Вскоре однако солнце снова появилось
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Восход окрасил края туч на горизонте (1) и (2) хотя солнце так и не показалось (3) стало совсем светло (4) но всё же было невозможно разглядеть вершины сопок.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Запятая 1 ставится, так как союз И соединяет части сложносочиненного предложения: «восход окрасил, и стало светло».
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «хотя солнце так и не показалось».
Запятая 4 разделяет части сложносочиненного предложения.
ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.
Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:
1) на уровне простого предложения:
— понимание, того, что предложения без основы не бывает;
— знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)
— понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.
2) на уровне сложноподчинённого предложения:
— умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;
— умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;
— умение видеть указательные слова в главном
— умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.
3) на уровне сложносочинённого предложения:
— умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.
4) на уровне всего предложения в целом:
— умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.
Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.
Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ
Деревья скрипят и стонут . Хозяева угощали нас щами да ржаными лепёшками .
Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО
Ученик пишет быстро , но неаккуратно . Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:
Шелестят зелёные серёжки , и горят серебряные росы .
По ночам в городе стало темнее , а днём пахло огурцами и бензиновым дымком.
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.
(Если б вместо Надежды был у меня сын), при каком условии [я не думал бы], о чём? (что будет со мною nод старость).
При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:
[Деревья так теснятся друг к другу], (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).
[Деревья так теснятся друг к другу], (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).
Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:
[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]
[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].
[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].
[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].
Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО. ), либо ставить запятую.
Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.
[Утверждают](1) что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)(2) и (3) (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)( 4) когда? то сами убедились (5) в чём? (насколько правы были очевидцы).
1. Выделяем основы.
1- Утверждают (односоставное, сказуемое)
2- карнавалы восхищают и завораживают
4- сами убедились
5- правы очевидцы
2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.
3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.
(что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)
(когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
(насколько правы были очевидцы).
4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.
[Утверждают] что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что— = и = ).
Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.
[то сами убедились] когда? (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
[сами убедились] в чём? (насколько правы были очевидцы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.
(когда — = ), [то— = ], (насколько — = ) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.
1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.
Схема: |[ = ], (что— = и = )|, и |(когда — = ), [то— = ], (насколько — = )|
Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.
Источник
Вариант 51
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
(1) Исторические изменения наследственных признаков организмов I называются эволюцией. (2)Этот процесс имеет три очень важных следствия: во-первых, в ходе эволюции возникают новые виды, увеличивается разнообразие форм организмов, во-вторых, организмы адаптируются, приспосабливаются к изменениям условий внешней среды; поэтому говорят, что эволюция имеет приспособительный характер. (3) ____ в результате эволюции постепенно повышается общий уровень организации живых существ.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Следствиями эволюции является увеличение разнообразия живых организмов, приспособление к окружающей среде и повышение общего уровня организации живых существ.
2. В ходе эволюции — исторических изменений наследственных признаков организмов — увеличивается разнообразие форм живых существ.
3. В ходе эволюции организмы приспосабливаются к изменениям условий внешней среды.
4. В ходе эволюции увеличивается разнообразие живых организмов, происходит их приспособление к изменениям окружающей среды, повышается общий уровень организации живых существ.
5. Важнейшим следствием эволюции является то, что организмы приспосабливаются, адаптируются к изменениям условий внешней среды.
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1. Несмотря на это,
3. Иными словами,
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Обстоятельство, от которого что-нибудь зависит. Требовательность к себе — условие успеха.
2. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Условия перемирия.
3. Правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности. Условия проживания в общежитии.
4. Мн. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-либо. Природные условия.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. После новогодних поздравлений началась РАЗДАЧА подарков.
2. Володя — очень ДОВЕРЧИВЫЙ человек, и порой ему это очень мешает.
3. Неясный свет, ЗЛОВЕЩИЙ и холодный, то утихал, то разгорался.
4. Директор был очень строгий человек, НЕСТЕРПИМЫЙ к опозданиям и нарушениям.
5. Гимнаст был среднего роста, КОРЕНАСТЫЙ и широкоплечий.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
более ПЯТИСТА метров
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) О романе Булгакова «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Благодаря пристального внимания ботаников к кактусам это самая изученная группа растений. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение построения предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
д. верчивый, з. казать
ра. пространять, и. баловать
пр. обретать, пр. творить в жизнь
пр. мирить, пр. остановиться
п. править, р. списание
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Где бы мы н(1) встречались с Ириной, я н(2)когда н(3) видел её н(4) расстроенной, н(5) угрюмой.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Сергей (НЕ)РАЗ выручал меня в трудных ситуациях, (ПО)ЭТОМУ я знаю, что на него можно положиться.
2. За комнатными цветами приходилось ухаживать (ПО)РАЗНОМУ — в зависимости от времени года, а ТАК(ЖЕ) состояния растения.
3. (ПО)НАЧАЛУ казалось, что ветер ослабевает, но (В)СКОРЕ начался настоящий ураган.
4. (ПО)ТОМУ, как ведёт себя человек в споре, можно многое о нём сказать, (ТАК)КАК именно в острых ситуациях проявляются многие черты характера.
5. ЧТО(БЫ) ознакомиться со школами Европы, Л. Н. Толстой уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Мы были огорче( 1)ы, увидев серебря(2)ые струйки дождя на стекле и море, взволнова(3)ое урага(4)ым ветром.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Он говорил искусственно дребезжащим голосом и всё смеялся шипящим смехом театрального злодея.
2. Прошло два-три года и в характере сестры стали заметны существенные перемены.
3. Облака величаво плыли в чистом и высоком небе и бросали на землю необычные тени.
4. Неугомонный Петька то вертелся у своего окна то перебегал на другую сторону вагона.
5. Вокруг не было ни пыльной и бурой зелени травы ни пожелтелости и сухости сена.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Подъезжая к Сочи (1) мы любовались морем и (2) поросшими диким виноградом (3) холмами (4) подступающими к пляжам.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Вскоре (1) однако (2) солнце снова появилось из-за туч, теперь (3) по-видимому (4) надолго.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вечером (1) когда спала жара (2) и (3) город озарился светом иллюминации (4) мы отправились гулять по набережной.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Наступил сентябрь (1) и (2) хотя ещё жарко светило солнце (3) и (4) продолжался купальный сезон (5) кое-где на деревьях уже появились жёлтые листья.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Среди наших современных рыб осетровые оказываются своего рода живыми ископаемыми — уцелевшим остатком очень древнего отряда костнохрящевых рыб — группы, которая существовала ещё в девонский период времени одновременно с древними хрящевыми рыбами — акулами.
(1)Так сложилось, что для России литература — точка отсчёта, символ веры, идеологический и нравственный фундамент, а писатели и поэты — властители дум, идейные вожди, носители абсолютной истины, кумиры и идолы. (2)«Поэт в России больше, чем поэт» — эти слова Евтушенко определяют место литературы в жизни русского общества. (3)«Больные вопросы», «проклятые вопросы», «великие вопросы» — так характеризовались на протяжении всего 19 в. те социальные, философские, нравственные проблемы, которые поднимались в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова- Щедрина, Толстого, Достоевского, Чехова. (4)Эти вопросы звучали в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени», в «Обломове» и «Грозе», в «Преступлении и наказании» и «Кому на Руси жить хорошо?».
(5)Каких бы сторон жизни ни касались мастера слова, со страниц их творений всегда слышалось: «кто виноват?», «что делать?». (6)Эти вопросы звучали и в прозе, и в драматургии, и в поэзии. (7)Писатели по-разному интерпретировали историю, политику, религию, национальный характер, но пропущенные через живую душу живого творца, который был зеркалом жизни, эти явления становились близкими и понятными гражданам своей страны.
(8)Русская литература золотого 19 века стала неразрывным единством, некой типологической общностью, перед которой отступают различия между отдельными писателями. (9)Они старались понять, как же нужно жить, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? (10)В чём смысл и цель жизни? (11)Свободен ли человек в выборе жизненного пути? (12)Несёт ли человек ответственность за то, что совершается в окружающем мире? (13)Все эти вопросы чрезвычайно сложны, и писатели мучительно искали на них ответа, поскольку русская литература была литературой любви, делания и служения.
(14)По-моему, все наиболее мучительные вопросы, тревожившие литературу 19 в., нашли отражение в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». (15)Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой — Россия. (16)«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.
(17)А спокойствие — душевная подлость», —таково его жизненное кредо.
(18)Неслучайно писатель всю жизнь повторял одну и ту же молитву:
(19)«Господи! (20)Научи меня жить!» (21)Неслучайно его произведения стали Библией для целого поколения. (22)Неслучайно критик П. В. Аненнков отмечал, что «редкие писатели . так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л. Н. Толстой».
(23)Главной темой романа «Война и мир» является героическая борьба русского народа с французскими захватчиками. (24)Но наряду с главной темой, Лев Николаевич поставил много глобальных философских и нравственных проблем. (25)Одной из таких проблем является поиск смысла жизни и её цели. (26)И мысль Толстого-философа во много определила мысль Толсто го-художника. (27)«Люди, как реки. » — говорил он, подчёркивая этим сравнением необъятность, сложность человеческой души, изменчивость и непрерывное развитие внутренней жизни, поскольку писателя прежде всего интересует путь духовного развития человека, путь, ведущий к нравственному идеалу. (28)Духовная красота любимых героев Льва Николаевича проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности для пользы народа.
(29)Любимые герои Толстого ищут ответа на вопрос, волновавший лучших людей России в то время: что делать? (30)К какому практическому делу, большому, нужному, приложить свои силы? (31)Чему посвятить жизнь? (32)Особенно ярко эти поиски можно проследить на примере нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.
(33)Конечно, герои Толстого не пророки и не мессии. (34)Но они, как и герои других авторов (Чацкий, Татьяна Ларина, Базаров, Рахметов), помогают нам, читателям 21 века. (35)Почему? (36)Может быть, они отвечают на вопросы, волнующие и нас? (37)Может быть, русская литература и есть русская национальная идея? (38)А утрата литературы — это угроза национальной безопасности, утрачивая литературу и язык, мы утрачиваем страну? (39)Как же нужно жить, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? (40)Просто и ясно. (41)Честно. (42)Не боясь высоких слов, если они связаны со служением Отечеству, Истине, Семье, Любимым.
(По П. Вайлю и А. Генису*)
*Пётр Вайль — блестящий эссеист, путешественник и гурман, автор «Гения места» и «Карты родины», соавтор «Русской кухни в изгнании», «Родной речи» и других книг.
Александр Генис — русский писатель, эссеист, литературовед, критик, радиоведущий.
Источник