Филип Пулман
Сэр Филип Пулман (англ. Sir Philip Pullman, род. 19 октября 1946, Норидж, Англия) — английский писатель, наиболее известный своей трилогией «Тёмные начала» и тетралогией «Удивительные приключения Салли Локхарт».
Содержание
Биография [ править | править код ]
Филип Пулман родился в 1946 году в семье офицера. Его отец был лётчиком королевских ВВС Великобритании и служил за границей. В детстве воображение маленького Филипа подпитывали многочисленные путешествия с родителями по всему миру. «Мы были как перекати-поле», — вспоминает писатель. Детство он провёл на юге Африки и в Австралии. Похоже, именно плавание по морям и океанам способствовало развитию писательского воображения: отсюда такой эпический размах и широкое видение мира.
Повзрослев, Филип Пулман поселился в Новом Уэльсе, изучал английский в Оксфорде. Позже работал библиотекарем, а потом, получив соответствующую подготовку, стал школьным учителем — преподавал в своем любимом Оксфорде ряд специальностей в школе второй ступени. Он — прирожденный рассказчик и хороший учитель, дети обожали, когда он читал им «Илиаду». Его кумиры — Гомер, Свифт и Диккенс. На создание своего лучшего произведения «Тёмные начала» его вдохновила книга «Потерянный рай» Джона Мильтона, о чём он неоднократно говорил в своих интервью.
Все книги Пулман пишет от третьего лица, предпочитает работать над книгой в саду своего дома по раз и навсегда заведённому порядку — каждый день он сочиняет в среднем 1100 слов (три страницы), всегда пишет от руки шариковой ручкой в специально разлинованном блокноте и придумывает первое предложение накануне, чтобы не начинать утро с пустого листа. Своим деймоном автор хотел бы видеть дельфина за сообразительность или сороку за проворство.
Известность Пулману принёс детский детективный цикл о шестнадцатилетней Салли Локхарт, действие которого происходит в XIX веке в Лондоне: Рубин во мгле (1985), Тень «Полярной зведы» (1988), Тигр в колодце (1990) и Оловянная принцесса (1994).
Филип Пулман с первым томом Книги Пыли
В 1996 году появился роман Пулмана Северное сияние (вышедший в США под названием Золотой Компас), ставший началом знаменитой трилогии Темных начал, название которой взято из поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай». Затем последовали Чудесный нож (1997) и Янтарный телескоп (2000). Трилогию дополняют книги Оксфорд Лиры и Однажды на севере и трилогия Книга Пыли.
Сейчас Пулману 74 года, он женат, до сих пор живёт в Оксфорде с женой Джуди, имеет двух взрослых сыновей и продолжает работать над новыми произведениями.
Библиография [ править | править код ]
- 1972 The Haunted Storm
- 1976 Galatea
- 1982 Граф Карлштайн
- 1987 How to be Cool
- 1989 Spring-Heeled Jack
- 1990 The Broken Bridge
- 1992 The White Mercedes
- 1993 The Wonderful Story of Aladdin and the Enchanted Lamp
- 1995 Clockwork or All Wound Up
- 1995 Дочь изобретателя фейерверков
- 1998 Mossycoat
- 1998 The Butterfly Tattoo (re-issue of The White Mercedes)
- 1999 Я был крысой (рус. перевод 2021)
- 2000 Puss in Boots: The Adventures of That Most Enterprising Feline
- 2004 Чучело и его слуга (рус. перевод 2021)
- 2008 Приключения Джона Блейка. Тайна корабля-призрака (рус. перевод 2018)
- 2010 Добрый человек Иисус и негодник Христос (рус. перевод 2011)
- 2012 Сказки братьев Гримм на новый лад (рус. перевод 2016)
- 2017 Голоса деймонов: сборник эссе (рус. перевод 2019)
The New-Cut Gang [ править | править код ]
- 1994 Галерея восковых фигур
- 1995 The Gasfitter’s Ball
Салли Локхарт [ править | править код ]
- 1985 Рубин во мгле
- 1985 Тень «Полярной звезды»
- 1990 Тигр в колодце
- 1994 Оловянная принцесса
Трилогия «Тёмные начала» [ править | править код ]
- 1995 Северное сияние (в США вышла под названием «Золотой компас»)
- 1997 Чудесный нож
- 2000 Янтарный телескоп
Продолжение «Тёмных начал» [ править | править код ]
- 2003 Оксфорд Лиры (рус. перевод : сборник «Лира Белаква», 2019)
- 2008 Однажды на севере (рус. перевод : сборник «Лира Белаква», 2019)
- 2017 Книга Пыли, 1 том Прекрасная дикарка (рус. перевод 2019)
- 2019 Книга Пыли, 2 том Тайное содружество
Пьесы [ править | править код ]
- 1990 Frankenstein
- 1992 Sherlock Holmes and the Limehouse Horror
Нон-фикшн [ править | править код ]
- 1978 Ancient Civilisations
- 1978 Using the Oxford Junior Dictionary
Экранизации [ править | править код ]
На съёмках 1 сезона с детьми-актёрами и дублёрами
- 2006 — «Рубин во мгле» (TV)
- 2007 — «Тень „Полярной звезды“» (TV)
- 2007 — «Золотой компас»
- 2008 — «Татуировка в виде бабочки» (The Butterfly Tattoo)
- 2019 — «Тёмные начала», сезон 1 (TV, телесериал BBC)
Награды [ править | править код ]
Филип Пулман со своей книгой
- 2007 год — премия Карнеги. Роман «Северное сияние» («Northern Lights», в США — «Golden Compass»), первый в трилогии, назван лучшей книгой для детей последних семидесяти лет.
- 2005 год — Премия имени Астрид Линдгрен
- 2001 год — World Fantasy Лучший автор года
- 2001 год — The British Book Awards Лучший автор года Престижная британская литературная премия вручается лучшему автору года. Жюри состоит из представителей разных отраслей.
- 2001 год — The Whitbread Prize Лучшая книга года Премия вручается с 1971 г. за лучшую книгу прошедшего года. Считается одной из самых престижных премий в мире литературы. Основной критерий — качество произведения. «Янтарный телескоп» (3-я книги трилогии) стал первой детской книгой за всю историю существования премии, победившей в номинации «Лучшая книга года».
- 2001 год — Номинация на The Booker Prize
- 1996 год — The Guardian Prize Ежегодная премия газеты «Гардиан», присуждается автору лучшей книги, опубликованной в Великобритании за год. Жюри состоит из известных писателей и редактора раздела литературы.
- 1995 год — British Fantasy Society Лучший роман
- 1995 год — The Carnegie Medal Самая престижная награда в детской литературе, вручается с 1936 г. Получает широкое освещение в прессе. Жюри состоит из представителей ассоциации библиотекарей.
Критика [ править | править код ]
Произведения Филипа Пулмана неоднократно подвергались критике со стороны религиозных организаций за ярко выраженный антиклерикализм и отрицательное отношение к религии и церкви. Неудачный прокат фильма «Золотой компас» иногда объясняли негативной позицией верующих активистов, призывавших к его бойкоту.
Источник
Филип Пулман «Тёмные начала»
Тёмные начала
His Dark Materials
Язык написания: английский
- Жанры/поджанры: Фэнтези( Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределенное время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Спасение мира
- Возраст читателя: Любой
«Северное сияние» — первая книга трилогии «Тёмные начала». Поиски пропавшего друга приводят Лиру и ее деймона Пантелеймона на далекий Север. На ледовых просторах царят бронированные медведи, в морозном небе летают ведьмы и где-то в снегах таится источник темных замыслов. Лире предназначено судьбой одолеть великое зло. Между мирами, среди друзей и врагов ее путь — дорога Северного сияния.
«Чудесный нож» — вторая книга трилогии «Тёмные начала». Лира пересекает границу миров и оказывается в Англии Конца XX века, где знакомится с Уиллом. Уилл вынужден совершить преступление. В загадочном городе брошенных детей — Читтаггацце его и Лиру ждут опасные приключения. Здесь они находят и теряют близких и любимых людей, здесь же Уилл становится хранителем Чудесного ножа, разрезающего окна в чужие миры. Лира и Уилл пришли в этот мир разными дорогами, у них разные цели, но их объединяет общее великое предназначение.
«Янтарный телескоп» — финальная книга трилогии «Тёмные начала». Юные Уилл и Лира продолжают испытывать судьбу. Их детство закончилось. Теперь они не только уязвимы для Призраков, пожирающих деймонов взрослых людей, но и должны принять трудное решение. Бросая вызов высшим силам, Лира обретает новых союзников: галливспайнов — искусных шпионов, передвигающихся верхом на стрекозах, и мулефа — колесный народ, умеющий видеть Пыль. Она способна победить смерть, исполнив свое предназначение. Но каков будет ее выбор?
Обозначения: циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Награды и премии:
лауреат | 200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
лауреат | 100 самых вдохновляющих романов по версии BBC / BBC list of 100 “most inspiring” novels, 2019 // Приключения |
Номинации на премии:
номинант | Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Цикл (Великобритания) |
— «Тёмные начала» / «His Dark Materials» 2019, Великобритания, США, реж: Джейми Чайлдс, Уильям МакГрегор, Отто Батхёрст и др.
Издания на иностранных языках:
Lmax, 30 сентября 2014 г.
Начал читать, чтобы потом подсунуть десятилетней дочери. Дочитывал из последних сил, чтобы узнать «чем кончилось». Несмотря на высочайшие оценки обоих целей не достиг: категорически не для детей и кончается . ничем. Одно приятно — уберег ребенка, взял удар на себя.
1. Сразу чувствуется недюжинный размах. Завязка оригинальная и многообещающая. Некоторую затянутость и занудность первой книги прощаешь, чувствуя, что это только расстановка фигур в грядущей грандиозной шахматной партии («Братство кольца» Толкиена тоже не брызжет адреналином). Но неожиданно автора начинает «мотать». Новые главные герои, новые сюжетные линии, выписанные раздражающе подробно, но в итоге мало влияющие на развитие сюжета. Сам «сюжет» разваливается на глазах, развиваясь рывками, каждый раз давая надежду «ну вот нам так подробно расписали непонятно что и оно (непонятно что) уж точно даст объяснение тому что же происходит». Не дает. А автор уже с удвоенной силой берется за следующий кусок непонятно чего. В итоге к концу, отчаявшись сколько ни будь внятно склеить мешанину героев, их мотиваций, поступков, обрывков миров, начатых и брошенных сюжетных линий, автор делает «изящный ход конем». Извлекает (как всегда «изниоткуда») главную «суть»: мы, оказывается, все это время бога убивали. Зачем? Как? Что на это намекало на протяжении 2,5 объемистых томов? На кой ляд нужны эти артефакты, бронемедведи, отрезанные деймоны, путешествия по мирам и прочая мешанина ? А так просто. Для масштаба. Обидно. До конца надеялся, что концовка поразит меня мастерством и изяществом. Поразила, но чудовищной абсурдностью.
2. Язык. Еще хуже. Сладко-паточное бытописание маленькой девочки, перемежается бессмысленной жестокостью массовых убийств и бесчеловечных экспериментов, бравурный пафос примитивного приключенческого экшена, вдруг сменяется мало вменяемыми философскими рассуждениями, и все это на фоне главного лейтмотива – чрезвычайно унылого описания того как герои «шли, шли, шли из точки А в точку В, а потом из В в С и т.д. почти до бесконечности». При том все это делается ОЧЕНЬ серьезно, с явным намеком, что это ОЧЕНЬ важно и ОЧЕНЬ грандиозно. Что, однако, не исключает того что отдельные куски (в отрыве от общей сумбурности ) читаются очень даже неплохо. Те же отрезанные деймоны, бронемедведи, прыжки по параллельным мирам с пресловутыми призраками, по хорошему увлекают и интригуют. (не?)Однозначно плюс.
3. Общий смысловой посыл. Самое обидное, что каждая книга сама по себе содержит очень большой потенциал. И как самостоятельное произведение и как начало вменяемого цикла. Однако выбранный автором способ «склеивания» и конечный ориентир не выдерживают критики. Особенно последнее: тема переосмысления отношения к богу и религии очень интересна и актуальна, попытка скрестить ее с подростковым фэнтези подкупает смелостью, хоть и несколько спорна , а вот реализация выливается в чудовищную ересь как в художественном, так и в теологическом смысле. Очень сложная и тонкая задача решается автором путем банального «мочилова» в стиле кинобоевиков класса «В».
4. Выводы: Не давать детям – хорошо еще если просто не поймут и помрут от скуки , а ведь могут еще и попытаться проанализировать . Не читать – скука, раздражение, обманутые надежды и легкая гадливость обеспечены. Оценка 10 за замах и -6 за удар, итого 4.
Karnosaur123, 31 марта 2011 г.
Я верю в Бога. Но я не верю Церкви. Христианская религия — одна из немногих, где учили не УБИВАТЬ, а УМИРАТЬ за веру. И ублюдочные святоши сами безжалостно растоптали свою веру, погрузив миллионы людей в ад при жизни, устраивая костры из книг, уничтожая всякую индивидуальность. Бог Пулмана — это Бог тех самых выродков, а не подлинных христиан. И когда святоша кидает книгу Пулмана в костер, он лишь доказывает, что выдвинутые тем обвинения актуальны и сейчас. Настоящий христианин должен быть готов применить силу ради жизни и чести себя и окружающих, но НИКОГДА из-за веры. В атеизме этого писателя больше христианства, чем в вере иных »набожных».
Бог ему судья. А я не Бог, и присуждаю 9 баллов. Разумеется, не за идею (она, несмотря на необычного антагониста, вполне традиционна, а за прекрасный язык, героев, далеких от »хомячковых» идеалов. И да, за идеи. Наконец хоть кто-то из авторов решил говорить с детьми правдиво и честно. Наконец хоть кто-то перестал кормить нас сказочками о том, что добро не должно быть с кулаками, что жизнь любого подонка — священна, что в слабости — сила. Наконец хоть кто-то показал, что разум, логика и свободная воля — есть главные ценности, без которых само понятие »Добра» так же бессмысленно, как все, что делается без ума.
Наконец, эта книга — вызов. И если вы приняли утверждения автора за аксиому — значит так же наивны, как те, кто слепо доверяет Церкви.
Однако ж, за некоторое стремление к эпатажу (без которого всякая книга только выигрывает), таки один балл отнимаю от десятки. Штраф за троллинг 🙂
Лoki, 23 декабря 2015 г.
Пуллман как то заявил «В своих книгах я спорю с „Нарнией“ Льюиса — Толкин не стоит того, чтобы с ним спорить», но после его прочтения становиться только понятно, что он как автор ни с кем спорить не может. Скучно, натянуто, неубедительно и очень, очень пресно
Deliann, 21 сентября 2013 г.
То ли нам так преподносили, то ли так на самом деле и есть, однако у меня сложилось впечатление, что современное англоязычное детско-подростковое фэнтези держится на трех столпах: романы Дж. Ролинг о Гарри Поттере, «Трилогия Бартимеуса» Дж. Страуда и цикл «Темные начала» Ф. Пулмана. О последнем как раз и пойдет сейчас речь.
На данный момент мы имеем три полноценных романа, один рассказ-приквел, один рассказ-продолжение, один роман-продолжение (который, впрочем, еще не дописан), а также одну экранизацию, которая смотрибельна, но не более. Основные книги цикла наполнены приключениями под завязку: главная героиня, девочка Лира, со своим деймоном Пантелеймоном в Оксфорде расследует таинственные похищения детей, затем путешествует с цыганами, знакомится с ведьмами, сталкивается с бронированными медведями, отправляется в параллельные миры, натыкается на зловещих Призраков, знакомится с Уиллом, мальчиком из нашей реальности, переживает еще множество приключений, даже попадает в мир мертвых. Это если вкратце и не останавливаясь на деталях. Первые две книги — отличное приключенческое фэнтези с ворохом нравственных проблем, последняя — менее приключенческое фэнтези с упором на размышления о Боге, церкви и религии. Рассказы читабельны, но несут в себе очень мало нового.
Главная находка автора — идея деймонов. Деймоны — это материализованная в нашем мире частичка души, которая выглядит как животное, больше всего подходящее для человека по характеру. Думаю, каждый читатель книги желал бы увидеть своего деймона, узнать его облик, имя. Отчасти данная идея напоминает идею духов-хранителей у индейцев, а также идею патронусов у Ролинг, но сходство лишь поверхностно. Также интересны местные артефакты: алетиометр (прибор, способный ответить на любые вопросы, вся сложность состоит в расшифровке ответов), эзахеттр (чудесный нож, способный разрезать ткань миров и открывать окна в параллельные вселенные, а кроме того, им можно разрезать любой материал), да и сама идея Пыли также очень любопытна.
Главный недостаток романов, на мой взгляд, — это суховатый язык автора и огромная любовь оного к скрытым подтекстам, все-таки немногие дети и подростки такое осилят и не закроют книгу, заскучав. Пара слов по поводу персонажей: на мой взгляд, они выписаны лучше, чем у Страуда (я кроме Бартимеуса, да Китти вообще не помню живых и ярких персонажей, а Натаниель смотрится живым далеко не всегда, в то время как в «Темных началах» мне хорошо запомнились и лорд Азриель, и Мариса Колтер, и Лира с Уиллом, и Пантелеймон), однако гораздо хуже, чем у Ролинг (Пулман все-таки не уделяет так много внимания психологизму, в угоду общей концепции сюжета).
Пара слов о завершении цикла.
Ну и подытожим. «Темные начала» — достаточно глубокое произведение, которое стоит прочесть. Возможно, не все идеи придутся вам по душе, возможно, наоборот. Очень может быть, что плюсы цикла для вас перевесят минусы, но также вполне вероятно, что один минус сведет на нет все впечатление. В любом случае, пока не попробуешь – не узнаешь, так что желаю вам, чтоб знакомство с книгой не прошло впустую.
drenay, 30 июня 2012 г.
На покупку этой трилогии меня натолкнула статья в английской газеты, где цикл «Темные начала» признавали лучшей детской книгой столетия, «Хроники Нарнии» и «Гарри Поттер«были на третьем и пятом месте соответственно. О как заинтриговали меня. В реалии все оказалось намного плачевнее. Теперь пройдемся по циклу. Сюжет: а его как такового и нет, неплохие идеи есть, колоритные персонажи вроде тоже на месте, а сюжет-отсутствует. Что хотел показать нам автор в путешествиях главной героини Лиры и ее деймона Пантелеймона в Антарктиду я честно говоря и не понял- передвижение из точки А в точку Б без развития сюжета-не пойму.
Персонажи. Да, персонажи неплохи- это и лучший друг Лиры- Уилл, с которым главная героиня знакомится во второй книге трилогии «Чудесный нож», который является «носителем» волшебного ножа при помощи которого можно разрезать параллельные миры и переноситься в любую точку вселенной.
Хорош и персонаж лорда Азриэлла (с его деймоном снежным барсом) отца Лиры мужественного и благородного человека, занимающегося исследованием таинственной «пыли».
Миссис Колтер(с ее деймоном обезьяной) властная и жестокая женщина, которая на поверку оказывается родной матерью Лиры.
Из основных персонажей мне еще понравился медведь- броненосец Йорек Бирнисон, подло изгнаный из своей стаи,но не без помощи Лиры вернувшийся и в битве с другим претендентом на трон ставший победителем и королем всех медведей- броненосцев.
Стиль написания. Он настолько вялый и «сухой», что появляется желание закрыть книгу уже странице на десятой.
Идеи. Основная идея автора, которая мне понравилась- это деймоны персонажей книги. Деймоны- животные это те же души людей, если умирает деймон, то умирает и его носитель(человек). Деймон Лиры Пантелеймон на протяжении всей книги менял свой вид, он мог быть и собакой и птицей, и мотыльком, так как у детей до четырнадцати лет хрупкая душа и деймон еще не принял свой реальный облик, после этого четырнадцатилетнего возраста, он приобретает свой истинный вид с которым и остается до конца своих дней.
Итог. Ничем не примечательное чтиво, которое для меня не подходит не только под категорию Шедевр, но и даже под понятие- хорошая литература. Так что от меня «Лучшей детской книге столетия«твердая пятерочка по десятибалльной шкале и то только из-за присутствия неплохих идей и персонажей.
RinaAndRaven, 7 сентября 2015 г.
Книги цикла прикупила еще в школе, но тогда у Пулмана было много конкурентов, дающих ему фору как в качестве, таки в значимости, так что цикл прочитала уже от «нечего читать». Мнение о первой книге, когда-то прочитанной наполовину, так и не изменилось — я считаю ее удивительным и странным феноменом. Не могу взять в толк, как книгу, в которой есть ведьмы, бронированные медведи, церковные интриги, цыгане и магия, можно было сделать такой невыносимо нудной. Возможно, дело в картонной главной героине, неприятной маленькой девочке с раздутым самомнением. А, возможно, и в том, что ощущается некая ненужность всех этих перипетий для глобального сюжета. Ко второй книге, впрочем, повествование становится бодрее. Лиры становится меньше, всех остальных — больше. Качество характеров не вырастает, но автор берёт количеством. Вполне нормальный приём, не всем же быть психологами. Наконец прорезается самое вкусное в цикле — система мира, оригинальный сплав науки, метафизики и чистой фэнтези. Вообще, за такую красоту я бы и восьмерку поставила, но все портит воинствующий атеизм автора. С подростковым пылом (мне даже за него как-то неловко) он вещает про угнетение, самоистязание и массовые убийства. Каждый персонаж на стороне церкви — воинствующий фанатик. Мотивов злодеев автор не раскрывает, да какие могут быть мотивы, ведь все злодеи — маньяки и психопаты. Суть религии намеренно подаётся однобоко, с фокусом на ограничениях и насилии над собой. Кажется, автора в детстве заставляли поститься и ходить в церковь по воскресеньям, а ничего не подозревающим людям теперь приходится читать и впитывать его детские обиды и подростковые комплексы. Короче, хуже фанатичного верующего только фанатичный атеист. Рекомендую читать этот цикл примерно лет с 14, когда подросток уже не будет мотать на ус ту лапшу, которую автор агрессивно пытается повесить ему на уши, и сможет вполне насладиться теми аспектами книги, которые чудо как хороши: ярким фэнтезийным колоритом, утонченной системой мира и вполне достойным сюжетом.
Привратник, 31 января 2013 г.
Мне не очень важно является книга антицерковной или нет. В конце концов противники церкви имеют на свои убеждение право ( инквизиция, черносотенцы, Варфоломеевская ночь итд итп). В книгах для меня главное 3 вещи : талант, гуманность и реализм.Хорошая для меня книга должна сочетать все 3 вещи. Пропорции определяет сам автор. Но эта книга лишена всех этих , основных для меня качеств, отдельные претензии так же вызывает особое сочетанием серости, невзрачности и в то же время хаотичности, неровности(как только автору удалось совместить несовместимое ?). Опять же логические ошибки и главная героиня не имеет никаких положительных черт ( имея тем не менее отрицательные). В общем оставляет книга дурное послевкусие.
sever28, 5 апреля 2011 г.
Что можно сказать с полной уверенностью — эту книгу нельзя давать детям.
Уже в ее начале главный герой-ребенок убивает человека, пусть даже случайно, и это просто коробит. Да, мир жесток и в нем полно насилия, но нет никакой нужды разочаровывать детей раньше времени. Они неизбежно поймут это, когда вырастут, но пусть у них будет какой-то добрый образ в душе, к которому можно обратиться, когда плохо, с которым можно сравнить.
Хорошие детские книги помогают нам фантазировать, создают удивительный волшебный мир. И пусть повзрослев, мы поймем, что это чудесный мир нам недоступен, и что в жизни не все так просто, но мы его будем помнить, и он будет греть нам душу.
repaS, 6 ноября 2014 г.
Определенно цикл не понравился. Не стала ставить оценку и голосовать, потому что не могу определить даже для кого это написано? Очень странный гибрид. Точно не для взрослых — все гротескно прямолинейно и схематично. Из-за этого отнести цикл к детской литературе? Но рассуждения о религии, вере, церкви — явно не для детского возраста. Для подростков? Но подросткам цикл не будет интересен по тем же причинам, по которым не интересен взрослым: герои, их поступки, развитие сюжета явно детские.
Как бы не хотелось оправдать потраченное на прочтение цикла время, даже малейших обоснований не нахожу — абсолютно бесполезное чтение.
nikalexey, 1 июля 2010 г.
Цикл получился довольно таки неоднозначный. Во-первый, как я уже писал в отзывах на романы, первый роман — Северное сияние — на несколько пунктов превосходит последующие. Слишком уж большая получилась разница. Такое ощущение, будто в первую книгу писатель вложил всю свою душу, все свои мечтания и фантазии, на последующие же или просто не хватило сил, либо просто уже нельзя было второй раз взойти на подобную высоту. Хотя и третья и вторая книги безусловно интересны, но все-таки на фоне первой части они выглядят немного блекло.
Взывает недоумение также позиционирование автором сериала как «детская книга для взрослых». По сути дела сам текст и его герои больше всего подходят именно для детской книги, да и мир Лиры с бронированными медведями, цыганами, заговорами, приключениями на Крайнем Севере безусловно рассчитаны на более юного читателя. И эта часть, в особенности в первой части Пулману удалась. От приключений Лиры невозможно было оторваться. Но вот те идеи, которые автор пытался вложить в книгу: противостояние институту церкви, боле того противостояние именно самой организации, а не вере, более всего подходит для взрослой аудитории. Проблематика, поднятая авторам довольно серьезна и требует серьезного осмысления, причем для этого надо знать и историю христианской церкви нашей Земли. Ведь многие элементы из структуры церкви мира Лиры взяты из истории нашего мира. Просто они называются по другому, да и немного изменены, а так суть осталась одна и та же.
В общем роман не зря назвали антихристианским, слишком он уж очерняет церковь, хотя не спорю. многие нападки и являются справедливыми.
Как итог могу сказать, что роман будет интересен как взрослой так и детской аудитории, правда взрослым будет немного скучновато в некоторых местах, роман все же более детский, а вот дети может и не смогут понять всего. Поэтому даже не знаю, когда его лучше прочесть.
Но прочесть обязательно нужно
gamarus, 17 апреля 2015 г.
Немного печальный отзыв. Печаль проистекает от разочарования в цикле как едином целом. Шикарная сказка, с огромным потенциалом, обещающая умное, захватывающие и насыщенное приключение, которая могла увлечь читателя на много вечеров подряд и покорить не одно поколение детей и их родителей, скатилась к занудному и скучному, не оправдано многословному чтиву. К тому же перегруженного вопросами религии, а вернее противостоянию ей.
Не знаю, то ли успех «Северного сияния» вскружил голову Пулману и он перестал заботиться о читательском интересе, то ли у него на душе накипело и не было сил молчать. Но к концу третьего романа мы получаем совсем другую историю, совсем с другим настроением. Даже трудно поверить, оглядываясь на первую книгу эпопеи, что такой задел можно чем-то испортить. Но, тем не менее, автору это удалось.
И всё бы нечего, если бы крайне удачный первый роман и вполне сносное его продолжение были как-то логически завершены и не принуждали читать завершение основной трилогии (промежуточные финалы не в счёт, там остаётся больше вопросов, чем ответов). Но тут-то мы почти в безвыходном положении. По сути «Северное сияние» это вкусный торт, с чаем заманивающий нас на скучное псевдорелигиозное собрание.
То, что великолепно и органично получилось у Толкиена во «Властелине колец», а именно плавный переход от забавного, но опасного приключения к поистине эпическому полотну, поражающего своим размахом, у Пулмана смотрится надумано и состряпано, что называется, «успеть, пока мысль не потерял».
Учитывая, что за последние пятнадцать лет вышло и ещё будет выходить достаточно хороших книг для молодой аудитории, то «Тёмные начала» неумолимо будут терять свою актуальность для читателя.
Тем не менее, трилогия не совсем уж плоха и наверняка будет иметь своих поклонников. А «Северное сияние» для меня навсегда останется одним из лучших образцов в этом жанре. Но значимость всего цикла, для детской и подростковой литературы, по-моему, сильно преувеличена.
Демитрий, 30 апреля 2012 г.
Я не пойму, чем эта книга зацепила людей и почему её признали чуть ли не лучшей книгой всех времён и народов. Если так, то стоит задаться вопросом: допустим, Пулман великий писатель, но кто же тогда Бунин, Достоевский, Хемингуэй, Голдинг? На мой взгляд, «Тёмные начала» это и не литература вовсе, а простая агитка, подобная той, что была у нас в «безбожную пятилетку». Забавно, лорд Азриэл обвиняет церковь в жестокости, а выходит так, что сам же он несёт свой атеизм огнём и мечом.
Книга переполнена пафосом и пустой бессмысленной клеветой. Я просто поражаюсь неграмотности автора в истории христианства (такое ощущение, будто и Священное Писание он не читал, а если и читал, то так, в кратком содержании). Повторюсь ещё раз, это не литература, а словоблудие на тысячу с лишним страниц. И ответить Ф. Пулману постараюсь строками из одной поэмы (предположительно, Есенина):
«А русский мужичок, читая «Бедноту»,
Где образцовый блуд печатался дуплетом,
Ещё отчаянней потянется к Христу,
Тебе же мат пошлёт при этом.»
Не читайте эту трилогию, и ни в коем случае не давайте её детям. Лучше прочтите им сказки К. Льюиса, и пользы из них они извлекут куда больше.
(а положительные комментарии на эту книгу чем-то напоминают мне выступления на парт съездах).
Nina, 20 мая 2008 г.
К стыду своему, пока дочка не посмотрела «Золотой компас», я и не знала ничего ни о Филипе Пулмане, ни о его произведениях. Нашла книги для дочки, прочитала «Северное сияние» и . не смогла оторваться. Первая книга просто очаровала — чудесный мир, деймоны, увлекательнейший сюжет, необыкновенные герои. А самое главное, конечно, Лира — удивительная девочка, невероятно живой образ. От второй и третьей книги тоже оторваться было трудно, но это уже не была детская сказка. Для меня в книге главным были герои, прежде всего, Лира и Уилл. Они прошли через такие испытания, какие мало кто может выдержать. Они столько потеряли — и обретенные миры, и возможность хоть когда-нибудь в этой жизни встретиться с возлюбленным, и почти найденных родителей, и удивительные способности… Оба они готовы пожертвовать всем для друга и любимого, и оба не могут принять жертву. Но я совершенно уверена, что ЭТИ дети выдержат всё, они просто не могут иначе. Да в конце они уже и не дети… Один из сильных образов – миссис Колтер. Меня не удивила резкая перемена, произошедшая с ней в конце книги – просто, в ней, в конце концов, проснулась мать, и те цели, которым она посвятила всю свою жизнь, оказались никчемными, да и судьба всего мира тоже оказалась не очень-то важной, самое главное, чтобы ее ребенок был жив и в безопасности. А вот лорд Азриэл – скорее символ, чем живой человек. Да и религиозно-философская составляющая книги меня оставила равнодушной — война против Создателя, оказавшегося немощным, выжившим из ума стариком в хрустальной клетке, выиграна, на смену приходит новая религия. Что нового принесет это людям? Есть, конечно, и некоторые нестыковки, не все сюжетные ходы получили свое завершение. Но все это не уменьшает того впечатления, которое на меня произвела эта трилогия. И мне кажется, что продолжение этой книге не нужно.
Leinguiny, 9 марта 2013 г.
«Если произведение искусства вызывает споры — значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное.» Так Оскар Уальда начал свой Портрет Дориана Грея. «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все.», — продолжил он дальше. Итак перед нами определенно прекрасно написанная трилогия, вызывающая множество споров.
От мира Пулмана или даже от «миров» невозможно оторваться. И откуда у него только появились все эти мысли об устройстве чужих вселенных?! Восхищаюсь. Пускай есть некоторые нестыковки и нелогичности, однако, это не портит общее впечатление от серии. Не портит, так как автор пишет Образом и Впечатлением и пишет он СКАЗКУ, поэтому простим ему небольшие просчеты, присущие жанру; к тому же не хочется требовать от писателя математической точности обоснования своей теории.
Неоднозначность образов героев и их поступков отмечаю как плюс трилогии. Русская литература и образование склонны отсеивать неоднозначность из детских книг и преподносить детям абсолютную истину, очищенную от прочей мишуры. Английская литература изначально по-другому построена: детям дают возможность оценивать и думать с самого начала. Соглашусь, что невсегда это приносит положительные плоды, но тем не менее, считаю, что нам есть чему поучиться.
Религиозную канву также не хочется критиковать, так как приятен новый взгляд. Новые точки зрения расширяют наше сознание и влияют на осознание действительности, даже той действительности, которая совсем далека от темы книги. Дистанцирование и нетривиальный взгляд здорово помогают понять, что абстракция нужна в нашей жизни, так как современная культура основана на навязывании идеалов и желаний, и многие их нас уже позабыли, что есть свобода сознания и как она прекрасна. С позиции взрослого человека мне было крайне интересно окунуться в идеологию миров Пулмана.
Однако, при всем положительном отношении к трилогии, вряд ли можно назвать книги детскими. Скорее, произведениями для подростков или уже совсем далеко — взрослых. Слишком уж сложными получились миры, поэтому и аудитория подобралась не в меру возрастная. Хотя что до меня, то таких прекрасных сказок мне еще не доводилось читать!
dia.sheridan, 27 октября 2009 г.
Трилогия Пулмана — это своеобразный атеистический ответ Льюису.
Книги прежде всего очень оригинальные, практически лишены стереотипов. Замечательный отдых для мозгов и души.
Но по-настоящему глубоко в мое сердце «Темные Начала», как и «Нарния» Льюиса, не проникли из-за своих слишком прямолинейных религиозных посланий.
Детские книги, на мой взгляд, не должны склонять юных читателей ни на одну из многочисленных сторон в таком сложном и важном вопросе, как Бог и душа. Я приветствую героев с независимым и самостоятельным мышлением, дерзких и не признающих авторитетов, однако Пулман нарисовал слишком бескомпромиссную и от того однобокую картину истинных целей христианской религии и ее негативного влияния на развитие человеческой индивидуальности. Кроме того, некоторые герои получились странными: эмоциональная пара ангелов-любовников подходит скорее для слэш-фанфикшна, а Метатрон, несмотря на свой божественный интеллект, явно страдает кретинизмом. Впрочем, за главных героев Пулману можно простить все совершенные автором прегрешения: он создал просто замечательных новых Адама и Еву — Уилла Парри и Лиру Белакву, а история их любви написана по-настоящему естественно, ничего лишнего, все к месту, и все очень правильно.
Источник