Меню

Вселенная формы движения материи

Движение материи и его основные формы

Движение — феномен, отражающий изменение; атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности; философская категория, отражающая любые изменения в мире

Движение материи:

• возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

• всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов — работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики — во Вселенной);

• постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения). Движение может быть:

• количественным — перенос материи и энергии впространстве;

• качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: оно может быть «движением вообще», стоя в ряду с такими понятиями, как «пространство», «время» или «энергия», механическим перемещением, у него может быть направленность, оно может отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т. д. В диалектическом материализме движение — объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии. Вопреки бытующему мнению, что движение — состояние материи противоположное покою — это не так. Покой является лишь частным случаем движения. Для движения как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить. Релятивизм абсолютизирует движение, в то время как элеаты его вовсе отрицают. На основании осознания движения не как только механического процесса построены законы диалектической логики.ДВИЖЕНИЕ — изменение во­обще; способ существования ма­терии и духа.

Выделяются:( по Энгельсу)

• механическое движение;

• физическое движение;

• химическое движение;

• биологическое движение;

• социальное движение

Механическое движение пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории, – распространение в пространстве полей, например, – это не механический процесс. «В механике, – писал Ф. Энгельс, – мы не встречаем никаких качеств». Но уже в физике любое изменение – это переход количества в качество.

Физическое движение – теплота, электромагнетизм, гравитация…

Химическое движение – превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. «Органическая жизнь, – указывал Ф. Энгельс, – невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений». Но совокупность этих изменений не является основным признаком биологической формы движения.

Биологическое движение – специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: «Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система.

Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи — социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме
отдельного человека. Так, сердце человека — это механическая двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организма — условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи.

Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая последующая включает в себя предыдущие. В основе классификации Ф. Энгельса лежат принципы:структурности (каждая форма движения имеет специфического, главного материального носителя); развития (высшие формы движения возникают в результате развития низших); историзма (характеризует последовательность познания человеком основных форм движения: от относительно простого к более сложному).

Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности – масса.

Классификация основных форм движения материи, разработанная Энгельсом, опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь верной в принципиальном плане, она тем не менее должна быть уточнена и развита в связи с развитием естественных и общественных наук. Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой основной формы движения – квантово-механической, которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологической, космической формах движения, имеющих специфических материальных носителей, изучаемых современными науками – физикой, астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей, «читаемых» экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы.

Читайте также:  Цитаты про благодарность вселенной

Источник

Формы движения материи

Соответственно иерархии форм материи существуют качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом.

В основу классификации форм движения он положил следующие принципы:

1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;

2) между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм;

3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи и предложил их следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения материи.

Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила новые формы движения. Поэтому энгельсовскую классификацию необходимо развить и дополнить, но положенные в ее основу принципы сохраняют свою ценность, ибо схватывают важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учетом их развития.

Формы движения, перечисленные в указанной классификации, можно разбить на три блока соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природе, живой природе, обществу. Неживую природу характеризует взаимосвязь физических и химической форм движения, живую — биологическая, а общество — социальная форма движения. Основные генетические связи между этими блоками правильно выявлены в энгельсовской классификации. Что же касается их внутреннего расчленения и представлений об их материальных носителях, то современная наука вносит сюда ряд серьезных корректировок.

Наиболее значительные изменения касаются соотношения механической, физической и химической форм движения. Наука XX века открыла новые формы физического движения, неизвестные в XIX столетии: процессы микромира, связанные с превращениями элементарных частиц и взаимодействиями субэлементарного уровня; процессы мегамира — галактические взаимодействия и расширение Метагалактики. По-новому поставлена и проблема взаимоотношения физических и химических форм движения: химическая форма движения, с одной стороны, возникает из взаимодействий микромира, а с другой, является условием появления таких форм, как молекулярно-физическое движение. Она как бы обеспечивает переход от физики микромира к макрофизическим процессам.

В новом свете предстала также проблема соотношения механического и физического движения. В своей классификации Ф. Энгельс исходил из представлений науки второй половины XIX века, согласно которым любое физическое движение (электромагнетизм, теплота и т. д.) является результатом механического движения частиц эфира, атомов, молекул. Поэтому механические процессы рассматривались им как генетическая основа физической формы движения. Наука XX века изменила эти представления. Она не только отказалась от концепции мирового эфира как механической среды, свойствами которой объясняются электромагнитные взаимодействия, но и вообще перестала рассматривать механическое движение как фундамент всех физических процессов.

Скорее наоборот, механическое движение тел обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. Механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней. Причем надо различать квантовомеханическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, и макромеханическое движение макротел.

Современная наука внесла много нового и в понимание природы биологического движения. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях (кроме белковых молекул в качестве молекулярного носителя жизни были выделены ДНК и РНК). Сложилось представление о целостности биосферы как условии дифференциации и развертывания всех уровней организации живой материи и соответственно формирования различных подвидов биологической формы движения.

Будущий прогресс науки приведет, бесспорно, к открытию новых форм как материи, так и движения, уточнит и разовьет современные представления. И в процессе этого развития диалектико-материалистическое учение о формах движения материи будет конкретизироваться, обогащаться новым содержанием, а в ряде отношений и пересматриваться.

Одной из важнейших сторон учения о формах движения материи является трактовка общественных процессов как социальной формы движения материи. Эта трактовка стала возможной благодаря открытию и разработке материалистического понимания истории. Поэтому она свойственна марксистскому философскому взгляду на мир. Выделяя в общественной жизни материальные и духовные процессы, диалектический материализм подчеркивает первичность материальных процессов, но не отрывает их от духовной жизни общества. Лишь в абстракции можно отделить друг от друга эти стороны общественной жизни. В реальной же действительности они взаимодействуют, благодаря чему только и существует общество как особый уровень организации материи.

Человеческое сознание, обеспечивая отражение человеческого бытия и проектирование его возможных будущих состояний, активно влияет на процессы материальной жизни людей. Идеи, овладевая массами людей, направляют их деятельность, а в процессе этой деятельности перестраивается само общество. Не случайно К. Маркс подчеркивал, что идеи, овладевая массами, становятся материальной силой. Следовательно, когда речь идет о социальном движении материи, имеется в виду не просто взаимодействие материальных элементов, а такое взаимодействие, которое предполагает существование и развитие идеальной реальности человеческого сознания и в котором сознание принимает активное участие. Сознание как идеальная реальность не существует вне и независимо от ткани общественной жизни. Оно как бы встроено, вплавлено в эту жизнь, выступает в качестве ее аспекта, обеспечивая функционирование и развитие общества как целого.

Учитывая эту особенность социального движения, Ф. Энгельс иногда определял человеческое мышление как специфическую форму движения материи. Тем самым он как бы подчеркивал, что социальное движение не может осуществляться без идеального плана человеческой деятельности, складывающегося в сознании, а значит, без развития индивидуального и общественного сознания.

Источник

Основные формы движения материи

Формы движения материи – это способность субстанции перемещаться в пространстве и времени. Само же понятие «материя» характеризуется как вездесущая физическая величина, обладающая такими свойствами:

  1. Это вещество.
  2. Тело, имеющее, в свою очередь, отдельные параметры: массу, длительность, расположенность в определенном месте.
Читайте также:  Как установить связь со вселенной

Разносторонний взгляд на понятие материи

О понятии «материя» впервые заговорили еще в Древней Греции. Под этим термином тогда подразумевалось всё живое и существующее в мире, это была основа для зарождения жизни на Земле. Левкипп и Демокрит – первые ученые, которые сформулировали такое определение.

В Средние века тема: «Материя, формы ее движения и существования» обсуждалась очень активно. Величайшие ученые и философы высказывали свои точки зрения относительно данного вопроса, строили гипотезы и приводили аргументы в защиту личного мнения.

К примеру, Томас Гоббс представлял себе материю как субстанцию, являющуюся «второй». Под ней, в свою очередь, он подразумевал основу всех вещей определенного вида. При этом для Томаса Гоббса не существовало понятия «первая материя», ведь под ней он понимал полное отсутствие формы в пространстве и времени. Вот что он писал в своем научном трактате: «Эта материя без формы – своего рода идея тела, проявляющаяся при нашем мысленном отхождении от всех физических понятий, исключающих количество и длительность».

Знаменитый английский педагог Джон Локк выдвигал свою теорию. В его понимании материя – протяженное тело, обладающее плотностью. По словам Локка, оно является следствием наших впечатлений о том, что ни одна мысль или ощущение не могут возникнуть безосновательно. Как писал он в своих трудах: «Материя, конечно же, существует, однако остается для нас неким веществом – переносчиком базисных качеств длительности и плотности, невидимых глазу и не ощущаемых органами чувств».

В свою очередь немецкий философ Иммануил Кант называл материю «составными частями сущности», а их объединение – «сущностной формой». Исходя из этого понятия, он выделял два вида материи:

  1. Логическая. Она представляет собой понятия, отличные от формы.
  2. Физическая, или безграничность. Представляет собой материю всяческих действий, ограниченных только отличием одной формы от другой.

Исходя из этого, Кант давал следующее определение материи: плотное, обладающее длительностью тело, занимающее весь окружающий нас мир и являющееся основой зарождения ощущений. Данная точка зрения до сих пор является актуальной и базисной для всех последующих философских учений и течений.

Признаки материи

Полноценное изучение формы движения материи привело к выделению ее основных признаков:

  1. Для самостоятельного развития форме движения необходимо наличие собственного противоречия.
  2. Базисом каждой формы является взаимосвязь отдельно расположенных частей в структуре материи, из которых позднее образуется материальный носитель.
  3. У абсолютно любой формы есть объемная территория, наполненная теми объектами, процессами и явлениями, которых нет в иных областях.
  4. Любой форме движения присуще наличие качества и уравновешенности, приводящих к появлению единения при разнообразных внешних проявлениях.
  5. Форма развития обладает самостоятельной единой сущностью, подчиняясь лишь собственным положениям в движении.
  6. Каждый тип движения образует взаимосвязь только с подходящим ему материальным носителем, являющимся его способом возникновения и развития.
  7. Абсолютно каждая форма в своей целостности представляется отдельными науками и является неделимой между ними.

Таким образом, материя, формы ее движения и существования являются более глубокими понятиями, нежели это может показаться на первый взгляд.

Представление и основная классификация материи

Характерными элементами материи являются три составляющие: перемещение, пространство и временные рамки. При этом все они существуют отдельно от неё. В свою очередь, объекты материи обладают теми же понятиями пространства и времени.

Немецкий философ, сподвижник Маркса и основоположник его трудов Фридрих Энгельс также уделили внимание этому вопросу. Его авторству принадлежит следующая классификация форм движения материи:

  1. Физическое развитие.
  2. Химическое развитие.
  3. Механическое.
  4. Биологическое.
  5. Социальное.

Наряду с формами, субстанция обладает еще и определенными свойствами:

  1. Отсутствие рукотворного сотворения и возможности уничтожения.
  2. Бесконечность расположения во времени и пространстве.
  3. Материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение и переход из одних состояний в другие.
  4. Определяемость всех процессов.
  5. Наличие причинных связей. Подразумевает под собой взаимосвязь явлений и предметов со строением связей в материи, а также причинами их возникновения и условиями.
  6. Отражение. Данный процесс присутствует во всех видах действий, однако имеет зависимость от строения систем взаимосвязи и внешнего воздействия. Именно вследствие этого явления зарождена такая форма, как абстрактность мыслительных процессов.

  1. Закон единения и отталкивания противоположностей. Энгельс считал, что у каждой формы материи имеется своя противоположность, с которой у нее существует одновременно взаимосвязь и взаимоотталкивание.
  2. Переход количества в качество. Согласно этому положению, количество есть то общее, что объединяет разные предметы, а качество – это разное в одинаковых вещах и явлениях. Несмотря на такую разность, в материализме они являются единым – мерой, выход за границы которой приводит к разрушению единства. В качестве примера приводится количество алкоголя, достаточное для сохранения у человека трезвости.
  3. Полное отрицание отрицания. Являет собой продолжение предыдущего закона. Подразумевает под собой переступание через меру, ломание прежних рамок и принятие новых с данными, взятыми из старых границ.

Новейшая классификация материи

Приведенная выше классификация форм от Энгельса была актуальной в Средние века. Однако прошло время, изменились понятия, а с ними и формы движения материи. Связано это с тем, что, к примеру, физические формы движения материи перестали быть только тепловыми, став более расширенным понятием и явлением. Таким образом, к новейшей классификации форм движения можно отнести:

  1. Перемещение в пространстве.
  2. Перемещение электромагнитов как признак взаимосвязи частей зарядов.
  3. Развитие гравитационного поля: сильная взаимосвязь ядер в пространстве и ослабленная, выражающаяся в поглощении и излучении нейтронных частиц.
  4. Химическая форма движения материи. Представляет собой процесс и общий итог взаимосвязи молекул и заряженных частиц.
  5. Из области геологии. Указывает на перемены в основных геологических системах: материках, слоях земной коры.
  6. Биологическая форма движения материи. К ней можно отнести естественные процессы в природе: синтез, клеточные изменения.
  7. Социальная форма. Представляет собой все те явления, которые происходят в обществе. Является самой сложной и многогранной среди всех перечисленных выше.

Группы форм движения материи

Основные формы движения материи имеют собственное определение, согласно которому они являют собой разновидность перемещения и взаимосвязи материальных вещей с выражением основных перемен в их единстве. На основании данного тезиса разработана такая версия: абсолютно каждой субстанции присуща не единая, а множественная форма материального перемещения в пространстве и времени. В доказательство этой теории выделяют три основные группы форм движений, каждая из которых имеет свои многочисленные подгруппы.

Читайте также:  Одни ли мы во вселенной презентация по астрономии

  1. Движение в пространстве.
  2. Перемещение элементарных частиц и различных видов полей: электромагнитных, из области гравитации, с разной степенью взаимосвязи.
  3. Перемещение и переход атомов и молекул в совершенно иные формы, включая химическую составляющую.
  4. Перевоплощение тел во Вселенной – планет, звезд, галактик.

Органичная природа. Она включает в себя все процессы, присущие живым организмам:

  1. Обмен веществ.
  2. Сохранение внутренней стабильности, управление и репродукция в биологических и иных экологических системах.
  3. Взаимосвязь биологической системы с природой.
  4. Процессы биологического характера, происходящие внутри организма и способствующие сохранности всего живого.
  5. Процессы биологического характера и механическая форма движения материи, происходящие в экологических системах и определяющие место размещения и зарождения всего живого.

Социальная форма. Она включает в себя:

  1. Работоспособность социума.
  2. Самые высокие ступени отражающих свойств и перевоплощения реальности.

Наиболее усложненные формы перемещения субстанции происходят от более низких и включают в себя их перевоплощение. Однако, несмотря на взаимосвязь и влияние, высокие формы полностью отличны от низких.

Необходимость получения знаний о природе взаимосвязи диктуется желанием узнать истинную сущность мира, основных его проявлений, а также механизм управления ими.

Типы движения материи

В философском учении существуют не только основные формы движения материи, но и ее типы. Есть следующая классификация разновидностей:

  1. По количеству. Представляет собой перемещение материи в пространстве с полным сохранением свойств и признаков.
  2. По качеству. Разрушение любого предмета – до полного распада на атомы и молекулы – с превращением в совершенно иной вид вещества с новыми свойствами.

Второй тип движения имеет две подгруппы:

  1. Динамичное перемещение в пространстве. Это процесс сохранения стойкости объекта с отсутствием внешних перемен даже после продолжительного периода. Кроме того, сюда можно отнести перевоплощение легких состояний предметов в более сложные и совершенные. К примеру, так происходит при зарождении и развитии звезд или последовательности развития на определенном уровне материи.
  2. Популяционное. Прямо противоположное динамичному движению явление. Характеризует собой перемещение одного типа качества к другому с полным изменением уровней организации. К таковым можно отнести перемещение неорганической структуры к органической или зарождение человеческой жизни.

Регрессивность, прогрессивность и замкнутость движения материи

Понимаемое изначально как переход тел из одного пространства в другое, движение/развитие формы движения материи со временем стало пониматься значительно пространнее – как химическая реакция, наличие процессов в живом существе и социума в обществе.

Вместе с тем в общей классификации материи как вида появились совершенно новые формы движения – по направлению:

  1. Прогрессивность, то есть постоянное перемещение в сторону повышения.
  2. Регрессивность, то есть постоянный возврат к исходному состоянию.
  3. Замкнутость. То есть постоянное перемещение по замкнутой цепи. Однако доказано, что данная форма не имеет логического обоснования, а значит, не имеет права на существование: ни одно действие нельзя выполнить абсолютно одинаково и с возвратом в исходную точку.

Философские направления

Ученые всего мира в Средние века спорили о том, сколько начал имеет основа мира, от которой зависит возникновение таких понятий, как пространство, время, формы движения материи. В ходе разногласий сформировались два лагеря:

  1. Существует только монизм, то есть единое начало для всей основы мира.
  2. Существует сразу несколько начал, т. е. дуализм.

Впрочем, существовала еще и третья сторона. Эти ученые полностью отрицали и материю, и идеализм, отдав предпочтение неведомой «третьей линии» – направлению, не имеющему отношения ни к материализму, ни к идеализму. Именно эту гипотезу впоследствии и взяли на вооружение лучшие ученые-философы со всего мира. Однако она оказалась алогичной, а потому неприемлемой к исполнению: согласно теории, вся ее эволюция склонялась к идеализму, являясь, по сути, им, но только в завуалированном виде.

Витализм как дополнительное направление в движении

Наряду с перечисленными выше направлениями формы движения материи философия выделяет еще и такое как витализм, то есть жизненность. Согласно ему, выявляется совершенно иная причина возникновения человека: это уже не смесь физики и химии в общей материи, а объект, имеющий живую силу – душу. Согласно такому направлению, как материализм, это явление объясняется как естественный процесс перевоплощения материи, её перехода из одной стадии в другую с изменением характерных для нее свойств.

Также уточняется тот факт, что для человека с душой характерна сознательность. Она существует только при движении, следовательно, является основой для всего мира. Сознательность проявилась изначально как необходимость предоставления дополнительного резервуара для переработки информации человеком. Понимание данного факта может привести к раскрытию тайных знаний в области разных сфер.

Принцип единства мира, роль современного естествознания и философии в его обосновании

Весь мир – это многообразие явлений, процессов и форм. Каждая из этих составляющих имеет свое пространство, форма движения материи которого достаточно изменчива. Однако это только одна сторона философского учения. Если взглянуть на проблему под другим углом, можно увидеть всю целостность и единство мира, образующих между собой неразрывную связь. Именно такое объединение носит название принципа единения.

Тот же самый принцип применяется и в такой науке, как естествознание. Согласно ей, все в мире взаимосвязано и приводит к появлению кардинально новых материй и явлений. Вот лишь несколько примеров:

  1. Единство космических тел в Солнечной системе привело к зарождению планет во Вселенной.
  2. Все законы сохранения и перемещения энергии в пространстве – это форма движения материи.
  3. Единство химических элементов привело к созданию таблицы Дмитрием Менделеевым.
  4. Целостность большого количества живых материй способствовала развитию теории Чарльза Дарвина о зарождении видов.

Источник

Adblock
detector