Дидактический материал «Непроизносимые согласные в корне слова»
Спиши вставив, где нужно, пропущенные парные согласные. В скобках напиши проверочные слова.
звёз. ный поз. но праз. ник сер. це доблес. ный грус. ный кос. ный ус. ный
лес. ница окрес. ность мес. ность свис. нул извес. ный прелес. ный ярос. ный чес..ный счас. ливый вес. ник трос. ник капус. ный ненас. ный радос. ный час. ное гиган. ский облас. ной влас. ный крепос. ной чу. ство
здра. ствуй со. нце чудес. но прекрас. но ужас. но опас. но напрас. но вкус. но интерес. но тес. ный прес. ный небес. ный парус. ный соглас. ный безглас. ный бессловес. ный безобраз. ный любез. ный желез. ный колхоз. ный
серьёз. ный алмаз. ный звёз. ный поз. ний праз. ничный прекрас. ный доблес. но сер. це
ужас. ный грус. но серьёз. ный чудес. ный опас. ный мес. ный напрас. ный ненас. но
вкус. ный радос. но интерес. ный ярос. но
счас. ливо трос. никовый капус. ный ненас..ный доблес. ный прес. но тес. но грус. ный кос..ный мес. ность напрас. но влас. но окрес. ность лес. ница свис. нул извес. ный
ус. ный вкус. но прелес. ный ярос. ный счас. ливый прес. ный небес. ный чес. ный алмаз. ный поз. но безобраз. ный любез. ный праз. ник вес. ник интерес. но бессловес. но чу. ствительный трос. ник радос. ный гиган. ский желез. ный колхоз. ный облас. ной влас. ный крепос. ной безобраз. но чу. ство здра. ствуй любез. но чудес. но прекрас. но ужас. но
тес. ный серьёз. но припоз. ниться ус. но
праз. новать любез. ничать крас. ный наез. ник безобраз. ничать
Спишите, подчеркните непроизносимые согласные.
Подбери антонимы к прилагательным . Напиши словосочетания. Подчеркни непроизносимые согласные, в скобках записывай проверочные слова.
Ранний час — … час.
Весёлый вид — … вид.
Солнечная погода — … погода.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК : грустный, ненастный, поздний.
Спиши слова. Выдели в них корень. Подчеркни непроизносимые согласные. В скобках напиши проверочные слова.
Местный, свистнул, звёздный, устный, честный, капустный, местность, грустный, радостный.
5. Спиши слова, раздели их на слоги. Подчеркни непроизносимые согласные буквы.
Солнце, праздник, здравствуй, счастливый, лестница, чувство.
7. Спиши словосочетания. Подчеркни непроизносимые согласные. Выпиши два слова, в котором непроизносимую согласную букву проверить нельзя.
Весёлый праздник, красивая местность, густой тростник, яркое солнце, радостное чувство, гигантская башня.
8. Выпишите сначала словосочетания с непроизносимой согласной буквой Т , затем остальные. Письменно подбери проверочные слова.
9. Составь из слов предложения. Напиши их, подчеркни непроизносимую согласную в слове.
Город, в, расположен, местности, живописной.
Над, сияло, звёздное, нами, небо.
10.Прочитай отрывки из стихотворений. Выпиши из них слова с непроизносимыми согласными. Напиши проверочные слова. Выдели орфограмму.
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с берёзы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
Мне минуло шестнадцать лет,
Но сердце было в воле.
Я думала: весь белый свет –
Наш бор, поток и поле.
Уснули рыбаки у сонных огоньков;
Ветрило бледное не шевельнёт ни складкой;
Порой тяжёлый карп плеснёт у тростников,
Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом всё запущено.
11. К каждому слову подберите родственное слово, обозначающее признак предмета. Подчеркните непроизносимые согласные.
12. Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо. Напишите проверочные слова.
ус…ный рассказ, вес…ник весны,
беспокойное сер…це, ярос…ный ветер,
13. подберите к данным словам однокоренные слова. Напишите их парами.
Злость , ярость, радость, гигант, доблесть,трость.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК : злостный, яростный, радостный, гигантский, доблестный, тростник.
14. Спишите, изменяя слова в скобках по образцу. Подчеркни непроизносимые согласные.
ОБРАЗЕЦ : Цветы прелес т ные .
Цветы (прелесть). Труд (доблесть). Песня (радость). Жизнь (счастье). День (ненастье). Слово (честь).
15. Спишите, вставив вместо точек буквы, где это следует. Подчеркните непроизносимые согласные. Выделите корень.
Гиган…ский завод. Облас…ной город. Звёз…ное небо. Интерес…ная книга. Ус…ный рассказ. Вкус…ный пирог. Ярос…ный ветер. Ужас…ный случай. Чес…ный труженик. Доблес…ный труд. Горс…ка семян. Опас…ное место. Громко свис…нул. Несчас…ный случай. Мес…ный житель. Радос…ный день. Счас…ливый человек.
16. Подберите к данным словам однокоренные слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? Подчеркните непроизносимые согласные.
ОБРАЗЕЦ : Со л нце — со л нечный.
Солнце, сердце, зависть, место, известие, опасно, власть, капуста, ненастье.
17. Спишите, вставив пропущенные буквы. Подчеркните непроизносимые согласные.
Отцы и деды боролись за нашу счас…ливую жизнь.
18. Спишите. Подберите родственные слова для проверки пропущенных согласных. Припишите их к данным словам. Подчеркните непроизносимые согласные.
ОБРАЗЕЦ : Здра в ствуй — здра в ие.
Здра…ствуй, поз…ний, извес…ный, трос…ник, со…нце, сер…це, чес…вовать, учас…вовать.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК : здравие, опоздание, известие, трость, солнечный, сердечный, честь, участие.
19. Составьте предложения из данных слов. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните непроизносимые согласные. Проверьте их однокоренными словами.
Да здра…ствует, во, всём, мир, мире.
Москва, Родины, нашей, сердце.
В, нашем, идёт, гиган…ская, городе, стройка.
20. Спишите, заменив выделенные слова близкими по смыслу словами. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова, выделите корень.
ОБРАЗЕЦ : Здешний – местный.
Здешний житель. Знаменитый писатель. Незнакомая мес…ность. Дождливая погода. Унылая песня. Огромная стройка.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК : мес…ный, извес…ный, неизвес…ная, грус…ная, гиган…ская, ненас…ная.
Источник
Карточки по теме «Непроизносимая согласная»
тренажёр по русскому языку (3 класс)
Совершенствовать умение распознавать, писать, подбирать проверочные слова с непроизносимыми согласными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_po_teme_neproiznosimye_soglasnye.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Прочитайте. Выпишите слова с непроизносимыми согласными, рядом напишите слова, где эти согласные произносятся.
1. И туман и непогоду осень поздняя несет. В этом году зима запоздала. 2. Ненастье мешало детям гулять. Долго стояла ненастная погода. 3. Солнечных дней было мало. Солнце все меньше грело землю. 4. Места за Окой очень красивые. Места за Окой очень красивые. Местность была мне знакома.
Прочитайте. Как называются эти слова? Найдите слова с непроизносимыми согласными.
Свист, свисток, свистнул. Звезда, звездочка, звездный. Солнышко, солнечный, солнце. Опоздал, поздно, поздний (час). Весть, вестник, известный. Грустный, грусть, грустит. Трость, тростник, тростинка. Честный, честность, честь.
Спишите. Подчеркните непроизносимые согласные; выделите корень. Какие слова являются проверочными?
К словам с непроизносимыми согласными подберите проверочные слова. Напишите, подчеркните непроизносимые согласные.
Сердце, радостный, поздно, местность, солнце, известный, звездный, свистнуть, тростник, грустный, ненастный.
Сердечко, радость, известие, солнышко, место, опоздал, тростинка, звезда, грусть, свист, ненастье.
Подчеркните непроизносимые согласные
Вместо слов, данных в скобках, напишите слова, которые отвечают на вопросы какой? какая?
Честный поступок, (доблесть) воин, (радость) праздник, (поздно) вечер, (ненастье) погода, (грусть) вид, (счастье) находка, (уста) ответ, (место) житель, (прелесть( цветок, (ярость) ветер.
Подчеркните непроизносимые согласные.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Лев Николаевич Толстой всем сер…цем любил детей. Ребятишки из окрес…ных деревень ходили к нему в школу. Он учил крестьянских детей грамоте.
Извес…ный писатель писал для детей учебные книги. Для азбуки он написал много интере…ных рассказов, басен и сказок. Дети всей России учились читать по его книгам.
Объясните употребление заглавной буквы.
Во втором предложении подчеркните главные члены
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки по русскому языку (Рамзаева) , 2 класс по теме «Парные согласные» для индивидуальной и фронтальной работы.
Индивидуальная карточка содержит готовые задания, достаточно вставить букву и написать проверочное слово. Данный вид работы можно использовать на этапах повторения и закрепления.
карточки помогут детям закрепить правописание изученных орфограмм.
Данный материал предназначен для работы по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне» и может быть использован как карточки на этапе закрепления.
Карточки можно использовать как закрепление изученного материала ( индивидуально, в парах), а можно как проверку знаний.
Папка содержит набор карточек по теме «Согласные буквы».
Источник
Непроизносимые согласные в корне слова
В русском языке есть слова с сочетанием нескольких согласных звуков, при произношении которых возможно выпадение одного из согласных. Эти согласные звуки называют непроизносимыми.
Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове.
Например, в слове сер д це непроизносимым является согласный звук [д], в слове мес т ность — согласный [т], в слове здра в ствуйте — согласный [в], в слове со л нце — согласный [л].
При этом на письме соответствующие буквы необходимо обозначать. Поэтому написание слов с непроизносимыми согласными [в], [д], [л], [т] в корне требует проверки.
Согласный звук произносится отчётливо в положении перед гласным звуком или в конце слова.
Звёз д ный — звез д а (после непроизносимого согласного звука [д] идет гласный звук [а]), грус т ный — грус т ь (непроизносимый согласный звук [т] слышится более ясно в конце слова).
Для проверки непроизносимых согласных можно брать слова разных частей речи.
- существительное (в том числе с предлогом): счас т ливый — счас т ье, ус т ный — ус т а, безжалос т ный — без жалос т и
- прилагательное: сер д це — сер д ечный
- глагол: поз д ний — опоз д ать
Если при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.
Чудесный — чудесен, ужасный — ужас.
Некоторые слова нельзя проверить предложенным способом. Такие слова являются словарными, их нужно запомнить.
Запомните: лес т ница (но лесенка), праз д ник, чу в ство.
Примеры слов с непроизносимыми согласными и проверочные слова к ним
Вес т ник — вес т ь, вес т очка
Влас т ный — влас т ь
Гиган т ский — гиган т ы
Громоз д кий — громоз д ить
Грус т ный — грус т ь, грус т ить
Доблес т ный — доблес т ь
Жалос т ливый, безжалос т ный — жалос т ь, без жалос т и
Завис т ливый — завис т ь
Звёз д ный — звез д а
Здра в ствовать — здра в ый
Злос т ный — злос т ь, от злос т и
Извес т ный — извес т ие
Капус т ный — капус т а
Кос т ный — кос т ь, кос т очка, окос т енеть
Крес т ник — крес т ить
Мес т ный — мес т о
Наез д ник — ез д а, ез д ить
Ненас т ный — ненас т ье
Облас т ной — облас т ь
Пас т бище — пас т и
Поз д ний, поз д но — опоз д ать
Пос т ный — пос т , пос т иться
Прелес т ный — прелес т ь
Свис т нуть — свис т , свис т еть
Радос т ный — радос т ь
Сер д це — сер д ечный, сер д ечко
Совес т ливый — совес т ь
Со л нце — со л нечный, со л нышко
Страс т ный — страс т ь
Счас т ливый — счас т ье
Трос т ник, трос т никовый — трос т ь, трос т очка, трос т инка
Ус т ный — ус т а
Учас т ник — учас т ие
Хвас т ливый — хвас т ать, хвас т ун
Хрус т нуть — хрус т , хрус т еть
Час т ный — час т ь
Чес т ный — чес т ь
Ше ф ствовать — ше ф ы
Ярос т ный — ярос т ь, в ярос т и
Обратите внимание! В этих словах НЕТ непроизносимых согласных:
вкусный, гнусный, интересный, искусный, напрасный, небесный, опасный, парусный, прекрасный, ровесник, словесный, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать («идти»), яства.
Читайте также темы:
Источник
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » русский язык » Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне (упр 153-160) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне (упр 153-160) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
153
Прочитайте выразительно.
До чего ж сегодня день прелес т ный,
Солнце в небе празднично горит.
Освещает мес т ность и окрес т ность
И теплом своим сердца бодрит.
- Какое из выделенных слов имеет значение:
1) местность, окружающее пространство;
- 2) место, участок земной поверхности.
- Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.
- Поработайте в парах: подготовьтесь объяснить написание подчёркнутых орфограмм.
прелестный — прелесть, солнце — солнышко, празднично — празден, местность — место, окрестность — окрест, сердца — сердечный.
154
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
доблестный, честный день, площадка
звёздное, праздничный поступок, небо
лестничная, прелестный цветок, воин
- Образуйте словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного. Запишите их:
Доблестный воин, честный поступок, звёздное небо, праздничный день, лестничная площадка, прелестный цветок.
- Разберите выделенные слова по составу.
Доблестный — корень доблест-, суффикс /н\, окончание [ый].
Звёздное — корень звёзд-, суффикс /н\, окончание [ое].
Площадка — корень площад-, суффикс /к\, окончание [а].
Цветок — корень цвет-, суффикс /ок\, окончание [ ].
155
- Прочитайте. Определите, в каких словах есть непроизносимый согласный звук.
ПозДний, чудесный, опасный, месТность, интересный, уздцы, извесТный, сердце, вкусный, яросТный, капусТный, свисТнуть, прекрасный.
- Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.
- Подберите к каждому слову проверочное слово, которое ясно покажет, есть в слове непроизносимый согласный звук или его нет.
(Опоздать) поздний, (чудесен) чудесный, (опасен) опасный, (место) местность, (интересен) интересный, (узда) уздцы, (известие) известный, (сердечный) сердце, (вкусен) вкусный, (ярость) яростный, (капуста) капустный, (свистеть) свистнуть, (прекрасен) прекрасный.
156
грусть — грус Т ный
небеса — небесный
область — облас Т ной
честь — чес Т ный
гигант — гиган Т ский
власть — влас Т ный
счастье — счас Т ливый
звезда — звёз Д ный
радость — радос Т ный
ужас — ужасный
- Подберите к каждому слову и запишите однокоренное имя прилагательное.
- Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.
157
- Прочитайте. Подчеркните в словах буквы, написание которых надо запомнить.
Здрá в ствуйте, лéс т ница, чý в ство.
- Запишите слова в алфавитном порядке. Обозначьте в них ударение.
158
- Прочитайте. Замените каждое словосочетание одним словом. Запишите его.
Издать свист- — свист-нуть, издать хруст- — хруст-нуть.
- Выделите корень в однокоренных словах.
159
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Чертёж, редкостный, чувствовать, лепестки, лестница, сковородка, окрестность, таблетка, повестка, хлестнуть, шоколадка, бумажка, завистливый, местность, участник, скрипка, ненастный, жалостливый, винтовка, гвоздь.
- Выполните одно из заданий:
1. Определите, в какие группы по написанию можно распределить данные слова.
Парный по глухости/звонкости согласный: чертё Ж , реДкостный, лепес Т ки, сковоро Д ка, табле Т ка, повес Т ка, шоколаДка, бума Ж ка, скри П ка, винто В ка, гвозДь.
Непроизносимый согласный: редкос Т ный, чу В ствовать, лес Т ница, окрес Т ность, хлес Т нуть, завис Т ливый, мес Т ность, учас Т ник, ненас Т ный, жалос Т ливый.
2. Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук в корне слов.
Чертёж, редкос т ный, чу в ствовать, лепестки, лес т ница, сковородка, окрес т ность, таблетка, повестка, хлес т нуть, шоколадка, бумажка, завис т ливый, мес т ность, учас т ник, скрипка, ненас т ный, жалос т ливый, винтовка, гвоздь.
3. Выпишите выделенные слова, разберите их по составу.
Редкостный — корень редк-, суффикс /ост\ и /н\, окончание [ый].
Шоколадка — корень шоколад-, суффикс /к\, окончание [а].
Жалостливый — корень жалост-, суффикс /лив\, окончание [ый].
160
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Запишите заголовок.
Это было тихое лесное озеро. По берегам его стояли дубы-великаны. Деревья охраняли водную гладь озера.
У самой воды рос тростник. Возле него любили отдыхать утки, а на берегу жили мыши. Только иногда они нарушали лесную тишину, и тогда тростник сердился на них и ворчливо шумел.
Жили на озере и чудесные лебеди. Они медленно плавали вдали от камышей. Лебеди любовались белой лилией, низко склоняли перед ней головы.
- Подчеркните в третьем предложении главные члены предложения.
У самой воды рос тростник. Тростник — подлежащее, рос — сказуемое.
- Поработайте в парах: проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задания.
- Устно составьте продолжение данного текста. Подготовьтесь его рассказать.
При появлении первых признаков зимы озёрная гладь покрывалась тонким льдом, а белые птицы улетали на тёплый юг. Лишь один лебедь с подбитым крылом не мог этого сделать. Зимой о нём заботились ребята. Их белый друг с тоской смотрел то на небо, то на лесное озеро, где когда-то лебеди любовались прекрасной белой лилией.
Источник