Меню

Выборочное изложение кладовая солнца 6 класс

Выборочное изложение «Митраша»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока по теме: «Выборочное изложение «Митраша» с использованием имен числительных». Конспект рассчитан на 2 часа, первый из которых отражает подготовительную работу над изложением (знакомство с текстом, выбор необходимой информации), второй – создание чернового варианта работы, а также работа с чистовиком. В оставшееся у обучающихся время можно проверить знания по изученной теме и предложить комплексную работу (Приложение).

Скачать:

Вложение Размер
Выборочное изложение «Митраша» 543.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Выборочное изложение (упр.366) «Митраша» с использованием имен числительных

(рассчитано на 2 учебных часа, следующих друг за другом)

Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.

Тип урока: урок развития речи

  • Образовательная: сформировать умение находить имена числительные в письменной речи.
  • Развивающая: развить навык создания связного речевого произведения; развить устную и письменную речь обучающихся.
  • Воспитательная: воспитать любовь к русскому языку.

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Постановка целей урока.

  1. Знакомство с текстом: учащимся необходимо прочитать 1 главу произведения Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца». (см. приложение 1)
  2. Работа с текстом: Прочитав текст, обучающиеся должны отметить те абзацы, которые повествуют о Митраше, вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы.
  3. Физ.пауза: Обучающиеся должны присесть. Если ответ правильный, то обучающиеся встают, если нет – продолжают сидеть.
  • Митраше было 10 лет – встают.
  • Насте 8 лет – садятся.
  • Митрашу звали «мужичок в мешочке» — встают.
  • У мальчика не было веснушек – садятся.
  • Митраша был высокий – продолжают сидеть.
  • Его нос глядел вверх – встают и садятся на места.
  1. Составление плана:
  • Внешность Митраши
  • Занятия Митраши:

В) общественное дело

  • Отношения между Митрашей и Настей
  1. Работа с именами числительными (в парах): найдите и подчеркните все имена числительные, охарактеризуйте их.
  2. Устный рассказ о Митраше: обучающиеся должны пересказать все то, что узнали о Митраше.
  3. Создание чернового варианта выборочного изложения.
  4. Работа с тетрадями по развитию речи.
  5. Индивидуально-групповая работа: в оставшееся время работа с карточками, тестами по пройденным темам. (см. приложение 2).
  6. Домашнее задание: дифференцированное
  • Составить 10 предложений с использованием имен числительных.
  • Составить 15 тестовых заданий с использованием имен числительных.
  • Выписать 10-15 пословиц с использованием имен числительных.

Источник

Презентация на тему: Выборочное изложение по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Митраша

Урок развития речи, 6 класс Выборочное изложение по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Митраша

М.М.Пришвин – автор сказки – были «Кладовая солнца»

План. 1.Внешний вид Митраши: а)возраст; б)лицо; в)характер. 2.Интересы и занятия мальчика. 3.Моё отношение к герою произведения.

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль – Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только девять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.

И какие это были умные детишки! Если только возможно было , они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами.

Но, кроме бондарства, на нём лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.

Митраша вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестрёнка мало слушается, стоит и улыбается… Тогда «Мужичок в мешочке» начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос: — Вот ещё! — Да что ты хорохоришься? – возражает Настя. — Вот ещё! – сердится брат. – Ты, Настя, сама хорохоришься. — Нет, это ты! — Вот ещё! Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. И как только маленькая ручка сестры коснётся широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина. — Давай-ка вместе полоть огурцы, или свёклу мотыжить, или картошку сажать.

Возможное начало. В одном селе, возле Блудова болота, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на войне. Девочку звали Настей, а мальчика – Митрашей. Возможная концовка. Я считаю, … Мне кажется, … Я думаю, …

Источник

Выборочное изложение по тексту Пришвина `Кладовая солнца`

Цель: продолжить отработку навыка письменного изложения текста, формировать умение отбирать языковой материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста, и правильно располагать его в письменной работе, повторить основные требования к выборочному изложению, развивать правописные умения и навыки.
Оборудование: доска, учебники, тетради, текст сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

ХОД УРОКА
Для всего, что существует в природе,
В русском языке есть великое
Множество хороших слов и выражений.
К. Паустовский

Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Я напоминаю о том, что прочитанное можно пересказать по-разному: подробно (близко к тексту), кратко или сжато (самое главное), а можно выбрать и пересказать какую-то одну часть текста, то есть изложить выборочно в соответствии с данной темой. Приведите примеры, когда вам приходилось составлять выборочные пересказы. (приводят примеры). При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая-то его часть, связанная с определенной подтемой (микротемой). (Повторяем понятие о широкой и узкой теме). В тексте материал, относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте (сосредоточен), но может быть и разбросан (рассредоточен). В этом случае нужно предварительно выбрать необходимый материал.
В речевой практике вам часто придётся пользоваться выборочным пересказом, отбирать и излагать материал только на нужную для определённого случая тему. Значит, необходимо уметь выборочно излагать прочитанное или прослушанное.

Слово учителя:
— На прошлых уроках мы познакомились с замечательным писателем М.М. Пришвиным и прочитали его сказку – быль «Кладовая солнца».Слайд 1 (На доске портрет писателя: он сидит на пеньке, взгляд устремлен вдаль)
— Перед вами один из портретов Пришвина. Обратите внимание на его одежду, позу, взгляд.
— Каким изображен писатель на портрете? (Сидящим на пеньке в охотничьем снаряжении, с пристальным взглядом, устремленным вдаль, на окружающую природу)
Пришвин говорил: «Я. друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Это прослеживается и в его сказке-были «Кладовая солнца».

Чтение подготовленных отрывков из сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне.
Они были очень милые. Настя была, как золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
«Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.
После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза. Безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед, и так хлопотала по хозяйству до ночи. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило [длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами.
При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому кадушечка солить огурцы или грибы, или даже простую посудинку с зубчиками – домашний цветок посадить.
Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает.
Словарная работа.

БОНДАРЬ – мастер по изготовлению бочек, кадок и т.п.
ЛОХАНЬ – деревянная посуда круглой или овальной формы, с невысокими краями для различных надобностей (мытья посуды, стирки белья, помоев)
ЛАДИЛО – бондарный инструмент
ФУГАНОК – рубанок с колодкой увеличенной длины (предназначенный для чистого строгания плоских поверхностей)
ОБДЕРЖИВАТЬ – закреплять по окружности
СМЕКАТЬ – понимать, соображать что-л.; догадываться о чём-л.
НАСТАВЛЯТЬ поучать, учить
ХОРОХОРИТЬСЯ – ХРАБРИТЬСЯ, ДЕРЖАТЬ СЕБЯ ВЫЗЫВАЮЩЕ,ЗАНОСЧИВО
СТРОПТИВЫЙ 0 упрямый и своенравный

Учитель: Что называется портретом в литературном произведении?
Уже в самом начале повести Пришвин через описание внешности сумел показать духовную красоту героев и свое отношение к ним.
Какие черты детей наиболее дороги автору? (Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села)
Выделить сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к детям.

Работа с планом. Составление таблицы
Возраст

Внешность Митраши.
А) возраст;
Б) лицо;
В) характер
2. Занятия Митраши:
1) бондарство;
2) хозяйство;
3) общественное дело.
3. Отношения между Митрашей и Настей.

Пересказ текста по плану.

Работа с памяткой
Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста
1) Послушайте текст, выясните значение непонятных слов.2) Вдумайтесь в тему выборочного изложения (пересказа), определите её границы.3) Внимательно послушайте текст; ещё раз выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.4) Определите основную мысль изложения (пересказа).5) Подумайте, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем изложении (пересказе).6) Определите, какой стиль (разговорный, художественный, публицистический, научный, официально-деловой) вы будете использовать.7) Составьте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Учтите, что последовательность вопросов в исходном тексте и в выборочном изложении (пересказе) могут не совпадать.Продумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения (пересказа); какие слова, обороты, предложения для этого использовать.9) Напишите черновик выборочного изложения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Самостоятельная работа учащихся (написание изложения).

Источник

Урок развития речи в 6 классе «Выборочное изложение по отрывку из повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Чёрная Елена Борисовна, МОУ «СОШ №7» г. Алатырь, Чувашской Республики

Тема: выборочное изложение по литературному произведению.

Цель: научить выбирать необходимый материал при работе с текстом художественного произведения и строить на этом связное высказывание; продолжить работу по развитию языка, умению находить и употреблять в речи синонимы; развивать грамотность.

1. Сообщение темы урока, запись в тетрадях.

2. Работа с текстом сказки – были М.М.Пришвина. Постановка задачи: отобрать материал для описания Митраши.

Примерные отрывки для изложения:

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Они были очень милые.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

«Мужичок в мешочке», как и (его сестра) Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у (Насти) сестры, глядел вверх.

После (смерти) родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям. Умненькие и дружные ребята скоро всему научились и стали жить хорошо.

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает деревянными или железными обручами. При корове двум детям не было такой нужды, чтобы продавать на рынок деревянную посуду, но добрые люди просят. Сделает (Митраша), и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.

Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается… Тогда «Мужичок в мешочке» начинает злиться и хорохориться и всегда говорит задрав нос: «Вот ещё!»

Помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.

3. Работа по содержанию отрывка:

Только ли о Митраше идет речь в тексте?

Какие части прочитанного текста не надо использовать в нашей работе?

Что нужно оставить?

Что мы узнаем из отрывка о детях – Насте и Митраше?

Опишите Митрашу (возраст, внешний вид, прозвище).

Что умел делать мальчик? На кого равнялся в своей работе? Кому подражал?

Только ли в работе он старается походить на отца? Как он относится к Насте?

Почему Настя посмеивается над братом? Как может помириться с ним?

4. Составление плана текста:

1). В одном селе осиротели двое детей.

2). Внешность Митраши.

3).Митраша выучился у отца делать деревянную посуду. Мальчик вникает и в общественные дела.

4).Митраша пытается поучать сестру, хорохорится.

5) Погладит Настя Митрашу по затылку, и задор покидает мальчика.

5. Словарная работа.

Какие сравнения и эпитеты использует автор, описывая внешность мальчика?

Что умел делать мальчик? Какие предметы домашнего обихода он делал из дерева? Каким инструментами пользовался?

Как вы понимаете выражение «старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.»

Какие синонимы к этому глаголу вы можете подобрать? (см. учебник, стр.154)

Какие черты характера Митраши отмечает Пришвин? Что значит «хорохорится»? Подберите синонимы к этому глаголу.

Запись слов и словосочетаний : ладило, обдерживает, бондарство, шайки, лохани, наставлять, задрав нос.

Толкование слов (работа с презентацией):

Ш ˜ АЙКА 1 , –и, ж. Низкое и широкое деревянное или металлическое ведёрко с двумя ручками по бокам. Банная ш.

ЛОХ ˜ АНКА, –и и ЛОХ ˜ АНЬ, –и, ж. Круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. Деревянная л.

Б ˜ ОНДАРЬ, –я и БОНД ˜ АРЬ, – ˜ я, м. Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки).

НАСТ ˜ АВИТЬ 2 , –влю, –вишь; –вленный; сов., кого (что) на что. Научить кого–н. чему–н. хорошему. Н. на ум (вразумить; разг.). Н. на путь истинный.

ЛАДИЛО –инструмент для подгонки, наладки, сложения в единое целое бочки.

ОБДЕРЖАТЬ – огладить, приноровить перед употреблением.

ЗАДИРАТЬ НОС – упрямиться, проявлять несговорчивость, высокомерие.

Почему автор использует забытые, устаревшие слова? Чего добивается употреблением таких слов?

6. Повторение литературоведческих терминов, нахождение этих терминов в отрывках из сказки-были. Запись необходимых для передачи текста – описания Митраши — средств художественной выразительности в тетрадь по развитию речи. Работа с презентацией.

7. Повторное чтение текста.

Перескажите текст по плану. Используйте в рассказе записанные эпитеты, метафоры, гиперболу.

Какие числительные встретились вам в тексте?

8. Последнее чтение текста. Работа над черновиком и чистовиком изложения.

Методическая разработка к учебнику:

Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений\ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред.Н.М.Шанский].- 31-е изд.- М.: Просвещение, 2009.

Источник

Читайте также:  София ротару место под солнцем
Adblock
detector