Почему Людовика XIV называют: «король-Солнце»? Причины, фото и видео
Солнце – главный патриархальный символ, и по мнению множества философов, дневное светило наилучшим образом иллюстрирует главные качества успешного правителя. Ведь оно дарит свет и тепло, порождает жизнь, приносит радость, обеспечивает процветание.
Для французской истории образ солнца плотно связан с именем монарха Людовика XIV, который носил именно такое прозвище: Король-солнце. Почему же подданные стали его так называть, действительно ли он заслужил подобное имя? Чтобы узнать об этом подробнее, необходимо погрузиться в историю страны, узнать подробности правления лучезарного монарха.
Появление эпитета Король-солнце: наиболее распространенные версии
Участие в театральных постановках
Существует несколько версий, раскрывающих происхождение прозвища Людовика XIV. Так, наиболее распространенным считается вариант, свидетельствующий об участии короля в придворных театральных постановках. Считается, что в них он обычно получал роль Восходящего Солнца либо древнегреческого солнечного бога Аполлона. Однако полагаться на одну только эту версию нельзя, так как подобные роли он наверняка получал не случайно. Скорее всего, на тот момент король уже имел прозвище солнца, что и подчеркивалось назначением на подобные роли.
Участие в церемонии «Карусель Тюильри»
Другая версия говорит о том, что Людовик участвовал в церемонии «Карусель Тюильри», где присутствовал со щитом, на котором изображалось солнце. В те времена подобный факт действительно был бы замечен и отмечен, так как геральдике и символам уделялось огромное значение. Изображения на знаменах и щитах навсегда привязывались к людям, местностям, сохранялись на долгие столетия. Однако в рамках данной версии также можно указать, что если на щите был изображен солнечный диск, это произошло не случайно. Либо сама личность отождествляла себя с символом солнца, либо это отождествление уже было расхожим среди людей. В противном случае на щит можно было бы нанести любой другой символ.
Другие, более правдоподобные варианты говорят о том, что жителей страны вдохновило то, что Франция в годы правления этого монарха действительно сияла, словно солнце, ведь данная версия вполне правдоподобна. А еще есть мнения, утверждающие, что солнцем во Франции могли назвать любого короля, который вошел в свое право на период регентства. Однако и перечисленные варианты остаются только теориями, ведь они дают весьма поверхностное объяснение.
Наиболее вероятное предположение
Самым вероятным вариантом в рамках данного вопроса становится связь короля Людовика с иезуитским орденом и его практически фанатичная религиозность. На мессах короля приходилось видеть каждый день, хотя любому из католиков достаточно появляться на одной из них раз в неделю. Король строит свои представления о власти и себе самом на основе доктрины, согласно которой власть даровалась Богом.
При Людовике XIV происходят массовые религиозные преследования, поддерживается только католическая Церковь, прочие течения обвиняются в ереси. Все преследования исходят от ордена иезуитов, который получал особую королевскую поддержку, ведь данная идеология была близка правителю с ранних лет, с детства его окружали и воспитывали именно иезуиты. Благодаря такой ситуации Париж становится иезуитской столицей.
Иезуитский символ
Казалось бы, причем здесь солнце? Однако солнечный диск – иезуитский символ (или Орден св. Игнатия по имени основателя), практически персональная печать ордена. Людовик, будучи его покровителем, вполне мог приобрести прозвище Король-Солнце, пользоваться атрибутикой, изображающей солнечный диск. Вера, религия играли в те времена огромную роль в жизни людей, а процветание страны под правящей рукой религиозного монарха казалось вполне закономерным, доказывающим в очередной раз связь между правителем и высшими силами.
Таким образом, расхожее в народе имя Людовика XIV Король-Солнце, о котором каждому человеку известно еще из учебников истории, связано в первую очередь с религиозностью монарха и его приверженностью к иезуитскому ордену, который тоже активно использовал солнечные символы. Также оно может олицетворять процветание Франции в годы правления великого короля, или быть связанным с его личной символикой, ведь у него был даже щит с изображением солнечного диска.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Несколько слов о Солнце. о «Короле-Солнце» Людовике XIV 🙂
Здравствуйте уважаемые.
Ну раз в этой неделе мы с вами говорили много о французской монархии, то пару слов надо сказать и о монархе, которого считают самым великим в истории французского королевства. Речь пойдет о Луи 14, он же Луи-Дьёдонне («Богоданный»), он же Людовик Великий, он же «Король-солнце» (Louis XIV Le Roi Soleil).
Я, кстати, не считаю его самым великим французским королем — по мне Филипп IV Красивый и Филипп II Август круче и интереснее, но это только моя позиция. В умах же монархия Франции ассоциируется именно с Луи 14. Не последнюю роль тут сыграл и прекрасные французские литераторы (больше всего великий Дюма), но главное — это беспрецендентый срок правления (72 года) для того времени и ярких людей его окружающих (Кольбер, Вобан, Лувуа, да и тот же Ватель).. Вообще о «Короле-Солнце» написано так много и обширно, что, наверное, нет особого смысла разбирать его правление. Остановимся лишь на нескольких интересных моментах, о которых вы, мои уважаемые читатели, или забыли, или не знали.
Начнем с простого. Почему он Богоданный? Дело в том, что Людовик был первым ребенком короля Людовика XIII и королевы Анны Австрийской (помните «Три Мушкетера), за. 23 года их совместной жизни. Вот так. И этот огромный срок без детей до сих по заставляет некоторых исследователей обвинять Людовика XIII в нетрадиционной сексуальной ориентации. Полная чушь, кстати. Этот король-аскет (полная противоположность своего сына), обожающий простую работу и музыку (Марлезонский балет — это его детище) был вполне нормально ориентирован. И мало кто помнит, что после Луи у них с Анной родился еще один сын Филипп. А главное, никто и никогда не ставил вопрос о незаконорожденности его детей. Так что.
У Луи XIV были интересные взаимоотношения со своими фаворитками, хотя их никогда не было особо много. Хотя женщин, он, конечно, любил :-)). «Более чем кто-либо из его подданных, Людовик с юных лет был создан для радостей любви», — говорили о нем придворные философы. Но историки подсчитали, что за всю жизнь у него было не больше нескольких десятков женщин, что по меркам XVII века — довольно скромная цифра. У многих в то время было до нескольких сотен любовниц. И для этого не надо было быть королем 🙂
Официальные фаворитки монарха исполняли роли хозяек в придворном обществе. Считалось, что королева Мария Терезия, на которой был женат Людовик, — женщина довольно блеклая и скучная и не справляется с этими функциями. При этом правитель очень беспокоился усиления влияния какой-либо из фавориток и четко за этим следил. «Интересы государства важнее личных» — обычно говорил он.
«Король-солнце» не допускал фавориток до государственных дел и не позволял им высказываться о его подданных.Хотя не всегда получалось :-)) Достаточно вспомнить ту же маркизу де Монтеспан. Гордая, яркая и умная дама. Впоследствие Людовик узаконит двух своих сыновей от этой мадам — герцога Мэнского и графа Тулузского,дав им фамилию Бурбонов.
За любовь к пышности, роскоши и блеску придворные прозвали фаворитку короля «султаншей». Французская писательница того времени рассказывала о жизни маркизы де Монтеспан примерно следующее: в ее свите во время выездов было 45 человек; карета, в которой ехала фаворитка, была запряжена шестью лошадьми, в ее кортеже были две крытые повозки и десять-двенадцать всадников верхом на лошадях; когда к любовнице монарха обращались за милостыней, она «щедро направо и налево сыпала золотыми луидорами». Неплохо, верно? Да, но по бюджету били очень сильно. Что в конце правления очень сказалось.
Вообще роскошь — это пожалуй, главное слово во время правления
Именно при нем Париж превратился в столицу моды. Одна из фавориток короля — уже упоминаемая нами мадам де Монтеспан — стала главной моделью. Золотое платье, покрытое кружевом, которое она продемонстрировала европейским послам на одном из приемов, вмиг стало одним из самых популярных в Европе. Не отставали от монарха и придворные. Несколько тысяч человек расхаживали по дворцу одетые в шелка, бархат и золото.
Источник
Как Людовик стал «Королем-солнце»
Прозвище правителя способно многое о нем рассказать.
Людовику XIV его прозвание, конечно, очень льстило, не случайно из уст этого короля родилось знаменитое «Государство – это я». Он ставил себя в центр всей жизни, подобно светилу, но, тем не менее, «Королем-солнцем» его называли не за это.
Дело в том, что этот монарх имел настоящий талант – он прекрасно танцевал. Причем, танцевал не на балах, а на сцене!
Впервые Людовик выступил перед зрителем в совсем еще юном возрасте, в неполные тринадцать лет. Он танцевал в «Балете Кассандры» в театре «Пале Рояль» пять вечеров подряд, причем танцевал сразу две роли. Вместе с ним выступал его младший брат и еще ряд высокопоставленных мальчиков королевского двора.
Танцующий Людовик на картине Мориса Лелуара и на рисунке 17-го века.
Это были ежегодно проводимые в рамках карнавала так называемые «придворные балеты». С двенадцати лет наследник Луи ежегодно принимал самое активное участие в балетных постановках, причем с каждым годом его роли все сложнее, и ролей этих все больше.
В шестнадцать лет принцу досталось предстать в ролях «Восходящего солнца» и Аполлона. Французский историк Франсуа Блюш подсчитал, что все это происходило «в театре Пти-Бурбон, вмещавшем 3000 зрителей. Спектакль шел десять вечеров подряд, следовательно, перед 30 000 парижан — так сказать, перед более чем десятой частью тогдашнего населения столицы».
Николас Кочин «Придворный балет», 1745 г.
Конечно, придворный балет 17 века совсем не был похож на современный – это был не технически сложный танец, а музыкальный спектакль с элементами шествия и карнавала. Тематика балета чаще была сатирическая и развлекательная, чем героическая романтика, королю-актеру ничего не стоило перевоплотиться в роль жулика, шута, женщины. Это была немного игра и немного гротеск.
Есть мнение, что Людовик, став уже королем, сам придумал себе громкое прозвище, взяв его из любимых своих балетных ролей. И многократно «надевал» этот образ, причем не только в танце.
Жисси де Анри, «Карусель 1662 года».
Например, кроме ежегодных карнавалов было принято устраивать «конные балеты» — праздничные конные выездки по кругу, «каррузели», что-то среднее между спортивным праздником и маскарадом. Они проводились на площади у сада Тюильри, так что скоро и сама площадь стала называться Каррузель, и от нее пошло слово «карусель» — движение по кругу.
На торжественных конных «каррузелях» Людовик XIV любил представать в образе римского императора на коне, с изображениями солнца на щите и мече. Собственно, «карусель Тюильри» 1662 года и считается тем моментом, начиная с которого за королем закрепилось его знаменитое прозвище.
Людовик XIV на конной карусели, рисунки 17 века.
А у вас, друзья, прозвище какого монарха вызывает интерес?
Источник
Людовик XIV: «король- солнце»
Этот король не только властвовал дольше других европейских монархов, но и затмил их роскошью своего двора…
5 июня 1662 года тысячи парижан стекались на площадь между Лувром и Тюильри. Все с нетерпением ждали начала удивительного зрелища – «Большой карусели», посвященной рождению первенца у королевской четы. «Карусель» же представляла из себя нечто среднее между турниром, театральной постановкой и маскарадом…
В этом красочном действе с музыкой и танцами приняли участие 655 всадников – лучших наездников Франции из знатнейших фамилий. Они должны были продемонстрировать свое мастерство: на полном скаку поразить копьем голову чучела, атаковать в конном строю, на потеху публике обстреливать друг друга «ароматными» снарядами из нечистот… И вот участники представления (помимо конников, еще 642 пеших «артиста») вступили на площадь, разделившись на пять групп, изображавших какую-нибудь армию, возглавляемую одним из принцев крови.
Так, «персов» в замысловатых тюрбанах вел Филипп Орлеанский в ало-белом восточном костюме, сине-черных «турок» – принц Конде в усыпанном бриллиантами алом халате с подвесками в виде полумесяцев, юный герцог Энгиенский (сын Конде) возглавлял «индийскую» группу, одетую в желтые наряды, герцог де Гиз в серебряном шлеме предводительствовал «американскими индейцами» в пестрых перьях. Но главным персонажем был сам король Франции, 23-летний Людовик XIV. Гарцуя на пышно убранном коне, он изображал императора римлян и был одет в усыпанные жемчугом узорчатые доспехи и серебряный шлем с золотым лавровым венком.
Надо сказать, что Людовик не впервые участвовал в подобных действах. Еще в XVI веке при дворе сложилась традиция «придворных балетов», где танцорами были члены королевской семьи и другие высокопоставленные особы. Людовик впервые участвовал в таком представлении, когда ему было 13 лет. Забавны названия ролей в королевском исполнении: Пьяный жулик. Безумный дух. Смех… Однако со временем король отказался от скоморошных сценок и всё чаще играл Аполлона, олицетворявшего в греческой мифологии Солнце. Своего пика «солнечный» образ Людовика XIV достиг как раз на «Карусели» 1662 года, где он держал щит с изображением солнца. Именно после того представления Людовика стали называть «король-солнце», который как бы озаряет всю Францию.
В ТЕНИ КАРДИНАЛА
Во время регентства Анны Австрийской фактически страной правил ее фаворит, первый министр и кардинал Мазарини, который ухитрился восстановить против себя и аристократию, и значительную часть других сословий. Враги Мазарини создали так называемую Фронду и в 1649 году подняли мятеж, осадив королевское семейство в дворце Пале-Рояль. Однако королеве с маленьким королем удалось вырваться в загородную резиденцию, Мазарини же бежал в Брюссель. Пережитый арах сильно повлиял на Луи, пробудив в нем веру в необходимость абсолютной королевской власти, неподотчетной никому.
Целых три года ушло на подавление Фронды (ее лидер – принц Конде – сдался в 1652 году). Мазарини вернулся и по-прежнему стал самовластно править, Луи лишь подписывал его указы. Кардинал фактически играл при юном короле роль отчима. Он был чрезвычайно скуп и с раннего детства держал Луи, что называется, в «черном теле»: денег на учебу не выделял, в гардеробе короля было всего два камзола с заплатами, он спал на дырявых простынях. Да и в годы юношества из-за крохоборства Мазарини король вел отнюдь не королевский образ жизни. В результате Луи едва научился читать и писать и всю жизнь усердно пополнял свое образование. А убогое существование породило у короля страсть к роскоши и транжирству – в качестве компенсации за тяжелое детство.
Впрочем, Мазарини по-своему заботился о Луи. Кардинал обучал его управлению страной, дипломатии, привил ученику цинизм, коварство, скрытность, жажду славы и веру в свою непогрешимость. Желая закрепить результаты подписанного в 1659 году Пиренейского мира, который завершил 24-летнюю Франко-испанскую войну, кардинал настоял на браке Людовика с испанской инфантой Марией-Терезией. Король, влюбленный в племянницу Мазарини, упирался, но всё же подчинился воле кардинала. Впрочем, Луи тогда мало кто воспринимал всерьез. Но всё изменилось в 1661 году, после смерти Мазарини.
ГОСУДАРСТВО – ЭТО Я!
Для начала король упразднил должность первого министра, созвал государственный совет и заявил: «Вы думаете, господа, что государство – это вы? Государство – это я! Вы будете помогать мне своими советами, когда я вас об этом попрошу». Однако больше госсовет никогда не собирался. Парламенту король сказал: «Господа, я пришел к вам, чтобы сообщить, что я, по закону моего государства, сам и в свои руки беру правление…»
И тут же подкрепил слова делами: в сентябре 1661 года по приказу короля лейтенант мушкетеров д’Артаньян (писатель Александр Дюма впоследствии присвоит это имя герою своих романов) арестовал министра финансов Николя Фуке – самого влиятельного и богатого человека во Франции. Людовик уделял государственным делам всё свое время, концентрируясь на главной задаче – укреплении собственной власти. Он создал подконтрольное себе правительство, в которое вошли всего три человека, и сильно сузил полномочия парламента – лишил права вносить даже мелкие поправки в королевские решения. В 1667 году учредил полицию, которая не только обеспечивала правопорядок, но и следила за лояльностью подданных, обложил дворян подоходным налогом. Первые шаги Людовика XIV, особенно направленные против лихоимства вельмож, народу нравились, нравился и сам молодой король: он был хорошо сложен, имел отличное здоровье, великолепно ездил верхом, метко стрелял. Народ был в восторге от пышных маскарадов с участием «танцующего» монарха.
Несомненно, Людовик XIV являлся одаренным государственным деятелем. Одно из его главных достоинств – умение ставить на руководящие должности действительно достойных людей. Так, министр финансов Кольбер проводил политику, стимулировавшую развитие промышленности и торговли, благодаря чему начальный период царствования Людовика XIV оказался экономически очень успешным. Маркиз де Лувуа реформировал армию, превратив ее в сильнейшую в Европе. А граф де Тоннер показал себя блестящим дипломатом. Король же покровительствовал наукам и искусствам, при его дворе всегда было много художников, артистов и поэтов.
Разумеется, царствование Людовика XIV, хотя и было прозвано «Великим веком», не могло состоять из одних только положительных вещей. Ведь, как говорится, и на Солнце имеются пятна. Что же до самого «короля-солнце», то его и вовсе трудно считать светлой личностью.
«АБСОЛЮТНЫЙ БЕЗ ВОЗРАЖЕНИЯ»
Характер у Людовика XIV был совсем не солнечный. Его трудолюбие сочеталось с невероятным упрямством, огромным самомнением и безмерным властолюбием. Он не только сурово пресекал реальную оппозиционную деятельность, но и карал любое вольнодумие. Причем, жестоко. В итоге вся аристократия, еще недавно чувствовавшая себя независимой, стала домогаться придворных должностей, так как жить вдали от короля считалось признаком фрондерства или опалы. «Абсолютный без возражения, – свидетельствовал Сен-Симон, знаменитый мемуарист того времени. – Людовик уничтожил и искоренил всякую другую силу или власть кроме тех, которые исходили от него: ссылка на закон, на право считались преступлением».
Понимая полезность людей образованных и талантливых, Людовик, тем не менее, не терпел в своем близком окружении тех, кто мог бы его в чем-нибудь затмить. Поговаривали, что Фуке арестовали именно из-за того, что его замки соперничали с дворцами Людовика по своей роскоши.
Еще одним выражением чудовищной гордыни Людовика XIV стало его расточительство. Все имевшиеся тогда резиденции казались «королю-солнце» слишком убогими, поэтому в 1662 году он начал превращать охотничий домик в Версале в дворцовый ансамбль неимоверных масштабов и роскоши. В результате человечество обрело бесценное культурное сокровище, но тогдашней Франции оно обходилось в 12-14% ежегодных бюджетов. Пышность версальских апартаментов подтолкнула Людовика к введению чрезвычайно вычурного этикета. Например, для того, чтобы выпить стакан воды, королю полагалось пять слуг.
Со временем король становился всё более набожным. Он окружил себя иезуитами и обрушился на французских протестантов – гугенотов. В 1685 году Людовик отменил указ, действовавший без малого 90 лет, который гарантировал свободу вероисповедания и права гугенотов. Теперь им запрещалось проводить службы, крестить детей и венчаться по своему обряду. Даже браки между протестантами и католиками были запрещены. В результате из Франции бежали 250 тысяч гугенотов, что, помимо прочего, больно ударило по экономике.
Да и вообще, Людовик успешно проматывал то, что столь кропотливо накапливал министр финансов Кольбер. Франция катилась к банкротству, всё чаще возникали народные бунты и даже восстания. Их жестоко подавляли, но это не решало проблем.
Но дороже всего обошлась французам агрессивная внешняя политика Людовика XIV. На протяжении всего 72-летнего царствования «короля-солнца» Франция постоянно воевала. Причем иногда едва ли не со всей Европой.
Людовик лично водил войска и в военных делах был готов делиться и властью, и славой. Тем более, что в его распоряжении была целая плеяда великолепных военных.
В 1666 году Людовик XIV выдвинул притязания на принадлежавшую испанцам часть Фландрии, развязал против Испании войну и в 1668 году захватил искомые территории. Через два года французы неожиданно оккупировали Лотарингию. Поскольку герцогство являлось союзником Нидерландов, стало ясно, что эта страна на очереди – голландцы весьма успешно конкурировали с Францией в торговле, да еще и печатали памфлеты на «короля-солнце», что его очень раздражало. В 1672 году король во главе 120-тысячной армии за шесть недель захватил половину Голландии. Ей на помощь поспешили Испания, Дания, Авария и ряд германских княжеств, но союзники были разбиты принцем Конде при Сенефе (11 августа 1674 года), а Людовик выбил испанцев из принадлежавшего им Франш-Конте (часть Бургундии, области на востоке Франции). В следующие четыре года французы одержали еще ряд побед, расширив границы своего государства.
КОНЕЦ «ВЕЛИКОГО ВЕКА»
Вообще же Людовик XIV считал, что ему должны принадлежать все земли, население которых говорит по-французски. До поры до времени воинственность Людовика сдерживалась Кольбером, который убеждал короля, что ведение войн не выгодно для государства. Но в 1683 году Кольбер умер, и Людовик с удвоенной энергией принялся покорять соседние земли. В 1688 году он потребовал себе Пфальц, историческую область Германии, французы заняли её, при этом совершенно разорив, а заодно захватили Бонн, Трир, Баден и Вюртемберг. На этот раз усмирять Людовика взялся союз в составе Австрии, Англии, Испании, Нидерландов, Швеции и некоторых германских государств. Тем не менее, французам сопутствовал успех, как на земле, так и в морских сражениях. Однако в 1693-1695 годах союзники нанесли французам ряд тяжелых поражений, и в результате Людовику пришлось вернуть германские земли, Савойю и Каталонию и даже восстановить независимость Лотарингии. К тому же экономика Франции пришла в упадок, а крестьяне бунтовали против роста налогов. Чтобы залатать финансовые дыры, королю пришлось переплавить серебряные изделия из собственного дворца в Версале. Всё это не помешало Людовику XIV,
возжелавшему посадить на испанский трон своего внука Филиппа, начать еще одну войну – Войну за испанское наследство (1701-1714). На этот раз дела пошли еще хуже: в 1707 году 40-тысячная союзная армия во главе с Евгением Савойским даже вторглась во Францию. В итоге испанский трон Бурбоны всё-таки заполучили, однако от итальянских и голландских владений пришлось отказаться. Но главное – десятки тысяч французов погибли, экономика оказалась на грани краха, начался голод крестьяне бунтовали еще яростнее, и для погашения огромного госдолга теперь пришлось переплавлять уже золотую версальскую посуду. Такой оказалась цена величия Франции, которого так яростно добивался «король-солнце». Но деятелей, подобных ему, цена мало волнует.
Впрочем, Людовика XIV невзгоды не сломили, он держался в самых тяжелых обстоятельствах. Ему довелось пережить смерть наследников – старшего сына, двух внуков и правнука. Он только стал угрюмым и еще более набожным, что отразилось на Версале – веселья сильно поубавилось.
Тем не менее, старик отличался отменным здоровьем, сохранял увлечение верховой ездой и охотой. Это его и погубило – упав на охоте с лошади, он поранил ногу.
Началась гангрена, но Людовик посчитал, что ампутация – ниже королевского достоинства. И скончался 1 сентября 1715 года в возрасте 77 лет. С ним завершился «Великий век», в ходе которого сплотилось французское национальное государство, закрепившее за собой статус великой державы и культурного центра Европы. Но прошло еще 77 лет, и династия Бурбонов была сметена Великой французской революцией.
Источник