Меню

Вселенная определение для детей 4 класс

Вселенная
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (4 класс) по теме

  • познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, — астрономией;
  • формировать представление о Солнце и планетах Солнечной системы;
  • развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

I. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

— Сегодня я предлагаю Вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала мы должны с Вами выяснить, кто такие астрономы и что такое астрономия. Я готова выслушать Ваши предположения …

— Итак, слово астрономия происходит от двух греческих слов:

АСТРОНОМИЯ: «астрон» — звезда и «номос» — закон.

А вот толкование этого слова в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова:

АСТРОНОМИЯ – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

— Кто такие астрономы?

АСТРОНОМЫ – люди, изучающие звезды.

2. Знакомство учащихся с историей.

— мы с Вами выяснили, что такое астрономия и кого называют астрономами.

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории своего существования. Записи астрономических наблюдений указывают на то, что это примерно 5000 лет назад. Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях. Около 2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.

Позднее на помощь астрономам приходят приборы. Вот так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

— С точки зрения астрономов мир – это Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный мир.

Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я – это все Вселенная.

Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 15 млрд. лет назад. При этом образовался плотный горячий шар, который начал стремительно расширяться, превращаясь во Вселенную. Многие астрономы считают, что расширение продолжается и в наши дни.

— Следующая страница нашего урока, поможет нам познакомиться со звездой, к которой мы давно привыкли.

Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается,
Людям улыбается.
/Солнце и небо/

— Что Вы можете сказать о Солнце.

— Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте- Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны.

А как же произошло рождение Солнечной системы?

Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5 млрд. лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными. Частицы газа и пыли в этих областях стали сближаться под действием сил взаимного притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся, уменьшался в объеме и разогревался. Постепенно он начал светиться, превращаясь в зародыш Солнца, на что потребовалось около 100 тыс. лет. «Зародыш» все быстрее вращался, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогреваться. Наконец «зародыш» разогрелся для возникновения ядерных реакции; началось выделение огромного количества энергии, и засияла новая звезда. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки. Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие стали астероидами.

— Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья учебника на стр.6. Работать предстоит в парах.

— Для того чтобы закрепить знания о Солнце, мы впишем в текст недостающие данные.

Тексты раздаются на парты:

Читайте также:  Модель стационарной вселенной эйнштейна кратко

Солнце – ближайшая к Земле …… Это огромное …… космическое тело. Солнце имеет форму …… Диаметр Солнца в ……раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в …… раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца —…… километров. Температура на поверхности Солнца — …… градусов, а в его центре — …… градусов.

Проверка текстов. Предложения зачитываются по очереди.

5. Планеты Солнечной системы.

— Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 9 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу — Меркурий, Венера, Земля, Марс — называются внутренними. Они имеют твердую поверхность. Остальные 5 планет называются внешними. Это 4 газовых гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также маленькая твердая планета из камня и льда – Плутон.

Рассмотрим планеты Солнечной системы.

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Свое название планета получила в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Поскольку Меркурий близок к Солнцу, то он сильно нагревается, до +480°С. Атмосфера настолько разрежена, что её практически нет. Самая маленькая планета. Диаметр всего 4878 км.

Венера — вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, яркая звезда, её ещё называют «вечерней» \ «утренней»\ звездой. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Здесь невыносимая жара: до +480°С.

Земля — из космоса наша планета кажется голубой. Такой цвет придают окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полутора миллиона видов растений и животных. В результате движения пород под земной корой дно океанов раздвигается, а континенты перемещаются по планете. Земля образовалась примерно 4,6 млрд. лет назад и имеет естественный спутник.

— Кто уже догадался, как он называется?

Луна — ближайшая соседка в космическом пространстве. Ее можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело \ по диаметру в 4 раза меньше Земли \ не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.

Марс — четвертая от Солнца планета, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос в честь сыновей бога войны, в переводе означает Страх и Ужас. Температура опускается до -110°С.

Юпитер — следующая от Солнца планета. Самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Вмещает более 1300 тел размером с Землю. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют ложные ураганы. Температура на планете — 150°С.

Сатурн — вторая по величине планета. Названа в честь римского бога земледелия. Окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Температура — 170°С. У планеты 18 спутников.

Уран — в 4 раза больше Земли по диаметру. Состоит из маленького каменного ядра и замерших газов: водорода, гелия и метана.

Нептун — носит имя римского бога морей. Планета мерцает голубоватым светом \ это цвет метана \, напоминающим блеск воды. Иногда в атмосфере Нептуна появляются темные пятна – это сильнейшие вихри, бушующие в ней. Температура на поверхности -200°С.

Плутон — так далек от Солнца, что на его поверхности царит невероятный холод до минус 230°С. Это самая маленькая планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога повелителя царства мертвых.

Вот мы и познакомились с планетами Солнечной системы.

IV. Закрепление изученного материала.

Тест «Планеты Солнечной системы»

1. Планеты Солнечной системы изучают:

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их:

а) самая большая планета;
б) самая маленькая планета;
в) планета, равная по величине планете Земля.

4. Есть ли у Земли естественные спутники?

Читайте также:  Моя вселенная это дочь

5. Какая планета носит имя богини красоты?

6. Звезда, вокруг которой вращается Земля:

7. В какой последовательности относительно Солнца расположены планеты?

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

  • Над чем вас заставил задуматься урок?
  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?
  • Пригодятся ли знания этого урока в жизни?

Скачать:

Вложение Размер
prezentaciya_k_uroku_vselennaya.pptx 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация к уроку окружающего мира Тема: Вселенная Подготовила: Шаркова Елена Владимировна Учитель начальных классов ГБОУ ЦО №1048 г.Москва

Сатурн 10 . У какой из планет есть кольца?

30. На какой планете, как и на Земле, есть смена времен года? На Марсе

20. В каком созвездии находится Полярная звезда? В Созвездии Малая медведица

30. Сколько созвездий насчитывается в настоящее время? 88

10. Почему систему называют Солнечной? Планеты вращаются вокруг Солнца

20. Сколько планет в Солнечной системе? Девять планет. Однако, по последним данным ученых, Плутон не является планетой

30. Какие небесные тела образуют Солнечную систему? Солнце, планеты и их спутники, кометы, метеорные тела, космическая пыль

20. Кто изобрел телескоп? Галилео Галилей

40. Изобретатель первых советских космических кораблей Сергей Павлович Королев

40. Назовите главный космодром, с которого стартуют космические корабли Байконур

20. Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин

40. Кто первым вышел в открытый космос? Алексей Архипович Леонов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель начальных классов г.Жуковского МОУ Гимназии №1 Борисова В.В. Первый урок-путешествие в.

Наиболее интересные факты о роджении и развитии вселенной представлены в красочной презентации.

Данная презентация знакомит учащихся с наукой астрономией, с возникновением Вселенной, с планетами Солнечной системы.

Презентация к уроку окружающего мира в первом классе по системе Л. В. Занкова Рассказывает о небесных телах солнечной системы.

Мультимедийный урок. 4-й класс, УМК «Школа России»Знакомство учащихся со строением Вселенной, Солнечной системы.1 урок: Мир глазами астронома.2 уроу: Планеты Солнечной системы.

Проект «Мир вселенной» предназначен для учащихся начального звена. Суть данного проекта — стимулировать интерес учащихся к поставленной проблеме и через проектную деятельность решить.

Источник

Сообщение о Вселенной, 4 класс

Рассказ на тему «Вселенная» для младших школьников

Вселенная — это весь окружающий нас мир. Все безбрежные просторы космического пространства со звёздами, планетами, галактиками — всё это Вселенная. Она включает в себя и Землю, и всё, что на ней существует, и бесконечно далёкие от нас звёздные миры.

Астрономы XX в. пришли к выводу, что Вселенная возникла после Большого взрыва, а не существовала всегда, как полагали ранее. Учёные высчитали, что этот взрыв произошёл 20 млрд лет назад. Что было до него — неизвестно, но не было ни пространства, ни времени, отсчёт времени начался только с возникновением Галактики. В результате этого взрыва образовались газы — водород и гелий, из которых в основном и состоит Вселенная. Выброшенное в момент взрыва вещество постепенно остывало, и через несколько миллионов лет из него стали возникать галактики. С самого момента Большого взрыва Вселенная расширяется. Галактики постепенно отдаляются друг от друга. Вселенная напоминает разорвавшуюся бомбу, осколки которой разлетаются во все стороны.

Но надо сказать, что не все учёные признают теорию Большого взрыва. Может быть, когда-нибудь астрономы выяснят, как всё было на самом деле. Изучением строения и истории развития Вселенной занимается наука космология.

Поскольку взглянуть на Вселенную со стороны невозможно, точно определить её форму тоже невозможно. Мнения учёных и тут разделились. Одни считают, что она шарообразная, подобно звёздам, планетам. Другие придерживаются мнения, что Вселенная плоская.

Ещё некоторое время назад астрономы думали, что Галактика — это и есть Вселенная. Но с появлением мощнейших телескопов стало ясно, что это не так. Были обнаружены и другие галактики. Это дало повод некоторым учёным предположить, что существуют и иные вселенные. Но заглянуть за границы Вселенной человечеству вряд ли скоро удастся.

Вселенная глазами предков

Даже в наши дни астрономы не в силах ответить на все вопросы о строении Вселенной. Что уж говорить о людях, которые жили за тысячи лет до нас. В те стародавние времена складывалось первое представление об окружающем нас мире, и то, что было непонятно, неизведанно, получало сказочное, мифическое объяснение. Солнце, Луна, планеты — это могущественные силы, о которых рассказывается в мифах всех народов мира.

Где бы ни жили древние люди, все они полагали, что Земля округлая и плоская, лежит на спине огромного животного, которое плавает в океане. В древних русских преданиях говорится о том, что Земля покоится на трёх китах. В Индии считали, что Землю держат слоны, которые, в свою очередь, стоят на огромной черепахе. Если где-то происходило стихийное бедствие, это объясняли неосторожным движением животного.

Считалось, что люди живут в самом центре земного диска. Когда кто-то отправлялся в далёкое путешествие, говорили, что он идёт на «край Земли», то есть туда, где земля смыкается с небом. Наши предки считали, что небесный свод накрывает Землю сверху, как перевёрнутая чашка. В этом небесном куполе есть ворота: в одни Солнце входит, в другие — выходит.

Древние египтяне считали, что Земля вытянута с севера на юг, а небо — это крыша, в которой много светильников — звёзд. В Вавилоне полагали, что Земля — это гора, которая поднимается из океана. Греки были убеждены, что небесный свод держит титан Атлант, чтобы тот не падал на Землю. Несмотря на небольшие различия в представлениях об устройстве Вселенной, все народы сходились в едином мнении, что наш мир — это земная твердь, покрытая сверху твердью небесной. Впрочем, это заблуждение не мешало астрономам древности открывать планеты, наблюдать звёзды, выделять созвездия, предсказывать затмения — делать первые шаги к становлению науки астрономии.

Загадки Вселённой

Учёные много знают о строении Вселенной, законах движения небесных тел, рождении и гибели звёзд. Но есть тайны, перед которыми наука пока бессильна.

Одна из таких загадок — как образовалась Вселенная? Большинство учёных считают, что когда-то в пространстве произошёл взрыв. Они так и назвали свою теорию — теория Большого взрыва. После этого взрыва стали формироваться звёзды, планеты, другие космические тела. Но что именно взорвалось и почему это «что-то» взорвалось, никто не знает. Как, собственно, и нет ответа на вопрос о том, что было до Большого взрыва. Астрономы лишь строят догадки.

Немало споров идёт и вокруг чёрных дыр. Некоторые звёзды вдруг начинают очень быстро сжиматься, притягивая к себе всё вокруг. Сила притяжения у них неимоверно большая. Из этой области ничто не может вырваться, даже лучик света. Чёрные дыры поэтому совершенно ничего не излучают. Для нас эти участки космоса невидимы. Различать их научились недавно — это огромные пустоты, окружённые пылевыми облаками и сгустками космической материи, которые закручиваются вихрем. Известно, что дыры бывают разные по величине: те, что поменьше, — звёздные чёрные дыры, а те, что покрупнее, — галактические чёрные дыры. И хотя информации об этих загадочных явлениях учёные собрали немало, чёрные дыры остаются загадкой для астрономов.

Поведение некоторых небесных тел тоже ставит учёных в тупик. Например, знаменитые кольца Сатурна. Они движутся вопреки законам механики. Но тогда по каким законам? Пока неизвестно.

Есть загадки и поближе к нам. Много лет учёные ломают голову над тайной серебристых облаков. Эти яркие и в то же время прозрачные облака появляются по ночам на высоте примерно 100 км над Землёй. Они передвигаются с огромной скоростью и постоянно меняют свою яркость. Наблюдают это явление с 1885 г., но объяснить его происхождение до сих пор никто не может.

Источник

Adblock
detector