Mass Effect: откуда пошли игровые расы
Серия Mass Effect прославилась много чем: сражениями и исследованием далеких планет, приключениями и квестами, персонажами и любовными романами. Но главное, чем она завоевала сердца игроков — это придуманный и нарисованный BioWare мир, причудливая смесь идей, образов и архетипов научной фантастики и космической оперы. В визуальном плане все подчинено одному принципу: узнаваемости. Игрок с самого начала должен чувствовать себя в этом мире как дома. Для этого художники тщательно потрудились и над мирами, и над архитектурой, и над техникой, и над расами, населяющими галактику.
О том, почему инопланетяне в игре выглядят так, а не иначе, что хотели передать художники и откуда они черпали вдохновение, мы сейчас и расскажем.
Друзья
Азари
Придумывая внешность расы азари, художники выполняли задачу: сделать инопланетянина, который бы вполне подходил в качестве объекта для романа. Именно поэтому азари сделали, во-первых, женщинами, а во-вторых, человекообразными.
Источник вдохновения тут далеко искать не нужно: конечно же, это многочисленные обитатели космоопер, для которых главное — простота наложения грима (например, минбари из «Вавилона-5»). Поэтому азари отличаются лишь цветом кожи, напоминающим веснушки рисунками на ней и наростами на голове, заменяющими волосы.
Турианцы
Турианцы были задуманы как раса милитаристов, обладающая мощнейшим в галактике флотом и подарившая первой части Mass Effect главного злодея. Чтобы подчеркнуть воинственность, лица турианцев сделали угрожающими и покрытыми не кожей, а роговыми щитками — это, вдобавок, сделало их похожими на человеческие черепа. В названии «turian» легко угадывается «центурион» — военная должность в древнем Риме.
Саларианцы
Саларианцы — раса ученых и разведчиков. Они умны, хитры и обладают быстрым метаболизмом, отчего рано умирают. Их «интеллигентность» разработчики передали с помощью высокого роста, тонкого телосложения и крупных глаз, отдаленно напоминающих классические глаза большеголовых пришельцев из НЛО.
Само слово «salarian» напоминает о саламандрах. Саларианцев и сделали похожими на саламандр — с этими земноводными их роднит многое: шишки на голове, чешуя и большие глаза с кожистыми веками.
Кварианцы
Кварианцы задумывались как таинственные «звездные странники», кочующие по всей галактике. Недружелюбие, с которым встречают их путешествующий флот жители систем, роднит кварианцев с цыганами. Сходства добавляют и своеобразные кварианские «платки».
О внешности кварианцев судить невозможно, так как игрокам не показывают даже их лица — за масками, которые защищают кварианцев от инфекций, виден только кончик носа и светящиеся глаза.
Однако, даже несмотря на изолирующие костюмы-скафандры, можно сделать вывод о необычном строении ног кварианцев. Это, и фиолетовые забрала щитов, делают кварианцев похожими, как ни странно, на дренеев из World of Warcraft. Но сходство, скорее всего, случайно.
Кроганы
Кроганы — раса мощных воинов, варваров, с трудом контролирующих агрессию. Эти черты характера художники передали с помощью мощного силуэта, подчеркнуто «животных» конечностей и безшейной головы, напоминающей голову рыбы-пираньи.
Дреллы
Дреллы появились только во второй части игры — и всего в двух экземплярах. Оба — наемные убийцы, загадочные земноводные обладатели огромных черных глаз. Во вселенной Mass Effect они играют роль утонченных эльфов, а их прообразом выступил водяной из вселенной комиксов Hellboy.
Нейтралы
Волусы
Изначально волусы не задумывались как комические персонажи. Но, когда из-под перьев художников вышли эти маленькие существа, сидящие внутри круглых костюмов высокого давления, забавные сценки с участием волусов родились сами собой.
Элкоры
Насчет внешности элкоров в компании было много споров. Поначалу их хотели сделать обычными крупными гуманоидами, но потом гуманоидность решено было уменьшить, и элкорам выдали «гориллий» силуэт. Из-за своей медлительности и медленной речи элкоры так и не получили в игре хоть сколь-нибудь важных ролей — лишь небольшие диалоги и шутки по поводу того, как они говорят.
Ханары
А у этих героев второго плана прообраз обнаружить очень легко — португальские кораблики, ядовитые колонии гидроидных, похожие на медуз. Роль ханаров тоже сводится к диалогам, но их телепатическая речь, по крайней мере, звучит нормально, так что сценаристам удобнее использовать в квестах ханаров, чем тоскливых элкоров.
Батарианцы
Батарианцы — недружелюбные пришельцы, бандиты и, вообще, сомнительные типы. Они — гуманоиды, но их лица сильно напоминают морды летучих мышей («bat» — «batarian»), а в качестве источника вдохновения смутно угадывается пара бандитов из четвертого эпизода «Звездных войн», из знаменитой сцены в кантине («Ты ему не нравишься, и мне ты тоже не нравишься»).
Ворча
Ворча — неприятного вида дикари, они же — вредители, которые заводятся в темных уголках космических станций. Они играют роль крысолюдей или псоглавцев — типичных врагов, на которых герой оттачивает свои умения, и которых никому не жаль. Название «ворча», скорее всего, взято из сериала Star Trek, где «Vor’cha» — класс звездных крейсеров клингонов.
Протеане
У протеан — давно вымерших предтеч — внешность противоречивая. Поначалу их тела выглядели как «космические жокеи» из вселенной «Чужих», а головы были небольшими, круглыми и с щупальцами на месте рта (иллитиды из «Забытых королевств»).
В третьей части игры протеане стали больше походить на коллекционеров, своих далеких потомков, и еще, как ни странно, на саларианцев.
Хранители
Таинственные и молчаливые хранители звездной станции «Цитадель», несомненно, скопированы с богомолов — только конечности у них покороче. Чтобы подчеркнуть, что хранители — не насекомые, а разумные существа, разработчики надели на них красные манишки и повесили каждому за спину ранец с антенной.
И враги
Жнецы
Самые грозные враги в игре — исполинские разумные корабли. Не нужно долго разглядывать их, чтобы сообразить, на кого они похожи — конечно же, на огромных жуков. В качестве прообраза можно назвать, например, пахучего стафилина (Ocypus olens) — черного длинного жука, который примерно так и выглядит в оборонительной позе.
Что до своеобразных «ног-щупалец» в передней части корабля-жнеца, то это может быть отсылкой к мифам Говарда Лафкрафта, где часто упоминается неизбывный ужас, таящийся на окраинах вселенной.
Коллекционеры
Коллекционеры — жуткая насекомообразная раса, похищающая людей с очень недобрыми целями. В их внешности передаются общие черты с их хозяевами — жнецами. Несмотря на то, что большинство коллекционеров — гуманоиды, обилие глаз и хитиновое покрытие роднит их с паукообразными, а крылья — с летающими насекомыми.
Формой голов коллекционеры похожи на своих далеких предков — протеан.
Хаски
Хаски всех разновидностей — классические технологические зомби, или, если можно так выразиться «электрозомби». Их повадки в точности повторяют повадки типичных зомби из фильмов — разве только хаски не кричат «мозги», а их особо продвинутые разновидности умеют пользоваться оружием.
Внешне разумные роботы-геты сильно напоминают дроидов из первых эпизодов «Звездных войн». Однако, есть в их внешности и многое другое. Больше всего они похожи на своих создателей, кварианцев — в том числе и намеренной «безликостью». Все выражения «лица» гетха передают движения его щитков вокруг фонаря. Изогнутые сверху вниз головы гетов и характерная форма кабин их десантных кораблей напоминают о муравьях — намек на их «стайный» интеллект.
Рахни
Грозная раса насекомых с рабочими и матками — общее место в научной фантастике. Ими пугал нас Роберт Хайнлайн и режиссер Пол Верховен. О них размышлял Орсон Скотт Кард. Само название «rachni» — происходит от названия класса членистоногих «паукообразные» (по-латински «arachnida»).
Молотильщики
Молотильщики — еще одна раса, на предмет происхождения которой не нужно долго гадать. Конечно же, это видоизмененные черви из «Дюны» Фрэнка Герберта. Вызывают их так же — устраивая вибрации в земле.
Как видите, почти у каждой расы в игре Mass Effect есть прототип или даже несколько прототипов в реальности или в научной фантастике. В этом и заключается секрет успеха игры — в том, что ее вселенная выглядит смутной знакомой для всех, и каждый с самого начала почувствует в ней себя как дома.
Источник
Расы во вселенной игры Mass Effect
I. Расы,входящие в состав Цитадели :
Цитадель является домом руководящего органа галактики «Млечный Путь». Из десятков мудрых рас по всей галактике, подавляющее большинство признает полномочия Цитадели и его правящего совета. Обязанности Совета включают регулирование торговли и сохранение мира между различными расами галактики. Все расы сохраняют свою форму суверенного руководства и Совет Цитадели, как правило, не вмешивается в их дела,если вопросы не касаются галактики в целом.
Члены совета Цитадели:
Совет Цитадели состоит из трех самых влиятельных рас в галактике. Азари и Салариане были членами-учредителями Совета, и Турианцы — последняя раса, занявшая место в Совете. В зависимости от выбора игрока в конце игры,Люди могут занять место в Совете.
Азари:
Из всех рас космического пространства Цитадели, азари являются наиболее распространённой, могучей и уважаемой, в основном, благодаря тому что они первыми стали межзвёздной расой после протеан. Также, именно азари впервые обнаружили Цитадель и основали Совет Цитадели. Несмотря на это, азари всегда открыто относятся к службе другим, а в их культуре нет никакого отрицательного клейма для искусств, даже сексуальных. Это зачастую создавало непристойные слухи о «свободном поведении» азари, которые сами азари считают необоснованными.
Азари имеют наимощнейшую экономику в галактике; их культура, товары и развлечения доминируют галактикой. Ими управляет гибкая демократия известная как Республики азари. Азари являются политическими центристами, предпочитая стабильность улучшающую их культурное и экономическое развитие. Политически, они практикуют тип прямой демократии, которую можно описать как «электронную демократию», граждане которой участвуют в общем согласовании посредством огромной электронной сети. Но у них также есть и матриархальный совет, который принимает решения по желаниям народа. Средняя продолжительность жизни азари — 1000 лет; азари за свою жизнь проходят три стадии: дева (до 350 лет) — энергичная фаза жизни, во время которой азари взрослеет и устанавливает будущий курс своей жизни; матрона (350—700 лет) — азари замедляется и устанавливает основание своей семьи и позицию в обществе; и матриарх (от 700 лет) — азари активно участвует в культурных и политических событиях общества и наставляет следующее поколение.
Салариане:
В межзвёздном обществе, салариане создали многочисленные технологические продвижения, которые теперь являются повсеместными. Высокий разум салариан хвалится повсюду. Многие расы считают салариан гиперактивными; салариане же, наоборот, считают представителей других рас медленными и туповатыми.
Политически, салариане довольно либеральны, противопоставляя их консервативным турианам и центристичным асари в Совете. Саларианским Союзом, в основном, управляет группа династий, главами которых являются женщины-старейшины. Из трёх постоянных членов Совета, салариане имеют наименьшую экономику, но даже их экономика многократно превосходит экономику Системного Альянса. Именно салариане были ответственны за «культурное возвышение» кроганов для борьбы с вторгающимися рахни. Также, салариане позже создали генофаг, биологическое оружие которые подавило Кроганские восстания. В военной области, салариане сильно уступают турианам в бою и, поэтому, предпочитают использовать саботёров, разведчиков, контрразведчиков и командос против врага.
Туриане:
Туриане происходят от хищных птиц. Большинство из них имеют разрисованные лица; дизайн и цвет рисунка обозначает место рождения турианина, его клановую принадлежность. Эта традиция впервые появилась во время Объединительной войны, в которой различные турианские колонии боролись друг с другом за территорию и влияние в Иерархии. Но долгие годы междоусобных битв оставили кланы слишком слабыми чтобы противиться объединительному влиянию самой Иерархии. Поняв что им не победить, колонии добровольно вошли в Иерархию, но лицевые обозначения остались. Некоторые туриане не имеют таких обозначений; во время войны, ими были лоялисты Иерархии, которых зачастую обзывали «чистолицыми». Хотя туриане без рисунков на лице уже не являются париями, ругательство осталось и теперь означает что некоторые туриане являются «политиками» или «ненадёжными»; на родном языке туриан, эти слова являются синонимами.
Туриане имеют репутацию опытных и бравых войнов; в то же время, они не являются кровожадными. В бою, туриане довольно легко адаптируются к любой ситуации, но всё же поддерживают строгую дисциплину. Турианские отряды никогда не разбиваются, несмотря на превосходство противника; они могут отступить при надобности, но будут это делать организованно, оставляя заслоны и засады по пути. Непоколебимый кодекс чести и строгая дисциплина являются неотъемлемыми составляющими любого турианского офицера и солдата. В этот кодекс входит гуманное отношение к военнопленным и захваченным врагам. Турианский отряд никогда не оставит одного из своих в беде (разве что по приказу), невзирая на цену возврата и спасения. Понятие чести пронизывает почти все слои общества и культуры туриан. Каждый турианин сосредоточен на поддержание государства; также, почти все туриане являются правительственными работниками. Воинская повинность является законом для всех туриан, а также для членов других рас желающих стать полноправными турианскими гражданами. Хотя в каждом обществе есть преступный элемент, преступники-туриане (которых довольно мало) всегда поддерживают уровень своей совести. Например, хотя преступник-турианин будет убегать от властей, при поимке, он или она почти всегда сознается и примет наказание с честью (в турианской юриспруденции, наказания довольно строгие). Несмотря на такую сосредоточенность на законе и порядке, многие удивлены что понятия личной свободы являются неотъемлемой частью общества туриан. Турианские законы позволяют свободу слова, вероисповедания и, в общем, всего возможного что не нарушает целостность государства. Существуют даже туриане принявшие веру асари или людей; например, конфуцианство и дзэн-буддизм привлекают всё больше туриан.
Турианская Иерархия является правительством этой расы и является набором военных лидеров и самодержцев. Они также имеют крупнейший флот из всех известных рас, хоть и не мощнейший. Их технологии, дипломатия и экономика всё же уступают асари. Поэтому, они зачастую выступают на передовой в любом сражении. Большинство миротворческих сил Совета состоит, в основном, из туриан, включая Специальный Корпус Тактики и Разведки (Спектр) и Службу Безопасности Цитадели (полиция Цитадели; C-Sec). Хотя они и являются самодержцами, турианские иерархи редко пересекают грань к тирании и деспотизму, так как понятие «всё для народа» в туриан вбивают ещё в детстве. Политически, туриане довольно консервативны, постоянно следя за традицией, долгом, верности, чести и сохранении статус-кво. Но это не мешает им поддерживать неплохие отношения с другими расами, за некоторыми исключениями. После Кроганских восстаний, и туриане и кроганы до сих пор смотрят друг на друга косо. То же самое касается и людей, после Войны Первого контакта. Но туриане всё же имеют величайшее уважение к военным тактиками и умению людей, продемонстрированными во время освобождения колонии Сяньси. Конечно же, прогрессирующий рост человеческих колоний, а также их экономика и влияние в Совете досаждают некоторым известным турианам, но между двумя расами всё же стоит уважение, более того — туриане и люди официально являются стратегическими партнёрами в военной сфере.
Не являющиеся членами совета:
Эти расы представлены в Цитадели посольствами и подчиняются власти Совета в принятии решений. Наряду с расами Совета, члены сотрудничают экономически и свободно обмениваются своими разнообразными культурами.
Элкоры:
Ханары:
У ханаров два имени, говорить «я» или своё «духовное» имя среди посторонних считается неприличным. Вместо этого, ханары используют либо слово «этот» либо специальное публичное имя. Финансовая связь с галактической экономикой довольно ограничена, а территория ханаров имеет довольно мало зданий и приспособлений предназначенных для двуногих. Так как ханары являются океанской беспозвоночной формой жизни, они не в состоянии поддерживать свою физическую форму в условиях стандартного притяжения, используя для этого левитационную технологию основанную на масс-эффекте.
Люди:
Большинство других рас считают людей умными, агрессивными и очень приспосабливаемыми. Их быстрый рост населения и военной мощи, приводят к мнению, что новоприбывшую расу вскоре пригласят стать полными членами Совета, что является беспрецедентным. Опасаясь ужасающе быстрого развития человечества, Совет ограничил флот Альянса Фариксенским Договором, взамен на посольство на Цитадели. Так как количество крупных кораблей (дредноутов) Альянса не может превысить 1/5 дредноутов туриан, люди сосредотачивают свою судостроительную промышленность на малых судах, фрегатах и крейсерах. Следует упомянуть что, до Войны Первого контакта, никакой из рас галактики, кроме человечества, не приходило в голову иметь класс кораблей специально предназначенных для транспортировки на поле боя полчища истребителей — космоносцев. Хотя другие расы начали своё производство космоносцев, у людей их всё же больше.
В игре, коммандер Шепард комментирует о разнице между сроками жизни людей и асари, утверждая что человеку «повезёт если доживёт до 150», что возможно указывает на то что люди смогли удлинить свои жизни на несколько десятилетий.
Хранители:
На самом деле Хранители были созданы (или порабощены) расой геноцидных машин известных как Пожинатели. Хранители запрограммированы, приняв сигнал от Пожинателя-наблюдателя, активизировать Цитадель в режиме масс-реле, позволяя остальным Пожинателям захватить галактику. Но последние представители расы протеан смогли найти способ блокировать сигнал наблюдателя, делая их основную функцию бесполезной.
Волусы:
II. Расы,не входящие в состав Цитадели :
Эти расы не находятся под управлением Цитадели. Они либо не признают власти Цитадели, были отклонены или удалены из нее в качестве членов Советом , или просто живут за пределами пространства Цитадель.
Органические расы:
Эти органические расы не являются членами правительства Цитадели. Kроганы и квариане были исключены из рас участников за свои преступления, Батарианцы покинули Цитадель в знак протеста после того, как Совет не подтвердил их исключительное право на территорию, которую люди начали колонизировать, и коллекционеры, считающиеся мифической расой.
Батарианцы:
Кроганы:
Четыре тысячи лет назад, в начале ядерного века кроганов, начались битвы за небольшие клочки обитаемой земли на Тучанке, что быстро привело к глобальной ядерной войне. В результате, Тучанка стала радиоактивной пустыней во время ядерной зимы. Кроганы стали примитивными воинственными кланами. Через две тысячи лет салариане «культурно подняли» кроганов, предоставляя им продвинутые технологии и перевозя население Тучанки на новый (не радиоактивный) мир. Это было сделано чтобы использовать кроганов в роли солдат для борьбы с рахни, которые на тот момент выигрывали войну против рас Цитадели. Уже через два поколения кроганы расплодились так что смогли не только победить рахни, но и вторгнуться в их родной мир и совершить геноцид этой расы.
Но план салариан потерпел крах, когда население кроганов, некотролируемое хищниками и окружением Тучанки, претерпело демографический взрыв. Чтобы бороться с этим кризисом перенаселения, кроганы начали захватывать другие планеты, не всегда необитаемые. Эти так называемые Кроганские Восстания продолжались почти три века, и несмотря на огромные жертвы, рождаемость кроганов давала им шанс победить. Совет попросил помощи у недавно открытой Турианской Иерархии. Туриане, после не очень удачных битв, напустили на кроганов, изобретённый саларианцами генофаг, который вызвал почти полную гибель новорождённых. Видя, что их главный козырь был потерян, кроганы сдались турианам.
Из-за генофага лишь 1 из 1000 кроганов-детей выживают при рождении. Поэтому кроганов можно считать вымирающим видом. Это привело к тому, что многие кроганы стали эгоистами.
Горбы на спинах кроганов имеют ту же функцию что и горбы верблюдов — хранение жидкостей и питательных веществ, чтобы дать крогану возможность находится длительные периоды без воды или еды. Большой горб, помимо своей прямой функции, является знаком почёта, поскольку демонстрирует успешность крогана в охоте. Кожный покров у кроганов очень толст, что делает их малоуязвимыми не только к физическим повреждениям, но и радиоактивному излучению, ядам и очень высоким или низким температурам. Кроганы-биотики редки, но очень сильны.
Самыми уважаемыми индивидами расы кроганов считались кроганы достигшие ранга Боевой Мастер. Эти редкие индивиды являются совершенными солдатами. Те из них, кто имеют биотические способности, умеют ими пользоваться с убийственной эффективностью. Но после Кроганских Восстаний бойцов этого ранга насчитывается очень мало, и многие из них ушли работать наёмниками.
Квариане:
Политически, квариане разделены на две ветви правительства: Анклав, гражданский орган представляющий большинство народа на различных кораблях Мигрирующего флота, и Адмиралтейство, состоящее из пяти самых старших по званию офицеров флота. Анклав подразделён на советы на каждом корабле, которые преподносят желания экипажей своим капитанам. Но за капитанами стоит последнее слово на все решения принимаемые на корабле и юриспруденции. Капитаны которые слишком часто пренебрегают мнением своих советов получают приказ от Адмиралтейства самим разрешить эти споры либо сдать полномочия. Адмиралтейство довольно сильно влияет на все решения принимаемые во флоте, имеет прямое командование всеми боевыми кораблями, а также имеет право на вето, отменяя любое решение Анклава. Но, по законам флота, если Адмиралтейство воспользуется этим правом, то все пять адмиралов обязаны его поддержать и немедленно покинуть Адмиралтейство. Это делается чтобы никакой адмирал не стал слишком сильным. Если же какой-либо член Адмиралтейства откажется сдать полномочия, то он или она подлежит немедленому аресту.
Все расы Цитадели смотрят на квариан свысока, в основном из-за событий происшедших за триста лет до игры. Ведь именно квариане и создали гетов и не смогли подавить их восстание. С тех пор остатки этой некогда могучей расы скитаются по галактике на своём флоте из едва работающих кораблей. Прибыв в какую-либо обитаемую систему, Мигрирующий Флот потребляет немало её ресурсов, а местному населению не нравится «мусорный» вид флота и то что квариане являются дешёвой рабочей силой. Чтобы избежать этого, многие лидеры колоний или систем «от доброго сердца» дарят Мигрирующему флоту всё что им не нужно как подкуп, чтобы флот улетел подальше. Несмотря на то что эти дары не мотивированы благотворительностью, квариане всё же благодарны за них и никогда не злоупотребляют этим. Но электронный, инженерный и кибернетический опыт квариан делает их идеальными работниками для крупных корпораций и рудодобывающих фирм. Когда дело доходит до технологии и геологии, в галактике равным квариан нет.
Коллекционеры:
Синтетические расы:
Они являются синтетическими или машинными расами, которые достигли чувствительности; обе расы относятся антагонистически к органике. Геты являются сравнительно молодой расой живых машин, которые восстали против своих создателей, кварианцев, и Пожинатели — древняя раса, которая очевидно управляла развитием бесчисленных космических цивилизаций и впоследствии уничтожала их.
Геты:
Пожинатели:
Пожинатели обладают способностью воздействия на психику органических существ, индоктринацией (англ. indoctrinate), которая позволяет им порабощать разум органических существ, превращая их в рабов или зомби, посредством неизвестной науке энергии, излучаемой с корабля. Властелин захватил разум турианца Сарена и коварно использовал для обеспечения возвращения других Пожинателей. Сам же Сарен не считал себя контролируемым кем-то, а по собственной воле помогавшем Пожинателям, считая что только расы, преклонившие колени перед Пожинателями избегут уничтожения. Капитан Шепард, однако, считал, что это неправда, и что единственной целью Пожинателей является полный геноцид органической жизни.
Цели геноцида Пожинателей, их мотивы, происхождение и точное расположение в темном пространстве игра не раскрывает. Властелин высказал мнение, что органические расы просто не в состоянии понять мотивы Пожинателей. Протеанская система виртуального интеллекта независимо предполагает то же самое.
III. Вымершие расы :
Эти разновидности вымерли или были объявлены как таковыми перед событиями в Mass Effect.Протеане и Zeioph пропали тысячи лет назад, в то время как рахни систематически истреблялись из-за угрозы, которую они представляли. Бесчисленные другие вымершие расы когда-то существовали, но пока еще не были идентифицированы.
Протеане:
Протеане были уничтожены около 50 000 лет назад. Несмотря на их продвинутые технологии, протеанцев систематически истребила раса разумных машин, которых протеане прозвали Пожинателями. Хотя их раса была уничтожена, геноцид пережила небольшая группа протеан, которые, понимая что их расу не возродить, решили сделать всё возможное чтобы предотвратить возвращение Пожинателей в галактику и спасти будущие расы. Именно они оставляют серии улик и предупреждений, предвещающих грядущий возврат машин-убийц. Игрок узнаёт что планета Ил осталась нетронутой Пожинателями, и именно на ней осталось в живых несколько представителей расы протеан, которые создали Канал, уменьшенную копию масс-реле между Илом и Цитаделью. Попав на Цитадель, они смогли отключить сигнал который превращает Цитадель в масс-реле для Пожинателей.
Ни в игре ни в книге сами протеане не описываются. Но их статуи отображают гуманоидную фигуру с головой похожей на кальмара, щупальца которого свисают подобно бороде. Коммандер Шепард, благодаря случайному попаданию в поле действия протеанского маяка, также получает хаотичные видения. В этих видениях, можно заметить существ похожих на статуи. На Элетании Шепард может обнаружить руины протеанского архива, содержащие записи о наблюдениях протеан за людьми кроманьонского периода (архив активируется протеанским ключом, подаренным Шаирой).В этом архиве записаны впечатления кроманьонца, видевшего протеанский космический корабль.
Рахни:
Королева-матка рахни, рождённая из яйца, утверждает, что злоба рахни в войне была не от природы, а вследствие какого то внешнего фактора, по ее описанию напоминающего влияние корабля-Пожинателя «Властелина». Королева обещает, что если игрок её отпустит, то она станет выращивать новый мирный вид рахни, уважающий все формы жизни. Дальнейший выбор стоит за игроком.
Источник