Детям о космосе и космонавтах
Что такое космос?
Каждый день мы видим на небе солнце, луну и звезды. Это всё — части огромного пространства, которое называется космос. Сколько всего удивительного, необычного и любопытного происходит в мире над нашей головой: ракеты летят к неизведанному, звёзды рождаются и гаснут, а кометы мчатся к новым планетам. Познакомьте ребёнка с увлекательным миром космоса и отправьтесь вместе в захватывающее приключение по просторам Вселенной!
Путешествуем по Солнечной системе
Солнце — это самая близкая к нам звезда. По форме Солнце напоминает огромный шар. Солнце такое большое и горячее, что мы видим его и ощущаем тепло. Кроме Солнца в космосе ещё есть другие удивительные звёзды, многие из которых гораздо больше. Но они находятся так далеко, что мы можем только наблюдать их в ночном небе.
Кроме звёзд в космосе есть планеты. Они не умеют светить как звёзды, а только отражают свет. Все планеты движутся вокруг звёзд и вокруг своей оси. Мы с тобой живём на планете, которая называется Земля. Рядом с Землёй есть ещё планеты, давай назовём их по порядку: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Всего планет 8. Каждая из них имеет свои особенности: например, самая маленькая — это Меркурий, а самая большая планета — Юпитер, у Сатурна есть множество необычных колец, а Марс окрашен в оранжево-красный цвет. Все эти планеты движутся вокруг Солнца по своему пути — орбите. Такую “семью” планет вместе с Солнцем учёные назвали Солнечной системой.
Наш дом — планета Земля
Самая важная для нас планета — Земля. Это наш дом, единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь! Земля, как и другие планеты, по форме напоминает шар с множеством рек, озёр, морей и океанов, гор и равнин, лесов и пустынь. Из космоса наша планета кажется зелёно-голубой из-за большего количества воды. Вода и атмосфера — причина жизни на Земле.
Что такое атмосфера? Это воздушный слой, который защищает планету и её обитателей от горячих солнечных лучей, а также от космического мусора и небольших метеоритов. Атмосфера как воздушное покрывало, которое оберегает нас и обеспечивает необходимым для жизни воздухом.
Наша планета Земля настолько мала в сравнении с невероятными просторами космоса, но при этом так прекрасна!
Спутники планет. Луна
Многие планеты Солнечной системы имеют спутники. Учёные думают, что спутники — это осколки, которые образовались при формировании планеты. Спутники движутся по орбитам вокруг своих планет. Например, у самой большой планеты — Юпитера — около 63 спутников, у Марса 2 спутника, а у планеты Земля всего один — это Луна.
Луну мы наблюдаем в разное время суток, в основном, ночью. Чтобы увидеть спутник Земли, нам не нужен телескоп. Но не всегда мы видим Луну одинаково: она может быть разной формы — в виде полумесяца или круга. Это происходит потому, что Луна вместе с Землёй движется вокруг Солнца и освещается им с разных сторон.
Хвостатые кометы, астероиды и падающие метеориты
Кроме планет в Солнечную систему входят кометы и астероиды. Давай поближе с ними познакомимся.
Кометы — это очень яркие и необычные космические объекты, состоящие из льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, то его тепло сдувает с кометы пыль и газ. Так и получается огненный “хвост” кометы. Это очень красиво! Кометы не так часто приближаются к нам, поэтому увидеть это прекрасное зрелище астрономам и жителям планеты Земля удаётся редко.
Астероиды отличаются от комет. Это огромные каменные глыбы, которые могут быть любой формы и размеров. Астероиды движутся рядом с планетами. Так, в Солнечной системе между Марсом и Юпитером расположен целый “пояс астероидов”. Учёные тщательно их изучают, ведь столкновение даже с небольшим астероидом для планеты Земля и её обитателей может быть очень опасным.
А что такое метеориты? Это ещё одни космические объекты, которые напоминают камни. Метеориты похожи на астероиды и отличаются от них размером — они намного меньше и летают по всему космосу. Метеориты часто падают на Землю, но мы этого не замечаем. Нас, как щитом, защищает атмосфера планеты. Но встречаются части крупных метеоритов, упавших на Землю. Самый большой из обнаруженных метеоритов — Гоба — находится в Африке и весит 60 тонн.
Хочу быть космонавтом!
Во все времена люди пытались постичь тайны неба, изучали звёзды и планеты, положение Солнца и Луны. Изучение космоса продолжается до сих пор. Сейчас этим занимаются учёные. Их называют астрономами. Чтобы наблюдать за космическими объектами они используют специальные устройства — телескопы.
Но невозможно раскрыть тайны космоса только с поверхности Земли. Тогда учёные начали отправлять в космос животных: мышей, обезьян, кошек и собак. Самые известные из них — собаки Белка и Стрелка, которые в 1960 году отправились в космос, а потом благополучно вернулись на Землю. Так учёные смогли доказать, что полёт в космос возможен и для человека.
Первым таким человеком стал Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он отправился в космос на космическом корабле и облетел нашу планету за 108 минут. Космонавт вернулся на Землю живым и невредимым. После своего возвращения Юрий Гагарин стал знаменитым на весь мир! Каждый год в России 12 апреля празднуют День космонавтики в честь первого полёта человека в космос.
С тех пор всё больше космонавтов исследуют космическое пространство. Стать космонавтом может и учёный, и инженер, и человек другой профессии. Самое главное — иметь великолепное здоровье, быть очень выносливым и пройти тщательную подготовку и специальное обучение.
Увлекательно о космосе
Как же нескучно рассказать ребёнку о космосе? Превратите изучение в игру! Вместо обычного урока отправьтесь в путешествие по звёздам и планетам, чтобы дети почувствовали себя астрономами или космонавтами. А, может, они захотят стать инопланетянами? Используйте любые идеи!
Нарисуйте портрет инопланетянина или жителя другой планеты, а потом сделайте “инопланетный” костюм из подручных материалов. Из стульев, одеял и фольги постройте космический корабль и отправьтесь в нём на Луну. Придумайте вместе с ребёнком стихи, считалочки, загадки о космосе и планетах Солнечной системы, чтобы легче их запомнить. Чем смешнее получатся строчки, тем веселее!
Если ребенок любит вдумчивые игры, напишите вместе рассказ о невероятных космических приключениях любимого героя мультфильма или сказки. А ещё устройте необычную космическую вечеринку или тематический День рождения. Что насчёт поделок из пластилина, цветной бумаги и картона? С помощью ниток, красок, пенопласта и любых подходящих материалов можно создать свою собственную Солнечную систему!
Творите, экспериментируйте, исследуйте и вдохновляйтесь космосом вместе с ребенком. Тогда изучение нового превратится в увлекательное приключение и захватывающий квест.
Источник
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Космос. Звезды. Вселенная.»
Светлана Самойлова
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Космос. Звезды. Вселенная.»
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы
«Космос. Звезды. Вселенная.»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Социально- коммуникативное развитие:
-Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом в решении игровых и познавательных задач.
-Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения детей друг с другом.
-Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов.
-Подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за ее будущее.
-Вызвать у детей познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение.
-Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.
-Побуждать проявлять чуткость к художественному слову.
-Способствовать формированию связных монологических высказываний, развивать слуховое внимание.
-Обогащать словарь детей.
Художественно- эстетическое развитие:
-Формировать умение передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое.
-Развивать фантазию, умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами.
-Развивать чувство композиции, воображение.
-Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в совместных подвижных играх.
-Закрепить умение совмещать слова и действия в игре.
Беседа «Вселенная. Звезды.»
Светятся звезды, светятся…
Даже порой не верится,
Что так велика Вселенная.
В небо смолисто-черное
Гляжу, все забыв на свете…
А все- таки это здорово,
Что звезды нам ночью светят.
В-ль. Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, зовут космосом. Космос называют и другим словом- Вселенная. Вы когда- нибудь наблюдали за ночным небом? Как вы представляете себе размеры Вселенной? Что вы там видели?
Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха.
Рассматривание карты «Звездная система для детей»
В безоблачный ясный вечер все небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды- это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Самые горячие из них голубого цвета, менее горячие, чем Солнце- красного. Звезды отличаются друг от друга размерами. Есть звезды- гиганты, а есть звезды- карлики.
Вега, Сириус, Полярная звезда- это самые яркие звезды. Если на карте условными белыми линиями объединить некоторые звезды между собой, то перед нами предстанут сказочные фигуры- созвездия, каждое из которых имеет свое название: большая и маленькая медведицы, рыбы, скорпион, лев и др.
Во Вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Все они движутся. Нам кажется, что звезды неподвижны, но на самом деле звезды так далеки, что мы не замечаем, как они несутся в мировом пространстве с огромной скоростью по своему пути. Во Вселенной существует строгий порядок, и ни одна из планет или звезд не сойдут со своего пути, со своей орбиты и не столкнутся одна с другой. Слово «космос» обозначает «порядок», «строй».
Беседа «Земля- космическое чудо. Вид из космоса.»
Все планеты солнечной системы представляют собой 9 огромных шарообразных тел. Одни из них больше нашей земли, другие меньше. Планеты можно видеть на небе, потому что они освещаются Солнцем. Солнечный свет отражается от планет, и поэтому можно видеть планеты с Земли. Особенно хорошо видны они ночью, когда светятся. Как яркие звездочки. Планеты движутся на разном расстоянии от Солнца.
Солнце- это раскаленный газовый шар, который светит за счет очень большой температуры на поверхности. Солнце размером намного превосходит любую планету солнечной системы. Солнечный свет очень необходим для жизни всего живого на Земле.
Земля- единственная планета, на которой есть вода и суша. Земля- третья по счету планета от Солнца. Посмотрите на другие планеты нашей солнечной системы: Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Дидактическая игра «Расположи планеты правильно»
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
По- разному все они Солнцем согреты.
Выбирается ребенок «Солнце», на него одевается пояс с пришитыми лучиками- лентами разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет, они отличаются по величине, цвету. На шапочке Сатурна- кольца. На конце каждой ленты- цифры от 1 до 9.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.
— Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу.)
Ребенок- «Меркурий» берется за ленточку № 1.
А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал.
-Что это за планета? (Плутон. Он находится дальше всех от солнца и меньше всех планет.)
Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную
А эта планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета….(все: Земля)
— На какой орбите вращается Земля? На каком месте от Солнца находится наша планета? (На 3-ем.)
Ребенок в шапочек «Земля» берется за ленточку №3.
К планете Земля две планеты близки.
Дружок, имена их скорей назови. (Венера(№2) и Марс(№4)
Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно вторую и четвертую орбиты.
А эта планета гордится собой.
Поскольку считается самой большой.
— Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер. Орбита № 5)
Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место у ленточки № 5.
Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличается она. (Сатурн)
Ребенок- «Сатурн» занимает орбиту № 6.
Зеленого цвета? (Уран)
Ребенок в соответствующей шапочке занимает планету № 7.
Царь морской названье той планете дал.
Он именем своим ее назвал. (Нептун)
Ребенок в шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.
Все дети заняли свои места и начинают вращаться вокруг «Солнца».
Кружится хоровод планет.
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.
Физминутка.
Тянет к солнцу лепесток.
И от ветра он качается-
Низко-низко к земле наклоняется.
А потом опять поднимается
И всем мило улыбается!
А теперь давайте вспомним все планеты Солнечной системы.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже потом
И девятая планета,
Под названием Плутон.
Рассказ о первом космонавте.
Сначала его в центрифуге крутили,
А после в тяжелый скафандр нарядили.
Отправился он полетать среди звезд.
Я тоже хочу! Говорят, не дорос. (Космонавт)
— Ребята, ответьте мне кто был первым человеком, совершившим полет в космос? (Ю. А. Гагарин)
12 апреля 1961г. Юрий Алексеевич Гагарин проложил дорогу к звездам. Впервые в истории человечества был выведен на орбиту вокруг Земли космический корабль «Восток» с человеком на борту. Всего 108 минут продолжался полет, но Гагарин был первым, кто доказал, что человек может работать в космосе.
На «Востоке» поднялся с востока1
Средь космических тел
Он промчался высоко- высоко…
За один только час
Стал на веки веков легендарен
Наш космический ас
Первый летчик Вселенной- Гагарин!
После старта Ю. А. Гагарина прошло много лет, за это время много изменилось в космонавтике: и техника стала мощнее, и подготовка экипажей сложнее, и программа работы на орбите обширнее. Космические корабли стали многоместными, на орбиту могут отправиться одновременно сразу несколько человек. Теперь работы в космосе длятся 2-3 месяца. Люди успели привыкнуть к профессии космонавта, как привыкли к профессиям машиниста, капитана, пилота. Да и космонавтов становиться все больше и больше. И сейчас, в эти минуты, где- то далеко- далеко в космическом пространстве, высоко- высоко над нашими головами космонавты несут свою важную и трудную вахту.
Интересно, а мы с вами можем стать такими же, как Гагарин? Конечно, но для этого мы должны быть здоровыми и воспитать в себе силу воли, дисциплинированность, собранность, ответственность, внимательность, находчивость, трудолюбие.
Я предлагаю вам проверить, насколько развито ваше внимание. Отгадайте загадки:
Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках? (Ковер- самолет)
Летит птица- небылица, а внутри народ сидит. (Самолет)
Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне? (Летающая тарелка)
Заворчу, зажурчу, в небеса улечу. (Вертолет)
Летательный аппарат, на котором летала Баба яга. (Ступа)
Аппликация «Полет в космос»
Дети рассматривают снимки и рисунки ракет, земного шара. Подбирают цвета бумаги для вырезывания. Выбирают разные способы вырезывания ракеты, космонавта в скафандре. Придумывают, где находятся космонавты, куда летит ракета.
Источник