А г нарушевич «тематические тесты для подготовки к егэ по русскому языку» (м «чистые пруды» 2008) тема 1 основные способы словообра3ования тест 1 1
Определите тип придаточного предложения.
1. Онегин, помните ль тот час, когда в саду, в аллее нас судьба свела.
2. Ты знаешь сам, какое время наступило.
3. Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум.
4. Стало настолько холодно, что в доме изо рта шел пар.
5. Когда отец вернулся, Наташа обрадовалась ему и заторопилась уезжать.
6. Я видел Ялту в том году, когда ее покинул Чехов.
7. Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить, но и быть любимым.
8. Всякий труд важен, ибо он облагораживает человека.
9. Пусть роза сорвана, она еще цветет.
10. Постоялец попросил, чтобы принесли чаю и затопили камин.
11. Снег становился все белее и ярче, так что слепило глаза.
12. Никто не знал кругом, что жизни счет начнется с этой ночи.
13. Розы следует посадить так, чтобы на них не падала тень от липы.
14. Обоим очень захотелось узнать, привез ли отец обещанную вещицу.
15. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня.
16. Он употребил все свое красноречие, дабы отговорить Акулину от ее намерения.
17. Как ни оберегал себя Пантелей Прокофьевич от всяких тяжелых переживаний, вскоре пришлось пережить ему новое потрясение.
18. Комната, куда привели постояльца, поражала своей убогостью.
19. Если я заболею, к врачам обращаться не стану.
20. Он привязал его таким образом, что крышка болталась и звенела
21. И вот наступила та долгожданная пора, когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.
22. Мне хотелось, чтобы эта книга была интересна всем.
23. Статья оказалась настолько сложной, что смысл ее был понятен только специалистам-филологам.
24. Всякий раз, как только показывалось солнце, замерзший пруд блестел, как только что вымытое зеркало.
25. Чтобы не сказать ничего лишнего, Полина в этот вечер тщательно подбирала слова.
26. Дорогу по требованию горожан расширили, так что проблема с заторами на перекрестках была решена.
27. Если в ясный день подойти к окну, то вдалеке будут видны очертания города.
28. Поскольку дом был окружен высоким забором, нам пришлось обойти вокруг в поисках калитки.
29. Можно только предполагать, как долго продлится его путешествие.
30. Вывеска должна быть расположена так, чтобы каждый прохожий обращал на нее внимание.
ТИПЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Определите тип сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными:
1 — сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением придаточных;
2 — сложноподчиненное предложение с неоднородным (параллельным) соподчинением придаточных;
3-сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных.
1. Говорил, как жизнь расправит крылья, как, воспрянув духом, весь народ золотые хлебы изобилья по стране, ликуя, понесет.
2. Хотя проклинает проезжий дороги моих побережий, люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу.
3. Когда заря, светясь по сосняку, горит и лес уже не дремлет, воспрянув духом, выбегу на холм и все увижу в самом лучшем свете.
4. Когда они выбрались из-под трибун, то увидели, что сильно стемнело.
5. Он знал, что одна прядь волос светлее, и обрадовался, что разглядел ее в такой темноте.
6. Изба, где родился и вырос и где жили его самые родные люди, стояла как раз напротив, в нижнем порядке улицы.
7. Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
8. Так как мы никогда не держали птиц, то я понял, что эта проволочная клетка принадлежит новому жильцу.
9. Тот, кто жизнью живет настоящей, кто к поэзии с детства привык, свято верует в животворящий, полный разума русский язык.
10. Когда пройдешь путем колонн в жару, и в дождь, и в снег, тогда поймешь, как сладок сон.
11. Когда сделаете мне честь завтра пожаловать, я покажу кое-какие статьи, которые я сам завел по хозяйственной части.
12. Хорошенькая хозяйка вовсе позабыла о том, что уже 12 часов и супруг ее спит.
13. В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре.
14. Он видел, как здесь кипел человек, как каждый город говорил своею речью, как у каждого города были целые тома истории.
15. Но я уже не могу и вспомнить, что было со мною тогда, когда начали мне на голову капать холодною водою.
16. Когда улица очистилась от поезда, князь увидел, что бежать за телегой глупо и поздно.
17. И кто бы подумал, что эти слившиеся в сухие руины черты были когда-то чертовски очаровательны, что движение этих, некогда гордых и величественных, бровей дарило счастье, необитаемое на земле?
18. Я вижу, что вы точно тот самый чудак, о котором мне говорили.
19. Когда подъехал я к уединенному монастырю, мною овладело странное чувство, какое прежде я никогда не испытывал.
20. Они чувствовали, что это верх истины, что изобразить ее в такой степени может только гений, но что этот гений уж слишком дерзко перешагнул через границы воли человека.
Определите тип сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными:
1 -сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением придаточных;
2 — сложноподчиненное предложение с неоднородным (параллельным) соподчинением придаточных;
3 — сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных.
1. И тут внезапно Поля открыла, что все происходит не так просто, что странная неопределенность может длиться очень долго.
2. Он заметил, что всякий считает с ним должным говорить о России, выяснять, что он думает о революции.
3. Он старался вспомнить, что сказала ему сестра, когда, они виделись семь лет тому назад.
4. Светлеет грусть, когда цветут цветы, когда брожу я многоцветным лугом.
5. Обозный приказчик всегда покупал у старика рябчиков с особым удовольствием, потому что в этих местах водились белые рябчики, которые долго не портились.
6. Будь Анна из местных, живи тут же ее родня, отношение к ней в деревне было бы совсем иное.
7. Вещи, которые были для нас святыней, которые напоминали самые светлые дни нашей совместной жизни, теперь были разбросаны по пыльному полу.
8. Она глядела на него, как смотрят на человека, в котором увидели то, чего давно ожидали.
9. Пусть вещица эта пустая и ничтожная, в ней чувствовалась рука талантливого мастера, который чувствовал душу камня.
10. Он вспомнил, как заплакала Катя, когда они твердо решили, что он должен на время уехать из Москвы.
11. Когда лес стоит перед глазами, темен и неподвижен, когда весь он погружен в таинственную тишину, в душе рождается грусть.
12. От Ильи я узнал про домового, который спал в кадке, и про водяного, который жил в пруду, и про кикимору, которая пряталась в темных углах сарая.
13. Свиридов старался припомнить, как он летел в начале пути, пока не встретился с немецкими бомбардировщиками.
14. Хотя день был очень хорош, земля до такой степени промокла, что колеса брички покрылись ею, как войлоком.
15. Она писала ему, что решилась ускорить свой отъезд из Дрездена, потому что здоровье ее тетки совершенно поправилось.
16. Я остановился в гостинице, где останавливаются все приезжие и где, между тем, некому велеть зажарить фазана и сварить щей.
17. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось все внимательнее.
18. Порой, забывшись, он не понимал, почему здесь очутился и что его сюда привело.
19. Мечику не верилось, чтобы Левинсон был действительно таков, каким изображал его Чиж.
20. Я понимал, на какой дикой и безлюдной высоте я нахожусь, и чувствовал, что вокруг меня только туман и скалы.
Источник
Методика подготовки к ЕГЭ
по русскому языку: планирование занятий,
организация урока, система упражнений
Учебный план курса
№ газеты | Название лекции |
17 | Лекция 1. Фонетика. Орфоэпия. Типология заданий. Современные орфоэпические нормы. Фонетико-графические упражнения и тесты. Акцентологический минимум. |
18 | Лекция 2. Лексика. Фразеология. Типология заданий. Основные лексические категории и единицы. Лексико-фразеологический анализ. Лексико-фразеологические упражнения и тестовые задания. |
19 | Лекция 3. Морфемика. Словообразование. Типология заданий. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Морфемные и словообразовательные упражнения и тестовые задания. Контрольная работа № 1. |
20 | Лекция 4. Морфология и культура речи. Типология заданий. Морфологические нормы русского языка. Трудные случаи морфологического разбора. Морфологические упражнения и тесты. |
21 | Лекция 5. Синтаксис и культура речи. Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения и тесты. |
22 | Лекция 6. Орфография и пунктуация. Типология заданий. Принципы русской орфографии и пунктуации. Организация обобщающего повторения. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения и тестовые задания. Контрольная работа № 2. |
23 | Лекция 7. Работа с текстом. Смысловой и композиционный анализ текста. Стиль и тип речи. Типичные случаи анализа текста. Анализ выразительных средств текста. Упражнения и тестовые задания. |
24 | Лекция 8. Написание сочинения. Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий? Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку. |
ЛЕКЦИЯ № 5. Синтаксис и культура речи
Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения
Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют короткого конструируемого ответа (тип В), т.е. являются заданиями повышенной сложности. Например:
• Из предложения … выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (управление, примыкание).
• Среди предложений … найдите простое односоставное безличное (сложное, в состав которого входит неопределенно-личное, и т.п.).
• Среди предложений … найдите предложение с обособленным определением (приложением, обстоятельством).
• Среди предложений … найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное (места, условия, причины и т.п.).
• Среди предложений … найдите сложноподчиненное предложение с однородным (неоднородным, последовательным) подчинением придаточных.
• Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Сгруппировав материал заданий по темам, получаем содержательные блоки, которые следует повторить:
II. Типы связи слов в словосочетании.
III. Простое осложненное предложение.
IV. Односоставное предложение.
V. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.
VI. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
Рассмотрим важнейшие из них.
Словосочетание
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: зеленые глаза; писать письма; трудно передать.
Некоторые ученые выделяют два типа словосочетаний: подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово, и сочинительные, в которых объединяются равноправные слова: вода и воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня. Эта точка зрения представлена в учебном комплексе под ред. В.В. Бабайцевой. В большинстве учебных пособий сочинительные сочетания слов не рассматриваются.
Не являются словосочетаниями:
1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.;
2) сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову и т.п.;
3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;
4) составные словоформы: более светлый, будет ходить.
Способы подчинительной связи
между словами
Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.
Согласованием называется такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, кипящая вода, наш друг, первый снег и т.п.
Главное слово: существительное.
Зависимое слово: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.
При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.
Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них (из пяти) и т.п.
Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.
Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.
При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу и т.д.
В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование.
Примыканием называется такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться и т.п.
Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.
Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).
Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул ее, вызвал их.
Можно дать следующие практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа:
1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;
2) поиск словосочетания с управлением – это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;
3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.
Нужно обратить внимание учеников на то, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением – созданный (для чего?) для песен.
Трудные случаи управления
В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:
1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);
2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф).
Обратите внимание на следующие конструкции 1 (см. таблицу на стр. 5):
СХОДНЫЙ с чем-либо сходный с прежним |
ОБИЖЕН чем-либо
обижен упреками
ОБРАДОВАН чем-либо
обрадован встречей
УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ чему-либо
уделять внимание каждому
БАЗИРОВАТЬСЯ на чем-либо
базироваться на фактах
РЕЦЕНЗИЯ на что-либо
рецензия на книгу
ПРЕИМУЩЕСТВО перед чем-либо (кем-либо)
преимущество перед другими
ПРЕДУПРЕДИТЬ о чем-либо
предупредить об опасности
ТОРМОЗИТЬ что-либо
тормозить развитие
ОТЛИЧАТЬ что от чего
отличать плохое от хорошего
РАССЕРЖЕН чем-либо
рассержен шуткой
ВЕРА во что-либо
вера в победу
УДИВЛЕН чем-либо
удивлен успехами
ОПЛАТИТЬ что-либо
оплатить проезд
идентичный прежнему
ОБИДЕТЬСЯ на что-либо
обиделся на эти слова
ОБРАДОВАТЬСЯ чему-либо
обрадовался встрече
ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ на что-либо
обращать внимание на мелочи
ОПИРАТЬСЯ на что-либо
опираться на факты
ОТЗЫВ о чем-либо
отзыв о книге
ПРЕВОСХОДСТВО над чем-либо (кем-либо)
превосходство над другими
ПРЕДОСТЕРЕЧЬ от чего-либо
предостеречь от опасности
ПРЕПЯТСТВОВАТЬ чему-либо
препятствовать развитию
РАЗЛИЧАТЬ что и что
различать плохое и хорошее
РАССЕРДИТЬСЯ на что-либо
рассердиться на шутку
УВЕРЕННОСТЬ в чем-либо
уверенность в победе
УДИВЛЯТЬСЯ чему-либо
удивляться успехам
УПЛАТИТЬ за что-либо
уплатить за проезд