«Темные начала»:
Найдите
своего деймона
© 2020 Home Box Office, inc. HBO® все права защищены.
Представьте, что ваша душа приняла форму животного. Кто это будет? Домовитый хомяк, курица-наседка, а может, грациозная пантера? В волшебной вселенной сериала «Темные начала» у героев-людей есть как раз такие компаньоны — деймоны. Это животные, воплощающие характеры своих хозяев. Вместе с зоомагазином «Четыре Лапы» мы собрали пятерку любимых деймонов и нашли похожих на них зверят в реальном мире.
Леопард
То, что он отлично устрашает врагов, вовсе не говорит о его злобной натуре! Напротив, леопарды в мире девочки Лиры, главной героини сериала «Темные начала» — это храбрые защитники, отличающиеся к тому же невероятной красотой. С таким другом точно не страшно выйти на ночную прогулку: добродушный деймон не станет сам ввязываться в неприятности, но благодаря внушительным размерам без проблем отпугнет недоброжелателей.
Жора в этом смысле очень похож на деймона-леопарда. Издалека вы заметите только то, как мощны его лапищи. Но подойдите поближе и загляните в эти добрые глаза: в них только достоинство, спокойствие и готовность быть самым преданным другом для своего нового хозяина.
Обезьяна
Во вселенной «Темных начал» много самых разных приматов: милых маленьких мартышек, суровых бабуинов и своенравных обезьянок. Например, золотой обезьяной представлен деймон Марисы Колтер — женщины, ответственной за жестокие эксперименты по изучению Пыли, волшебной движущей силы. Этот деймон не очень ладит с другими животными, но неудивительно: он же просто отражает характер своей хозяйки! Окруженные любовью и добротой, обезьяны могут быть очень милыми. Они сообразительные и ловкие, с легкостью забираются на любую высоту и вообще очень похожи на маленьких мохнатых человечков.
Источник
Деймоны и критика Ватикана: что нужно знать о сериале «Тёмные начала»
4 октября стартует новый сериал от HBO и BBC One – «Тёмные начала». В основе фэнтезийной истории лежит чрезвычайно популярная трилогия книг британского писателя Филипа Пулмана. Романы Пулмана рассказывают о параллельных вселенных, авторитаризме, говорящих животных и о человеческой природе – иными словами, погрузиться в мир сериала без подготовки будет непросто.
На случай, если у вас нет времени прочитать литературные первоисточники (хотя их мы всецело рекомендуем!), мы составили небольшой гид по «Тёмным началам». Рассказываем, чем мир Пулмана отличается от нашего, кто такие деймоны, и почему Католическая церковь посчитала эту фэнтезийную трилогию атеистической пропагандой.
О чем вообще будет сериал?
Действие «Тёмных начал» разворачивается в нескольких альтернативных вселенных, основная из которых которая напоминает наш мир, но с вкраплениями стимпанк-эстетики. К примеру, тут нет телефонов, интернета и других современных технологий, зато в небе летают цеппелины. Судя по первым отзывам на экранизацию, создатели сериала ориентировались не только на викторианскую эстетику, которая присутствовала у Пулмана, но и на быт послевоенной Великобритании. Миром тут правит Магистериум – воинственная, влиятельная версия Католической Церкви с явными фашистскими замашками. Ах да, и у каждого человека в этом мире есть деймон – часть его души, воплощенная в говорящем животном.
В центре истории находится одиннадцатилетняя девочка-сирота (естественно, это ведь фэнтезийный роман) по имени Лира Белаква (Дафна Кин), которая живет в Оксфорде. Ее опекун – известный исследователь Арктики, роль Азриэл (Джеймс Макэвой).
Однажды в городе начинают исчезать дети – по слухам, их похищают зловещие и неуловимые Жрецы. Когда среди пропавших оказывается близкий друг Лиры, девушка решает докопаться до правды об этих странных похищениях – с этого и начинаются непростые приключения, которые столкнут девочку с загадочной миссис Коултер (Рут Уилсон).
Источник
Демон ( его темные материалы ) — Dæmon (His Dark Materials)
Демон ( / д я м ən / ) является одним из видов вымышленных существ в Philip Pullman фэнтезите трилогии Его темные материалы . Демоны — это внешнее физическое проявление «внутреннего я» человека, которое принимает форму животного. Демоны обладают человеческим интеллектом, способны к человеческой речи — независимо от формы, которую они принимают — и обычно ведут себя так, как будто они независимы от своих людей. Предварительно опушенные детских Демоны могут изменить форму добровольно, почти мгновенно, чтобы стать любым существом, реальными или мнимым. В подростковом возрасте деймон человека претерпевает «оседание» — событие, при котором демон этого человека постоянно и непроизвольно принимает форму животного, на которое человек больше всего похож по характеру. Демоны обычно принадлежат к противоположному полу по сравнению с людьми, хотя демоны одного пола действительно существуют.
Хотя деймоны имитируют внешний вид и поведение животных, на которых они похожи, они не являются настоящими животными, и люди, другие демоны и настоящие животные могут различать их с первого взгляда. Способность или качество, которые делают это возможным, не объясняются в книгах, но они широко демонстрируются и достаточно надежны, чтобы позволить людям различать птицеобразного демона в стае летящих птиц.
Демоны часто взаимодействуют друг с другом способами, которые отражают поведение их людей, например, сражаются друг с другом, когда их люди дерутся, или прижимаясь друг к другу, когда их люди обнимаются, и такой контакт между демонами ничем не примечателен. Контакт человека с деймоном другого человека — табу.
СОДЕРЖАНИЕ
Форма
В мире Лиры у каждого человека или ведьмы есть демон, который проявляет себя как животное. Он отделен от человека и вне его, несмотря на то, что является неотъемлемой частью этого человека (т.е. они представляют собой одно целое в двух телах).
Говорят, что у людей в каждой вселенной есть демоны, хотя в некоторых вселенных они невидимы. Книги предполагают, что в нашей вселенной демоны интегрированы в человека. У них есть естественное внешнее физическое проявление во вселенной Лиры и некоторых других. Демоны, которые уже являются физическими, такие как демон Лиры Пантелеймон , остаются внешними, даже когда они посещают вселенные с обычно внутренними демонами, такими как наша собственная. Обычно демоны и их люди находятся в сознании или спят одновременно. Однако демоны ведьм и шаманов, как показано в «Янтарной подзорной трубе» , могут бодрствовать, пока их люди спят, и в « Северном сиянии» подразумевается, что кедровое дерево может оказывать усыпляющее действие на демонов, что позволяет им спать, даже если их люди спят. бодрствующий.
«Худшее нарушение этикета, какое только можно вообразить» — это прикосновение человека к деймону другого человека; даже в бою большинство солдат никогда не прикоснется к демону противника, хотя есть исключения (например, между любовниками или в особенно жестоких боях). Первоначально это было представлено как естественное табу, о котором Лира не помнила, чтобы о нем когда-либо говорили, но в La Belle Sauvage младенец Пантелеймон касается руки Малькольма Полстеда в форме котенка; в контексте это можно рассматривать как невинное действие ребенка, ищущего утешения у своего «опекуна». Физическое обращение с деймоном вызывает уязвимость и слабость у человека, чьего деймона прикасаются; Лира чувствует себя оскорбленной, когда врачи загоняют ее деймона в машину, предназначенную для их разделения, и позже испытывает покраснение, когда Пантелеймон лижет раны Уилла Пэрри в форме ирландского волкодава, чтобы утешить его из-за того, что Уиллу не хватает собственного демона. Однако демоны могут свободно касаться других демонов; взаимодействия между демонами обычно подчеркивают и освещают отношения между персонажами, а также могут использоваться как средство передачи информации между людьми, не будучи подслушанным. Сексуальный элемент взаимодействия человека и демона также отражается, когда Пантелеймон и Кирджава принимают свои окончательные формы, поскольку они официально соглашаются после того, как Уилл и Лира ударили другого демона.
Детский деймон не имеет фиксированной формы и может внезапно принять форму другого животного в зависимости от прихоти и обстоятельств. Эта способность изменять форму и тот факт, что деймон мгновенно исчезает после смерти человека, подразумевает, что деймоны не являются полностью телесными. Однако их тела твердые, и они могут полностью взаимодействовать с людьми и объектами в материальном мире. В « Северном сиянии» и «Янтарной подзорной трубе» отмечено, что у Пантелеймона собственное сердцебиение.
В период полового созревания детские демоны «обретают» форму, отражающую их зрелую личность. В « Северном сиянии» отмечается, что у большинства слуг есть собачьи демоны (хотя была отмечена служанка с демоном-курицей), а демоны всех ведьм принимают форму какой-то птицы. В La Belle Sauvage Малькольм и Алиса встречают женщину, которую считают феей, у которой есть стая бабочек, а не одинокий демон. В начале трилогии лорд Азриэль утверждает, что процесс оседания вызывает притяжение Пыли к человеку.
Человеческий деймон обычно принадлежит к полу, противоположному человеческому; однако в очень редких случаях это может быть человек того же пола. Пуллман признал, что причина этого неизвестна даже ему самому, и согласился с тем, что это также может указывать на какой-то другой дар или качество, например, на второе зрение , или на то, что человек гомосексуален, добавив: «В моих мирах много всего. Не знаю, и это один из них ». Единственное упоминание о таких особях — в « Северном сиянии» , где установлена их редкость.
Мэри Мэлоун учат, что с практикой можно увидеть проявления демонов в ее вселенной людей, которые даже не знают, что они у них есть.
В La Belle Sauvage раскрывается, что демоны-младенцы должны учиться общаться со своими людьми. Пантелеймон сначала «разговаривает» с Лайрой в стиле пиджин-английского, из которого, по словам ухаживающих за Лайрой монахинь, обе вырастут. Также установлено, что демоны могут получить травмы, по крайней мере, после оседания; демон-гиена из Джерарда Бонневиля ранен палкой в ногу во время драки, а позже показан с ампутированной ногой.
Разделение
Обычно человек и его деймон должны находиться в пределах нескольких ярдов друг от друга; Лира Белаква испытывает значительный дискомфорт, когда ее деймон подлетает к окну второго этажа башни, когда она стоит снаружи здания. Другой персонаж выражает удивление, когда деймон шамана может перемещаться от него на расстояние более сорока футов без дискомфорта. Такое отделение от демона — иногда называемое «притягиванием» — причиняет сильную боль и страдания как человеку, так и демону, и, при достаточном расстоянии, приводит к смерти.
Наиболее подробный отчет в книгах показывает, что тяга к пыткам является мучительной как физически — как «железная рука вырывает сердце между ребрами», так и эмоционально. Для Уилла, который также испытывал боль от того, что его деймон был разлучен с ним в первый раз, было так плохо, как если бы он в пределах слышимости своей матери попросил кого-то, кто собирался убить его, «вместо того, чтобы убить его мать. потому что он ее не любил » . Постоянное разделение между человеком и демоном убивает обоих и высвобождает огромный всплеск энергии, который, например, использует лорд Азриэль, чтобы взорвать дыру между двумя перекрывающимися вселенными в конце Северного сияния . Генеральная комиссия по пожертвованиям первоначально добивалась этого разделения, просто разрывая ребенка и демона, но обычно это приводило к смерти субъекта от шока.
В «Янтарной подзорной трубе» раскрывается, что некоторые обученные люди, особенно ведьмы и человеческие шаманы, достигли способности выжить в разлуке со своими деймонами, пройдя первоначальное добровольное разделение в особом месте. Для ведьм это каньон под землей в мире Лиры. Шаманы терпят изнурительные испытания, когда они бросают своего демона, когда они отправляются на духовный поиск, пересекая зону смерти, где ничто не может расти или жить. После воссоединения со своим деймоном они получают возможность отделиться от них в гораздо большей степени, чем раньше. И ведьмы, и шаманы восстанавливают свою интимную связь со своим деймоном, единственное изменение заключается в расстоянии, которое они могут путешествовать друг от друга. Лира и Уилл обретают способность отдаляться от своих деймонов, проходя через Мир Мертвых. Подразумевается, что их союзники, галливспианцы, пережили подобный опыт, но галливспианцы умерли, не успев встретиться со своими деймонами.
Показано, что некоторые люди, например, миссис Колтер , способны уходить от своих деймонов дальше, чем большинство других. Демон миссис Коултер, золотая обезьяна, входит в комнату Лиры, когда она остается с миссис Коултер, чтобы найти свой алетиометр (чтец правды), несмотря на то, что она не подвергалась интерзису, при этом миссис Коултер совершенно нормально разговаривает с Лайрой в то же время. Причины, по которым миссис Коултер может это сделать, не указываются.
В La Belle Sauvage Малькольм может оставить своего деймона Аста спрятанным под лодкой, чтобы охранять маленькую Лиру, пока он направляется дальше вглубь страны, чтобы помочь Алисе против Джерарда Бонневиля, но эти усилия постепенно ослабляют его, чем дальше он находится. Несмотря на это, Малкольм может сбить Бонневиль с ног и спасти Алису, прежде чем вернуться к Асте. Двое испытывают боль после воссоединения, но в остальном не пострадали.
Тайное Содружество устанавливает, что другие подверглись отделению от своих демонов или превысили их обычные пределы. Однажды Пантелеймон обнаруживает женщину, которая отделилась от своего деймона после того, как затонула лодка с деймоном на ней, причем двое не смогли найти друг друга после этого, даже несмотря на то, что продолжающееся выживание девушки дает понять, что деймон все еще жив. живой. В поисках Пантелеймона Лира после того, как он оставил ее после конфликта, Лира узнает, что в отдаленных странах есть группы бедняков, которые на самом деле продают демонов своим детям через организацию, продающую демонов.
Intercision
В трилогии специальная гильотина из марганцево-титанового сплава используется Общим советом жертв, чтобы отделить людей от их деймона, не убивая их (известное как интерцизия ). Однако, в отличие от отдаленного разделения, практикуемого ведьмами и шаманами, гильотина навсегда разрывает связь между человеком и деймоном и резко снижает творческие способности, интеллект и силу воли человека: взрослые, пережившие этот процесс, кажутся пустыми и безжизненными, а их демоны покоренный и нелюбопытный. Генеральная комиссия по обследованию постоянно совершенствует этот процесс путем экспериментов, но Лира встречает маленького мальчика, который не может вынести результатов своего вмешательства; он физически и умственно ухудшается, пока в конце концов не умрет. Когда Лира находит демонов, которые были отделены от своих людей, существа оказываются несущественными и нуждающимися: они отчаянно группируются, сдерживаемые только табу на контакты.
Продолжительность жизни
Неизвестно, когда, как и в какой форме деймон «рождается», но молодой демон принимает форму детеныша животного. Когда человек умирает, его деймон исчезает, как «атомы дыма». Точно так же, когда демона убивают, умирает и его человек. Как демон получает имя, в книгах не объясняется, но Филип Пуллман поясняет, что его обычно дают демоны родителей. Поскольку Уилл Парри пришел из нашего мира, его деймону не дали такого имени, и Серафина Пеккала назвала его Кирьява (что по-фински — пестрый ), когда она впервые встретила деймона.
Телевидение
Хотя сериал придерживается большинства установленных правил в отношении демонов из романов, добавлены некоторые дополнительные причуды, касающиеся культурного значения демонов и их взаимоотношений с людьми. В первом эпизоде изображена цыганская церемония, проводимая в ознаменование того, что Тони Коста стал мужчиной после того, как его деймон поселился в форме ястреба, что включает в себя получение ему серебряного кольца. Второй эпизод подтверждает, что миссис Коултер может отделить себя от своего деймона на значительно большее расстояние, чем другие считают возможным, когда обезьяна крадется через сеть вентиляционных отверстий в своей квартире, чтобы шпионить за другими. В третьем эпизоде, когда миссис Коултер и ее деймон сражаются с цыганским шпионом, метод борьбы миссис Коултер сильно напоминает действия ее деймона при нападении на цыганского птичьего деймона, вплоть до того, что цыганка прижимается к земле аналогично обезьяна-деймон ловит птицу-деймона своего противника. В более широком смысле, сериал также подтверждает, что многие демоны испытывают дискомфорт при первой встрече с новыми людьми, что позволяет сериалу оправдать, почему они не изображают демонов для каждого человеческого персонажа каждый раз.
На других языках
В норвежском , датском , сербском , итальянском , шведском и финском изданиях « Его темных материалов» слово «dmon» заменено на «daimon». По- польски это «демон». В исландском языке используется имя « фюльгья » (букв. Последователь) по отношению к духам, знакомым из народных преданий. В испанском издании употреблено слово «даймонион». В каталонском издании используется слово «даймони». В португальском переводе это слово передается как «gênio» по отношению к знакомым духам в греко-римской мифологии, хотя в новых бразильских версиях используется слово «димон » (в более старых версиях используется «деймон»). В венгерском издании используется слово «даймон». В издании на иврите термин переведен фонетически, за исключением псевдобиблейских отрывков, цитируемых в главе 21 « Северного сияния» ; там слово, используемое для демона, — «эр’эль», что означает ангел , напоминающее библейское слово на иврите, обозначающее чужеземных богов — «элиль» (букв. маленькое божество). Это напоминает греческий перевод Ветхого Завета Септуагинта , в котором слово «элиль» было заменено на «даймон».
Использование лигатуры (a и e, переведенные вместе как одна буква) — это старомодное английское употребление, иногда все еще встречающееся в таких словах, как «mediæval» и «archæology»; в случае слова dæmon , это этимологически отражает оригинальный дифтонг в латинском daemon и, в конечном счете, греческом δαίμων daimōn . Эта лигатура до сих пор используется в скандинавских языках ; например, на датском языке это слово обычно пишется «Dæmon».
Демоны в другой литературе
Демон как проявление души человека был описан американским писателем-фантастом К.Л. Муром в рассказе «Демон» (1946). Демоны Мура были существами разных цветов в форме человека, следовавшими за своим хозяином, куда бы он или она ни пошла. Они были невидимы для обычных людей, но главный герой, мальчик с умственными недостатками по имени Луис О’Бобо, мог видеть демонов других людей. Ирландский поэт У. Б. Йейтс рассматривал поэтическое вдохновение как результат конфликта между поэтом и его «демоном» (который он считал бестелесным духом мертвых) в произведениях оккультных спекуляций, таких как его работа 1925 года «Видение» . В 1992 году роман Aristoi по Уолтера Джона Уильямса , то Aristoi (и некоторые другие) могут разделить свои мысли в Daimones, или «ограниченных личностей», все , что может работать в качестве самостоятельных ментальных сущностей , управляемых по воле главного «я» из Аристос. В 2010 романе зоопарк города по Бьюкес , некоторые символы физически и метафизически связаны с животными.
Смотрите также
Концепции, подобные концепции демона, можно найти в системах верований нескольких культур, таких как Фюльгья из скандинавской мифологии , нагвалы и тоналы из ацтекской мифологии , аку-аку с острова Пасхи и знакомые духи из раннего современного английского колдовства . В другом месте можно увидеть параллель в юнгианской концепции анимы и анимуса . Однако самым известным держателем деймона был Сократ , который утверждал, что может видеть и разговаривать со своим.
Источник