Меню

Встреча архиерея от восток солнца до запад

Встреча архиерея от восток солнца до запад

Устав всенощного бдения для хора:

На встрече по возгласе протодиакона: “Премудрость”, хор поет:

1. “От восток солнца до запад. ” (Пс. 112:3-2);

2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме.

Можно тропарь повторить два раза.

3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”.

4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”.

Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1-го часа.

Далее вся Всенощная идет обычным чином.

После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина. ” и еще раз: “Ис полла” (краткое).

Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина. ” и “Ис полла. ” (краткое).

По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет:

– тропарь или величание праздника (не спеша);

– “Утверждение на тя надеющихся. ”;

– “Ис полла” большое (как после трио на Литургии).

Устав Божественной литургии для хора:

Протодиакон: “Премудрость”. Хор: “От восток солнца до запад. ” (Пс 112:3-2) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы.

Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.

Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион. ”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.

Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется. ”. Хор начинает петь: “Да возрадуется. ”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру.

Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.

Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином.

Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий. ” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны. ”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре.

Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос. ” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре.

1-раз поет хор, 2-раз поет духовенство, 3-раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3-раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.

Архиерей: “Призри с небесе. ” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого. 4-й раз Трисвятое поет трио. Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый. ”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”. Музыка пения трио может быть отличной от основной мелодии. 5-й раз поет хор, как и в третий раз, обычным напевом. 6-й раз поет духовенство. “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор. 7-й раз поет хор.

После прочтения Евангелия “Слава Тебе. ” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе. ” в ответ на благословение Архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.

На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).

Великий вход. Существует мнение, что великий вход на архиерейском богослужении занимает значительно больше времени, чем на иерейском. Это верно лишь отчасти. Некоторые Архиереи долго совершают поминовение на проскомидии, некоторые нет. Регенту лучше еще до начала службы выяснить этот вопрос у членов архиерейской свиты.

Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех. ” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.

Если предполагается иерейская хиротония, то вышеуказанное краткое “Ис полла” отменяется и переносится на конец хиротонии (после возложения на ставленника священных одежд с пением: “Аксиос”).

Пение во время чинов иерейской и диаконской хиротоний:

Для хора чины этих хиротоний по структуре одинаковы. Разница заключается лишь во времени совершения Таинства. Иерейская хиротония совершается после великого входа, а диаконская после Евхаристического канона, после возгласа: “И да будут милости. ”.

После возгласа: “Повели, Высокопреосвященнейший Владыко” духовенство поет тропари: “Святии мученицы”, “Слава Тебе, Христе Боже”, “Исаие ликуй”. Каждый тропарь, после пения его духовенством, пропевает хор (в той же тональности). После пения духовенством троекратного “Господи, помилуй”, хор поет: “Кирие элейсон” три раза. На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла. ” (краткое).

После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”

Архиерей: “В первых помяни, Господи. ”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи. ”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина . приносящаго . и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.

Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.

Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.

После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже. ”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет. ”.

После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина. (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).

Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.

Источник

Часть II. Некоторые особенности общественного богослужения при соборном служении иереев и служении архиерейском

Глава XIV. Особенности соборного служения литургии иереями с диаконом и без диакона 111

Священнослужители, служащие литургию, должны все вместе совершить входные молитвы перед литургией. Предстоятель в епитрахили, прочие священники без епитрахилей, но в камилавках, если имеют, диаконы в рясах, – целуют святой престол (при целовании надо снимать камилавку) и выходят из алтаря чрез северную и южную двери на солею.

На солее все священники становятся в один ряд пред царскими вратами, имея посреди себя предстоятеля. Предстоятель тихим гласом творит обычное начало: «Боже, очисти мя грешного» (трижды), и все священнослужители совершают крестное знамение и поясной поклон после каждого возглашения. Затем диакон тихо произносит: «Благослови, владыко». Предстоятель: «Благословен Бог наш». Диакон: «Аминь. Царю Небесный. », Трисвятое по Отче наш, и прочее по чину. Пред чтением тропаря: «Пречистому Твоему Образу» священники снимают камилавки 112 и, совершив метание или земной поклон (смотря по уставу дня), прикладываются к иконе Спасителя, а затем при чтении тропаря: «Милосердия сущи источник» – к иконе Божией Матери. За ними прикладываются диаконы. Затем все священники во главе с предстоятелем, преклонив главы, читают тайно: «Господи, низпосли руку Твою. », после чего кланяются друг другу: правая сторона левой, левая – правой, а предстоятель кланяется и направо и налево. Затем они все вместе кланяются народу и входят в алтарь, каждый по своей стороне. На правой стороне первым идет предстоятель. При входе в алтарь целуют икону Архангела или архидиакона на северной или южной двери алтаря. По входе в алтарь все прикладываются к престолу и приступают к облачению.

Проскомидию обычно совершает младший или чередной священник. По окончании проскомидии, на 6-м часе, диакон совершает полное каждение всего храма. Если нет диакона, каждение совершает священник, совершавший проскомидию.

Пред началом литургии священники занимают свои места по старшинству по сторонам престола. Предстоятель становится пред престолом, диаконы по правую и левую сторону от предстоятеля против передних углов престола. Предстоятель творит вполголоса «начал»: «Боже, очисти мя грешнаго». Все священнослужители вместе с ним трижды совершают крестное знамение и поясные поклоны. Затем предстоятель воздевает руки и с воздетыми руками читает молитвы: «Царю Небесный», «Слава в вышних Богу», «Господи, устне мои отверзеши». После каждой молитвы священнослужители совершают крестное знамение и поясной поклон, но никто, кроме предстоятеля, не воздевает рук и не читает вслух молитв. Далее, по чину Служебника, диаконы принимают от предстоятеля благословение на начало литургии.

Во время литургии служащим священникам не разрешается разговаривать друг с другом, оставлять свои места, читать тайные молитвы вслух или вполголоса. Возгласы после малых ектений до малого входа священники произносят по очереди.

Во время пения «Во Царствии Твоем. » или антифонов, когда придет время малого входа, предстоятель с диаконом совершают два поясных поклона. Предстоятель целует Святое Евангелие на престоле и вручает его диакону. Затем предстоятель и все священники совершают крестное знамение и поясной поклон; священники, кроме предстоятеля, целуют престол и, идут за диаконом по старшинству (впереди младшие) чрез горнее место и северные врата на солею. На солее священники занимают места в том же порядке, как стояли у престола в алтаре. Входное «Господу помолимся» и молитва входа совершаются тайно, без перерыва пения. На солее диакон, приняв у предстоятеля благословение на вход, подносит ему Евангелие для целования и по окончании пения «Блаженн» или антифонов, стоя у царских врат, произносит: «Премудрость, прости», несколько возвышая Евангелие. Диакон входит в алтарь и полагает Евангелие на престол. Священники, каждый на своей стороне, целуют только один образ: или образ Спасителя, или Божией Матери, входят в алтарь и встают на прежние места предстояния у престола. Предстоятель после них целует икону Спасителя на южной стороне царских врат, благословляет свещеносцев, целует икону Божией Матери на северной стороне царских врат и входит в алтарь. Все священники вместе с предстоятелем творят с крестным знамением поклон (престолу) и целуют престол.

Читайте также:  Солнце водолей луна рыбы

После окончания пения тропарей и кондаков предстоятель произносит возглас Трисвятого: «Яко Свят еси, Боже наш». Диакон, выходя в царские врата и наводя орарь на народ, заканчивает: «и во веки веков». (Диаконского возгласа «Господу помолимся» пред «Яко Свят» не полагается произносить, хотя в практике и встречается это во многих местах.) Во время пения Трисвятого предстоятель тихо произносит: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (трижды), независимо от пения, целует престол, отходит на горнее место и становится на южной стороне лицом на запад. Стоять и сидеть на горнем месте можно только архиереям. Прочие священники одновременно с предстоятелем также целуют престол и приближаются к горнему месту, становясь по старшинству по обе стороны горнего места.

Пред возгласом: «Мир всем» – предстоятель кланяется направо и налево сослужащим священникам. Второй священник, после окончания чтения Апостола, кланяется предстоятелю, идет к престолу и вручает диакону Евангелие. По прочтении диаконом Евангелия все священнослужители с горнего места идут на свои места, сделав поклонение горнему месту, а предстоятель принимает от диакона Евангелие и передает его второму священнику, который ставит Евангелие на престол между антиминсом и дарохранительницей.

На сугубой ектении, во время прошения о патриархе, предстоятель развертывает илитон и антиминс, оставляя неразвернутой только верхнюю половину антиминса, а на ектении об оглашенных при возглашении: «Открыет им Евангелие правды» два священника открывают верхнюю половину антиминса, крестятся и кланяются престолу, а затем предстоятелю.

Возглас по сугубой ектении произносит предстоятель, прочие возгласы до Херувимской произносят священники по очереди или по указанию предстоятеля.

На Херувимской песни только предстоятель воздевает руки и читает вслух: «Иже Херувимы. ». Остальные священники молятся тайно.

На великом входе при соборных служениях предстоятель идет с потиром вслед за диаконом. Остальные священники исходят чрез северные двери за предстоятелем по старшинству (младшие в конце) и в таком порядке встают в ряд на амвоне лицом к народу. Диакон на солее возглашает: «Великаго господина и отца нашего (имя), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

Предстоятель: «И господина нашего преосвященнейшаго (имя) (егоже епархия) да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

Второй священник: «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков». (Обычно последний заключительный возглас произносит предстоятель.) Добавлять иные возгласы для распределения их между всеми служащими священниками не рекомендуется 113 .

После возгласа на солее предстоятель добавляет полугласно: «Священство, диаконство ваше да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». И входит в алтарь. Диакон и священники в ответ произносят также полугласно: «Священство (протоиерейство) твое да помянет Господь Бог. ».

Пред пением Символа веры (когда хор поет: «Отца и Сына. ») предстоятель, а за ним и все священники читают тайно: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое», поклоняются престолу и каждый, подходя с левой стороны пред престол, целует дискос и потир (сверху покрова) и край престола пред собой, после же этого братолюбно целуют друг друга в оба плеча и правую руку. Старший говорит: «Христос посреде нас». Младший священник отвечает: «И есть, и будет»; целуют же они друг друга в «рамена» (плечи) в знак того, что они равно подлежат игу Христову и носят ярем Его на своих раменах.

Если в службе участвуют два или более диакона, то они целуют сперва каждый свой орарь в том месте, где изображен крест, потом целуют друг друга в рамена и говорят то же, что и священники.

После того как диакон скажет: «Двери, двери», предстоятель берет воздух со Святых Даров и, держа его над Дарами вместе с остальными священниками, колеблет вверх и вниз, чем изображается осенение благодатью Святого Духа, освящающего Святые Тайны.

После Херувимской песни и великого входа все иерейские возгласы произносит предстоятель. На евхаристическом каноне, согласно сложившейся практике во всех Православных Церквах, предстоятель произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа. » лицом к народу и благословляет его рукой. Следующие возгласы: «Горе имеим сердца» и другие – лицом к престолу. Все остальные участвующие в приношении святейшей Жертвы священники во время евхаристического канона все молитвы и возгласы читают тайно. Начиная от Господних слов: «Приимите, ядите» и до конца слов «И сотвори убо. » предстоятель гласно, а остальные священники тихо, все должны произносить эти слова в одно и то же время, как бы одними устами (см. об этом указание в архиерейском Чиновнике).

При возношении Святых Даров на возгласе: «Твоя от Твоих» не полагается творить чашей креста над антиминсом. На «Изрядно» предстоятель кадит Святые Дары трижды по трижды.

Причащение. Пред причащением предстоятель вместе с сослужащими творит молитву: «Боже, очисти мя грешнаго» трижды с тремя поясными поклонами и, прочитав «Ослаби, остави. », все вместе творят земной поклон 114 . Предстоятель кланяется сослужащим и произносит: «Благословите мя, отцы святии, и простите мне грешному. ». Сослужащие также кланяются предстоятелю. После этого предстоятель, обратившись к западу, испрашивает прощения у молящихся, говоря: «Простите ми, отцы и братие». Затем со словами: «Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему», он совершает второй земной поклон, целует край престола и левой рукой кладет себе на ладонь правой руки Пречистое Тело Христово, произнося: «Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего. », и отходит на правую сторону престола, где стоял второй священник.

В это время все священники, стоящие на правой стороне, переходят на левую и становятся по старшинству для принятия Пречистого Тела по тому же чину, по которому действовал предстоятель. Второй священник, с таким же поклоном поцеловав престол, берет частицу, целуется с предстоятелем в правое плечо со словами: «Христос посреде нас» (предстоятель), «И есть, и будет» (младший священник), и снова возвращается по левой стороне престола и горнему месту и становится на правой стороне рядом с предстоятелем. Идти за спиной священников, имея в своих руках Пречистое Тело, не полагается. Поэтому священники, готовящиеся принять Пречистое Тело, должны отступить с левой стороны от престола на такое расстояние, которое нужно для прохождения священников, уже принявших в свои руки Пречистое Тело.

После второго священника подходит к дискосу третий священник и с теми же действиями обходит по горнему месту, становится возле второго; возле него становится четвертый священник, затем пятый и т. д.

Когда все священники примут в свои руки Пречистое Тело, предстоятель возвращается на свое место пред престолом и тихогласно, во услышание сослужащих, читает молитву: «Верую, Господи, и исповедую. ». По прочтении ее причащаются Святого Тела все священники одновременно с предстоятелем 115 .

Затем предстоятель причащается Святой Крови и призывает диаконов для преподания им Пречистого Тела по чину, указанному в Служебнике. (Старший диакон подходит и, сделав земной поклон, целует престол, подающую Причастие руку и плечо предстоятеля, принимает частицу со словами: «И есть и будет», отходит левой стороной и становится возле младшего священника; далее возле первого диакона становится с Причастием второй, третий и т. д.) Раздав диаконам Тело, предстоятель отходит к жертвеннику. Необходимо обратить внимание, что только на соборных служениях диаконы причащаются Пречистого Тела после священников. При служении же одного священника диакон причащается Святого Тела Христова одновременно со священником (см. Служебник).

После причащения предстоятеля Святой Крови подходят и прочие священники к чаше, но уже не с левой стороны, а с правой стороны престола один за другим по старшинству, при этом совершают поясной, а не земной поклон, произнося: «Се паки прихожду. », и затем, причащаясь, произносит: «Честныя и Святыя Крове. причащаюся аз. »

После всех, причастившись, младший священник причащает из чаши диаконов.

Теплоту и антидор после причащения принимают все священнослужители, кроме тех, кто будет потреблять Святые Дары после литургии.

Окончание литургии. При возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков» предстоятель в царских вратах совершает чашей крест в воспоминание последнего благословения апостолов Господом Иисусом Христом на горе Елеонской пред Его вознесением на небо.

Во время ектении «Прости приимше» предстоятель, поцеловав антиминс и губу, складывает антиминс. Священники же подают Святое Евангелие предстоятелю. Во время возгласа «Яко Ты еси освящение наше» предстоятель творит крест Евангелием над антиминсом, целует Евангелие и возлагает на антиминс.

Заамвонную молитву обычно читает самый младший священник. Пред выходом он совершает крестное знамение, целует престол и кланяется предстоятелю. То же делает он, возвратившись в алтарь после прочтения молитвы. (Выходя на середину храма для чтения молитвы, он возглашает: «С миром изыдем».)

Если после «Буди имя Господне» предстоятель говорит слово, то весьма прилично всем священникам выйти на солею и слушать слово предстоятеля.

На отпуст выходят из алтаря на солею все священники. Отпуст с крестом в руке произносит предстоятель. Все сослужащие подходят ко кресту, а затем, возвратившись в алтарь, читают благодарственные молитвы и разоблачаются 116 .

При служении без диакона предстоятель совершает каждение во время чтения Апостола (по другой практике – младший священник), выносит Евангелие во время малого входа и читает Евангелие. Он же совершает каждение во время Херувимской.

На великом входе предстоятель выносит чашу и дискос, а следующие за ним священники несут крест, лжицу и копие. Предстоятель произносит: «Великаго Господина» (поминая Святейшего Патриарха), второй священник поминает правящего епископа; заканчивает поминовение предстоятель возгласом: «Вас и всех православных христиан».

Предстоятель творит все возгласы на евхаристическом каноне, начиная с «Мир всем» (после возгласа: «Милостию и щедротами») и до возгласа: «И да будут милости». Он же возглашает: «И сподоби нас, Владыко», выносит чашу, произнося: «Со страхом Божиим», и затем: «Всегда, ныне и присно». Заамвонную молитву читает младший священник.

В конце литургии отпуст творит также предстоятель. (См. Указ Свят. Синода на имя Донского преосвящ. 13 сент. 1874 г.)

Глава XV. Чин встречи епископа при посещении им церквей (при объезде епархии)

Благочинный данного округа заблаговременно сообщает настоятелю прихода и старосте о времени прибытия епископа в приход.

За час до прибытия преосвященного начинается благовест, извещающий прихожан, а при приближении к храму торжественный трезвон, который прекращается при входе архиерея в храм.

Пред прибытием архиерея священник облачается в поручи, в епитрахиль и фелонь, диакон (если есть) – в стихарь, орарь и поручи, псаломщик – в стихарь. Священник, взяв напрестольный крест на блюде, покрытом воздухом, диакон, держа кадило в правой руке, а в левой руке зажженную свечу, предварительно открыв царские врата, выходят на встречу архиерея к западным дверям храма, где около постланного ковра становятся следующим образом:

священник на правой стороне (южной) с крестом на блюде, обращенном рукоятием к своей левой руке, или держит крест в руках, придерживая верх креста правой рукой, а низ левой;

с левой стороны – пономарь с чашей святой воды и кропилом, обращенным рукоятием в правую сторону;

диакон же – против западных дверей.

Когда архиерей вступит в храм и на него наложат мантию, он совершает молитвенное поклонение, после чего священник подносит (с правой стороны) крест, а пономарь (или псаломщик) святую воду для окропления при осенении крестом предстоящего народа.

После того как архиерей приложится ко кресту и положит его на блюдо, все, поклонившись архиерею, при пении «Достойно есть» 117 или тропаря храма идут, предваряя архиерея, в храм: певцы на клирос, священник и диакон на амвон; при этом священник с крестом на блюде встает на амвоне у местной иконы Спасителя лицом к северу, а диакон у местной иконы Божией Матери лицом к алтарю. Святая вода, кадило и свеча уносятся в алтарь.

Если на встречу выходило несколько священников и диаконов, то они становятся пред амвоном лицом к алтарю в порядке, какой соблюдается на молебнах, т. е. старшие ближе к амвону, а младшие за ними; диаконы же за последней парой священников лицом к алтарю.

Читайте также:  С юбилеем солнце мое

Когда архиерей поклонится местным иконам и войдет в алтарь или станет перед царскими вратами, диакон, стоя пред местной иконой Божией Матери, а если его нет, то священник произносит краткую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже. », произносимую на утрене перед шестопсалмием. Возгласы после этой ектении и после «Премудрость», а также и отпуст (поминая святого храма), произносит священник.

По исполнении отпуста священник (настоятель) подает преосвященному святой крест (поцеловав его руку), а диакон, стоя пред амвоном, возглашает многолетие Святейшему Патриарху, преосвященному архиерею, с богохранимой их паствой, и всем православным христианам. При возглашении архиерей осеняет крестом по сторонам, а по осенении священник принимает на блюде крест. (Если нет диакона, то священник становится у диаконского амвона и здесь произносит ектению и многолетие.) Когда после этого владыка троекратно благословит народ архиерейским благословением, певчие поют: «Ис полла эти, деспота».

Священник (настоятель) с крестом и диакон (а если есть, то и другие священники и диаконы) входят за преосвященным в алтарь чрез царские врата. Крест священник полагает на престоле. Настоятель и остальное духовенство прикладываются к престолу и подходят к архиерею от правой стороны престола по старшинству для принятия святительского благословения. Духовенство все разоблачается, кроме диакона (для затворения царских врат, когда архиерей будет выходить из храма) и настоятеля: настоятель в епитрахили сопровождает архиерея при осмотре им храма, алтаря и его священных принадлежностей.

Пред встречей своего епархиального архиерея священник должен освободить святой антиминс, сняв с него лежащее на нем Евангелие и поставив его, как обыкновенно, между антиминсом и дарохранительницей. Но самого антиминса не следует раскрывать; раскрывает его по входе в алтарь сам архиерей или по его указанию священник. Если преосвященный пожелает осмотреть запасные Святые Дары, то священник вынимает их с подобающим поклонением и благоговением, но не иначе, как предварительно надев поручи.

Когда архиерей будет благословлять собравшихся прихожан, певчие поют догматики или праздничные стихиры и ирмосы. При выходе преосвященного из храма опять бывает звон во все колокола 118 .

Глава XVI. Особенности совершения богослужения (литургии) священником в присутствии архиерея

Если архиерей, прибыв, остановился в данном приходе и будет присутствовать на богослужении, то настоятель прихода с вечера должен испросить благословения у архиерея на служение литургии и получить указание о времени благовеста и начала службы. (При этом архиерей дает указание, должна ли быть встреча ему в храме.) Если встречи не бывает, то архиерей проходит прямо в алтарь южными дверями. Если же бывает встреча (см. ниже, гл. 17), то при входе архиерея в храм, по обычаю, должны быть открыты царские врата.

Когда архиерей, благословив с амвона предстоящих в храме (певчие поют: «Ис полла эти, деспота»), войдет чрез царские врата в алтарь и, приложившись к престолу, станет на свое место, царские врата закрываются и служащие священник, диакон и члены причта подходят к преосвященному для принятия от него благословения.

Священник выходит на встречу архиерея в соответствующем облачении, т. е. в епитрахили и фелони пред всенощным бдением и в полном облачении пред литургией.

Если случится, что архиерей посетит храм во время совершения богослужения, то служба не прерывается; в подобных случаях, войдя в храм, архиерей направляется прямо в алтарь южной дверью, пономарь же должен постлать для него ковер в алтаре на правой стороне царских врат, а священник только кланяется в пояс архиерею.

Если архиерей будет присутствовать при чтении часов, то чтец пред окончательными молитвами 3-го и 6-го часа должен произносить: «Именем Господним, владыко, благослови», а священник произносит: «Молитвами святых отец наших» 119 .

При этом необходимо помнить, что при окончании возгласов священник, осенив себя крестным знамением и поклонившись Богу (к престолу), каждый раз кланяется архиерею.

Пред каждым каждением (на литургии и на других службах) священник испрашивает благословения у архиерея: приподняв кадило, он подходит к архиерею со словами: «Благослови, преосвященнейший владыко, кадило». Но диакон, сослужащий священнику, испрашивает благословение пред каждением не от архиерея, а от священника, который, благословляя кадило, произносит соответствующую молитву. (По местной практике некоторых епархий, и диакон берет благословение на каждение у архиерея.) В положенные моменты диакон кадит сначала архиерею, а затем священнику. В начале каждения (после окаждения алтаря) архиерею полагается кадить трижды по трижды, а по совершении каждения – только трижды. После этого диакон или священник, сделав молитвенное поклонение к горнему месту, кланяется архиерею и отходит на свое место.

Пред малым входом на литургии священник и диакон, помолясь пред престолом и поцеловав его, кланяются архиерею, а диакон, по принятии Евангелия от священника, подносит архиерею для целования, и после этого идут чрез горнее место на солею.

Священник встает на амвоне пред царскими вратами, а диакон входит с Евангелием чрез царские врата и, взяв Евангелие в левую руку, правой подняв орарь и стоя полуоборотом, обращаясь к архиерею, произносит: «Благослови, преосвященнейший владыко, святой вход». Архиерей благословляет. После этого диакон, встав в царских вратах, возглашает: «Премудрость, прости». (Подобно же в присутствии архиерея делает диакон, покадив царские врата, на входе на великой вечерне.) После входа в алтарь, положив Евангелие на престоле, священник и диакон целуют престол и кланяются архиерею.

Пред чтением Евангелия на литургии священник подает Святое Евангелие диакону; взяв Евангелие, диакон идет к епископу и испрашивает от него благословение на чтение Евангелия: «Благослови, преосвященнейший владыко, благовестителя святаго славнаго и всехвальнаго евангелиста (имя)». Епископ сам произносит молитву и благословляет его главу. Священник же, стоя сзади престола, лицом на запад, возглашает: «Премудрость, прости. ».

После прочтения Евангелия диакон идет с Евангелием к епископу и дает ему для целования. Поклонившись архиерею, диакон отходит к престолу. Священник же, придя с горнего места, принимает от диакона Евангелие, тихо говоря: «Мир ти благовествующу» 120 .

При великом входе (на литургии), при отходе к жертвеннику, священник и диакон, поцеловав престол, кланяются архиерею. Во время великого входа, когда священник, помянув всех православных христиан, входит в алтарь, то произносит вполголоса, обращаясь к архиерею: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог. », и ставит чашу на престол.

Священник пред обращением к народу со словами: «Мир всем», «Благодать Господа. », «Благословение Господне на вас. » прежде кланяется архиерею, а потом благословляет предстоящих 121 .

Во время пения причастного стиха, после причащения, священник подает преосвященному антидор, просфору и теплоту, антидор положив на верх просфоры на одной тарелке, а ковшик с теплотой поставив на другой тарелке.

В конце службы пред отпустом, когда хор поет: «Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды)», прибавляют: «владыко, благослови».

По окончании службы священник принимает от архиерея благословение.

После выхода преосвященного из алтаря по окончании службы, когда архиерей осенит архиерейским благословением с амвона предстоящий народ, хор поет: «Ис полла эти, деспота», и бывает звон во все колокола к выходу из храма. По выходе архиерея из храма царские врата затворяются, и священник и диакон разоблачаются.

Глава XVII. Обязанности, соблюдаемые иереем при служении с архиереем литургии

§ 1. Проскомидия

Священники, назначенные к служению с архиереем литургии, должны прибыть в церковь заблаговременно, осмотреть, все ли приготовлено каждому из них для облачения. Чередной (младший) священник заблаговременно до благовеста, прочитав входные молитвы, облачается и совершает проскомидию с тем, чтобы успеть совершить ее до прибытия архиерея.

На проскомидии из заздравной просфоры на верхней ее половине вынимаются только две большие частицы (за патриарха, архиерея и за весь священнический чин), а из заупокойной – одну частицу, прочие же частицы (мелкие) из обеих просфор должно вынимать из нижних половинок, оставляя верхние части просфор архиерею для изъятия из них частиц на великом входе.

§ 2. Встреча архиерея и облачение

При приближении архиерея к храму производится трезвон. В это время все священники, готовящиеся служить с преосвященным, приложившись к престолу, выходят (в рясах и камилавках) из алтаря северными и южными дверями к западным дверям храма, а священник, совершавший проскомидию, выходит в облачении с напрестольным крестом, положенным на блюдо, покрытое воздухом. Все становятся по чину (старшие ближе к западным дверям), а священник с крестом справа впереди всех.

Когда архиерей войдет в храм и станет на орлеце, то он и одновременно с ним встречающее его духовенство исполняют молитвенное поклонение, после чего все кланяются архиерею на его святительское благословение. Иподиаконы облачают его в мантию, и архиерей произносит: «Премудрость». Старший диакон читает: «Достойно есть. ». В это время хор поет: «От восток солнца до запад. », и затем медленно: «Достойно есть».

Архиерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», старший диакон: «Честнейшую Херувим». Архиерей: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше. ». Старший диакон: «Слава и ныне. Господи помилуй (трижды). Преосвященнейший владыко, благослови».

Архиерей, творя малый отпуст, принимает от младшего священника крест (священник, поцеловав при этом его руку, становится справа первым). Когда архиерей сам приложится ко кресту, а после него приложатся (сняв камилавки) все священники, начиная со старшего, все опять становятся на свои места, а младший священник принимает крест на блюдо. Затем все одновременно с архиереем молятся и, поклонившись ему на его святительское благословение, входят в храм в таком порядке: за диаконами идет священник, несущий крест (который проходит через амвон и северной дверью в алтарь для положения креста на престоле), за священником, несущим крест, следует архиерей, а за ним попарно встречавшие его священники. (Обычно младший священник, приняв от архиерея крест и вместе со всеми поклонившись ему, сразу же впереди всех уходит с крестом в алтарь.)

Архиерей входит на самый амвон, а священники становятся за ним попарно ниже амвона для выслушивания входных молитв (старшие священники ближе к амвону).

Когда, по окончании входных молитв, преосвященный, осенив благословением предстоящий народ, будет идти с амвона на облачальное место, первые из сослужащих священников поддерживают его при схождении со ступеней амвона и вместе с остальными сослужащими священниками идут за архиереем и становятся по чину в обычном порядке впереди облачального места (старшие ближе к архиерею). Затем все священники, одновременно с архиереем исполнив молитвенное поклонение и попарно приняв святительское благословение, уходят в алтарь для облачения (стоявшие на правой стороне – южной дверью, а стоявшие на левой стороне – северной дверью).

§ 3. Часы и литургия

После облачения архиерея, в конце возглашения старшим диаконом «Тако да просветится свет твой пред человеки», выходит из алтаря южной дверью младший священник (совершавший проскомидию), а северной дверью – чтец; оба одновременно идут на середину храма, становятся посередине между амвоном и архиереем – священник справа, а чтец слева и, сделав молитвенное поклонение к алтарю, кланяются архиерею вместе со старшим диаконом. Взяв у владыки благословение, священник произносит: «Благословен Бог наш. ». Чтец: «Аминь», и следует обычное чтение часов. Обычно чтец вместо: «Именем Господним благослови, отче», произносит: «Именем Господним, владыко, благослови» 122 . После каждого возгласа священник и чтец делают поклон архиерею.

При окончании чтения часов (после возгласа священника: «Яко Твое есть Царство. ») священники, стоявшие около престола, исполняют троекратное молитвенное поклонение, выходят из алтаря северной и южной дверями на середину храма и становятся по старшинству впереди архиерея с двух сторон. Все, по молитвенном поклонении, кланяются архиерею на его святительское благословение.

После возгласа: «Молитвами святых отец наших. », архиерей читает положенные пред началом литургии молитвы. Старший из сослужащих священников, поклонясь преосвященному, входит южной дверью в алтарь к престолу (к передней стороне его) и после молитвенного поклонения, поцеловав его и поклонившись архиерею чрез открытые в это время царские врата, творит возглас: «Благословенно Царство. ». После возгласа, сделав поклон архиерею, становится на свое место с правой стороны престола.

Возглас после великой ектении «Яко подобает Тебе. » делает первый сослужащий, стоя на своем месте у престола, а после возгласа кланяется архиерею чрез открытые царские врата.

Одновременно с ним кланяется архиерею и второй сослужащий священник (стоящий на середине храма) и затем, северной дверью войдя в алтарь, подходит к передней стороне престола, целует его, кланяется чрез открытые царские врата архиерею и становится на свое место с левой стороны престола. Второй священник произносит возглас после малой ектении («Яко Твоя держава. »), после которого также кланяется архиерею чрез царские врата.

Читайте также:  Лети за солнцем дан балан

Вместе с поклонением второго сослужащего кланяются и все остальные священники, находящиеся посреди храма, и входят в алтарь (стоявшие на правой стороне входят южной дверью, а стоявшие на левой – северной дверью). Приложившись к престолу и поклонившись чрез царские врата архиерею, все становятся у престола на свои места. Возглас после второй малой ектении «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси. » произносит третий сослужащий, обычно кланяясь архиерею.

Перед малым входом первый сослужащий, вместе с протодиаконом помолившись спереди престола и поклонившись архиерею, вручает протодиакону Евангелие. После этого к первому сослужащему подходит второй, а прочие священники со своих мест, целуют престол и кланяются архиерею. Все выходят из алтаря северной дверью (священники в порядке старшинства – впереди за протодиаконом с Евангелием первый сослужащий и т. д.) и идут один за одним, обходя облачальное место, кроме священников, стоящих на левой стороне. И занимают на середине храма свои обычные места, на которых стояли при начале литургии.

По возгласе протодиакона «Премудрость, прости» все поют «Приидите, поклонимся. » и кланяются на осенение архиерея трикирием и дикирием. После осенения всего предстоящего народа, первые двое сослужащих приближаются к преосвященному для поддержания его, когда он будет сходить с кафедры и всходить на ступени амвона. Остальные священники попарно следуют за архиереем до солеи (старшие впереди).

После осенения архиереем с амвона предстоящего народа, сослужащие священники, поцеловав царские врата, каждый только на своей стороне, входят за архиереем в алтарь и занимают свои места, немного поодаль от престола, чтобы архиерей мог пройти при каждении престола. После выхода архиерея из алтаря (для каждения иконостаса) сослужащие приближаются к престолу и целуют его.

В конце пения служащими в алтаре в первый раз «Святый Боже» второй служащий, взяв с престола крест, подает его архиерею, держа верх левой рукой, а низ правой; затем, при возвращении преосвященного в алтарь, принимает крест, целуя руку архиерея, и полагает его на прежнее место.

Когда архиерей отходит от престола на горнее место, все сослужащие, приложившись к кресту, отходят также за архиереем и становятся по чину, по сторонам у горнего места, старшие ближе к преосвященному; на время чтения Апостола садятся каждый на своей стороне и встают только при каждении архиерею и им.

После прочтения Апостола, первый сослужащий, поклонившись архиерею, отходит к престолу и, взяв с него Евангелие, вручает его протодиакону и возвращается опять к горнему месту, где, поклонившись архиерею, занимает свое место.

После прочтения Евангелия и после молитвенного поклонения архиерея иконе на горнем месте, первые два сослужащих поддерживают преосвященного при схождении его с горнего места и кланяются ему вместе со всеми сослужащими на его благословение.

На сугубой ектении, когда диакон произносит «О великом господине и отце нашем. » и поминает служащего архиерея, в алтаре все служащие поют: «Господи, помилуй» (трижды) и при этом кланяются благословляющему их архиерею; после чего первые двое сослужащих помогают архиерею раскрыть антиминс, оставляя неоткрытою верхнюю часть его и, исполнив это, помолясь Богу, кланяются архиерею.

На ектении об оглашенных при произнесении прошения: «Открыет им Евангелие правды», третий и четвертый сослужащие открывают верхнюю часть антиминса, после чего, исполнив молитвенное поклонение престолу, кланяются архиерею. Обычно эти же сослужащие произносят возгласы на ектениях об оглашенных и о верных: третий – «Да и тии с нами славят», а четвертый – «Яко подобает Тебе» (но иногда эти возгласы произносят первый и второй сослужащие). Возглас: «Яко да под державою Твоею» – произносит сам архиерей.

После троекратного прочтения архиереем Херувимской песни, младший из сослужащих отходит к жертвеннику и, став с левой стороны его, ожидает прихода сюда архиерея, приготовляя на двух тарелочках заздравную и заупокойную просфоры для подачи преосвященному. Когда архиерей приблизится к жертвеннику и, покадив Святые Дары, снимет с них воздух и с дискоса покров и звездицу, младший священник подает ему прежде заздравную просфору, положив на одной с просфорой тарелочке и копие, обращенное острым концом на левую сторону; после заздравной – подает заупокойную просфору. (После этого возвращается к престолу и совершает там поклонение, как его делали другие священники.)

По другой практике, младший священник отходит к жертвеннику во время произношения последней ектении пред Херувимской; здесь он снимает воздух, покровцы и звездицу и приготовляет просфоры. После этого он возвращается к престолу и вместе со всеми молится при чтении архиереем Херувимской песни, а затем после ухода архиерея к жертвеннику поклоняется и целует антиминс в числе других священников.

По отшествии архиерея к жертвеннику прочие сослужащие священники с непокрытыми главами подходят по двое к передней стороне престола и, став рядом, совершают молитвенное поклонение и целуют антиминс, поклонившись друг другу, отходят к жертвеннику – на правую его сторону. При этом второй сослужащий берет с престола крест (если сослужит четыре священника, если же сослужит шесть священников, то крест берет и третий сослужащий).

Когда архиерей, вынимая частицы из заздравной просфоры, помянет Святейшего Патриарха и Синод, сослужащие подходят к архиерею по старшинству и, целуя омофор на плече, произносят: «Помяни мя, преосвященный владыко, протоиерея или иерея (имя)». По другой практике имена подходящих священнослужителей называет протодиакон.

Когда преосвященный, по совершении им проскомидии, поставит на главу протодиакона дискос, первый из сослужащих приступает для принятия от архиерея потира, говорит: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда. »; принимая потир, целует его верх и руку архиерея. За первым сослужащим подходит к преосвященному, то же говоря, второй сослужащий с взятым им крестом, держа его верх правой рукой, а низ левой, подает его для целования архиерею, а принимая от архиерея крест, – целует его руку. Затем, говоря: «Архиерейство твое», подходят и остальные все сослужащие священники по чину для принятия от архиерея лжицы, копия и других священных принадлежностей жертвенника (при этом целуют подающую руку архиерея).

На великий вход священники выходят из алтаря северной дверью в том же порядке, как при малом входе. На солее протодиакон, став пред царскими вратами лицом к архиерею, произносит: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков», а все сослужащие священники поворачиваются к архиерею, устанавливаясь на амвоне по обе стороны в два ряда: первый и третий на правой стороне, а второй и четвертый на левой.

После того как архиерей помянет над дискосом патриарха и все епископство православное, поставит дискос на престол и снова станет в царских вратах, первый из сослужащих, приближаясь и кланяясь архиерею, произносит: «Архиерейство твое да помянет Господь во Царствии Своем, всегда, ныне и присно. », подает преосвященному потир (поцеловав архиерейскую руку) и становится на свое место. То же произносят вполголоса и все сослужащие, когда архиерей над потиром помянет: «Вас и всех православных христиан. ».

По входе архиерея с потиром в алтарь, сослужащие идут за ним по два в алтарь и, положив несомую ими святыню где следует, становятся на свои места. (Обычно копие, лжицу и другие священные принадлежности жертвенника принимает младший сослужащий и полагает их на свое место.)

После возглашения диаконом: «Возлюбим друг друга. », архиерей и все сослужащие, поклоняясь трижды престолу, произносят трижды: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя». После этого все сослужащие подходят с левой стороны престола и каждый целует дискос, потир и престол, произнося: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», после этого целуют правое и левое плечи архиерея, а также руку, отвечая при этом на слова архиерея: «Христос посреде нас» – «И есть, и будет». При этом первый сослужащий, а за ним все остальные священники становятся на правой стороне престола и взаимно друг у друга целуют правую руку, причем старший говорит: «Христос посреде нас», а подходящий: «И есть, и будет».

Когда все сослужащие окончат целование и займут свои места, архиерей поднимает воздух, сослужащие веют им над Святыми Дарами и над преклоненной главой архиерея. По поднятии им главы первые два сослужащие приближают воздух к архиерею для целования его; затем воздух передается младшему сослужащему священнику, который складывает его и полагает на левой стороне престола.

Во время возгласа: «Приимите, ядите. », «Пийте от нея. » и молитвы «И сотвори убо. » все сослужащие предстоят, преклонив свои главы и одновременно с архиереем тайно произнося те же слова (см. архиерейский Чиновник).

После возгласа архиерея: «В первых помяни, Господи, великаго господина и отца нашего. », первый сослужащий произносит: «Помяни, Господи, господина нашего преосвященнейшаго (имя) епископа (такой-то епархии), егоже даруй святым Твоим церквам в мире, цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Твоея истины». И произнеся это, подходит к архиерею, целует его руку, митру и опять руку и, кланяясь, становится на свое место.

§ 4. Приобщение Святых Таин

Когда архиерей приобщится Тела и Крови Христовой, и после этого протодиакон скажет: «Протоиереи, иереи, иеромонахи и диаконы приступите», все сослужащие по старшинству подходят к архиерею для принятия от него Тела Христова с левой стороны престола со словами: «Се прихожду к Безсмертному Царю. », и делают каждый поклон; затем, приложившись к престолу с передней его стороны, каждый произносит: «Преподаждь мне, преосвященнейший владыко, иерею (или диакону) (имя) Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», и приемлет на крестообразно сложенные свои руки Тело Господне, целуя при этом правую руку архиерея и омофор на его левом плече и говоря (на слова архиерея «Христос посреде нас»): «И есть и будет». Все, принявшие Тело Господне, отходят на свое место к престолу прежним путем (чрез горнее место) и становятся кругом престола, начиная с его правой стороны, в порядке старшинства. Молитву «Верую, Господи, и исповедую. » все произносят одновременно с архиереем, когда он ее читает пред приобщением.

После приобщения Тела Христова архиерей приобщает всех священников (а по другой практике и диаконов) Крови Христовой. К чаше священники приступают один за другим с правой стороны престола в том порядке, в каком подходили все для получения Тела Господня. Каждый, подходя к чаше и говоря: «Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему», делает поясной поклон. После этого, обращаясь к архиерею со словами: «Преподаждь мне, преосвященнейший владыко, иерею (имя) Честную и Животворящую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», и взяв илитон в руки (держа один конец его левой рукой около уст), приобщается из чаши из архиерейских рук, сам придерживая (правой рукой) только нижнюю часть чаши. По причащении каждый священник отирает уста и края потира илитоном и целует край потира, кланяется архиерею и отходит для чтения благодарственной молитвы.

По прочтении благодарственной молитвы: «Благодарим Тя, Владыко. », все отходят к жертвеннику и умывальнице (для принятия теплоты и антидора), кроме первого сослужащего. Первый сослужащий, после своего приобщения, обойдя престол, становится с левой его стороны, ожидая, пока окончит архиерей приобщение священников и поставит чашу на престоле. По приобщении священников, когда архиерей осенит архиерейским благословением первого сослужащего, он приступает к приобщению диаконов Крови Христовой (если их не причастил архиерей) и, исполнив приобщение диаконов, раздробляет Святой Агнец для приобщения верующих, после чего, сделав поклон преосвященному, отходит к жертвеннику.

Пред открытием царских врат все сослужащие священники занимают около престола свои места, а после последнего каждения преосвященным на Святые Дары и по поставлении им дискоса на главу протодиакона, первый сослужащий принимает от архиерея чашу, отходит с нею по обычаю к царским вратам для возглашения: «Всегда, ныне и присно и во веки веков», а затем идет к жертвеннику, чтобы поставить на нем святую чашу.

При возглашении архиереем: «С миром изыдем», младший из сослужащих, поклонившись к престолу и затем архиерею, выходит для прочтения заамвонной молитвы, по исполнении которой входит в алтарь и, на своем месте также исполнив молитвенное поклонение престолу, кланяется архиерею.

После отпуста литургии все прикладываются к престолу и отходят для разоблачения.

Источник

Adblock
detector