S.T.A.L.K.E.R. История вселенной
Все началось 26 апреля 1986 года с аварии на Чернобыльской АЭС. Из-за выбросов радиации из 30-километровой зоны были эвакуированы люди. Так называемая «зона отчуждения» так же была огорожена и находилось под охраной. Это и дало начало испытаниям ученных в этой зоне. Безлюдная территория больших размеров — идеальные условия, при том, что несколько энергоблоков ЧАЭС еще находились в эксплуатации. Так была создана сеть лабораторий, обозначаемых буквой “X” (Часть которых игрок посещает в какой-либо части игры S.T.A.L.K.E.R). В этих лабораториях ученые изучали теорию о ноосфере — информационной оболочке Земли. В ходе их испытаний был создан мощный пси-излучатель. Так же в лабораториях изобретали новые виды вооружения, работающие по принципу пушки Гаусса. Данное оружие представленно в серии игр S.T.A.L.K.E.R, а в Зове Припяти, в одной из лабораторий (куда мы идем за документами по «Изделию №62» (то есть готовому образцу Гаусс-пушки)), можно найти прототип этого оружия, только гораздо больших размеров.
12 апреля 2006 года произошел второй взрыв, который был гораздо больше и мощнее первого. Причиной тому стали вышедшие из-под контроля испытания ученных, в следствии чего физические законы, а также флора и фауна «зоны» полностью изменилась. Вскоре военные оцепили «зону». Все попытки спасти тех, кто остался внутри — провалились. В течении следующих нескольких лет в зону посылались экспедиции ученых, большинство которых бесследно пропадало. Редкие выжившие сообщали о странных явлениях, а так же о страшных мутировавших животных, которые обладали удивительными способностями.
Не смотря на то, что зона охранялась военными, вглубь «зоны» проникали люди, которые называли себя «сталкерами», людьми, рискующими собой ради аномальных образований («артефактов»), которые обладали различными свойствами, и продавали их за больше деньги.
Вскоре, «сталкерство» стало набирать все больший размах. Внутри зоны стали образовываться группировки из людей со схожими целями. Но так же в зону сталу уходить экспедиции ученых под охранной военных.
Но центральная часть Зоны была закрыта пси-излучателем, который был создан и ходе испытаний ученых. Члены «О-сознания» переоборудовали его в систему защиты центра Зоны, где до сих пор проводились исследования ноосферы. Все пути к центру охранялись военными, которые сдерживали толпы мутантов. Однако каждый сталкер мечтал попасть туда, ведь об этом месте ходило множество слухов, таких как «монолит» и «клондайк артефактов».
Однако, группе сталкеров под командованием Стрелка удалось проникнуть в центр зоны, к ЧАЭС. Тем самым они спровоцировали сверхвыброс, который открыл пути к центру зоны, в частности, к городку Лиманск, за которые начали борьбу такие группировки, как «Долг» (в основном — бывшие военные, которые всеми силами пытаются сдерживать Зону, и в конце концов — уничтожить ее) и «Свобода (сталкеры-анархисты, которые борются за свободное изучение зоны).
На краях Зоны так же происходят изменения. По причине ухода большей части сталкеров и сильных группировок, бандиты начинают захват новых территорий, таких как Свалка.
Члены «О-сознания» создают себе охрану путем зомбирования группировки «Монолит», фанатиков, которые поклоняются «монолиту» (аномальному образованию, которое, по легендам сталкеров, стало причиной второго взрыва и умело исполнять любые желания).
Не смотря на силы группировок и военных, никто так и не проник к центру Зоны, из-за мощных выбросов и хорошо вооруженных групп «Монолита».
Источник
Кто такой сталкер. Книга Стругацких, фильм Тарковского и игра S.T.A.L.K.E.R.
Сталкер — в фантастической повести братьев Стругацких человек, который проникает в заброшенную после визита инопланетян Зону и добывает там ценные внеземные предметы.
Ста́лкер — неологизм, то есть новое слово, выдуманное Стругацкими специально для книги «Пикник на обочине». Буквально сталкер означает «преследователь». Образовано от английского глагола to stalk — тихо преследовать, подкрадываться.
Благодаря повести, а затем фильму Андрея Тарковского «Сталкер» слово пошло в народ.
Сегодня сталкерами называют себя те, кто посещает заброшенные здания и промышленные объекты. Зоной с большой буквы именуют зону отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС, а проникающих туда людей также зовут сталкерами. В переносном смысле сталкер — проводник, который знает особенности местности и может уберечь от опасности.
Кто такой сталкер в отношениях
В другом значении сталкер — человек, преследующих объект своей страсти. Например, отвергнутый поклонник, который не дает прохода «бывшей», домогается ее. Или безумный фанат, который пытается любыми средствами добраться до знаменитости.
«Пикник на обочине». Откуда взялись сталкеры
Слово « сталкер » ввели в оборот советские братья-фантасты Аркадий и Борис Стругацкие в повести «Пикник на обочине» в 1972 году (полный текст здесь). Неологизм родился под впечатлением от романа Редьярда Киплинга «Сталки и компания».
Действие повести происходит в неназванной стране, в вымышленном городе Хармонт, рядом с которым находится загадочная Зона. Шесть аномальных Зон возникли на Земле в результате посещения инопланетянами. Зоны — заброшенные территории, где невозможно жить. Там происходят необъяснимые и опасные явления: например, существуют области повышенной гравитации — «комариные плеши» — способные убить человека.
«Пикник на обочине». Обложка одного из переизданий
В Зоне можно найти инопланетные артефакты — предметы неясного назначения и огрмной силы. Например, источники энергии, вечный двигатель или разрушительное оружие. За этой добычей — хабаром — в Зону нелегально пробираются сталкеры (« Так у нас в Хармонте называют отчаянных парней, которые на свой страх и риск проникают в Зону и тащат оттуда все, что им удается найти. Это настоящая новая профессия »).
Чтобы не погибнуть в ловушках, сталкерам нужны знания, опыт и интуиция, граничащая со сверхъестественным чутьем.
С Зоной ведь так: с хабаром вернулся — чудо, живой вернулся — удача, патрульная пуля мимо — везенье, а все остальное — судьба.
А.Н. и Б.Н. Стругацкие. «Пикник на обочине»
Главный герой произведения — сталкер Рэдрик Шухарт. Вся повесть — это ряд эпизодов из жизни Шухарта. Сталкер зарабатывает, добывая в Зоне «хабар» и продавая его. В начале повести Рэдрику 23 года, в конце — 31. У него появляются жена и дочь, страдающая странной болезнью (дети сталкеров почти никогда не рождаются здоровыми). Характер героя меняется от главы к главе, книга становится все более мрачной.
Кульминация повести — поход Шухарта к Золотому шару, вроде бы исполняющему любые желания. На пути к Шару расположена «мясорубка» — ловушка, которую можно пройти только если принести в жертву кого-то из спутников.
У повести открытый финал. Шухарт добирается до цели и не знает, чего же он хочет на самом деле. Лишь в последнем предложении он формулирует свое желание перед Золотым шаром.
— Какой же был ответ на это желание?
— Не знаю. Но предполагаю, что ничего хорошего с Рэдриком Шухартом там не произошло. Это было бы слишком просто, а я не верю в простоту мира, — ни реального, ни фантастического.
Я бы сказал, концовка «Пикника» — это признание бессилия сегодняшнего человека изменить что-нибудь существенное в окружающей действительности. Улучшить реальный мир так сложно, что даже существуй на свете Золотой Шар, он не смог бы нам помочь, ибо мы просто не сумели бы сформулировать свою просьбу.
При этом открытый финал «Пикника на обочине» по-своему оптимистичен: даже в жестоком и переломанном жизнью Рэдрике Шухарте, как выясняется, остались добро, человечность и надежда на счастье.
«Пикник на обочине» посвящен главным образом не инопланетным технологиям (по названию одного из артефактов их именуют «сучьими погремушками»). К концу повести читатель не узнает никаких подробностей о таинственных инопланетянах, не объясняется подлинное назначение артефактов, а загадка Зоны так и остается загадкой.
Главная тема произведения — моральный выбор и перерождение главного героя. Основная философская проблема — стремление к счастью и его недостижимость.
Фильм Тарковского «Сталкер»
В 1979 году вышел фильм «Сталкер» Андрея Тарковского — одна из главных и наиболее известных работ режиссера. На создание картины ушло несколько лет, ее пришлось трижды переснимать заново.
Сценарий написали братья Стругацкие, однако «Сталкер» напоминает «Пикник на обочине» лишь в общих чертах.
В кино хозяин — режиссер. И мы писали-переписывали сценарий до тех пор, пока Тарковский не сказал: «Стоп. Это то, что мне надо». В результате получился фильм, который к повести «Пикник» не имеет никакого отношения, но — превосходный в своем роде. Что и требовалось.
По сюжету, в запретную аномальную Зону, появившуюся после падения метеорита, пробираются три безымянных человека. Это материалист Профессор, циничный Писатель и проводник Сталкер. Сталкер ведет их к Комнате, исполняющей самые сокровенные желания.
Кадр из фильма «Сталкер» (1979)
Роли Профессора и Писателя исполнили любимые Тарковским актеры Николай Гринько и Анатолий Солоницын. А вот на главную роль режиссер пригласил Александра Кайдановского, с которым прежде не работал.
Александр Кайдановский в роли Сталкера
Под влиянием Тарковского фантастические элементы практически исчезли из сценария, «Сталкер» стал фильмом-притчей. По выражению кинокритика Марии Туровской, это «напряженное духовное странствие, путь трех людей к познанию себя».
Развязка отличается от финала «Пикника на обочине». Герои добираются до Комнаты, но по разным причинам ни один из них не решается исполнить свое сокровенное желание.
Сам Тарковский отмечал, что важнейшая тема картины — вера:
При всем том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живет в каждом человеке.
Андрей Тарковский о киноискусстве // «Мир и фильмы Андрея Тарковского», 1991
Андрей Тарковский на съемках фильма «Сталкер». Съемки проходили под Таллином
«Сталкер» — артхаусный фильм, образец так называемой элитарной культуры. В нем значим не сюжет, а философская идея, настроение, актерская игра, красота каждого кадра. По этой причине многим зрителям картина осталась непонятна.
В сети встретилась незамутненная формулировка сюжета фильма «Сталкер»: «Фильм про то, как по лесистой местности идут три мужика, двое идут почти спокойно, а третий постоянно чего-то боится» .
«Короче, Меченый… В благородство играть не буду». Компьютерные игры серии S.T.A.L.K.E.R.
В 2007 году вышла компьютерная игра « S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля » — шутер с ролевыми элементами. Действие происходит в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, где в результате нового катаклизма появились мутанты и аномалии. Несмотря на очевидные отсылки к «Пикнику на обочине» и «Сталкеру», братья Стругацкие и Андрей Тарковский не были упомянуты даже в титрах.
В 2008 году появилось продолжение — « S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо », а годом позже третья игра серии — « S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти ». В разработке находится продолжение игры — «S.T.A.L.K.E.R. 2» .
Скриншот из игры «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля». Скриншот: AG.ru
Интернет-мемом стала реплика торговца хабаром Сидоровича из «Тени Чернобыля». В начале игры он дает задание главному герою по кличке Меченый:
Короче, Меченый, я тебя спас и в благородство играть не буду: выполнишь для меня пару заданий — и мы в расчете. Заодно посмотрим, как быстро у тебя башка после амнезии прояснится. А по твоей теме постараюсь разузнать. Хрен его знает, на кой ляд тебе этот Стрелок сдался, но я в чужие дела не лезу, хочешь убить, значит есть за что…
«Короче, Меченый». Сцена из игры
Цитату хамоватого Сидоровича про благородство стали видоизменять и приспосабливать к другому контексту. Например:
«В благородство играть не буду». Мем по мотивам сцены с Сидоровичем
В игре «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» внешность протагониста, наемника по кличке Шрам, отсылает к образу Александра Кайдановского в «Сталкере».
Шрам из серии S.T.A.L.K.E.R. и актер Александр Кайдановский в фильме «Сталкер»
По мотивам игр выпущена серия фантастических книг.
Обложки книг серии «Сталкер». Фото: Ozon.ru
Источник
История серии «S.T.A.L.K.E.R.», от прародителей, до наследия
Слово «Сталкер» уже не первый год ассоциируется у нас с Чернобыльской зоной отчуждения, жадным торговцем Сидоровичем и мутантом кровососом. Выйдет ли «S.T.A.L.K.E.R.2» или нет неизвестно, Интернет полон слухов, то Американцы его купят, то немцы, то все таки Украинцы им займутся. Но здесь я хочу вспомнить о том что уже есть и не только продукцию «GSC», но и игры вдохновленные трилогией, детища и предшественники.
Извиняюсь за такое большое количество жирного текста
Глава 1 – предшественники
1971 год и «Пикник на обочине»
Начнем не просто с прошлого, а с далекого прошлого. В 1971 году братья Стругацкие написали культовый роман «Пикник на обочине»
Жанр: Научная фантастика
Автор: А. Стругацкий, Б. Стругацкий
Язык оригинала: русский
Год написания: 1971
Публикация: 1972
Отдельное издание: 1980
Издательство: Молодая гвардия
Понятное дело что в 1971 году не было Чернобыльской запретной зоны, вместо этого мы видели зону созданную инопланетянами. Для проживания она непригодна, за то она дает шанс заработать сталкерам – охотникам за артефактами, какие то лечат болезни, а какие то являются оружием. Главный герой, коренной житель города Хармонта, находящемся на территории зоны. Рэдрик Шухарт, этот самый герой, прошел через многое, многие годы провел в тюрьмах. Имеет дочь, почти мутанта, жену и любовницу, в зону лезет, потому что не способен зарабатывать на жизнь честным способом. Ну и из за любви к деньгам. Да, братья Стругацкие нарисовали нам отнюдь не положительного героя. Когда он приходит к исполнителю желаний, он не может понять чего он хочет. За всю жизнь он не сделал ничего хорошего, хотя впрочем, не буду спойлерить. Книга охватывает 8 лет действия.
Зона, описанная в прошлом веке, была ужасным местом. По сути, вся зона, это результат посещения земли инопланетянами. Место это обладало самым настоящим разумом, и он не приветствовал посещение другими людьми. Люди сходили с ума, слепли, получали смертельные болезни. Кроме того, попав в зону один раз, бежать из нее бесполезно. Зона в прямом смысле не отпускала из себя людей. Ни каких мутантов там не было, группировки не воевали, военные сталкеров не отстреливали, зомби людей не ели.
«Пикник» получил три престижных награды, среди которых второе место премии Кемпбелла за книгу года.
1979 год и экранизация
Сталкер
Год — 1979
Страна — СССР
Слоган
— Режиссер — Андрей Тарковский
Сценарий — Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Андрей Тарковский
В ролях — Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Алиса Фрейндлих, Николай Гринько, Наташа Абрамова
Жанр — Постапокалипсис
Экранизация нашумевшей книги себя ждать не заставила, спустя семь лет, Андрей Тарковский, автор известного космического ужастика «Солярис», сделал киноадаптацию культовой книги. Так же как и в первоисточнике – мрачно, гнетуще, полная драматизма и даже уныния. Фильм был снят на цветную пленку, но местами нам показывали монохромную картинку. Главный герой – Сталкер, житель таинственной зоны, вместе с профессором и писателем ищет комнату желаний, сталкиваясь по пути с аномалиями зоны. Имен здесь нет, зона чуть более радужна и позитивна, нет таких негативных тонов как в первоисточнике, концовка более позитивная по сравнению с книгой.
Фильм не подвергся критике в России, в отличии от других работ Тарковского, но интереса сразу не сыскал. Фильм вспомнили только в 1986 году, после смерти создателя и взрыва ЧАЭС. Но за то «Сталкер», относится к списку так называемых «Проклятых фильмов». Многие из работающих над фильмом умерли или погибли после выхода, сами съемки так и норовили сорваться, фильм переснимали несколько раз, полностью меняя команду и даже места. Ведь павильоны не были использованы, все было снято в натуральных декорациях, которые тоже не давали фильму выйти, землетрясение заставило менять натуру. Сценарий переписывался около 10 раз, хотя это как раз не такая уж и редкость.
Фильм оказал влияние на будущее жанра постапокалиптических фильмов, его существенный вклад заключается в том, что в нем впервые показали облик мира после катастрофы. Катастрофа тут, как и в книге инопланетная и я все-таки не понимаю, почему все разрушено, но может, я изучил произведения не очень внимательно, хотя это и не важно. В фильме было показано как в будущем будут выглядеть постапокалиптические фильмы, русские, американские, любые. То же касается и игр. Если бы не Андрей Тарковский, современная индустрия была бы другой, конечно кто-то сделал бы такой фильм, но все было бы по эффекту бабочки. Браво Андрею! И светлая ему память…
И сразу перемещаемся в начало второго тысячелетия. Украинский бизнесмен Сергей Григорович, всегда отличавшемся повышенным самолюбием, имел страсть к компьютерным развлечениям. Его перу принадлежат такие игры как «Казаки», «Firestarter, «Герои аннигилированных империй», «WarCraft 2000». А его первым серьезным проектом был тактический симулятор в футуристическом и постапокалиптическом одновременно сеттинге — «Venom. Codename: Outbreak«
Разработчик — GSC Game World
Издатели — Руссобит-М, Virgin Interactive
Дата выпуска — 8 октября 2001 год
Жанр — Шутер от первого/ третьего лица
Возрастной рейтинг — T (13 +)
Платформа — ПК
Игровой движок — Vital engine
Venom – Тактический FPS/TPS про то, как вымышленное подразделение непонятно чей армии, собирает все возможные сведения о катастрофе, унесшей жизни большей части земли. По сути, это стрелялка, каких тысячи. Но при ближайшем рассмотрении можно заметить что она имеет ряд очень интересных элементов. Главным является наличие двух протагонистов, между которыми можно переключатся по ходу миссий, а в остальном это был просто очень занятный шутер, так как он имел очень разнообразное техническое наполнение. Здесь были заложены элементы, которые позже были использованы и в флагмане этой компании. Кроме этого именно здесь появился тот самый род войск из сталкера. Хотя в сталкере военные носили только костюмы «Булат» и «Берилл», здесь в распоряжение игроку дается огромное разнообразие костюмов для разных классов персонажей и ситуаций, оснащаемые разными примочками. Еще одной особенностью игры было оружие. Одна пушка могла трансформироваться в дробовик, гранатомет, пулемет и фантастические пушки, не существующие в реальности.
2004 – Oblivion lost
Вот мы и подошли к теме истории. В 2004 году, мир увидел, что из себя должен был представлять Сталкер. Концепция была взята из известного фильма «звездные врата», хотя как по мне, так это было продолжение «Venom» — снаряжение солдат было взят оттуда, оружие представляло собой ассортимент из минигана и модификации к автомату «ОЦ-14», под названием «гроза«. Позже, этот ствол попал в трилогию, где является одним из самых любимых игроками автоматов.
Нереализованный проект «Oblivion lost», включал в себя три предварительных сборки, в одной демонстрировалась архитектура, второй включал в себя полеты на вертолете, кстати довольно неплохие, а третий является полноценной игрой. Игроку предстоит бродить в компании динороботов с миниганом и отстреливать таких же роботов, отличались они только по надписям под прицелами, эта схема перекочевала в «S.t.a.l.k.e.r» 2007 года.
p.s. Не стоит путать «Oblivion lost» и «S.t.a.l.k.e.r. Oblivion lost«, из десятков билдов, выделяются несколько, которые являются (почти) полноценными играми, а с учетом фанатских модов на них, вполне играбельны. В них можно увидеть: транспорт (и не просто транспорт, а с руками на руле), огромный функционал КПК, частичную разрушаемость и продвинутую физику, разнообразие квестов и более сильная атмосфера. Работает стабильно и играется интереснее чем релизная версия.
2006 – Сталкер на мобильных
В 2006 году Сталкер появился на простых телефонах под управлением java
Игра канонична фильму 1979 года, главный герой – Сталкер, тот самый, стал жертвой нападения бандитов, его спас дед из поселения поблизости. Идти герою некуда, а в лагере из за недостатка припасов герою не рады и поэтому ему стоит отработать доверие. Игра не была революционной для своего времени, но открытый мир и куча заданий присутствовали. Полноценная РПГ система, ассортимент предметов и оружия, разнообразие персонажей и квестов, вполне возможно играть и даже получать удовольствие. Но не эта игра получило большую известность на данной платформе
2007 – Вторая мобильная игра и начало великой истории
В 2007 году, игра получила продолжение, и сразу получило большую известность. Игроку предстояло вжиться в роль героя. Просто героя. Аннотация гласит, что спустя 30 лет людям понадобилась его помощь и они позвали его к себе в город. Мир игры разделен на 30 зон, между которыми можно свободно путешествовать. На карте присутствует 3 климатических зоны, 2 больших города, практически каждое здание скрывает в себе квест или интересную находку. Разнообразие квестов необычайно высоко для платформы, конечно сей час на java существуют полноценные РПГ, вроде «Might and magic«, «gothic: the beginning«, но для 2007 года это очень неплохо.
И вот мы подошли к тому, без чего все эти книги, игры и фильмы не имели бы такой популярности. В 2007 году, на прилавках магазинов, появилась игра, получившая в будущем статус культовой. Игра, получившая славу еще до официального выхода, одна из самых атмосферных игр в истории, после «Half life», одновременно шедевр и большое разочарование для игроков и ценителей хороших экшн-хорроров.
Глава 2 — Культовая трилогия
S.T.A.L.K.E.R. – Тени чернобыля
Разработчик — GSC Game World
Издатели — GSC World Publishing, THQ
Дата выхода — 31 августа 2007
Жанр — шутер от первого лица с элементами RPG
Возрастной рейтинг — A — Mature 15+
«Сталкер – Великая отечественная игра!»
© Игромания
Игра «Сталкер – Тени чернобыля», получила огромную известность еще до выхода в 2007, все таки студия Григоровича ранее работала над уже упомянутыми «Warcraft 2000» и легендарными «Казаками». Концепция игры предполагала симулятор выживания в той самой зоне. По задумке, сюжет должен был развиваться с нажатия кнопки «Новая игра» и обладая огромным уровнем интерактивности, мог вовсе обойтись без участия игрока. Полноценных РПГ элементов не планировалось, ставка делалась именно на интерактивность. С помощью ручного КПК, можно было связываться с другими сталкерами, предлагать обмен или торг.
Но по известным, пожалуй лишь Богу причинам, больше половины контента, который так ждали поклонники еще не вышедшего «Oblivion lost».
Начнем с сюжета. Игра рассказывает о неизвестном сталкере по кличке Меченый. В начале игры, в результате удара молнии, разбивается труповоз. Прибывший на место крушения одиночка, с удивлением обнаруживает что среди перевозимых трупов находился живой человек, которому посчастливилось выжить в катастрофе. Героя сразу доставляют к местному торговцу, где он приходит в чувства. Все что при нем есть – КПК с единственной записью, «Kill the strelok». Меченый считает что Стрелок виновен в том, что Меченый оказался в грузовике смерти и начинает поиски, по пути спасая чернобыль и возможно, мир от угрозы зоны.
Сталкер, под номером 1, потерял большую часть того, за что игроки умудрились полюбить игру ни разу не поиграв в нее. Большинство локаций были вырезаны, а те что остались были отредактированы под более линейное прохождение. Были вырезаны детекторы радиации и аномалии, удалены с карт автомобили (Они кстати есть и без модов, просто не заспаунены), сокращено количество тварей, группировок и предметов. Даже многие текстуры попали под сокращение, один только вопрос – почему?
Но несмотря ни на что, это один из лучших хоррор-экшенов и лучшая славянская игра.
Чем запомнилась
— Прекрасная цветовая гамма
— Атмосфера
— Множество концовок
— Четыре реально крутых подземных уровня
2009 год — Чистое небо
S.T.A.L.K.E.R. Чистое небо
Разработчик — GSC Game World
Издатели GSC World Publishing, 1С, Deep Silver, Valve
Дата выпуска — 15 сентября 2008 (в steam)
Жанр — First-person shooter, Survival horror, Ролевая игра
Возрастной рейтинг — ESRB: M — Mature
Платформа — ПК
Игровой движок — X-Ray 1.5
Сиквел, вышедший год спустя, вроде и не обрастал обещаниями, как это было с оригиналом. Обещали новую графику и «революционную» войну группировок. а что же было на самом деле?
Сначала напишу вот о чем. Подойдите к фанатам сталкера и спросите о том, какая у них любимая часть серии. Кто то скажет «тень чернобыля«, а кто то «Зов Припяти«, но никто не скажет что им нравится приквел. Оригинал запомнился атмосферой заброшенности и ужаса, а сиквел атмосферой некой романтики, там не было такой опустошенности как в оригинале, но и такой ерунды как в приквеле.
Итак. на дворе 2011 год, сталкеров еще много, на улице спокойно, только мутанты бегают, да и то ни так много и не такие опасные, химер и бюреров еще не завезли. Наш герой, известный как наемник Шрам, ведет экспедицию ученых на болотах. Внезапно случается то, чего сталкеры ни разу не видели. Небо затягивает красный свет, зону поглощает буря и мутанты сходят с ума, кроме того поднимается уровень радиации до каких то непостижимых высот. Продолжается все это не долго, но вполне хватает что бы ученые погибли, а Шрам вырубился. Он приходит в себя на базе группировки «Чистое небо«, где ему объясняют что выброс (так называется это штука) убил множество людей по всей зоне и тот факт, что шрам выжил, необъясним и не понятен ученым. Так же ему объясняют что выбросы будут продолжатся и иммунитет Шрама к ним будет ослабевать, а в конце концов они достанут его в любом убежище. Каждый выброс — защитная реакция зоны на проникновение в ее центр людей. В общем там все сложно и скучно. Цель игры — убить Стрелка, который и виновен в этих выбросах. По совместительству он протагонист оригинала.
Несмотря на такую интересную завязку, сама игра получилась не самого высокого качества. Весь геймплей представляет из себя следующее:
«Зачисти пять баз, поговори с чуваком, он скажет тебе зачистить пять баз, потом иди к другой группировке, что бы они тебе помогли, надо зачистить пять баз«
Кроме того, инновационная система войны группировок на деле оказалась ишь обузой.
Война группировок представляет из себя набор квестов, выдаваемых после вступления в определенную группировку. Их целью является завоевание зоны, у игрока появляется возможность управлять отрядами, захватывать точки, оборонять базы. Конечно определенные плюсы есть, например все сквады отмечаются на карте, в том числе и крупные стаи мутантов, и действительно возможность уничтожить ненавистную группировку под ноль. Но компьютерные напарники тупые донельзя, количество глюков зашкаливает, модельки то и дело застревают в стенах, тени ведут себя как им вздумается, а про хозяев они забывают. Здесь же и забагованное динамическое освещение.
К техническим и геймплейным плюсам стоит отнести неплохие текстуры, вменяемый ИИ, возросшую в чем то сложность.
Сюжетная компания уныла до бесприличия, миссии так же состоят из «Иди и зачисть» более чем полностью. Конечно есть интересные миссии в деревне кровососов на военных складах и сюжетная ветка связанная с диггерами на свалке, есть и сюжетные твисты, но их мало, компания длинная и сложная, и лишь последние полчаса могут вызвать настоящее удовольствие, ну и на болотах в начале весело.
Есть у медали и другая сторона, эта часть может похвастаться самыми атмосферными локациями, кроме того что сами по себе они стали более открытыми, даже перекочевавшие из оригинала локации больше не такие коридорные. За интерьеры баз хочется сказать отдельное спасибо, передан довольно уютный сталкерский быт. В плане перестрелок прибыла система укрытий для ботов и возможность бросать гранаты у них же. Механики за определенную плату могут прокачать вам любой ствол, в том числе и гранатомет. Артефакты теперь можно искать с использованием детекторов, базы теперь оснащены проводниками, торговцами, механиками, кроме того на локациях находятся захватываемые точки, которые так же оснащаются некоторыми полезными сталкерами, их то и предстоит захватывать, но это снова война группировок.
В итоге получился средненький приквел, который с задачей приквела справился — после него действительно понятна завязка первой части, но рвение показать что то новое в корне все погубило.
Интересный факт о протагонисте, внешность, биография и некоторые мелочи, указывают что он главный герой фильма Тарковского.
-Чем запомнилась
— Несколько очень крутых локаций
— Динамика боев
— Баги
— Брутальный и отнюдь не положительный главный герой
— Монотонность и однообразность середины игры
2009 — Зов Припяти
S.T.A.L.K.E.R. Зов Припяти
Разработчик — GSC Game World
Издатели — GSC World Publishing, bitComposer Games, Viva Media
Дата выпуска — 12 февраля 2010
Жанр — Шутер от первого лица
Рейтинг — M — Mature
Платформа — ПК
Игровой движок — X-Ray 1.6
Последняя часть основной трилогии является прямым сиквелом Теней Чернобыля. После того как Стрелок отключает выжигатель мозгов, к центру зоны ломанулась армия сталкеров в поиске неизведанных земель, возможно усыпанных артефактами. Не обходят стороной это и военные, они проводят операцию под названием «Фарватер», преследуя исключительно корыстные цели. К счастью «монолитовцев», вышедших из под влияния синего камня, вертолеты разбиваются (как оказывается потом, из за позорной неинформированности), и на расследование отправляют специального агента «СБУ«, Александра Дегтярева. Собственно им нам играть и предстоит.
Приквел являлся работой над ошибками, но в итоге ошибок получилось больше. Сиквел же является более удачной работой. Исправлено большинство ошибок и багов. Из крупных выделяется только баг при переходе на Припять, но спустя несколько патчей, ошибка исправлена. Под нож пошла система случайных квестов, которая выдавала однотипные квесты типа «принеси часть монстра» или «зачисть логово снорков«. Теперь игрока ждут рукописные квесты, которые приятно проходить и несколько раз. Вообще, это самая реиграбельная часть. Похвалы достоин дизайн локаций, с каждой частью карты становились все больше и разнообразней, здесь присутствует три наземных и две подземных карты, все большие и открытые. Кстати подземные локации это отдельная тема. Две действительно больших карты вынесены в отдельные уровни, но на основных локациях так же можно находить всякие бункеры и лаборатории, которые не требуют подгрузки. Сами локации стали разнообразнее и не такие тесные, хотя все же кажется что в реальности объекты находятся подальше друг от друга.
Атмосфера со второй части мало изменилась, если в первой была атмосфера ужаса и заброшенности, а во второй наоборот, атмосфера того, что зона получила вторую жизнь, то здесь это сбалансированно. Ощущения цветущего рая не создается, но и не ощущаешь что зона такая мертвая и заброшенная.
Так же придали новые части социальной составляющей и населению зоны. Нас ждут действительно запоминающиеся персонажи и группировки. Если в предыдущих частях просто были группировки с разным мировоззрением и уставом, то здесь им придали характерные особенности, по которым можно отличить того же «долговца«, даже если он будет в костюме «монолитовца«. Правда сам герой, как и два предыдущих почти не имеет характера и подставьте вместо него Джона Рембо или какую нибудь Сомалийскую уборщицу, разницы не будет. Расширено и взаимодействие с группировками, помогая сталкерам, вы улучшите отношения с ними, но испортите отношения с бандитами. Если вы преследуете исключительно корыстные цели, то помните что разные торговцы и механики входят в разные группировки, поэтому поддерживая «долг«, вы испортите отношения с торговцем в «Янове», но улучшите отношения с механиком, там же.
Бои стали интереснее, так как неписи научились шманать трупы, какой никакой, но тактике, теперь они действительно прячутся в укрытия, а не припадают к ближайшему ящику, как это было раньше. Монстрятник пополнился двумя тварями, которых игроки изучили с ног до головы в массе разнообразных модификаций еще во времена оригинала. Встречаются они только в определенных местах или по квестам, так что не ждите что они будут гулять по зоне на пару с плотями.
Ну наконец графика, она не изменилась со времен приквела, но стала более оптимизмрована, теперь можете сделать картинку хуже чем в тенях Чернобыля или лучше чем в чистом небе. А вот физика осталась на уровне оригинала, что не может радовать, как и звук. Вот вроде бы и все.
Чем запомнился
— Интересные, но крайне не реалистичные локации
— Интересные второстепенные и унылый главный персонаж
— Упор на исследование зоны
— Ужасная цветовая гамма
— Стабильность (С патчами естественно)
Разработчики очень гордились системой искуственного интеллекта «A-Life«, планы у них были очень амбициозные, мол сталкеры будут настолько умны, что при бездействии игрока, они за вас пройдут сюжетную линию, будут брать и выполнять интересные квесты и исследовать бункеры с лабораториями. В таких условиях нас должно было ожидать очень интерактивное прохождение, каждая мелочь в которой влияла бы на весь сюжет. Все звучит очень круто, а если учесть что большинство этого уже было реализовано в упомянутых билдах, вдвойне непонятна причина того, почему это было вырезано в релизе. В модах, кстати, интеллект серьезно допиливается.
Насчет модов, именно благодаря ним серия и живет. Одними из первых известных модов был расширяющий игру «Исполнитель желаний«, и похожие друг на друга «Зона Поражения» и «История Прибоя«, там были восстановлены транспорт и вырезанные мутанты. Сей час самыми популярными платформами являются первая и последняя игры трилогии. Для оригинала делают сюжетные моды, а для сиквела расширения геймплея, «Народная солянка» и «Sigerious» соответственно, являются самыми известными модами для этих игр. С приквелом же, дела хуже. Сюжетных модов почти нет, а какие есть, ужасны. Как вам «Сексопатогенная зона«, с эротическими фотографиями на небе и визуалами важных персонажей из других частей вместо стандартных скинов сталкеров. В общем кроме «O.g.s.m» мода похвастаться нечем. Есть моды и для билдов и как это ни странно, они неплохие. Кстати в прошлом году, на движке «Тени Чернобыля«, вышел ремейк «Oblivion lost‘а»
И чем нам запомнилась трилогия:
— Жадный торговец Сидорович. знаменитость зоны, контролирующий экономику зоны, пусть и не появился в сиквеле, но часто упоминается, а еще является одним из основных героев сталкерских анекдотов
— Мутант кровосос. Один из самых страшных мутантов зоны. Герой фанатских артов и фольклора. Вампир с повадками хищника, присутствует даже в продвинутом «болотном» варианте
— Стрелок. Протагонист оригинала, антагонист приквела и второстепенный персонаж в сиквеле. В свое время пытался вместе со своей группой проникнуть в ЧАЭС, но стал жертвой группировки «Чистое небо», из за которой его схватила группа «О-Сознание» и запрограммировала убить самого себя. Но из за аварии он теряет память, что не мешает искать себя же по зоне. Поиски приводят его к пульту управления монолитом, который он отключает, отключая исполнитель желаний и возвращая волю монолитовцам. В конце концов он уходит из зоны со встреченными по пути военными и становится начальником НИИ.
— Гаусс Пушка. Именно с этой винтовкой и ассоциируется слово «Гаусс», да еще и в сочетанием с пушкой. Хотя не у всех. Пушка обладала неплохой такой убойностью, хотя и имела жуткую отдачу, вес и дороговизны, хотя при умелом использовании, цены ей нет.
— Атмосфера. Ну в общем все игравшие знают. Тут не стоит говорить много, атмосфера сталкера, это 80% успеха этой игры.Все же графика тут никогда не была выдающееся, а нелинейность и круче есть. Школота никогда не была ценителями атмосферы, все таки «Crysis» и «Battlefield» вообще лишены какой либо, и атмосфера которую оценят все, это определенно очень круто.
Вот мы и рассмотрели основные игры и предтечи серии, были написаны чуть ли не полноценные рецензии на каждую игру, но ведь серия жива до сих пор, далее идет наследие серии.
Глава 3 — Наследие
Жанр — Тир
Платформа — Java
Разработчик: Qplaze
Издатель: NOMOC Publishing
Мобильная версия является предметом и любви и ненависти у фанатов. Плюс игры в том, что она сумела сохранить неповторимую атмосферу оригинальной трилогии, что достойно уважение с учетом платформы, да и графика при тех же обстоятельствах радует. Но минусами является во первых геймплей, представляющий из себя простой тир, неуместная РПГ система с прокачкой скиллов и сама зона, которая населена только несколькими группировками, в ней отсутствуют аномалии, на зато есть артефакты и отсутствуют монстры, только люди и радиация. Игра только для фанатов, с ролью дежурной мобильной версии игра справилась.
Есть две версии, двухмерная для слабых телефонов и трехмерная для сильных. Сюжет рассказывает о военном по кличке Стрелок, не тот что к центру зоны ходил. Он ищет своего командира по кличке Шрам, опять же не имеющим отношения к протагонисту приквела. Пусть и выглядит все это несерьезно, но видно что работа была проделана большая, даже система освещения есть, и это в мобильной игре. Хотя все же могли дать возможность игроку ходить самому, дали бы лицензию на производство студии M3G works, заодно и по количеству модов она догнала бы оригинал, но что сделано, то уже сделано, так что имеем то что имеем.
2012 год и онлайн игры
В 2012 году появилась спорная ММО «stalker-online«, в данный момент она называется «Szone online» и обрастает дополнениями, уводящими ее от оригинала. Действие происходит в зоне, похожей на Чернобыльскую, но ей не являющуюся. Поначалу атмосфера оригинала соблюдалась, но это ведь онлайн РПГ, так что бестиарий на данный момент представляет из себя черт пойми что, хотя это норма для ММО. Игра отличается отсутствием оптимизации, при той еще графике, отсутствием физики, неинтересными локациями. Хотя за последнее время многое изменилось, так что не буду так категоричен. Все таки здесь очень даже неплохой дизайн уровней и интересные персонажи, обладающие своими характерами. Есть аномалии, а вместо гильдий или кланов, группировки.
Отдельного слова достойна браузерка «Голос Припяти«, начинавшаяся со слоганом «Контра в мире сталкера» и вызывавшая дикий ужас при взгляде на нее, а сей час способная дать фору любой клиентской игре, графика превосходная, динамика боев огромна, наличествует техника трех видов и огромные карты, мультипллер оригиналов уделан. И можно сколько угодно плеваться, мол все браузерки шлак и «ацкий ацтой!», но эта игра то, с чего можно начать менять мнение. И уж точно это лучше клиентской РПГ, с вырвиглазной графикой, кривым управлением и ужасной оптимизацией. А насчет зоны показанной в игре, черт ее знает. Вроде бы игра канонична оригинальной трилогии, но вроде зомби не такие (а таких могут вызывать админы), аномалии не похожи, зато на некоторых локациях есть декоративные мутанты, особенно плоти, есть даже карта из оригинала — ЧАЭС.
2013 — zone of alienation the beginning
Название этой игры я мог написать неправильно.
Достойна внимания только потому, что это первый, и мне кажется единственный мод, портированный на телефоны. Получает постоянные обновления, имеет неплохую графику (для платформы естественно), постоянно обновляется. Сюжетом похожа на «Чистое небо«, но все же во многом отличается, стоит внимания владельцев ява телефонов.
Глава 4 — Будущее
Итак, что нам еще ждать от серии, вот несколько проектов которые являются продолжением серии и наследием
Бывшая «CryZone: sector 23«, выполненная на движке «CryEngine» третьей версии. С 2011 года имеется рабочая бета, монстры в которой лишены разума и способности атаковать. Графика неплохая, стабильна, разработка идет полным ходом. О сюжете и особенностях геймплея почти ничего не известно, кроме того что физика будет на голову выше оригинальной трилогии.
Именно вокруг этой игры сей час больше всего шума. Разрабатывают ее создатели оригинальных игр, сеттинг почти тот же, хоть это и другая вселенная, но ЧАЭС и окрестности уже засветились в трейлерах, да и судя по описанию группировок, нас ждут все те же переименованные «Свобода«, да «Долг«, даже сюжетная кампания намечается. Единственное что смущает, это ММО направленность, ведь не этого все ждали.
Портация на смартфоны идет полным ходом, сей час об игре не известно ровным счетом ничего, а несколько альф не достойны внимания
Источник