Меню

Вставь пропущенные буквы укажи спряжение глаголов весной солнце

Материал для практической и самостоятельной работы

Материал для практической и самостоятельной работы.

1. Работа по алгоритму.

Проверю: у глагола безударное окончание. Поставлю глагол в начальную форму (что делать? что сделать?) Применю правило. II спр. — все на –ить, кроме брить, стелить; 7 на –еть, 4 на –ать. I спр. брить, стелить, зиждиться и все остальные.

2. Выучи стихотворение о глаголах, относящихся ко 2-му спряжению.

Слышать, видеть и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И дышать, смотреть, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Нас на Е спрягать нельзя.

3. Запиши глаголы в два столбика в зависимости от спряжения. Вставь пропущенные буквы.

Смотр..шь и вид..шь, вздыха..шь и дыш..шь, начерт..шь и нарису..шь, отруб..шь — не пристав..шь, се..шь и ве..шь, слуша..шь и слыш..шь, напил..шь и накол..шь, верт..шь и гон..шь, держ..шь и включа..шь.

4. Объяснительный диктант.

Весной в тундре солнце светит почти круглые сутки. Прилетают снегири. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят. Тает. Сияет луна в облаках. Гром перекатывается, грохочет. Ворчит, рокочет. Встряхивает землю.

5. Контрольное списывание. Вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.

Кошки очень хорошо слыш..т. Овцы прекрасно вид..т. Он и мухи не обид..т. Услыш..шь хорошую песню, запиш..шь ее, потом выучи..шь и распева..шь с друзьями. По этой дороге мы ед..м долго. Разреза..т носом воду, ход..т в море пароходы.

6. Продолжить синонимический ряд:

Дождь по листьям шуршит, капает, моросит … .

Обозначь окончания, укажи спряжение у записанных глаголов.

7. Вставь пропущенные глаголы, определи их спряжение. Окончания обозначь графически.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, . весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро … густою пеленою. Вдруг. ночь. буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. . пустынный ветер на приволье, … снеговые степи, как пух лебяжий. . их до небес. Все. белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все. все земля, воздух, небо превращались в пучину кипящего снежного праха, который. глаза, . дыхание, …, …, …, …, …, со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и. все, что ему ни попадалось.

Слова для справки: обтянуть, задернуть, настать, наступил, разыграться, взрыть, вскинуть, одеть, слиться, смещаться, слепить, занимать, реветь, свистать, выть, стонать бить, трепать, вертеть, обвиваться, душить.

8. Спиши, вставь пропущенные буквы.

Св..стит к..сая м..тель — белая м..тла дороги м..тет, дымят..ся сугробы и крыши. Руш..тся с сосен белые вод..пады. Ск..льзит по земле ярос..ная п..земка. Февраль летит на всех п..русах!

9. Графически обозначь орфограммы. Укажи вид и спряжение глаголов.

Солнце — самая близкая и единственная в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются далеко и кажутся песчинками, маленькими точечками.

Но как их много! Люди с давних времен пытались сосчитать звезды, чтобы лучше ориентироваться на небе. Они разделили условно весь небосклон на районы, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.

Спрячьте однажды вечером свои учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыбы. Если бы вы поискали на небе Полярную звезду, вы ее легко нашли бы.

Если вы посмотрите на небо в темноте, то увидите разные звезды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от ее температуры. Самые холодные звезды красного цвета.

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Июнь 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Проверочная работа (за 4-ю четверть), с. 90 – 91

Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.

ГЛАГОЛ
Проверочная работа (за 4-ю четверть)

Ответы к стр. 90 – 91

1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Март

С утра выгл я нуло (ср. р.) в е сенн е е со л нце. Оно осв е тил о (ср. р.) лес ярк и м свет о м. На утренн е м солнышк е з а св е ркали на ветках с о сульки. На скатерт и снегов з а сияли с е р е бристые ог о ньки. Выс о ко в неб е з а стыли лё г кие обл а ка.

Ч у тк о е ухо лов и т первые звуки в е сны. Чуть пахн е т см о лою, с о сновой и еловой хво е й. Слыш и ш ь барабанную трель пёст­р о го дятла. С тих и м свист о м л е тят к ел и хл о п о тливые клесты. Стоиш ь и любу е ш ь ся этими шустрыми птичками. Св о ими кр и ­выми клювами клесты теребят ш и шки, выбирают из них с е м е на. Вес е ло тенька ю т синички. Вид и ш ь , как справ а и слев а из снежных лунок вырыва ю тся (I спр.) т е терева. Праз д ник о м света называ ю т в народ е ме­с я ц март.

2. Определи и запиши тему текста.

Грамматические задания

Подчеркни грамматическую основу во втором предложении. Укажи, какой частью речи является каждое слово в этом предложении.

мест. гл. сущ. прил. сущ.
Оно осветило лес ярким светом.

Выпиши выделенные слова и разбери их по составу. Обозначь в словах значимые части.

Найди в первой части глаголы в форме прошедшего времени единственного числа и укажи над ними род.

выглянуло (ср. р.) , осветило (ср. р.)

Выпиши любой глагол в форме прошедшего времени множественного числа. Запиши этот глагол в форме другого времени. Укажи над глаголами время.

прош. вр. буд. вр.
засверкали — засверкают

Выпиши из второй части текста глаголы со следующими грамматическими признаками.

пахнет — наст. вр., I спр., 3-е л., ед. ч.
теребят — наст. вр., II спр., 3-е л., мн. ч.

Прочитай предложение о синичке. Объясни написание личного окончания глагола из этого предложения.

В глаголе тенькают пишется окончание -ют, так как это глагол наст. вр., II спр., 3-е л., мн. ч.

Найди в тексте любой возвратный глагол. Укажи над ним спряжение.

вырываются (I спр.)

Подчеркни любой глагол, в котором звуков меньше, чем букв.

Источник

Определение спряжения и личных окончаний глаголов + карточки-тренажеры #

Определение спряжения глаголов и написание их окончаний — сложная тема. Простая на первый взгляд, но детьми усваивается медленно. Отработать тему, попрактиковаться помогут карточки.

Спряжение — постоянный признак глагола. Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от личных окончаний.

I спряжение II спряжение
ед.ч мн.ч ед.ч мн.ч
1-е л. -у(-ю) —ем(-ём) -у(-ю) —им
2-е л. —ешь(-ёшь) —ете(-ёте) —ишь —ите
3-е л. —ет(-ёт) -ут(-ют)ит -ат(-ят)

Алгоритм определения спряжения глагола:

1. Если личное окончание глагола ударное, спряжение определяем сразу по ударному гласному: бер[ёшь] — I спр, молч[и́шь] — II спр.

2. У глаголов-исключений спряжение определяем сразу:
брить, стелить — I спр.,
смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать — II спр.
Орфограмму обозначаем так:
бре[ е т] (бр и ть — I, искл.)

3. Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяем по суффиксу перед -/ть\ в неопределенной форме:
/и\ — II спр., любые другие суффиксы — I спр.
Орфограмму обозначаем так:
бо́р[ е т]ся (бор о ться — I спр.).

Первому пункту уделите особое внимание! Ребенок ленится или забывает определять, ударное окончание или безударное, и сразу ставит все в начальную форму. Но если окончание ударное, то н.ф. этого глагола только запутает. Пример: гниют, окончание ударное, буква ю — I спр. Но детки ставят в н.ф. — гнить. Перед ть — и, ошибочно пишут, что спряжение второе. Частая ошибка.

Карточки для определения спряжения глаголов и личных окончаний:

Вставьте пропущенные буквы, над всеми глаголами укажите время, спряжение. Выделите окончание.

П…ля опустели. Цв…ты исчезли. Ж…лтая тр..ва клонится к з…мле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..леным к…вром. Корешки хлеба сохранятся невредимым. В…сной они выгл…нут на свет з..леными ст…бельками.

Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи спряжение. Обозначь орфограмму.

Игорь пиш _т (писать, . ). Собака скреб_т ( . ).
Аня беж_т ( . ). Олег и Глеб перепиш _т (переписать, . ) статью.
Ребята чита _т (читать, . ). Текст прочита _т (прочитать, . ) Инна.
Мы смотр _м (смотреть, . ) фильм. Друзья не посмотр _т (посмотреть, . ) фильм.
Ты слыш _шь (слыш_ть, . ) шорохи? Ты часто слуша _шь (слушать, . ) радио?
Что вы реша _те (решать, . )?

Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи начальную форму и спряжение. Обозначь орфограмму.

С земли ещё не сошёл снег, а в душе уже наступа….т (________________ , . ) весна. Замира….шь (________________ , . ) от смутных предчувствий и улыба….шься (________________ , . ) без всякой причины. Такое же состояние пережива….т (________________ , . ) теперь и природа. Земля холодна, грязь хлюпа….т (________________ , .. .) под ногами, но кругом всё весело, ласково, радостно! Солнце свет….т ( , . ) ярко и своими лучами купа….тся ( , . ) в лужах вместе с воробьями. Речка надува….тся (________________ , . ) и темне….т (________________ , . ). Она уже проснулась, скоро заревёт, понесёт свои бурные воды, погон….т ( ________________ , . ) лёд. Деревья голы, но уже живут, дыш. т ( ________________ , . ).

Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи начальную форму и спряжение. Обозначь орфограмму.

Кабан — это дикая свинья. По виду он немного отлича….тся (________________ , . ) от домашней свиньи: облада….т (________________ , . ) более коротким и плотным телом. Дикий кабан вод….тся ( ________________ , . ) в широколиственных и смешанных лесах.
Он брод….т (________________ , . ) по лесам и похрюкива….т (________________ , . ) . Дубовые жёлуди подбира….т ( ________________ , . ) . Своим длинным рылом землю ро….т ( ________________ , . ). Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачива….т (________________ , . ). Это он пищу ищ….т ( ________________ , . ).
Очень редко кабан напада….т ( ________________ , . ) на мелких и крупных животных, больных или раненых.

Заполни пропуски. Поставь глаголы в н.ф. Определи спряжение. Подчеркни исключения.

Вер_ш_ (________________спр.), леч_ш_ся (________________ спр.),
он зябн_т (________________ спр.), вы обижа_т_ (________________спр.),
он мороз_т (________________ спр.), вы беж_те (________________спр.),
они слыш_т (________________спр.), она купа_тся (________________спр.),
мечта_ш_ (________________спр.), дежур_ш_ (________________спр.),
оно свет_т (________________спр.), он гон_т (________________спр.),
они крич_т (________________спр.), они хохоч_т (________________спр.),
они уч_т (________________спр.), мы люб_м (________________спр.).

Заполни пропуски. Поставь глаголы в н.ф. Определи спряжение. Подчеркни исключения.

Догон_ш_ (________________ спр.), гре_ш_ся ( ________________спр.),
он смотр_т (________________спр.), вы броса_т_ (________________ спр.),
он глад_т (________________спр.), они бормоч_т ( ________________спр.),
они терп_т (________________спр.), она улыба_тся ( ________________спр.),
куша_ш_ (________________ спр.), вздыха_ш_ ( ________________спр.),
оно гре_т (________________ спр.), он стон_т ( ________________спр.),
он обид_т ( ________________спр.), он верт_т (________________ спр.),
она бле_т ( ________________спр.), они ненавид_т (________________ спр.),
они леч_т ( ________________ спр.), мы вер_м ( ________________спр.).

Готов_ш_ ( ________________ спр.), воз_ш_ся ( ________________спр.),
он слыш_т (________________ спр.), он ро_т ( ________________спр.),
вы руб_т_ (________________ спр.), он вид_т ( ________________спр.),
он кол_т (________________ спр.), они дремл_т ( ________________спр._),
они стел_т ( ________________спр.), она гоня_тся ( ________________спр.),
он верт_т ( ________________спр.), он завис_т (________________ спр.),
гон_ш_ ( ________________спр.), пряч_ш_ ( ________________спр.),
оно се_т ( ________________спр.), он держ_т ( ________________спр.),
они суш_т ( ________________спр.), мы гас_м ( ________________спр.).

От данных глаголов образуй и запиши форму 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажи спряжение глаголов.

Спр. ед. ч. мн. ч.
Работать — ____________________________________________________,
стелить — _____________________________________________________,
зреть — ________________________________________________________,
расцветать — ___________________________________________________,
сто́ить — _______________________________________________________,
таять — ________________________________________________________,
вертеть — _______________________________________________________,
кричать — _______________________________________________________,
дышать — _______________________________________________________,
решать — ______________________________________________________,
терпеть — _______________________________________________________,
ненавидеть — ____________________________________________________,
копить — _______________________________________________________,
смотреть — ____________________________________________________.

Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.

Они пиш…т ручкой, мы черт….м , мы вис..м, они леч…т, наступа…т весна, вы обижа…те, вы реша …те, ты дежур…шь, мы дыш…м, ты не догон…шь, она маш…т рукой, ты ласка…шься, ты вздыха…шь, ты выуч…шь, друзья не посмотр …т, коты ворч. т, ты стира…шь, мы вер…м, вы готов…те, он подбира…т, они глад…т, мы вид…м, ты дыш…шь.

Кузнечики стрекоч…т в поле, ты гуля…шь, пиш…м в тетради, он рассыпа…т, жук бега…т по дорожке, вы груз…те, он дума…т на уроке, мы замороз…м, ты крас…шь, ярко свет…т солнце, мы се…м, он обид…лся, прыга…шь на улице, вы слыш…те, зна…те правило, смотр…т в окно, он верт…ся, они вид…т, игра…м в мяч, ты бре…шь.

Трава зелене…т в лесу, она держ…тся, он пиш…т в тетради, она полива…т цветы, ты жале…шь, земля чернее…т в поле, мы вид…м, корм…т птиц, она завис…т, они ход…т в школу, ты посмотр…шь, дети ищ…т одежду, дела…шь уроки, замеча…шь ошибку, ветер гон…т стаю туч, она стон…т от боли, маш…т рукой, встрет…ш.. друга, ты жале…шь.

Вставьте подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени , измените порядок следования предложений, чтобы получился связный рассказ. Определите спряжение и лицо глаголов.

На улице ……… лютый мороз. Вдруг ты …….. тоненький стук. Метель ……… дорожки. Синичка ……….. по снежку. Ты …….. в тепле и ………… уроки. Через стекло на тебя ……… глазки-бусинки. Бедняжка совсем ……….. . За оконной рамой ты ………. птичку. Ты быстро …….. окно и ……. крылатую гостью в тёплую комнату.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Безударные окончания в личных окончаниях глаголов». Определите спряжение глаголов.

Из пословицы слов не выкин…шь.
Что посе…шь, то и пожнёшь.
Слезами горю не помож…шь.
Одной рукой и узла не завяж…шь.
Правды не спряч…шь.
Разговором сыт не буд…шь, если хлеба не добуд…шь.
На час опозда…шь – годом не наверста…шь.
Ласковым словом и камень растоп…шь.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в личных окончаниях глаголов». Определите спряжение глаголов.

Сам не зна…шь, где найдёш…, где потеря…шь.
Как налад…шь, так и поед…шь.
Неправдой свет пройдёшь, да назад не ворот…шься.
Не попробу…шь горького, не узна…шь сладкого.
Днём раньше посе…шь, неделькой позже пожнёш….
Дальше полож…шь, ближе возьмёш… .
Глубже вспаш…шь – буд…шь с хлебом зимой.

Вставьте буквы И или Е в окончания глаголов. Выделите окончания. Определите спряжение.

Замяука…т Нервнича…т
Угоща…т Беле…т
Запуга…т Зала…т
Искупа…т Провожа…т
Вис. т Порт…шь
Окружа…т Развлека…т
Запута…т Зиму…т
Желте…т Дикту…т
Марину…т Голода…т
Залива…т Добре…т
Строга…т Рыщ…те
Барабан…м Надкус…м
Выброс…м Верт…м
Готов…м Молч. т
Глад…шь Услыш…шь
Леч…шь Свет…шь
Молв…шь Скос…шь
Рыбач…те Причал…те
Выполн…те Застав…те
Люб…те Загон…те
Приземл…тесь Обнаруж…те

Определи спряжение глаголов. Обозначь орфограмму.

Для этого необходимо проспрягать глагол и определить спряжение по алгоритму.

Видеть, решать, брить, сидеть, стелить, знать, шить, копать, вертеть, бить, ломать, строить, загадывать, вспоминать, лепить, молчать, смотреть, бежать, надеть, сеять, сиять, пойти, выполнить, помогать, слышать, везти.

Определите спряжение глаголов

Бить, свить, жить, полить, выпить, прошить.

Примечание для преподавателя. Обратите внимание ребенка на то, что в этих глаголах спряжение определяется по личному окончанию (оно ударное), а не по начальной форме глагола. Если ребенок определил по начальной форме, что это 2-е спряжение, а не 1-е, напомните ему, что глаголы бить, вить, жить, лить, пить, шить и все глаголы, которые от них образованы с помощью приставок, не имеют глагольного суффикса -и- (буква и входит в корень).

Источник

Читайте также:  Как людям обходиться без солнца
Adblock
detector