Замени словосочетания глаголами в переносном значении словосочетания с глаголами прямом значении пошел дождь часы бьют выглянуло солнце
Ответы
1)начался дождь;
2) часы тикают;
3) появилось солнце.
на счёт 2-ого не уверена, но надеюсь, что верно. )))!
крепкий мороз (переносн) крепкое хозяйство(пер) крепкая ткань(прямое) крепкий сон(прямое) крепкий чай(прямое) крепкий голос (перен) крепкий старик (прям) крепкое дерево (прям)
лёгкая рана(пере) лёгкое платье(прям) лёгкий румянец(пере) лёгкий характер(пере) лёгкая ноша(прям) лёгкая походка (пере) лёгкая задача (прям) лёгкая дремота (пере) лёгкий ветерок(прям)
Напишет (мороз) — олицетворение, приписывание свойств и качеств живого существа неживому предмету или явлению.
Ученик напишет сочинение — прямое значение
Художник напишет портрет — прямое значение.
По-видимому, в исходном предложении мороз выступает в роли художника — пишет узоры на стекле.
Источник
урок русс.яз.3 кл по теме: «Прямое и переносное значение глаголов»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка. Применяются технологии: проблемного диалога, здоровьесбережения, игровая, а также проектная технология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе «Прямое и переносное значение» | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого учебного занятия
по русскому языку
Тема: «Употребление глаголов
в прямом и переносном смысле»
Тема: «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле»
Тип урока: Урок формирования новых знаний
- для учителя:
- способствовать формированию знаний о прямом и переносном значениях глагола;
- способствовать формированию умений использовать в речи глаголы в прямом и переносном значении.
- для учащихся:
- усвоить новые термины: прямое и переносное значение глагола;
- научиться различать глаголы, которые употреблены в прямом значении от глаголов, которые употреблены в переносном значении;
- научиться употреблять глаголы в прямом и переносном смысле в своей речи.
- для учителя:
- создать условия для развития учебно-познавательных и коммуникативных компетенций;
- способствовать развитию у учащихся способности самооценки учебно-познавательной деятельности и рефлексии;
- создать условия для развития творческих способностей учащихся.
- для учащихся:
- развивать умения ставить цель и организовывать работу по её достижению, проводить анализ и синтез информации, обобщать и делать выводы;
- развивать умения работать с текстом учебника, дополнительным материалом, составлять ответ по плану;
- развивать способности самооценки своей учебно-познавательной деятельности и рефлексии;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать умение работать в паре.
- воспитывать самостоятельность и творческий подход в решении новых познавательных и практических задач;
- воспитывать уважительное отношение к своему товарищу и его мнению;
- воспитывать любовь к окружающей нас природе;
- прививать любовь к художественной литературе.
Основная форма организации – урок по учебному плану
Методы: методы проблемного обучения (эвристическая беседа, самостоятельная работа с источниками информации и анализ новой информации), методы ИКТ (сопровождение и анализ презентации Power Point), методы игры, частично-поисковые и словесно-наглядные методы
Формы работы на разных этапах урока – индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Оборудование: компьютер, экран, интерактивная доска, мультимедийный проектор
Средства обучения: Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3 класса – М.: Дрофа, 2010
Проект-презентация в редакции MS PowerPoint к теме урока
Здравствуйте, ребята! Я – Любовь Александровна – экскурсовод. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в одну удивительную страну. А какую, вы узнаете немного позже.
Ребята, скажите, пожалуйста, зачем люди путешествуют? (Чтобы узнать что-то новое, чему-то новому научиться) / На доске записываются цели: узнать, научиться./ У вас на партах лежат листы, которые помогут нам в нашем путешествии. В них вы найдете толкование слов, задания, памятку работы в паре и таблицу самооценки. На протяжении нашего путешествия вы будете сами оценивать свою работу на станциях. А чтобы начать наше путешествие, садитесь поудобнее и проверьте свой багаж: учебник, тетрадь, ручку, карандаш, знания и хорошее настроение. Я подарю улыбку вам, а вы мне и друг другу. Итак, в путь!
- Изучение нового материала.
Ой, я забыла рассказать, в какую страну мы отправляемся. Давайте вы попробуете отгадать сами. Заглянем в гости к одному лесному жителю – ёжику. Он живёт на Лесной станции. Послушаем, что он скажет. (Учащиеся выполняют задание на интерактивной доске: делят слова на группы по частям речи)
Как вы определили, что это имя существительное? (Это часть речи, отвечающая на вопросы кто? или что? и обозначающая предмет. Может быть м.р., ж.р., с.р.. Изменяется по числам и падежам) Запишите в тетрадь слова второй группы и определите, к какой части речи относятся эти слова? (Глагол. Дают определение) Вы догадались, в какую страну мы отправляемся? Правильно в волшебную страну Глаголию.
Кто правильно ответил на вопросы о частях речи и разделил слова на группы, оцените себя в листе самооценки.
Какова же главная цель нашего урока-путешествия:
узнать , какие бывают значения глагола
научиться определять значение глагола
научиться употреблять эти глаголы в речи
Знакомство с новым материалом.
Станция Таинственная . Посмотрите, ребята, у меня чёрный ящик, в котором спрятана одна загадочная вещь. Отгадайте, что там?
Говорят: они стоят,
Говорят: они спешат,
Говорят: они идут,
Но немного отстают. (часы)
Какие слова помогли вам отгадать загадку? (стоят, спешат, идут, отстают) Писатель Алексей Кузьмич Югов так сказал о глаголе: «Глаголы — самая живая часть речи. И назначение глагола — выражать само действие» или профессор-лингвист Алексей Максимович Пешковский писал, что “глаголы – это какие-то “живые” слова, оживляющие все, к чему они приложены”.
Откройте №538 и прочитайте стихотворение в учебнике. Найдите глагол стоят. Сравни его значение в разных предложениях. Узнай, как называются эти значения, прочитав правило. Какие значения бывают у глаголов? Как мы будем определять в прямом или переносном значении употреблен глагол? Подумаем, каково значение этого слова? Посмотрим значение слова в Толковом словаре. ( СТОЯТЬ. Находиться в вертикальном положении, уперевшись конечностями (ногами) в твердую опору, не передвигаясь.) При помощи толкового словаря определите значения оставшихся глаголов. Какие из них употреблены в переносном смысле? Выпишите их. В оценочном листе оцените себя на этой станции.
Прежде, чем продолжить путь, нужно нам немного отдохнуть.
Физминутка про часы:
Тик-так, тик-так.
Все часы идут вот так:
тик-так, тик-так.
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так:
тик-так, тик-так, тик-так.
- Закрепление нового материала.
Мы приехали на станцию Наимудрейших. Поэтому мы будем работать парами. Прочитайте в памятке правила работы в паре.
У вас на столах есть карточки, на которых выписаны высказывания. Вы должны со своим товарищем по парте определить, в каком значении употреблены глаголы. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните глаголы и если у вас глагол, который употреблен в переносном смысле, то поставьте над ним плюс.
Ленивое солнце ещё спит. Солнце выглянуло из-за горы. Ночной костёр погас. Луна льёт свет. Земля пьёт воду. Зимой трещат лютые морозы. Река ещё спит. От мороза горят щеки. Быстро бежит время. Крапива больно кусается. Тихо шепчется листва. Громко воет волк.
В оценочном листе оцените себя.
- Индивидуальная проверка знаний с использованием дидактического материала.
Мы остановились в горах Испытания и чтобы их преодолеть, нужно вспомнить, кто написал эти строчки? (А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
Спишите это четверостишие в тетрадь. Подчеркните глаголы, которые употреблены в переносном смысле. Выполните самопроверку. Оцените свою самостоятельную работу.
- Игра «Угадай, что это значит» (как дополнительное)
Объясните значение этих устойчивых выражений (фразеологизмы)
Клевать носом – засыпать, задрать нос – воображать, летать в облаках – отвлечься и замечтаться, считать ворон – отвлекаться, прикусить язык – замолчать, зарубить на носу — запомнить, прятаться в кустах – бояться.
Мы с вами оказались на самой чудесной станции – станции Фантазёров.
Посмотрите на эту картину и придумайте предложения с переходными глаголами. Запишите их. Попробуйте сочинить стихотворение.
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен. (Фёдор Иванович Тютчев)
- Домашнее задание. Выучите написание словарных слов в № 537. Составьте предложение с одним из слов, используя глаголы переносного значения. Творческое задание для трудолюбивых и самостоятельных: сочинить загадку, четверостишие или небольшую сказку о родной природе с использованием глаголов в прямом и переносном значении.
- Подведение итога. Рефлексия.
Вот мы и вернулись домой. Какую цель мы поставили в начале нашего путешествия? Достигли ли мы поставленной цели? Что мы узнали нового? (Написание словарных слов. Прямое и переносное значение глаголов.) Чему научились? Для чего нужно употреблять в речи глаголы в переносном значении? (Чтобы речь была яркой и выразительной) Что понравилось на занятии? Было ли интересно? Комфортно? Что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным?
На доске три столбика: На уроке мне было:
Легко и интересно. Трудно, но интересно. Неинтересно.
Если осталось время, то можно выполнить тест:
Источник
Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.Подчеркни многозначные слова, характеризующие
Ответ или решение 2
Выполнение упражнения
- Солнце ещё раз взглянуло исподлобья на поля. В этом предложении не ставим знаки препинания, потому что предложение простое с одной грамматической основой (одно подлежащее и одно сказанное) «солнце взглянуло».
- Солнце выглянуло из-за горизонта и улыбнулось нам. В этом предложении знаки препинания не пишутся, так как оно простое с однородными сказуемыми, между которыми стоит единичный союз и «солнце выглянуло и улыбнулось».
- Выглянуло солнце и послало свои лучи на землю. В этом предложении знаки препинания не пишутся, потому что это простое предложение с однородными сказуемыми, между ними стоит единичный союз и «солнце выглянуло и послало».
- Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Здесь пишем запятую, так как это сложносочиненное предложение (ССП) с соединительным союзом и. Первая грамматическая основа «солнце светит», вторая грамматическая основа «лучи купаются».
- Солнце вдруг всё сразу хлынуло в степь. В этом предложении знаки препинания не пишем, потому что это простое предложение с одной грамматической основой «солнце хлынуло».
Многозначность (полисемия)
Чтобы правильно выполнить это упражнение, необходимо вспомнить такое понятие как «многозначность» или «полисемия». Это такое явление, при котором одно слово может иметь несколько значений.
Полисемичные слова могут представляться в прямом значении (солнце светит). Оно будет ключевым, и от него образуются слова в переносном значении (солнце взглянуло, выглянуло, улыбнулось, послало, хлынуло; его лучи купаются).
Взглянуть и выглянуть, улыбнуться и послать может человек, хлынуть может вода, а купаться могут животные и люди.
Потому по отношению к солнцу эти слова будут многозначными.
Таким образом, чтобы поставить знаки препинания в предложениях, нужно посчитать число грамматических основ. Если она одна — предложение простое, если их две — предложение сложное. Чтобы определить многозначность (полисемию), необходимо смотреть на контекст. А также не забывать, в основное значение слова будет прямым, а второстепенное значение — переносным (метафоричным).
1. Солнце ещё раз взглянуло исподлобья на поля. 2. Солнце выглянуло из-за горизонта и улыбнулось нам. 3. Выглянуло солнце и послало свои лучи на землю. 4. Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. 5. Солнце вдруг всё сразу хлынуло в степь.
Многозначные слова, характеризующие солнце: выглянуло, хлынуло.
Источник
Презентация «Прямое и переносное значение слов»
Все люди имеют интуитивное представление о том, что такое прямое и переносное значение слова. Если говорить на языке обывателей, прямое значение – это самый распространенный смысл, который вкладывается в слово, его можно употребить в любом контексте, непосредственно указывая на конкретное понятие. В словарях прямое значение всегда располагается на первом месте. Под номерами далее идут переносные значения.
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Прямое и переносное значение слов»»
Прямое и переносное значение слова
Урок русского языка в 5 классе
На уроке я хочу научиться…
Мне хочется, чтобы урок….
Я должен научиться…
- Словарный состав языка изучает ________
- Лексическое значение слова разъясняется в _____ словаре.
- Слово может иметь как __________
значение, так и ____________значений
- Однозначное слово имеет________значение.
- Слово, которое имеет несколько значений ________
- Слово айсберг»однозначное
- Слово «полотно»многозначное
Слово «кроссворд» однозначное
Слово «кнопка» многозначное
- Железный,-ая,-ое. 1. Сделанный из железа. 2. перен. Сильный, крепкий. Железное здоровье. 3. перен. Твердый, непреклонный. Железная воля.
Ледяная глыба-ледяной взгляд, море пшеницы-голубое море, копирует чертеж-копирует походку, злой ветер-злой человек, глубокая река-глубокие знания
Ребята, берегите зрение!
- Отговорила роща золотая березовым веселым языком
- Роща золотая
- Веселым языком
- Эпитет – образное выражение, выраженное прилагательным в переносном значении
- В саду горит костер рябины красной
- Костер рябины
- Метафора – скрытое сравнение
- Ветер резвый уснул на пути…
- Ветер уснул
- Олицетворение –свойства человека переносятся на животных или неодушевленные предметы
Выглянуло яркое солнце, и засветился белый снег. Синие, красные и зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. Подул легкий ветерок и отряхнул пушистый иней с голых ветвей. А в воздухе заискрились разноцветные огни. Красива снежная зима.
- Яркое солнце, легкий ветерок, пушистый иней- эпитеты
- Солнце выглянуло, снег засветился, ветерок отряхнул- олицетворение
- Синие. красные и зелёные огоньки зажглись — метафора
3строка- 3 глагола
4 строка –фраза из 4 слов
5 строка – существительное, итог
Синквейн на тему «Слово»
- Слово
- Звонкое, выразительное
- Рассказывает, рисует,удивляет
- Помогает увидеть прекрасный мир
- Образ
Источник