, как Луна (нет)
20. Созвездия – это участки звездного неба. (да)
21. Пространство между звездами ничем не заполнено. (нет)
22. световой год – это расстояние которое свет проходит за один год. (да)
на этом конкурс «Разминка» заканчивается. Давайте подведем итоги. У команды «Млечный путь» _____ правильных ответов. А у «Галактики»____.
А сейчас второй конкурс «Угадай планету»
Второй конкурс «Угадай планету»
Вам будут предложены конверты, в которых находятся вырезанные из бумаги и раскрашенные в разные цвета кружки, изображающие различные планеты Солнечной системы. Ваша задача подписать на каждом кружке название планеты, учитывая размеры, цвет и другие признаки. Итак, капитаны подойдите за конвертами. Команды готовы? Тогда начали!
Давайте проверим, как нужно было выполнять это задание. Самый маленький круг – это планета Плутон. Самый большой – Юпитер. Круг, имеющий яркие кольца – Сатурн. Круг сине-зеленого цвета – конечно Земля. Синего – Венера, так как она имеет плотную облачную атмосферу, красный круг – это Марс, Два похожих друг на друга круга – Уран и Нептун, не зря их называют планетами-близнецами, и последняя планета небольшого размера – Меркурий. За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.
Переходим к следующему конкурсу — «Солнечная система»
Третий конкурс «Солнечная система»
Ребята, посмотрите, в центре нашей классной доски расположено Солнце – центр Солнечной системы. А вокруг него расходятся окружности – это орбиты планет. А сами планеты лежат у вас на столах, вы только что их подписали. Вашей задачей сейчас будет правильно расположить планеты на их орбитах с помощью магнитов. Команда «Млечный путь» будет выполнять задание с левой стороны доски, а команда «Галактика» — с правой. Участвуют по два человека от каждой команды. Итак, приготовились, начали!
Подведем итоги прошедших конкурсов.
Четвертый конкурс «Что означают эти числа?»
Следующий конкурс называется «Что означают эти числа?» вам будут предложены пять чисел, каждое из которых имеет отношение к нашей теме. Ваша задача – догадаться, что означают эти числа. Начинает этот конкурс команда «Галактика»
Задание первой команде:
1. 24 часа (одни сутки на Земле)
2. 3476 км (диаметр Луны)
3. -130о (температура на Юпитере)
4. 15 000 000о (температура внутри Солнца)
5. 9 (число планет Солнечной системы)
Задание второй команде
1. 88 (число созвездий на небе)
2. 365 суток (год на Земле)
3. 12 742 км (диаметр Земли)
4. +500о (температура на Венере)
5. 150 000 000 км (расстояние от Земли до Солнца)
Молодцы, хорошо справились с этим заданием.
Пятый конкурс «Созвездия»
Наш очередной конкурс называется «Созвездия». У вас на столах лежат листы бумаги и конверты, в которых находятся маленькие звездочки. Вам нужно расположить «звезды» на бумаге так, чтобы получились какое-то созвездие, и наклеить их с помощью клея. Также нужно подписать название своего созвездия. Команды готовы, тогда начали!
Итак. У первой команды получились созвездия «____________» и «___», а у второй – «____» и «____». Молодцы!
Шестой конкурс «Что изображено на фотографии»
Сейчас ребята вам будут предложены фотографии различных космических тел и явлений. Ваша задача — определить, что изображено на фотографии.
Седьмой конкурс «О ком идет речь?»
Ребята, сейчас я прочитаю вам небольшие жизнеописания ученых и других людей, так или иначе связанных с нашей сегодняшней темой. Вам нужно узнать, о ком идет речь. Начинает команда «Млечный путь».
1. Величайший ученый Древней Греции. Всю жизнь посвятил сбору и осмыслению сведений, известных ученым его времени. Его интересовало все: поведение и строение животных, законы движения тел, строение Вселенной, поэзия. Политика. Был учителем выдающегося полководца Александра Македонского. (Аристотель)
2. Польский ученый, изучавший астрономию, право, медицину, философию. Создал новую модель Вселенной. (Николай Коперник)
3. Итальянский ученый, считавший, что Вселенная бесконечна, не имеет единого центра. За свои убеждения преследовался церковью. Был сожжен за свои убеждения, но не отказался от них. (Джордано Бруно)
4. Итальянский ученый, использовавший в своих наблюдениях за небесными телами телескоп. Открыл вращение Солнца вокруг собственной оси, спутники у Юпитера. (Галилео Галилей)
5. Первый в мире космонавт, гражданин Советского Союза (Юрий Гагарин)
6. Советский ученый, конструктор, создатель первого космического корабля ()
Седьмой конкурс «Ты мне, я – тебе».
Хорошо, ребята, вы успешно справились с этим нелегким заданием, а сейчас последний конкурс нашей игры «Ты мне, я – тебе». Вам нужно будет придумать по три вопроса команде соперников, связанных с темой нашей игры. Итак, в вашем распоряжении пять минут. А сейчас давайте выслушаем ваши вопросы команде соперников.
Ребята, наша викторина подошла к концу, давайте подведем итоги. Команда «Млечный путь набрала___ баллов, команда «Галактика» — ___ баллов. Победителем игры объявляется команда «______». И заключение, мне хотелось прочесть вам следующие слова, сказанные много лет назад великим польским ученым Николаем Коперником «Из числа многочисленных и разнообразных искусств и наук… с величайшим жаром следует посвятить себя тем, которые исследуют круг предметов, наиболее прекрасных и наиболее достойных познания. Таковыми являются науки, которые изучают чудесные обращения во Вселенной … а также причины всех иных небесных явлений, а затем объясняют все строение мира.
1. , /Природоведение. 5 класс. М. Дрофа – 2000.-176 с.
Источник
От Коперника до наших дней
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проверка домашнего задания: Что такое Вселенная? Как представляли себе Вселенную древние индийцы? Как устроена Вселенная по Аристотелю? Чем интересны взгляды Аристарха Самосского? Как устроена Вселенная по Птолемею?
Какие утверждения верны? 1. Вселенная – это Солнце с обращающимися вокруг него планетами. Нет 2. В представлении древних народов центром Вселенной была Земля. Да. 3. Долгое время господствовало мнение, что Земля плоская. Да 4. Аристотель предложил систему мира, по которой в центре Вселенной находится Солнце. Нет. 5. Аристарх Самосский высказал мысль о том, что Земля обращается вокруг Солнца. Да.
7. Система Птолемея была быстро отвергнута и забыта. Нет. 8. Аристотель и Птолемей считали Землю неподвижной. Да. 5. Птолемей создал модель Вселенной, в центр которой поместил Землю. Да.
3. Первым предложил, что Земля имеет форму шара: а) Аристотель б) Пифагор в) Птолемей 2. Одним из первых мысль о том, что в центре Вселенной находится Солнце, высказал: а) Аристотель б) Аристарх Самосский в) Птолемей В моделях Вселенной по Аристотелю и Птолемею в центре располагается: а) Луна б) Солнце в) Земля ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Чьи представления о строении Вселенной выражают эти схемы? схема мира по Птолемею схема мира в представлении древних индийцев
Выполните проверочную работу: Ответы на вопросы оформите так: – это первый вопрос – это второй вопрос и так далее; 1)а – это значит, что правильный ответ на первый вопрос записан под буквой «а»; 2)в – правильный ответ на второй вопрос записан под буквой «в»; 1) а; 2) в; 3) а; 4) б … Из предложенных ответов выберите правильный и запишите только букву правильного ответа.
1. Что такое природа? а) растительный мир Земли б) животный мир Земли в) горы и моря г) весь мир, который нас окружает. 2. Какая из перечисленных пар является частью живой природы? а) растения и горные породы б) вода и животные в) грибы и бактерии г) вирусы и вода
3. Естествознание – это: а) совокупность наук о природе б) наука, изучающая только живые организмы в) наука, изучающая только небесные тела г) наука, изучающая историю человека. 4. Как называется наука, изучающая взаимоотношение живых организмов между собой и с окружающей средой? а) биология б) химия в) экология г) география
5. Что такое Вселенная? а) небесные тела б) космическое пространство и все, что его заполняет в) планета Земля г) планеты, которые вращаются вокруг Солнца. 6. Какой древние индийцы представляли Землю? а) гора, со всех сторон окруженная морем б) круглая в) плоская, опирается на спины слонов г) в форме шара.
7. Аристотель считал, что в центре Вселенной находится: а) Солнце б) Земля в) Луна г) Звезды
правильные ответы: 1. Что такое природа? г) весь мир, который нас окружает. 2. Какая из перечисленных пар является частью живой природы? г) вирусы и вода 3. Естествознание – это: а) совокупность наук о природе 4. Как называется наука, изучающая взаимоотношение живых организмов между собой и с окружающей средой? в) экология
5. Что такое Вселенная? б) космическое пространство и все, что его заполняет 6. Какой древние индийцы представляли Землю? в) плоская, опирается на спины слонов 7. Аристотель считал, что в центре Вселенной находится б) Земля
Географические открытия изменили представление о Земле Изменились взгляды на строение Вселенной
От Коперника до наших дней 1 теоретически доказал шарообразность Земли была доказана шарообразность Земли ( 1519 — 1521 г.)
Система Вселенной Н.Коперника центр мира – Солнце. — Земля и другие планеты обращаются вокруг Солнца и одновременно вокруг своих осей. Звёзды неподвижны и находятся на большом расстоянии от Солнца и Земли; они образуют сферу, которая ограничивает Вселенную.
строение Вселенной Н.Коперника
Центр мира – Солнце; Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца и одно- временно вокруг своих осей; Звёзды неподвижны и находятся на большом расстоянии от Солнца и Земли, они образуют сферу, которая ограничивает Вселенную Птолемей Аристотель В центре Вселенной – неподвижная Земля; Вокруг вращаются 8 твёрдых и прозрачных небесных сфер, на которых неподвижны закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце другие звёзды; Девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, это двигатель Вселенной. Птолемей В центре Вселенной – неподвижная Земля; Вокруг вращаются Луна, Солнце, 5 планет (известных в то время); Далее – сфера неподвижных звёзд. Коперник
Вселенная бесконечна, не имеет и не может иметь единого центра; Солнце – центр Солнечной системы и одна из множества звёзд, вокруг которых обращаются планеты; Предполагал возможность жизни на других планетах; Считал, что существуют еще не открытые планеты Солнечной системы.
Впервые использовал телескоп;
Увидел неровности на поверхности Луны; Разглядел пятна на Солнце; Доказал, что Солнце вращается вокруг собственной оси; Открыл спутники у Юпитера.
1. Центр мира – Солнце. 2. Звезды неподвижны. 3. Звёзды образуют сферу, которая ограничивает Вселенную. 1. У Вселенной нет центра. 2. Звёзды, как и все небесные тела, движутся. 3. Вселенная вечна и бесконечна. Представления о Вселенной Н.Коперник Современная наука
ПРОВЕРЬ СЕБЯ: смотри стр.14 учебника
задание на дом: стр.10 – 15; задания в учебнике; записи в тетради; работа в рабочей тетради к учебнику.
Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела. Земля – планета Солнечной системы. Солнечная система – часть Галактики (гигантского скопления звёзд). Галактики, в том числе и наша – Млечный путь, образуют скопление галактик, а они – сверхскопления. Вселенная вечна и бесконечна. Солнечная система – это часть Галактики Млечного пути, которая является частью Вселенной. Астрономия – наука о небесных телах, изучающая их строение, происхождение, состав и движение в космическом пространстве.
ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ Название планет земной группы Удалён-ность от Солнца Раз-меры (диа-метр) Атмосфера Поверхность Спутни-ки Мерку-рий 58 млн. км 4880 км нет Похож на лунную (кратеры и горы) нет Венера 108 млн. км 121000 км Плотная, облачная, из углекислого газа Холмистые равнины, горные равнины, вулканы нет Земля 150 млн. км 12742 км Содержит азот, кислород. углекислый газ Более 70% -вода, равнины и горы на суше Луна Марс 228 млн. км 6790 км Тонкая разреженная из углекислого газа Пустыни, кратеры, горы Фобос и Деймос
Номер материала: 103091051308
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
На ПМЭФ-2021 презентовали программу стратегического академического лидерства вузов страны
Время чтения: 2 минуты
Августовскую выплату распространят на школьников с ОВЗ старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
В педагогических вузах появятся межфакультетские технопарки
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник