Меню

Вселенная манаса что это

История №16. «Вселенная Манаса»

Проекты

ВЕЧЕР ТРУДНОГО ДНЯ

СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ

BEST LIVE MUSIC

VICTORIA’ S SECRET

БУДЬ В КУРСЕ/Спецпроект

ОПРОСЫ ОТ АРИНЫ

ВОСХОЖДЕНИЕ НА ЭВЕРЕСТ

Комментарии

Последнее

ИСТОРИЯ #32 Как КИРГИЗФИЛЬМ снимал в Узбекист.

Съемка кино в соседней стране

ИСТОРИЯ #31. Снежные барсы кыргызского кинема.

Фильмы, где снимали барсов

ИСТОРИЯ #30. Ветераны войны с киностудии

Летописи кыргызского кинематографа

ИСТОРИЯ #29 «Нарынский дневник», реж. Альгима.

История кыргызского кино

ИСТОРИЯ #28. О кинохудожнике Алексее (Сандро).

Истории кыргызского кино

ИСТОРИЯ #27 «Улан» реж. Толомуш Океев

Еще одна интересная история со съемок фильма .

История №26. «Улица» 1972

О фильме «Улица» реж. Геннадия Базарова

История №25. «Сохранить и оставить будущему».

О создании док фильма режиссера Каридина Акма.

ИСТОРИЯ № 24 «Сколько лет живет тополь» 1983 .

О фильме Дооронбека Сыдырбаева

ИСТОРИЯ № 23 «Петроглифы Саймалу-Таш»

О документальном фильме реж. Дядюченко

ИСТОРИЯ №22. Токтогульская ГЭС

История строительства в фотохрониках

История №21. «Улан» 1977

О съемках фильма «Улан», реж. Толомуш Океев

История №20. Суйменкул Чокморов

К 80-летию народного артиста

История №19. Каскадер Усен Кудайбергенов

О самом известном каскадере Кыргызстана

История №18. «Мужчины без женщин»

Режиссер: Альгимантас Видугирис. 1978 год.

История №17. «Зеница ока»

Режиссер Геннадий Базаров. 1976 год

История №16. «Вселенная Манаса»

Рассказ о съемках фильма Мелиса Убукеева, «Вс.

Источник

Манас

«Но мы уверены, пока век сменяется веком,
пока эпоха следует за эпохой,
пока жив будет кыргызский народ (и все человечество!),
эпос «Манас» будет жить как сияющая вершина
дерзновенного древнекыргызского духа. «

Чингиз Айтматов
«Сияющая вершина древнекыргызского духа».

Что значит «Манас» для Киргизии? Наверное, в нашей культуре просто не найти аналогов: «Манас» — это стержень киргизской идентичности, и именами его героев здесь называют улицы. «Манас» — это эпос, повествующий о роде богатырей в трёх поколениях: Манасе, его сыне Семетее и внуке Сейтеке, а заодно обо всей степной Азии. Манас родился на Алтае, объединил киргизские племена против Китая, калмыков (джунгар) и уйгуров, привёл киргизов на Тянь-Шань (откуда их когда-то изгнали и рассеяли по свету китайцы) и наконец был смертелен ранен, осаждая Пекин. Его сын Семетей превзошёл отца своими подвигами, а в очередной битве тоже пал смертью храбрых. но не умер, а стал бессмертным, и в последней главе эпоса вновь вернулся на киргизскую землю, где ханом был поднят Сейтек, чтобы победить очередного врага и так же бесследно уйти до поры до времени. «Манас» — это по сути вольный пересказ реальной истории киргизов, которые действительно пришли сюда из Южной Сибири: его герои воевали не с мифическими монстрами, а с батырами и армиями реально существовавших государств, и в последних главах воины стреляют друг по другу пулями, а одним из врагов является возникшее в 18 веке Кокандское ханство. «Манас» передавался из поколения в поколение, и среди киргизских сказителей особое место занимали манасчи, знавшие его наизусть. Их было немного, редко больше десятка на поколение: «Манас» — ещё и самая длинная в мире поэма, насчитывающая 500 553 строки (чтоб было ясно, 12 шрифтом в ворде с нулевым интервалом это около 10 тыс. страниц).

Содержание Манас огромно и не вмещается ни в какие тома. Какой человек способен все это держать в памяти? Для манасчи это назначение жизни. Он посвящает себя, свой дух, свою культуру, свою преданность Манасу. Он помнит Манас от начала и до конца и импровизирует каждый раз, когда излагает Манас. Манас и манасчи это уникальное и необъяснимое явление, манасчи это проводник и посредник двух миров человеческого и трансцендентного. Манасчи могут беспрерывного много часов подряд излагать Манас.

Читайте также:  Схема какая может быть вселенная

Манас — крупнейший киргизский и мировой эпос. Эпос «Манас» назван так по имени своего главного героя — богатыря, объединившего киргизов. «Манас» включён в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а также в Книгу рекордов Гиннеса как самый объёмный эпос в мире.

Эпос «Манас» — наследие, оставшееся от прадедов кыргызского народа, национальная гордость, триумф духовной культуры. Это, веками, из поколения в поколение, передававшееся из уст в уста, великое фольклорное произведение в прозе. Потому что, в ней рассказываются история кыргызов на протяжении более 1000 лет, жизнь общества, социальная, экономико-политическая обстановка, войны, которые велись за независимость, отношения с соседними народностями. Этот эпос по объёму является самым большим произведением в мире. К примеру, Саякбай Каралаев знал 500553 строк этого произведения. Сказительство Манаса — это одно из уникальных искусств в мире. Так как, к нему не требуются ни инструменты, ни оркестр. Манасчи сам по себе является актёром, дирижером и исполнителем.

Основная тема «Манаса» — это тема военных походов легендарного киргизского богатыря в Афганистан, Среднюю Азию и Китай.

Семь заповедей Манаса:
1. Единство и сплоченность нации.
2. Межнациональное согласие, дружба, сотрудничество.
3. Национальная честь и патриотизм.
4. Через кропотливый неустанный труд и знания — к процветанию и благосостоянию.
5. Гуманизм, великодушие и терпимость.
6. Гармония с природой.
7. Укрепление и защита кыргызской государственности.

Любовь к песне, к поэтическому слову — врождённая черта киргизского народа. Она передаётся по наследству из поколения в поколение.

Среди памятников киргизского народного творчества есть такие, которые дошли до нас из глубокой древности и являются шедеврами мировой народной поэзии. Из них самым древним и самым замечательным, несомненно, является эпос «Манас».

Поэтические сказания о киргизском богатыре Манасе и его сорока всадниках (кырк-чоро) принадлежат к числу замечательнейших произведений устного народного творчества. По утверждению известного русского ученого академика В. В. Радлова героическая поэма «Манас», как художественный памятник, не уступает «Илиаде». Что же касается богатейшего наследия киргизской народной поэзии, то в нём «Манас» занимает исключительно почётное место. В «Манасе» мы находим все поэтические приёмы и жанры киргизского народного творчества, начиная от большой поэмы и кончая маленькой лирической песенкой, бытовыми и обрядовыми песнями, пословицами и поговорками.

«Манас» является результатом коллективного творчества многих поколений певцов-сказителей — манасчи. Каждый поэт-сказитель «Манаса» вносил в эпос свои новые мотивы, вводил новые эпизоды, откликаясь, таким образом, на современные ему события. С течением времени, видоизменяясь и расширяясь, цикл песен о богатыре Манасе превратился в своеобразную энциклопедию поэтических представлений народа.

Самые выдающиеся поэты-манасчи новейшего времени — Сагымбай Орозбаков (1867 -1930) и Саякбай Каралаев(1894-1971). Шесть лет продолжалась запись песен о Манасе со слов Саякбая Каралаева. Принадлежащий Каралаеву вариант «Манаса» содержит более 400 тысяч стихотворных строк.

Прославленные манасчи типа Сагымбая Орозбаков и Саякбай Каралаев — это прежде всего талантливейшие поэты-импровизаторы, сыгравшие огромную роль в формировании и развитии эпос.

День эпоса «Манас» в Кыргызстане — 4 декабря.

Видео Праздник посвященный памяти предков около села Тосор
на берегу озера Иссык-Куль в августе 2019 года.

Выступление манасчи, исполнителя этого эпоса. Как мне показалось — сам он
в это время находится в каком-то своеобразном трансе. Манасчи медленно качается
вправо-влево, как метроном — но читает чётко и очень выразительно.

Источник

В Бишкеке открылась выставка «Вселенная Манаса»

Сегодня, 2 мая, в Бишкеке, в Музее изобразительных искусств открылась выставка «Вселенная Манаса», на которой представлены картины, скульптуры и иные формы искусства, рассказывающие об эпосе.

Читайте также:  Сколько планет есть во всей вселенной

Выставку открыл министр культуры, информации и туризма Султан Раев. По его словам, тема Манаса имеет глобальное значение.

«В этой выставке участвуют разные поколения художников и каждый по-своему видит образ Манаса. И, я думаю, что эпос имеет право жить в любом виде искусства: кино, изобразительном и музыкальном искусствах, и это хорошо. У нас были гениальные художники, творчество которых непосредственно связано с Манасом. Я думаю, и сейчас найдутся», — отметил министр.

Данная выставка не только показательная. Республиканским дворцом молодежи «Манас» и общественным фондом «Улуу Баян» проводится конкурс среди авторов, участвовавших в выставке, на лучшее произведение. Победители получат от 10 до 20 тысяч сомов. Результаты будут подведены 7 мая.

Среди посетителей мероприятия была и экс-президент Кыргызстана Роза Отунбаева, которая считает, что до недавнего времени недооценивали роль искусства в понимании Манаса.

«Это смелая попытка сделать так, чтобы изобразить эпос «Манас» во всех жанрах искусства и показать все перипетии сюжета. Со временем произойдет селекция, и зрителям будут показаны лучшие работы», — подчеркнула она.

Выставка открыта до 17 мая, и посетить ее может каждый желающий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

КИРГИЗСКАЯ ЭПОПЕЯ «МАНАС»: ТВОРЕНИЕ, ПЕРЕЖИВШЕЕ СТОЛЕТИЯ

В фольклоре любого народа эпос является важнейшим жанром. Как правило, именно на эпическом полотне отражается взгляд народа на свою историю и героические события прошлого. Это своего рода яркая мозаика, сложенная из различных составных частей национальных традиций. Эпическое произведение «Манас» — признанный шедевр киргизской народной культуры.

Именно это объёмное произведение стало тем звеном, которое соединяет целые поколения киргизского народа. Через героический эпос сохранялись и передавались от отца к сыну колоссальные опыт и знания о прошлом. В «Манасе» сочетаются правда и вымысел, мифы и реальные исторические факты.

Мы не знаем, когда начал создаваться этот эпос и кто был его вдохновителем. Наверное, это всё же творение национальной культуры в её непрерывном развитии. В центре произведения стоит идеализированный герой, воплощающий человеческие чаяния, благородство и преданность своему народу. Имя этого героя – Манас.

В Киргизии была создана группа учёных, которые занялись исследованием эпоса «Манас». Они выстроили различные гипотезы появления главного героя Манаса и некоторых других персонажей эпоса. Кто-то считает, что большинство центральных фигур эпоса — это реально существовавшие исторические личности, а мифическая составляющая произведения минимальная. Вторая группа учёных придерживалась иного мнения: в эпосе преобладает мифическое начало, большая часть героев и событий вымышлены. Само же зарождение эпоса «Манас» связывалось с мифами и преданиями, которые не имели никакого отношения к истории киргизского народа.

Позднее учёные всё же пришли к единому мнению: в основе этого грандиозного эпического произведения лежит модель мира, созданная древними киргизами, когда только-только зарождалась этническая целостность народа и формировалась ранняя государственность.

По словам одного из исследователей, «Манас — Зевс киргизского народа». Драматизм судеб героев и титанический масштаб событий являются основой для описания жизни народа, значительных событий на пути его развития. Именно через безупречного богатыря Манаса был создан образ идеального человека, который живёт в сознании киргизов на протяжении долгих веков.

Эпос «Манас» имеет тысячелетнюю историю. В отличие от эпических произведений многих других народов он сложен от начала и до конца в стихотворной форме, что свидетельствует об уважении киргизов к искусству стихосложения. Эпос состоит из полмиллиарда стихотворных строк и превосходит по объёму все героические эпосы других народов. Такой масштаб объясняется прежде всего своеобразной историей киргизской нации, которая считается одной из древнейших в Средней Азии. Она складывалась на протяжении многовековой истории. Киргизов часто пытались завоевать: кочевые племена кидани в X в., монголы в XII в., джунгары (калмыки) в XVI-XVIII вв. Киргизский этнос сумел выстоять и остаться в анналах истории. Мир кочевых народов был жесток, слабые погибали, а сильнейшие заявляли о своём праве на существование.

Читайте также:  Не найти не где во всей вселенной

Многовековая борьба киргизов за своё место в истории получила наиболее полное и широкое художественное отображение в эпосе «Манас». Он стал своеобразной летописью народа, заменяя кочевому народу и письменную литературу, и изобразительное искусство, и театр. Это был обобщённый тип искусства, содержащий в себе зачатки всех видов творчества. В нём нашли отражение вся жизнь киргизского народа, его этнический состав, уклад жизни, суждения о человеческих достоинствах и пороках. К эпосу постепенно добавлялись самостоятельные сказания, легенды и поэмы. Это произведение можно сравнить с полноводной рекой, которую дополняют многочисленные притоки.

Если бы не сказители эпоса-манасчи, это произведение не дошло бы до нас полностью. Они сохранили и донесли его до нас, передавая из уст в уста, дополняя содержимое новыми красками. Среди них особенно выделяется незаурядным талантом Саякбай Каралаев: его сказительское искусство стало вершиной национальной эпической культуры. Чингиз Айтматов называл его «Гомером XXI века». Великий манасчи был темпераментным мастером импровизации. Полная текстологическая запись эпоса «Манас» в исполнении Саякбая Каралаева производилась в период с 1932 по 1947 годы. Она содержит более 500 тысяч стихотворных строк эпоса.

Манасчи совмещали в себе качества историка, поэта, артиста и музыканта. Они перенимали традицию чтения эпоса по наследству, дополняли его идейно-художественное содержание и передавали его в форме поэтическо-музыкальной импровизации, удерживая в памяти тысячи стихотворных строк, а ритм поддерживали активной жестикуляцией и лицевой мимикой. Манасчи умели держать слушателей в напряжении часами благодаря гипнотической силе слова и драматизму повествования.

Начиная рассказ какого-либо эпизода сдержанно, манасчи постепенно усиливал эмоциональный накал повествования и переходил почти на крик, заставляя сердца слушателей трепетать. Он как-будто погружался в те бурные события самого эпоса, становился их участником, радовался и страдал наравне с героями. Эта особенность живой, пламенной передачи содержимого эпоса, отличает «Манас» от эпической культуры других стран, делая манасчи уникальным явлением, которое присуще лишь киргизскому народу.

Идейно-художественная особенность эпоса «Манас» состоит в переплетении реальных событий и мифов. Язык эпоса отличается выразительностью и обилием образов. В повествовании используется богатейший материал устного народного творчества. «Манас» стал самым крупным памятником киргизской словесности и сыграл огромную роль в формировании национального языка, обогащении словарного запаса и грамматических норм. Историческое значение эпоса заключается ещё и в том, что он оказал существенное влияние на формирование национального характера киргизского народа. Эпопея и в наши дни не потеряла своего воспитательного значения, воспевая любовь, верность родине и истинную дружбу.

Чингиз Айтматов, непревзойдённый классик киргизской литературы, известный во всём мире, спустя столетия написал о бессмертном творении: «Эпос «Манас» — это, прежде всего, несравненное, непревзойдённое художественное творение, созданное эстетическим гением кыргызского народа…».

Люди рождаются и умирают. Солнце восходит и гаснет на закате. Герои же остаются в стихах и песнях новых поколений, пока жива народная память.

«Манас» включён в список шедевров нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, а также в Книгу рекордов Гинесса, как самый объёмный эпос в мире.

Источник

Adblock
detector