Встреча солнца с месяцем
На момент введения Юлианского календаря: 8 апреля
Дата по календарю XVI века: 8 апреля
Дата по старому стилю: 8 апреля
Дата по новому стилю: 21 апреля
Встреча солнца с месяцем. Согласно древним сказаниям, солнце да месяц ещё по осени с первых морозцев расходятся. Одному – на запад спешить надо, другому – на восток. А по весне они вновь встречаются. И начинаются тут рассказы – что повидали да каково на матушке-Руси житье-бытье:
– Ты поведай, солнце красное, как люди живут-поживают? Как здравствуют?
– Я повидало, как снегом земля укрывалась, как ладом и Божьим светом, житьё-бытьё укреплялось. Горели Крещенские свечи у Иордани, и о земном, о вечном загадывали крестьяне. А матушка русская печь одаривала хлебами, и хранил отчий дом здоровьице старых и малых! Я повидало, как парни и девицы в метельных днях состречались, и как любовью светлой, чистой их сердца загорались. Теперь ты, ясен месяц, золотые рога, ты былью и небылью подиви! По сумеречным сторонам поводи.
– По святым вечерам, по дворам я хаживал, коляда в подворотни катилась, а нечистая сила у поленниц хоронилась и ее огнём гнали ряженые за ворота, за ворота. за околицу! Видел я, как бабонька ввечеру гадала, как курочка-погребушечка два перстенечка да выгребала! Как девица вечор суженого ожидала, и вопрошала, и молила Матушку Богородицу: «Ты пошли того, на кого мне опереться, с кем вести совет, с кем светло да легко глядеть на Божий свет!»
По народному мнению, эти встречи бывают добрые и худые. По-доброму свиданье обставилось – путь светилам одному на восток, другому на запад. Говорят, порой дело у них до раздора доходило. Месяц, бывает, распалится и такого напридумывает, что солнце не стерпит и упрекнет его: «Разбахвалился ты не в меру!» И тогда их встреча заканчивалась ссорой. Повздорили – не обернулась бы распря землетрясением. Обвиняли обычно месяц, называя его гордым и задорным. «Горденек ясный месяц, и красному солнцу не уступит; задорен рогатый пастух – все звёздное стадо перессорит». Добрая встреча обозначается ясным солнцем и светлым днём, и тогда считали, что будет хорошее лето. Худая встреча обозначается туманным и пасмурным днем и остается худым предзнаменованием на все лето.
В этот день давно примечено: погода на дню не раз переменится, а порой и до бури дойдет! То дождь как из ведра льёт, то ветер места не находит, носится как угорелый над землей!
Так же в это день ходили крестьяне к реке, заговаривали духа водяного, чтобы не ревел в ночи, не зорил берегов. А добрыми плесками разбудил бы низины, пустил бы рыбу на нерест.
Примечание
В этот день пересекаются орбиты луны и солнца. В астрономии этот день называют лунным узлом – точка пересечения орбиты луны с эклиптикой. Эклиптика – круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца. Солнечные и лунные затмения происходят, когда Луна проходит лунные узлы. Лунные узлы бывают восходящим и нисходящим, они имеют неравномерное движение и совершают полный оборот по эклиптике за 6794 суток (около 18,6 года – сидерический период).
Иногда 19-летний лунный цикл называют циклом Метона. Используется в лунно-солнечных календарях, в частности у китайцев и евреев. Дата в русском месяцеслове говорит об использовании лунно-солнечного («небесного», как сообщают летописи «пятничного» по народным численникам) календаря у славян. Даже после принятия юлианского календаря («книжного», как его называют летописи) вместе с христианством, «небесный» календарь чуть ли не до XVI-XVII веков продолжал использоваться в крестьянской среде.
Поговорки и приметы
Солнце – родная матушка, месяц – родной батюшка, звёзды – родные сестрицы. Солнце – царь неба, луна и звезды – его семья. Встреча в погожий денек – хорошее лето; при тумане, в ненастье – на худо, к лету холодному, дождливому. Пришёл день Агафы и Руфы – земля рухнет. Родион – ревучие воды отпустил гулять. Родион переходы ломает. Пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки квакать начинают. Если ком земли не рассыпается, пахать рано: почва сырая, а если рассыпается – время пахать. Весной час упустишь – годом не наверстаешь. «На Руфа не можна ходити в ліс, бо там повзають гадюки, і вони дуже кусливі в цей день, бо це їхній день» (укр.).
Источник
Встреча солнца с месяцем
Современная женщина и
вековые знания наших предков.
Полетье. Славянский календарь.
Полетье: Славянский календарь-оберег на 2007 год.
Составитель С. Ермаков. – М.: Издательство «Ладога-100»,2006. –12с. Проект «Веди».
Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
Апрель Землю красит.
В апреле земля теплеет и воду разливает.
Апрель ленивого не любит, проворного голубит.
Древнее славянское название Апреля:
Розанцвет, березозол, кветень.
Солнце в апреле:
1-20 апреля: Овен.
21-31 апреля: Юнец.
2 апреля – Полнолуние, 21:14
10 апреля – 3 четверть, 22:04
17 апреля – Новолуние, 15:35
24 апреля – 1 четверть, 10:35
Традиционные славянские праздники:
5-7 апреля – третья главная закличка Весны.
19-21 апреля – встреча Солнца с Месяцем.
Дерево месяца – Ольха.
Ольха сестра орешника. Не смотря на то, что в отличии от него она не приносит съедобных плодов, ольха также с глубокой древности была почитаема в качестве растения магического, а также лекарственного. В традиционной народной медицине широко использовались настои на ольховых шишках и сережках. Их употребляли при потере жизненного тонуса, весенней усталости, а также, поскольку ольха считалась растением преимущественно женским – при женских болезнях.
Подсушенные шишки ольхи использовались в качестве амулетов: люди верили, что их ношение при себе дарует обладателю удачу в денежных и деловых предприятиях. Впрочем, случалось, что шишечки служили амулетом и ворам, а то и прочим лихим людям.
Эти же соплодия женщины использовали в приворотной магии, наговаривая на них и подбрасывая в дом своего возлюбленного; настоем из них могли с той же целью угостить непонятливого мужчину.
Особое внимание древних ведунов и знахарей привлекало удивительное свойство древесины ольхи краснеть на воздухе. Из-за этого в поздние времена ольху почитали деревом нечистым: мол, краснеет она от стыда.
Привлекала ольха и внимание служителей воинских культов: ей приписывали чудесное свойство оберегать в бою ратников, исцелять раны и так далее.
Сегодня ольху наравне с осиной, тополем и некоторыми другими деревьями применяют для избавления от негативной энергии, а также для ускорения залечивания ран и ушибов, для чего плашку из этих деревьев прикладывают к поврежденному месту. Действительно, по не очень понятным причинам, использование деревянных плашек в целебных целях позволяет быстрее залечивать раны, даже достаточно серьезные.
Знаки засеянного поля, уподобленного чреву ожидающей ребенка женщины, и прорастающего зерна известны многим. Апрель – пора сева яровых и роста озимых, поэтому символы-пожелания и символы-заклинания грядущего урожая вполне уместны. Рядом – знаки неба и туч, посылающих на землю дождь. Такой узор называется «стёкла» — возможно, как напоминание о том, что по некоторым древним представлениям небеса сделаны из хрусталя.
Привлечение и защита, того, для получения чего затрачено очень много труда и сил – чем не подходящее современное толкование древних знаков? Эти символы могут обеспечить и успешное завершение новых, весенних начинаний и достойные плоды прежних усилий, приложенных минувшей осенью в пору сева озимых, — иными словами, добиться желанного результата и перейти на новый качественный уровень.
Обрядовая кухня апреля.
Печенья-жаворонки, караваи, колобки.
Жаворонки, хотя и именуются печеньями, не очень-то напоминают нам с детства привычное «Юбилейное» или «Земляничное». Просто мягкие сдобные хлебцы в форме весенней птахи перелетной.
Караваи – хлеба округлой формы, напоминавшие корову или быка, — также были в ходу как обрядовая пища. Интересно, что у «коровая» есть родственница, хорошо нам всем известная. Это коврига, которая раньше обозначала «цельный хлеб». Посему вполне уместным будет привести сравнительно несложный рецепт приготовления любимого взрослыми и детьми лакомства – медовых коврижек.
Для приготовления одной коврижки требуется уварить 0,5 кг меда с чайной ложкой корицы, гвоздики, мускатного ореха, имбмря, кардамона и остудить. Не удивляйтесь: многие из этих пряностей, хоть и доставлялись из далека да стоили немало, бытовали еще в Древней Руси.
Пока мед остывает, надо взбить с сахаром 5 куриных яиц, добавить туда 1,5 стакана муки и замесить крутое тесто.
Поставьте тесто в теплое место на 3-4 часа, несколько раз тщательно перемешайте в течение этого времени. Затем добавьте еще 1,5 стакана муки, чайную ложку соды, как следует перемешайте, выложите на противень и дайте постоять еще около часа, чтобы тесто хорошо поднялось.
Выпекают коврижки в духовке при умеренной температуре примерно 45 минут. Готовую коврижку пропитывают пряной медовой смесью, сверху обливают глазурью, смазывают медом.
7 апреля — БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Благовещение — принесение архангелом Гавриилом благой вести Деве Марии о рождении Спасителя. «Самый большой у Бога праздник»
«На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет»
«Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещение»
«С Благовещения медведь из сугроба встает»
Под Благовещение всю ночь в избах не тушили огней — «чтобы лучше уродился лен»; кое-где скакали через огонь — «чтобы очиститься или предостеречься от сглазов». Чистили и окуривали дома и дворы, отгоняя нечистое и нездоровое. Пережигали в печи соль — «становится целебной».
В Священном писании сказано, что Дух Святой явился к Марии в виде голубя. С этим преданием связывают обычай «отпускать птиц на волю» ранней весной. Утром горожане покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи,
Вы по воле полетайте
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.
Улетая ввысь с радостным щебетанием, птицы как бы уносили надежды людей на небеса.
9 апреля — МАТРЕНА-ПОЛУРЕПНИЦА
В этот день крестьяне отбирали годные для посева семена репы, которые и составляли отдельную неприкосновенную половину. В течение долгого времени репа и капуста были основными продуктами питания крестьян. Об этих культурах сложилось множество сказок, загадок, прибауток про репку.
Игра «РЕПКА». Дети усаживаются на один стул друг другу на колени, обхватывая руками впереди сидящего (последовательность может определяться считалкой). Водящий придумывает предлог по типу:
— Тук-тук у ворот?
Репка отвечает:
— Кого черт приволок?
— Моя бабка упала с печи, ушибла плечи, охает, вздыхает, репки желает. Можно репочку сорвать?
Репка: Рви, да не с корнем.
Водящий тянет впереди сидящего.
Репка: Ручки у тебя слабенькие, ножки тоненькие.
«Бывшая репка» становится сзади водящего, помогает тянуть следующего и т.д.
Связь готовых вскрыться рек с днем Матрены отразилась в загадке о реке подо льдом:
Гола Матрена для всех страшна, / Лубком покрыта для всех ходка.
14 апреля — МАРЬЯ-ПУСТЫЕ ЩИ
К этому дню выходил запас кислой капусты.
«На Марью снег и под кустом растаял»
15 апреля — ТИТ-ЛЕДОЛОМ. Поликарп.
Ломается лед, вскрываются реки, начинается ледоход. «Загуляла река-матушка».
Поликарпов день — начало бесхлебицы. «Всякого нета припасено с лета», «Весна красна да голодна.»
— Тит, иди молотить?
— Брюхо болит.
— Тит, иди кисель есть?
— Где моя большая ложка!
16 апреля — НИКИТА-ВОДОПОЛ.
Разливаются реки. «Водяной просыпается от зимней спячки»
18 апреля — ФЕДУЛ-ВЕТРЕННИК
Наступает весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем. «Пришел Федул — теплом подул»;
На Федула сверчки просыпаются, оживают божьи коровки.
Божья коровка,
Улети вверх ловко.
Принеси нам с неба:
Хлебу замену,
Грибам перемену,
Ягодам рост,
Редьке длинный хвост
21 апреля – Родион ревучие воды. Ледолом. ВСТРЕЧА СОЛНЦА С МЕСЯЦЕМ.
«Вешней воды и царь не уймет».
На Родиона запахивают.
По старинному поверью солнце в этот день встречается с месяцем. Добрая встреча обозначается ясным солнцем и светлым днем. Из этого выводят предположения о хорошем лете. Худая встреча обозначается туманным и пасмурным днем и остается худым предзнаменованием на все лето. По поверью, солнце и месяц с первого мороза расходятся в дальние стороны: один на восток, другой на запад, и с той поры не встречаются друг с другом до самой весны. Солнце не знает, не ведает, где живет месяц и что он делает, а месяц не более того знает о солнце. Когда же они весною повстречаются, то долго рассказывают о своем житье-бытье, где были, что видели, что поделывали. Часто случается, что месяц с солнцем на этой встрече доходят до ссоры, а это всегда оканчивается землетрясением. Чаще в этой ссоре обвиняют месяц, называя его гордым и задорным.
В этот же день отмечается и Руфов день. «Руф дороги порушил (распутица)». «На Святого Руфа путь рушится».
25 апреля — Василий Парийский. Землю парит.
«Антип воду льет на поймы, Василий земле пару поддает».
«На Василия и земля запарится, как старуха в бане».
Парит кручи, пар от земли струится, тепел и животворен. Охотники утверждают, что на этот день медведь выходит из берлоги. О зайцах говорят: «Заяц, заяц, выскочи из куста» . Зайцы бегают днем. «Заяц на слуху!» «Заяц — сед, навидался бед».
27 апреля — МАРТЫН-ЛИСОГОН
Переселение лисиц в новые норы, ворон — в новые гнезда.
По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются со старых нор в новые и в первые три дня и три ночи своего переселения бывают слепы и глухи. «На Мартына курячья слепота на лисиц нападает» .
Вороний праздник (ворон кормили хлебными крошками). В этот день замечают, что ворон купает своих детей и отпускает в отдел, на отдельное семейное житье.
«На святого Пуда доставай пчел из-под спуда». Выставляют пчел из омшаников для облета.
29 апреля — ИРИНА-РАССАДНИЦА
Ольха цветом обвисает.
В этот день сеяли капусту на рассадниках, приговаривая: «Родись, капустка, бела и кругла».
30 апреля — ЗОСИМА-ПЧЕЛЬНИК.
В этот день с обрядами и заговорами вывозят пчел на пасеки. Проходя мимо ульев, дети приговаривали:
Летите на лужок,
Садитесь на цветок,
1. Адамович Г.Э. Введение в славянскую магию. – Минск, 2000.
2. Айдашева Г.А. Русские обряды. Весна. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2004. – 80 с.
3. Котова И.Н. , Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кула. – Спб.: «Паритет», 2006.- 249с.
4. Полетье: Славянский календарь-оберег на 2007 год. Составитель С. Ермаков. – М.: Издательство «Ладога-100»,2006. –12с. Проект «Веди».
Источник