Встало солнце каждой веткой лес проснулся
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
Фет: «Я пришел к тебе с приветом» (1843)
В стихотворении 4 строфы, первые две — о пробуждении природы, вторые две — о состоянии души лирического героя. Строфы выдержаны в строгом соответствии друг другу, это называется психологическим параллелизмом. 1 четверостишие — о солнце, разбудившем все вокруг, эпитет «горячим» придает солнечному свету живительную силу. Последняя строка «по листам затрепетало» вызывает звуковую и зрительную ассоциации. Вся строфа наполнена энергией света. 2 строфа: Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой. Энергия солнечного света разбудила лес, который проснулся «весь», «веткой каждой, каждой птицей встрепенулся». Эти пробуждения передаются через лирического героя, через его чувства, переполненные весенним настроением. Это не пейзажная зарисовка, а впечатления лирического героя. Но в этом стихотворении есть и лирическая героиня, к которой обращена первая строка первой строфы: «Я пришел к тебе с приветом //Рассказать. » 3 строфа. 1 строка продолжает начало стихотворения: «Рассказать, что с той же страстью. » Предыдущие 2 строфы создают атмосферу света, радости, полученной от энергии солнца, переливающуюся в энергию чувства лирического героя: Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова. Картины природы передают состояние счастья лирического героя, его уверенность в своих чувствах: Что душа все так же счастью И тебе служить готова. Последняя строфа добавляет последний штрих к состоянию души, излучающей радость и веселье. Когда душа поет, ум — молчит: Что не знаю сам, что буду Петь-но только песня зреет. Фет — тончайший лирик, он способен уловить и отразить в словах все оттенки настроения, наполнить слова особым смыслом, на который откликается душа. И в этом стихотворении, как и во многих других, мы наблюдаем волшебную силу, которую Фет заключает в слова, подбирая их таким образом, что они создают мелодию — в каждом стихотворении свою. В этом стихотворении — мелодия весны, счастья, радости, солнечного света. Все эти отдельные мелодии сливаются в одну — мелодию юной души, окрыленной любовью.
Афанасий Фет: я пришел к тебе с приветом.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв
Источник
Стихотворение и анализ «Я пришел к тебе с приветом…»
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
Краткое содержание
Перед читателями предстаёт картина, состоящая из нежной палитры весеннего утра, в которой автор встречает свою избранницу. Стихотворение повествует о лирическом герое, пришедшем к своей возлюбленной, чтобы передать ей привет. Он делится с ней своими впечатлениями от окружающего мира, желает доброго утра, приносит счастливую весть о начале весеннего дня.
А. Зорюков. Май. Березы. 2011
Герой приходит вовсе не на свидание, а лишь для того, чтобы «рассказать, что солнце встало». Восхищение девушкой смешивается с восхищением красотами окружающей природы, которая неторопливо просыпается, готовясь к новому дню.
Герой стихотворения, словно проснувшийся лес, «весенней полон жаждой». Буквально накануне он виделся со своей любимой «с той же страстью». Душа его, как весенний лес, полна счастья и «служить готова» своей музе. Герой пришёл, к любимой, чтобы рассказать ей, что отовсюду на него «веселье веет». Он готов запеть от нахлынувших эмоций любви и восхищения от вида пробуждающейся природы. «Песня зреет» в душе поэта, он переполнен любовью, как весенний лес переполнен солнцем и птичьими трелями.
Анализ
Погружаясь в мир поэтических строк, написанных Афанасием Фетом, нельзя не заметить, насколько обострённо автор ощущает природу. Всё то, что происходит, не зависит от человеческого желания, воспринимается им как самое естественное, бесценное и великое. Справедливо будет сказать, что для Фета природа является самостоятельным живым существом, у которого есть собственные желания, манера поведения и темперамент.
Читая эти замечательные стихотворные строки, легко увидеть, что поэт уделяет огромное внимание мельчайшим деталям. Благодаря детализированному описанию окружающего пространства, картина природы приобретает особенный вид. Афанасий Фет уделяет пристальное внимание даже тем нюансам, которые, с первого взгляда, не имеют ключевого значения – это отличительная особенность его творческого выражения.
Песня, которая рождается в сердце поэта, является отражением его счастья. Он страстно желает поведать своей любимой о происходящем в природе и в душе: поэт переполнен любовью, поэтому ему жизненно необходимо поделиться ею. Точно так же необходимо лесу встрепенуться, запев о весне звонкими птичьими трелями.
Читателям 21 века может показаться, что Фет просто взял и нанизал свои впечатления о весеннем утре друг на друга. Но, это ошибочное мнение: дело в том, что в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом» вы не найдёте ни одной случайной строки. Каждая поэтическая строчка – это зеркальное отражение состояния души лирического героя.
История
Доподлинно неизвестно, кому именно посвящены эти стихотворные строки. В момент создания данного произведения Фет был молод: ему исполнилось лишь двадцать три года. Он не состоял в браке, и не был помолвлен. Возможно, именно поэтому история появления этих стихотворных строк на свет так и осталось скрытой от сторонних глаз. Стихотворение родилось в 1843 г. Тогда же это замечательное стихотворение напечатало литературное издание «Отечественные записки».
Персонажи и образы
Этот шедевр пейзажной лирики дарит читателям галерею великолепных, ёмких, насыщенных образов:
- два центральных образа – образ просыпающейся природы и образ юноши, недавно познавшего счастье любви. Окружающий мир у поэта лучезарен: природа вся, словно светится изнутри под лучами восходящего солнца. Фет пишет: «что оно горячим светом по листам затрепетало…». Вся природа буквально оживает, наполняясь тёплым светом.
- образ лирического героя – поэт пребывает в таком же чудесном расположении духа, как и сама природа. Яркие чувства побуждают его прийти к возлюбленной, подарив ей всего себя: «что душа всё также счастью и тебе служить готова». Герой находится под впечатлением и от любимой, и от природы – всё это навевает на него радость, которую он желает выплеснуть в песне: «отовсюду на меня весельем веет… буду петь, но только песня зреет».
- образ леса – ему отведена особая роль. Лес у поэта, подобно человеку, пробуждается и начинает движение. Фет пишет: «лес проснулся… веткой каждой, каждой птицей встрепенулся…».
- образ возлюбленной героя – он буквально сливается с образом весны, такой же молодой и прекрасной. Поэт очарован своей любимой, но точно так же он восхищается и окружающей его природой, проснувшейся от длительного зимнего сна.
- образ солнца в стихотворении представлен как яркое олицетворение жизни. Солнце «горячим светом по листам затрепетало», пробуждая деревья проснуться.
- образ весны – в тексте стихотворения он раскрывается путём постоянной переклички с душевным настроем лирического героя, который буквально пронизан моментами весенней радости.
Темы и настроение
Первой ключевой темой данного стихотворения является тема любви. Лирический герой с восторгом рассказывает о своих чувствах к возлюбленной, сравнивая их с восходом солнца, весенним преображением леса.
Второй ключевой темой является тема природы. Любое движение души человека напрямую связано с окружающим его миром. Страстный любовник в природе – это лес: он тянется к солнечному теплу, желая поведать миру о своей любви. Гармоничный союз леса и солнца рождает богатую палитру красок, ароматов, звуков, вдохновляющих поэта.
Третьей ключевой темой стихотворения является тема счастья. Афанасий Фет рассуждает об этом: он видит счастье в любви, искреннем служении своей возлюбленной: «Что душа всё так же счастью и тебе служить готова».
Произведение наполнено настроением весны, излучает ауру абсолютного счастья и восторга. По тональности оно особенно созвучно первой влюблённости человека.
Композиция
Стихотворное произведение «Я пришёл к тебе с приветом» содержит четыре строфы. По смысловой наполненности его справедливо разделить на две части:
Первая строфа – это описание увиденного небесного светила, находящегося, вслед за ночью, в состоянии волнения. Строкой «по листам затрепетало» поэт виртуозно передаёт ощущение счастья. Солнечный диск – символ полноценности жизни. Солнце посылает горячий свет, который, трепеща по листам, способен пробудить спящий лес. Возлюбленная настолько сильно очаровала лирического героя, что тот готов выразить своё душевное состояние. Здесь любая деталь природы играет незаменимую роль: «Лес проснулся веткой каждой, каждой птицей встрепенулся».
Вторая часть стихотворения отражает чувство пробуждения и невероятного счастья лирического героя. Вторя часть, аналогично части первой, состоит их двух строф. Здесь в единое целое соединились горячие чувства любви, желания, страсти и, затем – вырвались на свободу в виде признаний. Лирический герой легко и спокойно повествует миру о своих переживаниях, давая понять о том, что вновь и вновь готов пережить радостные эмоции любви. Герой напрямую связывает собственное чувство счастья с творческим началом: в душе у него уже «зреет песня». В стихотворении предельно просто соотносятся сердечные переживания влюблённого юноши и пробуждение окружающей его природы.
Жанр, направление, размер
- Жанр произведения «Я пришёл к тебе с приветом» – лирическое стихотворение, относящееся к любовной лирике.
- Направление данного произведения – чистое искусство. Поэт воспевает красоту окружающего мира, описывая его с максимальной лёгкостью, красочностью, в мельчайших подробностях. Он заявляет о высоких чувствах, ощущениях, возвышенных мыслях.
- Размер – произведение представляет собой четырёхстопный хорей. Данный стихотворный размер позволил Афанасию Фету максимально точно передать настроение лирического героя и придать произведению окраску разговорной речи, как если бы лирический герой действительно беседовал со своей избранницей.
- Тип рифмы – светлое впечатление от данного стихотворения многократно приумножается, благодаря наличию перекрёстной рифмы.
Средства выразительности
Данное стихотворное произведение может похвастаться многообразием троп. Буквально любая деталь имеет огромное значение, когда поэт описывает яркое утро:
- Лирические повторы – неоднократное использование глагола «рассказать», сигнализирует о невозможности сдержать чувство восхищения перед рассветом. Повторение союза «что» является указанием на бесконечную последовательность эмоций, чередующих друг друга. Яркую гамму таких впечатлений испытывает лирический герой, когда наблюдает за тем, как зарождается утро.
- Звукопись и аллитерация – они работают на усиление эмоционального фона. Повторение звуков «а»/«о» и аллитерация придают чёткость стихотворному ритму.
- Олицетворение – у Афанасия Фета «лес проснулся», «солнце встало». Благодаря олицетворению, природа становится вровень с лирическим героем, помогая ему в передаче собственных переживаний.
Целям выражения эмоций, точной передачи мыслей героя, служат определённые выразительные средства:
- эпитеты – «горячий свет», «весенняя жажда»;
- метафоры – «лес, полон весенней жаждой», «душа служить готова», «весельем веет», «песня зреет»;
- сравнения – «с той же страстью, как вчера».
Богатство выразительных средств наполняет яркостью стихотворное «полотно». Это позволяет читателю проникнуться возвышенным душевным настроем лирического героя. Данные выразительные средства, используемые поэтом, созвучны стилистике стихотворения. Это пронзительно лёгкое произведение позволяет ощутить восторг перед красотой внешнего мира, провоцируя читателя разделить эти чувства.
Проблематика и основная идея
Искренняя любовь способна преобразить человеческую личность, словно солнечные лучи – лесную чащу. Без любви, говорит Афанасий Фет, человеческое существо не сможет полноценно жить, как не сможет жить без тепла и света.
Природа и человек в стихотворении имеют глубинную, неразделимую связь: буквально в любом проявлении природной стихии, лирический герой видит близкие для себя эмоции.
Главная идея этого стихотворения в том, что человек должен находить своё счастье в чувстве взаимности с природой: именно на этом строится мир. Все любимы, и все любят в этой светлой песне любви – и деревья, и стаи птиц, и горячее солнце!
Источник
sumerkytanzujut
Мимо всей Вселенной я пойду смиренный тихий и босой
За благословенной утренней звездой
Анализ стихотворения А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…» с точки зрения методики, предложенной М.Л. Гаспаровым в работе «Фет безглагольный»
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
Стихотворение А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…» сразу начинается с действия, с констатации и утверждения этого действия «Я пришел», в котором подчеркивается именно личное действие и собственная личность автора. Потом герой сразу переходит к обращению к героине, и констатирует, что пришел к ней, а потом сообщает о цели своего визита, и говорит, что пришел «с приветом», что подразумевает под собой какое-то сообщение послание, значимое для внутреннего мира лирического героя. И вот первое четверостишие сообщает нам о цели и действии героя, и о том, что он хочет рассказать «что солнце встало, /Что оно горячим светом/ По листам затрепетало;» . Так же эта тема продолжается во втором четверостишии
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
В этих фрагментах описывается с одной стороны состояние природы, возрождение и пробуждение природы, ее ликование и какой-то кульминационный момент этого очень яркого и активно развивающегося процесса в природных явлениях. В этом описание присутствует олицетворение, автор говорит, что «лес проснулся», и несколько раз подчеркивает именно это его пробуждение, что «весь», «веткой каждой», «каждой птицей встрепенулся», тут подчеркиваются эти действия пробуждения, движения, какого-то прояснения и через смысловые акцентуации и фонологически, через чередование звуков «в», «вс», «пр», «встр». И все эти звуки именно подчеркивают состояние пробуждения, бодрости, ясности свежести и активно действующего духовного начала. Так же в описаниях природы просматривается параллелизм, потому что они в то же время и описывают внутреннее состояние героя и состояние его души, его чувства, переживания. Что в общем и является основной целью стихотворения.
И в третьем четверостишии герой уже переходит непосредственно к описанию своих собственных переживаний:
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Автор здесь уже прямо говорит о себе, о своей страсти, которая сравнивается для него с лесом, полным весенней жаждой. Конечно, тут идет психологический перенос жажды и чувств героя на состояние леса и природы. Так же тут есть аппеляция к временному континууму, герой говорит, что пришел так же, как и вчера, он упоминает прошлое в контексте настоящего, тем самым подчеркивая продолжительность его действия и свое постоянство. Он говорит, что пришел « с той же страстью», что и вчера, и что его душа «все так же счастью/И тебе служить готова». Тут прослеживается некое противопоставление постоянства его чувств переменчивым, трепетным, зыбким, неуловимым изменениям в природе. Потому что семантический ряд «затрепетало», «проснулся», «встрепенулся», «весенней полон жаждой» так или иначе создает ощущение чего-то очень изменчивого и даже тревожного, создает такую импрессионистскую постоянно колеблющуюся и движущуюся, живую, дышащую картину внутренних переживаний. Но отсылка к прошлому говорит о постоянстве этой готовности героя служить счастью и героине. И это уже не просто переменчивое настроение страсти и весенней жажды, но уже глубокое духовное движение, идущие от самых основ внутренней сущности героя в направлении познания истины. Потому что служение счастью и возлюбленной подразумевает под собой служение высоким идеалам, стремление к самым главным ценностям человеческой жизни – счастью и любви. И счастье здесь является категорией именно духовной, потому что связанно с идеей гармонии, потому что само по себе является духовным началом в человеке. И готовность служить счастью говорит о том, что герой готов реализовать свое созидательное духовное начало, начало, которое призывает к служению уже не ради чего-то, а во имя счастья и благополучия всего человечества, всего мира. Эта готовность служить счастью говорит о том, что автор находится на определенном уровне самосознания, и понимает свое положение в служении Истине и ее порядкам гармонии, он готов поддерживать эти законы мироздания и вселенной служить им всегда.
Последнее четверостишие объединяет оба плана, и внешний и внутренний. Слово «отовсюду» это «расширение» пространства, «на меня» — «сужение», а «веселье» как объединяющий фактор внутреннего и внешнего, приводящий все к единству и целостности:
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
И последние строки «Что не знаю сам, что буду/Петь — но только песня зреет.» как раз являются тем завершающим этапом, выражающим состояние суггестивности и иррациональности переживаний героя. Поэтому оно выражено через алогичное, через оксюморон, герой говорит о том, чего еще сам не знает, он предсказывает свое будущее, в то же время, не зная о нем. Такой итог кажется невозможным с точной зрения рационального восприятия, но именно через его парадоксальность автор и хочет донести идею о иррациональности и совершенной необъяснимости чувств и природы души человека, в которой ничего не подчинено материальным законам пространства и времени, но все существует одновременно и сразу, везде и всюду. В этом последнем четверостишии внутренняя реальность полностью переносится на внешнюю и сливается с ней, и сам герой свободно отдается этим перетекающим друг в друга потокам, не пытаясь противостоять, а просто погружаясь в пространство своего сердце, своей мечты.
Источник