Меню

Выглянуло солнце вдруг все ожило

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знак препинания

Смысловые отношения между частями

Примеры

Запятая

Перечисление событий, фактов и т. д.

Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река, в лазури пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

Точка с запятой

Части не связаны по смыслу или связаны слабо, сильно распространены, внутри них есть запятые

Ночные тени в лесу исчезли; по всей земле разлился серовато-сизый свет утра. (В. Арсеньев)

Двоеточие

Во втором предложении указана причина того, о чем говорится в первом предложении

Выглянуло солнце, и вдруг все ожило: (потому что) земной мир сделался прекрасен. (В. Арсеньев)

Во втором предложении содержится пояснение того, о чем говорится в первом предложении

Самое главное было сделано: (а именно) мы переправились через реку. (В. Арсеньев)

Второе предложение дополняет смысл первого

Вдруг я чувствую: (что именно чувствую) кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев)

Тире

Первое предложение указывает на время или условие

Облако пройдет — озеро опять заблестит. (О. Гончар)

Улица кончилась — началось поле. (Ю. Яковлев)

Второе предложение содержит следствие или вывод

Ручей принес сверху желтые листья — в горных лесах уже осень. (По Н. Сладкову)

Быстрая смена событий

Кто-то зажег спичку — мелькнул огонек. (М. Шолохов)

Источник

Расставьте недостающие знаки препинания и замените, где нужно, строчные буквы прописными; вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки

1.Замет. те любезный доктор сказал я что без дураков было (бы) на свете очень ску(ч,ш)но. 2.Вы молчите продолжала она вы может быть хотите чтоб я первая вам сказала что я вас люблю. 3.Начну с того сказал он садясь на мою постель что я вам сочу. ствую от всей души и глубоко уважаю вашу жизнь и сразу же замолчал. 4. Да я уже (з,с)десь служил при Алексее Петровиче отвечал он приосанившись и прибавил Когда он приехал на Линию я был подпору. чиком и при нем получил два чина за дела против горцев.

5. Скажи которая Татьяна? Да та которая грус…на и молч. лива как Светлана вошла и села у окна. Неужто ты влюблен в меньшую? А что? Я выбрал бы другую когда (б) я был как ты поэт. (П.)

Замени прямую речь косвенной в предложениях № 1,3 .

ЗАЧЕТ №11

Вставьте, где это нужно, пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните постановку знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман. С утра в степи было по-весеннему холодно и ветре… о ветер просушивал колеи грязной до­роги и шуршал прошлогодним бурьяном. Солнце багряным кругом сползает к горизонту в сизую дымку закутывается тайга. Вдруг позади нас в овраге раздался шум кто-то спускался к источнику. Выглянуло солнце и вдруг все ожило земной мир сделался прекрасен. Закук… вала кукушка сей ячмень вошла в круг тень у покрывшейся листвой березы готовь овес. Труд человека корм. т лень порт. т. Охотник выстр. лил утка упала. Он прилёг усталость давала о себе знать. Обычай мой такой подписа(н,нн)о так с плеч. долой. Сильный дождь льет с утра выйти (не) возможно. В лагере кипела работа таскали дрова ставили палатки распаковывали груз. Я оглянулся у дороги под ракитой сидел старичок в изношенном сюртуке с котомкой за плечами. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Чехов Антон Павлович

Книга «Степь»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • .
  • 28
  • 29
  • »
  • Перейти

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается. Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля -всJ, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски.

Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит всJ одно и то же небо, равнину, холмы. Музыка в траве приутихла. Старички улетели, куропаток не видно. Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь еще более однообразной.

Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница.

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и -опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.

Но вот, слава богу, навстречу едет воз со снопами. На самом верху лежит девка. Сонная, изморенная зноем, поднимает она голову и глядит на встречных. Дениска зазевался на нее, гнедые протягивают морды к снопам, бричка, взвизгнув, целуется с возом, и колючие колосья, как веником, проезжают по цилиндру о. Христофора.

— На людей едешь, пухлая! — кричит Дениска. — Ишь, рожу-то раскорячило, словно шмель укусил!

Девка сонно улыбается и, пошевелив губами, опять ложится. А вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь — бог его знает. От его стройной фигуры и зеленой одежды трудно оторвать глаза. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное — всю жизнь один, один. За тополем ярко-желтым ковром, от верхушки холма до самой дороги, тянутся полосы пшеницы. На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу еще только косят. Шесть косарей стоят рядом и взмахивают косами, а косы весело сверкают и в такт, все вместе издают звук: «Вжжи, вжжи!» По движениям баб, вяжущих снопы, по лицам косарей, по блеску кос видно, что зной жжет и душит. Черная собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке, вероятно с намерением залаять, но останавливается на полдороге и равнодушно глядит на Дениску, грозящего ей кнутом: жарко лаять! Одна баба поднимается и, взявшись обеими руками за измученную спину, провожает глазами кумачовую рубаху Егорушки. Красный ли цвет ей понравился, или вспомнила она про своих детей, только долго стоит она неподвижно и смотрит вслед.

Но вот промелькнула и пшеница. Опять тянется выжженная равнина, загорелые холмы, знойное небо, опять носится над землею коршун. Вдали по-прежнему машет крыльями мельница и всJ еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. Надоело глядеть на нее и кажется, что до нее никогда не доедешь, что она бежит от брички.

О. Христофор и Кузьмичов молчали. Дениска стегал по гнедым и покрикивал, а Егорушка уж не плакал, а равнодушно глядел по сторонам. Зной и степная скука утомили его. Ему казалось, что он давно уже едет и подпрыгивает, что солнце давно уже печет ему в спину. Не проехали еще и десяти верст, а он уже думал: «Пора бы отдохнуть!» С лица дяди мало-помалу сошло благодушие и осталась одна только деловая сухость, а бритому, тощему лицу, в особенности когда оно в очках, когда нос и виски покрыты пылью, эта сухость придает неумолимое, инквизиторское выражение. Отец же Христофор не переставал удивленно глядеть на мир божий и улыбаться. Молча, он думал о чем-то хорошем и веселом, и добрая, благодушная улыбка застыла на его лице. Казалось, что и хорошая, веселая мысль застыла в его мозгу от жары.

Читайте также:  Путь солнца вдоль эклиптики пролегает среди скольки созвездий

— А что, Дениска, догоним нынче обозы? -спросил Кузьмичов.

Дениска поглядел на небо, приподнялся, стегнул по лошадям и потом уже ответил:

— К ночи, бог даст, догоним.

Послышался собачий лай. Штук шесть громадных степных овчарок вдруг, выскочив точно из засады, с свирепым воющим лаем бросились навстречу бричке. Все они, необыкновенно злые, с мохнатыми паучьими мордами и с красными от злобы глазами, окружили бричку и, ревниво толкая друг друга, подняли хриплый рев. Они ненавидели страстно и, кажется, готовы были изорвать в клочья и лошадей, и бричку, и людей. Дениска, любивший дразнить и стегать, обрадовался случаю и, придав своему лицу злорадное выражение, перегнулся и хлестнул кнутом по овчарке. Псы пуще захрипели, лошади понесли; и Егорушка, еле державшийся на передке, глядя на глаза и зубы собак, понимал, что, свались он, его моментально разнесут в клочья, но страха не чувствовал, а глядел так же злорадно, как Дениска, и жалел, что у него в руках нет кнута.

Источник

Сложное предложение § Разграничение простых и сложных предложений

Pdf просмотр

бет 9/10
Дата 26.12.2016
өлшемі 0.89 Mb.

    Навигация по данной странице:
  • § 28. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
  • Образец разбора
  • § 29. Сложное предложение с различными видами связи
  • Способы передачи чужой речи Чужая речь
§ 27. Тире в бессоюзном
сложном предложении
Тире ставится, если:
1) части сложного предложения противопоставле
ны друг другу (вместо тире можно поставить но):
Не сули журавля в небе — дай синицу в руку.

(По
словица)
[
] — [
]
2) если первое предложение обозначает время дей
ствия (когда):
Закуковала кукушка — сей ячмень.

(Пословица)
[
] — [
]
3) если первое предложение обозначает условие
совершения действия:
Совесть потеряешь — другой не купишь.

140
15. Какое утверждение неверно?
В сложном бессоюзном предложении ставится двоето
чие, если:
а) перечисляются факты;
б) вторая часть предложения дополняет смысл пер
вой;
в) вторая часть предложения поясняет первую;
г) вторая часть предложения указывает причину то
го, о чём говорится в первой.
§ 28. Синтаксический разбор
бессоюзного сложного предложения
1. Определите тип предложения по цели высказыва
ния (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Укажите вид предложения по эмоциональной ок
раске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определите количество частей (простых предложе
ний), найдите их границы.
4. Определите смысловые отношения между частями
(перечислительные, причинные, пояснительные, пояс
нительно изъяснительные, сопоставительно противитель
ные, условно временные, следствия).
5. Составьте схему предложения.
Образец разбора:

свою форму:

снача
ла в серую, потом в тёмную массу.

(И. Гончаров)
1. По цели высказывания предложение повествова
тельное.
2. По эмоциональной окраске предложение невоскли
цательное.
3. Предложение сложное бессоюзное, состоит из двух
частей — простых предложений, соединённых двоеточи
Предметы теряли
всё сливалось

147
Способы передачи чужой речи
Чужая речь — это высказывания других лиц,
включённых в авторское повествование. Слова, вво
дящие чужую речь, называются словами автора.
Для передачи чужой речи существует два основных
способа: прямая речь и придаточные предложения.

Источник

«1. Определите, сколько запятых нужно поставить в сложных предложениях: а) одну запятую; б) две запятые; в) три запятые г) четыре . »

1. Определите, сколько запятых нужно поставить в сложных предложениях:

г) четыре запятые;

д) не нужны запятые

1. Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать.

2. Тяжелые гроздья сирени дышали росою горя а сад перепутавший тени уже заливала заря.

3. В то время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек и раздался гром.

4. Уже много лет не бывал я на своей Родине и каждое новое посещение наполняет мое сердце радостью и печалью.

5. Под берегом в березняке любовно насвистывал веселую песенку рябчик а где-то в небе чуть слышно гоготали гуси.

6. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише*

7. Туча пролилась ушла и солнце снова засияло над нашим маленьким садом.

8. Сыплет дождик большие горошины рвется ветер и даль нечиста.

9. Рыжие листья засыпали рыжики но я нашел немного и рыжиков и подосиновиков и подберезовиков.

10. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.

2. Укажите, что присоединяет союз как и нужны ли здесь запятые:

а) придаточное предложение (запятая нужна);

б) сравнительный оборот (запятая нужна);

в) именную часть сказуемого (запятая не нужна).

1. Эти равнины как море бескрайние.

2. Море в далекие годы пело мне песни как мать.

3. Смотри как роща зеленеет.

4. Земля еще как смутный негатив, она никак не может проявиться.

5. Сегодня месяц как светлый серп.

6. Бор волновался вокруг сторожки как расходившееся море.

7. Сережа был самым младшим в семье и рос как трава в степи.

8. И колючей веткой ель в окно стучит как порою путник запоздалый.

9. Гуляет как пустой орех горячий ветер и колышет ветки.

10.Лучом румяного закта твой стан как лентой обовью.

3. Укажите, нужно ли ставить запятую на месте вопроса (?) в сложноподчиненном предложении:

а) нужно; б) не нужно.

1. Яблони пропали, оттого (?) что мыши объели всю кору вокруг.

2. Солнце взошло, и (?) хотя на небе не было ни единого облачка, но цвет его был странный.

3. Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что (?) если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.

4. Давно заметил, что (?) когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть.

5. Мне кажется, что (?) если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он все равно бы был неуловим.

6. Вместо того (?) чтобы разложить книги по полкам, Ваня сложил их стопкой на столе.

7. Так долго день пробуждается, что (?) когда солнце выйдет, у нас уже и обед.

8. Он предположил, что (?) если эта тропинка приведет к дому лесника, то они не сбились с маршрута.

9. Случилось так, что (?) когда мы ехали, не было ни малейшей зыби.

10. Лесник доложил, что (?) если всмотреться на вырубке, все пни покрыты мелкими опятами.

4. Укажите, какой знак нужно поставить между частями бессоюзного сложного предложения:

а) запятую; б) двоеточие; в) тире.

1. Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман.

2. Выглянуло солнце, и вдруг все ожило земной мир сделался прекрасен.

3. Вдруг позади нас в овраге раздался шум кто-то спускался к источнику.

4. Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

5. Сказал что-то я он начал хохотать.

6. Облако пройдет озеро опять заблестит.

7. Чиста небесная лазурь теплей и ярче солнце стало.

8. Варвара прислушалась донесся шум вечернего поезда.

9. Хочешь есть калачи не сиди на печи.

10. Идти было трудно густые колючие кусты разрослись.

5. Укажите, какой знак препинания нужно поставить в предложениях на месте вопросительного знака (?):

б) точку с запятой;

д) не нужно никакого знака.

1. Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись (?) на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею.

2. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце (?) капли, падая с них, звонко ударяли о лед.

3. Могучее дерево даже в бурю стоит и только ветвями поводит (?) высокое тонкое, качается все.

1.Укажите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в сложносочиненных предложениях:

а) запятую перед и; в) запятые перед и после и;

б) запятую после и; г) знаки расставлены верно.

1. Уже начинало припекать и с крыльца падала звонкая капель.

2. Несмотря на теплый вечер, в саду было пустынно и вокруг ни души.

3. В тайге все притаилось, спряталось и даже листья березы привяли от горячих солнечных лучей.

4. Пробилась зелень полевая навстречу свету и настежь окна раскрывая, весна приходит.

5. Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду и признаюсь, нелегко одолевал я встречавшиеся препятствия.

6. Подул ветер и словно вспугнутая им, пара гоголей вылетела на нас из серой мглы.

7. Как в море, садится солнце в травы и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки.

8. Сумерки приближались и надо было торопиться.

9. Все прекрасное на земле от солнца и все хорошее

10. Улыбка была слабая, чуть заметная и несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось.

2. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в сложных предложениях:

а) запятую перед и’,

б) запятую после и;

в) запятые перед и после и;

г) знаки расставлены верно.

1. Художник с интересом рисовал голову старика и когда кончил, то его поразило сходство этой головы с чем-то знакомым.

2. Солнце медленно сползает с неба на край степи и когда оно почти касается земли, становится багровым.

3. Мы не думали, что он убежит так далеко и поджидая его, стали кидать камнями по реке.

4. Мы выждали, пока топот стихнет и тронулись дальше.

5. Люблю, когда молодой лиственный лес оденется и

кругом тесно обступит елку.

6. Оба шалуна поняли, что зашли слишком далеко и испуганно бросились по горной тропинке наверх.

7. Виктор побежал за ними и когда был уже близко около шоссе, услышал вдруг выстрел.

8. Маша повернулась, чтобы бежать и похолодев от ужаса, закричала.

9. Посередине трещал огонек, разложенный на земле и дым, который выталкивался обратно ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг.

10. По мере того как мы отходили от стоянки, долина суживалась все более и наконец, превратилась в глубокое ущелье.

3.Укажите, где на месте букв в скобках запятую ставить не нужно.

1. Как только солнце начинает греть по-летнему (а) и земля обсохнет после весеннего разлива (б) нам не сидится дома (в) и мы отправляемся путешествовать.

2. В одну из весенних ночей (а) на рассвете (б) старик услышал (в) наконец (г) как в воздухе (д) далеко и

протяжно (е) пронеслось печальное курлыканье журавлей.

3. В письме матери было послано (а) во-первых (б) благословение (в) во-вторых (г) поклоны всех (д) и (е)

наконец (ж) известие о том (з) что Аксинья пошла в люди.

4. Тут так же (а) как и в зале (б) окна были раскрыты настежь (в) и пахло тополем (г) сиренью (д) и розами.

5. Когда он вернулся в залу (а) сердце его билось (б) и руки дрожали (в) так заметно (г) что он поторопился спрятать их за спину.

6. Я никогда не забуду (а) того ужаса и восторга (б) какие я испытал (в) когда парус (г) надувшись (д)

накренил шлюпку (е) так низко (ж) что вода поднялась на уровне борта.

7. Когда вы встаете утром (а) и день встречает вас яс ной погодой (б) то (в) независимо ни от чего (г) у вас чуть-чуть поднимается настроение.

8. Ленька (а) первый из многих людей (б) которых я встречал в своей жизни (в) рассказал мне (г) где (д) и как спит рыба (е) как цветет сосна (ж) и как вместе с птицами совершают осенние перелеты маленькие пауки.

9. Я набрал большой букет разных цветов (а) и шел домой (б) когда заметил в канаве чудный малиновый (в) в полном цвету репей (г) того сорта (д) который у нас называется «татарником» (е) и который старательно окашивают.

10. Время стояло самое благоприятное (а) то есть (б) было темно (в) слегка морозило (г) и совершенно тихо.

4. Укажите, какой знак нужно поставить между частями бессоюзного сложного предложения:

а) запятую; б) двоеточие; в) тире.

1. Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман.

2. Выглянуло солнце, и вдруг все ожило земной мир сделался прекрасен.

3. Вдруг позади нас в овраге раздался шум кто-то спускался к источнику.

4. Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

5. Сказал что-то я он начал хохотать.

6. Облако пройдет озеро опять заблестит.

7. Чиста небесная лазурь теплей и ярче солнце стало.

8. Варвара прислушалась донесся шум вечернего поезда.

9. Хочешь есть калачи не сиди на печи.

10. Идти было трудно густые колючие кусты разрослись.

5. Укажите, какой знак препинания нужно поставить в предложениях на месте вопросительного знака (?):

б) точку с запятой;

д) не нужно никакого знака.

1. Он ждал расспросов (?) она молчала и смотрела за окно, где все так же однотонно шумел дождь.

2. Тут открылась картина довольно значительная (?) широкая сакля, крыша которой опиралась на два закопченных столба, была полна народу.

3. Край неба алеет (?) в березах просыпаются, неловко перелетывают галки, воробьи чирикают около темных скирд.

1. Укажите тип предложения:

а) простое предложение;

б) сложносочиненное предложение;

в) сложноподчиненное предложение;

г) бессоюзное сложное предложение.

1. У Марьи Моревны вдруг загорелись глаза и брови раскинулись птичьими крыльями.

2. Мы ехали шагом, мы мчались в боях.

3. Очень русское было все то, среди чего я жил в мои отроческие годы.

4. Ветер гонит облако с дождями, листья перевертывает скопом.

5. Разговор этим кончился, но мы продолжали идти друг подле друга.

6. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась.

7. Все тропинки сада, покрывавшего отлогость против наших домов, были мне известны.

8. Было тихо, светло.

9. Скромно вошла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось, побелело.

10. По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется, несется на всех парусах.

2.Укажите, сколько запятых нужно поставить в сложноподчиненных предложениях:

а) одну запятую; г) четыре запятые;

б) две запятые; д) не нужны запятые.

1. Ночь была такая черная что вплотную столкнувшись лицами нельзя было видеть друг друга.

2. Хочу приносить хотя бы ничтожную пользу.

3. При мысли великой что я человек всегда возвышаюсь душою.

4. Надо было все обдумать вспомнить не забыл ли

5. Несмотря на то что было холодно снег таял весьма заметно.

6. Животные наверняка видели как мы ломали ветки

и вероятно слышали наши голоса.

7. Он заговорил так же внезапно как вошел мгновенно сделав вид будто не заметил моей потерянности.

8. Как бы ни было уныло и неприветливо покинутое место всегда остается в душе сожаление а может быть и любовь.

9. В комнате стояли серые сумерки сквозь которые ясно вырисовывались печка и спящая девочка.

10. В ожидании ужина мы сидели у костра наблюдая как на реке угасает последний отсвет мутного заката и прислушиваясь к порывистому дыханию переката у изголовья заводи.

3. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными:

а) запятую перед щ в) запятые перед и после щ.

б) запятую после и; г) знаки расставлены верно.

1. Теперь, когда вблизи говорили люди и светилось

окно, он прибавил шаг.

2. Это небо, по которому широкою полосою протянулся Млечный Путь и темный океан, в котором отражались небесные светила, одинаково казались беспредельно глубокими.

3. Расскажите, кто вы и что с вами случилось.

4. Хотя гром трещал по-прежнему и молния полосовала небо, ему уже не было страшно.

4. Укажите, какой знак нужно поставить между частями бессоюзного сложного предложения:

а) запятую; б) двоеточие; в) тире.

1. Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман.

2. Выглянуло солнце, и вдруг все ожило земной мир сделался прекрасен.

3. Вдруг позади нас в овраге раздался шум кто-то спускался к источнику.

4. Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

5. Сказал что-то я он начал хохотать.

6. Облако пройдет озеро опять заблестит.

7. Чиста небесная лазурь теплей и ярче солнце стало.

8. Варвара прислушалась донесся шум вечернего поезда.

9. Хочешь есть калачи не сиди на печи.

10. Идти было трудно густые колючие кусты разрослись.

5. Укажите, какой знак препинания нужно поставить в предложениях на месте вопросительного знака (?):

б) точку с запятой ;в) двоеточие;

д) не нужно никакого знака.

1. Выбрав в лесу хорошую ореховую палку, мы иногда обделывали ее на свой манер, а именно (?) очищали от кожуры и обжигали на пламени костра.

2. Матушка сидела в гостиной и разливала чай, одной рукой она придерживала чайник, другой (?) кран самовара.

3. Всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть (?) и никак не могла догадаться, что бы такое было в голове ее мужа, о чем бы ей нельзя было знать.

1. Определите, нужна ли запятая перед союзом да (да и):

а) нужна; б) не нужна.

1. Человек, собака да кошка да сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной.

2. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

3. Тишина нарушалась только однообразным шумом воды да жужжанием насекомых.

4. Ум имей хоть маленький да свой.

5. Только в нескольких местах он ошибся да и то незначительно.

6. Я б тебя поцеловал да боюсь: увидит месяц.

7. Перегребали потом снег-то да ничего не нашли.

8. И под звездами балканскими вспоминаем неспроста ярославские да брянские да смоленские места.

9. День был прохладный да солнечный.

10. Богатырским сном угостил их Калина да еще каких-то особо звонких птиц припас на пробуждение.

2. Укажите, сколько запятых нужно поставить в предложениях:

а) одну запятую; в) три запятые;

б) две запятые; г) четыре запятые.

1. Идти было трудно и мы промокли буквально до нитки но тем не менее продолжали путь.

2. Для всех в доме кроме может быть Семена поступок Андрейки был полной неожиданностью.

3. Вот и дождик посмотри-ка хлынул словно из ведра скучно холодно как будто не весенняя пора.

4. Дождь за окном видимо еще припустил и на Оке наверно ходили волны.

5. Я присмотрелся попривык к окружающим меня явлениям или вернее сказать чудесам природы.

6. Дождь однако же казалось зарядил надолго.

7. Товарищу не здоровилось однако он пошел на реку.

8. Книг было довольно много и он очевидно их читал и вероятно садился читать с чрезвычайно важным видом.

9. Да конечно мы любили книжки и пожалуй не меньше чем нынешние читатели.

10. К удивлению моему мужик должным образом поздоровался с перевозчиком и как будто удивился.

3. Укажите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в сложных предложениях:

а) запятую перед и; г) тире перед и;

б) запятую после и’, д) знаки расставлены верно.

в) запятые перед и после и;

1. Кое-где по стенам сочилась вода и слегка блестели известковые налеты.

2. После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко.

3. Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку.

4. Еще десять шагов и я увидел толстую сухую сосну, сваленную ветром.

5. Упали две, три крупные капли дождя и вдруг блеснула молния.

6. Было тихо, светло и чуть примораживало.

7. Осень и листья опадают с деревьев, в воздухе потянулась паутина.

8. Еще одно, последнее сказанье и летопись окончена моя.

9. В лесу и ветра не было и воздух был чище.

10. Льется свет через множество сит и пылая холодным пожаром, медно-красное солнце висит над гогочущим зимним базаром.

4. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в сложных предложениях:

а) запятую перед и; в) запятые перед и после и;

б) запятую после и; г) знаки расставлены верно.

1. Я сижу рядом с рыболовом и пока мы разговариваем, ему попадается несколько славных рыбин.

2. Он давно сидит тут и как только я вношу чайник, с добрым криком бросается ко мне.

3. Его богатая энергия постоянно ищет выхода и когда нет ей применения в делах, она разряжается по пустякам, но разряжается непременно.

4. Когда наступил вечер, небо сплошь заволокло тучами и пошел дождь.

5. Было жарко, назойливо, приставали мухи и было так приятно думать, что скоро уже вечер.

6. Пока я осматривал окрестность, палатки были поставлены и ужин приготовлен.

7. Если бы не выпадали дожди, давно бы высохла зелень и земля лежала бы вся в трещинах.

8. Я не понимал, в чем причина нашей неудачи и ощущал упадок сил.

9. Двор Ивана Никифоровича хотя был возле двора Ивана Ивановича и можно было перелезть из одного в другой через плетень, однако ж Иван Иванович пошел улицею.

10. Морозы стали слабее и начал падать мелкий снежок, который охотники называют порошей.

5. Укажите, где на месте букв в скобках запятую ставить не нужно.

1. Прокофьев (а) одеваясь на ощупь в кромешной темноте (б) говорил (в) что писательство — самое тяжелое и заманчивое занятие в мире (г) и (д) что (е) если бы он не был геологом (ж) то наверняка бы сделался писателем.

2. Если облака не закрывали (а) словно ватой (б) все ущелье (в) и не загораживали всю вершину (г) я сидел там на камне (д) подстелив под себя куртку.

3. Казалось бы (а) все давно ждали войны (б) и (в) все-таки (г) в последнюю минуту она обрушилась (д) как снег на голову (е) потому что (ж) очевидно (з) вполне приготовить себя заранее к такому огромному несчастью (и) вообще невозможно.

4. Не отводя глаз от нот (а) и крепко стиснув губы (б) сидела она (в) неподвижно и прямо (г) и только к концу сонаты лицо ее разгорелось (д) и маленькая прядь (е) развившихся волос (ж) упала на темную бровь.

5. Он его слышал в ночной суматохе (а) двух сошедшихся у пристани пароходов (б) когда они пришвартовываются к другому (в) и публика с нового парохода проходит с багажом на пристань (г) через внутренность ранее причаленного (д) смешиваясь с его пассажирами и вещами.

6. Укажите, какой знак препинания нужно поставить в предложениях на месте вопросительного знака (?):

а)запятую; г) тире;

б) точку с запятой; д) запятую и тире одновременно;

в) двоеточие; е) не нужно никакого знака.

1. И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый (?) он тронут, и она тронута.

2. Трудно было подумать, чтоб место это было жилое (?) такой решительный вид запустения и беспорядка носила на себе наружность избы.

3. Кто не любит искусства (?) или черств душой, или глух ко всему прекрасному.

4. Я хотел ответить Олесе какой-нибудь шуткой и не мог (?) слишком много искреннего убеждения было в ее словах.

5. Помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки, но теперь только умею ценить их (?) тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка.

«Сценарий посвящения пятиклассников. «Инки и Ирокезы — верные друзья индейцев». Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые гости, зрители, участники. Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествиев глубь материка Сев. »

«От составителя Чтение проникновенных стихотворных произведений, исполнение душевных песен, воспоминания о лучших поэтах района на литературных встречах «Проба пера». Как одно из направлений краеведческой деятельности, хорошо развито в ЦБС литературное краеведение. В 2004 году было образовано литер. »

«Совет Татарско-Толкишского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики ТатарстанРЕШЕНИЕ №38/4 «12» мая 2014г. Об утверждении Положения о самообложении граждан и. »

«АДМИНИСТРАЦИЯСОЛОНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯНЕХАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ От 16.11.2016 г. № 47 Об утверждении Порядка ведения реестров муниципального имущества Администрации Солонского сельского поселения 1.Утвердить прилагаемый Порядок ведения реестров муниципального имущ. »

«НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КИТАЯ «РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОРСКИХ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ АНТАРКТИКИ»Краткий обзор Русская пелагическая исследовательская компания 41913995877152011 Географическое распределение Антарктического Криля В 2007. »

«АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КАМЫШЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАМЫШЛИНСКИЙСАМАРСКОЙ ОБЛАСТИПОСТАНОВЛЕНИЕ с.Камышла от 31.08.2015 года № 55/1 Об утверждении порядка формирования, ведения и утверждения. »

«Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пермский агропромышленный техникум» филиал в с БершетьИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Что в имени тебе моем.Выполнила: ст. »

«Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И ЯБ Е Л Г О Р О Д С К А Я О Б Л А С Т ЬМУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ВЕЙДЕЛЕВСКИЙ РАЙОН»АДМИНИСТРАЦИЯКЛИМЕНКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯП О С Т А Н О В Л Е Н И Е с. Клименки 28 сентября 2015 г. № 14 О порядке присвоения и сохранения клас. »

«Блок 1 Проверь, умеешь ли ты различать изученные объекты и явления живой и неживой природы. Запиши, как называется промежуток времени, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг Солнца. Как называется форма земной поверхности в виде небольшой возвыше. »

«Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Областной Центр дополнительного образования детей» 454081, г. Челябинск, ул. Котина, 68, тел./факс 773-62-82, E-mail: o. »

2018 www.el.z-pdf.ru — «Библиотека бесплатных материалов — онлайн документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector